Материалы к конкурсу "Сердце отдаю детям - 2024"
Визитная карточка - https://disk.yandex.ru/i/uzZkKMuPdh8thQ
Видеообращение - https://disk.yandex.ru/i/mUJ-dc7B9t1kpg
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДООП Академия лидеров | 66.34 КБ |
Аннотация ДООП Академия лидеров | 22.24 КБ |
Методическая разработка Тренинг креативного мышления | 20.52 КБ |
Аннотация Тренинг креативного мышления | 21.16 КБ |
Динамика результативности реализации ДООП | 19.25 КБ |
Сведения о качестве ДООП | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Областной центр внешкольной воспитательной работы»
Рассмотрена на заседании НМС Протокол № От «__»______________2022г. | . | Утверждаю И.о. директора ГБОУДО ОЦВВР __________\Сазонова Н.Г. «__»______________2022г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Академия лидеров»
областной очно-заочной школы
Уровень: стартовый
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся: от 14 до 8 лет
Период реализации: 1 год
Авторы-составители:
Патрина Светлана Сергеевна,
методист ГБОУДО ОЦВВР,
Стеблянская Юлия Николаевна,
педагог дополнительного образования ГБОУДО ОЦВВР,
Сапожникова Наталья Анатольевна,
методист ГБОУДО ОЦВВР
г. Южно-Сахалинск
2023
Раздел 1. Комплекс основных характеристик.
1.1 Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Академия лидеров» социально-гуманитарной направленности направлена на формирование soft-компетенций, таких как ораторское мастерство, тайм-менеджмент, основы проектной деятельности и в целом повышение личностной эффективности и формирование лидерских навыков.
Данная программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.10.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.11.2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации №09-3242 от 18.11.2015г. о Методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28.09.2020г;
- приказом Министерства просвещения № 467 от 03.09.2019 г. «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- постановлением правительства Сахалинской области № 291 от 05.07.2019 г. «О мероприятиях по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей Сахалинской области в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
- Уставом ГБOУДО ОЦВВР.
Программа очно-заочной школы «Академия лидеров» помогает подросткам сформировать и развить такие качества как коммуникабельность, умение планировать время и ресурсы, ораторское мастерство, умение презентовать себя и свою деятельность. Все эти качества помогут в дальнейшем не только успешно социализироваться в любом сообществе, но и стать лидером, найти себя, самореализоваться в быстроменяющемся мире.
Программа реализуется в заочной форме с применением дистанционных технологий в течении учебного года. Во время осенних и весенних каникул два раза в год обучающиеся встречаются на очных сессиях. Программа «Академия лидеров» состоит из четырех модулей: «Искусство общения», «Ораторское мастерство», «Личная эффективность», «Основы проектной деятельности». Обучающиеся по выбору могут освоить любой модуль, либо программу в целом.
Обучающиеся успешно прошедшие обучение по программе «Академия лидеров» зачисляются на 2 курс на дополнительную общеразвивающую программу «Навыки 21 века».
Адресат программы – подростки 14-18 лет, лидеры детских общественных объединений, члены школьных органов самоуправления. Наполняемость обучающихся в группе 15-20 человек. Все обучающиеся в период очных сессий делятся на учебные группы.
Объём и сроки усвоения программы, режим занятий:
Период реализации | Занятий в неделю | Продолжит. занятия | Часов в неделю | Количество недель | Количество часов в год |
В течении года (заочно) | 2 | 1 ч | 2 ч | 34 | 68 ч |
Осенние, весенние каникулы (очная ) | 5 | 3,5 ч | 17,5 ч | 2 | 35 ч |
Итого | 103 ч |
Формы организации образовательного процесса и виды занятий.
Цели и задачи программы.
Цель: формирование лидерских качеств и организаторских способностей.
Задачи:
- Изучить основы личной эффективности
- Развивать лидерского мышление
- Обучить основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения;
- Научить конструктивному преодолению конфликтов
- Изучить основы ораторского мастерства
- Создать условия для приобретения организаторского опыта
- Обучить основам проектной деятельности
1.2. Учебный план.
№ | Название модуля, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Модуль «Основы личной эффективности» | 25 | 8 | 17 | тест |
Личная эффективность. Методы ее повышения. | 7 | 2 | 5 | Создание презентации | |
1.2. | Сущность и функции тайм-менеджмента. | 7 | 2 | 5 | |
1.3. | Образ лидера. Самопрезентация. | 11 | 4 | 7 | |
2 | Модуль «Искусство общения» | 25 | 8 | 17 | тест |
2.1. | Функции и средства общения. | 5 | 2 | 3 | игра "Случай в гостинице" |
2.2. | Условия и технологии эффективной коммуникации | 5 | 2 | 3 | |
2.3 | Конструктивное преодоление конфликтов. | 8 | 2 | 6 | |
2.4. | Культура общения | 7 | 2 | 5 | |
3 | Модуль «Ораторское мастерство» | 25 | 8 | 17 | Видеоролик |
3.1 | Современная риторика. | 5 | 2 | 3 | |
3.2 | Публичные выступления. | 5 | 2 | 3 | |
3.3 | Основы спичрайтерства. | 8 | 2 | 6 | |
3.4 | Культура речи оратора. | 7 | 2 | 5 | |
4 | Модуль «Основы социального проектирования». | 28 | 8 | 17 | |
4.1 | Социальный проект, признаки, алгоритм разработки и реализации. | 7 | 2 | 5 | Разработка проекта |
4.2 | Волонтерская деятельность, как вид социального проектирования. | 7 | 2 | 5 | Проведение акции |
4.3 | Коллективное творческое дело, как форма проекта. | 11 | 4 | 7 | Разработка КТД |
5 | Итоговое мероприятие | 3 | 3 | ||
Итого | 103 | 34 | 69 |
Содержание.
