Материалы к конкурсу "Сердце отдаю детям - 2024"

Стеблянская Юлия Николаевна

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Областной центр внешкольной воспитательной работы»

Рассмотрена на заседании НМС

Протокол №

От «__»______________2022г.

.

Утверждаю

И.о. директора ГБОУДО ОЦВВР

__________\Сазонова Н.Г.

«__»______________2022г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Академия лидеров»

областной очно-заочной школы

Уровень: стартовый

Направленность: социально-гуманитарная

Возраст обучающихся: от 14 до 8 лет

Период реализации: 1 год

Авторы-составители:

Патрина Светлана Сергеевна,

методист ГБОУДО ОЦВВР,

Стеблянская Юлия Николаевна,

педагог дополнительного образования ГБОУДО ОЦВВР,

Сапожникова Наталья Анатольевна,

методист ГБОУДО ОЦВВР

г. Южно-Сахалинск

2023

Раздел 1. Комплекс основных характеристик.


1.1 Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Академия лидеров» социально-гуманитарной направленности   направлена на формирование soft-компетенций, таких как ораторское мастерство, тайм-менеджмент, основы проектной деятельности и в целом повышение личностной эффективности и формирование лидерских навыков.

 Данная программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.10.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.11.2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • письмом Министерства образования и науки Российской Федерации №09-3242 от 18.11.2015г. о Методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ;
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28.09.2020г;
  • приказом Министерства просвещения № 467 от 03.09.2019 г. «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  •  постановлением правительства Сахалинской области № 291 от 05.07.2019 г. «О мероприятиях по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей Сахалинской области в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
  • Уставом ГБOУДО ОЦВВР.

Программа очно-заочной школы «Академия лидеров» помогает подросткам сформировать и развить такие качества как коммуникабельность, умение планировать время и ресурсы, ораторское мастерство, умение презентовать себя и свою деятельность. Все эти качества помогут в дальнейшем не только успешно социализироваться в любом сообществе, но и стать лидером, найти себя, самореализоваться в быстроменяющемся мире.

Программа реализуется в заочной форме с применением дистанционных технологий в течении учебного года. Во время осенних и весенних каникул два раза в год обучающиеся встречаются на очных сессиях. Программа «Академия лидеров» состоит из четырех модулей: «Искусство общения», «Ораторское мастерство», «Личная эффективность», «Основы проектной деятельности». Обучающиеся по выбору могут освоить любой модуль, либо программу в целом.

Обучающиеся успешно прошедшие обучение по программе «Академия лидеров» зачисляются на 2 курс на дополнительную общеразвивающую программу «Навыки 21 века».

Адресат программы – подростки 14-18 лет, лидеры детских общественных объединений, члены школьных органов самоуправления. Наполняемость обучающихся в группе 15-20 человек. Все обучающиеся в период очных сессий делятся на учебные группы.

Объём и сроки усвоения программы, режим занятий:

Период реализации

Занятий в неделю

Продолжит. занятия

Часов в неделю

Количество недель

Количество часов в год

В течении года (заочно)

2

1 ч

2 ч

34

68 ч

Осенние, весенние каникулы (очная )

5

3,5 ч

17,5 ч

2

35 ч

Итого

103 ч

Формы организации образовательного процесса и виды занятий.

Цели и задачи программы.

Цель: формирование лидерских качеств и организаторских способностей.

Задачи:

  • Изучить основы личной эффективности
  • Развивать лидерского мышление
  • Обучить основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения;
  • Научить конструктивному преодолению конфликтов
  • Изучить основы ораторского мастерства
  • Создать условия для приобретения организаторского опыта
  • Обучить основам проектной деятельности

1.2. Учебный план.

Название модуля, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Модуль «Основы личной эффективности»

25

8

17

тест

Личная эффективность. Методы ее повышения.

7

2

5

Создание презентации

1.2.

Сущность и функции тайм-менеджмента.

7

2

5

1.3.

Образ лидера. Самопрезентация.

11

4

7

2

Модуль «Искусство общения»

25

8

17

тест

2.1.

Функции и средства общения.

5

2

3

игра "Случай в гостинице"

2.2.

Условия и технологии эффективной коммуникации

5

2

3

2.3

Конструктивное преодоление конфликтов.

8

2

6

2.4.

Культура общения

7

2

5

3

Модуль «Ораторское мастерство»

25

8

17

Видеоролик

3.1

Современная риторика.

5

2

3

3.2

Публичные выступления.

5

2

3

3.3

Основы спичрайтерства.

8

2

6

3.4

Культура речи оратора.

7

2

5

4

Модуль «Основы социального проектирования».

28

8

17

4.1

Социальный проект, признаки, алгоритм разработки и реализации.

7

2

5

Разработка проекта

4.2

Волонтерская деятельность, как вид социального проектирования.

7

2

5

Проведение акции

4.3

Коллективное творческое дело, как форма проекта.

11

4

7

Разработка КТД

5

 Итоговое мероприятие

3

3

Итого

103

34

69

 

Содержание.

  1. Модуль «Личная эффективность»

  1. . Личная эффективность. Методы повышения эффективности.

Теория: Что такое личная эффективность? Почему важно оценивать и повышать личную эффективность. Кому рекомендуется повышать личную эффективность в первую очередь. Когда формируется личная эффективность. Методы повышения личной эффективности: планирование, расстановка приоритетов, концентрация внимания, отказ от гаджетов, ограничение времени нахождения в социальных сетях,  делегирование полномочий.

Практика: составление плана реализации проекта, планирование своего дня, составление плана поручений.

1.2.Сущность и функции тайм-менеджмента.

