18. Разработка комплекса учебно-методических материалов

Стеблянская Юлия Николаевна

Разработка комплекса учебно-методических материалов (методические рекомендации, рабочая программа, дидактический материал).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

(ГАОУ ДПО ИРОСО)

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ГАОУ ДПО ИРОСО

___________ А.А. Крылова

от «___» _________ 20__ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Формирование эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде школы»

        

Южно-Сахалинск – 2022


Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Формирование эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде школы»

ДПП ПК «Формирование эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде школы» рассмотрена и обсуждена на заседании кафедры педагогики и психологии

Протокол № 2 от «31» января 2022 г.

         

Заведующий кафедрой педагогики и психологии _______/ С.Ю. Левицкая

Рекомендована общественно-экспертным советом ГАОУ ДПО ИРОСО Протокол № «   » от «              » 2022

Председатель ОЭС _____________ / Т.Г. Харитонова

© ГАОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области»

СОДЕРЖАНИЕ

I.        ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ        

1.1.        Цель реализации программы        4

1.2.        Планируемые результаты обучения        4

1.3.        Категория слушателей        6

1.4.        Форма обучения и срок освоения программы        6

1.5.        Календарный учебный график        6

II.        СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        

2.1.        Учебный план        7

2.2.        Рабочая программа        9

III.        ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ        

3.1.        Форма проведения текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации                11

3.2.        Критерии оценивания итоговой аттестации        11

IV.        ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ        

4.1.        Материально-техническое обеспечение        15

4.2.        Кадровое обеспечение ДПП ПК        15

4.3.        Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, интернет-ресурсов        15

V.        СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ        19

VI.        ПРИЛОЖЕНИЯ        20

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

  1. Цель реализации программы

Совершенствование профессиональных компетенций педагогов по вопросам формирования эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде школы.

  1. Планируемые результаты обучения

В результате освоения Программы слушатель должен приобрести следующие знания, умения и навыки, необходимые для качественного изменения компетенций, указанных в ДПП ПК.


Категория слушателей

Профессиональный стандарт (название)

Трудовая функция

Трудовое действие

Формируемые знания

Формируемые умения

Педагог-психолог

Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н)

А/07.7

 Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)

Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся

Современные теории формирования и поддержания  эмоционального благополучия,благоприятного социально-психологического климата, технологии безопасной и комфортной образовательной среды

Планировать и организовывать работу по формированию эмоционального благополучия, предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся


  1. Категория слушателей

К освоению дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Формирование эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде школы» допускаются лица, имеющие высшее образование по направлениям подготовки «Педагогика и психология».

  1. Форма обучения и срок освоения программы

Форма обучения – очная форма. 

Срок освоения (трудоёмкость) программы: 36 часов.

  1. Календарный учебный график

Форма обучения

Кол-во аудиторных часов в день

Общая продолжительность программы

(дней, недель, месяцев)

Очная форма

Часы аудиторных занятий в очной форме:

4 дня по 6 часов

1 день по 8 часов

5 дней


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Учебный план

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

программы повышения квалификации

«Формирование эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде школы»

Категория слушателей – педагоги-психологи, в том числе участники проекта 500+

Срок обучения – 36 часов

Форма обучения – очная

Наименование разделов (модулей) и тем

Общая трудоемкость, час

Аудиторные занятия, час.

Дистанционные занятия, час.

Форма текущего контроля

Форма

 промежуточной аттестации

всего

из них

всего

из них

Л*

ПЗ*, СЗ*,

ЛЗ*

СРС*, час.

Л*

СРС*, час.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Входная диагностика

1

Тестирование

1. Проблема эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде

6

6

2

4

2. Диагностическое обследование эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде

8

8

4

4

3. Развитие социально-психологической компетентности педагогов в вопросах профилактики эмоционального благополучия

8

8

4

4

4. Современные технологии и формы профилактической работы для создания эмоционального благополучия в образовательной среде

10

10

4

6

Итоговая диагностика 

1

Тестирование

Итоговая аттестация

2

Итоговая аттестация – защита группового проекта

(План организации работы по формированию эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде школы)

ИТОГО:

36

32

14

18

  1. Рабочая программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Формирование эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде школы»

Наименование модулей и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

1

2

3

Входная диагностика

Тестирование

1

Тема 1. Проблема эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде

Лекция

2

Понятие и характеристика эмоционального благополучия. Научные направления в изучении эмоционального благополучия. Эмоциональное благополучие учащихся, как компонент безопасной образовательной среды.

2

Практические занятия

4

Отработка навыков определения факторов риска эмоционального неблагополучия у учащихся в общеобразовательной организации. Разработка ментальной карты по теме: «Факторы риска эмоционального неблагополучия» (Форма проведения – практикум)

4

Тема 2. Диагностическое обследование эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде

Лекция

4

Организация проведения диагностического обследования эмоционального благополучия учащихся. Методики диагностики эмоциональной сферы. Методики диагностики общего эмоционального состояния, депрессий, неврозов, стресса. Методики диагностики агрессивности и тревожности

2

Специфические особенности проведения психологического обследования учащихся разных возрастных категорий. Диагностика эмоционального благополучия учащихся 1–4 классов. Диагностика эмоционального благополучия учащихся 5–11 классов.

2

Практические занятия

4

Отработка навыков осуществлять диагностическое обследование учащихся и анализ результатов диагностики эмоционального благополучия школьников (Форма проведения – работа в минигруппах)

4

Тема 3. Развитие социально-психологической компетентности педагогов в вопросах профилактики эмоционального благополучия

Лекция

4

Понятие и содержание социально-психологической компетентности педагога, ее основные составляющие: коммуникативные навыки, психологическая гибкость, эмоциональный интеллект.

2

Комплекс профессионально значимых личностных качеств, которые составляют основу социально-психологической компетентности педагога и определяют педагогическое мастерство, стиль общения в профессиональной деятельности современного педагога

2

Практические занятия

4

Отработка навыков организации психолого-педагогической работы, направленной на развитие социально-психологической компетентности педагогов.

Тренинг «Технологии развития социально-психологической компетентности педагога». (Форма проведения – тренинг)

4

Тема 4. Современные технологии и формы профилактической работы для создания эмоционального благополучия в образовательной среде

Лекция

4

Формы и содержание современных технологий профилактической работы для создания эмоционального благополучия. Формирование и развитие эмоционального интеллекта учащихся.

2

Модель профилактической работы для создания психологического благополучия в образовательной среде. Эффективная коммуникативно-психологическая модель взаимодействия «учитель-ученик».

2

Практические занятия

6

Отработка навыков определения специфики психолого-педагогической работы при организации образовательного пространства для создания эмоционального благополучия обучающихся.

Заполнение таблицы: «Современные технологии и формы профилактической работы для создания эмоционального благополучия в образовательной среде». (Форма проведения – практикум)

Разработка стратегии включения психологических технологий профилактической работы для создания эмоционального благополучия (работа в минигруппах) 

Рефлексия по эффективности применения психологических технологий профилактической работы для создания эмоционального благополучия.

6

Итоговая диагностика

Тестирование

1

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация – зачёт в форме защиты проекта

2

ИТОГО (час.)

36

  1. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Форма проведения текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации

Оценка качества освоения программы «Формирование эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде школы» осуществляется на основе совокупности выполненных слушателем практических заданий в ходе освоения программы.

Входная и итоговая диагностики, направленные на выявление профессиональных затруднений и их корректировку в ходе реализации ДПП ПК «Формирование эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде школы» осуществляются в форме теста (Приложение 1).

Итоговая аттестация проводится в форме зачета (защита проекта «План организации работы по формированию эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде школы»).

  1. Критерии оценивания итоговой аттестации

Оценка «зачтено» ставится группе, если:

– План организации работы по формированию эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде школы разработан с использованием современных технологий, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, взаимодействие со специалистами, родителями;

– цели соответствуют задачам и содержанию программы;

– аргументированно презентован результат групповой деятельности;

– группа обоснованно ответила на дополнительные вопросы.

Оценка «не зачтено» выставляется группе, которая:

– допустила существенные ошибки в разработке плана организации работы по формированию эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде школы;

– не учитывала при разработке плана возрастные и индивидуальные особенности детей, взаимодействие со специалистами, родителями, современные технологии;

– не смогла аргументированно презентовать результат групповой деятельности.

