Главные вкладки
Участие в работе методических объединений
Являюсь председателем методического объединения ППО, председателем спортивного школьного клуба "Планета спорта".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Разработка учителя физической культуры Собенниковой Е.С. «Особенности урока по предмету «Физическая культура» в современной школе».
Тема: Бросок баскетбольного мяча в корзину одной рукой, после остановки двумя шагами (методика обучения)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: Броски мяча в баскетболе – неотъемлемая часть игры. Существует огромное количество разновидностей бросков, как простых, например, броски одной или двумя руками в прыжке с места, так и более сложных, как броски в движении после двух шагов.
При обучении броскам необходимо учитывать, что направление вращения мяча диктуется расстоянием и расположением игрока по отношению к корзине, а также степенью противодействия со стороны защитника.
Фазы | ||||
Ведение мяча | Ловля мяча | Два шага | Бросок в корзину одной рукой | Приземление |
1. Дать зрительное представление (показ) «Ведение мяча-ловля мяча-два шага - бросок в корзину одной рукой- приземление под щитом».
2. Выполнение броска одной рукой с места.
3. Обучение технике выполнения «два шага».
4. Обучение в движении «два шага с броском в корзину, одной рукой».
5. Совершенствование ведение мяча, ловля мяча, два шага и бросок в корзину одной рукой, приземление.
Обучение технике ведения мяча.
Техника ведения мяча заключается в следующем: мяч направляется вниз только кистью руки с широко расставленными не напряженными пальцами. Рука в локтевом суставе почти неподвижна. Для сохранения маневренности при ведении мяча важную роль играет работа ног. Ноги должны быть немного согнуты в коленях и хорошо пружинить.
1. Ведение мяча на месте правой, левой рукой.
2. Ведение мяча правой, левой рукой на шагах (бегом) по прямой, вправо, влево, назад.
3. Ведение мяча с изменением высоты отскока и ритма.
4. Ведение мяча с изменением скорости и направления.
Организационно-методические указания.
- Предварительно изучить бросок одной рукой от плеча и от головы с места, а также прыжок толчком правой и левой ногами с имитацией броскового движения под щитом.
- Контролировать и. п. перед началом передвижения: справа от корзины — стойка нападающего, когда правая нога сзади, слева — левая сзади.
- Упражнения выполнять поточно (один за другим) группой занимающихся или серийно по 4 — 5 повторений каждым учащимся с последующей сменой ролей между партнерами.
- Чередовать выполнение заданий справа и слева от корзины, на расстоянии 1-2 метра.
- Подводящие упражнения на начальном этапе обучения выполнять под углом 30—45° по отношению к щиту, выход на щит осуществлять через второй усик трехсекундной трапеции.
При выполнении приема:
1. Ловить мяч на удлиненном шаге, вытягивая к нему руки при встречной передаче партнера; останавливая мяч вытянутой вперед-вверх дальней от направления его полета рукой, мгновенно подхватывая другой при поступательной передаче и располагая кисти на одном уровне (дальняя рука полностью выпрямлена, ближняя соответственно согнута) при передаче сбоку;
2. Длину второго шага варьировать в зависимости от расстояния до корзины так, чтобы максимально приближаться к ней, но не проходить при этом щит;
3. На втором шаге подносить мяч к туловищу кратчайшим путем, укрывая его в сторону бросающей руки;
4. Толчок вверх выполнять перекатом с пятки на всю стопу с энергичным взмахом одноименной с бросающей рукой ноги, согнутой в колене до 90°; полностью выпрямлять толчковую; толкаться вертикально или чуть вперед-вверх, приближаясь к корзине;
5. Вынос мяча осуществлять одновременно с отталкиванием; проносить руки с мячом близко к туловищу, перекладывая его на кисть бросающей руки;
6. Кисть бросающей руки максимально сгибать назад; локоть направлять на корзину, удерживая его под мячом (в сторону не отводить); высоту подъема локтя подбирать индивидуально;
7. Поддерживать мяч свободной рукой снизу или сбоку (не сверху), локоть при этом располагать естественно: в сторону высоко не поднимать, с рабочей рукой не сближать;
8. В безопорной фазе сохранять рациональное положение ног: толчковая — прямая, маховая — согнутая; вертикальное расположение в одной плоскости головы, туловища и толчковой ноги;
9. Мяч выпускать в высшей точке прыжка после полного выпрямления бросающей руки, мягко направляя его через указательный палец в точку прицеливания на щите или через переднюю дужку кольца в зависимости от направления движения к нему;
10. Скатывать мяч с конечных фаланг пальцев (указательного, среднего или мизинца), придавая ему соответствующее вращение; сопровождать полет мяча расслабленной кистью;
11. Приземляться прямо под кольцом на толчковую или обе ноги, упруго амортизируя;
12. Приходить в устойчивое положение и быть в готовности к подбору отскока при неудачном броске и к последующему добиванию мяча.
