«Малая Родина», проект долгосрочный на 2017-2018 учебный год
Некоторые родители полагают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания. Патриотическое воспитание дошкольников – это актуальная проблема в условиях современной России. Воспитание у дошкольников любви к родному городу, дому, семье, детскому саду начинается с ранних лет жизни. Считаем, что патриотическое воспитание приносит пользу, если несет комплексный подход, охватывает все виды деятельности дошкольника, осуществляется в повседневной жизни, в образовательной деятельности, в семье. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_malaya_rodina_pechat.docx | 237.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»
городского округа Люберцы Московской области
«Малая Родина»
Долгосрочный проект
для средней, старшей и подготовительной группы.
Составители:
г. Люберцы, 2017 г.
Введение:
Воспитание у дошкольников любви к родному городу, дому, семье, детскому саду начинается с ранних лет жизни. Патриотическое воспитание приносит пользу, если несет комплексный подход, охватывает все виды деятельности дошкольника, осуществляется в повседневной жизни, в непосредственно образовательной деятельности, в семье. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется постоянно: на занятиях, мероприятиях, праздниках, в семье, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого ребёнка. Вся эта деятельность способствует формированию патриотического воспитания, развитию у детей самостоятельности, умению работать сплоченного в коллективе. Знания, умения и навыки, приобретенные дошкольниками во время работы над проектом, усваиваются на всю жизнь, повышается качество воспитания и образования.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, получать новые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки в интересной форме.
Реализация проекта будет осуществляться в течение в трех лет: с сентября 2017 года по май 2020 года. Основной этап разделен на три части – три учебных года (средняя группа, старшая группа, подготовительная группа). Итоги подводятся в конце каждого учебного года.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о своей стране, малой родите, символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, ознакомятся с бытом наших предков, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный проект.
Срок реализации проекта: с 1 сентября 2017 года по 31 мая 2020 года.
Место проведения проекта: МДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик» г. Люберцы Московской области.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели ДОУ.
Предмет исследования: Формирование патриотического воспитания через разнообразные формы деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи.
Актуальность:
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю, малую родину и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной.
Причины проблемы:
Большинство родителей считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания.
ЦЕЛЬ:
Способствовать воспитанию уважительного отношения к своей семье, чувства любви к Родине и семье, традициям наших предков.
ЗАДАЧИ:
- расширить знания детей о родном городе;
- формировать чувства привязанности к своему дому, семье, своим близким, детскому саду, друзьям в детском саду;
- развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о семье, Родине, природе;
- формировать чувства любви к своей стране, малой родине на основе приобщения к культуре и традициям предков;
- развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (рисовании, аппликации);
- вызвать интерес к литературе по данной тематике;
- привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме.
Ожидаемый результат:
- сплочение участников проектной деятельности;
- формирование у воспитанников интереса к истории страны, своего города, достопримечательностям, к своей семье;
- активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
- поднятие гражданской ответственности семей воспитанников, через вовлечение в социально значимых событиях нашей страны (общегородские субботники, выборы, акция бессмертный полк и др.);
- осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
МЕХАНИЗМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ:
- Диагностика детей и анкета для родителей;
- Наблюдение, беседы, дискуссии;
- Результаты совместной деятельности детей, родителей и педагогов;
- Отзывы, предложения родителей и сотрудников ДОУ.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- занятия;
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- театральная деятельность;
- оснащение предметно-пространственной среды;
- работа с родителями (памятки и рекомендации);
- продуктивная деятельность (фотографии, открытки и газеты);
- презентация проекта.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ:
- разработчики проекта:
педагоги группы № 11
- партнёрство: родители воспитанников и сотрудники ДОУ.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный (аналитический)