Для ДПП ПК разработана спецификация, которая включает в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) образовательных достижений слушателей планируемым результатам обучения:

Название темы

Трудовая функция

Трудовые действия

Формируемые знания

Формируемые умения

Вид и количество заданий*

Тема 1. Проблема эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде

А/07.7

 Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)

Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся

Современные теории формирования и поддержания  эмоционального благополучия, благоприятного социально-психологического климата, технологии безопасной и комфортной образовательной среды

Планировать и организовывать работу по созданию эмоционального благополучия, предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся

Задание к теме 1: (Проанализировать психолого-педагогическое сопровождение, педагогические условия и обстоятельства образовательной среды обучающихся

Разработать ментальную карту по теме: «Факторы риска эмоционального неблагополучия»)

Тема 2. Диагностическое обследование эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде

Задание к теме 2: (Проанализировать методы диагностики эмоционального благополучия. Организовать проведение диагностического обследования эмоциональной сферы. Провести анализ и сделать вывод из полученных данных)

Тема 3. Развитие социально-психологической компетентности педагогов в вопросах профилактики эмоционального благополучия

Задание к теме 3: (Отработать в тренинговом режиме технологию развития социально-психологической компетентности педагога с использованием игр и упражнений. Провести рефлексию эффективности используемых методов и форм работы)

Тема 4. Современные технологии и формы профилактической работы для создания эмоционального благополучия в образовательной среде

Задание к теме 4: (Проанализировать эффективность применения психологических технологий профилактической работы для создания эмоционального благополучия. Заполнить таблицу на тему: «Современные технологии и формы профилактической работы для создания эмоционального благополучия в образовательной среде». Разработать стратегию включения психологических технологий профилактической работы для создания эмоционального благополучия)


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Материально-техническое обеспечение

Наименование аудиторий, кабинетов, лабораторий

Вид занятий

Наименование оборудования, программного обеспечения, дидактических материалов

аудитория

лекция

Компьютер для лектора (1 ед.), мультимедийный проектор (1 ед.), экран (1 ед.), системное программное обеспечение; сетевое оборудование, мультимедийные и презентационные ресурсы; использование программ: Word, PowerPoint. Тренажеры виртуальной реальности с ПО (VR-ОБЖ)

компьютерный класс

практические занятия

Компьютеры (по количеству слушателей), мультимедийный проектор, экран, системное программное обеспечение: компоненты компьютерной системы (моноблок, процессор, устройства ввода-вывода и др. (по количеству слушателей); сетевое оборудование; поисковые системы Интернет; операционные системы: Windows 7, 8; использование программ: Word, PowerPoint. Тренажеры виртуальной реальности с ПО (VR-ОБЖ)

  1. Кадровое обеспечение ДПП ПК

Образовательный процесс по темам программы обеспечивается научно-педагогическими кадрами ГАОУ ДПО ИРОСО, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы на условиях гражданско-правового договора из числа лиц, имеющих высшее образование, соответствующее профилю читаемых тем.

  1. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, интернет-ресурсов

Учебно-методическое обеспечение

Основная литература

  1. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства: учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2021. 208, [1] с. (Высшее образование. Бакалавриат).
  2. Панфилова А. П.         Взаимодействие участников образовательного процесса: учеб. и практикум для академического бакалавриата / под ред. А. П. Панфиловой. М.: Юрайт, 2017. 487 с. (Бакалавр. Академический курс).

Дополнительная литература

  1. Ашихмина О. А. Кирсанова В. Г., Лаптева Н. В. [и др.] Опыт разработки инструмента оценки комфортности образовательной среды школы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 6. С. 56–66.
  2. Гущин Ю. В. Компетенции эффективного учителя: обзор результатов международного исследования // Управление качеством образования. 2021. № 4. С. 36–47.
  3. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика : учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений. М. : Академия, 2004. (Высшее профессиональное образование. Психология).
  4. Малышева И. А. Рефлексия на уроке // Директор школы. 2016. № 1. С. 57–64.
  5. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция: учебно-метод. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. 190, [1] с.: ил., табл. (Библиотека школьного психолога).
  6. Педагогические советы. Вып. 8: Инновационная деятельность. Педагогическое взаимодействие / сост.: О. А. Северина [и др.]. Волгоград: Учитель, 2008. 314 с. (В помощь администрации школы).
  7. Психологическая помощь в решении школьных проблем у детей / авт.-сост.: С. Ю. Визитова, Е. В. Нагиева. Южно-Сахалинск: Изд-во СОИПиПКК, 2009. 60 с. (Методические рекомендации).
  8. Реан А. А., Ставцев А. А. Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и буллинга // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 37–59.
  9. Сергиенко Е. А., Хлевная Е. А., Киселёва Т. С. [и др.] Роль эмоционального интеллекта в психологическом благополучии человека и в совладании со стрессом // Вопросы психологии. 2021. № 1. С. 71–81.
  10. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий / под ред.: А. Г. Асмолова, Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2006. 321 с.
  11. Тренинг повышения социальной компетентности педагогов: метод. руководство / под ред. Г. У. Солдатовой. Москва: АСОУ, 2006. 168 с. (Библиотека инновационного опыта системы образования Московской области).
  12. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника: (психологический очерк). Акад. пед. наук РСФСР. М. : Просвещение, 1966. 290, [1] с.

Электронные ресурсы

  1. Ахрямкина Т. А., Чаус И. Н. Психологическое благополучие учащихся в образовательной среде: монография [Электронный ресурс]. URL: https://samara.mgpu.ru/files/library_elektron/psih_ped/Ahryamkina-Chaus.pdf (дата обращения: 20.01.2022).
  2. Водяха С. А. Современные концепции психологического благополучия личности [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-kontseptsii-psihologicheskogo-blagopoluchiya-lichnosti/viewer (дата обращения: 20.01.2022).
  3. Ефремова О. А. Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе [Электронный ресурс].  URL: https://textarchive.ru/c-1430742-p9.html (дата обращения: 01.02.2022).
  4. Наливайко Т. Е., Шинкорук М. В. Эмоциональное благополучие личности: от психологического здоровья к качеству жизни [Электронный ресурс].         URL: https://www.uzknastu.ru/files/pdf/19/1/Наливайко%20Т_Е_,%20Шинкорук%20М_В_%20Статья_правка.pdf (дата обращения: 01.02.2022).
  1. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ

Стеблянская Ю.Н., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИМЕРНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВХОДНОЙ/ИТОГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ

  1. К показателям эмоционального благополучия относятся

а) позитивная Я-концепция

б) эмоциональный самоконтроль

в) удовлетворенность взаимоотношениями со сверстниками

  1. Факторы, связанные с образовательной средой

а) деятельность педагога

б) организационная культура школы

в) социально-психологический климат в коллективе учащихся

  1. Количество и содержание этапов диагностического процесса зависит от следующих условий

а) уровня подготовки диагноста

б) диагностической задачи

в) материально-технической базы

  1. Установка контакта с испытуемым в диагностическом процессе происходит

а) на первом этапе

б) на втором этапе

в) на третьем этапе

  1. Компетентность - это

а) сплав знаний, умений, навыков

б) сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно

в) продуктивное поведение в какой-либо деятельности, приводящее к

успешному решению актуальных задач

  1. К профессионально значимым личностным качествам, которые составляют основу социально-психологической компетентности педагога относят

а) рефлексия

б) стрессоустойчивость

в) гибкость

  1. Социально-психологическая компетентность, проявляется в умении

а) строить перспективные и организаторские планы самостоятельной и совместной деятельности

б) выбирать оптимальные методы и средства их реализации

в) организовывать эффективную систему контроля и самоконтроля

  1. Функционально-личностный компонент социально-психологической компетентности включает в себя

а) мотивацию

б) установки

в) коммуникативные способности

  1. В состав социально-психологической компетентности входят

а) умение ориентироваться в социальных ситуациях

б) умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей

в) умение выбирать адекватные способы обращения и реализовать их в процессе взаимодействия

  1. Программа эмоционального обучения включает в себя

а) самосознание

б) социальную компетентность

в) саморегуляцию

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а,б

а,б,в

а,б

б

а, в

а, в

а,б,в

в

а,б,в

а,в

Оценка результатов

Общее количество вопросов: 10.

