Главные вкладки
Результативность применения ИКТ на уроках музыки
Урок музыки - это постоянное творческое общение между музыкой - учителем - детьми, между Композитором - Исполнителем - Слушателем. Одна из целей модернизации школьного оценивания - сделать оценку учащихся более содержательной и увлекательной. А формирование умения давать содержательную оценку надо рассматривать через различные виды деятельности: самого педагога, коллективной оценочной деятельности школьников, самостоятельной оценочной активности учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме:
«Контрольно-оценочной деятельности обучающихся на уроках музыки в рамках ФГОС».
Подготовила:
Учитель музыки
Агеева Людмила Александровна
г.Когалым,2022
Пояснительная записка
Урок музыки - это постоянное творческое общение между музыкой - учителем - детьми, между Композитором - Исполнителем - Слушателем.
Одна из целей модернизации школьного оценивания - сделать оценку учащихся более содержательной и увлекательной. А формирование умения давать содержательную оценку надо рассматривать через различные виды деятельности: самого педагога, коллективной оценочной деятельности школьников, самостоятельной оценочной активности учащихся. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания. Тем самым к решению проблемы «контрольно-оценочной деятельности обучающихся на уроках музыки в рамках ФГОС» нужно подходить не просто ответственно, но и творчески как настоящий художник или мастер творческого дела.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального, общего образования предполагает формирование у обучающихся метапредметные результатов, в частности становление внутренней мотивации ребёнка к учению, умений производить самооценку и самоконтроль, ставить цель и достигать её.
Приёмы по формированию контрольно-оценочной деятельности младшего школьника
- оценочные шкалы - волшебная линеечка
- балловая система самооценки
- Ведение листа контрольных достижений;
- Использование «значков отличия»
- Оформление «лестниц учебного роста»;
- Заполнение «листов отслеживания выученных произведений»
- Работа с перечнями материалов для самостоятельной работы
(список музыкальных инструментов для дополнительного слушания музыки);
- Заполнение рефлексивных таблиц освоения учебного материала.
- Ведение портфолио (дипломы с вокальных конкурсов или олимпиад но музыке)
1.Волшебная линеечка
количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем и учениками в ходе их совместной деятельности на каждом уроке
не только те, которые отражают знания детьми материала, но и такие как аккуратность, внимание, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение; критерием, отражающим мотивационно-творческую направленность, творческий потенциал, способности к осуществлению инновационной деятельности, а также критерии, отражающие ценностный потенциал (Композиторкой - Исполнительской – Слушательской деятельности)
Существует 3 варианта самооценки письменных работ
- Оценка учеником уже выполненной, но не проверенной учителем работы. Данная оценка способствует формированию самоконтроля и чаще всего используется учителем на уроке;
- Оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы. Эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля.
- Прогностическая оценка – является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя. Ребенок работает со шкалой непосредственно перед выполнением работы. Чаще всего такой способ оценивания применяется на самостоятельных, контрольных работах
Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще. Учитель, в свою очередь рассматривает адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально, корректируя при необходимости.
Например: контрольная работа по предмету музыки состоит из трех частей или трех видов деятельности.
- Теоретическая (Знание понятий, определений, композиторов)
- Слушательская (Знание жанров, форм, элементов музыкальной речи, название музыкальных инструментов и произведений)
- Практическая (Умении выполнять предложенные задания, знание нотной грамоты, знание музыкальных символов )
- А также можно оценивать и грамотность, актуальность и внимание
2. Балловая система самооценки (при оценке письменных работ)
- не привязана к пятибалльной системе оценивания и всегда изменяется в зависимости от работы;
- разработка балловой системы происходит совместно учениками с учителем;
- используется принцип относительности (учитывается объем и сложность предлагаемого материала).
