2.8 Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые занятия, мастер-классы

Бурбу Онзагай Хеймеровна

2.8 Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые занятия, мастер-классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mostik.docx58.92 КБ
Файл korrek.rabota.docx30.81 КБ
Файл rpv.docx39.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аян» с. Самагалтай Тес-Хемского кожууна Республики Тыва

Семинар-практикум:

«Мостик понимания между родителями и ДОУ»

"Общение педагога и родителей ДОУ" .

                                                                           Воспитатель:

Бурбу Онзагай Хеймеровна

2021год

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.        
        Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Активизировать педагогическое мышление педагогов как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.        
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Материалы: бумага, маркеры, стикеры, шляпа.

«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому

их роль в формировании его личности огромна».

Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя — в среднем от 15 до 25. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.

Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Сегодня будем говорить с вами об отношениях в системе «воспитатель - родитель», а так же разберем некоторые конфликтные ситуации и найдем пути их решения.  

Для начала выделим основные типы родителей, по отношению к детскому саду:

Пассивные  родители  постоянно  заняты  служебными  делами  и  поэтому  перепоручают  своих  детей  заботам  профессионалов:  «Вы  воспитатели,  вот  и  следите  за  ребенком,  это  ваша  работа».

Избегающие  проблем  родители  словно  ставят  перед  собой  цель  убедить  всех  (и  себя  в  том  числе),  что  у  них  все  в  порядке,  даже  в  том  случае,  когда  специалисты  (логопед,  воспитатель,  медицинский  работник)  советуют  обратиться  по  поводу  состояния  их  ребенка  в  специальное  учреждение.  Для  таких  родителей  характерно  утаивание  медицинской  информации  от  специалистов,  которые  могут  и  должны  помочь  детям.  Они  не  считаются  с  результатами  тестирований  и  обследований,  панически  боятся  разглашения  медицинского  диагноза,  поставленного  их  ребенку,  и  могут  сказать: «Тесты  у  вас  неправильные,  вы  ошибаетесь,  у  нас  нет  никаких  проблем!».  Сотрудникам  дошкольного учреждения  необходимо установить  с такими  родителями  особо  доверительные  отношения,  чтобы  они  поверили  в  необходимость  и  безопасность  работы  специалистов  с  их  детьми.

Агрессивно  недовольные – родители,  постоянно  критикующие  действия  воспитателей,  часто  требуют  разбирательства  их  претензий  в  вышестоящих  инстанциях,  хотя  дело  можно  решить  в  режиме  конструктивного  общения  с работниками  детского  сада. Это  может  негативно  сказаться  на  взаимоотношениях  их  детей  с  педагогами,  которые  стараются  любыми  путями  избежать  конфликта.

Надменные  интеллектуалы  считают  свое  мнение  единственно  верным,  особенно  если  информация о  ребенке  требует  пересмотра  их  роли  в  воспитательном  процессе. Они  могут  перебить  воспитателя,  пойти  на  открытый  конфликт,  не  выполнить  необходимых  рекомендаций,  если  им  покажется,  что  специалист  недостаточно  авторитетен.  

       За  всеми  этими  типами  поведения  скрывается  уязвимость взрослых,  нередко  холодность  по  отношению  к  детям,  непонимание  их  проблем,  растерянность,  боязнь  показать  истинные  чувства,  разрушить  стереотип  своего  поведения.  К  сожалению,  от  этого  в  первую  очередь  страдают  дети,  не  имеющие  возможности  получить  адекватную  помощь  педагогов  и специалистов  до  тех  пор,  пока  родители  не  изменят  своего  отношения  к  их  проблемам.    

Со  стороны  педагогов  сегодня  также  встречается  не  совсем  правильная  позиция:  игнорирование  мнение  родителей,  незнание  условий  семейного  воспитания,  превознесение  собственных  успехов  и  заслуг,  навешивание  ярлыков  («Яблоко  от  яблони…»,  «У  таких  родителей  такой  ребенок,  ничего  удивительного!») – все  это  позволяет  говорить  о  разных  типах  поведения  воспитателей.

Воспитатель  родителей – считают,  что  мамам  и  папам  (как  и  детям)  требуется  все  объяснить,  так  как  они  менее  компетентны,  чем  специалисты,  которые  занимаются  с  детьми  каждый  день.  Такие воспитатели  обычно  не  учитывают  особенности  семьи  конкретного  ребенка,  считают  свое  мнение  единственно  правильным.  Как  ни  странно,  этот  стиль  отношений  часто  проявляется  не  только  у  опытных  воспитателей,  но  и  у  молодых  специалистов.

