Формирование духовно-нравственного и патриотического воспитания через экскурсионную деятельность

Агеева Людмила Александровна

Духовно-нравственное воспитание обучающихся – ключевое требование Федерального Государственного Образовательного Стандарта, направленное на развитие таких качеств личности, как благородство и порядочность, милосердие и сострадание, мужество и ответственность. Одним из путей духовно-нравственного воспитания современного школьника является экскурсия, как интерактивная форма работы с детьми, она помогает решать, как образовательные, так и воспитательные задачи, развивает в подростках чувство прекрасного, учат патриотизму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Надо видеть себя в детях, помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом». 
Ш.А. Амонашвили
».

Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы ученик не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей, приобретённых во внеурочной деятельности, которая является не просто дополнением к основному образованию –а важнейшей частью процесса воспитания и развития детей.

  Сегодня я хочу поделиться с вами одним из самых приоритетных направлений в моей воспитательной программе это «Формирование духовно-нравственного и патриотического воспитания через экскурсионную деятельность».

  Сейчас я классный руководитель 6 класса. В прошлом году выпустила 9 кадетский класс, за пять лет работы с кадетами мы посетили 12 городов России и 5 городов Белоруссии.

Все путешествия были увлекательными, а главное – они давали учащимся «пищу для души». Ни одна поездка не прошла мимо них бесследно. Видя перед собой множество героических примеров служения Отечеству, православной вере, русскому народу, ребята учились быть добрыми, милосердными, культурными, умеющими понимать и прощать окружающих людей, т.е. приобщались к православным духовным ценностям.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся – ключевое требование Федерального Государственного Образовательного Стандарта, направленное на развитие таких качеств личности, как благородство и порядочность, милосердие и сострадание, мужество и ответственность. Одним из путей духовно-нравственного воспитания современного школьника является экскурсия, как интерактивная форма работы с детьми, она помогает решать, как образовательные, так и воспитательные задачи, развивает в подростках чувство прекрасного, учат патриотизму. Благодаря наглядности, доходчивости и эмоциональности школьная экскурсия является эффективной формой передачи знаний учащимся, способствует их прочному усвоению, оказывает сильное воздействие на формирование детского мировоззрения. Процесс обучения при помощи экскурсий становится интересным, насыщенным, качественным, а это позволяет достичь наиболее высоких результатов.

В педагогике до недавнего времени,главным было воспитание  патриотизма, интернационализма, трудолюбия, коллективизма, дисциплины, атеизма, честности, правдивости. Теперь многие стороны понятия морали приобретают более глубокое, в том числе личностное, содержание. Проблема духовно-нравственного оздоровления современного российского общества стала проблемой государственной важности.

Сегодня как никогда важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения школьников к миру духовных ценностей истории и культуры. И экскурсионная работа является одним из важнейших, познавательных и продуктивных средств.

Способствовать формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, прививать ребенку любовь и уважение к своей семье, Родине, обществу, в котором он живет, необходимо с детства. Поэтому в процессе патриотического и духовно-нравственного воспитания моих учащихся я большое внимания уделяю экскурсиям, на которых мы знакомимся с историей и культурой родного края и регионами РФ. Первая экскурсия, где мы побывали с детьми и родителями, это посёлок Русскинские. (музей природы и человека и центр национальной культуры). Потом побывали в Тобольске, Екатеринбурге. Практически на каждые школьные каникулы мы выбирали маршрут, с тур фирмой составляли программу по нашему запросу.

Экскурсия - сильнейшее образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике ознакомить моих учащихся с природным наследием нашего края, историей и культурой России, развивать в детях эстетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности.

С духовно-нравственным воспитанием обучающихся связано и рассмотрение вопросов о личном и общественном, о цели и смысле человеческой жизни, о счастье, дружбе, любви. Эти вопросы не могут быть решены в отрыве от исторически сложившегося менталитета народа, в становлении которого главную роль всегда играла религия.

Это подтверждает и В. В. Путин, президент РФ. Приведу цитату из его выступления: «Православие является нравственным стержнем нашего народа… Нет и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей…»

И я убеждена, что воспитание детей нужно начинать именно с этих ценностей, со знакомства с многовековой православной историей Руси, чтобы не жить «Иванами, не помнящими родства», чтобы иметь право на будущее.

Именно из этого я исходила, составляя для своего класса подпрограмму «Духовно-нравственное развитие личности в контексте экскурсионной деятельности».  Особое место в ней  заняли экскурсии по «Руси Храмовой». Так мы назвали целую серию поездок по историческим  местам России.

Величественные монастыри и храмы Руси…Это ее златоглавые стражи, ее обереги, истоки, с которых начиналась не только вера православная, но и русская культура, письменность, литература.  Начиналась наша Русь, а значит -  и мы все! Не знать этого, значит не знать самих себя!