Основные умения | № задания | Прогностическая оценка | Итоговая оценка |
Умею петь мелодии по интонационно-высотной схеме | Пример 1 2 | ||
Умею привести соответствие муз. Инструмента и вида оркестра | Скрипка – Симф-ий оркестр Балалайка - Народный Орган – камерный оркестр и т.д. | ||
Умею определят Композиторов по музыкальным произведениям | П.И. Чайковский - Камаринская |
3. Лист индивидуальных достижений обучающегося – таблица, которая вкладывается в дневник и заполняется учеником в течение всей четверти
музыка | число | 1.10 | 8.10 | 15.10 | 22.10 | 29.10 |
Повторение | ||||||
Слушание | ||||||
Исполнение песни | ||||||
Игра на ДМИ |
4.Оформление «лестниц роста»-
индивидуальные таблицы прохождения учебного материала
- «Музыкальные произведения»
- «Музыканты, Композиторы »
- «Нотная грамота».
- «Музыкальные инструменты»
и т. д.
П.Чайковский: «Сладкая греза», «Вальс»,
«Марш деревянных солдатиков».
р.н.п. «Во поле береза стояла»
греческий танец «Сиртаки»
П.И.Чайковский «Па-де-де»
Д.Кабалевский «Песня о школе».
Я не узнал и не запомнил Я узнал, но не запомнил
Я думал, что знал Я узнал, я запомнил
Лестницу можно комбинировать, как угодно отдельно по видам деятельности и конечно все вместе!
- Листы отслеживания выученных наизусть произведений
Заполнение «листов отслеживания выученных наизусть произведений» - своеобразный индивидуальный план обучения, «индивидуальное табло» учёта достижений ребёнка. Такие списки имеют большое значение, в них обозначены все произведения для заучивания в течение учебного года, что даёт возможность формировать у ребёнка умение распределять своё время, воспитывать у него ответственность перед родителями, одноклассниками и учителем.
- Составление списка музыкальных инструментов для дополнительного слушания музыки.
Действительным способом повышения учебной активности обучающихся является ознакомление детей и их родителей со списками дополнительного учебного материала. Списки музыкальных инструментов для дополнительного Слушания, Размещаются на школьном портале или дневнике. ру, в разделе домашнее задание они помогают родителям младших школьников подобрать произведения для домашнего слушания, облегчают их работу по поиску дополнительных музыкальных произведений и отслеживанию круга интересов ребёнка.
«Живой звук , которые я слушаю!»
Композитор | Произведение | Музыкальный инструмент | Моя оценка | Рассказал родителям, другу, учителю (указать, кому) |
Советы, рекомендации учителя: |
- При безотметочном обучении, я использую
«Лист индивидуальных достижений».
Это позволяет мне зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, отмечать уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Эти листы являются личным достоянием ребенка и его родителей.
Лист индивидуальных достижений
Фамилия и имя ребенка____________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Дата: констатирующего этапа (1)_____________________________________
промежуточного этапа (2)______________________________________
контрольного этапа (3) ________________________________________
уровень развития | Параметры музыкальных способностей | |||||||||||||||||
метро- темпо- ритм | чувство ритма | чувство звуковы- сотности | гармоничес- кое чувство | динамическое чувство | эмоциональ- ная отзывчивость | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
высокий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
средний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
низкий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Рефлексивные таблицы освоения обучающимися учебного материала
По каждой изучаемой теме ученик заполняет рефлексивную таблицу: проставляет в графах «+», если задание или действие выполнено, если он считает, что изучил данную тему; «-» - если ребёнок считает, что тема не изучена, что он не выполнил необходимых действий, не справился с заданием освоение учебного материала
За основу можно взятии темы уроков по музыке или разделов!!!
По каждой теме ребёнку предоставляется право
заполнить три строки, что даёт возможность ученику,
который не усвоил тему, определение или правило с
первого раза, имеют возможность его повторить,
выполнить дополнительные упражнения.
- Рефлексия
1.Анкетирование
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно |
2.«Условные знаки» В оценочной карте
Дата урока | Вопросы Учителя | Кол-во карточек за 1 правильный ответ 1 муз. карточка | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
10.10.2015 | / | 0 | V | W | + | 0 | W | 0 | 3 |
«V» — ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный
«W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » — ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
«+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» — не ответил.
