Главные вкладки
Презентации по истории
Некоторые Презентации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Площадь Минина и Пожарского
Памятник Минину на площади Минина и Пожарского
Памятник Минину. автор Андрей Кикин
Мининский университет
Михайло-Архангельский собор
Обелиск в честь ополчения Минина и Пожарского
Памятник Минину и Пожарскому у Ивановских ворот
Улица Минина
Памятник Кузьме Минину в Балахне
Памятник Кузьме Минину в Богородске
Памятник Дмитрию Пожарскому в с.Пурех
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Над Невою туманное утро, Тают в дымке последние сны. Только память доносит как будто Грохот залпов минувшей войны. Боль утрат невозможно изгладить, Не утихнет за давностью лет. Жизнь свою проверяй по блокаде: Так же мужествен ты или нет? В сердце врезалась линия фронта, Гулкий сумрак бессонных ночей, Чтоб не быть нам в плену у комфорта, Не томиться во власти вещей. Не уюта, не почестей ради Мы дерзаем в космический век. Жизнь свою проверяй по блокаде: Не погиб ли в тебе человек? Ты живешь на земле ленинградской. Пусть душа не приемлет покой! Пусть над каждой могилою братской Вспыхнет памяти вечный огонь! И суровость, и твердость во взгляде, Словно щит оградит от врагов. Жизнь свою проверяй по блокаде, – Будь достоин своих земляков!
Утром 12 января 1943 года войска двух фронтов одновременно начали наступление. Предварительно ночью советская авиация нанесла мощный удар по позициям вермахта в полосе прорыва, также по аэродромам, пунктам управления, связи и железнодорожным узлам во вражеском тылу. На немцев обрушились тонны металла, уничтожая его живую силу, разрушая оборонительные сооружения и подавляя боевой дух.
Утром 13 января наступление продолжилось. Советское командование, чтобы окончательно переломить ситуацию в свою пользу начало вводить в бой второй эшелон наступающих армий. Однако, немцы опираясь на опорные пункты и развитую систему обороны оказывали упорное сопротивление, постоянно контратаковали, пытаясь восстановить утраченное положение. Бои приняли затяжной и ожесточенный характер. В полосе наступления 67-й армии на левом фланге 86-я стрелковая дивизия и батальон бронеавтомобилей, при поддержке с севера 34-й лыжной бригады и 55-й стрелковой бригады (по льду озера) несколько дней штурмовали подступы к Шлиссельбургу. К вечеру 15-го красноармейцы вышли к окраинам города, немецкие войска в Шлиссельбурге оказались в критическом положении, но продолжали упорно драться.
13 января, несмотря на ввод в сражение части сил второго эшелона, войска 2-й ударной армии не достигли серьёзного успеха ни на одном направлении. В последующие дни командование армии попыталось расширить прорыв на южном участке от рощи Круглая до Гайтолово, но без видимых результатов. Наибольших успехов на этом направлении смогла добиться 256-я стрелковая дивизия, 14 января она заняла Рабочий поселок № 7, станцию Подгорную и вышла на подступы к Синявино.
К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов вели ожесточённый бой в районе Рабочего посёлка № 5, и их разделяло всего несколько километров. Немецкое командование, поняв, что удерживать окружённые опорные пункты уже нет необходимости, отдало приказ гарнизонам Шлиссельбурга и Липки пробиваться к Синявино. Чтобы облегчить прорыв силы защищавшие Рабочие поселки № 1 и № 5 должны были держаться максимально долго. Кроме того, был организован контрудар из района Рабочего поселка № 5 по 136-й стрелковой дивизии и 61-й отдельной танковой бригаде, чтобы опрокинуть её и облегчить прорыв окружённых войск. Однако удар был отражён, было уничтожено до 600 немцев, в плен взяли до 500 человек. Советские воины, преследуя противника ворвались в посёлок, где в примерно в 12 часов дня войска 2-й ударной и 67-й армии соединились. Встретились войска двух армий и в районе Рабочего поселка № 1 – это были 123-я отдельная стрелковая бригада Ленинградского фронта во главе с заместителем командира по политической части майором Мелконяном и 372-я стрелковая дивизия Волховского фронта во главе с начальником 1-го отделения штаба дивизии майором Мельниковым. В этот же день был полностью очищен от немцев Шлиссельбург, а концу дня южное побережье Ладожского озера было освобождено от врага, а его разрозненные группы уничтожены или пленены. Были освобождены и Липки.
