Охрана труда
Инструкции по ТБ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instruktsiya_slesarnaya_masterskaya.doc | 49 КБ |
instruktsiya_stolyarnaya_masterskaya.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
___________(___________)
подпись расшифровка подписи
«___»___________ 20_ г.
ИНСТРУКЦИЯ №____
ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
В СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
К занятиям в слесарной мастерской допускаются:
- учащиеся 5 - 11-х классов, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в образовательном учреждении данного вида и типа;
- прошедшие инструктаж по технике безопасности;
- ознакомленные с инструкциями по эксплуатации оборудования и приспособлений.
При нахождении в слесарной мастерской учащиеся обязаны соблюдать Правила поведения для учащихся. График проведения занятий в мастерской определяется расписанием занятий, утвержденным директором Школы.
Опасными факторами в слесарной мастерской являются:
- физические (опасное напряжение в электрической сети; движущиеся части машин и механизмов; острые кромки, заусенцы на поверхностях заготовок, инструмента, приспособлений и оборудования; шум; вибрация; повышенная температура заготовок и поверхностей оборудования; система вентиляции; режущие, пилящие, колющие инструменты; технические средства обучения (ТСО); неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 мебель);
- химические (пыль; вредные химические вещества, выделяемые при обработке металлов);
- психофизиологические (напряжение внимания).
При работе в слесарной мастерской должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный и берет, рукавицы, защитные очки.
Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
Учащиеся должны знать место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь.
Рабочие места и рабочие зоны должны иметь достаточное освещение. Свет не должен слепить глаза.
Для смены рабочих приспособлений, очистки приспособлений и механизмов, уборки рабочих мест необходимо использовать вспомогательные инструменты (ключ, крючок, щетка, скребок и т.п.).
О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю (иному лицу, проводящему занятия).
Учащимся запрещается без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия) подходить к имеющемуся в мастерской оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы.
Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с Положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ
Надеть спецодежду, заправить волосы под головной убор, приготовить средства индивидуальной защиты.
Изучить содержание настоящей Инструкции.
Подготовить к работе рабочее место, убрав все лишнее с верстаков, а портфель или сумку в специально отведенное место. Используемые инструменты и приспособления, заготовки разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
Проверить состояние верстаков: их поверхность должна быть горизонтальной, обита листовой сталью, без выбоин и заусенцев. Убедиться в исправности защитных экранов.
Проверить исправность тисков и убедиться в том, что:
- подвижные части тисков перемещаются без заеданий, рывков и надежно фиксируются в требуемом положении;
- на рукоятке тисков не имеется забоин и заусенцев;
- тиски оснащены устройством, предотвращающим полное вывинчивание ходового винта из гайки;
Проверить исправность необходимого для работы ручного слесарного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:
- бойки молотков имеют гладкую поверхность без скоса, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;
- рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия гладкие, без трещин;
- отвертки имеют исправные рукоятки, прямой стержень, рабочая часть - ровные плоские боковые грани, без сколов и повреждений.
Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках немедленно доложить учителю (иному лицу, проводящему занятия).
Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
Во время занятий необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.
При работе учащийся обязан:
- поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте;
- рабочий инструмент располагать таким образом, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения;
- использовать защитные очки при работе инструментом ударного действия;
- прочно закреплять обрабатываемую деталь в тисках при ручной резке металлов ножовкой;
- контролировать правильность регулировки натяжения ножовочного полотна;
- использовать рабочий инструмент только по прямому назначению;
- при работе напильником держать пальцы рук на его поверхности.
Учащимся запрещается:
- производить резку, правку листового металла без рукавиц во избежание травмирования рук острыми кромками металлических листов;
- закрывать оборудование и механизмы бумагами и посторонними предметами;
- допускать скапливание посторонних предметов на рабочем месте;
- сдувать стружку и опилки ртом или убирать их руками;
- производить очистку поверхности с применением кислот и щелочей;
- производить уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов;
- вытирать рубильники и другие выключатели тока;
- заходить и протягивать руки за ограждения как действующего, так и бездействующего в данный момент оборудования;
- собирать в один ящик тряпки, отходы бумаги и промасленной ветоши;
- сливать в канализацию кислоты, щелочи и их растворы;
- выполнять какие-либо действия без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия);
- выносить из мастерской и вносить в нее любые предметы, приборы и оборудование без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия).
