Шахматы - детям. Конкурс учителей начальных классов, преподающих шахматы - 2018
В 2018 году я принимала участие в Конкурсе учителей начальных классов, преподающих шахматы. На этой странице представлены материалы моих выступлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эссе
«Опыт реализации шахматного образования в образовательном учреждении»
«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». Эти слова ученого, мыслителя Али Апшерони очень актуальны. И поэтому, мы, учителя, не стоим на месте, а изучаем ФГОС второго поколения и основы шахматной игры.
Я не могу сказать, что всю жизнь увлекалась шахматами, немного играла в детстве с отцом. В начальной школе ходила в шахматный кружок, а потом это дело попросту забросила. И вот, придя работать в школу учителем начальных классов в 2012 году, я была направлена на курсы по обучению шахматам. Сначала я была удивлена «Зачем в школе изучать шахматы?», но позже поняла, что занятия шахматами полезны ребенку как с точки зрения развития мышления, так и в плане становления личности.
Сегодня, приходя к детям на уроки, я уже знаю, чему я хочу научить детей. Думать, решать, выбирать… Но, наверное, самое главное, научить детей мыслить и применять это в жизни.
В школах нет уроков логики. А шахматы, с первых же дней знакомства с ними, учат детей логически мыслить и рассуждать. Существует глубокое заблуждение, что шахматы это просто игра. Нет, это не только игра, доставляющая много радости, удовольствия, но и эффективное средство умственного развития и адаптации детей.
Доказано, что изучение шахмат в любимой детьми игровой форме способствует развитию гармоничной личности и развивает: математические способности, пространственное мышление, навыки стратегического планирования, выдержку, самообладание, стойкость и упорство в экстремальных ситуациях.
В нашей гимназии проект «Шахматный всеобуч» реализуется с 2011 года, за это время обучено более 400 учеников. В гимназии имеется организационно и методически обоснованный проект реализации «Шахматного всеобуча», рассчитанный на 3 года обучения. Данный предмет включен в учебный план, и проводится один раз в неделю. Наши ученики начинают изучать шахматное искусство со 2 класса, а на выпускном вечере в 4 классе в торжественной обстановке проходит церемония вручения Свидетельств выпускника «Шахматного всеобуча». Преподавание ведется по методике И.Г. Сухина. Первоклассники нашей образовательной организации также приобщены к данному виду искусства, занимаясь шахматами на Станции юных техников, в кружке под руководством Ю.А. Сеначина. Благодаря проекту нам удалось заинтересовать шахматами десятки детей. 8% обучающихся начальных классов зачислены на дополнительные образовательные программы «Шахматы» на Станцию юных техников.
Мы часто слышим: дети - наше будущее. А мы формируем это будущее. На своих занятиях я учу детей преодолевать себя, быть дисциплинированными, самостоятельными, готовыми к трудностям. А какое это счастье - открытие в себе чувства победы над собой! Суметь заставить себя сделать чуть-чуть больше, чем ты можешь, преодолеть свою слабость – этому и учат шахматы!
После 6 лет наблюдения и ведения уроков шахмат я считаю, что у детей, играющих в школе в шахматы, повысилась успеваемость по всем предметам, заметно прогрессирует развитие памяти. Дети становятся более целеустремленными. В подтверждение своего мнения, приведу пример из моей практики работы с детьми. Работая со своими первоклассниками, я обратила внимание на одного мальчика. Он очень плохо адаптировался в новых для себя обстоятельствах: не общался с одноклассниками, на уроке мог отказаться выполнять задание, уходил с уроков физкультуры и музыки, считая их ненужными. Вместе с родителями мы пытались заинтересовать его, привлечь к участию в школьной жизни, ничего не помогало. И вот во втором классе начались уроки шахмат, ребенка как подменили. Он стал дисциплинированным, ответственным, самостоятельным, попросил родителей записать его в кружок шахмат. Сейчас это ученик 4 класса, в табеле имеет по всем предметам пятерки, участвует в шахматных турнирах и гимназических мероприятиях, имеет много друзей.
Я убеждена: шахматы не только развивают объективность отношения к ситуации, они учат аргументировано отстаивать своё мнение и уважать чужое. Несомненно, такой опыт облегчает взаимопонимание и взаимодействие с людьми в различных ситуациях. Занятия по шахматам и соревнования с их чёткими и справедливыми правилами прививают ребятам корректность, умение вести себя в обществе, уважение к людям.
