ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ
Социальная инклюзия – это процесс вовлечения детей с особенностями развития и социализации в нормальный ритм общественной жизни посредством создания условий, учитывающих их индивидуальные особенности и возможности как члена общества.
Социальная инклюзия – это реформаторская деятельность, направленная на позитивную социализацию детей с особенностями развития (физического, ментального, личностного), детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детей из семей мигрантов и переселенцев, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей с девиантным поведением и др.). Социальная инклюзия направлена на ликвидацию социальной изоляции, которая является следствием негативного отношения к разнообразию с точки зрения национальности, социального положения, этнического происхождения, физических возможностей, ментальных способностей, поведения и т.п.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ
Социальная инклюзия – это процесс вовлечения детей с особенностями развития и социализации в нормальный ритм общественной жизни посредством создания условий, учитывающих их индивидуальные особенности и возможности как члена общества.
Социальная инклюзия – это реформаторская деятельность, направленная на позитивную социализацию детей с особенностями развития (физического, ментального, личностного), детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детей из семей мигрантов и переселенцев, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей с девиантным поведением и др.). Социальная инклюзия направлена на ликвидацию социальной изоляции, которая является следствием негативного отношения к разнообразию с точки зрения национальности, социального положения, этнического происхождения, физических возможностей, ментальных способностей, поведения и т.п.
При разработке данной проблематики в отечественных исследованиях в настоящее время наиболее актуальными являются следующие научные подходы:
- концепция образования в условиях воспитательных систем авторских школ В.А. Караковского, Е. А. Ямбурга, А.Н. Тубельского;
- концепции инклюзивного образования детей с ОВЗ (Алехина С.В. и институт проблем инклюзивного образования МГППУ);
-концепция тьюторства как новой образовательной практики (Т.А. Ковалева).
Идеи о необходимости социальной инклюзии для построения более справедливого, демократичного общества в настоящее время актуализированы как в сфере научных исследований, так и в деятельности специалистов-практиков.
Идея разработки моделей социальной инклюзии в среде дополнительного и неформального образования позволит детализировать педагогические и психолого-педагогические методы и технологии, позволяющие реализовать один из стратегических приоритетов социального развития нашей страны, сформулированных в Майском указе Президента РФ 2018 года – идею самореализации личности, развитие творческого потенциала всех категорий детей и подростков, а также ключевые позиции федерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках реализации национального проекта «Образование» на период 2019-2024 гг.
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. №10) Центр стал экспериментальной площадкой Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по теме «Развитие социальной инклюзии в сфере дополнительного и неформального образования» что способствовало более глубокому изучению данной темы.
Дидактические сказки в практике
Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью, где заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, она учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, побуждает к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с особыми нуждами к жизни и труду.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста:
1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Дидактические сказки служат для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром, будучи воспринятой и понятой (как правило, на бессознательном уровне), помогают решать некоторые психологические задачи, обеспечивая вступление человека в общественные отношения. Помогают адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок смягчает свое внутреннее психологическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую, предлагая образы, которые интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно.
Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Они являются наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе.
Алгоритм учебного занятия включает в себя:
1. Ритуал «входа» в сказку (настрой на совместную работу, «сплачивающее» упражнение). Как правило, это музыкальная игра-приветствие, которая проводится в кругу. Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному. Поэтому перед рассказыванием сказки создаю положительный эмоциональный настрой, стараюсь ввести его в «состояние волшебства», заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.
2. Повторение (вспоминаем прошлый опыт, прошлое занятие).
Задаю несколько вопросов о том, в какой сказке гостим, кто главные герои.
3. Расширение (расширяем представления ребенка о чем-либо, показ сказки). В этой части занятия проходит демонстрация изучаемой сказки. Если это первое занятие по сказке, показываю сама, во второй и третий раз прошу помощи у детей, мы вместе участвуем в разыгрывании сюжета сказки.
4. Закрепление (приобретаем новый опыт игры, символические путешествия).
Далее мы отправляемся в путешествие, нам необходимо дойти до сказки. Данный момент служит сменой деятельности и проводится в форме музыкальной физкульт.минутки. Этот приём использую, если сюжет сказки проходит в одном месте (напр. «Под грибом», «Теремок», «Репка»)
Если в действии сказки заложено путешествие (напр. Сказка «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Кто сказал мяу?») мы настраиваемся на путешествие с помощью игрового превращения.
Надеваем маски, придумываем характер, настроение вспоминаем, если уже знакомы с образом героя.
Разыгрываем сюжет сказки.
5. Интеграция (связываем новый опыт с реальной жизнью).
Если сказочный сюжет разыгрывается впервые сохраняю классический, авторский сюжет. Если идет повторение сказки начинаю усложнять. Напр. в сказке «Муха-Цокотуха» добавили сюжетно-ролевую игру «На базаре». Все гости на базаре приобретали за маленькие игрушечные монетки то, что им приглянулось.
6.Резюмирование (обобщаем приобретенный опыт).
В этой части занятия детям задаются вопросы эмоционального характера. Правильно или не правильно поступил тот или иной герой, кто помог. Почему?
На развитие логического мышления: А что было бы если…?
Дети учатся самостоятельно формулировать мысль и отвечать на вопрос.
7. Ритуал «выхода» из сказки (закрепляем новый опыт, идет подготовка ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде)
Как правило, занятие заканчивается в кругу. Легкий элемент превращения (поворот вокруг себя, прыжок и т.п.)
Через проигрывание сюжета сказки решаем сказочные задачи. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он слышит ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.
Методика обучения дошкольников предусматривает индивидуальную работу как с детьми, отстающими в усвоении программного материала, так и с детьми, опережающими своих сверстников. Материал для работы с более слабыми детьми дается в виде дидактических игр и игровых упражнений.
Как правило, на занятии инициативу в свои руки берут дети более активные, и раскрепощенные.
В занятии предусмотрены индивидуальные или парные дидактические игры в которых материал выдается каждому ребёнку или на пару детей. Здесь есть возможность проявить самостоятельность и индивидуальность в решении задачи.
Во многих сказках после того как все благополучно завершилось, ввожу элемент «Праздничного концерта». Дети вспоминают свою «уникальную» способность и демонстрируют её. Этот приём позволяет проявить свою индивидуальность всем детям в равной степени.
Занятия, проводимые в интересной, увлекательной форме, способствуют формированию необходимых представлений и помогают «догнать» товарищей, воспитывают у ребенка уверенность в своих силах, развивают познавательный интерес.
Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок.
Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий, использование различных видов включения детей с особенностями развития в среду сверстников возможно достижение главной задачи инклюзивного образования – создание условий для равноправного участия всех детей в академической и общественной жизни.