- Модуль «Личная эффективность»
- . Личная эффективность. Методы повышения эффективности.
Теория: Что такое личная эффективность? Почему важно оценивать и повышать личную эффективность. Кому рекомендуется повышать личную эффективность в первую очередь. Когда формируется личная эффективность. Методы повышения личной эффективности: планирование, расстановка приоритетов, концентрация внимания, отказ от гаджетов, ограничение времени нахождения в социальных сетях, делегирование полномочий.
Практика: составление плана реализации проекта, планирование своего дня, составление плана поручений.
1.2.Сущность и функции тайм-менеджмента.
Теория: Виды планирования. Предпосылки тайм-менеджмента, этапы его зарождения и развития. Тейлоризм. Период "классического" менеджмента. «Советский ТМ». Современный тайм-менеджмент. Концепция Ст. Кови о достижении личностной зрелости. Обсуждение. Инструменты и Методы планирования и распределения времени. Принципы эффективного использования рабочего и времени, методы его учета и измерения. Поглотители времени. Хронофаги: понятие и их виды. Оценка использования времени, выявление базовых и второстепенных дел. Способы Выявления хронофагов. Оптимизация стандартных процессов деятельности временных затрат. Заповеди распределения времени. Правило TRAF. Технические форс-мажоры. Мотивация тайм-менеджменте как условие достижения цели. Соответствие внутренней мотивации поставленным целям. Маленькие хитрости самомотивации. Оптимизация дефицита времени и его инвентаризация.
Практика: Ассертивность в тайм менеджменте. Анализ и работа с «поглотителями» времени. Работа в группах. Преобразование «цели» «путь» достижения промежуточных целей. Правила формулы успеха. Оптимизация персональной деятельности менеджера.
1.3. Образ лидера. Самопрезентация.
Теория: Образ лидера: мимика и жесты, язык тела, внешний вид, привычки. Современный этикет, официальный этикет. Знакомство с понятием самопрезентеция, ее структура. Алгоритм самопрезентации. Устная и письменная самопрезентация. Презентация на деловой встрече: учить или импровизировать. Самопрезентация и самопродвижение в социальных сетях.
Практика: Составление самопрезентации устной. Составление резюме, как формы письменной самопрезентации. Разбор ошибок по видеозаписи самопрезентаций.
Ожидаемые результаты модуля:
- будут понимать, что такое личностные ресурсы и применять способы их повышения;
- смогут оптимизировать свой режим дня с целью повышения свей эффективности с точки зрения тайм-менеджмента;
- научатся планировать время и ресурсы;
- будут знать правила этикета, в том числе делового;
- смогут создать письменную самопрезентацию (резюме) и провести устную, правильно презентовать себя в социальных сетях.
2. Модуль «Искусство общения».
2.1.Понятие и роль общения.
Теория: Потребность в общении – одна из главных потребностей человека. Стратегия общения. Уровень общительности. Темперамент. Экстраверты и интроверты. Проблемные стороны общения. Эмоциональный интеллект.
Практика: тренинги на коммуникации.
2.2.Условия и технологии эффективной коммуникации
Теория: Навыки для эффективной коммуникации: умение слушать, приёмы перефразирования, отражения, резюмирования; гибкость и способность искать компромиссы; эмпатия, контроль над эмоциональным напряжением, способность разрядить напряжение. Приемы эффективной коммуникации: средства невербальной коммуникации, оптимальный темп и громкость речи, дикция, жестикуляция и мимика. Деловое общение и полемическое мастерство. Типы и особенности участников спора. Цели и стратегии спора.
Практика: составление резюме, тренинги на снятие напряжения, расшифровка средств невербальной коммуникации по видеозапися, тренинг «Деловое общение».
2.3. Конструктивное преодоление конфликтов.
Теория: Причины. Принципы и правила разрешения: контроль эмоций, факты и аргументы, а не домыслы. Алгоритм разрешения конфликта. Стили: конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс. Переговоры как путь разрешения конфликта. Сложные участники и способы поведения с ними.
Практика: Решение конфликтных жизненных ситуций, проигрывание конфликтов.
2.4.Культура общения
Теория: Составляющие привлекательности: внешний вид, привычки, знаки внимания. Этикет: основные понятия. Молодежь и этикет. Этикет на официальных приемах. Принципы культуры общения: точность речи, понятность, чистота речи, выразительность, уместность. Культура межнационального общения: уважения к национальной культуре и достоинству, к национальным эмоциональным переживаниям, воспитание толерантности, патриотизма и гражданственности. Основа культуры коммуникативных взаимодействий всех видов и направленностей - доброта, духовность и нравственность.
Практика: сопоставление самооценки и оценки окружающих с точки зрения культуры общения, игра-драматизация «Пойми меня», театр-экспромт, обсуждение видео на темы: «Этикет», «Деловой этикет».
Ожидаемые результаты модуля:
- может коммуницировать с учетом особенностей другой стороны общения;
- понимает и уместно использует открытые жесты, приветливую мимику, соответствующий тон речи в зависимости от коммуникативной ситуации;
- понимает разницу делового общения, применяет соответственно ситуации;
- уважает людей и культуру другой национальности, понимает ее ценность;
- понимает, что у каждого конфликта есть причина;
- доброжелательно относится к людям, старается избегать конфликтов или правильно их разрешать.
3. Модуль «Ораторское мастерство»
3.1. Современная риторика.
Теория: Понятие риторической коммуникации и риторики. Современная риторика как этап развития риторики. Виды коммуникативных ситуаций с точки зрения количества участников: массовая, публичная, групповая, межличностная. Характеристика коммуникативных ситуаций с точки зрения формы существования языка: устная, письменная. Виды коммуникативных ситуаций по характеру отношений собеседников: симметричная, асимметричная, горизонтальная, вертикальная.
Практика: упражнения на дикцию, артикуляцию, постановку дыхания. Работа перед зеркалом.
