Рекомендации для родителей
МАМЕНЬКА МОЯ…
Хотелось, как в детстве,
прильнуть к любящему, жалеющему существу
и умиленно плакать… и быть утешаемым.
Но кто такое существо, к которому я мог бы прильнуть так?..
Сделаться маленьким и к матери,
как я представляю ее себе…
Ты, маменька,
ты приласкай меня.
Л. Н. Толстой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вредны ли компьютерные игры | 126.18 КБ |
Детское горе, как помочь? | 54.45 КБ |
Игры для неуверенных в себе детей | 54.23 КБ |
Как жалеть или утешить ребенка | 115.94 КБ |
Как мы обижаем своих детей | 14.51 КБ |
Как помоч ребенку снять психоэмоциональное напряжение | 14.39 КБ |
Песочная терапия для детей | 63.83 КБ |
Письма ребенку в будущее | 53.57 КБ |
Принципы мудрых родителей | 176.1 КБ |
Развитие мелкой моторики детей с помощью су-джок массажеров | 305.54 КБ |
Развитие процессов регуляции и самоконтроля | 144.54 КБ |
Сказкатерапия для адаптации к детскому саду | 127.28 КБ |
Советы психолога для родителей | 303.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Существует предубеждение, что компьютерные игры исключительно вредны. Каковы их польза и вред с точки зрения клинической психологии и нейропсихологии?
Компьютерная игра - это имитация всего, что уже существует в жизни, только в упрощённой или гипертрофированной форме.
У компьютерных игр есть 2 аспекта: первый - она вызывает интерес, а отсюда и риск возникновения зависимости; второй - она имитирует деятельность, а значит, может помочь тренировать навыки.
Игры с управлением транспортными средствами взаимодействие с пространством
Зрительно-пространственные функции включают ориентировку «право-лево», «верх-низ», сравнение размеров, оценку расположения элементов в пространстве. Дети, которых рано научили читать, почти всегда испытывают с этим трудности. Чтение активирует нейронные сети в левом полушарии мозга, но при этом не активируется правое полушарие, которое до 8 лет по большинству функций мозга является ведущим для нормального развития ребёнка.
Школа требует хорошо читать к первому классу, ей не нужны развитые пространственные функции, поэтому родители пренебрегают их развитием.
Если ребёнка учат читать, нужно параллельно давать играть в такие игры, чтобы он ориентировался в пространстве, реагировал на изменения окружающей среды, понимал, что где-то нужно направо повернуть, где-то — налево, где-то — остановиться. Это всё переносится на реальную жизнь, поэтому польза есть.
Квесты и стратегии
Квесты необходимы для развития программирования, регуляции и контроля деятельности.
Программирование — возможность составить программу действий до начала их осуществления. Дальше — регуляция. В процессе выполнения программы надо сверяться с замыслом, проверять, нет ли отклонений. И, наконец, контроль — полученный результат надо проверить на соответствие программе.
Регуляторная функция стоит над остальными функциями мозга и очень важна. Люди с неразвитой регуляторной функцией показывают снижение по всем показателям при диагностике.
Игры, требующие выполнения правил (стратегии, квесты), некой программы, в которых нужно что-то выяснять, следовать инструкциям, помогают развивать регуляцию и контроль.Важно, что это происходит в игровой ситуации: ребёнку интересно, обучение протекает не из-под палки, а на непроизвольном уровне.
Игры попроще, требующие несложных действий, где нужно отбивать мячик или расставлять картинки
Такие игры используют при разработке электронных интерактивных тренажёров познавательных способностей.
Правда, большая часть сделана без учёта психологических закономерностей, но в любом случае игра, где надо на что-то реагировать и быстро принимать решения, развивает внимание и низшие уровни произвольной регуляции и контроля.
Шутеры
В стрелялках есть позитивные моменты. Это ориентирование в пространстве: там почти всегда идёт движение по коридору, нужно помнить, где был, где не был, куда идти. Развивается внимание и реакция.
Негативный момент — нагрузка на энергоёмкую систему внимания. Нужно постоянно находиться в настороженном состоянии, это давление на подкорковые структуры мозга, которые обеспечивают энергетический баланс. Такая тренировка полезна лишь в определённых количествах. Чрезмерная потеря энергии приводит к растрате нейромедиаторов, которые связывают нейроны. Случаи, когда дети играли несколько дней подряд и умирали, — как раз про это.
Такая игра нравится человеку, он от неё как бы не устаёт, хотя на объективном уровне сверхустаёт. В определённый момент наступает коллапс, когда человеку хорошо, а организм работает из последних сил.Если контролировать такие игры по времени, то они могут быть полезны.
ВРЕМЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
Всё индивидуально. Есть дети с определёнными трудностями, врождёнными и приобретёнными, которые быстро устают. Для них ограничений должно быть больше. В активные игры с постоянной концентрацией внимания можно играть не больше часа в день, в случае патологий — не больше получаса. Но желательно проконсультироваться с психологом.
Для игр, где можно остановиться и подумать, вроде квестов, такие серьёзные ограничения не нужны. Если это не мешает повседневной деятельности, учёбе, то этим можно заниматься несколько часов в день.
СЦЕНЫ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОСТИ
Да, были разговоры, что игры со сценами насилия провоцируют преступность, но исследования это опровергли. Подавляющее большинство детей и подростков прекрасно различают игровые и жизненные ситуации.
Более того, определённая агрессия, которая могла бы быть реализована в жизни, находит выход в игровой ситуации, что уменьшает агрессивное поведение.
Хуже в играх другое — иллюзия обратимости последствий.
В большинстве игр можно сохраниться и откатиться назад. В жизни это, очевидно, не так, и такая игровая привычка снижает адекватность поведения и приводит к необдуманным поступкам.
Жестокие сцены в играх могут вызывать дополнительный интерес, но в большинстве случаев это ограничивается поиском в интернете информации о способах убийства, пыток, но это скорее познавательная ситуация, чем стремление к насилию.
Некоторые литературные произведения и фильмы куда сильнее провоцируют агрессию.
ВЫВОДЫ
Компьютерные игры помогают детям развивать пространственные навыки, регуляцию и контроль, а также внимание.
В активные игры ребёнку можно играть не больше часа в день.
Игры — неплохой способ справляться со стрессом, если не допускать возникновения зависимости.
Компьютерные игры помогают взрослым людям поддерживать активность мозга.
Полезно играть в игры с познавательными элементами: квесты, стратегии, обучающие игры.
Компьютерные игры могут снижать адекватность поведения, что может привести к необдуманным поступкам. Но насилие и агрессию сами по себе они не вызывают.
Предварительный просмотр:
"Мама, я потеряла любимую куклу!.." или "моя любимая новая машинка сломалась!"... Ребенок в слезах, не унимается, отказывается играть с другими игрушками и кроме вселенского сочувствия ничего не вызывает.
Токсичная реакция обесценивания:
говорите "ничего страшного, не переживай и не плачь! Купим другую!", или "Да у тебя таких игрушек куча, чего ты так расстроился??" Это блокирует возможность и навык прожить горе.
Токсичная реакция обвинения:
"Я говорила тебе, не бери с собой эту куклу из дома! Сама виновата, теперь не реви!" Формирует чувство вины и навык испытывать вину при утратах.
Корректная реакция: вы переживаете, помогаете найти или восстановить потерю. Но, допустим, никак не можете помочь горю: пройдя весь маршрут до садика и обратно, куклу вы не встретили, машинка ремонту не поддается. Ребенок не унимается. И какие дальнейшие действия родителей можно предположить?
Разумеется, не у всех, но порывом у многих станет - купить новую такую же, и сообщить ребенку, что игрушка вернётся!
Неважно, что придется бегать по магазинам и искать такую же и неизвестно, сколько времени и сил это займет, однако, вы же хороший и заботливый родитель, для ребенка суперменом быть готовы. В общем, вы ее приобретаете и либо рассказываете, что ее вернул добрый волшебник, в более прозаичном варианте - идете за ней в магазин вместе с ребенком и покупаете. Ребёнок рад в этот момент! Надолго ли? Практика показывает, что восторг может длиться до вечера, ребенок засыпает с игрушкой и вы чувствуете радость и спокойствие, совесть теперь на месте.
Также часто поступают и с утратой домашних питомцев: на следующий же день заводят новых.
А теперь давайте критически задумаемся, какие могут быть минусы.
- Первый вопрос: на сколько ваш ребенок ценит свои вещи? Или он знает, что у него их ещё много и можно портить и терять все подряд?..
- И второй: какой полезный для жизни опыт он приобрел в ситуации с найденной игрушкой, новым питомцем?
- На второй вопрос попробуем ответить вместе с вами.
- Ребёнок понял, что утрату можно поправить, замещая ее чем-то другим, возможно, таким же. Что он испытал в момент осознания утраты, какую эмоцию? Горе. У проживания этой эмоции есть свои стадии, и до принятия потери их всего 4: отрицание, злость, торг, уныние, и только потом принятие. И на это, разумеется, нужно время. Я встречаю в консультировании взрослых, кто все ещё не умеют проживать эмоцию горя и утраты экологично для здоровья (конечно, мы говорим про более серьезные утраты, чем смерть хомячка. Речь об уходе из жизни родных, разрыв с близким человеком): как вариант, неосознанно уходят в зависимости. От еды, от другого человека, алкоголя, игр и так далее, замещая и заглушая боль.