«Я увидел, — вспоминал Г.К. Жуков, — с какой радостью бросились навстречу друг другу бойцы фронтов, прорвавших блокаду. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость!» Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана.
18 января, как только в Москве получили известие о прорыве блокады, ГКО принял решение о форсированном строительстве на освобожденной полосе земли железнодорожной ветки, которая должна была соединить Ленинград с Волховским железнодорожным узлом. Железную дорогу от станции Поляна до Шлиссельбурга должны были соорудить за 18 дней. Одновременно через Неву был построен временный железнодорожный мост. Железнодорожную линию назвали Дорогой Победы. Уже утром 7 февраля ленинградцы с большой радостью встретили первый железнодорожный эшелон, пришедший с Большой земли и доставивший 800 т. сливочного масла. Кроме того, вдоль южного берега Ладожского озера стало функционировать и автомобильное движение. Продолжала действовать и Дорога жизни. Через две недели в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для крупнейших промышленных центров страны: рабочие стали получать по 700—600 грамм хлеба в день, служащие — по 500, дети и иждивенцы — 400 грамм. Увеличились нормы снабжения другими видами продовольствия.
Таким образом, крупнейший политический, экономический и культурный центр СССР после тяжелейшей 16-месячной борьбы вновь обрёл сухопутную связь со страной. Значительно было улучшено снабжение города продовольствием и товарами первой необходимости, а промышленные предприятия стали получать в большем количестве сырьё и топливо. Уже в феврале 1943 года в Ленинграде резко возросла выработка электроэнергии, заметно увеличилось производство вооружения. Восстановление коммуникаций позволило непрерывно усиливать войска Ленинградского фронта и Балтийского флота пополнением, вооружениями и боеприпасами. Это улучшило стратегическое положение советских войск, действовавших на северо-западном направлении.
После того как войска 67-й и 2-й ударной армии образовали общий фронт и закрепились на новых рубежах, было принято решение продолжить операцию и выйти на рубеж Мустолово – Михайловский (по реке Мойка), а затем захватить Кировскую железную дорогу. 20 января Жуков доложил Сталину план Мгинской операции, подготовленный совместно с Ворошиловым, Мерецковым и Говоровым. 20 января после артиллерийской подготовки армии пошли в наступление. Армия была должна захватить Мустолово и обойти Синявино с запада. 142-я бригада морской пехоты, 123-я стрелковая бригада наступали на Синявино. 123-я стрелковая дивизия, 102-я стрелковая, 220-я танковая бригады имели задачу сломить сопротивление противника в районе 1-го и 2-го Городков и выйти к Арбузово. Но советские войска встретили мощное сопротивление и не смогли решить поставленные задачи. Успехи были незначительными. Комфронта Говоров решил продолжить атаки и выделили из резерва фронта 4 стрелковые дивизии, 2 стрелковые и 1 танковая бригады. 25 января войска снова пошли в наступление, но, несмотря на ввод в сражение подкреплений, прорвать немецкую оборону не удалось. Упорные бои продолжались до конца января, но 67-я армия так и не смогла сломить немецкие порядки.
