Методическая деятельность
Выступление педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_gmo.docx | 16.34 КБ |
gmo.pptx | 2.74 МБ |
gmo_igra.pptx | 841.7 КБ |
prikaz_k_gmo_poiskovo-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 2.57 МБ |
prikaz_o_gmo_no2_vospit._grupp_st.vozr_._i_podg.k_shkole_grupp_wecompress.com_.docx | 563.78 КБ |
vystuplenie_na_ped.sovete.docx | 24.67 КБ |
vystupleniya_na_pedsovete_tema_razvivayushchaya_sreda_po_sensornomu_razvitiyu.docx | 19.76 КБ |
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые коллеги!
Меня зовут Гудкова Ирина Игоревна, работаю в детском саду №11 «Созвездие».
1 слайд: Тема моего доклада: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
2 слайд: китайская пословица гласит расскажи, и я забуду покажи и я запомню дай попробовать и я пойму
Дети - по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать.
Исследовать, открывать, изучать — значит получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать. Именно исследовательская, поисковая активность порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности.
3 слайд: Цель моей работы – способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
4 слайд: Задачи: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную связь;
Развивать внимание, формировать основы логического мышления, умение делать выводы;
Ознакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т.д.);
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
Стимулировать самостоятельность и ответственность;
Развивать эмоционально-ценностные отношения к окружающему миру;
Привлечь родителей к совместной деятельности.
5 слайд: Методы: Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;
• Проведение практических опытов
• Беседы
6 слайд: Структура детского экспериментирования
Постановка проблемы, которую необходимо решить;
Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
Поиск возможных путей решения (выдвижение гипотез);
Проверка гипотез;
Анализ полученного результата (подтвердилось или нет);
Вывод.
7 слайд: Варианты решения задач:
Дети проводят эксперимент, не зная его результата и таким образом приобретают знания;
Дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
8 слайд: Направление опытно-экспериментальной работы
Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов и т.д.);
Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, тепло и т.д.);
Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства; преобразование предметов и явлений и т.д.).
9 слайд: Это все – эксперименты –
Интересные моменты!
Все, все, все хотим узнать!
Нужно все зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
10 слайд: Исследовательский проект «Травянчик»
Дома с родителями, дети создавали своих травянчиков, мы в течении двух месяцев ухаживали за ними: поливали и подстригали, проект удался.
11 слайд: Делаем радугу
В тёплую воду при добавления сахара, изменяется плотность воды.
12 слайд: В любое время года, без экспериментирования никуда.
13 слайд: В новогоднем адвенте нам предстояло задание приготовить мороженое, каждый был маленьким кулинаром, вкусы у мороженого были различные. Самый вкусный эксперимент.
14 слайд: Кто не мечтает быть шпионом. На чистых листках ватными палочками пишем молоком или лимоном, при полном высыхание, надпись проявляется при помощи нагревания.
15 слайд: Опыты с водой, содой и лимонной кислотой очень нравятся детям.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста», я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Дети научились фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное, выражая свое отношение. Дети стали пользоваться опорными схемами в дидактических играх, в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента. Подводя итог экспериментальной работы, я отметила, что используя системный, спланированный подход по разделу «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста», я получила хороший результат: у детей углубились и расширились знания детей о живой и неживой природе.
В заключении хочу отметить, что положительные результаты проведенной данной экспериментальной деятельности с детьми свидетельствуют об эффективности моей работы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
китайская пословица гласит расскажи и я забуду покажи и я запомню дай попробовать и я пойму
Цель: способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную связь; Развивать внимание, формировать основы логического мышления, умение делать выводы; Ознакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т.д.); Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов; Стимулировать самостоятельность и ответственность; Развивать эмоционально-ценностные отношения к окружающему миру; Привлечь родителей к совместной деятельности.
Методы: • Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы; • Проведение практических опытов • Беседы
Структура детского экспериментирования Постановка проблемы, которую необходимо решить; Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); Поиск возможных путей решения (выдвижение гипотез); Проверка гипотез; Анализ полученного результата (подтвердилось или нет); Вывод.