Теория: Виды планирования. Предпосылки тайм-менеджмента, этапы его зарождения и развития. Тейлоризм. Период "классического" менеджмента. «Советский ТМ». Современный тайм-менеджмент.  Концепция Ст. Кови о достижении личностной зрелости. Обсуждение. Инструменты и Методы планирования и распределения времени. Принципы эффективного использования рабочего и времени, методы его учета и измерения.  Поглотители времени.  Хронофаги: понятие и их виды. Оценка использования времени, выявление базовых и второстепенных дел. Способы Выявления хронофагов. Оптимизация стандартных процессов деятельности временных затрат. Заповеди распределения времени. Правило TRAF. Технические форс-мажоры. Мотивация тайм-менеджменте как условие достижения цели. Соответствие внутренней мотивации поставленным целям. Маленькие хитрости самомотивации. Оптимизация дефицита времени и его инвентаризация.

Практика: Ассертивность в тайм менеджменте. Анализ и работа с «поглотителями» времени. Работа в группах. Преобразование «цели» «путь» достижения промежуточных целей. Правила формулы успеха. Оптимизация персональной деятельности менеджера. 

1.3. Образ лидера. Самопрезентация.

Теория: Образ лидера: мимика и жесты, язык тела, внешний вид, привычки. Современный этикет, официальный этикет. Знакомство с понятием самопрезентеция, ее структура. Алгоритм самопрезентации. Устная и письменная самопрезентация. Презентация на деловой встрече: учить или импровизировать. Самопрезентация и самопродвижение в социальных сетях.

Практика: Составление самопрезентации устной. Составление резюме, как формы письменной самопрезентации. Разбор ошибок по видеозаписи самопрезентаций.

Ожидаемые результаты модуля:

  • будут понимать, что такое личностные ресурсы и применять способы их повышения;
  • смогут оптимизировать свой режим дня с целью повышения свей эффективности с точки зрения тайм-менеджмента;
  • научатся планировать время и ресурсы;
  • будут знать правила этикета, в том числе делового;
  • смогут создать письменную самопрезентацию (резюме) и провести устную, правильно презентовать себя в социальных сетях.

2. Модуль «Искусство общения».

2.1.Понятие и роль общения.

Теория: Потребность в общении – одна из главных потребностей человека. Стратегия общения. Уровень общительности. Темперамент. Экстраверты и интроверты. Проблемные стороны общения. Эмоциональный интеллект.

Практика: тренинги на коммуникации.

2.2.Условия и технологии эффективной коммуникации

Теория: Навыки для эффективной коммуникации: умение слушать, приёмы перефразирования, отражения, резюмирования; гибкость и способность искать компромиссы; эмпатия, контроль над эмоциональным напряжением, способность разрядить напряжение.  Приемы эффективной коммуникации: средства невербальной коммуникации, оптимальный темп и громкость речи, дикция, жестикуляция и мимика. Деловое общение и полемическое мастерство. Типы и особенности участников спора. Цели и стратегии спора.

Практика: составление резюме, тренинги на снятие напряжения,  расшифровка средств невербальной коммуникации по видеозапися, тренинг «Деловое общение».

2.3. Конструктивное преодоление конфликтов.

Теория: Причины. Принципы и правила разрешения: контроль эмоций, факты и аргументы, а не домыслы.  Алгоритм разрешения конфликта. Стили: конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс. Переговоры как путь разрешения конфликта. Сложные участники и способы поведения с ними.

Практика: Решение конфликтных жизненных ситуций, проигрывание конфликтов.

2.4.Культура общения

Теория: Составляющие привлекательности: внешний вид, привычки, знаки внимания. Этикет: основные понятия. Молодежь и этикет. Этикет на официальных приемах. Принципы культуры общения: точность речи, понятность, чистота речи, выразительность, уместность. Культура межнационального общения: уважения к национальной культуре и достоинству, к национальным эмоциональным переживаниям, воспитание толерантности, патриотизма и гражданственности. Основа культуры коммуникативных взаимодействий всех видов и направленностей - доброта, духовность и нравственность.

Практика: сопоставление самооценки и оценки окружающих с точки зрения культуры общения, игра-драматизация «Пойми меня», театр-экспромт, обсуждение видео на темы: «Этикет», «Деловой этикет».

Ожидаемые результаты модуля:

  • может коммуницировать с учетом особенностей другой стороны общения;
  • понимает и уместно использует открытые жесты, приветливую мимику, соответствующий тон речи в зависимости от коммуникативной ситуации;
  • понимает разницу делового общения, применяет соответственно ситуации;
  • уважает людей и культуру другой национальности, понимает ее ценность;
  • понимает, что у каждого конфликта есть причина;
  • доброжелательно относится к людям, старается избегать конфликтов или правильно их разрешать.

3. Модуль «Ораторское мастерство»

3.1. Современная риторика.

Теория: Понятие риторической коммуникации и риторики. Современная риторика как этап развития риторики. Виды коммуникативных ситуаций с точки зрения количества участников: массовая, публичная, групповая, межличностная. Характеристика коммуникативных ситуаций с точки зрения формы существования языка: устная, письменная. Виды коммуникативных ситуаций по характеру отношений собеседников: симметричная, асимметричная, горизонтальная, вертикальная.

Практика: упражнения на дикцию, артикуляцию, постановку дыхания. Работа перед зеркалом.

3.2. Публичные выступления.

Теория: Публичное выступление как деятельность. Технология публичного выступления. Техника публичного выступления. Основные характеристики образа оратора. Поведение оратора в аудитории. Риторические позиции оратора в ходе выступления. Внешний вид оратора. Эффективность ораторской речи. Выразительность публичной речи. Виды публичной речи и их классификация. Речевые средства оратора.

Практика: подготовка к публичному выступлению и к созданию первого впечатления. Применение приёмов организации взаимодействия с аудиторией.  Индивидуальная работа по построению публичной речи по правилам и нормам русского языка.