- И не известно, какая у кого из этих взрослых детская история потерь, но то, что навык проживания всех стадий горевания важно приобрести уже с первой же утратой - это исследованный факт.
Вы спросите: что же делать, когда ребенок страдает?Отвечу: поддержать его в этом горе. Разделить его эмоцию: обнять, сказать, что сильно сочувствуете, поделиться своим подобным опытом, ведь наверняка вы тоже что-то теряли. Иными словами, дать горю быть, создавая условия поддержки.
- Это бывает эмоционально тяжело, особенно тем родителям, которые сами не научились проживать горе, вытесняя, обесценивая, замещая эту эмоцию. Будьте внимательны к своим эмоциональным откликам и помогите малышу сформировать навык проживания утраты. Это
бесценно. Успехов в воспитании!
Предварительный просмотр:
- ИГРЫ для НЕУВЕРЕННЫХ в СЕБЕ ДЕТЕЙ
Время диктует свои условия. И сегодня тихим и скромным людям (к сожалению) иногда приходится очень тяжело. Но это совсем не означает, что с такими характеристиками нельзя быть уверенным в себе и уметь защищаться. Это касается и детей. Можно, конечно, быть добрым и скромным, но уметь постоять за себя. Только иногда стоит этому немного подучиться.. При помощи игр, повышающих самооценку. В каждой из таких игр ребенку дается возможность побыть лидером и попытаться самому преодолеть различные препятствия, для того чтобы самостоятельно выполнить поставленную задачу (например, выбраться из сети и т.д.).
Пастушок (с 6 лет).
Игра проводится на улице или в просторном помещении. Ведущий берет в руки музыкальный инструмент (дудочку, барабан, бубен). Все остальные участники - "овечки" - ходят по кругу с завязанными глазами. Музыкант, наигрывая, медленно перемещается по комнате и ждет, когда все его овечк соберутся вместе. Если кто-то заблудился, пастух начинает играть громче. Когда вся "отара" соберется, можно выбрать нового пастуха.
Обязательное условие - воспитатель должен назначить ведущим ребенка, неуверенного в себе, т.к. цель этой игры - дать малышу возможность "поруководить" другими детками (повысить самооценку).
Мышь и мышка (с 5 лет)
Необходимое количество играющих - 5-6 человек. Все встают в круг и плотно прижимаются друг к другу - это "мышеловка" (или сеть). Водящий (его выбирает воспитатель) - в кругу. Его задача - всеми возможными способами вылезти из "мышеловки": отыскать лазейку, уговорить кого-нибудь выпустить его и пр
Эта игра учит преодолевать препятствия, повышает уверенность в себе, развивает воображение (найти способ, как выбратсья из круга)
Дружба (с 4 лет)
Дети садятся в круг и берутся за руки. Воспитатель просит, чтобы каждый из них посмотрел соседу в глаза и подарил ему самую добрую и красивую улыбку.
Игра снимает напряжение, учит не бояться и доверять друг другу Воробьи и ворона (с 5 лет)
На скамейке тесно стоят "воробушки". "Сорока" гордо прохаживается вокруг скамейки, заложив руки за спину. Вдруг она неожиданно пугает или слегка толкает одного из "воробьев". "Воробей" должен удержаться на месте и постараться не столкнуть при этом соседей. Тот, по чьей вине "воробьи" упали, становится ведущим.
Формирует упорство и выдержку у "воробьев" и в то же время способствует повышению самооценки у ведущего.
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, друзья! Сегодня мы бы хотели обсудить важную тему - как жалеть или утешать ребёнка, как в целом правильно реагировать на боль ребёнка.
Начать разбирать эту тему мы хотим с негативной реакции со стороны взрослого, такой, как: отругать ребёнка за неуклюжесть, наказать его, начать пугать возможными более страшными последствиями и т.д.
Для начала постараемся выяснить, почему у здорового, любящего родителя может быть такая реакция. Причины могут быть разные:
не исключено, что мы проецируем тот метод воспитания, который в своё время применяли наши родители, и сейчас мы неосознанно сами где-то кричим или наказываем ребёнка просто потому, что мы так привыкли; но пожалуйста, задумайтесь: этот замкнутый круг надо когда-то прекращать, и почему бы это не сделать именно Вам?
мы сами очень боимся за нашего ребёнка, а потому, видя, как он, например, перескакивает через забор и падает, рисуем у себя в голове страшные всевозможные варианты развития и уже от страха за своё чадо начинаем его ругать, дабы не допустить повторение этого кошмара.
возможно, мы также боимся, что ребёнок с синяками или уж тем более с гипсом будет говорить о нас как о плохих родителях, что всегда болезненно осознавать и уж тем более не говорит ничего хорошего о нас самих для социума.
