Охрана труда

Тарбаев Бато-Мунхэ Гомбоевич

Инструкции по ТБ

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ        

     ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

   ___________(___________)

        подпись                 расшифровка подписи        

    «___»___________ 20_ г.

ИНСТРУКЦИЯ  №____

ПО  ТЕХНИКЕ  БЕЗОПАСНОСТИ

В СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ

1. ОБЩИЕ  ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ

К занятиям  в слесарной мастерской допускаются:

  • учащиеся 5 - 11-х классов, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в образовательном учреждении данного вида и типа;
  • прошедшие инструктаж по технике безопасности;
  • ознакомленные с инструкциями по эксплуатации оборудования и приспособлений.

При нахождении в слесарной мастерской учащиеся обязаны соблюдать Правила поведения для учащихся. График проведения занятий в мастерской определяется расписанием занятий, утвержденным директором Школы.

Опасными факторами в слесарной мастерской являются:

  • физические (опасное напряжение в электрической сети; движущиеся части машин и механизмов; острые кромки, заусенцы на поверхностях заготовок, инструмента, приспособлений и оборудования; шум; вибрация; повышенная температура заготовок и поверхностей оборудования; система вентиляции; режущие, пилящие, колющие инструменты; технические средства обучения (ТСО); неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 мебель);
  • химические (пыль; вредные химические вещества, выделяемые при обработке металлов);
  • психофизиологические (напряжение внимания).

При работе в слесарной мастерской должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный и берет, рукавицы, защитные очки.

Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

Учащиеся должны знать место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь.

Рабочие места и рабочие зоны должны иметь достаточное освещение. Свет не должен слепить глаза.

Для смены рабочих приспособлений, очистки приспособлений и механизмов, уборки рабочих мест необходимо использовать вспомогательные инструменты (ключ, крючок, щетка, скребок и т.п.).

О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю (иному лицу, проводящему занятия).

Учащимся запрещается без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия) подходить к имеющемуся в мастерской оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы.

Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с Положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.

2. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕРЕД  НАЧАЛОМ  ЗАНЯТИЙ

Надеть спецодежду, заправить волосы под головной убор, приготовить средства индивидуальной защиты.

Изучить содержание настоящей Инструкции.

Подготовить к работе рабочее место, убрав все лишнее с верстаков, а портфель или сумку в специально отведенное место. Используемые инструменты и приспособления, заготовки разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.

Проверить состояние верстаков: их поверхность должна быть горизонтальной, обита листовой сталью, без выбоин и заусенцев. Убедиться в исправности защитных экранов.

Проверить исправность тисков и убедиться в том, что:

  • подвижные части тисков перемещаются без заеданий, рывков и надежно фиксируются в требуемом положении;
  • на рукоятке тисков не имеется забоин и заусенцев;
  • тиски оснащены устройством, предотвращающим полное вывинчивание ходового винта из гайки;

Проверить исправность необходимого для работы ручного слесарного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

  • бойки молотков имеют гладкую поверхность без скоса, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;
  • рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия гладкие, без трещин;
  • отвертки имеют исправные рукоятки, прямой стержень, рабочая часть - ровные плоские боковые грани, без сколов и повреждений.

Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках немедленно доложить учителю (иному лицу, проводящему занятия).

Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.

3. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ВО  ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

Во время занятий необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.

При работе учащийся обязан:

  • поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте;
  • рабочий инструмент располагать таким образом, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения;
  • использовать защитные очки при работе инструментом ударного действия;
  • прочно закреплять обрабатываемую деталь в тисках при ручной резке металлов ножовкой;
  • контролировать правильность регулировки натяжения ножовочного полотна;
  • использовать рабочий инструмент только по прямому назначению;
  • при работе напильником держать пальцы рук на его поверхности.

Учащимся запрещается:

  • производить резку, правку листового металла без рукавиц во избежание  травмирования рук  острыми кромками металлических листов;
  • закрывать оборудование и механизмы бумагами и посторонними предметами;
  • допускать скапливание посторонних предметов на рабочем месте;
  • сдувать стружку и опилки ртом или убирать их руками;
  • производить очистку поверхности с применением кислот и щелочей;
  • производить уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов;
  • вытирать рубильники и другие выключатели тока;
  • заходить и протягивать руки за ограждения как действующего, так и бездействующего в данный момент оборудования;
  • собирать в один ящик тряпки, отходы бумаги и промасленной ветоши;
  • сливать в канализацию кислоты, щелочи и их растворы;
  • выполнять какие-либо действия без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия);
  • выносить из мастерской и вносить в нее любые предметы, приборы и оборудование без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия).