3.3. Основы спичрайтерства.

Теория: Композиция (структура) монологической речи. Расположение, как система рекомендаций (правил) в построении композиции (структуры) речи. Три составные части монологической речи: выступление, основная часть, заключение. Основные приемы выступления, зачина, предисловия ораторской речи. Рассмотрение основных методов подачи материала (индукции, дедукции, аналогии, а также ступенчатый, исторический или хронологический и другие методы). Приемы заключения речи.

Практика: Построение плана речи. Применение законов логики речи к стихотворным и прозаическим текстам. Работа в речевом хоре. Построение мелодических конструкции.

3.4. Культура речи оратора.

Теория: Основные требования культуры речи. Правильность. Точность высказывания. Логичность изложения. Ясность и доступность изложения. Чистота речи. Выразительность речи. Разнообразие средств выражения. Эстетичность. Уместность. Секреты ораторского мастерства. Приемы вербального и невербального контакта, риторические вопросы и паузы, техника СОС (смотреть, остановиться, сказать) и другие.

Практика: Тренировочное публичное выступление, групповой анализ содержания и взаимооценка эффективности. Составление словаря правильности произношения общераспространенных слов и выражений, который является залогом формирования красивой речи оратора.

Ожидаемые результаты модуля:

  • будут знать особенности языка и речи, виды речевой деятельности, особенности коммуникации;
  • будут знать и применять способы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения;
  • будут знать функциональные разновидности речи и основы речевого этикета;
  • смогут написать речь различной направленности;
  • понимать психологические особенности аудитории и использовать это в подготовке к публичным выступлениям;
  • сможет применять основные приёмы спичрайтерства;
  • может анализировать свою и чужую речь;
  • используют в практике общения языковые средства разных функциональных стилей.

4. Модуль «Основы социального проектирования».

4.1. Социальный проект, признаки, алгоритм разработки и реализации.

Теория: Что такое социальный проект? Социальная проблема – основа проекта. Методы разработки проекта: Мозговой штурм, деловая игра, вживание в роль, метод аналогии, метод ассоциации. Понятия: целевая группа, география. Правила постановки цели и задач проекта. Признаки «правильной» цели: достижимость, конкретность, измеримость, реалистичность, ограниченность по времени. Количественные и качественные результаты. Ресурсы и команда. Бюджет. План\дорожная карта проекта.

Практика: разработка группового проекта.

4.2. Волонтерская деятельность, как вид социального проектирования.

Теория: Волонтерство или общественная деятельность. История волонтерства в России. Типы волонтерства. Виды волонтерской деятельности. Волонтерский проект, как разработать и реализовать. Волонтерские проекты России, Сахалинской области. Конкурсы волонтерских проектов.

Практика: разработка и реализация волонтерского проекта (акции).

4.3. Коллективное творческое дело, как форма проекта.

Теория: Стадии, этапы КТД. Виды КТД: организационные, познавательные, художественные, традиционные, экологические, спортивные дела. Планирование, подготовка, проведение, анализ, последействие.

Рекомендации по организации дел в формате: игра по станциям, квест, мастер-класс, интерактивная викторина с применением электронных образовательных ресурсов, открытие и закрытие мероприятия. Сценарий, ход мероприятия, ресурсы.

Практика: работа в группах - разработка плана, сценария, плана анализа КТД.

Ожидаемые результаты модуля:

  • будут знать признаки социального проекта, уметь выделять проблему и пути решения;
  • смогут составить план реализации проекта, распределить кадры, ресурсы и время;
  • смогут определить качественные и количественные результаты;
  • будут иметь представления и волонтерских проектов в общем, и о региональных в частности;
  • смогут разработать и провести волонтерскую акцию;
  • будут знать основные понятия, виды, этапы, стадии коллективно-творческого дела;
  • будут знать и применять технологию организации и проведения КТД;

  1. Комплекс организационно-педагогических условий.
  1. Условия реализации дистанционного обучения.

Для успешной реализации дистанционной части программы обучающимся и педагогу необходим доступ к виртуальной образовательной платформе Moodle на базе сайта http://оцввр-сдо.рф. Логин и пароль для доступа к образовательным модулям, обучающимся выдается администратором сайта после зачисления, обучающегося на обучение. При необходимости педагогом могут быть использованы дополнительные интернет ресурсы и платформы.

Оформление платформы и подача информации на ней должна быть доступна для понимания обучающимися. Обновление как образовательного блока, так и сайта в целом должно быть своевременным, в соответствии с постоянно развивающимися информационными технологиями.

Заочное обучение предполагает следующие формы работы:

  • одно онлайн-занятие в неделю;
  • выполнение учебных заданий (тесты, задания, опросы);
  • ознакомление с методическими материалами к заданиям; 
  • участие в заочных конкурсах по направлению деятельности;
  • заочные мероприятиях;
  • участие в скайп- и офлайн-конференциях;
  • участие в виртуальных экскурсиях;
  • самостоятельная работа учащихся по организации акций, представлений практических упражнений, записанных на видео;
  • групповые и индивидуальные консультации по направлениям программы.

Очная сессия проводится два раза в год по 5 дней, в период осенних и весенних каникул. Занятия в период очной сессии направлены на представление практических результатов обучения по программе. Проводятся в форме практикумов, мастер-классов, организация и проведение мероприятий, представление продуктов деятельности (проектов, сценариев, выступлений, письменных представлений). Приём заявок на обучение в ККОЗШ осуществляется на адрес электронной почты: 

2.2. Материально-техническое оснащение: 

  1. Для заочных занятий – компьютер с выходом в Интернет у педагогов и каждого участника школы.
  2. Для очных занятий:
  • магнитно-маркерная доска
  • мультимедийный проектор
  • экран
  • ноутбук с выходом в Интернет
  • штатив
  • принтер
  • сканер
  • Экран,
  1. Каждому ребенку необходимо
  • тетрадь,
  • авторучка,  
  • смартфон с функциями фото- и видео-, диктофон, блокнот для заметок,
  • электронные носители информации (флеш-карта).