ещё одна часто встречающаяся причина - это осознанная жёсткая реакция с целью воспитать в ребёнке аккуратность или стойкость.
Давайте для начала вспомним наше детство . Кто ни разу не возвращался домой с синяками или ссадинами? Кто ни разу не падал с велосипеда или не спотыкался о камень? Лёгкие травмы - это неотъемлемая часть активной жизни ребёнка, через это он также познаёт мир. Безусловно, если у ребёнка имеется серьёзный ушиб, который, тем более, длительное время не проходит - надо обращаться ко врачу. Но мы сейчас говорим не о серьёзных травмах, а о повседневных случайностях.
Помимо агрессивной реакции часто встречается ещё одна опасная для ребёнка - жалость . Опасная она потому, что, жалея ребёнка и причитая после каждой царапинки, вы формируете в ребёнке неумение справляться с преградами, а также бессознательное ощущение, что окружающие его должны жалеть при малейшей жизненной трудности. А они, как мы знаем, неотъемлемая часть жизни. Таким образом, ребёнку в будущем будет сложнее отстаивать свою позицию, преодолевать сложности и т.д.
Ещё немаловажный аспект - наша первичная реакция эмоциональная, поэтому в момент, когда мы видим, как наш ребёнок ударяется, мы думаем вовсе не о всех вышеперечисленных вещах . Но тут важно понимать, что, ругая нашего ребёнка или жалея его, мы скорее мешаем его здоровому развитию, нежели помогаем.
Помните, что ребёнок считывает реакцию взрослого, поэтому, если вы излишне переживаете по поводу ушиба, ребёнок может начать плакать, даже если ушибленное место уже не болит.
Постарайтесь сами относиться чуть проще к дворовым ссадинам, можно даже где-то пошутить, отвлечь внимание ребёнка на что-нибудь другое. Если же необходимо обработать ранку - сделайте это с лёгкостью, может даже с улыбкой . Скажите крохе, например, что он смелый и храбрый, если видите, что он сам переживает. Подбодрите его - детям важно понимать, что родители будут рядом, даже если они порвали любимую одежду, падая с качели . И помните о том, что мы сами тоже когда-то были детьми .
Предварительный просмотр:
Как мы обижаем своих детей
1.Не понимаем.
Лет в 13 я влюбилась. Женька был отличником – самодовольным и ехидным. Но мне казалось, что он – идеал. Однако идеал вовсе не обращал на меня никакого внимания, и я плакала. А мама, пытаясь меня утешить, несла полную чушь: «Да ты что! Это так несерьёзно. Через годик всё пройдёт!» А мне вовсе не хотелось, чтобы моё состояние влюблённости проходило. Потом я увидела эту же картинку в фильме «Вам и не снилось»:
– Мама, я люблю Катю!
– Ой, не смеши. Таких Кать у тебя будет миллион!..
– И почему вы, родители, всё заранее за нас знаете?
2. Не поддерживаем.
Маленький Карузо прибежал из школы в слезах: «Мама! Учитель пения сказал, что у меня голос – как будто ветер в трубе завывает!». «Ну, что ты, сынок! Не слушай никого. Ты поёшь как самый прекрасный соловей в мире. Я это точно знаю!» Страшно подумать, что мир мог бы никогда не услышать великого тенора, если бы не эта мудрая женщина. Постоянно говорите своим детям: «Ты можешь! Ты с этим справишься!» – это очень окрыляет.
3. Сравниваем с другими детьми.
«Посмотри, какая Анечка – чистенькая и аккуратная. Не то, что ты – поросёнок!» Кажется, знакомо? Одного не могу понять: чего хотят добиться мамаши, произнося эти слова? Кроме ненависти к Анечке, здесь трудно вызвать иные эмоции…
4. Насмехаемся.
Мы с маленькой сестрёнкой зашли с магазин. Сестре было 3 года, её лицо было раскрашено пятнами зелёнки: подхватила ветрянку. Продавщицы, которым было нечем себя занять, развернулись в нашу сторону и захихикали: «Ой, какая красавица к нам пришла! Вы только посмотрите!» Мне в голову пришла только одна мысль: где бы поблизости взять автомат и расстрелять их?..
5. Обижаем словами и поступками.
В 8-м классе я считала себя вполне взрослой и самостоятельной девушкой. Однажды мы засиделись с папой над геометрией, которую мой мозг напрочь отказывался понимать. И тогда папа в сердцах шлёпнул меня... по попе! Было не столько больно, сколько невероятно обидно! Я долго с ним не разговаривала. А он не мог понять, что уж так сильно меня задело…
6. Кричим и выходим из себя.