Варианты решения задач: Дети проводят эксперимент, не зная его результата и таким образом приобретают знания; Дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Направление опытно-экспериментальной работы Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов и т.д.); Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, тепло и т.д.); Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства; преобразование предметов и явлений и т.д.).
Это все – эксперименты – Интересные моменты! Все, все, все хотим узнать! Нужно все зарисовать! Как наш опыт получился, Сколько времени он длился? Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?
Делаем радугу
В любое время года, без экспериментирования никуда
День вкуснейшего мороженого, маленькие поварята
Кто не мечтает быть шпионом: Лимон, молоко и утюг
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: закрепить изученный материал по математике. Задачи: - закрепить знание числового ряда от 1 до 10; - повторить порядковый , прямой, обратный и количественный счет; - тренироваться в решении простых примеров и задач на сложение и вычитание с опорой на картинку; - закрепить умение соотносить количество предметов с числом; - закрепить знания геометрических фигур
«Здравствуйте, меня зовут Маша ! Приглашаю в увлекательное путешествие, где вас ждут занимательные задания! Вам пригодятся сообразительность и смекалка! Удачи!
Вставь недостающую фигуру
Сколько лап у двух медвежат? 4 6 8
Сколько ушей у пяти мышей? 5 10 8
Расставь знаки! 1 2
Д/И «Посчитай и запиши» + = = + 3 7 10 9 8
Подбери к каждой картинке подходящее решение задачи 3+1 4+4 2+2 4+2
Выбери только те геометрические фигуры, из которых состоят предметы
Найди всех моих братьев!
1. 2. По какой дорожке быстрее Маша доберётся к Мише?
Молодцы! Вы отлично справились!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение № 11 «Созвездие»
города Дубны Московской области
Проектная деятельность в детском саду
(Выступление на педагогическом совете)
Подготовил:
Воспитатель 1 кв.категории Гудкова И.И.
2022 г.
Проектная деятельность в детском саду
Метод проектов в России приобрел популярность с конца девяностых годов прошлого века. До этого почти шестьдесят лет в советской педагогике существовало табу на «буржуазный проектный метод». Однако советская школа познакомилась с ним еще в первые годы советской власти.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГТ к основной образовательной программе. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, нежелающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной нахождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучными чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Итак, что же такое «ПРОЕКТ»?
В этимологическом словаре слово “проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. “Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
2. При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.
Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет.
На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
3. Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.
У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
4. Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?” Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
5. Работа над проектом
6. Первый этап – Выбор темы.
Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов” :
1. Что знаю? 2. Чего хочу узнать? 3. Как узнать?
На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.
7. Последовательность работы педагога на данном этапе:
• педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
• вовлекает дошкольников в решение проблемы;
• намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
• обсуждает план с семьями на родительском собрании;
• обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
• вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;
• собирает информацию, материал;
8. Второй этап – Реализация проекта.
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.
Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет
проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые
проблемы, использования операций сравнения и сопоставления,
проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.
9. Последовательность работы педагога на данном этапе:
проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта, даёт домашние задания родителям и детям;
поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
10. Третий этап – презентация проекта.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.
Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика ит. д.).
11. Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе :
организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет
книгу, альбом совместно с детьми; подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).
12. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие
Виды проектов :
1. исследовательские-творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Неделя здоровья»).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты : «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
13 Значимы и другие виды проектов, в том числе:
• комплексные
• межгрупповые
• творческие
• групповые
• индивидуальные
• исследовательские
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные (например, “Спортивные игры и развлечения как средство повышения интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре”- на учебный год).
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
___завершение
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.
1. Выбор темы проекта.
2. Поставить цель проекта.
3. Разработать план продвижения к цели.
4. Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
5. Составить план – схему проекта.
6. Заняться сбором и накоплением материала.