2.3. Кадровое обеспечение         

Поскольку программа комплексная, включает несколько видов деятельности, могут привлекаться узкие специалисты - преподаватели по модулям и разделам.

Педагог-психолог. Для проведения диагностики личностного развития, обучающихся к работе по программе.

2.4. Методическое обеспечение

В процессе реализации общеобразовательной программы применяются современные образовательные технологии: «Мозговой штурм», «Решение кейса ситуативных задач», «Ролевая игра», проектная технология.

2.5. Формы представления результатов.

По каждому модулю своя форма представления результатов:

  • модуль «Основы личной эффективности» - тест и подготовка презентации (не менее 10 слайдов) на одну из представленных тем:
  • Планирование рабочего дня;
  • Методы и способы самонастройки. «Метод швейцарского сыра»;
  • Методы и способы самонастройки. «Уничтожение мелких неприятных дел»;
  • Методы и способы самонастройки. «Награждаем себя за эффективность»;
  • Методы и способы самонастройки для решения больших трудоемких задач. «Сдвигаем с мертвой точки долгосрочные проекты»;
  • Методы и способы самонастройки «Грамотный отдых»;
  • Целеполагание. Выявление жизненных ценностей «Мемуарник»;
  • Целеполагание. Цели и ключевые области жизни. Стратегические цели. «Стратегическая картонка»;
  • Планирование. Метод структурированного внимания и горизонты планирования. «Ежедневник день-неделя»;
  • Хронометраж. Обзор задач. Двухмерные графики;
  • Методики Кайдзен.
  • модуль «Искусство общения» - тест и участие в ролевой игре "Случай в гостинице" - упражнение, которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в  переговорах;
  • модуль основы «Ораторского мастерства» - видеоролик, с записью выступления по теме (на выбор). Примерный перечень тем:
  • Рассказ о книге, которую важно прочитать каждому;
  • Мотивирующая цитата;
  • Какой совет я дал бы дали 3 года назад и почему;
  • Навыки 21 века;
  • Человеке, на которого я хочу быть похожим;
  • Моя уникальность;
  • Лайфхаки, которые помогают мне быть продуктивным;
  • Я понял, что самая важное в жизни.
  • модуль основы «Основы проектной деятельности» - проведение мероприятия и представление его результатов. Примерный перчень мероприятий:

- волонтерская акция;

- природоохранная акция;

- акция на тему защиты животных;

- социальной проект на тему поддержки детей-сирот, детей находящихся в трудной жизненной ситуации и т.п.

Результаты контрольных мероприятий фиксируются в диагностической карте каждого модуля (Приложение 1). Каждый критерий карты оценивается по 10-бальной системе. Уровень усвоения программы определяется по количеству баллов:

80% и более от максимально возможного количества баллов – высокий уровень усвоения программы\модуля

60-79% - средний уровень

До 60% - низкий уровень.

Литература:

  1. Архангельский, Г.А. Формула времени. Тайм-менеджмент на Outlook 2010 / Глеб Архангельский. – М.:Манн, Иванов и Фербер, 2010.
  2. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
  3. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117;
  4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.;
  5. Вербовая Н.Н. Искусство речи. М.: 2015.;
  6. Волков А.А. Основы ораторского искусства. М.: 2012.;
  7. Граудина Л.К. Риторика. М.: 2011.;
  8. Озовицкий Е.В. Говорите правильно. М.: 2013;
  9. Львов М.Р. Ораторское искусство. М.: 2009.;
  10. Кирьякова, А.В. Ориентация личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова // Международный психолого-педагогический журнал «Magister». – 1998.;
  11. Козловская, Т.Н. Осмысление научных подходов в изучении категории

времени с точки зрения формирования «образа будущего» /Т. Н. Козловская // Лакейн, А. Искусство успевать / Алан Лакейн. – 6-е изд. – М.: Прогресс, 2009.

  1.  Энциклопедия тайм-менеджмента/под патронажем Рос.акад. образования, Гос. Науч. Пед. б-ки. – М.: OIM.RU, 2010 – Режим доступа: http://timepost.ru/tm- slovar

Приложение 1

Диагностическая карта к модулю 1.

Каждый критерий оценивается от 1 до 10 баллов.

ФИО уч-ся

критерии

Знает, что такое личностные ресурсы и применяет способы их повышения 

Может оптимально спланировать свой день с точки зрения тайм-менеджмента;

Оптимально планирует ресурсы

Знает правила этикета, в том числе делового

Может составить резюме в соответствии с требованиями

Может устно презентовать себя

Правильно позиционирует себя в социальных сетях.

Итого

баллов 

Диагностическая карта к модулю 2.

Каждый критерий оценивается от 1 до 10 баллов.

ФИО уч-ся

критерии

При общении учитывает особенности характера собеседника

Понимает и уместно использует открытые жесты, приветливую мимику

Правильно выбирает тон речи в зависимости от коммуникативной ситуации

Понимает разницу делового общения, применяет соответственно ситуации 

Уважительно относится к людям другой национальности

Доброжелателен, старается избегать конфликтов или правильно их разрешать

Итого

баллов

Диагностическая карта к модулю 3.

Каждый критерий оценивается от 1 до 10 баллов.

ФИО уч-ся

критерии

Может правильно подобрать языковой материал в соответствии с задачей коммуникации

Знает функциональные разновидности речи и основы речевого этикета

Смогут составить речь различной направленности

Учитывает особенности, аудитории при   подготовке к публичным выступлениям

Применяет основные приёмы спичрайтерства

Может проанализировать свою и чужую речь

Итого

баллов

Диагностическая карта к модулю 4.