К концу месяца стало ясно, что наступление провалилось и реализовать план освобождения Невы и Кировской железной дороги пока не выходит. План нуждался в сильной корректировке, позиции немцев на линии: 1-го и 2-го Городков – Синявино – Гайтолово, оказались слишком сильными. Чтобы исключить возможные попытки врага восстановить блокаду, войска 67-й и 2-й ударной армий 30 января перешли к обороне на рубеже севернее и восточнее 2-го Городка, южнее Рабочего Посёлка № 6 и севернее Синявино, западнее Гонтовой Липки и восточнее Гайтолово. Войска 67-й армии продолжали удерживать небольшой плацдарм на левом берегу Невы в районе Московской Дубровки. Советское командование начинает готовить новую операцию, которую проведут в феврале 1943 года. Сообщение Совинформбюро о прорыве блокады Ленинграда
В апреле — мае немецкое командование в ходе операции «Айсштосс» безуспешно попыталось уничтожить стоящие на Неве корабли Балтийского флота. К лету руководство нацистской Германии приняло решение активизировать боевые действия на Ленинградском фронте, и в первую очередь, усилить артиллерийские обстрелы и бомбардировки города. Вокруг Ленинграда были развернуты новые артиллерийские батареи. Были, в частности, развернуты сверхтяжёлые орудия на железнодорожных платформах. Они били снарядами на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Вес снарядов достигал 800—900 кг. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно.
Благодаря усилиям ленинградских трудящихся 1943 год стал годом ускорения темпов в работе промышленности. По Ленинграду производительность труда по сравнению с 1942 г. возросла на 60%. После прорыва блокады объем валовой продукции ленинградской промышленности стал быстро возрастать. Всего за 1943 г. заводы и фабрики Ленинграда произвели промышленной продукции на 2,5 млрд. руб. Общий прирост производства увеличился по сравнению с предыдущим годом на 84% С ноября вывоз оборудования с ленинградских заводов в тыловые районы был окончательно прекращен. К концу года в осажденном городе полностью или частично действовали уже 186 крупных промышленных предприятий. В течение всего 1943 г. ленинградцы, проявляя исключительную самоотверженность и непреклонную волю, упорно готовились к окончательному разгрому немецко-фашистских войск, осаждавших город Ленина.
Блокадное объявление — предупреждение сохраняется в наши дни на Невском пр., — уже как памятная доска.
Памятник посвящен тяжелейшей странице в истории Великой Отечественной войны, Блокаде Ленинграда «Разорванное кольцо» — мемориал, входящий в Зеленый пояс Славы, то есть комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград. Его построили в 1965—1968 гг. по инициативе поэта Михаила Дудина, человека пережившего блокаду и посвятившего этим тяжелым, но героическим годам, множество поэтических строк. Одно из главных сооружений пояса Славы, мемориал «Разорванное кольцо», расположен на западном берегу Ладожского озера, на Вагановском спуске, откуда автоколонны брали курс к восточному берегу бухты Петрокрепость. Потом им надо было проделать опасный путь обратно, он составлял расстояние в 30 км. Две железобетонные полуарки высотой 7 м, символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни, на бетонном основании — следы от автомобильных шин, уходящие в сторону озера.
Кто-то помнит об этом со школьной скамьи, Кто-то – с первых ступеней детсада... В необъятной стране нет, пожалуй, семьи, Где не знают, что значит – БЛОКАДА... Про разруху и голод, про жизнь без прикрас, Про спасение Летнего сада... Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ О суровой судьбе Ленинграда. Из музейных архивов, из фильмов и книг Про блокадные дни или ночи... Я ни разу не слышал про тяжесть «вериг», Кровь за кровь – в череде многоточий. Пискарёвские плиты – священный гранит С миллионом непрожитых жизней... Имена, словно знамя на теле, хранит, Как присягу на верность Отчизне.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
22 ИЮНЯ 1941 ГОДА НАЧАЛАСЬ ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. К 10 ИЮНЯ 1941 Г. НЕМЕЦКИЕ ВОЙСКА ПОДОШЛИ К ЛЕНИНГРАДУ НА РАССТОЯНИЕ 180-200 КМ.
В РЕЗУЛЬТАТЕ НАСТУПЛЕНИЯ НЕМЕЦКИХ ВОЙСК БЫЛ ЗАХВАЧЕН ГОРОД ШЛИССЕЛЬБУРГ, РАСПОЛОЖЕННЫЙ У ИСТОКОВ НЕВЫ .