7. Подготовить домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
8. Организовать и провести презентацию проекта.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение № 11 «Созвездие»
города Дубны Московской области
Выступления на педсовете
Тема: «Развивающая среда по сенсорному развитию»
Подготовила:
Воспитатель 1 кв.категории
Гудкова И.И.
2021 г
Тема: «Развивающая среда по сенсорному развитию»
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача - помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величин и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве, ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период младшего дошкольного детства.
Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности. Развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Что подразумевают под собой сенсорные эталоны?
- система мер веса;
- система величины;
- система цвета;
- система геометрических фигур;
- система мер длины;
- система направлений;
- система звуков;
- система запахов;
- система фактуры.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого закладывается фундамент умственного развития, от которого будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Сенсорное воспитание - целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире. Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребенка.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.
Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Основными методами сенсорного развития можно назвать:
- обследование предметов;
- дидактические игры;
- занятия творчеством
- игры на мелкую моторику.
Для организации всей этой деятельности должна быть правильно организована предметно-пространственная развивающая среда ДОУ. Она является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ является очень актуальным, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда, которая развивает, формирует здоровую всесторонне-развитую личность.
Только правильно организованная предметно – пространственная среда может гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Что очень важно для развития ребенка.
Развивающая среда должна быть организована так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. В группе подбирается сенсорный материал и игрушки, позволяющие закреплять ориентировку детей в цвете, форме и величине предметов, развивать мелкую моторику рук.
Основными характеристиками развивающей среды для сенсорного развития детей в группе является:
- содержательно - насыщенность: наличие всевозможного дидактического материала для сенсорного развития, развитие мелкой моторики;
- доступность: т.е. расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка;
- вариативность: периодическая сменяемость дидактических игр и пособий;
- полифункциональность игр и пособий в группе позволяют использовать их в разных видах детской активности. Например, атрибуты для одной сюжетной игры могут использоваться по желанию детей как предмет-заместитель для усовершенствования сюжетной линии других игр. Одни и те же пособия используются для развития у детей сенсорно-моторных навыков, речевого развития, опытно-поисковой работы;
- трансформируемость, обеспечивающая возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
- безопасность предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Значительную роль в сенсорном воспитании детей отводится развивающим играм. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Здесь можно предложить в помощь воспитателю картотеки дидактических игр для развития сенсорных эталонов соответственно возрасту детям.
Предметно – развивающую среду по сенсорному воспитанию, можно рассматривать как поисковое поле ребенка, в котором он ставит собственные цели, выбирает средства и способы ее достижении, делает собственные умозаключения, личные открытия.
Пример- Центр сенсорного развития в средней группе:
- Для развития зрительного анализатора: иллюстрации, трафареты, лекала, ножницы, бумага для рисования, пазлы , картинки – штриховки.
- Для развития слухового анализатора: магнитофон, диски со звуками, шумящие предметы (дудки, шуршалочки и т.д.).
- Для развития осязания: кусочки различных материалов, выпуклые буквы, цифры, картинки, разные по форме и размеру предметы.
- Для развития обоняния: разные баночки с запахом, естественные природные предметы с запахом (кофе, чеснок, чай и т.д.), предметы разного вкуса (сахар, соль, лимон).
- Для развития мелкой моторики: дидактические игры и материалы (шнуровки, пазлы, липучки и т.д.), природный материал, массажеры, тренажеры и эспандеры.
Все это способствует сенсорному развитию дошкольников. А полноценное сенсорное развитие - основа успешного обучения ребенка в детском саду и школе. Это фундамент общего умственного развития ребенка!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение № 11 «Созвездие»
города Дубны Московской области
Консультация для воспитателей «ИКТ игры в формировании математических представлений групп старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
Воспитатель 1 категории
Гудкова И.И.
2021 г.
Консультация для воспитателей «ИКТ игры в формировании математических представлений групп старшего дошкольного возраста»
«Для меня главное - это роль технологии, её связь с человеческим капиталом и человеческим потенциалом. Технологии дают возможность делать великие вещи. Вы должны быть оптимистично настроены в отношении того, что технология может сделать в руках человека”
Статья Наделла, главный исполнительный директор корпорации Microsoft.