Каждый критерий оценивается от 1 до 10 баллов.

ФИО уч-ся

критерии

Может выделить социальную проблему как тему проекта

Может спланировать реализацию пректа

Может определить качественные и количественные результаты

Знает какие волонтёрские проекты реализуются в регионе

Принимает участие в организации волонтерских акций

Знает основные понятия, виды, этапы, стадии КТД

Может разработать и организовать КТД

Итого

баллов



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Областной центр внешкольной воспитательной работы»

АННОТАЦИЯ

 на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Академия лидеров» областной очно-заочной школы «Лидер»

Направление подготовки: социально-гуманитарная

Область применения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: программа направлена на формирование мягких компетенций, таких как ораторское мастерство, тайм-менеджмент, основы проектной деятельности и в целом повышение личностной эффективности и формирование лидерских навыков.

Формы организации учебного процесса: Программа реализуется в заочной форме с применением дистанционных технологий в течении учебного года. Во время осенних и весенних каникул два раза в год обучающиеся встречаются на очных сессиях. Программа «Академия лидеров» состоит из четырех модулей: «Искусство общения», «Ораторское мастерство», «Личная эффективность», «Основы проектной деятельности». Обучающиеся по выбору могут освоить любой модуль, либо программу в целом.

Обучающиеся успешно прошедшие обучение по программе «Академия лидеров» зачисляются на 2 курс на дополнительную общеразвивающую программу «Навыки 21 века».

Адресат программы – подростки 14-18 лет, лидеры детских общественных объединений, члены школьных органов самоуправления. Наполняемость обучающихся в группе 15-20 человек. Все обучающиеся в период очных сессий делятся на учебные группы.

Цель: формирование лидерских качеств и организаторских способностей.

Задачи:

  • Изучить основы личной эффективности
  • Развивать лидерское мышление
  • Обучить основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения;
  • Научить конструктивному преодолению конфликтов
  • Изучить основы ораторского мастерства
  • Создать условия для приобретения организаторского опыта
  • Обучить основам проектной деятельности

Учебный план.

Название модуля, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Модуль «Основы личной эффективности»

25

8

17

тест

Личная эффективность. Методы ее повышения.

7

2

5

Создание презентации

1.2.

Сущность и функции тайм-менеджмента.

7

2

5

1.3.

Образ лидера. Самопрезентация.

11

4

7

2

Модуль «Искусство общения»

25

8

17

тест

2.1.

Функции и средства общения.

5

2

3

игра "Случай в гостинице"

2.2.

Условия и технологии эффективной коммуникации

5

2

3

2.3

Конструктивное преодоление конфликтов.

8

2

6

2.4.

Культура общения

7

2

5

3

Модуль «Ораторское мастерство»

25

8

17

Видеоролик

3.1

Современная риторика.

5

2

3

3.2

Публичные выступления.

5

2

3

3.3

Основы спичрайтерства.

8

2

6

3.4

Культура речи оратора.

7

2

5

4

Модуль «Основы социального проектирования».

28

8

17

4.1

Социальный проект, признаки, алгоритм разработки и реализации.

7

2

5

Разработка проекта

4.2

Волонтерская деятельность, как вид социального проектирования.

7

2

5

Проведение акции

4.3

Коллективное творческое дело, как форма проекта.

11

4

7

Разработка КТД

5

 Итоговое мероприятие

3

3

Итого

103

34

69

Планируемые результаты освоения по дисциплине:

  • знает, что такое личностные ресурсы и применяет способы их повышения;
  • умеет планировать время и ресурсы;
  • может коммуницировать с учетом особенностей другой стороны общения;
  • знает правила этикета, в том числе делового;
  • может создать письменную самопрезентацию (резюме) и провести устную, правильно презентовать себя в социальных сетях.
  • понимает психологические особенности аудитории и использует это в подготовке к публичным выступлениям;
  • знает основные понятия, виды, этапы, стадии коллективно-творческого дела;
  • знает и применяет технологию организации и проведения КТД;
  • знает признаки социального проекта, умеет выделять проблему и пути решения;
  • может составить план реализации проекта, распределить кадры, ресурсы и время;
  • может определить качественные и количественные результаты;
  • имеет представления и волонтерских проектов в общем, и о региональных в частности;
  • может разработать и провести волонтерскую акцию;

Составители:

Патрина Светлана Сергеевна, методист ГБОУДО ОЦВВР;

Стеблянская Юлия Николаевна, педагог дополнительного образования ГБОУДО ОЦВВР;

Сапожникова Наталья Анатольевна, методист ГБОУДО ОЦВВР;



Предварительный просмотр:

Конспект

«Тренинга креативного мышления» 

1.    Этап – разогрев

Время: 5 минут

Педагог:

Добрый день, ребята. Сегодня я  хочу предложить вам поиследовать такую сферу, как креативность и творческие способности.

Я предложу вам нестандартные практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и острым, развить креативные способности и поспособствуют совершенствованию творческого мышления.

Упражнение «Поздоровайся локтями»

Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом.

Педагог:

Для начала, я предлагаю нам всем поприветствовать друг друга, но делать это мы будем совсем не так как мы привыкли, а очень интересным способом. Рассчитаемся на 1-2-3, 1 руки на пояс, 2 одна рука на поясе, вторая на шею, 3 обе руки на шее. Ваша задача поздороваться с как можно большим количеством ребят локтями. Поехали (включаю музыку).

2.    Этап – Основная деятельность

Время: 30 минут

Введение в тему.