8 СЕНТЯБРЯ 1941 Г. НАЧАЛАСЬ БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА, КОТОРАЯ ПРОДОЛЖИЛАСЬ ДОЛГИЕ 900 ДНЕЙ.
На момент начала блокады в Ленинграде находились 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400 тысяч детей. Эвакуацию осуществить не успели: начались бомбардировки и обстрелы, город оказался в кольце врага.
В СЕНТЯБРЕ 1941 Г. ПРЕКРАТИЛОСЬ ПОСТУПЛЕНИЕ В ГОРОД ПРОДОВОЛЬСТВИЯ, ГОРЮЧЕГО И МЕДИКАМЕНТОВ. БЫЛИ ВВЕДЕНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ КАРТОЧКИ. ЗАКРЫВАЛИСЬ ПУНКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ. ЛЮДИ СТАЛИ ИСПЫТЫВАТЬ ГОЛОД.
В ГОРОДЕ НЕ БЫЛО НИ ТОПЛИВА, НИ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА
Вышел из строя водопровод и воду приходилось набирать прямо из Невы
Фашисты постоянно атаковали город артобстрелами
Из-за голода и болезней по городу ходила смерть
В ноябре 1941 г. Гитлер заявил: «Ленинград сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью». Однако этого не произошло. Жизнь продолжалась в осажденном Ленинграде. Заводы работали на полную мощность, выпуская военную продукцию. Работали кинотеатры, создавались произведения музыки и литературы. Рождались дети.
ЛЕНИНГРАДЦЫ ДЕРЖАЛИСЬ НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО И ВЫСТОЯЛИ В ЭТОЙ БОРЬБЕ. И ДЛЯ ВСЕХ ВЫЖИВШИХ 27 ЯНВАРЯ 1944 ГОДА ПРОГРЕМЕЛ ПРАЗДНИЧНЫЙ САЛЮТ
СТРАШНЫМ БЫЛ ИТОГ БЛОКАДЫ. ЗА 900 ДНЕЙ ПОГИБЛО 800 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК. ЭТО ИМ ПОСВЯЩЕНЫ ТОРЖЕСТВЕННЫЕ И ПЕЧАЛЬНЫЕ СЛОВА, НАЧЕРТАННЫЕ НА МЕМОРИАЛЬНОЙ СТЕНЕ ПИСКАРЁВСКОГО КЛАДБИЩА.
“ ИХ ИМЕН БЛАГОРОДНЫХ МЫ ЗДЕСЬ ПЕРЕЧИСЛИТЬ НЕ МОЖЕМ, ТАК ИХ МНОГО ПОД ВЕЧНОЙ ОХРАНОЙ ГРАНИТА. НО ЗНАЙ, ВНЕМЛЮЩИЙ ЭТИМ КАМНЯМ, НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО”
САМОЕ МАЛОЕ, ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ – ЭТО ВСЕГДА ПОМНИТЬ ПОГИБШИХ ЗА СВОЮ СТРАНУ, ЗА РОДНОЙ ГОРОД ЛЕНИНГРАД.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Александр Васильевич Филатов
Ветерану Великой Отечественной войны, Почётному гражданину Воскресенского района учителю-ветерану Владимирской средней школы Филатову Александру Васильевичу посвящается…
С самого рождения в 1926 году жил Александр Васильевич в своём родном селе Владимирском. Так он вспоминает о своём босоногом детстве: «Детство мое, как и многих других моих сверстников, прошло в одном селе при постоянных заботах в домашнем хозяйстве, в оказании помощи колхозу в прополке и тереблении льна, по заготовке сена и уборке озимых и яровых зерновых. Общими усилиями жителей деревни колхоз экономически развивался. В свободное время мы занимались сбором грибов и ягод, купались на нашей речушке Теплухе , иногда и в Люнде , и за редким исключением в нашем знаменитом озере Светлояр , которое и поныне привлекает своим таинством многих паломников и туристов».