Современный этап развития общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Использование ИКТ способствует повышению качества обучения, приучает детей самостоятельно получать необходимые знания в течение всей жизни и позволяет им легче адаптироваться в условиях быстро изменяющейся действительности. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений. Вопросы использования ИКТ в обучении детей дошкольного возраста рассматривают Ю. М. Горвиц, Н. А. Зворыгина, И. В. Иванова, Л. А. Леонова и др. В. Я. Ляудис, С. Л. Новоселова, Г. П. Петку, И. Ю. Пашилите и др. В своих работах они отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения и развития детей дошкольного возраста.
Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании имеют определенные особенности. ИКТ значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в аспекте раннего обучения, позволяя наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей детей дошкольного возраста. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют представить ребенку большое количество готовых, строго отобраных, соответствующим образом организованных знаний, а так же развивать интеллектуальные, творческие способности, учить их самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию, одной из задач которого является необходимость заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Все это дает основания внедрять ИКТ в систему дошкольного воспитания и образования.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность в полной мере реализуется в условиях мультимедийных технологий как инструмента познания детей дошкольного возраста в условиях непосредственной образовательной деятельности.
ИКТ могут использоваться в разных областях познания детей дошкольного возраста. Одной из них является формирование математических представлений.
Обучение детей дошкольного возраста математике является обязательным компонентом программы дошкольного обучения и воспитания.
Математические представления детей - это начальные знания детей в области математики как науки.
Работа по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических знаний. Это, по сути, пред-математическая подготовка, представляющая собой планомерный и целенаправленный процесс. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского дошкольного учреждения и направлен на решение задач умственного воспитания и математического развития детей дошкольного возраста. Его отличительными чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.
Исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютерных технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, и в целом личности ребенка (С. Новоселова. И. Пашелите, и др.)
Одним из самых популярных программных средств, используемых нами - воспитателями на занятиях с использованием информационно- коммуникационных технологий, является программа компании Microsoft - Power Point.
Программа Power Point проста в использовании. Ею владеют все воспитатели и узкие специалисты ДОО. Поскольку на сегодняшний день для нас актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то программа Power Point одна из тех программ, с которой мы начали изучение компьютера.
Современное развитие информационных технологий и уровень распространения вычислительной техники в образовательных учреждениях позволяют воспитателю сегодня использовать компьютер как повседневное средство обучения дошкольников. Моя творческая тема «Использование информационных технологий во время ООД по ФЭМП». Возможности использования персонального компьютера с его периферийными устройствами в непосредственной образовательной деятельности - огромные. Самые несложные презентации, созданные в приложении Microsoft Office, Power Point выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяет множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации. Анимация - очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание ребёнка, и он заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью работы воспитателя.
Несмотря на то, что в пресс-релизах фирм, занимающихся выпуском обучающих программ, появляются разработки, рассчитанные на детей в возрасте от 3 до 6 лет, педагог создает мультимедийные инсталляции. Данные инсталляции позволяют изучать и закреплять именно тот материал, который проходят дети в данное время, в соответствии с требованиями реализуемой программы. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста мы занимаемся с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран, интерактивной доски) фронтально и в подгруппах, что повышает интерес детей к изучаемому материалу и расширяет возможности моделирования игровых ситуаций. Подробные мультимедийные инсталляции позволяют мне сделать ООД более яркой красочной и запоминающейся. Детям нравится подобная деятельность, они ждут подобных игр и работают на них с гораздо большей отдачей.
Созданные педагогами мультимедийные инсталляции по ФЭМП базируются на точных математических расчётах ограниченных рамками изучаемой темы, допускают возможность самостоятельного использования детьми при закреплении темы.