3.2. Публичные выступления.
Теория: Публичное выступление как деятельность. Технология публичного выступления. Техника публичного выступления. Основные характеристики образа оратора. Поведение оратора в аудитории. Риторические позиции оратора в ходе выступления. Внешний вид оратора. Эффективность ораторской речи. Выразительность публичной речи. Виды публичной речи и их классификация. Речевые средства оратора.
Практика: подготовка к публичному выступлению и к созданию первого впечатления. Применение приёмов организации взаимодействия с аудиторией. Индивидуальная работа по построению публичной речи по правилам и нормам русского языка.
3.3. Основы спичрайтерства.
Теория: Композиция (структура) монологической речи. Расположение, как система рекомендаций (правил) в построении композиции (структуры) речи. Три составные части монологической речи: выступление, основная часть, заключение. Основные приемы выступления, зачина, предисловия ораторской речи. Рассмотрение основных методов подачи материала (индукции, дедукции, аналогии, а также ступенчатый, исторический или хронологический и другие методы). Приемы заключения речи.
Практика: Построение плана речи. Применение законов логики речи к стихотворным и прозаическим текстам. Работа в речевом хоре. Построение мелодических конструкции.
3.4. Культура речи оратора.
Теория: Основные требования культуры речи. Правильность. Точность высказывания. Логичность изложения. Ясность и доступность изложения. Чистота речи. Выразительность речи. Разнообразие средств выражения. Эстетичность. Уместность. Секреты ораторского мастерства. Приемы вербального и невербального контакта, риторические вопросы и паузы, техника СОС (смотреть, остановиться, сказать) и другие.
Практика: Тренировочное публичное выступление, групповой анализ содержания и взаимооценка эффективности. Составление словаря правильности произношения общераспространенных слов и выражений, который является залогом формирования красивой речи оратора.
Ожидаемые результаты модуля:
- будут знать особенности языка и речи, виды речевой деятельности, особенности коммуникации;
- будут знать и применять способы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения;
- будут знать функциональные разновидности речи и основы речевого этикета;
- смогут написать речь различной направленности;
- понимать психологические особенности аудитории и использовать это в подготовке к публичным выступлениям;
- сможет применять основные приёмы спичрайтерства;
- может анализировать свою и чужую речь;
- используют в практике общения языковые средства разных функциональных стилей.
4. Модуль «Основы социального проектирования».
4.1. Социальный проект, признаки, алгоритм разработки и реализации.
Теория: Что такое социальный проект? Социальная проблема – основа проекта. Методы разработки проекта: Мозговой штурм, деловая игра, вживание в роль, метод аналогии, метод ассоциации. Понятия: целевая группа, география. Правила постановки цели и задач проекта. Признаки «правильной» цели: достижимость, конкретность, измеримость, реалистичность, ограниченность по времени. Количественные и качественные результаты. Ресурсы и команда. Бюджет. План\дорожная карта проекта.
Практика: разработка группового проекта.
4.2. Волонтерская деятельность, как вид социального проектирования.
Теория: Волонтерство или общественная деятельность. История волонтерства в России. Типы волонтерства. Виды волонтерской деятельности. Волонтерский проект, как разработать и реализовать. Волонтерские проекты России, Сахалинской области. Конкурсы волонтерских проектов.
Практика: разработка и реализация волонтерского проекта (акции).
4.3. Коллективное творческое дело, как форма проекта.
Теория: Стадии, этапы КТД. Виды КТД: организационные, познавательные, художественные, традиционные, экологические, спортивные дела. Планирование, подготовка, проведение, анализ, последействие.
Рекомендации по организации дел в формате: игра по станциям, квест, мастер-класс, интерактивная викторина с применением электронных образовательных ресурсов, открытие и закрытие мероприятия. Сценарий, ход мероприятия, ресурсы.
Практика: работа в группах - разработка плана, сценария, плана анализа КТД.
Ожидаемые результаты модуля:
- будут знать признаки социального проекта, уметь выделять проблему и пути решения;
- смогут составить план реализации проекта, распределить кадры, ресурсы и время;
- смогут определить качественные и количественные результаты;
- будут иметь представления и волонтерских проектов в общем, и о региональных в частности;
- смогут разработать и провести волонтерскую акцию;
- будут знать основные понятия, виды, этапы, стадии коллективно-творческого дела;
- будут знать и применять технологию организации и проведения КТД;
- Комплекс организационно-педагогических условий.
- Условия реализации дистанционного обучения.
Для успешной реализации дистанционной части программы обучающимся и педагогу необходим доступ к виртуальной образовательной платформе Moodle на базе сайта http://оцввр-сдо.рф. Логин и пароль для доступа к образовательным модулям, обучающимся выдается администратором сайта после зачисления, обучающегося на обучение. При необходимости педагогом могут быть использованы дополнительные интернет ресурсы и платформы.
Оформление платформы и подача информации на ней должна быть доступна для понимания обучающимися. Обновление как образовательного блока, так и сайта в целом должно быть своевременным, в соответствии с постоянно развивающимися информационными технологиями.
Заочное обучение предполагает следующие формы работы:
- одно онлайн-занятие в неделю;
- выполнение учебных заданий (тесты, задания, опросы);
- ознакомление с методическими материалами к заданиям;
- участие в заочных конкурсах по направлению деятельности;
- заочные мероприятиях;
- участие в скайп- и офлайн-конференциях;
- участие в виртуальных экскурсиях;
- самостоятельная работа учащихся по организации акций, представлений практических упражнений, записанных на видео;
- групповые и индивидуальные консультации по направлениям программы.
Очная сессия проводится два раза в год по 5 дней, в период осенних и весенних каникул. Занятия в период очной сессии направлены на представление практических результатов обучения по программе. Проводятся в форме практикумов, мастер-классов, организация и проведение мероприятий, представление продуктов деятельности (проектов, сценариев, выступлений, письменных представлений). Приём заявок на обучение в ККОЗШ осуществляется на адрес электронной почты:
2.2. Материально-техническое оснащение:
- Для заочных занятий – компьютер с выходом в Интернет у педагогов и каждого участника школы.