Закрытые  воспитатели  стараются  не  привлекать  внимание  к  своей  работе,  не  любят  делиться  своими  профессиональными  трудностями,  так  как  опасаются  критики  со  стороны  коллег,  родителей,  руководства.  Скованные  и  немногословные  со  взрослыми,  они  сосредоточенны  на  своей  работе,  исполнительны  и  комфортно  чувствуют  себя  только  среди  детей.  С  родителями  не  всегда  делятся  информацией  об  их  детях.

Интеллектуалы – воспитатели,  которые  игнорируют  коммуникативную  деятельность  дошкольников,  не  учитывают  эмоциональную  мотивацию  их  поведения.  В  своей  работе  они  уделяют  больше  внимания  занятиям,  а  не  игре  и  общению  детей  друг  с  другом.

Ранимые – неуверенные  в  своей  правоте,  переживают  из-за  каждого  конфликта,  неласкового  слова,  взгляда.  Им  порой  трудно  требовать  от  детей  дисциплины,  трудно  наказать,  заставить  ребенка  чтото  делать, поговорить  с  родителем.  Им  бывают  невыносимы  претензии  родителей  или  администрации,  замечания  к  их  работе.  Они стараются  быть  особенно любезными,  чтобы  не вызвать  гнев  у  окружающих.

Воспитатели - педанты  требуют  четкого  выполнения режима,  правил  поведения,  соблюдения  тишины  и  порядка.  Любое  бурное  проявление  индивидуальности  ребенка  рассматривается  ими  как  нарушение.  В  результате  тихие  и  послушные  дети  становятся  любимчиками,  а  активные  и  подвижные  часто  наказываются  как  возмутители  спокойствия.  Информация,  которую  получают  родители  от таких  педагогов,  касается  в  основном  вопросов  дисциплины  и  поведения  ребенка.

Согласитесь все типы, будь то психотип воспитателя или родителя очень узнаваемы. Так как же наладить мостик понимания между семьей и детским садом? Попробуем на практике проработать наиболее часто возникающие ситуации недопонимания и поделиться опытом в решении таких ситуаций.

 Перед нами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» - это вечная «головная боль» педагогов. Как построить мостик понимания между родителями и ДОУ? Давайте попробуем.

Перед вами море теплое, веселое, игривое, как наши дети -  на одном берегу Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого были созданы самые благоприятные условия.

На другом берегу ДОУ.  

Наша задача построить мостик понимания от одного берега к другому, чтобы по нему легко могли пройти родители и педагоги.  

Каждая дощечка нашего мостика строится в соответствии со следующими принципами:

Не поучать, а приглашать к сотрудничеству.

Находиться в партнёрской позиции с родителями.

Обеспечивать предельную конфиденциальность и эмоциональную безопасность, чтобы родители могли доверять нам.

Мотивировать родителей к взаимодействию с воспитателем различными способами.

Использовать активные методы взаимодействия.

Чтобы наш мост был безопасным необходимы обязательно сделать перилла, они у нас будут из традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. традиционные формы.

 А чтобы наш мост был устойчив, обязательно нужны опоры – от родителей это родительский комитет, попечительский совет, а от ДОУ – администрация.

Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации было проведено анкетирование родителей «Взаимодействие детского сада и семьи». (справка по итогам анкетирования)

Главное для воспитателя не вступать в спор, конфликт, полемику с родителем. Необходимо научиться грамотно доносить информацию до семьи.

 Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

Практическая часть :

        
1. «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
(материал: 2 листа бумаги А4, 2 маркера).        
Ведущий организует две группы педагогов.        
Задание первой группе:        
1. Создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у вас отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками (в виде карикатуры, схемы, геометрических фигур, пиктограммы).        
2. На бумаге записать отрицательные качества, которые вы отразили в этом портрете.
Задание второй группе создать «портрет» того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. Также записать положительные качества созданного образа.