Обо всех неполадках в работе оборудования и механизмов необходимо ставить в известность учителя (иное лицо, проводящее занятия).
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании), обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целости их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования и механизмов, немедленно прекратить работу, сообщить об этом учителю (иному лицу, проводящему занятия) и действовать в соответствии с его указаниями.
При получении травмы сообщить об этом учителю (иному лицу, проводящему занятия).
При необходимости помочь учителю (иному лицу, проводящему занятия) оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в отправке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ
Привести в порядок рабочее место только при отключении всех токонесущих устройств.
Привести в порядок использованное в работе оборудование и приспособления.
Стружку и опилки с рабочего места убрать с помощью щетки-сметки, запрещается сдувать их ртом или смахивать руками.
Убрать в отведенное место инструменты.
Тщательно вымыть руки с мылом.
При обнаружении неисправности оборудования, приспособлений и инструментов проинформировать об этом учителя (иное лицо, проводящее занятия).
С его разрешения организованно покинуть мастерскую.
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в 5 лет.
Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:
- при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
- при изменении условий обучения в конкретном помещении;
- при внедрении новой техники и (или) технологий;
- по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев;
- по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.
Если в течение 5 лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия обучения в конкретном помещении не изменяются, то ее действие продлевается на следующие 5 лет.
Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящей инструкции возлагается на заведующего кабинетом.
Примечания:
В соответствии с Постановлением Министерства здравоохранения РФ и Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.1178-02)» «Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5 - 7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах - не более 10 минут, в 6-х - 12 минут, в 7-х - 16 минут»
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
___________(___________)
подпись расшифровка подписи
«___»___________ 20_ г.
ИНСТРУКЦИЯ № ___
ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
В СТОЛЯРНОЙ МАСТЕРСКОЙ
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
К занятиям в столярной мастерской допускаются:
- учащиеся 5 - 11-х классов, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в образовательном учреждении данного вида и типа;
- прошедшие инструктаж по технике безопасности;
- ознакомленные с инструкциями по эксплуатации оборудования и приспособлений.
При нахождении в столярной мастерской учащиеся обязаны соблюдать Правила поведения для учащихся. График проведения занятий в мастерской определяется расписанием занятий, утвержденным директором Школы.
Опасными факторами в столярной мастерской являются:
- физические (опасное напряжение в электрической сети; движущиеся части машин и механизмов; острые кромки, заусенцы на поверхностях инструмента, приспособлений и оборудования; заусенцы, сколы заготовок; шум; вибрация; повышенная температура поверхностей оборудования; система вентиляции; режущие, пилящие, колющие инструменты; технические средства обучения (ТСО); неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 мебель);
- химические (пыль);
- психофизиологические (напряжение внимания).
При работе в столярной мастерской должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный и берет, защитные очки.
Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
Учащиеся должны знать место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь.
Рабочие места и рабочие зоны должны иметь достаточное освещение. Свет не должен слепить глаза.
Для смены рабочих приспособлений, очистки приспособлений и механизмов, уборки рабочих мест необходимо использовать вспомогательные инструменты (ключ, крючок, щетка, скребок и т.п.).
О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю (иному лицу, проводящему занятия).
Учащимся запрещается без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия) подходить к имеющемуся в мастерской оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы.
Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с Положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ
Надеть спецодежду, заправить волосы под головной убор, приготовить средства индивидуальной защиты.
Изучить содержание настоящей Инструкции.