Учителями ежегодно организуется участие обучающихся гимназии в городских шахматных турнирах, проводятся школьные турниры, мастер-классы, блиц-турниры, посвященные нашему городу, Дню Победы, новогоднему празднику, международному Женскому дню. Команда гимназии ежегодно принимает активное участие в городских шахматных фестивалях «Папа+Мама+Школа+Я=Шахматная семья» и имеет успехи: Диплом 2 степени (2013 год), Грамота за 2 место в командном зачете (2014 год), Грамота за 3 место в командном зачете (2017 год). В 2012 году команда гимназии стала победителем 2 областного фестиваля по шахматам «Папа+Мама+Школа+Я=Шахматная семья».
Результаты опросов, проводимых среди учащихся и их родителей, показали, что 92% обучающихся проявляют интерес к шахматам и удовлетворены преподаваемым курсом; более 80% родителей считают, что обучение шахматам положительно влияет на успехи детей и развивает их уверенность в своих силах, веру в возможность преодоления трудностей. Большинство родителей, которые в настоящее время приводят в школу своих детей, в своем детстве не изучали шахматы. И сейчас вместе с детьми они с большим азартом и интересом приобщаются к этому искусству. Так, в прошлом году две мамы из моего класса записались в кружок «Шахматы» и с удовольствием посещают занятия вместе с сыновьями.
Первоначально в нашей гимназии курс «Шахматный всеобуч» вели учителя начальной школы. Из 11 учителей курсы повышения квалификации в рамках темы пройдены у двух человек, что составляет 18% педагогического состава. Поэтому с 2015 года данный предмет во всех классах ведет специалист, закончивший курсы.
Конечно, при внедрении проекта есть и трудности. В первую очередь это оснащение школы необходимым инвентарем. В гимназии имеется демонстрационная доска, а вот настольные шахматные доски имеются не в достаточном количестве, и многие учащиеся приносят их из дома. Это не совсем удобно. Знаю, что учебно-методические комплекты (УМК) трёх лет обучения: УМК «Шахматы, первый год», УМК «Шахматы, второй год», УМК «Шахматы, третий год» включают в себя программу, пособие для учителя, учебник, рабочие тетради и тетради для проверочных работ. В нашем образовательном учреждении весь комплект имеется лишь у преподавателя, а обучающиеся обеспечены лишь учебниками, и то на 70 учащихся вторых классов – 25 учебников, на 65 учащихся третьих классов – 25, на 73 учащихся четвертых классов – 25. Таким образом, работа с учебником может осуществляться только на уроке в классе. Пополнение фонда за последние 5 лет не наблюдалось.
Обобщая все выше сказанное, считаю, что шахматы – это борьба умов и характеров. Это спорт, наука и искусство. И занимаясь этой древней игрой, ученики развиваются по этим трем направлениям, которые достаточны для самовыражения и самоутверждения человека, для гармоничного развития души. И, я надеюсь, что дети, прошедшие хоть небольшую шахматную школу, впитают в себя всего понемногу из выше перечисленного, и это поможет им в будущем стать достойными личностями.
Черемисина Л.В.,
учитель начальных классов
МКОУ «Гимназия №9» г. Шадринска
Предварительный просмотр:
Выступление
«Опыт реализации шахматного образования в образовательном учреждении»
(слайд 1) «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». Эти слова ученого, мыслителя Али Апшерони очень актуальны. И поэтому, мы, учителя, не стоим на месте, а изучаем ФГОС второго поколения и основы шахматной игры.
(слайд 2) Доказано, что изучение шахмат в любимой детьми игровой форме способствует развитию гармоничной личности и развивает: математические способности, пространственное мышление, навыки стратегического планирования, выдержку, самообладание, стойкость и упорство в экстремальных ситуациях.
(слайд 3) В нашей гимназии проект «Шахматный всеобуч» реализуется с 2011 года, за это время обучено более 400 учеников. В гимназии имеется организационно и методически обоснованный проект реализации «Шахматного всеобуча», рассчитанный на 3 года обучения. Цель и задачи проекта представлены на слайде. Данный предмет включен в учебный план, и проводится один раз в неделю.
(слайд 4) Наши ученики начинают изучать шахматное искусство со 2 класса, а на выпускном вечере в 4 классе в торжественной обстановке проходит церемония вручения Свидетельств выпускника «Шахматного всеобуча». Преподавание ведется по методике И.Г. Сухина.