Анализ упражнения.        
Вопросы первой группе:        
1. Какие эмоции вы испытывали, создавая «портрет» родителя, с которым вам неприятно вступать в контакт?        
2. Были ли у вас на практике такие родители?        
3. Какие пути решения вы применяли при взаимодействии с такими родителями?
Вопрос второй группе:        
1. Что вы чувствовали при создании этого «портрета»?
После обсуждения участники сравнивают записанные отрицательные и положительные качества. Для этого листы бумаги прикрепляются рядом, соотнесение по количеству указывает на отрицательный или положительный настрой в восприятии воспитателями родителей.        
Вывод ведущего:        
        Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки – люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к “трудным”, высказывая постоянные претензии в их адрес».
        Наличие высокого уровня взаимного доверия педагогов и родителей даст возможность организовать конструктивный диалог, отсюда и лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, значит, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении.

2. Итогом нашей деловой игры будет упражнение «Какие мы хорошие».
Участникам раздаются стикеры в виде сердечек, на которых предлагается написать то положительное качество, которое помогает им взаимодействовать с родителями.  

ИТОГ:

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью к родителям, особенно к матери, причем не в виде зависимости от нее, а в виде потребности в любви. Ребенок еще не способен понимать причину конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между родителями ребенком воспринимаются как тревожное событие, и ребенок склонен чувствовать себя виноватым в конфликт.  Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аян» с. Самагалтай Тес-Хемского кожууна Республики Тыва

Выступление на тему:

«Коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»

Составил:

Воспитатель Бурбу Онзагай Хеймеровна

2018г.

      Для организации инклюзивного образования в соответствии с ФГОС в  ДОУ должны  учитываться индивидуальные потребности детей с ОВЗ, связанные с их жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. Создаются  специальные образовательные программы, применяются различные методы обучения, воспитания, приобретаются  учебные пособия, дидактические материалы, технические средства. Педагогами и специалистами дошкольных образовательных учреждений проводятся индивидуальные и групповые коррекционно – развивающие занятия, организован комплексный подход, создается  доступная среда. ДОУ должно обеспечить равные возможности детей  в получении качественного дошкольного образования. Поэтому, для организации инклюзивного образования немаловажным становится налаживание системы ранней комплексной помощи.          

         Задержка речевого развития - это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого развития. Их уровень развития речи характеризуется очень нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Такие дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют все остальные. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети.

         Подробнее остановимся на коррекционно-логопедической работе с детьми с ЗЗР. Выделяют три фактора в основе формирования речи. Первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Второй фактор – установление частого эмоционально-положительного контакта. Третий фактор – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

        Коррекционная логопедическая работа, несомненно, должна опираться на все эти факторы. Считается, что при ЗРР наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы воздействия. Качественно они практически не отличают от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка. Учитывая все эти факторы логопедическое воздействие должно быть, направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Коррекционно-логопедическое воздействие представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. Следует помнить, что на данном возрастном этапе (2-3года) правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой, гораздо важнее сформировать необходимые для речевого общения предпосылки и, что очень важно, потребность в нем. Возраст от 2 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность.

         Коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, должна позволить постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

        Эффективность коррекционно-логопедической работы во многом зависит от соблюдения следующих условий:

• Обучение должно строиться с учётом онтогенетического принципа (учёт закономерностей развития детской речи в норме);

• Обучение должно основываться на системно-структурном подходе к диагностике и коррекции имеющихся нарушений, на деятельностном подходе в обучении на индивидуальных коррекционных занятиях.

• Использование в качестве основы коррекционно-развивающего обучения занимательно-игровых методов и приёмов.

• Необходимо обеспечить ребёнку в процессе обучения субъективное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий.

• Увеличение требований к возрастанию трудности заданий, следует осуществлять с учётом возможностей ребёнка.

• Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться на основе диагностики.

• Необходимо разработать индивидуальную коррекционную программу, предполагающую максимальное использование потенциальных возможностей ребёнка в зоне его ближайшего развития.

         Основная задача коррекционно-логопедического воздействия:

Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:

а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия

Основные направления коррекционной логопедической работы:

  1. Развитие импрессивной речи.

     Хочу остановиться на развитии импрессивной и экспрессивной речи. Основным средством развития импрессивной речи является называние предметов, явлений окружающего мира, их изображений. С неговорящими детьми, которые плохо понимают обращенную к ним речь, нужно начинать с подробного проговаривания ситуации. Логопед, родители, используя различные ситуации в игре, на прогулках и т.п., называют предметы, которые берет ребенок, действия, совершаемые ребенком с этим предметом, и ощущения, которые испытывает ребенок (тепло, холодно, мягко, вкусно и т.д.). Пополняя пассивный словарь новым словом, желательно, чтобы ребенок исследовал предмет, используя все пять органов чувств. При этом необходимо, чтобы он взаимодействовал с этим предметом. На первых этапах развития понимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там – тут, открой – закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов, предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол»«возьми книгу с полки». Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр. Например, «поручения», которые можно выполнять и дома. Сначала ребенок выполняет одну инструкцию, затем две инструкции, потом три подряд: «Пойди, принеси бабушке очки; пойди, принеси бабушке очки, а дедушке газету. Пойди, принеси маме тапочки, бабушке чашку, а папе газету.