Количество верных ответов: ___/___%

Уровни выполнения тестового задания:

Уровни выполнения тестового задания:

– низкий – до 30% правильных ответов (слабое знание содержания материала);

– средний – 31–70 % правильных ответов (частичное владение содержанием материала);

– высокий – 71–100 % правильных ответов (уверенное владение содержанием материала).


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДПП ПК 

«Формирование эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде школы»

Общие требования к выполнению практических работ

Ход работы:

- изучить теоретический материал;

- выполнить задания (при необходимости): разработать материалы, заполнить таблицу, описать ход выполнения заданий и др.;

- активно участвовать в тренингах, практикумах и рефлексивных мероприятиях.

Примерное содержание практических занятий

Практическое занятие по теме 1. «Проблема эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде» (4 часа).

Цель: отработка навыков определения факторов риска эмоционального неблагополучия у обучающихся

Задание 1: Проанализировать психолого-педагогическое сопровождение, педагогические условия и обстоятельства образовательной среды обучающихся

Задание 2. Разработать ментальную карту по теме: «Факторы риска эмоционального неблагополучия»

Практическое занятие по теме 2. «Диагностическое обследование эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде» (4 часа).

Цель: отработка умений организации диагностического обследование и выполнение анализа результатов диагностики эмоционального благополучия

Задание 1: Проанализировать методы диагностики эмоционального благополучия

Задание 2. Организовать проведение диагностического обследования эмоциональной сферы

Задание 3: Провести анализ и сделать вывод из полученных данных

Практическое занятие по теме 3. «Развитие социально-психологической компетентности педагогов в вопросах профилактики эмоционального благополучия» (4 часа).

Цель: отработка навыков организации психолого-педагогической работы, направленной на развитие социально-психологической компетентности педагогов

Задание 1. Отработать в тренинговом режиме технологию развития социально-психологической компетентности педагога с использованием игр и упражнений

Задание 2. Провести рефлексию эффективности используемых методов и форм работы.

Практическое занятие по теме 4. «Современные технологии и формы профилактической работы для создания эмоционального благополучия в образовательной среде» (6 часов).

Цель: отработка навыков определения специфики психолого-педагогической работы при организации образовательного пространства для создания эмоционального благополучия

Задание 1. Проанализировать эффективность применения психологических технологий профилактической работы для создания эмоционального благополучия.

Задание 2. Заполнить таблицу на тему: «Современные технологии и формы профилактической работы для создания эмоционального благополучия в образовательной среде».

Задание 3. Разработать стратегию включения психологических технологий профилактической работы для создания эмоционального благополучия.

Критерии оценки практических работ

Оценка «зачтено» ставится, если:

  1. Слушатель выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий.
  2. Результат работы оформлен правильно и аккуратно.
  3. Слушатель, работая в подгруппе, проявлял активность, инициативу.
  4. Слушатель активно участвовал в тренинге и рефлексивных мероприятиях.

Оценка «не зачтено» ставится если:

  1. Слушатель выполнил работу не полностью или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
  2. В ходе работы были допущены грубые ошибки.
  3. Слушатель, работая в подгруппе, не проявлял активность, инициативу.
  4. Слушатель не участвовал в тренинге и рефлексивных мероприятиях.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Зачет проводится в форме презентации группового проекта – план организации работы по формированию эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде школы.

Задание по группам: разработать и презентовать план организации работы по формированию эмоционального благополучия учащихся в образовательной среде школы. Каждая группа представляет программу психолого-педагогического сопровождения по одному из следующих факторов:

- профилактическая работа формирования эмоционального благополучия в образовательной среде;

- организация диагностического обследования эмоционального благополучия учащихся;

- развитие социально-психологической компетентности педагогов в вопросах формирования эмоционального благополучия учащихся;          

- стратегия включения психологических технологий для создания эмоционального благополучия.

Критерии оценивания

Критерии

Показатели оценивания

Целеполагание

- Соответствие цели, задач и содержания работы

- Цели ясные, четко сформулированные и реальные, т.е. достижимые

- Оптимальность, соответствие ожидаемым результатам

Результативность

- Представленность содержания профилактической работы (этапы; используемые технологии, приемы; учет возрастных/индивидуальных особенностей детей; взаимодействие с другими специалистами, родителями и др.

- Доступность использования программы другими педагогами

- Представленность оценки результатов работы

Оформление демонстрационного материала

- Грамотность представления

- Соответствие формы и содержания

- Эстетичность

  1. - 30 баллов – ставится оценка «зачтено»;

0 - 14 баллов – ставится оценка «не зачтено».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Областной центр внешкольной воспитательной работы»

УМЦ "АВАНГАРД"

Рассмотрена на заседании

Методического совета

Протокол от «____» ____2023 №____

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора ГБОУДО ОЦВВР

_______________/ Н.Г. Сазонова /

(Приказ от «____» ____2023 № _____)

Методическое пособие

«Основы вожатской деятельности»

Автор-составитель: педагог-психолог

Стеблянская Юлия Николаевна

Южно-Сахалинск

2023 год


Содержание

Сфера профессиональной деятельности вожатого……………… ……………………………3  

Профессиональная этика и культура вожатого………….…………………………………..…5

Методика формирования временного детского коллектива…………………………………. 8

Этапы формирования и развития временного детского коллектива………………………… 8

Учет возрастных особенностей при организации работы с детьми…………………………. 9

Характеристика основных периодов смены………………………………………………….. 11

Технология        организации воспитательной работы в детском коллективе..…………………………………………………..…………………………………..14

Планирование воспитательной работы……………………………………………………….. .14

Игры в детском  коллективе……………………………………………………………………..17

Организация вечернего (отрядного) огонька…………………………………………………..18  

Алгоритмы поведения вожатых в  экстремальных ситуациях………………………………...21

Список литературы…………………………………………………………………………….…23

Сфера профессиональной деятельности вожатого

Должностные обязанности

Способствует развитию и деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в различных учреждениях (организациях), осуществляющих работу с детьми разного возраста, в том числе организуемых в каникулярный период или действующих на постоянной основе        .

Оказывает помощь воспитателю в программировании деятельности воспитанников, детей на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом их инициативы, интересов и потребностей.

В соответствии с возрастными интересами и требованиями жизни воспитанников, детей способствует обновлению содержания и форм деятельности детского коллектива, организует коллективную творческую деятельность

Совместно с воспитателем и другими работниками учреждения заботится о здоровье и безопасности воспитанников, детей, создает благоприятные условия, позволяющие им проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время, используя передовой опыт работы с детьми и подростками.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, детей во время образовательного процесса.

Осуществляет взаимодействие со старшим вожатым, воспитателями, педагогическим коллективом и руководителем смены.

Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы возрастной и специальной педагогики и психологии, физиологии, гигиены; тенденции развития детских общественных организаций; основы детской возрастной и социальной психологии; индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, детей; специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей воспитанников, детей; основы творческой деятельности; методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой деятельности; правила внутреннего трудового распорядка  учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности

Вожатый несет ответственность:

  1. Юридическую ответственность за выполнение инструкций «Об охране жизни и здоровья детей».
  2. Персональную ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей.
  3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, совершение аморального проступка.
  4. За соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности.
  5. За нарушение Правил трудового распорядка, режима лагеря.
  6. Вожатому запрещается:
  • оставлять детей отряда без присмотра, в том числе и в ночное время;
  • самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения администрации;
  • допускать присутствие на территории лагеря посторонних лиц без разрешения администрации;
  • употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей;
  • применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям по правам ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка и др.);
  • пропускать без уважительной причины планерки, заседания педсовета, иные установленные распоряжением администрации собрания педагогических работников.

Профессиональная этика и культура вожатого

Основы вожатской этики

Этика вожатого — это профессиональная этика, выступающая как средство формирования личности самого вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.

Педагогическая этика примыкает и сливается с повседневной жизнью, решением возникающих ситуаций, проявлением личности вожатого у всех на виду. Здесь и обнаруживается умение, способность вожатого строить свои действия с учетом этических аспектов.