- Для очных занятий:
- магнитно-маркерная доска
- мультимедийный проектор
- экран
- ноутбук с выходом в Интернет
- штатив
- принтер
- сканер
- Экран,
- Каждому ребенку необходимо
- тетрадь,
- авторучка,
- смартфон с функциями фото- и видео-, диктофон, блокнот для заметок,
- электронные носители информации (флеш-карта).
2.3. Кадровое обеспечение
Поскольку программа комплексная, включает несколько видов деятельности, могут привлекаться узкие специалисты - преподаватели по модулям и разделам.
Педагог-психолог. Для проведения диагностики личностного развития, обучающихся к работе по программе.
2.4. Методическое обеспечение
В процессе реализации общеобразовательной программы применяются современные образовательные технологии: «Мозговой штурм», «Решение кейса ситуативных задач», «Ролевая игра», проектная технология.
2.5. Формы представления результатов.
По каждому модулю своя форма представления результатов:
- модуль «Основы личной эффективности» - тест и подготовка презентации (не менее 10 слайдов) на одну из представленных тем:
- Планирование рабочего дня;
- Методы и способы самонастройки. «Метод швейцарского сыра»;
- Методы и способы самонастройки. «Уничтожение мелких неприятных дел»;
- Методы и способы самонастройки. «Награждаем себя за эффективность»;
- Методы и способы самонастройки для решения больших трудоемких задач. «Сдвигаем с мертвой точки долгосрочные проекты»;
- Методы и способы самонастройки «Грамотный отдых»;
- Целеполагание. Выявление жизненных ценностей «Мемуарник»;
- Целеполагание. Цели и ключевые области жизни. Стратегические цели. «Стратегическая картонка»;
- Планирование. Метод структурированного внимания и горизонты планирования. «Ежедневник день-неделя»;
- Хронометраж. Обзор задач. Двухмерные графики;
- Методики Кайдзен.
- модуль «Искусство общения» - тест и участие в ролевой игре "Случай в гостинице" - упражнение, которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в переговорах;
- модуль основы «Ораторского мастерства» - видеоролик, с записью выступления по теме (на выбор). Примерный перечень тем:
- Рассказ о книге, которую важно прочитать каждому;
- Мотивирующая цитата;
- Какой совет я дал бы дали 3 года назад и почему;
- Навыки 21 века;
- Человеке, на которого я хочу быть похожим;
- Моя уникальность;
- Лайфхаки, которые помогают мне быть продуктивным;
- Я понял, что самая важное в жизни.
- модуль основы «Основы проектной деятельности» - проведение мероприятия и представление его результатов. Примерный перчень мероприятий:
- волонтерская акция;
- природоохранная акция;
- акция на тему защиты животных;
- социальной проект на тему поддержки детей-сирот, детей находящихся в трудной жизненной ситуации и т.п.
Результаты контрольных мероприятий фиксируются в диагностической карте каждого модуля (Приложение 1). Каждый критерий карты оценивается по 10-бальной системе. Уровень усвоения программы определяется по количеству баллов:
80% и более от максимально возможного количества баллов – высокий уровень усвоения программы\модуля
60-79% - средний уровень
До 60% - низкий уровень.
Литература:
- Архангельский, Г.А. Формула времени. Тайм-менеджмент на Outlook 2010 / Глеб Архангельский. – М.:Манн, Иванов и Фербер, 2010.
- Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
- Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117;
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.;
- Вербовая Н.Н. Искусство речи. М.: 2015.;
- Волков А.А. Основы ораторского искусства. М.: 2012.;
- Граудина Л.К. Риторика. М.: 2011.;
- Озовицкий Е.В. Говорите правильно. М.: 2013;
- Львов М.Р. Ораторское искусство. М.: 2009.;
- Кирьякова, А.В. Ориентация личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова // Международный психолого-педагогический журнал «Magister». – 1998.;
- Козловская, Т.Н. Осмысление научных подходов в изучении категории
времени с точки зрения формирования «образа будущего» /Т. Н. Козловская // Лакейн, А. Искусство успевать / Алан Лакейн. – 6-е изд. – М.: Прогресс, 2009.
- Энциклопедия тайм-менеджмента/под патронажем Рос.акад. образования, Гос. Науч. Пед. б-ки. – М.: OIM.RU, 2010 – Режим доступа: http://timepost.ru/tm- slovar
Приложение 1
Диагностическая карта к модулю 1.
Каждый критерий оценивается от 1 до 10 баллов.
ФИО уч-ся критерии | Знает, что такое личностные ресурсы и применяет способы их повышения | Может оптимально спланировать свой день с точки зрения тайм-менеджмента; | Оптимально планирует ресурсы | Знает правила этикета, в том числе делового | Может составить резюме в соответствии с требованиями | Может устно презентовать себя | Правильно позиционирует себя в социальных сетях. | Итого баллов | |
Диагностическая карта к модулю 2.
Каждый критерий оценивается от 1 до 10 баллов.
ФИО уч-ся критерии | При общении учитывает особенности характера собеседника | Понимает и уместно использует открытые жесты, приветливую мимику | Правильно выбирает тон речи в зависимости от коммуникативной ситуации | Понимает разницу делового общения, применяет соответственно ситуации | Уважительно относится к людям другой национальности | Доброжелателен, старается избегать конфликтов или правильно их разрешать | Итого баллов | |
Диагностическая карта к модулю 3.
Каждый критерий оценивается от 1 до 10 баллов.