Значки можно выбирать произвольно.
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
3. «Утверждение»
Выбери верное утверждение:
- Я сам не смог справиться с затруднением;
- У меня не было затруднений;
- Я только слушал предложения других;
- Я выдвигал идеи….
4. «Рефлексивный экран»
Сегодня я узнала… | Мне захотелось… |
Выводы:
1. Происходит реальное развитие оценочных умений
2. Снижается уровень общей и учебной тревожности
3. Осуществляется дифференциация не только по
процессу, но и по результату обучения
4. Оценивание позволяет увидеть
достижения ученика в сравнении с самим собой
Общепризнанно, что творческий процесс - это постоянный поиск. Новые подходы к системе оценивания на уроке музыки в общеобразовательной школе помогут учителю выйти на новый уровень индивидуального стиля своей педагогической деятельности.
Литература:
- Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993. – 145 с.
- Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. БРО, Томск, 1993. - №7.
- Контроль и оценка как предмет психолого-педагогического исследования. Психологические критерии качества знаний школьников. Под. ред. И.Я. Якиманской. – М., 1990. – с. 5 – 20.
- Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М., 1999. – 121 с.
- Ариян М.А. «Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам», журнал «ИЯШ» №6, 1999 год, с.17
- Винярская О.А. «Развитие личности учащегося на уроках иностранного языка», журнал «Учитель.ru», 2001
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. — Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.
- «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г
- Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005г
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе — М.: «Сентябрь», 1996
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
За все время своей работы в школе учителем музыки мне всегда хотелось сделать уроки более интересными, запоминающимися для ребят. Всегда меня интересовал вопрос: «Что же нужно сделать для того, чтобы ребята с радостью шли ко мне на урок, чтобы с нетерпением ждали встречи с искусством?» И сегодня этот вопрос остается для меня актуальным.
Актуальность данной темы обусловлена глобальными процессами информатизации, которые можно наблюдать в любой сфере деятельности человека, и, в частности, в образовании. В последнее время, в образовательных учреждениях широко используются информационно-коммуникационные технологии. Данное явление способствовало интенсивному развитию учебного программного обеспечения, которое позволяет успешно решать многие задачи современной образовательной системы.
На современном этапе развития нашего общества перед школой, учителями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: растить будущих граждан не только здоровыми, трудоспособными и сознательными, но и инициативными, думающими работниками, способными на творческий, рациональный подход к любому делу. Сегодня востребована активная жизненная позиция работника, способность мыслить творчески, если предоставляется возможность самосовершенствования. Только самостоятельная, творческая, социально–ответственная, конструктивно вооружённая личность способна оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. Другими словами от школы ждут сегодня не “нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными. Во всем мире наблюдается значительный рост интереса к проблемам развивающего образования. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ, ведь педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека - совершенствоваться, развивать себя, реализуя свои природные задатки. Это связано с совершенствованием техники, компьютеризацией, научно-техническим прогрессом. Нестандартные, креативные методы и стиль мышления проникают во все отрасли знаний.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим формирования познавательной мотивации. Таким образом, уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий. Сегодня институты, университеты, гимназии, школы, колледжи, техникумы и даже детские сады оснащены новейшей компьютерной техникой. Использование информационных технологий повышает заинтересованность учащихся предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери времени при проведении занятий и самостоятельной работе учащихся. Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью ИКТ и электронных образовательных ресурсов нового поколения.
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель музыки должен использовать компьютерные технологии в своей деятельности. Главной задачей школы является - воспитание нового поколения грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов, что и обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.
Обучение современного ученика основам музыки и искусства в школе в настоящее время стало намного проще. Восприятие и усвоение учебного материала детьми происходит в несколько раз быстрее, они развиваются в мире стремительно развивающейся электронной культуры. Общение с компьютером значительно расширяет кругозор обучающихся, информация, полученная из сети интернет, является наиболее наглядной и запоминающейся, чем книга или наглядные пособия в классе. Задача учителя состоит в том, чтобы подготовить учащихся к быстрому поиску, восприятию и обработке больших объёмов информации, а также научить их правильно и быстро использовать современные средства поиска нужной информации, научить технологии работы в разных поисковых системах. Поэтому можно твердо сказать, что изучение и применение компьютерных технологий актуально в практической деятельности учителя.