В 1934 году восьмилетний мальчишка поступил в первый класс Владимирской средней школы. 9 классов Александр закончил в1943 году. Как доверчиво смотрят на нас 14 выпускников 9 класса Владимирской школы, только что сдавшие экзамен по физике 2 июня 1943 года. Вот как вспоминал Александр Васильевич о последних предвоенных годах : «Жизнь крестьянина-колхозника духовно и материально улучшилась. Вместо 4-х классной школа стала сначала семилетней, а затем и средней. Вместо фельдшерско-акушерского пункта открылась участковая больница-амбулатория, и стационар на 25 коек, с главным врачом. Развивались и подсобные промыслы по обработке древесины, выпуску мебели. Но не суждено было сбыться всем планом развития колхоза».
Наступил июнь 1941 года... Война! Все здоровые парни и молодые мужчины были призваны на защиту Отечества. Александр Васильевич пишет: «Через 2 года после начала войны был призван в Красную Армию и я, с девятиклассным образованием!» Он вспоминает: «Желторотые пацаны, с худыми, выглядывавшими из воротников шеями, вытянувшись стояли перед полковником, а он, осмотрев новое пополнение вздохнул: «Пионерлагерь, и только, как воевать будете…» Весной 1944 года, не закончив учёбу в учебном полку, был Александр Васильевич отправлен на второй Украинский фронт, которым командовал маршал Малиновский
За боевые действия ефрейтор Филатов был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией» и ещё пять Юбилейных медалей. Приказами Верховного Главнокомандующего И.В Сталина Александру Васильевичу было объявлено 9 благодарностей. Но самый счастливый день наступил после приказа Верховного Главнокомандующего Сталина №369 от 9 мая 1945 года.
Боевые награды
Ему было предложено участвовать в параде Победы. Но так хотелось побывать у родителей-стариков, что он с большой охотой получил эту замену. Первых отпускников из батальона было девять. Проводили их с большими почестями. Был накрыт стол для всего батальона, выделена машина для отправки на ж/д вокзал.
Приехав домой,- пишет Александр Васильевич, - увидел наше красивое село в запустении, родителей старенькими, сгорбленными. Хотелось, как-то улучшить их жизнь, но пришла пора отправляться к месту службы. После мне было столько предложений как, например, пойти учиться в офицерское училище, остаться на сверхсрочную службу, но у меня было единственное желание – вернуться домой. И так, я в апреле 1950 года оказался гражданским человеком, после 6,5 лет службы в рядах Советской Армии. Приехав домой, в первую очередь надо было определиться, куда приложить свою силу. У меня сила была, а специальности не было. В то время молодые люди нужны были в любой отрасли производства. Проявлял обо мне заботу и райком комсомола, и райком партии. Предлагали виды работ, но меня все время тянуло к учебе. Спасибо брату Николаю и его жене Александре Осиповне. Они вовремя меня поддержали, и дали возможность получить общее среднее образование. После получения аттестата зрелости я женился на фельдшере участковой владимирской больницы Саваниной Марии Николаевне. С этого шага моя жизнь изменилась. В сентябре 1951 года я поступил в учительский институт, по окончании которого работал математиком в Воскресенской школе. Ввиду наличия престарелых родителей перешел на работу в родную Владимирскую школу, в которой и проработал до пенсионного возраста.