ФИО уч-ся критерии | Может правильно подобрать языковой материал в соответствии с задачей коммуникации | Знает функциональные разновидности речи и основы речевого этикета | Смогут составить речь различной направленности | Учитывает особенности, аудитории при подготовке к публичным выступлениям | Применяет основные приёмы спичрайтерства | Может проанализировать свою и чужую речь | Итого баллов | |
Диагностическая карта к модулю 4.
Каждый критерий оценивается от 1 до 10 баллов.
ФИО уч-ся критерии | Может выделить социальную проблему как тему проекта | Может спланировать реализацию пректа | Может определить качественные и количественные результаты | Знает какие волонтёрские проекты реализуются в регионе | Принимает участие в организации волонтерских акций | Знает основные понятия, виды, этапы, стадии КТД | Может разработать и организовать КТД | Итого баллов | |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Областной центр внешкольной воспитательной работы»
АННОТАЦИЯ
на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Академия лидеров» областной очно-заочной школы «Лидер»
Направление подготовки: социально-гуманитарная
Область применения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: программа направлена на формирование мягких компетенций, таких как ораторское мастерство, тайм-менеджмент, основы проектной деятельности и в целом повышение личностной эффективности и формирование лидерских навыков.
Формы организации учебного процесса: Программа реализуется в заочной форме с применением дистанционных технологий в течении учебного года. Во время осенних и весенних каникул два раза в год обучающиеся встречаются на очных сессиях. Программа «Академия лидеров» состоит из четырех модулей: «Искусство общения», «Ораторское мастерство», «Личная эффективность», «Основы проектной деятельности». Обучающиеся по выбору могут освоить любой модуль, либо программу в целом.
Обучающиеся успешно прошедшие обучение по программе «Академия лидеров» зачисляются на 2 курс на дополнительную общеразвивающую программу «Навыки 21 века».
Адресат программы – подростки 14-18 лет, лидеры детских общественных объединений, члены школьных органов самоуправления. Наполняемость обучающихся в группе 15-20 человек. Все обучающиеся в период очных сессий делятся на учебные группы.
Цель: формирование лидерских качеств и организаторских способностей.
Задачи:
- Изучить основы личной эффективности
- Развивать лидерское мышление
- Обучить основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения;
- Научить конструктивному преодолению конфликтов
- Изучить основы ораторского мастерства
- Создать условия для приобретения организаторского опыта
- Обучить основам проектной деятельности
Учебный план.
№ | Название модуля, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Модуль «Основы личной эффективности» | 25 | 8 | 17 | тест |
Личная эффективность. Методы ее повышения. | 7 | 2 | 5 | Создание презентации | |
1.2. | Сущность и функции тайм-менеджмента. | 7 | 2 | 5 | |
1.3. | Образ лидера. Самопрезентация. | 11 | 4 | 7 | |
2 | Модуль «Искусство общения» | 25 | 8 | 17 | тест |
2.1. | Функции и средства общения. | 5 | 2 | 3 | игра "Случай в гостинице" |
2.2. | Условия и технологии эффективной коммуникации | 5 | 2 | 3 | |
2.3 | Конструктивное преодоление конфликтов. | 8 | 2 | 6 | |
2.4. | Культура общения | 7 | 2 | 5 | |
3 | Модуль «Ораторское мастерство» | 25 | 8 | 17 | Видеоролик |
3.1 | Современная риторика. | 5 | 2 | 3 | |
3.2 | Публичные выступления. | 5 | 2 | 3 | |
3.3 | Основы спичрайтерства. | 8 | 2 | 6 | |
3.4 | Культура речи оратора. | 7 | 2 | 5 | |
4 | Модуль «Основы социального проектирования». | 28 | 8 | 17 | |
4.1 | Социальный проект, признаки, алгоритм разработки и реализации. | 7 | 2 | 5 | Разработка проекта |
4.2 | Волонтерская деятельность, как вид социального проектирования. | 7 | 2 | 5 | Проведение акции |
4.3 | Коллективное творческое дело, как форма проекта. | 11 | 4 | 7 | Разработка КТД |
5 | Итоговое мероприятие | 3 | 3 | ||
Итого | 103 | 34 | 69 |
Планируемые результаты освоения по дисциплине:
- знает, что такое личностные ресурсы и применяет способы их повышения;
- умеет планировать время и ресурсы;
- может коммуницировать с учетом особенностей другой стороны общения;
- знает правила этикета, в том числе делового;
- может создать письменную самопрезентацию (резюме) и провести устную, правильно презентовать себя в социальных сетях.
- понимает психологические особенности аудитории и использует это в подготовке к публичным выступлениям;
- знает основные понятия, виды, этапы, стадии коллективно-творческого дела;
- знает и применяет технологию организации и проведения КТД;
- знает признаки социального проекта, умеет выделять проблему и пути решения;
- может составить план реализации проекта, распределить кадры, ресурсы и время;
- может определить качественные и количественные результаты;
- имеет представления и волонтерских проектов в общем, и о региональных в частности;
- может разработать и провести волонтерскую акцию;
Составители:
Патрина Светлана Сергеевна, методист ГБОУДО ОЦВВР;
Стеблянская Юлия Николаевна, педагог дополнительного образования ГБОУДО ОЦВВР;
Сапожникова Наталья Анатольевна, методист ГБОУДО ОЦВВР;
Предварительный просмотр:
Конспект
«Тренинга креативного мышления»
1. Этап – разогрев
Время: 5 минут
Педагог:
Добрый день, ребята. Сегодня я хочу предложить вам поиследовать такую сферу, как креативность и творческие способности.
Я предложу вам нестандартные практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и острым, развить креативные способности и поспособствуют совершенствованию творческого мышления.
Упражнение «Поздоровайся локтями»
Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом.
Педагог:
Для начала, я предлагаю нам всем поприветствовать друг друга, но делать это мы будем совсем не так как мы привыкли, а очень интересным способом. Рассчитаемся на 1-2-3, 1 руки на пояс, 2 одна рука на поясе, вторая на шею, 3 обе руки на шее. Ваша задача поздороваться с как можно большим количеством ребят локтями. Поехали (включаю музыку).