Каким должен быть вожатый в общении с детьми с точки зрения педагогической этики?

Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем отношении к себе. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

Внимательный и тактичный. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны.

Дети это поймут и примут.

Справедливый. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.

Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз — все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв.

Искренний и честный. Степень откровенности с детьми поможет вам определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальш. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой- то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. В случае если ваши взгляды на жизнь не соответствуют общепринятым, не озвучивайте и не пропагандируйте их.

Этика вожатого напрямую связана с едиными педагогическими требованиями.

Взаимодействие вожатого с воспитанниками, с напарником и с родителями

Чтобы достигнуть положительных результатов при организации детского отдыха, напарники для детей должны быть идеальной лаконичной парой (тройкой). Все ваши ссоры, выяснения отношений, несогласия должны походить не при детях. Видите, что напарник не прав, не стоит мгновенно реагировать. Отзовите в сторону и поговорите. Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника. Соблюдайте в работе равноправие и единство требований. Старайтесь находить компромиссы для совместной деятельности и будьте откровенны.

  • Напарники всегда придерживаются одной точки зрения. (Если один сказал «нельзя», другой не может разрешить!). Поэтому обо всем надо договариваться заранее!
  • Обычно автоматически получается, что обязанности распределяются. Например, один вожатый становится более строгим.
  • Авторитет напарника. Говорить детям про другого вожатого хорошие вещи, если у него недостаточно высокий авторитет. Обращать их внимание на положительные качества.
  • На вожатские чаи и планерки (вечерние или утренние) ходить по очереди!
  • Все друг другу рассказывать, в особенности об отряде (о каких-то ситуациях, проблемах)
  • Важно распределение обязанностей. Не забыть про бытовые проблемы, которые ложатся на плечи вожатых. Надо договориться заранее с напарником, кто что делает.

"Запрещенные" темы для разговора в присутствии детей

  • выяснение отношений между вожатыми;
  • обсуждение детей;
  • обсуждение администрации оздоровительного лагеря, ее указаний;
  • решение вопросов личного характера.

Как разговаривать с детьми

Руководствуясь основными правилами поведения с детьми, вожатый обязан на качественном уровне уметь общаться с ребятами, тем самым устанавливая полное взаимопонимание для улучшения воспитательного процесса и комфортной адаптации детей в лагере.

Важно:

  1. Проявлять терпение
  2. Необходимо в начале смены установит четкие рамки дисциплины, не выходить за них на протяжении всего пребывания в лагере, т.к. ребенок ежедневно «проверяет» вожатого.
  3. Вожатый должен проявлять неподдельный интерес к рассказам ребят
  4. Вожатый должен учить детей, делиться своим жизненным опытом, рассказывать истории, произошедшие с ним и его знакомыми и делать поучительные выводы.
  5. На детей нельзя кричать! В противном случае они будут понимать только крик. Детям можно всё доходчиво объяснить спокойным голосом.
  6. Если Вы хотите, например, пригрозить детям наказанием за то, что они шалят и не спят после отбоя, то говорить с ними надо очень строгим голосом.
  7. Отношения между детьми и вожатым должны строиться на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям чётко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но и не жестокий надзиратель, которого нужно бояться. Вожатый — это старший товарищ, к которому можно прийти за советом или помощью и обязательно её от него получить.

Как разговаривать с родителями

Общение вожатого и родителей детей — это важнейшая составляющая вожатской деятельности. Чтобы разговор получился лаконичным и продуктивным надо следовать определенным рекомендациям:

  1. Перед началом разговора предложите присесть или пройтись по территории лагеря – это более удобно, чем просто стоять. Выбирая позицию для общения с родителями, нужно помнить, что разговор лучше вести в каком-нибудь тихом месте, где вам не будут мешать. Внимательно слушайте собеседника, демонстрируя свою заинтересованность в решении данного вопроса или проблемы.
  2. В общении выбирайте позицию на равных. Это даст вам возможность плодотворно обсудить возникшую проблему. Не занимайте позицию «защиты» или «нападения», это будет свидетельствовать о вашей некомпетентности и неумении вести деловые разговоры.
  3. Выясните имя и отчество вашего собеседника, несколько раз повторите их про себя – чтобы не забыть, и в дальнейшем в течение всего разговора с родителями произносите это традиционное русское обращение как можно чаще, чтобы собеседник чувствовал заинтересованность.
  4. Если вам надо сделать замечание по поводу ребенка, начните фразу так: «Я хотел бы попросить вашего совета…», или «Мне очень хочется понять, а без вас это вряд ли получится…», или «Мне, пожалуй, нужна ваша помощь…». Не торопитесь жаловаться на ребенка, родители могут быть разные. Стоит задуматься: а будет ли польза для ребенка после вашего разговора.
  5. Если разговор начали родители и сразу принялись высказывать вам замечания, то выслушайте их терпеливо и внимательно, не перебивайте и не показывайте неудовольствия. Свой ответ нужно построить на позитивных нотах, показав вашу заинтересованность в разговоре о ребенке. Как только напор их речи стихнет, улыбнитесь широко и искренне и скажите без иронии и лукавства: «Вам, наверное, тяжело приходится с ним (с ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, принципиальный…)». Пусть родители заведут разговор о себе и о детях в долагерной жизни. Когда они выговорятся, проблема может быть раскрыта и исчерпана.
  6. Если проблема актуальна, то попытайтесь ее решить совместными усилиями с родителями. А для этого настройтесь на партнерские отношения и включите в размышления над выходом из ситуации родителей: «Как вы думаете, может быть, лучше…» «Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, вы считаете…»

«А как вы отнесетесь, если мы поступим так…». Родители, очень любят давать советы и высказывать свое мнение – выслушайте их очень внимательно.

  1. Не беритесь за разговор с родителями, если вы не уверены, что сможете сделать это компетентно, не "завести" родителей и не сделать лагерь врагом №1 для их и ребенка!
  2. Закончите разговор фразой на позитивной ноте, например начинающейся словами: «А знаете, что мне больше всего нравится в вашем сыне?..» или «У вас замечательный ребенок, и без него наш отряд не был бы таким дружным и интересным». И, например, заканчивающейся словами «Мне было очень интересно с Вами побеседовать. Спасибо Вам».

Методика формирования временного детского коллектива

Этапы формирования и развития временного детского коллектива

1 этап. Организационный (3—4 дня)

Что происходит в отряде:

  1. Знакомство
  2. Обустройство
  3. Адаптация
  4. Начало установления контактов
  5. Выявление лидеров
  6. Принятие—непринятие детей друг другом
  7. «Притирка»
  8. Начало формирования актива отряда

Действия вожатого на данном этапе:

  1. Предъявляет требования к поведению, режиму.
  2. Вырабатывает и устанавливает вместе с детьми нормы и правила общения, поведения в отряде.
  3. Изучает ребят, составляет социопсихологический портрет каждого члена отряда.
  4. Начинает учебу актива.
  5. Руководит разработкой плана работы отряда.

2 этап. Срабатываемость

Что происходит в отряде:

  1. Структурируются неформальные группы.
  2. Складываются диада, триады.
  3. Сохраняется неоднородность взглядов и поведения.
  4. Выявление лидеров и придание им временного функционального статуса через решение сбора отряда.
  5. Формируется актив отряда. Начало формирования актива отряда

Действия вожатого на данном этапе:

  1. Установление личностного общения.
  2. Формирование коллективных творческих заданий.
  3. Выборы органов самоуправления отряда.
  4. Обучение актива.
  5. Изучение состава отряда.
  6. Проведение социометрии.
  7. Принятие мер по регулированию межличностного общения.

3 этап. Сработанность

Что происходит в отряде:

  1. Сплоченность, близость взглядов и позиций по отношению:
  1. к условиям и характеру совместной деятельности;
  2. к членам отряда; в) к вожатому.
  1. Возникновение дружеских чувств.
  2. Возможна смена лидера(ов)

Действия вожатого на данном этапе:

  1. Постановка новых, более сложных целей̆.
  2. Изучение психологического климата в отряде.
  3. Продолжение работы по обучению лидеров и актива.
  4. Меры по коррекции межличностного общения (в случае необходимости).
  5. Формирование традиций отряда.