Методические указания.
Рекомендуемая методическая последовательность в подборе упражнений по овладению техникой ведения мяча позволяет целенаправленно использовать навык ведения мяча непосредственно в условиях игровой деятельности учащегося, как в урочных так и в секционных занятиях. При ведении мяча в движении необходимо приучить занимающихся прикрывать мяч туловищем и свободной рукой. В дальнейшем это будет необходимо при обыгрывании соперника с помощью ведения.
- Формирование умения оперативно принимать решения в различных игровых ситуациях
- Обучение технике ведений мяча, как индивидуально, так и во взаимодействии с партнерами.
- Умение оценивать ситуацию и применять необходимый прием ведения
- Умение осуществлять анализ выполненных действий
Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении.
1. Объяснение и показ.
2. Выполнение прыжка толчком одной ногой справа и слева от корзины после одного, двух шагов с места — имитация броска без мяча.
3. То же, но после предшествующего двухтактному ритму работы ног передвижения ходьбой или бегом.
4. Имитация броска с выпуском мяча вверх над собой после одного шага с места.
5. Выполнение броска в корзину после одного шага с места.
6. То же, но снимая мяч с вытянутой в сторону руки партнера с использованием двухтактного ритма работы ног.
7. То же, но снимая мяч с руки партнера в движении.
Обучение остановке двумя шагами.
1. Объяснение и показ.
2. Легкоатлетические прыжки в шаге.
3. Прыжки в шаге с разворотом стопы носком наружу («по кочкам»).
4. Бег с акцентированным удлиненным шагом в указанных точках площадки: по разметке, через гимнастическую скамейку или по другим ориентирам.
5. Имитация шагов остановки с места — упр. в равновесии: и. п. — стойка готовности; толчком впередистоящей ноги — удлиненный шаг-прыжок сзади стоящей ноги с приходом на всю стопу; удержание равновесия на ней, выставляя толчковую ногу вперед, прийти в и. п.
6. Выполнение вариантов изучаемого приема (с удлиненным шагом правой и левой) по ориентирам в целом после ходьбы.
7. То же, что в упр. 6, но после медленного бега (индивидуально).
8. Выполнение разновидностей остановки двумя шагами по звуковому сигналу учителя после передвижения бегом.
Методические указания: Предварительно изучить передачу и бросок одной рукой от плеча и от головы с места, а также прыжок толчком правой и левой ногами с имитацией броскового движения под щитом.
Контролировать и. п. перед началом передвижения: справа от корзины — стойка нападающего, когда правая нога сзади, слева — левая сзади.
Сделать акцент на быстрое вертикальное отталкивание, правильный вынос бедра, стопы (стопа «на себя»), выполнять с небольшим продвижением вперед: почти на месте.
Удар мяча направлять к впереди стоящей ноге (левой), после отскока привести мяч к груди или к подбородку (не опуская его), проговаривать ритм вслух: «правая – левая – бросок!»
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
на тему:
Занятие по проведению физкультминуток .
Преподаватель физической культуры:
Собенникова Е.С.
г. Улан – Удэ, 2023 год
Содержание:
- Оздоравливающая образовательная среда школы.
- Здоровьесберегающая организация учебного процесса.
- Принцип здоровьесбережения.
- Практические занятие по проведению физкультминуток.
- Разработка физкультминуток для нашей школы.
- Рекомендации по здоровьесберегательной технологии.
- Комплексы упражнений и физкультминуток.
Педсовет октябрь 2023 год
Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто.
Сократ.
Цель: усилие системы образования сконцентрировались именно на влиянии школы, на здоровье учащихся, ее возможностях организовать качественное обучение, развитие и воспитание подрастающего поколения без ущерба для физического и душевного здоровья.