2. Этап – Основная деятельность
Время: 30 минут
Введение в тему.
Время: 5 минут
Педагог: сегодня наш тренинг будет посвящен развитию креативного мышления. Но, для начала давайте попробуем найти ответы на такие вопросы как: Что такое креативность и кто такой креативный человек? Зачем человеку креативность? Это врожденное качество или его можно развить?
Ответы учащихся.
Педагог: Да, действительно. Креативность – это способность решать вопросы нестандартным путем, смотреть на окружающий мир с неожиданного ракурса и находить необычные способы выполнения различных задач.
Креативный человек придумывает оригинальные, необычные решения, отходит от штампов и шаблонов, находит выход из любой ситуации. У него хорошо развита фантазия, и с ним всегда интересно.
Творческий потенциал заложен в каждом человеке – вспомните себя в детстве, когда обычная палка превращалась для нас в волшебную палочку, когда облака на небе напоминали нам разных животных или фигуры. Со временем в нашу жизнь входят строгие правила, алгоритмы, которые не дают нам возможности проявлять оригинальность. Но зачастую перед нами встают задачи, которые требуют нестандартного решения. Поэтому сегодня я хотела бы предложить вам практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и помогут развить ваши креативные способности, что обязательно пригодится вам в будущем.
Для начала предлагаю пройти небольшой тест.
Тест на креативность.
Время: 5 минут
Педагог: Главное — поверить в себя, и отбросить все сомнения прочь. Берем лист бумаги на котором нарисованы крестики: 6 в высоту и 9 в длину:
Настройтесь на творческую волну. Глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем карандаш и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так: (показывает пример)
Педагог:
Закончили? А теперь посмотрите, что получилось у вас и у других участников. Выберите наиболее удачные, такие наверняка найдутся. Не забудьте похвалить себя и других за креативные идеи. Подпишите их и прикрепите к прицепкам.
Педагог:
Ребята, как вы думаете, какой орган отвечает за креативность? (После того, как ребята ответили, ставлю ватман с изображением мозга, справа яркие цвета и картинки связанные с творчеством, слева однотонный цвет и картинки связанные с логикой, анализом). Мозг делится на полушария, левое отвечает за логику, анализ, рациональность, правое: за образы, абстрактное мышление, воображение, фантазию. Но левая часть мозга-отвечает за правую часть тела, правая часть мозга-за левую часть тела.
Ребята, те, кто пишет, правой рукой поднимите указательный палец (поднимаю большой). Молодцы, внимательные, не все подняли, как и я большой палец. Развитие внимания, способствует развитию креативности. А еще согласованное развитие обоих полушарий, способствует развитию креативности. У большинства из вас больше развито левое полушарие, а мы сейчас сделаем упражнение, на согласованное развитие обоих полушарий.
Упражнение «Ухо-нос»
Время: 5 минут
Цели: это упражнений способствует согласованному развитию обоих полушарий.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши. И поменяйте положение рук – правой возьмитесь за нос, а левой за правое ухо.
Систематическое выполнение этих упражнений учит ваш мозг обрабатывать несколько задач одновременно, таким образом, активизируя работу обоих полушарий.
Советы по гармоничному развитию обоих полушарий мозга:
1. Совершайте привычные повседневные ритуалы, используя недоминирующую руку (чистить зубы, расчесывать волосы).
2. Принимайте душ и совершайте другие привычные действия с закрытыми глазами.
3. Чаще меняйте маршруты, которыми добираетесь до школы, ходите по магазинам и другим привычным местам.
Упражнение «Безумный архитектор»
Время: 15 минут
Педагог:
Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом? Уроки рисования для вас настоящая мука? Ничего страшного, умение рисовать здесь дело десятое. Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали.
Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор – все, что приходит в голову. Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, «мандарин» – сделайте стены дома оранжевого цвета, «вода» – пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» – запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.
Педагог:
Любая работа должна быть замечена и отмечена. Предлагаю поделиться вашими дизайнерскими идеями в кругу.
После того как все выскажутся, педагог подводит итог, перечисляя основные идеи, касающиеся креативности, условий её формирования и развития, которые соответствуют содержанию ориентировочных основ, в рамках которых будет проходить дальнейшая работа.
3. Этап – Итоговый
Время: 10 минут
Педагог:
Ребята, сегодня мы с вами познакомились с понятием креативность и попробовали интересные приемы и способы развития этой способности. Также вы продемонстртировали свои прекрасные возможности находить новые нестандартные решения задач через упражнения, которые учат нас видеть обычные вещи в необычном ракурсе и позволяютт нетрадиционно решать повседневные задачи. Не бойтесь фантазировать, предлагать нелепые, на первый взгляд, решения. Борись с клише вроде: «Это банально», «Так не делают», «Не будь мечтателем» – они гасят творчество.
Наш тренинг подходит к концу, пора подводить итоги. Напишите, на листочках оранжевого цвета, что интересного/нового/полезного вы сегодня узнали и наклеиваем на ватман с изображением мозга слева. На листочках сиреневого цвета нарисуйте своё настроение/впечатление от занятия, наклеиваем на ватман справа.
Педагог:
Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить. Спасибо за вашу активность, предлагаю сделать креативное селфи.
Предварительный просмотр:
Аннотация «Тренинга креативного мышления»
Проблема развития творческого мышления школьников является актуальной в современном мире. Школьное образование построено на развитии конвергентного мышления. Задачи, которые даются обучающимся, изначально предполагают наличие правильного ответа. Таким образом, задачи и задания, поднимаемые учителем или предложенные в учебнике, приводят к тому, что у обучающихся развивается стиль учения, предполагающий наведение на «правильный ответ». Безусловно, конвергентные мыслительные способности развивать необходимо, однако надо обязательно предоставить учащимся возможность развивать и творческое (дивергентное) мышление. Этот вид мышления характеризуется преодолением мыслительных шаблонов и стереотипов, снятием ограничений и большой свободой в решении проблем. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличие от реальной учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верные решения.
Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.
Тренинг креативного мышления направлен на развитие дивергентного мышления, фантазии и воображения. Подростки познакомятся с таким понятием как креативность. Изучат различные упражнения и методы, способствующие развитию творческого мышления, приёмы фантазирования и приёмы создания новых идей. На практике попробуют проявить свои креативные способности.
Цель тренинга
Познакомить с понятием креативность и развить способность находить новые нестандартные решения задач.
Задачи
Развивающие: развитие навыков и умений управления творческим процессом, развитие творческого интеллекта, поиска нестандартного решения поставленной задачи, развитие способности придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи.
Обучающие: обучение базовым знаниям, влияющим на успешность творческой деятельности, расширение представлений о применении разнообразных подходов и стратегий при решении проблем
Воспитательные: демонстрация возможностей креативности и предоставление возможности потренировать их, воспитание инициативы и самостоятельности в поиске решения различных задач, формирование интереса к развитию творческого мышления.
Обучающиеся приобретут:
Знания: обучающие должны знать понятие креативности
Умения: обучающие должны уметь применять методы развития творческих способностей
Универсальные учебные действия:
Познавательные: извлечение необходимой информации из текста, формулирование познавательной цели, постановка и решение проблемы.
Регулятивные: оценивания, самооценивания, планирование.
Коммуникативные: сотрудничество с педагогом и сверстниками, выражение своих мыслей и аргументирование своего мнения.
Используемые методы:
игровой, практические упражнения, словесный (объяснение, дискуссия, обмен мнениями), индивидуальная и групповая творческая работа, метод ассоциаций, рефлексия, методы и приемы арт-терапии.
Материально-техническое обеспечение учебного занятия:
для педагога:
- Музыкальная колонка
- Флипчарт
для учащихся:
1. Листы формата А-4.
2. Цветные карандаши.
3. Планшеты
4. Фломастеры.
5. Ватманы.
6. Стикеры двух цветов.
План:
№ | Этапы | Время (мин.) |
1 | Подготовительный (разогрев) | 5 |
2 | Основной | 30 |
3 | Итоговый | 10 |
Структурные компоненты:
1.Подготовительная часть направлена на снятие эмоционального напряжения, создание благоприятной, дружеской атмосферы, психологического комфорта и безопасности для каждого участника.
2.Основная часть направлена на формирование новых знаний и представлений, обретение новых навыков и установок, конструирование и отработку личной стратегии поведения, осмысление полученного опыта, формирование ценностно-значимой личностной концепции взаимодействия с миром.
3.Итоговая часть включает в себя подведение итогов, интеллектуальную и эмоциональную рефлексию.
Технологическая карта тренинга:
Этапы занятия, время | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
Подготовительный этап, 5 минут
Приветствие, 2 минуты
Упражнение «Поздоровайся локтями», 3 минуты
|
Организация начала тренинга.
Организация вербального и невербального общения, сближает членов группы. Направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом.
|
Приветствие, озвучивание темы тренинга
Проведение упражнения-разминки |
Настраиваются на тренинг
Выполнение упражнения |
Основная деятельность, 30 минут
Введение в тему 5 минут Тест на креативность, 5 минут
Упражнение «Ухо-нос», 5 минут
Интеллектуальное упражнение «Безумство архитектора», 15 минут
|
познакомить с понятием «креативность» Выявление уровня креативности вначале занятия
Упражнение способствует согласованному развитию обоих полушарий
Развитие креативного мышления, посредством упражнения |
Записывает ответы на флипчарт Использование тестового бланка
Применение пробного-практического задания, советы по развитию обоих полушарий мозга
Объяснение и организация упражнения |
Отвечают на вопросы, рассуждают Выполняют тест
Выполняют упражнение
Ребята придумывают и записывают слова, рисуют дом |
Итоговый, 10 минут
Подведение итогов 7 минут
|
Подведение итогов занятия, рефлексия |
Раздача буклета “Шаги к развитию креативности”, совместно с детьми подведение итогов занятия |
Рефлексия, что нового узнали, самоанализ состояния |
Предварительный просмотр:
Динамика результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Академия лидеров» областной очно-заочной школы
1. Высокая сохранность контингента обучающихся объясняется тем, что оптимальное сочетание методов, приемов и форм обучения как традиционных, так и нетрадиционных, при организации занятий позволяет сформировать необходимые знания, умения и навыки по программе.
Учебный год | На начало года обучающихся | На конец года обучающихся | Продолжили обучение в очно-заочной школе «Лидер» по программе «Навыки 21 века» |
2021-2022 | 49 | 48 | Весь первый курс |
2022-2023 | 52 | 53 | Весь первый курс |
Стабильно высокая востребованность программы «Академия лидеров» областной очно-заочной школы среди подростков говорит о том, что существует потребность воспитанников к совершенствованию своих знаний и улучшению практических результатов социально-гуманитарной направленности и дальнейшего обучения по программе «Навыки 21 века».
2. Результаты освоения ДООП программы «Академия лидеров» областной очно-заочной школы на начало и конец года наглядно отражены в таблицах за последние три года.
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе в % за 2021/2023 учебный год
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Методы диагностики | Начало года | Конец года |
«Основы личной эффективности» | Знает основы личной эффективности и умеет применять техники для ее развития | Тест | 20% | 98% |
«Искусство общения» | Владеет правилами и приемами эффективного коммуникативного поведения; | Кейс-технологии | 30% | 93% |
«Ораторское мастерство» | Знает основы ораторского мастерства и умеет применять на практике | Презентация | 15% | 92% |
«Основы социального проектирования» | Владеет основами проектной деятельности | Проект | 20% | 99% |
Вывод: динамика освоения обучающимися ДООП программы «Академия лидеров» областной очно-заочной школы на конец года – положительная в каждом из последних двух лет реализации программы.