Для изучения музыки в обычной школе выделяется учебным планом один час в неделю в каждом классе. Этот час позволяет школьникам познакомиться лишь с основными понятиями и основным содержанием музыкальных произведений, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. Для решения проблемы усвоения большего объема информации на уроке, одновременно с повышением интереса, результативности обучения, очень большую роль в настоящее время играют современные информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки.
Чтобы успешно управлять процессом музыкального воспитания в школе, формировать эстетические вкусы детей, в современной школе учитель музыки должен владеть не только музыкально-исполнительскими навыками, но и обладать высоким уровнем профессиональной компетенции, умением руководствоваться имеющимися в его арсенале знаниями в реальной ситуации; быть профессионально мобильным.
Ведущая идея моей работы: целенаправленное применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе на уроке музыки позволит ускорить формирование учебно - познавательной компетенции учащихся, стимулировать мотивацию и добиться повышения качества обучения.
Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, и авторитет учителя резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями.
Включение ИКТ- компонента в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, его психологические особенности. Таким образом, применение ИКТ- компонента в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ИКТ- компонента на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям.
Можно выделить основные цели внедрения компонентов информационных технологий в учебный процесс:
· сделать образование еще более доступным, не снижая его качества;
· изменить содержание и способы обучения для увеличения его эффективности.
В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую, видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для результативного обучения школьников: телевизионное изображение, графика, анимация, звук. Использование компьютера решает проблему недостачи наглядных пособий, повышает качество преподавания предмета, повышает интерес к предмету «музыка».
На уроках музыки важно применение следующих информационно-коммуникационных технологий:
1. Использование музыкальных энциклопедий и обучающих программ по музыке.
Огромную помощь в работе оказывают компьютерные диски, например такие, как «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Мировая художественная культура», мультимедиа-энциклопедия «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства», обучающая программа «Музыкальный класс», «Энциклопедия классической музыки», «Развиваем музыкальные способности», «Шедевры музыки», «Музей музыкальных инструментов», «Учимся понимать музыку» и т. д.
Все эти обучающие программы содержат хорошо иллюстрированный информационный материал, качественный музыкальный материал и много тестов, игр, кроссвордов, различных заданий, обучающе-развивающих увлекательных викторин и другого полезного материала для самостоятельной работы учащихся дома и на уроках. В них представлена информация в виде лекций о музыкальных эпохах и жанрах; биографии композиторов; биографии музыкальных деятелей, дирижеров, исполнителей; словарь музыкальных терминов; интерактивные статьи о музыкальных классических шедеврах; образцы звучания инструментов симфонического оркестра; познавательные тест-игры; огромное количество уникальных иллюстраций; видеофрагменты опер и балетов. С помощью них можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Благодаря различным компьютерным дискам можно виртуально путешествовать во времени и пространстве, по эпохам, странам, знакомиться с лучшими музыкальными образцами, с лучшими исполнителями мира, со стилями и направлениями в музыке, можно оказаться в гостях у художника в мастерской, в музее изобразительного искусства, в музее музыкальных инструментов и т.д.
2. Использование «Цифровых образовательных ресурсов», как комплекс средств обучения, в который входят:
· Различные аранжировки музыкальных произведений, исполнение мелодий инструментальных произведений соответствующим тембром, композиторское творчество;
· Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты исполнения музыкальных произведений юными музыкантами для создания эффекта сопричастности учащихся к созданию (исполнительской трактовке) музыкальных образов, фрагменты народных праздников;
· Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей, документальные и художественные фотографии;
· Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы;
· Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;
· Звуковые фонограммы музыкальных произведений и песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
· Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная (словесная) характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.;
· Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника, а также участие в дистанционных олимпиадах по предмету, проведение виртуальных экскурсий.