(слайд 5) Первоклассники нашей образовательной организации также приобщены к данному виду искусства, занимаясь шахматами на Станции юных техников, в кружке под руководством Ю.А. Сеначина. Благодаря проекту нам удалось заинтересовать шахматами десятки детей. 8% обучающихся начальных классов зачислены на дополнительные образовательные программы «Шахматы» на Станцию юных техников.
(слайд 6) Первоначально в нашей гимназии курс «Шахматный всеобуч» вели учителя начальной школы. Из 11 учителей курсы повышения квалификации в рамках темы пройдены у трех человек, что составляет 27% педагогического состава. Поэтому с 2015 года данный предмет во всех классах ведут только специалисты, закончившие курсы.
(слайд 7) Учителя гимназии с удовольствием делятся опытом своей работы с коллегами на круглых столах и конференциях, а также публикуют свои статьи. Так, в 2017 году вышел в свет сборник, в который вошла статья нашего педагога Прокудиной Е.А. «Нужны ли шахматы в школе…»
(слайд 8) Учителями ежегодно организуется участие обучающихся гимназии в городских шахматных турнирах, проводятся школьные турниры, мастер-классы, блиц-турниры, посвященные нашему городу, Дню Победы, новогоднему празднику, международному Женскому дню.
(слайд 9) Команда гимназии ежегодно принимает активное участие в городских шахматных фестивалях «Папа+Мама+Школа+Я=Шахматная семья» и имеет успехи: Диплом 2 степени (2013 год), Грамота за 2 место в командном зачете (2014 год), Грамота за 3 место в командном зачете (2017 год).
(слайд 10) В 2012 году команда гимназии стала победителем 2 областного фестиваля по шахматам «Папа+Мама+Школа+Я=Шахматная семья».
(слайд 11) И именно о нашем ученике Михаиле Заваруеве в сборнике «Интеллектуал Зауралья» (Частоозерье, 2013) есть небольшая заметка под емким названием «Вам шах…»: «Перед началом первого тура Олег Алексеевич Богомолов решил проверить кое-кого из юных участников на готовность к бою. И вот напротив губернатора сел симпатичный мальчик Миша Заваруев и без тени робости двинул вперед королевскую пешку. Соперник разыграл любимую французскую защиту. Белые добрались до рокировки черного короля, вскрыли ее и вывели на С2 ферзя: «Вам шах…» – Хороший мальчик, – похвалил Мишу губернатор, согласившись в итоге на ничью. И школьник из Шадринска оправдал оценку именитого соперника. Миша Заваруев за отличную игру в турнире был награжден специальным призом».
(слайд 12) Ежегодно администрацией города проводятся предметные олимпиады среди учащихся 4 классов, в том числе и олимпиада по шахматам. Наши ученики активно принимают участие в олимпиадах. И в этом учебном году команда гимназии заняла почетное 2 место.
(слайд 13) Так же учащиеся гимназии принимают участие в творческих конкурсах, связанных с шахматным образованием. В 2016 году ученики мастерили поделки с шахматной тематикой для городской выставки работ.
(слайд 14) А в этом учебном году мы приняли участие в областном конкурсе рисунков «Шахматное королевство» и с нетерпением ждем результатов.
(слайд 15) Я убеждена: шахматы не только развивают объективность отношения к ситуации, они учат аргументировано отстаивать своё мнение и уважать чужое. Несомненно, такой опыт облегчает взаимопонимание и взаимодействие с людьми в различных ситуациях. Занятия по шахматам и соревнования с их чёткими и справедливыми правилами прививают ребятам корректность, умение вести себя в обществе, уважение к людям.
(слайд 16) Результаты опросов, проводимых среди учащихся и их родителей, показали, что 92% обучающихся проявляют интерес к шахматам и удовлетворены преподаваемым курсом; более 80% родителей считают, что обучение шахматам положительно влияет на успехи детей и развивает их уверенность в своих силах, веру в возможность преодоления трудностей. Большинство родителей, которые в настоящее время приводят в школу своих детей, в своем детстве не изучали шахматы. И сейчас вместе с детьми они с большим азартом и интересом приобщаются к этому искусству. Так, в прошлом году две мамы из моего класса записались в кружок «Шахматы» и с удовольствием посещают занятия вместе с сыновьями.