     В формировании пассивного словаря желательно использовать предметные и сюжетные картинки. На столе расположены картинки с изображениями предметов. Попросить показать: собаку, шубу, вазу, сыр, цветок. Дать ребёнку задания: «Дай маме шубу, а мне цветок. Мне кошку, а маме ложку» и т.д. «Холодно, на улице идет снег, что мама наденет?…». «Я хочу пить… Куда я налью чай?». Ведется работа и с сюжетными картинками. Вначале изучаются глаголы, обозначающие действия людей или животных с называнием того, кто совершает действия. «Покажи, где девочка рисует, где скачет лошадка, где спит малыш?» Затем изучаются действия, совершаемые одним лицом. «Покажи, где мальчик бежит, где мальчик стоит, где мальчик рисует?» Или определяется объект действия: «Покажи, кто здесь рисует? Кто катается? Кто читает? Кто танцует? Кто умывается?»… и т.д.

  1. Развитие экспрессивной речи 

     Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития – создание потребности подражать слову взрослого. В логопедической работе с детьми важно создать потребность подражать слову взрослого. Логопед постоянно задает ребенку вопросы с целью вызвать стремление к общению с взрослыми с помощью речевых средств, имеющихся в его активном словаре (восклицаний, отдельных звуков, слогов, звукоимитации). Подражание может выражаться в любых звукосочетаниях. Следует создавать условия, при которых ребенку хотелось бы произносить одни и те же словосочетания повторно. Стимуляция речевых подражаний тесно связана с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией).  Используется сюрпризный момент: из-за ширмы, из “чудесного” мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с ней.

  1. Развитие общей моторики.

     Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекцию речевых нарушений целесообразно начинать с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. С помощью простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища, учим ребёнка выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Игры: “Мишка косолапый”, “Дерево на ветру”, “Зайка серенький сидит”

      Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством формирования речевых функций.

  1. Развитие мелкой моторики.

       Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка. Например, использование:

  • пальчиковой гимнастики. С помощью стихотворного ритма совершенствовать произношение, отрабатывать определенный темп речи, развивать речевой слух:  “Сорока-ворона”, “Ладушки”, “Этот пальчик дедушка”;
  • пальчиковых игр с музыкальным сопровождением: “Стульчик”, “Зайка”, “Солнышко»;

  1. Развитие слухового восприятия. 

     Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов. При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее постепенно переходят к нормальному произнесению слов, а далее рот  прикрывается экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.

      Проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и

фонематического слуха. Например, упражнения с музыкальными инструментами: бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан

( “Что звучит?”,“Угадай, на чем играю?”) Игры со “звуковыми коробочками”, наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью и т. д.).

      6. Формирование навыков артикуляционной моторики.

     Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Поэтому игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения - важная часть коррекционной работы с неговорящими детьми. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее. Выполнять их следует перед зеркалом. Лучше сопровождать такие упражнения стихотворным текстом. Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий. Заканчивать игры необходимо до того, когда ребенок захотел бы этого сам. Можно использовать упражнения: “Улыбочка”, “Вкусное варенье”, “Заборчик”, “Лошадка”, “Лопаточка”, “Хоботок ”.

7. Развитие зрительного восприятия.

Зрение – это основной канал информации об окружающем мире. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная), выделить объекты восприятия, установить связь между ними. У ребенка с речевым недоразвитием затруднена именно эта способность обработки зрительной информации. Его необходимо научить «смотреть и видеть». Работа ведется по принципу от конкретного предмета – к изображению этого предмета на картинке, силуэтному изображению, восприятию замутненного силуэта и пиктограмме.

8. Формирование просодических компонентов речи. 

Просодия – общее название для свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Поэтому развитию просодических компонентов речи в коррекционной работе с детьми с ЗРР следует уделять особенное внимание. Игры и задания для решения этой задачи естественно вплетаются в канву занятия и соответствуют игровой ситуации, предложенной детям.