3. Создание мультимедийных презентаций. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа Power Point, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков музыки, также, с большим успехом, эту программу можно использовать и во внеклассной работе. Они отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности.
Благодаря мультимедийным презентациям, учащиеся стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией.
Создание презентаций позволяет повысить интерес к изучению предмета, так как дает возможность учителю и ученику посредством презентации выразить свои чувства, переживания, особенности восприятия того или иного музыкального произведения. Создание презентаций позволяет проявить творчество, индивидуальность, обогатить содержание урока. Презентация позволяет учителю или ученику иллюстрировать раскрытие темы красочными картинами, фотографиями, видеофрагментами, звуковыми фрагментами и т.д.
Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ, делает рассказ учителя более увлекательным, а самое главное, концентрирует внимание учащихся на учителя, что очень важно. Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого материала позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый учителем материал. Можно применять мультимедиа в различных видах учебно-познавательной деятельности на уроке музыки, это и слушание музыки, и вокально-хоровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах. Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность широко ее использовать в образовательном процессе.
Таким образом, программа PowerPoint приводит к целому ряду положительных эффектов:
· обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
· психологически облегчает процесс усвоения;
· возбуждает живой интерес к предмету познания;
· расширяет общий кругозор учащихся и повышает производительность труда.
4. Создание музыкальной фонотеки.
С помощью сети Интернет можно пополнять свою фонотеку, быть в курсе музыкальной жизни не только в России, но и всего мира, записывать различные музыкальные телепередачи, балеты, мюзиклы, концерты, найти слова, ноты и фонограмму к изучаемым песням.
Многие сайты содержат «минусовки» и «плюсовки», программы, позволяющие изменять тональность, темп мелодии. Их использование очень эффективно при проведении уроков музыки, а также во внеурочной деятельности для подготовки солистов и хора к участию в конкурсах. Большую возможность имеют учителя музыки скачивать материалы на Интернет-сайтах, где имеется много статей, разработок уроков, посвящённых музыке. Например, 1.http://www.belcanto.ru/index.html, http://www.classic-music.ru/index.html, http://x-minus.org/, и другие.
5. Участие школьников в проектах по предмету.
В последние годы всё чаще объектом интереса педагогов становится исследовательская деятельность школьников. Это вызвано причинами социального характера: общество заинтересовано в выпускниках, умеющих ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать и адекватно оценивать себя и свои достижения. На современном этапе к числу основных задач школьного образования относятся формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитие общеучебных умений и навыков (исследовательских, рефлексивных, самооценочных). Решению этих задач способствует педагогическая технология – проектное обучение.
Организуя учебно-исследовательскую работу учащихся, педагог преследует определённые цели:
· сформировать у учащихся исследовательские умения;
· повысить мотивацию к изучению предмета;
· содействовать развитию личности ученика; помочь ему в самоопределении.
На уроках музыки ребята учатся создавать творческие проекты, в которых выражают своё отношение к окружающему миру через возможности музыкального языка.
6. Использование игровых технологий
Мультимедиа-технологии и созданные мультимедиа-ресурсы могут быть использованы при реализации самых разных методов обучения. Одними из методов, в которых использование мультимедиа может дать наибольший педагогический эффект, являются различные игры, применяемые в учебном процессе. Использование мультимедиа-ресурсов позволяет сделать такие игры более яркими, живыми и интересными.
Примеры мультимедийных игр для уроков и внеурочной деятельности: «Угадай мелодию», «Мои первые знания о музыке», «Инструменты симфонического оркестра», «Разгадай кроссворд», «Что я знаю о музыке», «Знатоки музыки», «Нотная азбука».
В современных условиях сеть Интернет позволяет учителю музыки не только быть в курсе музыкальных новостей, подбирать нужную информацию, но и общаться со своими коллегами по электронной почте, по скайпу, делясь опытом работы, а также участвовать в различных Интернет-конференциях, семинарах и форумах.
Возможности использования сети Интернет при подготовке к урокам музыки заключаются в следующем:
· свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
· использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке;
· изучение учеником конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя.
