«Игра в семейном воспитании», долгосрочный проект на 2017-2018 учебный год

Иванцюх Елена Владимировна

Современные педагоги и психологи  призваны обучать родителей методам и приёмам содержательного взаимодействия с детьми. В данной ситуации педагогам важно найти такие формы воспитательной работы, которые сочетали бы в себе лучшие достижения педагогики совместной деятельности и соответствовали бы возрастным и психологическим особенностям детей.

Как известно, игра – это специфическая, объективно-развивающая способность, деятельность, которая используется взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nastolnye_semeynye_igry_pechat.docx170.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»

городского округа Люберцы Московской области

«Игра в семейном воспитании»

Долгосрочный  проект

для воспитанников и семей ДОУ группы № 11 «Почемучки»


Составители:

г. Люберцы, 2017 г.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный проект.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный проект.

Срок  реализации: с 1 сентября 2017 года по 31 мая  2020 года.

Участники  проекта:  воспитатель, дошкольники, родители воспитанников.

Предмет исследования:  Формирование навыка к совместной игровой деятельности детей и родителей.

Актуальность проекта:

В законе «Об образовании в РФ» подчёркнута ответственность родителей за образование собственных детей (Статья 44 Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2014): «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Образовательные учреждения и педагоги должны активней содействовать повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей). Современные педагоги и психологи  призваны обучать родителей методам и приёмам содержательного взаимодействия с детьми. В данной ситуации педагогам важно найти такие формы воспитательной работы, которые сочетали бы в себе лучшие достижения педагогики совместной деятельности и соответствовали бы возрастным и психологическим особенностям детей.

Как известно, игра – это специфическая, объективно-развивающая способность, деятельность, которая используется взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. Для полноценного развития ребенок –  должен играть. Игра увлекает малышей, делает их жизнь разнообразнее, богаче. Участие в играх облегчает детям сближение друг с другом, помогает найти общий язык, облегчает обучение на занятиях в детском саду и подготавливает к умственной работе, необходимой для обучения в школе.

Настольная игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, внимание. Игры с правилами, способствуют регулированию поведения детей, порой ограничивая их импульсивность.

Считаем, что достигнуть положительных результатов для формирования полезной совместной деятельности родителей и детей возможно только при комплексном подходе, в процессе  совместной работы семьи и педагогов детского сада, также ближайшего окружения ребенка.  В связи с этим, проект не ограничивается рамками нашей группы. Участниками проекта становится все окружение дошкольников (сотрудники ДОУ, члены семьи, друзья и т.д.).

Причины проблемы:  

Роль настольной игры, к сожалению, иногда недооценивается некоторыми родителями. Они считают, что на игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом надо убирать за ним. Игра – это пустое занятие.

А для ребенка дошкольного возраста игровая деятельность – это в первую очередь способ самореализации, а также обучение и развитие. В игре дошкольник может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. В игре он приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, приобрести опыт коммуникации.

Эта проблема решаема только в совместной работе ДОУ и семьи. Была разработана своя технология привлечения родителей к совместной работе и определены пути решения поставленной проблемы: образовательно-игровой проект.

ЦЕЛЬ: Способствовать созданию условий для приобретения опыта совместной игровой досуговой деятельности родителей (законных представителей) и детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

  • Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к игровой деятельности в семье.
  • Обучать дошкольников навыкам произвольной регуляции поведения в соответствии с социальными нормами и правилами.
  • Привлекать к работе над проектом родителей, способствовать сплочению коллектива детей и родителей.
  • Способствовать развитию у детей познавательных процессов, необходимых для дошкольников (память, логическое мышление, внимание, восприятие, наблюдательность, речь).
  • Формирование навыка для свободного выбора детьми видов совместной с родителями деятельности.
  •  Консультирование родителей, подготовка рекомендаций в рамках проекта, информационная и просветительская деятельность.

Ожидаемый  результат: 

  1. Обогащение положительного социального опыта у дошкольников через игровую деятельность.
  2. Приобщение каждого ребенка к пониманию значимости игры и накопление багажа знаний о б игровой деятельности.
  3. Повышение  мотивации каждого  ребёнка – участника  проекта к игровой деятельности, снижение тревожности у детей.
  4. Увеличение компетенции родителей по вопросам подбора игр для своих  детей.
  5. Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей и педагогов по данной тематике.

Нормативно-правовая и документальная основа:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

Механизм отслеживания:

  • Опросник для  родителей;
  • Наблюдение, беседы, дискуссии;
  • Результаты совместной деятельности детей, родителей и педагогов;
  • Отзывы, предложения родителей и сотрудников ДОУ.

Распределение обязанностей:

  • разработчик проекта:  педагоги группы № 11;
  • партнёрство: родители воспитанников и сотрудники ДОУ.

План  реализации  проекта

п/п

Этапы  работы

Сроки реализации

Мероприятия

Подготови-тельный этап

с 01.09.17

по

30.09.17г.

       

Предварительная работа:

  1. Проведение родительского собрания.
  2. Информирование родителей о предстоящей деятельности и мотивация для сотрудничества.
  3. Наблюдение за игровой деятельностью воспитанников.
  4. Анкетирование родителей.
  5. Опрос воспитанников о совместной игровой деятельности с родителями.
  6. Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, видеоматериалов по теме.

Основной этап

с 01.10.17

 по 31.05.18г.

         

Работа с родителями

  1. Просветительская и мотивационная работа с родителями.
  2. Подготовка консультаций, буклетов, памяток для  родителей на тему: «Игра в жизни вашего ребенка», «Игровой уголок ребёнка дома», «Настольные игры это полезно», «Настольные игры для развития памяти и мышления», «Игра в условиях семьи».
  3. Обмен опытом между родителями «Настольная семейная игра».
  4. Пополнение копилки игротеки, педагогами ДОУ и  разработка методических рекомендаций по использованию различных типов игр в соответствии с возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями детей.
  5. Выставка в информационном уголке  родителей: «Опыт семейной игры».

Работа с воспитанниками:

  1. Тематические беседы с воспитанниками:

«История возникновения настольных игр (шашки, нарды, домино, лото и др.)», «Ознакомление с вариантами современных настольных игр», «Игрушки наших бабушек», «Самая интересная игра – эта игра сделанная своими руками».

  1. Практическая деятельность:

«Создание условий для игровой деятельности воспитанников в группе», «Настольная игра из подручных материалов», «Опыт совместной    игровой досуговой деятельности        детей с родителями»,

«Развитие игровой деятельности дошкольников»  –  систематическое внедрение настольных игр в практическую деятельность воспитанников в группе.

  1. Выставка настольных игр в группе:

«Моя любимая игра».

  1. Создание картотеки:

«Опыт семейной настольной игры».

Итоговый этап

с 01.04.18

по

31.05.18г.

  1. Ознакомление родителей с итогами наблюдения и опроса воспитанников.
  2. Подготовка информационного материала для педагогов и родителей  на тему проекта.
  3. Создание презентации по итогам проекта.
  4. Разработка планов дальнейшей работы по проекту.