Основные задачи созданных инсталляций по ФЭМП:
1. создать у дошкольника дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности;
2. увеличить число ситуаций, решать которые ребенок может самостоятельно;
3. индивидуализировать учебные задания;
4. использовать компьютер в системе тренингов;
5. использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка;
6. моделировать виртуальную среду.
Многие дети уже свободно владеют компьютером, но компьютер для них это только игра, жизнь в виртуальном мире. Это для них забавно и интересно. Мы помогаем понять ребенку, что компьютер может стать для них другом и помощником в усвоении знаний. Решая подобные задачи во время ООД с использованием компьютера, они убеждаются в этом.
ООД с использованием компьютера - совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Её специфика заключается в том, что ребёнок должен самостоятельно найти способы решения какого - либо задания.
В отличие от других игр и видов деятельности они позволяют:
• увидеть продукт своего воображения и своей игры;
• восстановить процесс и динамику творчества ребёнка.
ООД с использованием компьютера, которую мы проводим с детьми, не изолирована от педагогического процесса. Она предлагается в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и образовательную деятельность, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Грамотное использование компьютера в ДОО ставит ребёнка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя, его возможности, ребёнок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира.
Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой и формирование таких ценных личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, активность, инициативность и в то же время усидчивость, внимательность, сосредоточенность.
ООД по ФЭМП с использованием компьютера помогает решить следующие дидактические задачи:
1. усвоить базовые знания по предмету;
2. систематизировать усвоенные знания;
3. сформировать навыки самоконтроля;
4. сформировать мотивацию к учению;
1. оказать учебно-методическую помощь детям в самостоятельной работе
над учебным материалом.
Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели ООД:
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у дошкольников, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности детей.
Воспитательный аспект : воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Образовательный аспект: восприятие детьми учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
В соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.1.1249-03 образовательная деятельность с использованием компьютера (в компьютерном классе) проводятся с детьми старшего дошкольного возраста 1 раза в неделю продолжительность работы ребёнка за компьютером 8 - 10 минут и общая продолжительность 25 минут. Занимаются дети подготовительных и старших групп по подгруппами по 6-8 человек.
При образовательной деятельности с дошкольниками предполагается освоение детьми теоретических знаний и практических навыков работы на компьютере. Занятия в компьютерном классе тесно связаны со всеми разделами программы «Воспитания и обучения в детском саду»
С целью предупреждения возникновения утомления глаз после работы за дисплеем монитора в заключительной части работы на компьютере обязательно проводятся гимнастики для глаз, калейдоскопы, гимнастики для улучшения мозгового кровообращения. Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения мы используем обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты, «рубка дров».)
А так же применения компьютера в детском саду позволило выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ.
Во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывают у детей огромный интерес к деятельности с ним.
Во-вторых, компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
В - третьих, это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, являются стимулом познавательной активности детей.
В - четвертых, компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
В - пятых, компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, другие неожиданности и необычные эффекты).
В-шестых, компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Использование мультимедийных пособий при проведении ООД по ФЭМП является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации педагогической деятельности, развития творческих способностей дошкольников и создание благополучного эмоционального фона.
Информационные технологии - неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы выходим на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса.
Список литературы
1. Баракина, Т. В. Использование сенсорной интерактивной доски в процессе формирования математических представлений у дошкольников [Текст] / Т. В. Баракина // Детский сад: Теория и практика. - 2011. - № 3. -
2. Белошистая, А. В. Теория и методика организации математического развития дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая.
3. Бузмакова, С. В., Криволапова, Г. А. Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс] / С. В. Бузмакова и др.
// https:// festival. 1september.ru/articles/649942/.
4. Синицкая Е. П. Использование информационно-коммуникаций технологии в работе с детьми дошкольного возраста // https://festival.1september.ru/articles/580259/
5. Осьмакова М. В. Мультимедийные презентации в обучении дошкольников // https://dogendocs.ru /docs /index-268744.htm/
6. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Т. В. Тарунтаева. - М. : Просвещение, 2010.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.