При работе с ресурсами сети Интернет учителю следует проверять достоверность информации, соответствие материала теме урока и возрастным особенностям школьников.
Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую сторону, охватывая все этапы учебной деятельности. Использование информационных технологий в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету «Музыка». ИКТ позволяют обучающимся не только обогатиться большим количеством организованных знаний, но и развивать их интеллектуальные, творческие способности, их умение самостоятельно приобретать новые знания, использовать различные источники информации. Применение ИКТ делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Использование информационных технологий открывает практически неограниченные возможности для творческой деятельности как обучаемых, так и преподавателей.
На уроке музыки использование информационных технологий решает ряд важнейших задач:
· личностное развитие учащихся;
· повышение интереса к музыке и к учебно-познавательной деятельности на уроке, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся;
· постановка в центре обучения самого обучающегося, его психологических особенностей;
· расширение возможности для плодотворного сотворчества учеников и учителя, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу на уроке;
· увеличение объема информации, сообщаемой ученику на уроке;
· обеспечение оптимального музыкального развития учеников;
· обеспечение каждого школьника собственной траекторией обучения;
· расширение кругозора учащихся, мотивация детей самостоятельно искать информацию;
· усвоение учебного материала;
· активизация умственной и познавательной деятельности, развитие наблюдательности;
· реализация творческого потенциала учащихся;
· воспитание активности и самостоятельности;
· развитие теоретического мышления;
· формирование эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству;
· формирование положительной мотивации у большинства учащихся к музыкальным занятиям;
· развитие наглядно-образного и теоретического типов мышления, эстетического воспитания и эстетической восприимчивости, развитие умений, экспериментальной деятельности, формирование информационной культуры, творческого, интеллектуального потенциала обучающихся;
· выполнение социального заказа: осуществление общей информационной подготовки пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»), подготовки специалиста в какой-либо сфере;
· интенсификация учебно-воспитательного процесса, что предполагает повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
В процессе использования технологий на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей. Все технологии помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности. Применяя информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Очень важно не превратить урок музыки в общение с компьютером, не сделать урок музыки похожим на любой другой урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Используя информационные технологии необходимо использовать только те их достижения, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности учеников. Применяя информационные технологии на уроке необходимо помнить о здоровьесберегающих технологиях, т.к. при использовании видеоинформации идет большая зрительная нагрузка.
Анализ результатов собеседования с учащимися показал, что в результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация (97% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, повышается уровень самообразовательных навыков, наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока. Однако вопрос об утомляемости учеников на уроках с использованием ИКТ пока остается открытым и требует дополнительного изучения.
Использование информационно-коммуникационных технологий на моих уроках привело к следующим положительным результатам:
· возрос познавательный интерес учащихся к предмету;
· повысилось качество успеваемости;
· совершенствовались навыки исследовательской работы с применением ИКТ;
· появилась потребность в работе с дополнительной литературой, с Интернет-ресурсами;
· наблюдается интеллектуальный рост, повысилась культура общения, расширился кругозор;
· повысился творческий потенциал учащихся;
· изменилась роль ученика в уроке: из пассивного слушателя стал активным участником процесса обучения;
· при одном часе в неделю стало возможным увеличить интенсивность урока, его насыщенность;
· появилась возможность использовать на уроке качественные аудио- и видеоматериалы;
· повысилась мотивация к изучению предмета.