Первым нашим открытием был храм святого апостола Петра в Карелии в марцеальных водах.  Государь император Петр Алексеевич много чего в России построил, и каждое значительное предприятие начинал он с возведения православного храма. План и внутреннее украшение храма всецело принадлежало самому императору. В 1721 г. храм был освящен во имя небесного покровителя Российского императора – св. апостола Петра. Интересно было всё: и сосна, которая росла ещё при Петре 1, и монастырская трапеза и мастер-класс по изготовлению народного карельского орнамента. Казалось бы, разве этим удивишь современных детей? Но все остались очень довольны, говорили, что такого вкусного обеда у них давно не было. Вот из таких простых житейских вещей рождается у детей желание стать лучше, умнее, чище. Разве это не духовное воспитание?

Следующим местом, куда мы отправились на экскурсию были  Санкт-Петербург и Кронштадт. В Кронштадте  нас поразил Морской собор, который является уникальным храмом – памятником истории Российского флота. Здесь находятся памятные доски с именами всех моряков, погибших во славу Родины и постоянно поминавшихся в этом храме. 20 ноября 2010 года, Патриарх Кирилл впервые совершил Божественную литургию в восстанавливаемом Свято-Никольском Морском соборе в Кронштадте.

Знакомясь на уроках музыки с духовным песнопением , храмовым искусством, увиденное и услышанное на экскурсии по Золотому кольцу России и было живой иллюстрацией к изучаемому материалу. Путешествие по малому Золотому Кольцу России было самым длительным. За три дня поездки мы побывали в Троице – Сергиевой лавре, во  г.Владимире, в г.Суздали  и с.Боголюбово. И опять перед ребятами оживали исторические события, подвиги и жития святых, житие преподобного Сергия Радонежского, нетленные творения русских мастеров, фрески Андрея Рублева в Успенском кафедральном соборе г. Владимира. А в какой восторг привела работа в кузнице Владимирского Кремля. «Это как путешествие на машине времени назад,  в прошлое!» - говорили  дети. Уходить никто не хотел. Многие спрашивали: «Мы еще приедем сюда?» Наверное, это самый желанный результат работы: чтобы детям захотелось вернуться к тому, с чего начинается Родина.

Побывали мы и в городе Муроме, на родине воспетого в былинах русского богатыря Ильи Муромца. У всех на слуху это имя, но не все знают, что этот былинный персонаж – реальный исторический герой, канонизированный Русской Православной Церковью за то, что сражался за Русь и православную веру. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг в Киево-Печерской обители. Там и покоятся его мощи, но в Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь, была привезена кисть его руки. Памятник любимому былинному герою возвышается на набережной реки Оки исполинской фигурой. Вот какие были богатыри на Руси! Есть с кого брать пример!

Там же, в Муроме,  в женском Свято-Троицком монастыре, покоятся мощи  преподобных святых Петра и Февронии Муромских. К ним идут люди в надежде обрести семейное счастье. В их честь появился в нашем праздничном календаре День семьи. История  их жизни трогательна  и поучительна. В этом монастыре мы слушали и колокольные звоны, сами учились мастерству исполнения на колоколах. Перед нами выступала хоровая капелла «Благовест» под руководством дирижёра, заслуженного артиста России Льва Панкратова.

Ни одна поездка не прошла мимо них бесследно, из каждой выносили что – то свое, особенное.

  Экскурсия – это не спонтанное, а спланированное, хорошо продуманное мероприятие. Только такая экскурсия способна научить чему-то, оставить в душе ребенка неизгладимый след. Через экскурсионную деятельность происходит постепенное, ненавязчивое гражданско – патриотическое воспитание кадетов. (фото)

Ни один учебник, ни один урок не может дать учащимся такого яркого представления о прошлом и настоящем родной страны, какое дает им экскурсия. Это и дополнительный источник знаний, и возможность обогатить содержание программных тем, и возможность поставить ребенка в ситуацию, где он с большим удовольствием, чем на уроке в классе, пополняет свои знания по истории культуры — ведь эти знания приобретаются в неформальной обстановке.

Экскурсии помогают ребёнку понять, что в стране, городе, где он живёт, множество великолепных памятников истории, что наша страна по праву входит в мировые державы, имеющие бесценное культурное и природное наследие. С любования и восхищения начинается воспитание гордости за державу, воспитание настоящего патриотизма.

Китайская народная мудрость гласит:

«Расскажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму…»

Экскурсия – это как раз та форма работы, когда можно и услышать, и увидеть, и попробовать. На мой взгляд, экскурсия – незаменимая форма духовно-нравственного образования и воспитания в современной школе.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: