2.6 Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях, круглых столах и др (в качестве докладчика, лектора)
2.6 Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях, круглых столах и др (в качестве докладчика, лектора)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ontogenez.pdf | 374.07 КБ |
eksperiment-nie.docx | 48.23 КБ |
zayka-pobegayka.docx | 53.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аян» с. Самагалтай Тес-Хемского кожууна Республики Тыва
ДОКЛАД
на тему: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ –
ПУТЬ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Воспитатель:
Бурбу Онзагай Хеймеровна
2019 год
Что я слышу — забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я понимаю.
Конфуций
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Задача педагога – поддержать и развить в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые условия для этого.
Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, бумага, звуки, песок и глина, магниты, стекло, воздух, тесто, яйца, дрожжи, нитки, дерево, собственное тело, актуальные природные явления – лед, снег, листья, земля, продукты и т.п.) предоставляют им возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Исследование – это такая увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря проведению различных экспериментов. Путем собственных наблюдений, через проведение самостоятельных опытов, установление различных закономерностей дети по-новому смотрят на обычные предметы и ситуации. Исследование развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с процессами, происходящими в природе, и развивает способность их замечать в собственной жизни.
Изучаемый материал усваивается крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и сам экспериментирует. В ходе этого интересного, загадочного занятия, дети в полной мере могут почувствовать себя открывателями чего-то необычного. Каждый имеет возможность не только наблюдать опыт, но и самостоятельно его провести. Ребенок обязательно расскажет всем остальным, что он делал, что у него получилось, что он нового узнал, поделиться своими чувствами, которые он испытывает.
Разнообразный мир, окружающий ребенка, вызывает у него постоянную потребность в новых впечатлениях. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
В ходе участия детей в экспериментальной деятельности не только приобретаются знания, но и получают развитие специальные умения и навыки, такие как:
- умение ставить вопрос;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать
- делать умозаключения и выводы;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Детям необходим определенный период для осмысления полученной информации, усвоив ее, они сделают более сложный виток в познании окружающего мира.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей.
Несколько лет я работаю в дошкольном учреждении и отмечаю, что дошкольники с интересом относятся к экспериментированию. Анкетирование родителей позволило мне узнать, что нередко знания дети приобретают из телевидения, мультиков, разговоров взрослых. У них отсутствует самостоятельный опыт получения знаний. Педагогическое диагностирование знаний и умений детей, изучение теоретической литературы, методической литературы, анализ программ, позволило мне сделать вывод о том, что приучать детей к самостоятельному получению знаний посредством экспериментирования нужно как можно раньше.
Учитывая актуальность значения, которое имеет детское экспериментирование в познании окружающего мира, мною была выбрана тема исследования «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».
Целью работы является формирование знаний об окружающем мире у дошкольников путем детского экспериментирования.
Для реализации поставленной цели, мною определены следующие задачи:
- привитие детям первоначальных навыков исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
- повышение уровня речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью;
-обогащение активного словарь, развитие речи;
- изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме детского экспериментирования;
-проведение диагностики навыков экспериментирования у детей и построение воспитательно-образовательной работы на основе данных диагностического обследования;
- создание условий и определение методов, форм работы по формированию основ экспериментирования у детей;
- систематизировать накопленный опыт работы по формированию навыков экспериментирования;
- найти пути достижения необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи в процессе экспериментирования.
Для решения этих задач я определила следующие приоритетные направления своей работы:
- формировать элементарные знания и представления об экспериментировании;
- учить правильно проводить эксперимент;
-воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал непосредственно к нашей группе.
При организации работы по экспериментированию использую различные формы:
- непосредственно образовательную деятельность,
- чтение художественной литературы,
- опыты,
- беседы,
- продуктивную деятельность.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аян» с. Самагалтай Тес-Хемского кожууна Республики Тыва
КОНСПЕКТ
непосредственно-образовательной деятельности
Тема: «Чудесный мешочек Зайки-побегайки»
по образовательной области «Речевое развитие»
для детей младшей группы дошкольного возраста
Воспитатель:
Бурбу Онзагай Хеймеровна
2021год
Тема: «Чудесный мешочек зайки-побегайки»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Цель: Развитие речи детей
Задачи:
Образовательные: закрепить умение детей описывать игрушку и предметы; закрепить название овощей и фруктов; учить детей подбирать ласкательно-уменьшительные слова;
Развивающие: развивать речь, память, расширить словарный запас детей, интерес к природе, эмоциональную отзывчивость; развивать умение узнавать и называть цвет (зеленый, оранжевый, красный, форму (круглый, длинный, величину (большой – маленький);
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру, доброе отношение к игровым персонажам, создавать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы.