Как показывает практика, использование информационно-коммуникационных технологий позволяет эффективно организовать самостоятельную работу на уроке, индивидуализировать процесс обучения, совершенствовать практические умения обучающихся, создавать обстановку эмоционального восприятия учебного материала, повышать интерес к урокам музыки. Информационно-коммуникационные технологии – это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов. Возможности информационных технологий позволяют повысить эффективность обучения и музыковедческим дисциплинам. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно необходимо.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Педагоги не могут успешно кого-нибудь учить, если в это же время не учатся сами». Али Апшерони
Компьютерные программы, используемые при подготовке и проведении уроков музыки : Microsoft Word Internet Проигрыватель Windows Media
Microsoft Word можно использовать для составления : карточек тестов дидактических материалов с печатной основой тематического планирования
Вокальные (певческие) голоса СОПРАНО (женский высокий) - S (Soprano) АЛЬТ (женский низкий) - A (Alt, Alto) ТЕНОР (мужской высокий) - T (Tenor) БАС (мужской низкий) - B (Bass)
Певческие голоса Высокий Низкий Средний Мужской тенор бас баритон Женский сопрано альт меццо-сопрано Детский сопрано альт
Проигрыватель Windows Media можно использовать для: прослушивания музыкальных произведений из файлов, с дисков CD , MP 3 просмотра видеозаписей из файлов, с дисков
Певческие голоса
Певческие голоса высокие средние низкие Певческие голоса мужские детские женские
Певческие голоса Мужской Женский Детский Высокий Средни й Низки й Тенор Сопрано Сопрано Баритон Меццо-сопрано Бас Альт Альт
Задание: определите на слух, какой звучит голос. Детские голоса – детский хор Женский голос (высокий) – Анна Герман Мужской голос (высокий) – Марио Ланца Мужской голос (низкий) – Борис Гмыря
Программы для работы с музыкой на компьютере Музыкальные проигрыватели Музыкальные энциклопедии
5 часов классической музыки 400 биографических статей 200 статей о произведениях словарь муз. терминов 12 тематических экскурсий о муз. культуре разных стран видеофрагменты и анимация Муз. викторины различной сложности Хронология Энциклопедия классической музыки
Иллюстрированная история: -зарубежной поп. музыки -отечественной поп. музыки -джаза Более 3300 статей 3000 иллюстраций 600 аудиофрагментов 23 видеофрагмента Словарь: 400 муз. терминов Энциклопедия популярной музыки Посвящена року, джазу и поп - музыке
ШЕДЕВРЫ МУЗЫКИ -уникальный мультимедиапродукт для всех, кто интересуется классической музыкой и историей ее развити я. Интерактивные рассказы о 80 шедеврах классической музыки Озвученные лекции, рассказывающие об эпохах и музыкальных жанрах Библиографические статьи о 40 композиторах Более 2000 статей Образцы звучания муз. инструментов Более 1000 иллюстраций Около 10 часов звука, видеофрагменты опер и балетов
Энциклопедия «Музыкальные инструменты» Редчайшая коллекция муз. инструментов всех стран и народов, включая археологические находки. Знакомит с историей возникновения и развития инструментов, особенностями устройства и звучания. Разделы: 1. Семейства музыкальных инструментов; 2. Музыкальные ансамбли; 3. Инструменты стран мира; 4. Инструменты от А до Я. Более 1000 муз. фрагментов Свыше 900 муз. инструментов
Internet можно использовать для: поиска информации для уроков поиска музыкальных произведений поиска и скачивания необходимых нот детских песен приобретения учебной и методической литературы, музыкальных инструментов творческих заданий учащимся
1 вариант - найти в интернете имена певцов, обладающих низким мужским голосом 2 вариант – найти в интернете имена певцов, обладающих высоким мужским голосом
Самостоятельно (с помощью интернета) познакомьтесь с творчеством Сергея Лемешева и узнайте, каким голосом обладал этот певец. Самостоятельно (с помощью интернета) познакомьтесь с творчеством Фёдора Ивановича Шаляпина и узнайте, почему этот певец исполнял такие роли, как Иван Сусанин из оперы «Иван Сусанин»М. И. Глинки, варяжский гость из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, Борис Годунов из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Мой музыкальный мир.
Немного о музыкальных увлечениях:
- Мне нравится музыка………
- Я люблю петь…………
- Играю на ……..(хочу научиться играть)……..
- Мои любимые исполнители и музыкальные произведения……..
- В моей семье слушают……………
В этом учебном году я :
- послушал концерты:
- посмотрел спектакли:
- подготовил презентацию:
- принял участие в конкурсе(концерте, фестивале, спектакле):