Помню в роддоме моя соседка, измученная хныканьем своего малыша, схватила его и начала трясти и орать: «Какого чёрта тебе ещё надо?» Никогда не забуду огромные, синие, полные ужаса глаза малыша, который не понимал, что происходит. Кажется, ей самой потом было очень стыдно…
7. Игнорируем!
И, поверьте, это самое страшное. Японский учёный продемонстрировал всему миру опыт с растениями. Три одинаковых зернышка были посажены в три баночки. Каждое утро, проходя мимо первой банки, учёный здоровался с росточком и говорил ему ласковые слова. Перед второй банкой он кричал и обзывал растение обидными словами. Третий росток он просто игнорировал: не глядя, проходил мимо. Нетрудно догадаться, что произошло с ростками через месяц. Первый колосился сочным зелёным цветом во всю ширину подоконника. Второй совершенно высох. А третий – загнил! Дети тоже подобны зелёным росткам: родители с годами пожинают лишь то, что взрастили сами!
А теперь отведите взгляд от монитора и представьте вашего малыша. Вот он сжимает пухлые кулачки, смешно морщит нос и улыбается во всю ширину своего беззубого рта. И в ответ в вашей груди разворачивается что-то большое и нежное. Этот малыш любит вас безусловно: в любом настроении, с любыми подарками, просто потому, что вы – его мама или папа! И за одну эту улыбку вы отдадите всё на свете! Помните об этом и любите своих детей!
Предварительный просмотр:
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СНЯТЬ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ
«ВОЗЬМИТЕ СЕБЯ В РУКИ» (для детей с 5 лет)
Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локотки сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека»
«ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ» (для детей с 5 лет)
Надо сказать ребенку: «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты — могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».
«ТЫ — ЛЕВ!» (для детей с 5 лет)
Ребенку говорят: «Закрой глаза, представь льва — царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут так же, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев — это ты!»
«ПРОСЫПАЙСЯ, ТРЕТИЙ ГЛАЗ!» (для детей с 5 лет)
Ребенку говорят: «Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий маз, просыпайся, третий глаз...» 6—10 раз.
«СБРОСЬ УСТАЛОСТЬ» (для детей с 5 лет)
Надо сказать ребенку: «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».
«ЗАРЯД БОДРОСТИ» (для детей с 5 лет)
Надо сказать ребенку: «Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей — один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» -10 раз в одну сторону и 10 — в другую. А теперь опусти руки, тряхни ладошками. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Тряхни ладошками, Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» — помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!»
Предостережение: взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью нахождения точек.
«ДЫШИ И ДУМАЙ КРАСИВО» (для детей с 5 лет)
Скажите ребенку: «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:
мысленно скажи: «Я — лев» — выдохни, вдохни;
скажи: «Я — птица» — выдохни, вдохни;
скажи: «Я — камень» — выдохни, вдохни;
скажи: «Я — цветок» — выдохни, вдохни;
скажи: «Я спокоен» — выдохни. Ты действительно успокоишься».
«СТОЙКИЙ СОЛДАТИК» (для детей с 5 лет)
Скажите ребенку: «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты — стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!»
«ЗАМРИ!» (для детей с 5 лет)
«Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно».
«СПАСИ ПТЕНЦА» (для детей с 4 лет)
«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!»
«СЛОМАННАЯ КУКЛА» (для детей с 5 лет)
«Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки – медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрями ноги. Все – куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»
Предварительный просмотр:
Один из методов аналитической психотерапии – песочная терапия — позволяет развить фантазию ребёнка, нормализовать психоэмоциональное состояние, активировать адаптационные функции в любом возрасте. Арт-терапевты, бизнес–тренеры, коррекционные педагоги используют песочную терапию в ДОУ — детских дошкольных учреждениях. Для решения каждой конкретной задачи используются различные методики песочной терапии.
Совет психолога родителям: как расшифровать знаки
Малышом могут быть выполнены любые постройки и такими способами, какими он хочет, придерживаясь трех главных правил: не высыпать песок за пределы поддона, не разрушать постройки других детей, если он играет в компании. Родителям необходимо вести наблюдение за тем, что строит ребенок. К примеру, если он занимается строительством домика, стены которого очень толстые, значит, у него есть стремление к защищенности, которой ему может не доставать, желает упрочить свои внутренние границы, чтобы все заметили их и не переступали. Мощность – символ того, что у него не выстроены границы, из-за чего нет комфорта. О нехватке у малыша тепла и заботы свидетельствует появление свечей или очага. Наличие хаоса в игровом пространстве ребенка показывает, какой беспорядок во внутри или предвещает незамедлительное начало перемен. Немаловажным является ведение наблюдения за игрой маленького человека, задавание ему вопросов: почему получилась именно эта композиция, какое значение имеют для него все эти сооружения. При каждодневном строительстве мира у малыша становится лучше поведение, сон становится крепче, уходят тревожность и напряжение.