(слайд 17) Конечно, при внедрении проекта есть и трудности. В первую очередь это оснащение школы необходимым инвентарем. В гимназии имеется демонстрационная доска, а вот настольные шахматные доски имеются не в достаточном количестве, и многие учащиеся приносят их из дома. Это не совсем удобно. Знаю, что учебно-методические комплекты (УМК) трёх лет обучения: УМК «Шахматы, первый год», УМК «Шахматы, второй год», УМК «Шахматы, третий год» включают в себя программу, пособие для учителя, учебник, рабочие тетради и тетради для проверочных работ. В нашем образовательном учреждении весь комплект имеется лишь у преподавателя, а обучающиеся обеспечены лишь учебниками, и то на 70 учащихся вторых классов – 25 учебников, на 65 учащихся третьих классов – 25, на 73 учащихся четвертых классов – 25. Таким образом, работа с учебником может осуществляться только на уроке в классе.
(слайд 18) Чтобы обучающийся мог усвоить элементы социального опыта, он должен приобрести соответствующий инструментарий, включающий в себя такое понятие как способность действовать «в уме». На материале задач «Игры в повтор» были проведены эксперименты со школьниками 1-4 классов. В итоге обработки результатов были получены данные, представленные в таблице. Таким образом видно, что к концу 2 класса у половины учащихся сформирован частичный уровень способности «действовать в уме», а к концу 4 класса у 33% обучающихся сформирован целостный уровень 1 степени. Также видим, динамику развития способности «действовать в уме» по классам и уровням.
Также хотелось бы сказать, что в гимназии отмечена положительная динамика за три года по учебным предметам. Проанализирована успеваемость и качество при переходе из 4 в 5 класс обучающихся. Наблюдается стабильность и отсутствие снижения качества обучения.
(слайд 19) Для дальнейшего совершенствования шахматного образования гимназией определен ряд приоритетных направлений. Обобщая все выше сказанное, считаю, что шахматы – это борьба умов и характеров. Это спорт, наука и искусство. И занимаясь этой древней игрой, ученики развиваются по этим трем направлениям, которые достаточны для самовыражения и самоутверждения человека, для гармоничного развития души. И, я надеюсь, что дети, прошедшие хоть небольшую шахматную школу, впитают в себя всего понемногу из выше перечисленного, и это поможет им в будущем стать достойными личностями.
Черемисина Л.В.,
учитель начальных классов
МКОУ «Гимназия №9» г. Шадринска
Предварительный просмотр:
МКОУ «Гимназия №9»
«ШАХМАТНАЯ РОКИРОВКА»
Урок по шахматам во 2 классе
(первый год обучения)
подготовила
учитель начальных классов
Черемисина Л.В.
Шадринск, 2018
Пояснительная записка
Автор: Черемисина Лариса Владимировна - учитель начальных классов.
Название образовательного учреждения: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия №9» города Шадринска.
Предмет: шахматы.
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Шахматная рокировка». (28-ый урок первого года обучения)
Цель: Научить детей осуществлять шахматную рокировку
Задачи:
Образовательная – знакомство с новым шахматным термином «шахматная рокировка»
Развивающая – способствовать формированию логического мышления, внимания, памяти, наблюдательности, творческих способностей
Воспитательная – воспитывать интерес к игре, уважение к сопернику, уверенность в своих силах
УУД:
Регулятивные – учить ставить цели, высказывать свои предположения, находить пути достижения, делать выводы.
Познавательные – ввести понятие о шахматной рокировке. Познакомить учащихся с двумя видами шахматной рокировки: короткой и длинной, и основными правилами рокировки. Учить выполнять защиту короля путем осуществления шахматной рокировки и производить шахматную рокировку со стороны ферзевого и королевского флангов.
Коммуникативные – учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.
Личностные – прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.
Планируемые результаты:
Личностные – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию
Метапредметные –моделирование ситуаций, при которых необходимо действовать решительно и четко, правильно и быстро. Использовать знания в различных жизненных ситуациях.
Предметные – сформированное умение решать дидактические задачи: «шахматная рокировка».