Задача: Педагогов школы – не дотянуть ребенка до последнего звонка, а полноценно подготовить учащихся к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А, без здоровья это не достижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа, закладывает фундамент благополучия будущих поколений.
1. Оздоравливающая образовательная среда школы.
Очевидно, что состояние здоровья школьника напрямую зависит от процесса обучения. Поэтому в слагаемые психолого – педагогической среды школы входят все то, с чем учащиеся соприкасается в течение дня. Это родители, и их взаимоотношения с ребенком, и окружающая школьная среда: воздушная, педагогическая и т.п., конкретный процесс на уроках, общение со сверстниками, во внеурочное время, так или иначе заполненное. Заболеваемость же детей и окружающих их взрослых, автоматически становиться лишь показателем грамотности построенной среды, в которой обучаются и воспитываются дети и находятся взрослые.
Таким образом, если образовательное учреждение, поставившие задачи планомерно заниматься здоровьем учащихся и педагогов, должно более глубоко затрагивать три направления работы:
1. формирование экологического пространства, связанного с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся и педагогов;
2. учет психолого – педагогических факторов, включающих в себя эмоционально психологический климат в школе, стили взаимоотношений и поведения участников образовательного процесса, здоровьесберегающую организацию учебного процесса: использование здоровьесберегающих образовательных технологий;
3.внеурочную воспитательную работу: эстетическое, духовно – нравственное и физическое воспитание учащихся.
2. Здоровьесберегающая организация учебного процесса.
Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перенагрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.
Поэтому одной из основных задач в школе, является организация и контроль за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Важным показателем рациональной организации учебно – воспитательного процесса, является:
- организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;
- использование на уроках здоровьесберегательных технологий;
- организация и проведения двигательных перемен;
- организация и проведения на уроках физкультминуток, валеологических пауз;
3. Принцип здоровьесбережения.
От правильной организации урока, уровень его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительного поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровье учащихся и учителя.
Основные четыре правила построения урока с позиции здоровьесберегающих правил:
1 правило: правильная организация урока; - Это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне; – Главной целью учителя, должно быть – научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ;
2 правило: использование каналов восприятия; - Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности, функциональные асимметрии мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга: - левополушарные люди, при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно – логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению; - правополушарные люди, доминировании правого полушария. У данного типа развито конкретнообразное мышление и воображение; - разнополушарные люди, у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
3 правило: учет зоны работоспособности учащихся; Работоспособность зависит от возрастных особенностей детей. Работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так в разные дни учебной недели.
4 правило: распределение интенсивной умственной деятельности; При организации урока три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Во - многом, урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Утомление – возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности.
Учащиеся чаще утомляются при длительном ограничении двигательной активности, однообразной, монотонной деятельности, даже легкой!
4. Практические занятия по проведению физкультминуток.
Физкультминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно – сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультминутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для ее проведения является 15 – 20 минута урока. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1 – 5 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс их 3 – 4 –х. правильно подобранных упражнений, повторяемых 4 – 6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Требование к проведению физкультминуток:
- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнение должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
- Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнений упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечивать позитивный эмоциональный настрой;
- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;
- Для каждого класса необходимо выбрать 2 -3 условного знака, чтобы быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности;
Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст. При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:
- Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;
- Преимущество отдается стихам с четким ритмом;
- Текст, произносится учителем или воспроизводится в записи, т.к. при произнесении текста детьми у них может сбиваться дыхание;
Виды физкультминуток:
- Упражнения для снятия общего или локального утомления;
- Упражнения для кистей рук;
- Гимнастика для глаз;
- Гимнастика для слуха;
- Упражнения, корректирующие осанку;
- Дыхательная гимнастика;
- Упражнения для опорно – двигательного аппарата;
5.Разработка физкультминуток для нашей школы.
Распределение по урокам:
I смена:
1 урок – пробуждение;
2 урок – улучшение мозгового кровообращения;
3 урок – снятие напряжения с глаз;
4 урок – дыхательная гимнастика;
5 урок – снятие усталости с плечевого пояса и рук;
6 урок – снятие усталости с опорно - двигательного аппарата;
7 урок – корригирующие упражнения для нормализации осанки;
II смена:
1 урок – дыхательная гимнастика;
2 урок – улучшение мозгового кровообращения;
3 урок – снятие усталости с глаз;
4 урок – гимнастика для рук и пальцев;
5 урок – снятие усталости с опорно – двигательного аппарата;
Возможные ошибки при использовании физкультминуток:
- подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;
- увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей);
- выполнения движений с недостаточной амплитудой.