Время: 5 минут

Педагог: сегодня наш тренинг будет посвящен развитию креативного мышления. Но, для начала давайте попробуем найти ответы на такие вопросы как: Что такое креативность и кто такой креативный человек? Зачем человеку креативность? Это врожденное качество или его можно развить?

Ответы учащихся.

Педагог: Да, действительно. Креативность – это способность решать вопросы нестандартным путем, смотреть на окружающий мир с неожиданного ракурса и находить необычные способы выполнения различных задач.

Креативный человек придумывает оригинальные, необычные решения, отходит от штампов и шаблонов, находит выход из любой ситуации. У него хорошо развита фантазия, и с ним всегда интересно.

Творческий потенциал заложен в каждом человеке – вспомните себя в детстве, когда обычная палка превращалась для нас в волшебную палочку, когда облака на небе напоминали нам разных животных или фигуры. Со временем в нашу жизнь входят строгие правила, алгоритмы, которые не дают нам возможности проявлять оригинальность. Но зачастую перед нами встают задачи, которые требуют нестандартного решения. Поэтому сегодня я хотела бы предложить вам практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и помогут развить ваши креативные способности, что обязательно пригодится вам в будущем.

Для начала предлагаю пройти небольшой тест.

Тест на креативность.

Время: 5 минут

Педагог:  Главное — поверить в себя, и отбросить все сомнения прочь. Берем лист бумаги на котором нарисованы крестики: 6 в высоту и 9 в длину:

Настройтесь на творческую волну. Глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем карандаш и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так: (показывает пример)

Педагог:

Закончили? А теперь посмотрите, что получилось у вас и у других участников. Выберите наиболее удачные, такие наверняка найдутся. Не забудьте похвалить себя и других за креативные идеи. Подпишите их и прикрепите к прицепкам.

Педагог: 

Ребята, как вы думаете, какой орган отвечает за креативность? (После того, как ребята ответили, ставлю ватман с изображением мозга, справа яркие цвета и картинки связанные с творчеством, слева однотонный цвет и картинки связанные с логикой, анализом). Мозг делится на полушария, левое отвечает за логику, анализ, рациональность, правое: за образы, абстрактное мышление, воображение, фантазию. Но левая часть мозга-отвечает за правую часть тела, правая часть мозга-за левую часть тела.

Ребята, те, кто пишет, правой рукой поднимите указательный палец (поднимаю большой). Молодцы, внимательные, не все подняли, как и я большой палец. Развитие внимания, способствует развитию креативности. А еще согласованное развитие обоих полушарий, способствует развитию креативности. У большинства из вас больше развито левое полушарие, а мы сейчас сделаем упражнение, на согласованное развитие обоих полушарий.

Упражнение «Ухо-нос»

Время: 5 минут

Цели: это упражнений способствует согласованному развитию обоих полушарий.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши. И поменяйте положение рук – правой возьмитесь за нос, а левой за правое ухо.

Систематическое выполнение этих упражнений учит ваш мозг обрабатывать несколько задач одновременно, таким образом, активизируя работу обоих полушарий.

Советы по гармоничному развитию обоих полушарий мозга:

1. Совершайте привычные повседневные ритуалы, используя недоминирующую руку (чистить зубы, расчесывать волосы).

2. Принимайте душ и совершайте другие привычные действия с закрытыми глазами.

3. Чаще меняйте маршруты, которыми добираетесь до школы, ходите по магазинам и другим привычным местам.

Упражнение «Безумный архитектор»

Время: 15 минут

Педагог:

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом? Уроки рисования для вас настоящая мука? Ничего страшного, умение рисовать здесь дело десятое. Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали.

Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор – все, что приходит в голову. Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, «мандарин» – сделайте стены дома оранжевого цвета, «вода» – пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» – запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.

Педагог:

Любая работа должна быть замечена и отмечена. Предлагаю поделиться вашими дизайнерскими идеями в кругу.

После того как все выскажутся, педагог подводит итог, перечисляя основные идеи, касающиеся креативности, условий её формирования и развития, которые соответствуют содержанию ориентировочных основ, в рамках которых будет проходить дальнейшая работа.

3.    Этап – Итоговый

Время: 10 минут

Педагог:

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с понятием креативность и попробовали интересные приемы и способы развития этой способности. Также вы продемонстртировали свои прекрасные  возможности находить новые нестандартные решения задач через упражнения, которые учат нас видеть обычные вещи в необычном ракурсе и позволяютт нетрадиционно решать повседневные задачи. Не бойтесь фантазировать, предлагать нелепые, на первый взгляд, решения. Борись с клише вроде: «Это банально», «Так не делают», «Не будь мечтателем» – они гасят творчество.

Наш тренинг подходит к концу, пора подводить итоги. Напишите, на листочках оранжевого цвета, что интересного/нового/полезного вы сегодня узнали и наклеиваем на ватман с изображением мозга слева. На листочках сиреневого цвета нарисуйте своё настроение/впечатление от занятия, наклеиваем на ватман справа.

Педагог:

Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить. Спасибо за вашу активность, предлагаю сделать креативное селфи.



Предварительный просмотр:

Аннотация «Тренинга креативного мышления»

Проблема развития творческого мышления школьников является актуальной в современном мире. Школьное образование построено на развитии конвергентного мышления. Задачи, которые даются обучающимся, изначально предполагают наличие правильного ответа. Таким образом, задачи и задания, поднимаемые учителем или предложенные в учебнике, приводят к тому, что у обучающихся развивается стиль учения, предполагающий наведение на «правильный ответ». Безусловно, конвергентные мыслительные способности развивать необходимо, однако надо обязательно предоставить учащимся возможность развивать и творческое (дивергентное) мышление. Этот вид мышления характеризуется преодолением мыслительных шаблонов и стереотипов, снятием ограничений и большой свободой в решении проблем. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличие от реальной учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верные решения.

Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.

Тренинг креативного мышления направлен на развитие  дивергентного мышления, фантазии и воображения. Подростки познакомятся с таким понятием как креативность. Изучат различные упражнения и методы, способствующие развитию творческого мышления, приёмы фантазирования и приёмы создания новых идей. На практике попробуют проявить свои креативные способности.

Цель тренинга

Познакомить с понятием креативность и развить способность находить новые нестандартные решения задач.   

Задачи

Развивающие: развитие навыков и умений управления творческим процессом, развитие творческого интеллекта, поиска нестандартного решения поставленной задачи, развитие способности придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи.

Обучающие: обучение базовым знаниям, влияющим на успешность творческой деятельности, расширение представлений о применении разнообразных подходов и стратегий при решении проблем

Воспитательные: демонстрация возможностей креативности и предоставление возможности потренировать их, воспитание инициативы и самостоятельности в поиске решения различных задач, формирование интереса к развитию творческого мышления.

Обучающиеся приобретут:

 Знания: обучающие должны знать понятие креативности

 Умения: обучающие должны уметь применять методы развития творческих способностей

 Универсальные учебные действия:

 Познавательные: извлечение необходимой информации из текста, формулирование познавательной цели, постановка и решение проблемы.

 Регулятивные: оценивания, самооценивания, планирование.

 Коммуникативные: сотрудничество с педагогом и сверстниками, выражение своих мыслей и аргументирование своего мнения. 

 Используемые методы:

игровой, практические упражнения, словесный (объяснение, дискуссия, обмен мнениями), индивидуальная и групповая творческая работа, метод ассоциаций, рефлексия, методы и приемы арт-терапии.

Материально-техническое обеспечение учебного занятия:

для педагога:

  1. Музыкальная колонка
  2. Флипчарт

 для учащихся:

1.    Листы формата А-4.

2.    Цветные карандаши.

3.    Планшеты

4.    Фломастеры.

5.    Ватманы.

6.    Стикеры двух цветов.

 

План:

Этапы

Время (мин.)

1

Подготовительный (разогрев)

5

2

Основной

30

3

Итоговый

10

 

Структурные компоненты:

1.Подготовительная часть направлена на снятие эмоционального напряжения, создание благоприятной, дружеской атмосферы, психологического комфорта и безопасности для каждого участника.

2.Основная часть направлена на формирование новых знаний и представлений, обретение новых навыков и установок, конструирование и отработку личной стратегии поведения, осмысление полученного опыта, формирование ценностно-значимой личностной концепции взаимодействия с миром.

3.Итоговая часть включает в себя подведение итогов, интеллектуальную и эмоциональную рефлексию.

Технологическая карта тренинга:

Этапы занятия, время

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность  учащихся

Подготовительный этап, 5 минут

 

 

Приветствие, 2 минуты

 

Упражнение «Поздоровайся локтями», 3 минуты

 

 

 

 

 

Организация начала тренинга.

 

 

Организация

вербального и невербального общения, сближает членов группы. Направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом.

 

 

 

 

 

 

Приветствие, озвучивание темы тренинга

 

Проведение упражнения-разминки

 

 

 

Настраиваются на тренинг

 

Выполнение упражнения

Основная деятельность, 30 минут

 

Введение в тему

5 минут

Тест на креативность,

5 минут

 

Упражнение «Ухо-нос», 5 минут

 

 

 

 

 

Интеллектуальное упражнение «Безумство архитектора»,

15 минут

 

 

 

 

 

 

 

познакомить с понятием «креативность»

Выявление уровня креативности вначале занятия

 

Упражнение способствует согласованному развитию обоих полушарий

 

 

 Развитие креативного мышления, посредством упражнения

 

 

 

 

Записывает ответы на флипчарт

Использование тестового бланка

 

Применение пробного-практического задания, советы по развитию обоих полушарий мозга

 

Объяснение и организация упражнения

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, рассуждают

Выполняют тест

 

 

Выполняют упражнение

 

 

 

 

 

Ребята придумывают и записывают слова, рисуют дом

Итоговый, 10 минут

 

Подведение итогов 7 минут

 

 

 

Подведение итогов занятия, рефлексия

 

 

Раздача буклета “Шаги к развитию креативности”, совместно с детьми подведение итогов занятия

 

 

Рефлексия, что нового узнали, самоанализ состояния

 



Предварительный просмотр:

Динамика результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  «Академия лидеров» областной очно-заочной школы

1. Высокая сохранность контингента обучающихся объясняется тем, что оптимальное сочетание методов, приемов и форм обучения как традиционных, так и нетрадиционных, при организации занятий позволяет сформировать необходимые знания, умения и навыки по программе.

Учебный

год

На начало года

обучающихся

На конец года

обучающихся

Продолжили обучение в очно-заочной школе «Лидер» по программе «Навыки 21 века»

2021-2022

49

48

Весь первый курс

2022-2023

52

53

Весь первый курс

Стабильно высокая востребованность программы «Академия лидеров» областной очно-заочной школы среди подростков говорит о том, что существует потребность воспитанников к совершенствованию своих знаний и улучшению практических результатов социально-гуманитарной направленности и дальнейшего обучения по программе «Навыки 21 века».

2. Результаты освоения ДООП программы «Академия лидеров» областной очно-заочной школы на начало и конец года наглядно отражены в таблицах за последние три года.

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе в % за 2021/2023 учебный год

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Методы

диагностики

Начало года

Конец года

«Основы личной эффективности»

Знает основы личной эффективности и умеет применять техники для ее развития

Тест

20%

98%

«Искусство общения»

Владеет правилами и приемами эффективного коммуникативного поведения;

Кейс-технологии

30%

93%

«Ораторское мастерство»

Знает основы ораторского мастерства и умеет применять на практике

Презентация

15%

92%

«Основы социального проектирования»

Владеет основами проектной деятельности

Проект

20%

99%

Вывод: динамика освоения обучающимися ДООП программы «Академия лидеров» областной очно-заочной школы на конец года – положительная в каждом из последних двух лет реализации программы.