Рисование песком поможет ребенку расслабиться, оно завораживающе действует на зрителей и художников. Песочная терапия может проводиться под музыку и позволяет решить многие задачи диагностики, лечения и развития когнитивных способностей. При этом задействуются в процесс практически все виды органов-анализаторов: зрение; слух; тактильная чувствительность; сенсорное восприятие. Песочная терапия для детей дошкольного возраста позволяет развить речь, моторику, слух, общительность, креативность, творческие способности. Кроме того, она снимает стресс, избавляет от страхов, помогает выразить внутренние конфликты и переживания, повысить самооценку. Песочная терапия способствует формированию у маленькой личности самоуважения, научит понимать себя.
Предварительный просмотр:
- ПИСЬМА РЕБЁНКУ В БУДУЩЕЕ
Раз в год пишите письмо своему ребёнку. Письмо, которое он прочитает, когда станет взрослым. Расскажите ему забавные истории о том, что случилось с ним за этот год, о трудностях и радостях, о том, что было важное в вашей и его жизни, о ваших мыслях о будущем и так далее.
Дополните письмо фотографиями, открытками, записочками и другими памятными вещами, которые иначе со временем исчезнут. И конечно, не забудьте, рассказать, как сильно вы его любите.
Сложите в папку и забудьте на много лет. И так каждый год. В день совершеннолетия подарите ребёнку эту папку. Она станет для него бесценным хранилищем родительской любви и памяти о детстве. Просто волшебно!
Предварительный просмотр:
Как помочь своему ребенку чувствовать себя уверенным, хорошим, любимым?
От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «Я - хороший ребенок».
От сигналов осуждения, недовольства, критики – ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой».
Душевная копилка ребенка работает день и ночь ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
Вот несколько примеров положительного и бесценного вклада в эту копилку:
Научиться слушать своего ребенка в радости и в горести.
Даже требования, которые вы предъявляете своему ребенку, должны быть наполнены любовью и надеждой.
Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
Проводите со своим ребенком достаточное количество времени, и не сетуйте на то, что у вас этого времени нет.
Заводите в семье свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики детей с помощью су-джок массажеров
Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было еще во 2 веке до н. э. В Китае специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум.
В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают все большее внимание. Су- джок терапия – одна из них( «Су»-по-корейски – кисть, «джок» - стопа).Для воздействия используются только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Используют су - джок и для укрепления мелких мышц руки. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук.
Применяются Су - Джок - массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Массаж Су – Джок шарами. (дети повторяют слова и выполняют круговые движения шариком по ладошке)
Села кошка на ладошку,
Поцарапалась немножко,
Поиграла, поиграла,
И куда- то убежала.
(Сначала выполняют круговые движения шариком по ладошке, затем катают по каждому пальчику, начиная с большого)
Мышки бегают по кругу:
Друг за другом, друг за другом!
Утащили мышки сыр,
Затевают мышки пир!
Водят мышки хоровод,
Делит сыр усатый кот:
Вот тебе, держи, кусочек,
Заворачивай в платочек!
Вот тебе кусочек сыра,
Запивай его кефиром!
Вот тебе, не прозевай,
Поскорее уплетай.
И тебе кусок достался,
Ты голодным не остался.
И последний, наконец!
Вот так котик, молодец!
Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, начиная с большого, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
-С этим братцем щи варил,
-С этим братцем кашу ел,
-С этим братцем песни пел
Этот пальчик хочет спать.
(Поочередно надевать колечко на пальцы сначала левой руки, затем правой. )
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть. Люблю считать.
Невский – раз. Зимний – два.
Три - красавица Нева,
А четыре – мост Дворцовый,
Пять – гуляю по садовой.
Шесть к Исаакию схожу
И на купол погляжу.
Семь - конечно, Летний Сад,
Как красив его наряд!
Восемь – крепость у Невы,
Были там, наверно, вы.
Девять- повстречался мне
Медный всадник на коне.
Десять - из-за поворота
Вижу Нарвские ворота.
(Начиная с мизинца, на двух последних строчках стихотворения потрясти кистями рук)
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики – ура!
В детский сад идти пора!
Стихов для пальчиковых игр очень много, и с любым можно провести маленький массаж.
Использование Су – Джок шариков для развития памяти и внимания.
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. Таким образом, развивается внимание, память и умение работать по инструкции, что очень важно для успешности в школе.
Точки на ладонях:
Точки на пальцах
С маленькими детьми начинать массаж лучше с мягкими «кошачьими» шариками.
Если небрежно, расслабленно выполнять упражнения, то никакого эффекта не будет. Нужно уделять особое внимание тренировке движений, которые мы не делаем в повседневной жизни. Именно такая тренировка детских пальчиков дает видимый и быстрый эффект.