За учебно –воспитательскую работу отмечался похвальными грамотами райкома профсоюза, райкома ВЛКСМ и министерства просвещения. Работая в школе, увлекся туристко -краеведческой работой и вместе со школьниками прошел по рекам нашей области – Люнде , Узоле , Керженцу , и конечно по нашей Ветлуге, почти от истоков до устья. Изучали и узнавали старинные обряды, сказы и легенды, жизнь старообрядцев. Особенно – в Семеновском , Ковернинском , Борском, Лысковском и Уренском районах. Посещали музеи города Горького, цирк и драм. Театр. Были награждены путевкой в город Сталинград (Волгоград). Вся краеведческо -патриотическая работа проводилась на средства, выделяемые на культурно-просветительскую работу из местного, районного и областного бюджетов. Вся работа в послевоенное время сводилась к восстановлению разрушенного войной хозяйства. Колхозы постепенно пополнялись техникой…
В своей родной школе проработал учителем математики Александр Васильевич 35 лет, до 1986 года, выхода на пенсию. Более тысячи детей научил математике мудрый учитель. Вся жизнь Александра Васильевича – это яркий пример честного служения Родине. За свой труд на благо своего родного края Александр Васильевич награжден знаком «Почетный гражданин района» пгт . Воскресенское Нижегородской области Воскресенского района. А. В. Филатов первый слева
С 1986 года Александр Васильевич на пенсии. Со своей женой Марьей Николаевной они счастливо дожили до золотой свадьбы.
Статья о золотых юбилярах в газете «Земля Нижегородская»
Александр Васильевич Филатов ушел из жизни 12 марта 2004 года. Но его помнят и любят все его односельчане, его бывшие ученики, учителя и учащиеся его родной Владимирской школы. Каждый год 9 мая, в День Победы, обязательно вспоминают его любимую песню про махорочку : «Мы родную землю защищаем, Каждый маленький клочок. Эх, недаром курим на привале Боевой наш табачок…»
Экспозиция музея, посвящённая ветерану Великой Отечественной войны Филатову Александру Васильевичу
К сожалению, у меня не было возможности встретиться лично с Александром Васильевичем, т.к. когда он ушел из жизни, мне был один год. Но я хорошо была знакома с его женой Филатовой Марьей Николаевной. Жили мы по соседству. Время от времени, я выполняла различные посильные мне поручения от Марьи Николаевны.
Из ее рассказов я помню, что одним из главных праздников их семьи был День Победы. У них была такая традиция: 9 мая все дети и внуки приезжали во Владимирское и собирались все вместе у себя на Родине. Я хорошо помню, что Марья Николаевна со всеми односельчанами возлагала цветы к памятнику.
Так воевали солдаты – Дети Великой страны, Подвиги воинов святы Этой священной войны. Мы забывать их не в праве – Это на все времена. Их не померкнувшей славе Память потомков верна.
Список использованной литературы: 1. Личный архив семьи Филатовых. 2. Материалы, предоставленные историко-краеведческим музеем «Китеж». 3. Интернет-ресурсы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хозяева Черноморского неба «Искусство боев в воздухе истинно германская привилегия. Славяне никогда не смогут им овладеть ».- так когда-то говорил Адольф Гитлер. За период Великой Отечественной войны советские летчики не раз опровергли его слова. Яркий тому пример — отчаянная битва авиации Черноморского флота за Севастополь. Высокое летное мастерство штурмовиков сочеталось с отвагой и храбростью, ни одна группа не возвращалась на аэродром, не выполнив задание и не поразив цель. После сражений даже солдаты Вермахта признавались в невероятной выносливости, стойкости и в непревзойденной ловкости советских летчиков. С начала наступления на Крым была развернута активная работа Черноморской авиации. Помогая наземным войскам, наши штурмовики, истребители, бомбардировщики по несколько раз в день совершали боевые вылеты. Жители Севастополя испытали огромную радость, увидев в небе советские самолеты, да еще в таком количестве, что «в небе не было свободного места». Получая информацию только из гитлеровской пропаганды, они даже не представляли, что за такое короткое время Советский Союз смог создать мощную авиацию, в том числе и военно-морскую.