Обо всех неполадках в работе оборудования и механизмов необходимо ставить в известность учителя (иное лицо, проводящее занятия).

4. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  В  АВАРИЙНЫХ  СИТУАЦИЯХ

При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании), обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целости их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования и механизмов, немедленно прекратить работу, сообщить об этом учителю (иному лицу, проводящему занятия) и действовать в соответствии с его указаниями.

При получении травмы сообщить об этом учителю (иному лицу, проводящему занятия).

При необходимости помочь учителю (иному лицу, проводящему занятия) оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в отправке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПО  ОКОНЧАНИИ  ЗАНЯТИЙ

Привести в порядок рабочее место только при отключении всех токонесущих устройств.

Привести в порядок  использованное в работе  оборудование и приспособления.

Стружку и опилки  с рабочего места убрать с помощью щетки-сметки, запрещается сдувать их ртом или  смахивать руками.

Убрать в отведенное место инструменты.

        Тщательно вымыть руки с мылом.

        При обнаружении неисправности оборудования, приспособлений и инструментов проинформировать об этом учителя (иное лицо, проводящее занятия).

С его разрешения организованно покинуть мастерскую.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

        Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в 5 лет.

Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

  • при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
  • при изменении условий обучения в конкретном помещении;
  • при внедрении новой техники и (или) технологий;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев;
  • по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.

Если в течение 5 лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия обучения в конкретном помещении не изменяются, то ее действие продлевается на следующие 5 лет.

Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящей инструкции возлагается на заведующего кабинетом.

Примечания:

В соответствии с Постановлением Министерства здравоохранения РФ и Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно эпидемиологических правил и нормативов  (СанПиН 2.4.2.1178-02)» «Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5 - 7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах - не более 10 минут, в 6-х - 12 минут, в 7-х - 16 минут»



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ        

     ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

   ___________(___________)

        подпись                 расшифровка подписи        

    «___»___________ 20_ г.

ИНСТРУКЦИЯ  № ___

ПО  ТЕХНИКЕ  БЕЗОПАСНОСТИ

В СТОЛЯРНОЙ МАСТЕРСКОЙ

1. ОБЩИЕ  ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ

К занятиям  в столярной мастерской допускаются:

  • учащиеся 5 - 11-х классов, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в образовательном учреждении данного вида и типа;
  • прошедшие инструктаж по технике безопасности;
  • ознакомленные с инструкциями по эксплуатации оборудования и приспособлений.

При нахождении в столярной мастерской учащиеся обязаны соблюдать Правила поведения для учащихся. График проведения занятий в мастерской определяется расписанием занятий, утвержденным директором Школы.

Опасными факторами в столярной мастерской являются:

  • физические (опасное напряжение в электрической сети; движущиеся части машин и механизмов; острые кромки, заусенцы на поверхностях инструмента, приспособлений и оборудования; заусенцы, сколы заготовок; шум; вибрация; повышенная температура поверхностей оборудования; система вентиляции; режущие, пилящие, колющие инструменты; технические средства обучения (ТСО); неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 мебель);
  • химические (пыль);
  • психофизиологические (напряжение внимания).

При работе в столярной мастерской должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный и берет, защитные очки.

Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

Учащиеся должны знать место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь.

Рабочие места и рабочие зоны должны иметь достаточное освещение. Свет не должен слепить глаза.

Для смены рабочих приспособлений, очистки приспособлений и механизмов, уборки рабочих мест необходимо использовать вспомогательные инструменты (ключ, крючок, щетка, скребок и т.п.).

О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю (иному лицу, проводящему занятия).

Учащимся запрещается без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия) подходить к имеющемуся в мастерской оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы.

Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с Положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.

2. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕРЕД  НАЧАЛОМ  ЗАНЯТИЙ

Надеть спецодежду, заправить волосы под головной убор, приготовить средства индивидуальной защиты.

Изучить содержание настоящей Инструкции.

Подготовить к работе рабочее место, убрав все лишнее с верстаков, а портфель или сумку в специально отведенное место. Используемые инструменты и приспособления, заготовки разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.