Су- джок терапия это еще один из методов подготовки дошкольников к обучению письму.
Предварительный просмотр:
Импульсивное поведение детей — одна из проблем, которая очень мешает во время учебного года и даже ведет к навешиванию на ребенка ярлыков «гиперактивного» и «неусидчивого». Как помочь ребенку научиться владеть собой? Перечислим повседневные ситуации, в которых можно тренировать так называемый верхний мозг — именно от него зависит развитие самоконтроля.
Принятие здравых решений
Один из самых больших родительских соблазнов — принимать решения за своих детей, чтобы они всегда делали только правильные вещи. Тем не менее мы должны как можно чаще давать детям возможность самим попрактиковаться в принятии решений.
Принятие решений требует, чтобы ребенок призвал на помощь свои так называемые исполнительные функции — контроль поведения, планирование и противодействие искушениям в следовании своим решениям, целенаправленность действий, сосредоточенность. Коротко говоря — самоконтроль. Именно это происходит, когда высшие отделы мозга взвешивают различные варианты. Рассматривая несколько конкурирующих альтернатив, а также последствия выбора каждой из них, ребенок упражняет свой верхний мозг.
Для очень маленьких детей это упражнение должно сводиться к очень простому выбору. Например, уместен вопрос: «Ты хочешь сегодня надеть голубые ботиночки или белые?». Потом, когда дети становятся старше, следует дать им больше ответственности в принятии решений и позволить разбираться с настоящими дилеммами. Например, если у вашей десятилетней дочери возникли накладки с расписанием — на субботу назначены и загородный поход девочек-скаутов, и матч плей-офф ее футбольной команды, и она физически не может быть в двух местах одновременно — поощряйте ее принять самостоятельное решение.
Деньги на карманные расходы — еще один замечательный способ предоставить ребенку возможность практики в решении сложных дилемм. Опыт принятия решений о том, купить ли компьютерную игру сейчас или продолжать копить на новый велосипед, — мощный способ поупражнять верхний мозг.
Главное — дать детям возможность побороться с сомнениями и принять последствия собственных решений. Сопротивляйтесь желанию спасать ситуацию даже тогда, когда они совершают небольшие ошибки и принимают не самые лучшие решения. Ведь ваша цель не в достижении исключительно идеальных решений прямо сейчас, а в оптимальном развитии высшего мозга ребенка.
Контроль над телом и эмоциями
Другой важной — и сложной — задачей для детей является сохранение контроля над собой. Поэтому мы должны помочь им выработать эти навыки и научить принимать правильные решения, когда они расстроены. Используйте метод, с которым вы, вероятно, уже знакомы: научите их делать глубокий вдох или считать до десяти.
Помогайте им выражать свои чувства. Позвольте им топнуть ногой или ударить подушку. Даже маленькие дети обладают способностью остановиться и подумать, вместо того чтобы бить кого-то кулаками или обижать словами. Чем больше они будут упражняться в рассмотрении альтернатив всевозможным выпадам, тем более сильным будет становиться их верхний мозг.
Самопонимание
Один из лучших способов развития самопонимания у ваших детей — задавать им вопросы, которые заставляют их заглянуть под поверхность того, что им понятно.
Что, по-твоему, заставило тебя сделать этот выбор?
Что вызвало у тебя такие чувства?
Почему, как ты думаешь, ты плохо сдал тест — потому что ты спешил или это был действительно трудный материал?
Именно это проделал один отец со своей десятилетней дочерью, Кэтрин, когда помогал ей собираться в лагерь. Он спросил ее, как она думает, будет ли она скучать по дому вдалеке от него. Когда он получил ожидаемо уклончивый ответ «Может быть», он задал следующий вопрос: «Как ты собираешься справляться с этим?».
Он вновь получил ничего не значащий ответ: «Не знаю», но на этот раз увидел, что она задумалась над вопросом, пусть и ненадолго. Поэтому он продолжал настаивать: «Если бы ты почувствовала, что начала скучать по дому, чтобы ты сделала, чтобы тебе стало лучше?».
Кэтрин продолжала запихивать одежду в свою спортивную сумку, но теперь она, со всей очевидностью, размышляла над вопросом. Наконец она предложила осмысленный ответ: «Я думаю, я могла бы написать тебе письмо или могла бы заняться чем-то веселым со своими друзьями».
С этого момента они с отцом могли поговорить пару минут о ее ожиданиях и беспокойствах, связанных с отъездом, и она немного больше поняла себя. Просто потому, что ее отец задал ей несколько вопросов.