Севастополь – душа россии Последние числа октября — первые числа ноября 1941 г. вошли в историю России как один из наиболее критических моментов в ее истории. Историки отмечают особое место Севастополя в истории российского государства и называют его одним из наиболее значимых духовных центров страны. Более пристального изучения заслуживает противоборство в небе над самим Севастополем. Две главные задачи решали летчики в этот период: преследовать противника, не давая ему закрепиться на промежуточных рубежах, и надежно прикрывать наши наземные войска от ударов вражеской авиации. На защиту социалистической Родины авиация Черноморского флота выступила в первый же день Великой Отечественной войны. На границе с Румынией, в окрестностях Измаила, базировалась 96‑я отдельная истребительная эскадрилья, входившая в состав Дунайской военной флотилии. На вооружении она имела бипланы — И-15 бис и И-153. Всего 17 самолетов. Условия приграничного района требовали от эскадрильи постоянной боевой готовности. И летчики успешно решали учебные задачи, стреляли по конусу ночью, летали на больших высотах.
Одним из ярких представителей военно-морской авиации был опытный летчик, гвардии майор Илья Иванович Ильин. Службу в ВМФ он начал еще в 1933 году. Выполняя задания командования, ему не раз приходилось проявлять смелость, инициативу и решительность, пренебрегая опасностью и не щадя своей жизни. 311 раз появлялся он над расположением гитлеровцев, из них двести восемьдесят раз ночью. Как-то во время бомбометания зенитный снаряд попал в самолет Ильина. Из строя вышел левый мотор. И все же пилот сумел привести машину на свой аэродром. Через день он снова пошел на задание. На этот раз пустил ко дну вражеский транспорт. При отходе от цели на самолет Ильина напали два мессершмитта ». Положение казалось безвыходным. Но летчик сманеврировал и дал возможность своему стрелку открыть прицельный огонь. Один из истребителей вспыхнул и упал в воду. Второй поспешно скрылся. Во время боев за освобождение Крыма Илья Ильин потопил три транспорта противника, взорвал семь складов с боеприпасами, уничтожил артиллерийскую батарею… Вклад гвардейца в победу над врагом весом и значителен». За проявленный героизм он был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды и медалями. 3 мая 1944 года в боях за Севастополь Илья Иванович Ильин погиб.
АВДЕЕВ Михаил Васильевич (1913 - 1979) С июня 1941 года принимал участие в боях Великой Отечественной войны. Всю войну провоевал в 8-м истребительном авиаполку, который в апреле 1942 года был переименован в 6-й гвардейский истребительный авиационный полк. Воевал заместителем командира эскадрильи, а с января 1942 года командовал эскадрильей. К июню 1942 года Михаил Авдеев сделал более трёхсот боевых вылетов, в 63 воздушных боях сбил 9 самолетов противника, а также нанёс значительный урон войскам противника штурмовыми ударами. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Авдееву Михаилу Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
ВАСИЛЕВСКИЙ Владимир Гаврилович (1913 - 2000) В 1937 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков, после чего служил стрелком-бомбардиром в 40-м бомбардировочном авиационном полку 63-й тяжёлобомбардировочной авиационной бригады дальнего действия ВВС Черноморского флота. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Участник обороны Одессы и Севастополя. Стал штурманом-разведчиком, показал себя мастером огня по морским и воздушным целям. С июня 1942 года служил в 27-й отдельной разведывательной эскадрилье, а с мая 1943 года — в 30-м разведывательном авиационном полку ВВС Черноморского флота. Член ВКП (б) с 1942 года Всего совершил 292 боевых вылета. Потопил монитор, 3 транспорта, 2 быстроходные десантные баржи, катер, плавучий док противника. В воздушных боях сбил лично 3 вражеских самолёта и 13 — в группе с товарищами. 5 ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
ГЕРАСИМОВ Филипп Филиппович (1921-1991) С июня 1941 года проходил службу в составе 93-й отдельной эскадрильи Черноморского флота. С июля того же года — на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в обороне Одессы и Севастополя, прикрывал с воздуха Геленджик, Новороссийск и Поти. В апреле 1942 года успешно выполнил спецзадание штаба Черноморского флота. Герасимову удалось успешно посадить самолёт «У-2» в крымских горах, доставив местным партизанам радиста и рации. Ввиду невозможности покинуть горы на самолёте, Герасимов сжёг свой самолёт, а сам примкнул к группе партизан и перешёл с ними линию фронта. За «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»
ДЕНИСОВ Константин Дмитриевич (1915-1988) Капитану Денисову М.Д как одному из опытнейших лётчиков морской авиации, было поручено привести полк из Анапы в Севастополь, армейским лётчикам ранее не приходилось действовать над морем. Во время третьего штурма Севастополя, в июне 1942 года, лётчики 247-го полка во главе с Денисовым М.Д., временно назначенным командующим этой лётной частью, отбивали яростные атаки фашистов, неся ощутимые потери. Город пришлось оставить, уцелевшие самолёты Денисов сумел увести на Кавказ. Там он получил звание майора. В период с 10 июня по 1 июля 1942 года временно командовал 45-м истребительным авиационным полком. 8 июля получил назначение на должность командира 7-го истребительного полка 62-й истребительной авиационной бригады ВВС Черноморского флота. К октябрю 1942 года Денисов М. Д. совершил 233 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 6 вражеских самолётов.