В завершение хотелось сказать, что значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аян» с. Самагалтай Тес-Хемского кожууна Республики Тыва

Выступление

 на тему:

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОО»

                                                                           Воспитатель:

Бурбу Онзагай Хеймеровна

2022год

Выступление на районном методическом объединении педагогов ДОО на тему:

«Разработка и проектирование РПВ ДОО»

     В указе президента РФ В.В. Путина № 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» главной целью образования обозначено следующее: воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Эта цель была подтверждена и в Указе Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года». В этом Указе указано о создании условий для воспитания гармонично-развитой личности. Это же направление затем было поддержано в Федеральном законе от 31.07.2020 года №304-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон  «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся» и приказе Мин. просвещения, в котором переутвержден порядок разработки образовательных программ, приведение их экспертизы и ведение ФГОС реестра, открытого электронного ресурса, в котором мы можем увидеть все примерные основные образовательные программы.  

     Общие задачи и принципы воспитания представлены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, где воспитательная деятельность рассматривается как компонент педагогического процесса и охватывает все составляющие образовательной системы образовательной организации, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.  

     Кроме того, вопросы воспитания также освещены в Распоряжении  Правительства РФ от 12.11.2020г. №2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021—2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025года».

    Мы с вами все прекрасно знаем, что достаточно серьезное внимание уделено воспитательному процессу как в дошкольном образовании, так и в общем образовании, это также нашло свое отражение в изменениях в Федеральном законе об образовании в РФ, которые были внесены не так давно.

     В связи с этим перед нами была поставлена задача разработки рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы не позднее 1 сентября текущего года, а также проинформировать родителей и законных представителей  воспитанников о всех изменениях, которые будут вноситься в образовательные программы дошкольного образования. Но это только начало работы, затем мы должны будем интегрировать содержание рабочей программы воспитания в нашу основную образовательную программу. Т.е. в течение учебного года предстоит очень серьезная работа по пересмотру содержания наших основных образовательных программ так, чтобы рабочая программа воспитания и основная образовательная программа существовали в полной гармонии и в интеграции содержания этих 2 документов, не дублировали, а поддерживали друг друга. Это очень важно понимать педагогам и всем представителям органов управления образованием как муниципальных, так и регионального уровня. Мы сейчас говорим лишь только о начале работы над содержанием воспитания в ДОО.

     На самом деле обучение и воспитание в детском саду настолько переплетаются, что выделить чисто воспитательные аспекты в образовательном процессе очень сложно. Поэтому педагогам необходимо разобраться с основными понятиями, которые внес закон, и о предстоящих изменениях в работе. Затем совместно выстроить план действий, чтобы выполнить новые требования.

Что же изменилось в ФЗ?

Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся

Произошло уточнение понятия «воспитание»

Было

стало

воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства  

воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде 

 Также, Конкретизировано определение «образовательной программы»

Было

Стало

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

 Добавлена новая статья о разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы:

  • Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно.
  • В разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в части 6 статьи 26 настоящего ФЗ советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии)

 В связи с этим возникла необходимость разработки рабочей программы воспитания. При разработке рабочей программы воспитания для ДОО необходимо учитывать следующие нормативно-правовые и информационные документы.

Нормативное правовое и информационное обеспечение при разработке программы воспитания

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
  2. Указ Президента Российской Федерации В.В.Путина от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  3. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
  4. Распоряжение  Правительства РФ от 12.11.2020г. №2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021—2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025года».
  5. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 01.07.2021 г. № 2/21;
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155;
  7. Основная образовательная программа дошкольного образования
  8. Региональные и муниципальные программы воспитания

 АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ:

1.Разработка «Положения о рабочей группе по разработке рабочей программы и календарного плана воспитательной работы. В положений прописываются:

-общие положения;

-задачи рабочей группы;

-функции рабочей группы;

-права и ответственность рабочей группы;

-организация деятельности рабочей группы.

2.Создание рабочей группы по разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (руководитель создает приказ о составе рабочей группы) (кого обязаны пригласить):

  1.  в разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в части 6 статьи 26 настоящего ФЗ советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии);
  2.  при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников ОО, включая программу воспитания и календарный план воспитательной работы, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при их наличии).

3. Анализ основных понятий (воспитание, образовательная программа, анализируются приоритетные направления, ценности и т.д.);

4.Определение структуры программы;

5.Разработка программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.