Таким образом, чтобы сформировать сплоченный коллектив вожатому следует:

вовлечь ребят в совместную деятельность по реализации обозначенной перспективы (включая постановку целей, проектирование и осуществление ключевых дел);

  • использовать игры и другие формы деятельности, привлекательных для ребят;
  • создать и культивировать традиции отряда;
  • включить отряд в систему обширных социальных отношений;
  • сформировать детское самоуправление как основной механизм реализации целей деятельности отряда.

В детском коллективе вожатый может использовать следующие формы и методы формирования детского самоуправления.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, спорта.

Диспуты — это коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, на решение которых нет однозначного, общепринятого ответа. С помощью диспутов воспитанники могут отстаивать свою точку зрения, обсуждать интересующие их проблемы и в конечном итоге — приходить к коллективному поиску истины.

Тренинг — это специальный тренировочный режим, тренировка; процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на выработку и развитие требуемого навыка.

Коллективно - творческое дело (КТД) — это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) коммунарской методики.

Учет возрастных особенностей при организации работы с детьми

Младший школьный возраст (9-11 лет)

  • Учет того обстоятельства, что дети этого возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале;
  • Использование таких видов деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности;
  • Организация коллективных спортивных игр, занятий по интересам;
  • Организация разумного руководства: разумное направление пробуждающихся интересов к окружающему миру, стремление обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей.

Отрочество (10-11 лет, 13-14 лет)

  • Организация коллективных игр (различных для мальчиков и девочек);
  • Предпочтение спортивным играм;
  • Общение на равных;
  • Дела должны быть разнообразными, эмоционально окрашенными;
  • Постоянно поддерживайте интерес детей к себе и друг к другу;
  • Использование общего энтузиазма при выполнении порученных заданий.

Старший школьный возраст (14-15 лет, 16-17 лет)

  • Оказание помощи подросткам в том, чтобы все они были приняты своими сверстниками;
  • Руководство поведением подростков построить себя так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых;
  • Создание необходимых условий для отдыха;
  • Учет возрастных особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу;
  • Для мальчиков лучше организовать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т.д.

Характеристика основных периодов смены

Смена — это определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач. В качестве основных характеристик лагерной смены выделяют следующие ее «слагаемые»:

Слагаемое 1 — «Философия смены». Философия смены включает в себя идею, ведущие цели, принципы организации и иногда сюжет смены.

Слагаемое 2 — «Образ жизни». Под образом жизни понимают педагогическую стратегию организации жизнедеятельности детей и взрослых во время лагерной смены (дача, клуб и сбор).

Слагаемое 3 — «Эмоциональный ритм».

Под эмоциональным ритмом понимается определенная организация во времени процесса эмоционального отражения жизнедеятельности конкретного объединения. Организационный и заключительный периоды характеризуются большей динамичностью эмоциональных состояний. Основному периоду присущи определенная умеренность, относительная равномерность амплитуды колебаний общего настроения.

Слагаемое 4 — «Антураж». Большую смысловую и эмоциональную нагрузку несет на себе антураж каждой конкретной смены: флаги, эмблемы, талисманы, музыкальное оформление, «фирменные» названия.

Слагаемое 5 — «Структура смены». Традиционно в структуре смены выделяются 3 периода: организационный, основной (рабочий), итоговый (заключительный). Современные исследователи к уже обозначенным добавляют подготовительный (пропедевтический) и постлагерный (послелагерный) периоды. Каждый из периодов смены можно проанализировать по нескольким показателям: ожидание ребят, организация деятельности, роль и позиция педагога, нравственно-психологическое состояние временного детского коллектива.

Специфика и этапы организации смены

Подготовительный период

Длительность периода — 10 дней до начала смены.

На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены. Во время подготовительного (пропедевтического) периода проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, что они ждут от смены, психологически и практически готовятся к отъезду в лагерь. Последнее дело подготовительного периода одновременно является первой акцией организационного — заезд детей.

Задачи деятельности вожатого:

  • знакомство с лагерем, его территорией, педагогическим коллективом,
  • заочное знакомство с отрядом;
  • подготовка педагогической, личной документации вожатого;
  • ознакомление с Программой летнего оздоровительного отдыха в лагере;
  • составление методической копилки вожатого;
  • анкетирование родителей.

Период

Задачи

Основное содержание

Позиция вожатого

Основные итоги

Организационный (1-3 дня)

  1. Познакомить ребят друг с другом и лагерем
  2. Создать доброжелательную атмосферу для создания детского коллектива
  3. Создать условия для раскрытия способностей каждого
  4. Выявить лидеров, интересы, спланировать совместную жизнедеятельность
  1. Игры на знакомство
  2. Принятие основных законов и правил жизни лагеря
  3. КТД на раскрытие творческих способностей и интересов
  4. Отрядные огоньки (свечки)
  5. Творческие представления вожатского отряда

Самоуправления пока нет, поэтому вожатый непосредственно руководит отрядом.

Ведущая позиция – позиция организатора

К концу оргпериода у ребят должно сложиться мнение: мой отряд – самый лучший, мои вожатые- самые лучшие, мне здесь будет интересно.

Период заканчивается коллективным планированием и открытием смены

Основной

  1. Обеспечить интересную разнообразную деятельность на основе совместных интересов и совместного творчества
  2. Научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый день
  3. Строить деятельность отряда на принципах самоуправления
  4. Создавать отрядные традиции
  5. Заботиться о сплочении детского коллектива
  1. Проведение работы по общелагерному и отрядному плану
  2. Игры, конкурсы, спортивные соревнования, тематические дни, КТД и др.
  3. Работа творческих мастерских (кружков)

Вожатый руководит отрядом опосредованно – через органы самоуправления.

Позиция вожатого – позиция старшего товарища.

Все дела подготавливаются и проводятся совместно.

Вожатый направляет и координирует деятельность ребят

Осуществление всех планов: закрепление общелагерных и отрядных мероприятий.

Коллектив лагеря управляем. Все ребята любят собираться вместе, петь песни, играть

(отрядные мероприятия,

«Огоньки»).

Заключительный (2-4 дня перед отъездом)

  1. Создать атмосферу дружеского прощания
  2. Отметить каждого ребенка за вклад в жизнь лагеря
  3. Подвести итоги лагерной смены
  4. Подготовить сюрпризы друг другу и лагерю
  1. Итоговые выставки, соревнования
  2. Итоговые выступления отрядов, мастерских
  3. Прощальный концерт вожатых
  4. Прощальный костер или огоньки

Вожатый – старший друг, ему можно доверить тайны, спросить совета.

Позиция вожатого – коммуникативная. Он создает теплую дружескую атмосферу с оттенком легкой грусти, связанной с расставанием.

Решены все поставленные перед началом смены задачи.

Подведены итоги всех проведенных дел.

Оценка деятельности отрядов и вожатых.

Вручены награды и отрядные дипломы

Постлагерный период

Длительность периода — от 3 до 10 дней после окончания смены.

Основная задача деятельности вожатого

  • участие в заключительном педагогическом совещании;
  • педагогический анализ смены, оформление отчета по итогам
  • реализации программы летнего детского отдыха;
  • оформление стенгазеты, летописи смены.

Специфика организации педагогического процесса в детском оздоровительном лагере определяется, кроме прочих условий, и особенностями детского временного объединения — кратковременностью его существования, автономностью, насыщенностью и многообразием общения, отношения и деятельности, интенсивностью процессов развивающего общения, многообразием и вариативностью взаимодействия подростков со сверстниками и взрослыми, высокой эмоциональной окрашенностью жизнедеятельности.

Технология        организации воспитательной работы в детском коллективе

Планирование воспитательной работы

План воспитательной работы — это программа деятельности вожатого по созданию условий, содействующих воспитанию и развитию детей в лагере.

При планировании содержания воспитательной работы с отрядом важно учесть все новое и позитивное, что накоплено в практике деятельности педагогов, вожатых. Для планирования воспитательной работы с детьми и подростками в детском лагере большое значение имеет учет направлений всестороннего развития личности ребенка. План должен базироваться на сочетании ближайших, средних и дальних перспектив.