Виды работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование и дидактическое оснащение урока:
- Проекционная система (проектор, экран)
- Ноутбук
- Электронная презентация урока
- Демонстрационная доска
- Набор шахматных фигур
- Настольные шахматы (1 на парту)
- Рабочие листы с заданиями для учащихся
- УМК И.Г.Сухина «Шахматы» 2 часть. 1 год обучения
Как работать с презентацией. Презентация является наглядным дополнением к конспекту урока. Смена слайдов происходит во время демонстрации по щелчку. С целью соблюдения мер по здоровьесбережению учащихся и в соответствии с нормами СанПиНа необходимо перекрывать объектив проектора в те моменты урока, когда презентация не используется активно.
Использованные источники:
- https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-shahmatam-na-temu-rokirovka-chtoeto-za-hod-1092733.html
- http://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/shakhmatnaja_rokirovka/414-1-0-4996
- Сухин И.Г. Шахматы: 1-й год, или Учусь и учу: Пособие для учителя / Издание 3-е. — Обнинск: Духовное возрождение, 2011.
- Сухин И. Шахматная сказка / Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Ход урока.
Этап урока | Содержание урока |
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности 0,5 мин. | 1.Организационный момент Встало солнышко давно, На урок торопит класс – |
2.Актуализация знаний учащихся 1 мин. | Давайте начнем наш урок с блиц-турнира. Кто знает ответ на вопрос, поднимает руку и отвечает быстро и точно. - Ходит очень осторожно Вот и все, дружок. (король) - Стою на самом краю, Путь откроют - пойду. - Их на поле всего два, - По углам доски стоят - Самая главная фигура в шахматной игре? (король) Молодцы! Сегодня именно эти шахматные фигуры для нас на уроке будут играть очень важную роль. |
3. Погружение в тему урока. Выяснение целей, ожиданий. 3,5 мин. | 1.Отгадайте ребус А сейчас внимание на доску. Чтобы узнать тему нашего урока, надо разгадать ребус. (Слайд 2)
- Какой шахматный термин зашифрован в ребусе? -Правильно, это термин РОКИРОВКА. -Кто знает, что обозначает этот термин? -Какая же цель сегодня стоит перед нами? (Узнать, что обозначает термин «Шахматная рокировка») 2.Актуализация знаний. -Послушайте историю, которая произошла однажды в шахматном королевстве. В одно прекрасное раннее утро Белый Король, проснувшись, сладко зевнул, потянулся и, нехотя поднявшись со своей мягкой пуховой постели, выглянул в окно. Неожиданно лицо его исказилось страхом, губы задрожали, а из глаз закапали слезы. -Можно ли помочь белому королю? Как? (принимаем все варианты учащихся: позвать на помощь другую фигуру, отступить) А еще, Белому Королю можно посоветовать сделать рокировку. Послушайте продолжение сказки: Почувствовав опасность, король приказал своей ладье «Спрячь меня!». И ладья послушно спрятала короля перепрыгнув через него. Главное, чтобы Королю с Ладьёй ничего не мешало: никто не стоял на пути и не угрожал клеткам, по которым они собираются пойти. Одновременный ход ладьи и короля назвали рокировкой. Чтобы запомнить этот термин есть стихотворение: (слайд 3) Иногда король с ладьёй 3.Формулирование темы урока и постановка целей - Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»? -Сегодня будем учиться выполнять рокировку на шахматной доске, узнаем правила, когда можно выполнять рокировку, узнаем виды рокировки. |
4.Изучение нового материала. 6 мин. | 1.Эвристическая беседа «Шахматная рокировка» Представьте себе шахматный город и бедного Белого Короля, которому угрожает опасность. Его Величество надо беречь от неприятностей. Для этого придумали специальную королевскую защиту – Шахматную Рокировку! Для чего делается рокировка? Рокировка делается для защиты своего короля (для его безопасности). (Слайд 7)
В рокировке участвуют одна из ладей и король. (слайд 4) Рокировка считается одним ходом. Вы знаете, что за один ход перемещается только одна шахматная фигура. Но один раз в партии делается исключение, когда могут передвинуться сразу две фигуры: ладья и король. Чтобы не запутаться, принято сначала переместить короля, а уж потом передвигать ладью.
