Приобщение детей к культуре семейских Забайкалья
Приобщение детей к культуре семейских Забайкалья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект о проделанной работе за 2022-2023г. | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип проект познавательно-творческий По длительности долгосрочный Вид проекта: творческий Участники дети старшей группы, воспитатели, родители. Реализация проекта рассчитана на совместную и самостоятельную деятельность, организацию деятельности на прогулках, экскурсии, на индивидуальную работу с детьми и работу с родителями. Гипотеза: Знакомство с истоками своего родного края. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте. Ожидаемый результат: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, одеждой наших предков. Расширит представления о народных традициях, обычаях, обрядах. Приобщит детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие) .Воспитаны чувства патриотизма и любви к родному краю. Привлечены родители в воспитательно – образовательный процесс. Риски и пути решения : Недостаточное финансирование : -Оснащение предметно-развивающей среды группы - Совместное планирование работы. -Спонсорская ( благотворительная ) помощь. А ктивность родителей : -Разработка буклетов, консультаций. -Привлечение родителей на различные мероприятия.
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре семейских Забайкалья с использованием элементов технологий музейной педагогики и познавательно-исследовательской деятельности с конкретным содержанием краеведческого материала. Задачи : - расширять представления детей о малой родине, событиям прошлого и настоящего посредством изучения истории и культуры семейских ; - воспитывать уважение к культурным традициям семейских при изучении историко-культурного наследия предков; - развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через интеграцию краеведческого материала; - побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления в разных видах детской деятельности; - заинтересовать родителей к приобщению детей к историко- культурным ценностям своего народа и родного края. В вступление в силу Федерального государственного закона об образовании ФЗ-273 от 29.12. 2019, одним из направлений познавательного развития ФГОС ДО является этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста. Приобщения детей к этническому воспитанию на дошкольном этапе формирует у детей уважение к старшим, сохранение традиций своего народа и уважение к традициям разных народов этнической культуры.
Актуальность обусловлена необходимостью начинать воспитание патриотизма в дошкольном возрасте, т.к. в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее сенситивным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, т.к. его образы восприятия очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Новизна основана на выстраивании новой стратегии, позволяющей эффективно «проращивать» традиционную народную семейскую культуру в современную жизнь. Проблема К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становится далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.
Работа ведётся на базе учебно-методического комплекса (УМК) по истории и культуре староверов- семейских для дошкольного образования. УМК включает в себя шесть учебных пособий: «Программа «Родники» для детей старшего дошкольного возраста; «История старообрядчества в рассказах, стихах и картинках»; «Реализация воспитательного потенциала педагогики семейских Забайкалья в работе с детьми»; «Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста «Домовая роспись семейских Забайкалья»; «Сборник конспектов занятий для дошкольников по истории и культуре семейских Забайкалья»; «Энциклопедия для детей дошкольного возраста «Культура семейских Забайкалья». 1 Этап. Подготовительный . Подбор литературы и материала по данному проекту; Ознакомление родителей и детей с целью и задачами проекта
Принцип наглядности : Знакомство с усадьбой Павловых с. Верхний Саянтуй 2 Этап. Практический .
Изготовление макетов семейской избы
«Домовая Роспись »
Вязание ковриков
Выращивание зерна
Традиции детского сада « Черёмушка » Ярмарка овощей семейского подворья Особенности проведения событий: Разрабатываются на основе тематического планирования программы «Родники» Проводятся с учетом месяцеслова и земледельческого календаря семейских Забайкалья
«Капустные посиделки»
Семейский фольклорный ансамбль «Семейские кружева»
« Каледа »
«Масленица»
Светлая Пасха
«Красная Горка»
Семинар « Приобщение дошкольников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии» Открытое занятие «Домовая роспись семейских » 3 Этап. Заключительный.
Диаграммы мониторинговых исследований - по обучению за 2022-2023 учебный год (приобщение к истории и культуре семейских Забайкалья») по основным разделам программы: 1.Социально-коммуникативное развитие 2. Речевое развитие 3. Познавательное развитие 4. Художественно-эстетическое 5. Игровая деятельность На начало года: На конец года:
Вывод: Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. Фольклор прививает детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, формируется чувство любви к Родине. Не всё, что окружает ребёнка, равнозначно в воспитательном отношении. Проводя такую работу с детьми, наблюдая за ними, можно с уверенностью сказать: дети, покидая детский сад, смогут объединить прошлое с будущим, русское народное творчество войдёт в жизнь, быт, семью воспитанников. Они твёрдо будут знать правила: «Умей говорить языком доброты»; умей веселиться, но помни: «Делу время, потехе час»; береги дружбу и помни: «Дружба и братство — дороже богатства»; люби и цени семью свою, знай: «В семье лад, так не нужен и клад»; цени Отчизну свою: «Дерево крепко корнями, а Отчизна сыновьями». Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов в мини-музее « Семейской избы», в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.