3. Таблица достижений и активности обучающихся очно-заочной школы «Лидер» на различных уровнях за 2023 год:
Школьный уровень | Муниципальный уровень | Региональный уровень | Федеральный уровень |
Участие и призовое место в конкурсе талантов | Ведущие мероприятия по случаю дня победы; | Призёр олимпиады по экологии | Съезд на смену в ВДЦ "Океан" смена "Иновациям - старт!" в должности советника по информации |
Участие в конкурсе рисунков на день учителя | Член детского общественного совета по правам ребёнка | Участник олимпиады по истории | |
Участие в школьном мероприятии "Точь в Точь" | Участие в театральном конкурсе | Участник олимпиады по обществознанию | |
Выступление со стихотворением на "Тютчевском вечере" | Участие в ярмарке добра | Участие в профильное смене "Шаг в профессию" | |
Ведущий мероприятия «Посвящение в 5 класс» | Ведущий на мероприятии «Открытие РДДМ» | Участие в профильной смене "Большая перемена" | |
Участие в сценке «Щелкунчик» | Участие в профильной смене "Эврика" |
Успешность детей определяется не только дипломами и грамотами, которые получены за высокие результаты, но и в индивидуальном росте каждого воспитанника. По результатам анкетирования родителей заявляется вывод об удовлетворенности результатами обучения детей в очно-заочной школе «Лидер». Удовлетворенность взаимодействием родителей с педагогом -100% положительные отношения. При работе с родителями были выявлены основные мотивы занятий – это способности детей и полезная деятельность.
Представленные выше результаты свидетельствуют о высоком уровне создания педагогических условий для эффективности освоения обучающимися содержания программы.
- (до 2 листов) со ссылками на полные тексты программно-методических документов и материалов, размещенных на официальном сайте образовательной организации
Предварительный просмотр:
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Академия лидеров» областной очно-заочной школы
Основными показателями эффективности и результативности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Академия лидеров» областной очно-заочной школы являются:
1.Заинтересованность обучающихся и их родителей (законных представителей) в реализации дополнительной общеобразовательной программы, которая выражается в количестве родителей, удовлетворённых программой. Увеличение количества родителей, удовлетворённых программой выросло с 94% в 2020-2021г., до 96% в 2021-2022г., и 99% по окончании 2022-203 г.
2. Результаты контрольных мероприятий фиксируются в диагностической карте каждого модуля. Каждый критерий карты оценивается по 10-бальной системе. Уровень усвоения программы определяется по количеству баллов:
80% и более от максимально возможного количества баллов – высокий уровень усвоения программы\модуля
60-79% - средний уровень
До 60% - низкий уровень.
3. Достижения обучающихся в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы (результаты участия в конкурсах, школьных, муниципальных, региональных, федеральных мероприятиях)
Количестве участников, призёров и победителей на мероприятиях различного уровня неуклонно увеличилось с 12 человек в 2020-2021г до 21 и 32 человека соответственно в 2021-2022г. и 2022-2023г.
Таблица достижений и активности обучающихся очно-заочной школы «Лидер» на различных уровнях за 2023 год:
Школьный уровень | Муниципальный уровень | Региональный уровень | Федеральный уровень |
Участие и призовое место в конкурсе талантов | Ведущие мероприятия по случаю дня победы; | Призёр олимпиады по экологии | Съезд на смену в ВДЦ "Океан" смена "Иновациям - старт!" в должности советника по информации |
Участие в конкурсе рисунков на день учителя | Член детского общественного совета по правам ребёнка | Участник олимпиады по истории | |
Участие в школьном мероприятии "Точь в Точь" | Участие в театральном конкурсе | Участник олимпиады по обществознанию | |
Выступление со стихотворением на "Тютчевском вечере" | Участие в ярмарке добра | Участие в профильное смене "Шаг в профессию" | |
Ведущий мероприятия «Посвящение в 5 класс» | Ведущий на мероприятии «Открытие РДДМ» | Участие в профильной смене "Большая перемена" | |
Участие в сценке «Щелкунчик» | Участие в профильной смене "Эврика" |
4. В период реализации программы в учреждениях дополнительного образования всегда одним из важных вопросов деятельности педагога дополнительного образования, был и остается вопрос сохранности контингента учащихся.
Только заинтересованность самого ребенка поможет ему раскрыть свой творческий потенциал, и будет способствовать реализации его возможностей и формированию положительной мотивации к учебной деятельности, следовательно, и сохранности контингента в объединениях дополнительного образования.
Учебный год | На начало года обучающихся | На конец года обучающихся | Продолжили обучение в очно-заочной школе «Лидер» по программе «Навыки 21 века» |
2021-2022 | 49 | 48 | Весь первый курс |
2022-2023 | 52 | 53 | Весь первый курс |
5. Результативность реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Академия лидеров» областной очно-заочной школы проводится в соответствии с разделом «Основы социального проектирования».
Система отслеживания и оценивания результатов обучения по программе представлена в таблице ниже:
№ | Вид контроля | Название | Описание |
1 | Разработка КТД | Коллективное творческое дело, как форма проекта. | Разработка плана, сценария, плана анализа КТД. |
2 | Проведение акции | Волонтерская деятельность, как вид социального проектирования. | Разработка и реализация волонтерского проекта (акции). |
6. Итоговый контроль, который проводится по окончании каждого учебного года (май), что позволяет оценить результативность освоения программы за учебный год.
№ | Вид контроля | Название | Описание |
1 | Разработка проекта | Социальный проект: разработка и реализация. | Разработка группового проекта используя изученные методы разработки и правила постановки цели и задач проекта |