ИВАНОВ Яков Матвеевич (1916-1941) 12 ноября 1941 года дежуривший на своём аэродроме Иванов по тревоге поднялся в воздух и принял воздушный бой с немецкими самолётами, летящими бомбить Севастополь. Иванов сбил один бомбардировщик, а когда кончились боеприпасы, совершил воздушный таран, сбив второй самолёт, а затем на повреждённом самолёте успешно сел на аэродром. 17 ноября 1941 года в аналогичной ситуации сбил ещё один немецкий бомбардировщик и повредил ещё один. Стремясь не дать ему уйти, Иванов во второй раз пошёл на воздушный таран, погибнув при этом. Оба самолёта упали в Чёрное море. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 января 1942 года младший лейтенант Яков Иванов посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также посмертно был награждён орденом Ленина.
Киньдюшев Иван Иванович (1918 – 1989) К июню 1944 года гвардии майор Иван Киньдюшев был заместителем штурмана 26-го гвардейского авиаполка 2-й гвардейской авиадивизии 2-го гвардейского авиакорпуса АДД СССР. К тому времени он совершил 215 боевых вылетов на бомбардировку скоплений боевой техники и живой силы противника, его военных объектов, 190 из которых — в тёмное время суток. Из воспоминаний Ивана Киньдюшева : « В те незабываемые дни я видел Севастополь только из штурманской кабины самолета. Но даже с воздуха было страшно смотреть на родной город. Одни развалины. В груды белого как мел щебня превратились дома, музеи, театры. Какое же мужество требовалось от людей, которые в годину жестоких испытаний разделяли его судьбу?! Я часто думал об этом, но узнал обо всех испытаниях, выпавших на долю горожан и моих родных, много позже ...».
Памятник авиаторам-черноморцам Митинг, посвящённый открытию Памятника мужеству и героизму авиаторов - черноморцев
Это лишь несколько примеров героических подвигов летчиков, которых во время войны было не счесть. С самого начала войны враг превосходил нас в численности и качестве боевых машин, но наши летчики смогли противопоставить ему невероятный героизм и высокое мастерство. В воздушных боях советские летчики черпали силы в любви к своей Родине и убежденности в своей правоте, поэтому били фашистов нещадно. Всего, по официальным данным, за время Великой Отечественной войны советские истребители сбили больше 38 500 немецких машин. Их подвиг и жертвы никогда не будут забыты. Пока мы помним-мы живы. И жива память о тех, кто погиб, защищая нашу Родину от фашизма.
Источники http://www.tinlib.ru/istorija/vozdushnaja_bitva_za_sevastopol_1941_1942/p2.php Источник и подробности: http://www.airaces.ru/stati/tretijj-sokrushitelnyjj-udar.html https://sevastopol.su/faces/kindyushev-ivan-ivanovich https://post1-cvpvum.edusev.ru/about/articles/2464472