- Основной этап 1 часть (реализация намеченных планов)
- Подведение итогов средний возраст
- Основной этап 2 часть (реализация намеченных планов)
- Подведение итогов старший возраст
- Основной этап 3 часть (реализация намеченных планов)
- Заключительный (подведение итогов)
План реализации проекта:
Подготовительный этап сентябрь 2017 г | |||
№ п/п | Средняя возрастная группа | Задачи | |
1. |
| Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. | |
Основной этап 1 часть средний возраст: сентябрь 2017г – май 2018г | |||
№ п/п | Совместная деятельность взрослого и ребенка | Задачи | |
Подготовка наглядно-дидактического материала:
| Формирование у воспитанников интереса к истории страны, изучение жизни наших предков. | ||
Экскурсия по территории и зданию детского сада | Уточнить знания детей о детском саде, о постройках на территории детского сада, о сотрудниках детского сада. | ||
Беседы с воспитанниками:
| Закреплять у детей представления о членах семьи, родственных отношениях. Дать детям знания о профессиях сотрудников детского сада. Расширить и уточнить знания детей о своем городе. Закрепить знания воспитанников о государственных символах, государственных праздниках. | ||
ООД Познавательное развитие:
| Расширить знания детей о родном городе; формировать чувства привязанности к своему дому, семье, своим близким. | ||
ООД Художественно- эстетическое развитие:
(лепка),
| Учить передавать впечатления через рисунок, лепку. Воспитывать у детей чувство патриотизма. | ||
Чтение литературных произведений, заучивание стихотворений наизусть о семье, о Родине, маме, родителях, бабушке. | Расширять кругозор детей путем знакомства их с литературными произведениями. Учить детей запоминать и выразительно читать стихи. | ||
Заучивание пословиц и поговорок о Родине, семье. | Помочь детям запомнить и правильно понять содержание пословиц и поговорок. | ||
Тематический праздник «День Матери в России. | Повышение значимости роли матери у дошкольников. | ||
Обогащение игрового опыта дошкольников Дидактические игры: «Растения нашего леса», «Кто где живет?», «Животные нашего леса», «Кому что нужно для работы», «Кто с тобой живет?», «Народные промыслы» и др. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождения», «Больница», «Путешествие по городу» | Дать информацию детям о социальной жизни человека через различные виды игр. Развивать речь, память, воображение. Формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками. Воспитывать дружеские взаимоотношения в ходе игры. | ||
Оформление ширмы «Люберцы», Фотовыставка «Путешествие по улицам нашего города». | Обогатить представления детей об окружающем мире, расширить опыт и знания, повысить мотивацию к познанию. | ||
Взаимодействие с родителями сентябрь 2017г – май 2018г | |||
1. |
| Осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей через вовлечение в проектную деятельность. | |
Подведение итогов апрель – май 2018г | |||
| Просветительская и мотивационная работа с родителями воспитанников, защита проекта в ДОУ. |
Подведение итогов средняя возрастная группа
Проект «Моя малая Родина» по повышению уровня познавательного интереса в рамках патриотического воспитания дошкольников показал свою эффективность:
- созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности;
- подобран обширный материал, пополнилась игротека группы новыми атрибутами;
- положительная динамика в формировании представлений об истории родного города;
- у детей наступило понимание осознанного уважения к членам своей семьи;
- повысилась активность родителей по гражданско-патриотическому воспитанию в семье.
Заключение:
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания в рамках реализуемого проекта имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей и их совместная деятельность способствуют формированию тесных внутрисемейных отношений, чувству гордости у детей за свою семью, родителей, развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Используемые в ходе работы формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку расширить кругозор, привлекают родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации проекта может быть специально организована, а также внедрена в расписание, как дополнительная формы работы во внеплановое время.
Промежуточные результаты работы не сиюминутны, они отсрочены во времени, их сложно измерять цифрами и процентами.
Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса патриотического воспитания и обучения своих детей, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.
Анкетный опрос родителей показал: необходимость продолжения работы в данном направлении. Об эффективности данного проекта можно говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, участии в семейных выставках, в оформлении альбомов и т. д.
Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты, и считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов и родителей. Намечены планы на следующий учебный год для старшей возрастной группы.