Проверить состояние верстаков, их поверхность должна быть горизонтальной, без выбоин и заусенцев. Убедиться в исправности защитных экранов. Проверить исправность тисков и убедиться в том, что:

  • подвижные части тисков перемещаются без заеданий, рывков и надежно фиксируются в требуемом положении;
  • на рукоятке тисков не имеется забоин и заусенцев;
  • тиски оснащены устройством, предотвращающим полное вывинчивание ходового винта из гайки.

Проверить исправность ручного столярного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

  • бойки молотков имеют гладкую поверхность без скоса, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;
  • рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия гладкие, без трещин, имеют по всей длине в сечении овальную форму;
  • отвертки имеют исправные рукоятки, прямой стержень, рабочая часть - ровные плоские боковые грани, без сколов и повреждений.

Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках немедленно доложить учителю (иному лицу, проводящему занятия).

Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.

3. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ВО  ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

Во время занятий необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.

При работе учащийся обязан:

  • поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте;
  • рабочий инструмент располагать таким образом, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения;
  • выполнять работу только исправным, хорошо заточенным инструментом;
  • использовать защитные очки при работе инструментом ударного действия;
  • прочно закреплять обрабатываемую деталь в тисках при ручной резке древесины ножовкой;
  • использовать для работы лучковую пилу с хорошо разведенным полотном и надежно закрепленным шнуром, обеспечивающим необходимое его натяжение;
  • при запиливании материала ножовкой применять направитель для опоры полотна инструмента;
  • технологические операции (пиление, обтесывание, долбление и т.п.) выполнять на верстаке в установленных местах, используя специальные упоры и приспособления;
  • очищать струги (рубанок, фуганок, и. т.п.) от стружки деревянными клиньями, а не руками;
  • использовать рабочий инструмент только по прямому назначению;
  • при работе напильником держать пальцы рук на его поверхности.

Учащимся запрещается:

  • допускать скапливание посторонних предметов на рабочих местах;
  • захламлять верстаки отходами и стружкой;
  • сдувать стружку и опилки ртом или убирать их руками;
  • производить уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов;
  • вытирать рубильники и другие выключатели тока;
  • заходить и протягивать руки за ограждения как действующего, так и бездействующего в данный момент оборудования;
  • собирать в один ящик тряпки, отходы бумаги и промасленной ветоши;
  • очищать струги (рубанок, фуганок, и. т.п.) от стружки  руками;
  • выполнять какие-либо действия без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия);
  • выносить из мастерской и вносить в нее любые предметы, приборы и оборудование без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия).

Обо всех неполадках в работе оборудования и механизмов необходимо ставить в известность учителя (иное лицо, проводящее занятия).

4. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  В  АВАРИЙНЫХ  СИТУАЦИЯХ

При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании), обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целости их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования и механизмов, немедленно прекратить работу, сообщить об этом учителю (иному лицу, проводящему занятия) и действовать в соответствии с его указаниями.

При получении травмы сообщить об этом учителю (иному лицу, проводящему занятия).

При необходимости помочь учителю (иному лицу, проводящему занятия) оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в его отправке в ближайшее лечебное учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПО  ОКОНЧАНИИ  ЗАНЯТИЙ

Привести в порядок рабочее место только при отключении всех токонесущих устройств.

Привести в порядок использованное оборудование и приспособления.

Стружку и опилки  с рабочего места убрать с помощью щетки.

Убрать в отведенное место инструменты.

Тщательно вымыть руки с мылом.

При обнаружении неисправности оборудования, приспособлений и инструментов проинформировать об этом учителя (иное лицо, проводящее занятия).

С его разрешения организованно покинуть мастерскую.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

        Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в 5 лет.

Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

  • при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
  • при изменении условий обучения в конкретной мастерской;
  • при внедрении новой техники и (или) технологий;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев;
  • по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.

Если в течение 5 лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия обучения в конкретной мастерской не изменяются, то ее действие продлевается на следующие 5 лет.

Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящей инструкции возлагается на заведующего мастерской.

Примечания:

В соответствии с Постановлением Министерства здравоохранения РФ и Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно эпидемиологических правил и нормативов  (СанПиН 2.4.2.1178-02)» «Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5 - 7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах - не более 10 минут, в 6-х - 12 минут, в 7-х - 16 минут»