     Рабочая программа и календарный план воспитательной работы разрабатываются на детский сад на один учебный год, рассматриваются на педагогическом совете и утверждается приказом руководителя ДОО с учетом родительской общественности.

Структура Программы воспитания.

    Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования. В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть (то, что написано в примерной рабочей программе воспитания, в ФГОС ДО, в ООП ДО) и часть, формируемая участниками образовательных отношений (региональные, муниципальные особенности, или какие то отдельные мероприятия, не выделенные на уровне Федерации, а также направления воспитательной  работы вашего детского сада) .

 Пояснительная записка

В пояснительной записке необходимо указать нормативные основы, т.е. на основании каких документов (информационных, методических, а самое главное правовых), будет разрабатываться рабочая программа. Это важно для любого нормативного документа, чтобы были основы: откуда появилась, на что мы опираемся.

Также необходимо указать в пояснительной записке важные пояснения. А именно то, что «Программа воспитания является компонентом ООП ДО». «Реализация программы основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений», указать на социальное партнерство и т.д.

Также в пояснительной записке описываются основные понятия (воспитание, образовательная программа), указываются преемственность, основные ценности и основные направления воспитания, без разъяснений, т.к. это потом появится в содержательном разделе.

 Для ДОО в примерной программе обозначены 6 основных направлений воспитания, которые более подходят к дошкольному возрасту и прописываются в обязательной части программы:

  • патриотическое воспитание;
  • социальное воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • познавательное воспитание;
  • физическое и оздоровительное воспитание;
  • Этико-эстетическое воспитание

В каждом направлении воспитания реализуются определенные воспитательные задачи, а также формируются определенные базовые ценности, которые необходимы для определения целевых ориентиров и портрета воспитанников

Направления воспитания

Ценности

патриотическое воспитание

Родина, природа

социальное воспитание

Человек, семья, дружба, сотрудничество

познавательное воспитание

Знание

физическое и оздоровительное воспитание

Здоровье

трудовое воспитание

Труд

Этико-эстетическое воспитание

Культура и красота

  Целевой раздел

  1. Цель Программы воспитания
  2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
  3. Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы

Целевой раздел программы воспитания  не отличается от раздела ООП ДО. Что мы можем здесь прописать.

 1.1.  Цель Программы воспитания

     Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (2 мес. – 1 год, 1 год – 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.

Задачи, в зависимости от специфики детского сада каждая ОО будет формулировать по своему.

1.2.  Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

  • Методологической основой Примерной программы являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы.
  • Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО.
  • Программа воспитания опирается на следующие принципы:

- принцип гуманизма;

- принцип ценностного единства и совместности;

-принцип общего культурного образования;

- принцип следования нравственному примеру;

- принципы безопасной жизнедеятельности;

-принцип совместной деятельности ребенка и взрослого;

- принцип инклюзивности;

Здесь необходимо расписать методологические принципы из ФГОС ДО и добавить, расширить их принципами, которые предлагаются в примерной программе воспитания.

 Также этот подраздел (методологические принципы) распадается на ряд мелких подразделов, которые представлены на слайде: это

  1. Уклад образовательной организации
  2. Воспитывающая среда ДОО
  3. Общности (сообщества) ДОО
  4. Социокультурный контекст
  5. Деятельности и культурные практики в ДОО

 Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.

Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОО. Уклад опирается на основные традиции , национальные ценности, традиции региона, детского сада, которые принятии всеми участниками образовательных отношений. И этот уклад должен задавать культуру поведения всех участников, отражаться в РППС, в деятельности и социокультурном контексте.

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.

Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность. Она должна быть создана в каждой ОО и обязательно чувствоваться

Деятельности и культурные практики в ДОО

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики: 

  • предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
  •  культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
  • свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

Возраст

Виды деятельности

Младенческий возраст (2 мес.-1 год)

-непосредственное эмоциональное общение со взрослым;

-манипулирование СП предметами и познавательно-исследовательские действия;

-тактильно-двигательные игры и т.п.

ранний возраст

(1 год — 3 года)

- предметно-манипулятивная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

- экспериментирование с материалами и веществами;

- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого и др.

дошкольный возраст

(3 года — 8 лет)

- игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельности;

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- самообслуживание и элементарный бытовой труд;

- конструктивная, изобразительная, музыкальная, двигательная формы активности.

  1.  Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы
  • Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.
  • Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.
  • На уровне ДО не осуществляется специальная оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».