- Рокироваться король может с любой из ладей того же цвета. Рокировка бывает «в короткую сторону» и «в длинную сторону». В книгах это ещё называют рокировкой в сторону королевского фланга и рокировкой в сторону ферзевого фланга. (показать) Таким же образом рокируют и черные… Запомните, в какую бы сторону белый король ни рокировал, он всегда прыгнет с черного поля на черное. И наоборот, черный король рокирует с белого поля на белое. Но рокировать не обязательно – хочешь рокируй, хочешь нет. |
5.Физминутка 1 мин. | Ладья – шагаем, король – руками делаем круг, рокировка – прыжок. - Вот и закончилась игра, учиться новому пора! |
6. Изучаем правила шахматной рокировки 2 мин. | Правила шахматной рокировки (слайд 5) Прежде чем делать рокировку, тебе нужно запомнить основные правила. Правило первое. Между королём и ладьёй не должно быть других фигур. Правило второе. Для обеих фигур этот ход должен быть первым в партии. Правило третье. До и после рокировки король не должен находиться под шахом. Правило четвёртое. Король может перескакивать только необстреливаемые поля. |
7.Практическая работа 5 мин. | -Ребята у вас на столах шахматные доски с набором фигур, поставьте на них ладьи и короля и попробуйте сделать короткую рокировку, затем длинную. - Решение шахматных задач в учебнике на страницах 66-67 (слайд 6-10) |
8. Итог урока. Рефлексия. 1 мин. | Продолжите: Я узнал… Я научился… |
- Удалось ли нам достичь поставленные цели? - Что помогло вам в достижение успеха? - Какое задание было самым трудным? - Какое задание было самым интересным? Урок окончен, И выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно, Усердно трудились И знания ваши Нам всем пригодились! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РОКИРОВКА Одновременный ход ладьи и короля. Шахматный термин А=О З=В
Иногда король с ладьёй Ходят вместе очень ловко, Шахматисты ход такой Называют рокировкой.
Короткая рокировка Длинная рокировка Рокироваться король может с любой из ладей того же цвета, но при этом фигуры переместятся на разное количество полей. Как происходит рокировка?
Правило первое . Рокировку можно делать только один раз за партию. Правило второе. Между королём и ладьёй не должно быть других фигур. Правило третье. Для обеих фигур этот ход должен быть первым в партии. Как делается рокировка Правило пятое. Король может перескакивать только необстреливаемые поля. Правило четвёртое. До и после рокировки король не должен находиться под шахом.
Можно ли сделать рокировку?
Можно ли сделать рокировку?
Можно ли сделать рокировку?
Можно ли сделать рокировку?
Можно ли сделать рокировку?
Подписи к слайдам:
Цель программы: привить школьникам навыки логического мышления и решения нестандартных ситуаций через обучение игре в шахматы. задачи: создать условия для интеллектуального развития детей и подростков в соответствии с психической и физиологической нормой средствами шахматного образования, игры в шахматы; обеспечить социализацию детей посредством предоставления им дополнительного пространства для организации «здорового» досуга; приобщить детей и подростков к игре в шахматы;
более 400 выпускников начальной школы получили Сертификаты выпускника «шахматного всеобуча »
8% обучающихся начальных классов зачислены на дополнительные образовательные программы «Шахматы» на Станцию юных техников.
Повышение квалификации учителей
Опыт работы учителей
Городской этап Школьной шахматной лиги Курганской области 2016-2017
городской шахматный турнир « Папа+мама+школа+я = шахматная семья»
9-летний Михаил Заваруев – победитель Второго областного шахматного фестиваля « Мама+папа+школа+я =шахматная семья».
«Вам шах…»
Городские олимпиады по шахматам
Участие в конкурсах поделок «в мире шахмат»
Участие в конкурсах рисунков «Шахматное королевство»
Городской шахматный турнир «Белая ладья» - 2018
Результаты опроса
17 Материально-техническая база
Эффективность реализации проекта Класс Число испытуемых Уровень сформированности способности «действовать в уме» (в %) нулевой исходный частичный целостный 1 ст. 1 75 36 25 36 3 2 73 20 26 47 7 3 70 16 20 43 21 4 72 6 12 49 33
приоритетные направления для дальнейшего совершенствования шахматного образования: создание системы методического обеспечения шахматного образования; повышение устойчивости системы шахматного всеобуча через рост материально- технической и кадровой оснащенности; создание психологического сопровождения общего шахматного образования; совершенствование мониторинга шахматного образования; обмен опытом: распространение и поощрение лучшего педагогического опыта учителей; дальнейшее вовлечение в реализацию Проекта «Интеллектуал Зауралья» родителей.