Приступая к планированию, вожатому следует:

  • ознакомиться с программой данного лагеря;
  • определить с будущим напарником цели и задачи предстоящей работы на смену;
  • изучить возрастные особенности детей, ожидания детей данного возраста;
  • использовать данные из детских анкет (увлечения, желаемые поручения, умения и др.);
  • изучить возможности лагеря (традиции, периодичность общелагерных, отрядных дел) и подумать, как можно их использовать в своей работе;
  • отобрать средства, формы, методы, которыми вожатый владеет; составить модель смены с учетом возможностей  лагеря; создать творческую атмосферу в отряде;
  • учитывать интересы детей.

В своей деятельности вожатый использует 2 вида плана: план-сетку работы отряда на смену и ежедневный план работы вожатого.

План-сетка является внутренним нормативным документом, определяющим и регулирующим жизнедеятельность отряда. В план-сетку мероприятий на лагерную смену включаются общелагерные и отрядные мероприятия, работа по подготовке к ним, указываются ответственные лица.

План-сетка отрядных мероприятий на лагерную смену составляется в период подготовки к работе детского лагеря педагогическим коллективом лагеря и корректируется с учетом пожеланий и интересов детей уже в организационный период смены. При составлении плана-сетки может использоваться принцип деления дня на два основных временных периода, пригодных для организации различных мероприятий, трудовых дел, активного отдыха: первая половина дня соответствует времени с 10.00 до 12.00; вторая половина — с 14.00 до 16.00 (или с 19.00 до 21.00).

Исходными данными для планирования работы отрядного коллектива в детском оздоровительном лагере могут служить:

  • задачи лагерного периода;
  • модель смены;
  • календарь народных летних праздников;
  • общественно-политические праздники страны, региона, города;
  • традиции лагеря;
  • информация о детях (возрастные особенности, их ожидания);
  • личные воспоминания вожатого о своем детстве, его ожидания.

При составлении плана-сетки отрядных мероприятий следует        учитывать следующие моменты:

  • Эмоциональная и физическая загруженность детей.
  • Соотношение отрядных и общелагерных мероприятий.
  • Время проведения мероприятий.
  • Резерв свободного времени ребенка.
  • Погодные условия.
  • Работа секций и кружков.

План-сетка жизнедеятельности отряда на смену разрабатывается в первую очередь в интересах самих ребят, поэтому он должен быть размещен в общедоступном и видном месте как источник информации для детей — в отрядном уголке. Форма плана-сетки, используемая в лагере, должна быть необычной, так как восприятие детей отличается от восприятия взрослых. План-сетка может быть оформлен, например, в виде дома с окнами, карты страны приключений, перекидного календаря, кубика Рубика, поезда, аппликации и т.д. Главное, он должен быть интересным, привлекательным для ребят как по виду, так и по содержанию.

Ежедневный план работы вожатого (планирование на каждый день) — это план, в котором отражен порядок последовательных действий вожатого, необходимых при организации каждого дня. В этом документе вожатый отмечает для себя основные моменты подготовки к мероприятию, на каких организационных моментах следует сконцентрировать свое внимание и усилия, исполнение каких заданий нужно проконтролировать.

Структуру плана работы вожатого на каждый день составляют следующие позиции: временной интервал дня, организационные моменты, деятельность вожатого, дата и день недели. Данный план вожатый составляет ежедневно на последующий день после планерки, когда намечается основной перечень дел.

Алгоритм анализа дня:

  1. Сбор информации в течение всего дня.
  2. Оценка информации:
  • воспитательная эффективность форм работы с детьми и подростками;
  • эффективность проведенных дел; позиции детей в подготовке и проведении КТД;
  • организация режимных моментов;
  • анализ психологического состояния детского коллектива: общественное мнение (есть ли оно); настроение детей; отношение детей друг к другу, к взрослым, к происходящим событиям; их организованность; наблюдение за изменениями в поведении детей.
  1. Выявление причин, вызывающих несоответствие фактического состояния дел с планом.
  2. Принятие решения, оценка, выводы:
  • выполнен ли план работы на день? что удалось или не удалось выполнить?
  • какое дело или событие дня было наиболее важным в воспитательном отношении: какую задачу решили, осуществляя его? как действовали при этом ребята (активно или пассивно, были заинтересованы, только наблюдали и т.д.) как проявил себя коллектив в целом и каждый в отдельности? какое чувство у детей и вожатого оно вызвало? над чем заставило задуматься?
  1. Перспектива дальнейшей деятельности, определение воспитательных задач на следующий день.

Требования к анализу дня: непрерывность записей, глубина анализа, конструктивность, объективность.

Игры в детском коллективе

Игра соединяет в себе элементы многих, самых разнообразных видов деятельности, воспитательное воздействие ее многосторонне. Дети участвуют в игре добровольно, во время игры укрепляют свое здоровье, развиваются физически, у них улучшаются координация движений, снимается усталость. Игра способствует росту организаторских способностей, приобретению навыков жизни в коллективе, содействует психическому развитию, развивает взаимовыручку и взаимопомощь, порядочность и честность.

Игры должны отвечать ряду требований:

  • Правила должны быть просты.
  • Игра должна охватывать всех.
  • Игра должна быть интересна для всех.
  • Игра должна быть доступна для всех предполагаемых участников.
  • Задания, содержащиеся в игре, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех.

Игры на знакомство. Цель — знакомство детей друг с другом, настрой на общение. Особенность организации: лучше проводить вожатому с конкретным отрядом. В содержании игр должны использоваться имена.

C:\Users\User\Desktop\мп\игры\знакомство.jpeg

Игры на командообразование и сплочение.  Цель - создание прочного и дружного коллектива. Особенность: сплочение детей из группы в единую команду – многоэтапный процесс. Для этого проводится много различных тренингов, тимбилдингов, игр, упражнений, конкурсов. Они все формируются в рамках командообразующего мероприятия, направленного на повышение совместного взаимодействия и уровня доверия друг к другу. 

C:\Users\User\Desktop\мп\игры\сплочение.jpeg

Игры в автобусе. Цель — организация воспитательного пространства данного временного периода интересным и полезным делом. Особенность: игры не должны побуждать участников к двигательной деятельности, а максимально использовать заданные условия.

Игры-кричалки. Цель — эмоциональная и психическая разрядка и зарядка, повышение настроения. Особенность: данные игры побуждают участников к повышению тона речи в синтезе с юмористичным содержанием текста, используется оборот повторения.

Игры на внимание и координацию. Цель — развитие активного и волевого внимания, координации, осуществление контроля самоконтроля. Особенность: в содержании данных игр участники должны изобразить движения, заданные ведущим, в определенном порядке, темпе, скорости.

Спортивные игры. Цель — привитие олимпийской культуры, повышение интереса к видам спорта. Особенность: игры подразумевают четкую систему правил, судейства в зависимости от вида спорта.

Интеллектуальные игры. Цель — активизировать познавательную деятельность, развить эрудицию, логику, быстроту реакции, умение мыслить нестандартно при решении задач логического характера. Особенность: игры строятся по принципу викторин, блиц-опросов и содержат вопросы как на заданную тему, так разностороннего характера. Творческие игры. Цель — активизировать познавательные и творческие способности ребенка. Особенность: данные игры строятся по принципу конкурсов актерских талантов, «рекордов» ребенка, в которых дети демонстрируют свои способности.

Игры на местности. Цель — развитие навыков ориентирования, максимальное использование заданных условий. Особенность: данные игры в своем содержании используют особенности местности и находящиеся на ней объекты.

Имитационные игры. Цель — развитие памяти, творчества, выдумки детей, способности выделять существенные признаки кого-либо. Особенностью таких игр является имитация движений, речи, характера заданного объекта (чаще человека, животного).

Сюжетно-ролевые игры. Цель — развитие памяти, воображения, актерских данных, воспроизведение и наиболее точная передача специфики роли. Особенность игр: сюжет и роли должны быть знакомы и узнаваемы.

Подвижные игры. Цель — активизировать двигательную активность детей, развивать физические навыки. Данный вид игры способствует укреплению мышечной системы детей, созданию комфортной атмосферы в группе, дает возможность каждому ребенку принять участие в той или иной игре, в зависимости от состояния здоровья. Особенность: относятся к типу командных игр, проводятся как на свежем воздухе, так и в просторном помещении; наличие инвентаря (мяч, скакалка и др.) необязательно.