 2.Содержательный раздел

  1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

2.2.Особенности реализации воспитательного процесса

  1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания

  1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

  Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В содержательном разделе необходимо расписать содержание всех направлений воспитания: понятие, задачи и коротко содержание, через какие направления и формы работы это может быть реализовано. И затем уже в календарном плане конкретно указать какие конкретные мероприятия проводятся по возрастам.

  1.  Особенности реализации воспитательного процесса

В перечне особенностей организации воспитательного процесса в ДОО целесообразно отобразить:

  • региональные и муниципальные особенности социокультурного окружения ОО;
  • воспитательно значимые проекты и программы, в которых уже участвует ОО, дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, муниципальные и т. д.;
  • воспитательно значимые проекты и программы, в которых ОО намерена принять участие, дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, муниципальные и т.д.;
  • ключевые элементы уклада ОО;
  •  наличие инновационных, опережающих, перспективных технологий воспитательно значимой деятельности, потенциальных «точек роста»;
  • существенные отличия ОО от других образовательных организаций по признаку проблемных зон, дефицитов, барьеров, которые преодолеваются благодаря решениям, отсутствующим или недостаточно выраженным в массовой практике;
  • особенности воспитательно значимого взаимодействия с социальными партнерами ОО;
  • особенности ОО, связанные с работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.

  1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания

Здесь необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в деятельности ОО в построении сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей) в процессе воспитательной работы. Это все есть в ООП ДО.

 3. Организационный

  1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические, психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.), которые  необходимо интегрировать с соответствующими пунктами организационного раздела ООП ДО.

  1. Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОО

Здесь расписываются различные формы взаимодействия взрослого с детьми, различные события, мероприятия.

     Проектирование событий в ДОО возможно в следующих формах:

  • разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.);
  • проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
  • создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т. д.).

Это могут быть различные формы: акции, мероприятия, дела, развлечения, знаменательные дни, традиционные праздники, выставки и т.д. Здесь расписывается уклад жизни ДОО: вечерний и утренний сбор, чевствование именинников, минутки общения, собирание коллекций и т.д. Они конкретно прописываются в календарном плане воспитательной работы по всем возрастам.

  1. Организация предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда должна отражать федеральную, региональную специфику, а также специфику ОО и включать:

  • оформление помещений;
  • оборудование;
  •  игрушки.
  1. Кадровое обеспечение воспитательного процесса

В данном разделе могут быть представлены решения на уровне ОО по разделению функционала, связанного с организацией и реализацией воспитательного процесса; по обеспечению повышения квалификации педагогических работников ОО по вопросам воспитания, психолого-педагогического сопровождения детей, детей с ОВЗ, сирот и опекаемых, с этнокультурными особенностями и т.д.

Также здесь должна быть представлена информация о возможностях привлечения специалистов других организаций (образовательных, социальных и т.д.).

  1. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания

В данном разделе должны быть представлены решения на уровне ДОО по внесению изменений в должностные инструкции педагогических работников, ведению договорных отношений, сетевой форме организации образовательного процесса, сотрудничеству с другими организациями (в том числе с организациями дополнительного образования и культуры, некоммерческими организациями). Представляются ссылки на локальные нормативные акты, в которые вносятся изменения в связи с внедрением рабочей программы воспитания (в том числе на Программу развития образовательной организации).

Должен быть представлен Перечень локальных правовых документов ДОО, в которые вносятся изменения в соответствии с рабочей программой воспитания.

  1. Примерный календарный план воспитательной работы

На основе рабочей программы воспитания ДОО составляет примерный календарный план воспитательной работы, в котором расписываются мероприятия для каждой возрастной группы. Структуры, как должен выглядеть календарный план воспитательной работы как таковой нет, ее может определить для себя образовательная организация.

Имеется несколько вариантов:

- по направлениям воспитания

- по этапам на основе базовых ценностей (погружение, разработка коллективного проекта, организация воспитательного события)

- по воспитательно значимым проектам и программам (федеральным, региональным, муниципальным).

Лучше всего его сделать по направлениям воспитания для каждой возрастной группы.

В рабочей программе необходимо указать все те мероприятия, которые у вас уже существуют. Чего то дополнительно не стоит много придумывать, но когда вы начнете их проектировать, вы увидите в каком направлении у вас много мероприятий, а в каком их недостаточно и над чем нам нужно работать.