Если ваш ребенок научился писать — или даже просто рисовать, — вы можете дать ему блокнот и поощрять его делать ежедневные записи или рисунки. Этот ритуал поможет ему уделять внимание своему внутреннему миру и пытаться понять его. Чем больше ваши дети думают о том, что происходит с ними, тем скорее они научатся понимать и реагировать на то, что происходит в их внутреннем мире и вокруг них
Сопереживание
Сопереживание — еще одна важная функция верхнего мозга. Когда вы задаете простые вопросы, провоцирующие внимание к чувствам другого человека, вы вырабатываете у своего ребенка способность к сопереживанию — эмпатии.
В ресторане: «Как ты думаешь, почему тот малыш плачет?». Читая ребенку книгу: «Как ты думаешь, что чувствует Мелинда сейчас, когда уезжает ее подруга?». Уходя из магазина: «Та тетя была не очень-то вежлива с нами, правда? Как ты думаешь, может, у нее сегодня случилось что-то такое, что заставило ее так опечалиться?».
Просто привлекая внимание ребенка к эмоциям других людей, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, вы откроете в нем новые уровни эмпатии и потренируете его верхний мозг
Предварительный просмотр:
СКАЗКА для АДАПТАЦИИ к ДЕТСКОМУ САДУ
Котёнок Кузька идёт в детский сад.
Жил-был котёнок Кузька. Он был серенький, только ушки у него были беленькие. И была у Кузьки мама, большая полосатая кошка Мурка.
Как-то раз мама сказала Кузьке:
- Завтра ты в первый раз пойдёшь в детский сад для котят.
- Детский сад?! А что это такое? – немного испугавшись, спросил котёнок.
- Детский сад это такое место, где все котята вместе играют, кушают и спят, — улыбнулась мама-кошка.
- Мамочка, а мой друг Дружок тоже там будет?
- Нет, Кузька. Дружок будет ходить в детский сад для щенков. А по вечерам и в выходные вы будите встречаться и рассказывать друг другу, как вы хорошо провели время в садике, что нового узнали, в какие игры играли, — объяснила мама Кузьке.
- Мамочка, мне грустно будет без Дружка. А ты со мной будешь? – спросил малыш-котёнок.
- Нет, любимый мой, я тебя отведу в садик, а затем уйду домой. Ты там будешь играть с другими котятами и воспитательницами, пить молочко, спать. Не заметишь, как время пролетит, и я приду за тобой.
Кузька внимательно выслушал маму, всё понял, но всё равно, ему не очень хотелось идти в садик. Он не мог представить себе, что столько времени будет один, без мамы. Тем более, что Дружка там с ним не будет. Котёнок долго не мог заснуть, ворочался в кроватке и думал, думал про детский сад.
- Кузенька, просыпайся, вставай, пей молочко, чисть зубки, и идём в садик! – услышал котёнок с утра мамин голос. Вставать с постели совсем не хотелось, но и маму расстраивать не хотелось.
На самом деле, Кузька надеялся, что мама Мурка передумает и, вместо того, чтобы идти в этот самый детский сад, они вместе пойдут на прогулку. По дороге котёнок молчал, а мама рассказывала ему о том, что он найдёт в садике новых друзей.
- Мамочка, но ведь у меня уже есть Дружок! Зачем мне другие друзья?! – сказал он кошке.
- Так ведь это совсем не плохо – иметь много друзей! Это ведь не значит, что ты Дружка забудешь! – рассмеялась мама.
В этот момент они подошли к детскому саду. Навстречу им вышла пушистая серая кошка.
- Я твоя воспитательница, а зовут меня Пушинка, — произнесла она. – А вон там другие котята, с которыми ты сможешь играть в разные игры.
- Привет, я Мурзик! Пошли играть в догонялки! – один чёрненький котёнок подбежал к Кузьке и потянул его за собой.
Мама Мурка помахала своему сыночку на прощание и вышла. Кузьке стало немного грустно, но Мурзик торопил его начать игру. Сначала они поиграли в догонялки, затем в прятки и в мячик, потом тётя Пушинка почитала им сказку «Кто сказал мяу», затем они выпили молочко и легли отдыхать. После сна игры продолжились. Кузька познакомился с другими котятами, было так интересно и весело, что он не заметил, как пришло время, чтобы идти домой.
- Мама, это было так здорово! – сказал он своей маме по дороге домой. – Как мне хочется всё-всё рассказать Дружку!
- Я думаю, что и ему есть чем с тобой поделиться, — ответила Кузькина мама.
Действительно, Дружок уже ждал котёнка около дома, чтобы рассказать о своём дне, а также поиграть со своим лучшим другом. Они играли до самого вечера, но постарались пораньше лечь спать, чтобы не проспать и не опоздать в садик.
На следующее утро Кузька встал раньше мамы и помчался пить молоко и чистить зубы. Он знал, что его ждёт ещё один замечательный день в детском саду.