3. Таблица достижений и активности обучающихся очно-заочной школы «Лидер» на различных уровнях за 2023 год:

Школьный уровень

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Федеральный уровень

Участие и призовое место в  конкурсе талантов

Ведущие мероприятия по случаю дня победы;

Призёр олимпиады по экологии

Съезд на смену в ВДЦ "Океан" смена "Иновациям - старт!" в должности советника по информации

Участие в конкурсе рисунков на день учителя

Член детского общественного совета по правам ребёнка

Участник олимпиады по истории

Участие в школьном мероприятии "Точь в Точь"

Участие в театральном конкурсе

Участник олимпиады по обществознанию

Выступление со стихотворением на "Тютчевском вечере"

Участие в ярмарке добра

Участие в профильное смене "Шаг в профессию"

Ведущий мероприятия «Посвящение в 5 класс»

Ведущий на мероприятии «Открытие РДДМ»

Участие в профильной смене "Большая перемена"

Участие в сценке «Щелкунчик»

Участие в профильной смене "Эврика"

Успешность детей определяется не только дипломами и грамотами, которые получены за высокие результаты, но и в индивидуальном росте каждого воспитанника. По результатам анкетирования родителей заявляется вывод об удовлетворенности результатами обучения детей в очно-заочной школе  «Лидер». Удовлетворенность взаимодействием родителей с педагогом -100% положительные отношения. При работе с родителями были выявлены основные мотивы занятий – это способности детей и полезная деятельность.

Представленные выше результаты свидетельствуют о высоком уровне создания педагогических условий для эффективности освоения обучающимися содержания программы.

  •  (до 2 листов) со ссылками на полные тексты программно-методических документов и материалов, размещенных на официальном сайте образовательной организации


Предварительный просмотр:

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Академия лидеров» областной очно-заочной школы

Основными показателями эффективности и результативности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Академия лидеров» областной очно-заочной школы являются:

1.Заинтересованность обучающихся и их родителей (законных представителей) в реализации дополнительной общеобразовательной программы, которая выражается в количестве родителей, удовлетворённых программой. Увеличение количества родителей, удовлетворённых программой выросло с 94% в 2020-2021г., до 96% в 2021-2022г., и 99% по окончании 2022-203 г.

2. Результаты контрольных мероприятий фиксируются в диагностической карте каждого модуля. Каждый критерий карты оценивается по 10-бальной системе. Уровень усвоения программы определяется по количеству баллов:

80% и более от максимально возможного количества баллов – высокий уровень усвоения программы\модуля

60-79% - средний уровень

До 60% - низкий уровень.

3. Достижения обучающихся в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы (результаты участия в конкурсах, школьных, муниципальных, региональных, федеральных мероприятиях)

Количестве участников, призёров и победителей на мероприятиях различного уровня неуклонно увеличилось с 12 человек в 2020-2021г до 21 и 32 человека соответственно в 2021-2022г. и 2022-2023г.

Таблица достижений и активности обучающихся очно-заочной школы «Лидер» на различных уровнях за 2023 год:

Школьный уровень

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Федеральный уровень

Участие и призовое место в  конкурсе талантов

Ведущие мероприятия по случаю дня победы;

Призёр олимпиады по экологии

Съезд на смену в ВДЦ "Океан" смена "Иновациям - старт!" в должности советника по информации

Участие в конкурсе рисунков на день учителя

Член детского общественного совета по правам ребёнка

Участник олимпиады по истории

Участие в школьном мероприятии "Точь в Точь"

Участие в театральном конкурсе

Участник олимпиады по обществознанию

Выступление со стихотворением на "Тютчевском вечере"

Участие в ярмарке добра

Участие в профильное смене "Шаг в профессию"

Ведущий мероприятия «Посвящение в 5 класс»

Ведущий на мероприятии «Открытие РДДМ»

Участие в профильной смене "Большая перемена"

Участие в сценке «Щелкунчик»

Участие в профильной смене "Эврика"

4. В период реализации программы в учреждениях дополнительного образования всегда одним из важных вопросов деятельности педагога дополнительного образования, был и остается вопрос сохранности контингента учащихся.

Только заинтересованность самого ребенка поможет ему раскрыть свой творческий потенциал, и будет способствовать реализации его возможностей и формированию положительной мотивации к учебной деятельности, следовательно, и сохранности контингента в объединениях дополнительного образования.

Учебный

год

На начало года

обучающихся

На конец года

обучающихся

Продолжили обучение в очно-заочной школе «Лидер» по программе «Навыки 21 века»

2021-2022

49

48

Весь первый курс

2022-2023

52

53

Весь первый курс

5. Результативность  реализации  дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программы «Академия лидеров» областной очно-заочной школы проводится в соответствии с  разделом  «Основы социального проектирования».

Система отслеживания  и  оценивания  результатов  обучения  по  программе представлена в таблице ниже:

Вид контроля

Название

Описание

1

Разработка КТД

Коллективное творческое дело, как форма проекта.

Разработка плана, сценария, плана анализа КТД.

2

Проведение акции

Волонтерская деятельность, как вид социального проектирования.

Разработка и реализация волонтерского проекта (акции).

6. Итоговый  контроль, который проводится  по  окончании   каждого  учебного года (май), что  позволяет оценить результативность освоения программы за учебный год.

Вид контроля

Название

Описание

1

Разработка проекта

Социальный проект: разработка и реализация.

Разработка группового проекта используя изученные методы разработки и правила постановки цели и задач проекта