Подготовить к работе рабочее место, убрав все лишнее с верстаков, а портфель или сумку в специально отведенное место. Используемые инструменты и приспособления, заготовки разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
Проверить состояние верстаков, их поверхность должна быть горизонтальной, без выбоин и заусенцев. Убедиться в исправности защитных экранов. Проверить исправность тисков и убедиться в том, что:
- подвижные части тисков перемещаются без заеданий, рывков и надежно фиксируются в требуемом положении;
- на рукоятке тисков не имеется забоин и заусенцев;
- тиски оснащены устройством, предотвращающим полное вывинчивание ходового винта из гайки.
Проверить исправность ручного столярного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:
- бойки молотков имеют гладкую поверхность без скоса, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;
- рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия гладкие, без трещин, имеют по всей длине в сечении овальную форму;
- отвертки имеют исправные рукоятки, прямой стержень, рабочая часть - ровные плоские боковые грани, без сколов и повреждений.
Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках немедленно доложить учителю (иному лицу, проводящему занятия).
Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
Во время занятий необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.
При работе учащийся обязан:
- поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте;
- рабочий инструмент располагать таким образом, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения;
- выполнять работу только исправным, хорошо заточенным инструментом;
- использовать защитные очки при работе инструментом ударного действия;
- прочно закреплять обрабатываемую деталь в тисках при ручной резке древесины ножовкой;
- использовать для работы лучковую пилу с хорошо разведенным полотном и надежно закрепленным шнуром, обеспечивающим необходимое его натяжение;
- при запиливании материала ножовкой применять направитель для опоры полотна инструмента;
- технологические операции (пиление, обтесывание, долбление и т.п.) выполнять на верстаке в установленных местах, используя специальные упоры и приспособления;
- очищать струги (рубанок, фуганок, и. т.п.) от стружки деревянными клиньями, а не руками;
- использовать рабочий инструмент только по прямому назначению;
- при работе напильником держать пальцы рук на его поверхности.
Учащимся запрещается:
- допускать скапливание посторонних предметов на рабочих местах;
- захламлять верстаки отходами и стружкой;
- сдувать стружку и опилки ртом или убирать их руками;
- производить уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов;
- вытирать рубильники и другие выключатели тока;
- заходить и протягивать руки за ограждения как действующего, так и бездействующего в данный момент оборудования;
- собирать в один ящик тряпки, отходы бумаги и промасленной ветоши;
- очищать струги (рубанок, фуганок, и. т.п.) от стружки руками;
- выполнять какие-либо действия без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия);
- выносить из мастерской и вносить в нее любые предметы, приборы и оборудование без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия).
Обо всех неполадках в работе оборудования и механизмов необходимо ставить в известность учителя (иное лицо, проводящее занятия).
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании), обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целости их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования и механизмов, немедленно прекратить работу, сообщить об этом учителю (иному лицу, проводящему занятия) и действовать в соответствии с его указаниями.
При получении травмы сообщить об этом учителю (иному лицу, проводящему занятия).
При необходимости помочь учителю (иному лицу, проводящему занятия) оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в его отправке в ближайшее лечебное учреждение.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ
Привести в порядок рабочее место только при отключении всех токонесущих устройств.
Привести в порядок использованное оборудование и приспособления.
Стружку и опилки с рабочего места убрать с помощью щетки.
Убрать в отведенное место инструменты.
Тщательно вымыть руки с мылом.
При обнаружении неисправности оборудования, приспособлений и инструментов проинформировать об этом учителя (иное лицо, проводящее занятия).
С его разрешения организованно покинуть мастерскую.
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в 5 лет.
Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:
- при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
- при изменении условий обучения в конкретной мастерской;
- при внедрении новой техники и (или) технологий;
- по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев;
- по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.
Если в течение 5 лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия обучения в конкретной мастерской не изменяются, то ее действие продлевается на следующие 5 лет.
Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящей инструкции возлагается на заведующего мастерской.
Примечания:
В соответствии с Постановлением Министерства здравоохранения РФ и Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.1178-02)» «Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5 - 7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах - не более 10 минут, в 6-х - 12 минут, в 7-х - 16 минут»