Музыкальные игры. Цель — развивать музыкальные навыки ребенка, прививать эстетический вкус, разнообразить досуг. Особенность: данные игры предполагают знание текстов песен (детских, из мультфильмов, современных и др.), могут проводиться в микрогруппах (по 5—7 человек).

Организация вечернего (отрядного) огонька

Задачи огонька — прививать воспитанникам навыки коллективного анализа, развивать умения вступать в партнерские отношение, воспитывать у детей и подростков потребности в общении.

Содержание вечернего огонька. Вечерний огонек — это отрядное, почти семейное, домашнее дело, на огоньке должно быть тепло, уютно и душевно. Огонек проводится в располагающей обстановке, у костра или при свечах.

Время для обсуждения — от 5 до 30 минут.

Правила поведения на огоньке:

  • На огоньке говорят откровенно.
  • Если хочешь что-то сказать — не выкрикивай, а подними руку или дождись своей очереди.
  • Учись внимательно слушать, не перебивай.
  • Правило свободного микрофона — никого нельзя заставить говорить и никому нельзя запретить говорить.
  • Критика должна быть конструктивной: критикуешь — предлагай.
  • Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.
  • Береги время, дай высказаться другому.
  • Все сказанное на огоньке конфиденциально и не «выносится» за круг.
  • Огонек — не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.
  • Через центр круга переходить нельзя.

Виды вечернего огонька:

  • Огонек знакомств - знакомство детей с вожатыми и детьми, установление в отряде теплой дружественной атмосферы, формирование у воспитанников представлений об укладе жизни лагеря и его традициях
  • Огонек «Свечка» — анализ дела (дня, смены) - каждый ребенок при анализе дня высказывает свое мнение, отвечая на следующие вопросы: как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело. Что сегодня в нашем отряде было хорошо? Что было не очень хорошо и даже плохо? Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?
  • Гость на огоньке - гостем на огоньке может стать: представитель администрации лагеря, который компетентно ответит на волнующие вопросы детей, поздравит с победой, каким-либо достижением; приглашенный актер, художник, поэт, который поделится впечатлениями, расскажет историю из своей биографии, вспомнит яркие события из жизни; вожатый другого отряда, об интересной жизни которого ребята не узнали бы, не будь такого огонька.
  • Проблемный огонек — это серьезный откровенный разговор, который помогает вскрыть наболевшие проблемы и нацелен на то, чтобы каждый высказал свое мнение, свое отношение к той или иной проблеме.
  • Прощальный огонек - на последнем огоньке рекомендуется вспомнить с ребятами все самое доброе и светлое, что происходило в отряде и на смене в целом — это и лучшие номера, и самые любимые песни, и веселые истории.
  • Тематический огонек - проведение данного вида огонька необходимо в основной период смены, когда отряд становится коллективом, когда возникают темы, проблемы или вопросы, которые волнуют всех. На таких огоньках можно затрагивать такие серьезные темы, как дружба, любовь, верность, честь.

Важно!

  • Первый и заключительный огонек всегда ведет вожатый. Ежедневный вечерний огонек могут вести капитан, его помощники, члены актива, ответственные дежурные.
  • Для огонька лучше всего следует выбрать отрядное или просто очень красивое спокойное место, где каждому будет уютно, приятно и комфортно говорить.
  • Каждый огонек требует подготовки. Он должен стать незабываемым и единственным в своем роде.
  • Хорошо, когда у отряда появляется своя тайна, традиция, которая возникнет на одном из огоньков. Можно загадывать желания, оформить пожелание самому себе на конец смены и т.п. Это сплотит детей и придаст огонькам особую эмоциональную атмосферу.
  • Вечерний огонек — это один из моментов, который готовит детей ко сну. Не стоит делать завершение огонька в развлекательном ключе.
  • Огонек — это форма задушевной, искренней беседы, а она не должна сопровождаться сумрачной обстановкой. Не обязательно дожидаться поздней ночи и сидеть у еле горящей свечи.

C:\Users\User\Desktop\мп\игры\огоньки.jpeg

Алгоритмы поведения вожатых в экстремальных ситуациях

Суицидальное поведение. 

Воспитателям (вожатым) следует научиться распознавать надвигающиеся признаки депрессии, улавливать симптомы поведения, которые часто предшествуют такому явлению. Любая попытка суицида должна рассматриваться со всей серьезностью и вместе с тем осторожно, и не только вожатым, но и психологом, врачом, административным персоналом.

Оскорбление и нанесение телесных повреждений. 

В лагере часто у детей проявляется такое поведение, которое было скрытым в домашней обстановке. Признаки жестокого обращения может заметить вожатый, например, необычные синяки или шрамы и т.д. при осмотре детей, при смене одежды или в душевой. Это должно стать предметом обсуждения с медицинской сестрой или администрацией.

Побег. 

Как правило, побег совершают дети, склонные к подобным действиям и зачастую уже имеющие такой опыт. В начале смены вожатый собирает списки детей с адресами и телефонами, четко соблюдает все инструкции, отслеживает состояние детей, всегда знает, все ли дети с ним. Следует стремиться заинтересовать детей лагерной жизнью, не претендовать на их свободу. Если попытка побега произошла в первый раз, необходимо предупредить детей о последствиях побега и сообщить о случившемся администрации.

Лунатизм. 

Действия педагога могут быть следующими: не будить ребенка во время его ночных прогулок и не давать никаких приказаний; уменьшить освещенность детской кровати ночью, поместив подальше от окна; подложить под ноги движущегося ребенка во время его ночной прогулки мокрую холодную тряпку, это способствует самостоятельному медленному пробуждению ребенка и избавляет его от испуга.

Воровство. Когда обнаруживается, что ребенок украл что-то, с ним следует поговорить и указать на необходимость вернуть предмет и извиниться. Можно предложить ему поддержку и отправиться вместе с ним, при этом роль вожатого - молчаливое физическое присутствие. Необходимо напомнить детям, что администрация лагеря просит не привозить дорогие вещи, а деньги сдавать в сейф.

Плачущие дети. 

В младших отрядах особенно в начале смены некоторые дети плачут. Основное объяснение их плача: «Хочу домой, к маме». Плачущему ребенку необходимо уделить внимание, спокойно его послушать, не отговаривать, соглашаться с ним по принципу: «Да, я тоже хочу домой, к маме». Если вожатый не может выяснить причину слез, то стоит на некоторое время оставить ребенка одного, не приставать к нему с расспросами, дать ему возможность успокоиться, занять интересным делом. Ребенок сам расскажет о причинах слез, если сочтет нужным.

Сексуальное поведение. 

Старшие дети иногда находят лагерь местом, удобным для проявления сексуального поведения, потому что они находятся в постоянном контакте со сверстниками. Такое поведение может быть агрессивным, явным или скрытым. Вожатый не должен провоцировать детей своим открытым поведением с партнером (объятия, поцелуи при всех). Важно говорить об отношении полов откровенно, без нарочитого морализма, но и тактично, деликатно.

Влюбленность в вожатого. 

Если ребенок значительно младше по возрасту, вожатому необходимо особенно бережно отнестись к его чувствам, чтобы не нанести непоправимую травму, т.к. неосторожное оскорбление чувств (насмешка, явное пренебрежение) может привести к серьезным негативным последствиям, даже к суициду.

Химические отравления. 

На территории лагеря строго запрещено всем, в том числе и вожатым, употреблять спиртные напитки, наркотики и курить. Если дети замечены в состоянии химического отравления, необходимо, в зависимости от его состояния, обратиться к врачу или оказать ему помощь. Нельзя оставляйте детей одних в таком состоянии. Обо всех случаях употребления должны немедленно узнать администрация и медицинские работники.

Вандализм. 

Когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми, это признак глубоких проблем. С детьми следует прямо обсудить это, с тем чтобы помочь им обрести понимание серьезных последствий такого поведения, а также привлечь их к участию в восстановлении и замене разрушенной собственности.

Поражение отряда. 