6. Рекомендации по здоровьесберегательной технологии.
Рекомендации, учителям ограничиваются призывами проводить физкультминутки, валеологические паузы, с удовольствием, с настроением не только для детей, но и для себя, чтобы учащиеся заинтересовались здоровьесберегательной программой, и решались задачи по сохранению и укреплению здоровья, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.
Практические занятия по проведению физкультминуток по урокам.
1 урок (пробуждение)
Упражнения стоя.
1. поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох; вернуться в исходное положение (основная стойка - выдох).
То же самое – другой ногой.
2. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1-2 – развести локти в стороны, сводя лопатки – вдох; 3-4- исходное положение – выдох.
3. И.п. – ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах вперед, назад. Повторить 4 раза. Темп средний.
2 урок (для улучшения мозгового кровообращения)
I. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле, руки опустить вниз, ноги на ширине плеч.
1. голову наклонить вправо;
2. И.п.;
3. голову наклонить влево;
4. И.п.;
5. голову наклонить вперед, плечи не поднимать;
6. И.п.;
Повторить 3 – 4 раза. Темп медленный.
II. И.п. – сидя, руки на пояс.
1. поворот головы направо;
2. И.п.;
3. поворот головы налево;
4. И.п.;
Повторить 4 – 5 раз. Темп медленный.
3 урок (снятие напряжения с глаз) эти упражнения просты и эффективны, для их выполнения не требуется специального оборудования, поэтому их можно выполнять в классе, в программе физкультминутки.
Упражнение для глаз. Причиной головных болей часто является переутомление или знепривычная нагрузка на глаза. Это упражнение очень просто. Оно предназначено для выработки привычки, делать, упражнения для глаз регулярно.
Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз – против часовой стрелки.
После выполнения упражнения школьникам следует напомнить, что для сохранения зрения очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекратить работу и дать глазам отдых, т.е. закрыть их ладонями так, они отдохнули в полной темноте.
4 урок (дыхательная гимнастика)
Чудо – нос.
После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.
Носиком дышу, Дышу глубоко, Глубоко и тихо, Как угодно.
Выполню задание, Задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре –
Снова дышу, Глубже, шире.
Дыхательная медитация.
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Нежный аромат цветка…. Старайтесь вдыхать его не только носам, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Речитатив.
Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончиться, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.
«На пригорке возле горки жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка….»
Учитель может использовать любую другую скороговорку в соответствии с темой урока
5 урок (снятие усталости, утомления)
Помогают быстро восстанавливать силы после тяжелой нагрузки. Их следует выполнять при первых признаках усталости, утомления.
1. Сложить ладони перед грудью, пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основание ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10 – 15 секунд и стало жарко. Повторить 3 раза. Выполняется стоя возле парт.
2. Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10 – 15 секунд.
Повторить 2 – 3 раза. Выполняется сидя за партой.
3. Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх – вниз, вперед – назад. При этом поцокать языком, как лошадка, 10 – 15 секунд.
Повторить 2 раза, выполнять можно как стоя возле парты, так и сидя за партой.
6 урок (снятие усталости с опорно – двигательного аппарата)
Снятие напряжения с мышц с туловища.
1. И.п. – стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5 – круговые движения тазом в одну сторону; 4 -6 – то же в другую сторону; 7 – 8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
2. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх; 3-4 – И.п.; 5-8 – то же в другую сторону.
Повторить 5-6 раз. Темп средний.
Снятие утомления с плечевого пояса и рук.
1. И.п. – стоя, руки на пояс. 1- правая рука вперед, левая вверх; 2 – переменить положение рук.
Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.
2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на пояс. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 – локти назад, прогнуться.
Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти или расслаблено, отпустить вниз. Темп медленный.
3. И.п. – сидя, руки вверх. 1- сжать руки в кулак; 2 – разжать кисти.
Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
7 урок (корригирующие упражнения для нормализации осанки)
1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.
2. ходьба обычная, следя за осанкой.
3. ходьба на носках, руки за головой.
4. ходьба на пятках. Руки на пояс.
5. ходьба на наружном крае стопы, пальцы ног поджаты, руки на пояс, локти отведены назад.