План НОД:
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня я шла в детский сад и встретила зайчонка. Он тоже шел в детский сад. Вот он. (Показываю детям игрушку зайца). Бабушка дала зайчику мешочек с гостинцами. Он посмотрел в мешочек, но так и не понял, что же дала ему бабушка. И вот он решил прийти к нам в детский сад, чтоб вы ему помогли узнать, что лежит в мешочке.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, как мы можем назвать ласково зайчонка?
Дети: Зайка, зайчишка, зайчик, зайка-побегайка.
Воспитатель: Посмотрите на зайчонка, какой он красивый, он любит, когда дети его рассматривают.
Что есть у зайчика?
Дети: Уши.
Воспитатель: Какие у него уши?
Дети: Длинные.
Воспитатель: а что это?
Дети: Хвостик.
Воспитатель: Какой хвостик у зайки?
Дети: Короткий.
Воспитатель: Что умеет делать зайчонок?
Дети: Прыгать, скакать, грызть морковку.
Воспитатель: Давайте узнаем, что же Зайке-побегайке бабушка положила в мешочек. Посмотрим. (Воспитатель смотрит в мешок)
Зайка ты правильно сделал, что пришел к нам в детский сад, ребята знают, что это такое. (Воспитатель достает из мешочка морковь.)
Воспитатель: Что это?
Дети: Морковка.
Воспитатель: Какая морковка?
Дети: Длинная, оранжевая.
Воспитатель: Повторяем все вместе : «Морковка длинная, оранжевая».
Воспитатель: А теперь покажем заиньке, как мы умеем готовить салат из моркови.
2. Пальчиковая игра «Салат из моркови»
«Мы морковку чистим, чистим (Дети стоя выполняют пальчиковую игру.)
Мы морковку трём, трём. (Скользящие движения ладонью о ладонь.)
Сахарком её посыплем (Показывают, как «посыпают сахаром», собирая пальцы правой руки вместе)
И сметаною польём. («Поливают сметаною», складывая пальцы в кулак
Вот такой у нас салат, (Вытягивают руки вперёд.)
витаминами богат".
Вкусный и полезный. (Гладят живот)
(Воспитатель достает из мешочка капусту.)
Воспитатель: А это что?
Дети: Капуста.
Воспитатель: Какая капуста?
Дети: Круглая, зеленая.
Воспитатель: Повторяем все вместе : «Капуста круглая, зеленая».
(Воспитатель достает из мешочка помидор.)
Воспитатель: А это что?
Дети: Помидор.
Воспитатель: Какой помидор?
Дети: Круглый, красный.
Воспитатель: Потрогайте, какой он на ощупь.
Дети: Гладкий.
Воспитатель: Повторяем все вместе : «Помидор круглый, красный, гладкий».
Воспитатель: Как можно назвать одним словом морковь, капусту и помидор?
Дети: Овощи.
Воспитатель: Где растут овощи?
Дети: На грядке.
Воспитатель: Наш зайка наверно устал сидеть, давайте вместе с ним поиграем.
3. Физминутка:
«Зайка, серенький сидит».
Зайка серенький сидит, и ушами шевелит
Вот так, вот так и ушами шевелит.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать,
Вот так, вот так, надо зайке поскакать.
Зайку кто-то напугал,
Зайка раз и ускакал.
Воспитатель: Ребята посмотрите, в мешочке еще что-то осталось. (Воспитатель достает яблоко).
Что это?
Дети: Яблоко.
Воспитатель: Какое яблоко?
Дети: Круглое, красное.
Воспитатель: Где растет яблоко?
Дети: В саду.
Воспитатель: Как можно назвать по-другому яблоко?
Дети: Фрукт.
Воспитатель: Спасибо, молодцы.
4. Гимнастика для глаз
Игра «Чего не стало».
Развесить картинки с овощами и фруктами, и каждый раз одну убирать.
Посмотрите внимательно и запомните.
Сейчас вы закройте глаза, я уберу одну картину, а вы скажите, чего не стало.
Фрукты, овощи распознать смогли.
А теперь не спеша
На волшебном столе
Их по цветам разложите-ка все.
(Дети раскладывают фрукт, и овощи на цветные поля дидактического стола по цвету).
Воспитатель:
___скажи, пожалуйста, на какое поле ты положила (л) яблоко?
___ капусту?
___ морковку?
___ помидор?
Воспитатель: Кто знает, где живет зайка?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Зайка не один живет в лесу, у него там много друзей. Кто еще живет в лесу?
Дети: Волк, медведь, лиса.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите, оказывается, бабушка дала зайчонку те овощи и фрукты, которые он любит. Вы ему помогли узнать, как они называются и где растут. Зайка благодарен вам! Но ему уже пора домой. Пришло время прощаться.
Дети: До свидания.
Воспитатель: Ребята, сегодня все вы очень хорошо поработали. Мне понравилось, как вы отвечали на вопросы.
5. Рефлексия:
- Ребята кто приходил к нам в гости?
- Чем мы занимались?