Случается, что отряд проигрывает в общелагерном мероприятии. В таких случаях дети могут возмущаться. Младшие часто плачут. Вожатому следует помочь детям достойно принять поражение. Сначала нужно дать возможность детям выплеснуть свои эмоции. Затем объяснить, что проигрыш — это всего лишь одна из ступенек к победе, и надо концентрироваться не на том, что сделали не так, а на том, что надо было сделать, чтобы выиграть.

Гиперактивность. 

Гиперактивный ребенок импульсивен, невнимателен и излишне активен, много бегает, двигается, редко занимается одним делом. Роль воспитателя (вожатого) состоит в том, чтобы защитить ребенка от его собственных действий. Нужно постараться привлечь ребенка к участию в обычной деятельности  лагеря.


Список литературы

  1. Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев Н.Я., Тураев Р.Р. Методика работы вожатого в детском оздоровительно-образовательном комплексе [Электронный ресурс]: учебное пособие. – СПб: Наукоемкие технологии, 2018. – 175 с.
  2. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: учебник. М., 1998.
  3. Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 236 с.
  4. Лобачева С.И., Жиренко О.Е. Справочник вожатого. М., 2007.
  5. Нормативно-правовые основы вожатской деятельности: Методические рекомендации /Сост.: Н. Ю. Лесконог, Е. Н. Матюхина, А. А. Сажина, С.З. Могилевская, С.Ю. Смирнова; Под ред.
  6. Общая психология. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М. В. Гамезо. — М.: Ось-89, 2008 — 352с.
  7. Сайгушев Н.Я., Сычкова Н.В. Непрерывное воспитание. - Магнитогорск, 1997
  8. Самоукина Н.В. Психология оптимизма. М., 2001.
  9. Соколов Р.В. В поисках настоящей социальной педагогики //На путях к новой школе. 2004. №3
  10. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. - М., 1999.- С. 13—14.
  11. Танченко Т. С. Воспитание духовно-нравственных ценностей у подростка в условиях внешкольной деятельности (из опыта работы организации скаутов г. Ивантеевка, Московской области) // Наука и современность. 2011. № 8-1. С. 340-341.
  12. Таран Ю.Н. Каникулы: социально-педагогические ориентиры. - Н. Новгород, 2006. С. 23.
  13. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый - старт в профессию. КИПАРИС: учебное пособие по организации досуга детей. - М., 2005.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект

«Тренинга креативного мышления» 

1.    Этап – разогрев

Время: 5 минут

Педагог:

Добрый день, ребята. Сегодня я  хочу предложить вам поиследовать такую сферу, как креативность и творческие способности.

Я предложу вам нестандартные практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и острым, развить креативные способности и поспособствуют совершенствованию творческого мышления.

Упражнение «Поздоровайся локтями»

Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом.

Педагог:

Для начала, я предлагаю нам всем поприветствовать друг друга, но делать это мы будем совсем не так как мы привыкли, а очень интересным способом. Рассчитаемся на 1-2-3, 1 руки на пояс, 2 одна рука на поясе, вторая на шею, 3 обе руки на шее. Ваша задача поздороваться с как можно большим количеством ребят локтями. Поехали (включаю музыку).

2.    Этап – Основная деятельность

Время: 30 минут

Введение в тему.

Время: 5 минут

Педагог: сегодня наш тренинг будет посвящен развитию креативного мышления. Но, для начала давайте попробуем найти ответы на такие вопросы как: Что такое креативность и кто такой креативный человек? Зачем человеку креативность? Это врожденное качество или его можно развить?

Ответы учащихся.

Педагог: Да, действительно. Креативность – это способность решать вопросы нестандартным путем, смотреть на окружающий мир с неожиданного ракурса и находить необычные способы выполнения различных задач.

Креативный человек придумывает оригинальные, необычные решения, отходит от штампов и шаблонов, находит выход из любой ситуации. У него хорошо развита фантазия, и с ним всегда интересно.

Творческий потенциал заложен в каждом человеке – вспомните себя в детстве, когда обычная палка превращалась для нас в волшебную палочку, когда облака на небе напоминали нам разных животных или фигуры. Со временем в нашу жизнь входят строгие правила, алгоритмы, которые не дают нам возможности проявлять оригинальность. Но зачастую перед нами встают задачи, которые требуют нестандартного решения. Поэтому сегодня я хотела бы предложить вам практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и помогут развить ваши креативные способности, что обязательно пригодится вам в будущем.

Для начала предлагаю пройти небольшой тест.

Тест на креативность.

Время: 5 минут

Педагог:  Главное — поверить в себя, и отбросить все сомнения прочь. Берем лист бумаги на котором нарисованы крестики: 6 в высоту и 9 в длину:

Настройтесь на творческую волну. Глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем карандаш и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так: (показывает пример)

Педагог:

Закончили? А теперь посмотрите, что получилось у вас и у других участников. Выберите наиболее удачные, такие наверняка найдутся. Не забудьте похвалить себя и других за креативные идеи. Подпишите их и прикрепите к прицепкам.

Педагог: 

Ребята, как вы думаете, какой орган отвечает за креативность? (После того, как ребята ответили, ставлю ватман с изображением мозга, справа яркие цвета и картинки связанные с творчеством, слева однотонный цвет и картинки связанные с логикой, анализом). Мозг делится на полушария, левое отвечает за логику, анализ, рациональность, правое: за образы, абстрактное мышление, воображение, фантазию. Но левая часть мозга-отвечает за правую часть тела, правая часть мозга-за левую часть тела.

Ребята, те, кто пишет, правой рукой поднимите указательный палец (поднимаю большой). Молодцы, внимательные, не все подняли, как и я большой палец. Развитие внимания, способствует развитию креативности. А еще согласованное развитие обоих полушарий, способствует развитию креативности. У большинства из вас больше развито левое полушарие, а мы сейчас сделаем упражнение, на согласованное развитие обоих полушарий.

Упражнение «Ухо-нос»

Время: 5 минут

Цели: это упражнений способствует согласованному развитию обоих полушарий.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши. И поменяйте положение рук – правой возьмитесь за нос, а левой за правое ухо.

Систематическое выполнение этих упражнений учит ваш мозг обрабатывать несколько задач одновременно, таким образом, активизируя работу обоих полушарий.

Советы по гармоничному развитию обоих полушарий мозга:

1. Совершайте привычные повседневные ритуалы, используя недоминирующую руку (чистить зубы, расчесывать волосы).

2. Принимайте душ и совершайте другие привычные действия с закрытыми глазами.

3. Чаще меняйте маршруты, которыми добираетесь до школы, ходите по магазинам и другим привычным местам.

Упражнение «Безумный архитектор»

Время: 15 минут

Педагог:

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом? Уроки рисования для вас настоящая мука? Ничего страшного, умение рисовать здесь дело десятое. Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали.

Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор – все, что приходит в голову. Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, «мандарин» – сделайте стены дома оранжевого цвета, «вода» – пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» – запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.

Педагог:

Любая работа должна быть замечена и отмечена. Предлагаю поделиться вашими дизайнерскими идеями в кругу.

После того как все выскажутся, педагог подводит итог, перечисляя основные идеи, касающиеся креативности, условий её формирования и развития, которые соответствуют содержанию ориентировочных основ, в рамках которых будет проходить дальнейшая работа.

3.    Этап – Итоговый

Время: 10 минут

Педагог:

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с понятием креативность и попробовали интересные приемы и способы развития этой способности. Также вы продемонстртировали свои прекрасные  возможности находить новые нестандартные решения задач через упражнения, которые учат нас видеть обычные вещи в необычном ракурсе и позволяютт нетрадиционно решать повседневные задачи. Не бойтесь фантазировать, предлагать нелепые, на первый взгляд, решения. Борись с клише вроде: «Это банально», «Так не делают», «Не будь мечтателем» – они гасят творчество.

Наш тренинг подходит к концу, пора подводить итоги. Напишите, на листочках оранжевого цвета, что интересного/нового/полезного вы сегодня узнали и наклеиваем на ватман с изображением мозга слева. На листочках сиреневого цвета нарисуйте своё настроение/впечатление от занятия, наклеиваем на ватман справа.

Педагог:

Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить. Спасибо за вашу активность, предлагаю сделать креативное селфи.