Для родителей
Эта страничка моего портфолио для вас, уважаемые родители. Здесь вы можете поучаствовать в опросах и анкетировании, чтобы лучше узнать своего ребенка, найдете методические рекомендации и буклеты по особенностям возрастного периода своего ребенка, его личностных качеств, обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анкета для родителей детей 3-х лет ("Кризис трёх лет") | 222.27 КБ |
Методические рекомендации "Родителям будущих первоклассников" | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Методические рекомендации
(педагог-психолог ЦПМСС Пудожского района
Мартяшкова Н.В.)
Уважаемые родители!
Скоро ваш ребенок пойдет в школу. Усложняющие школьные программы ставят 6-7-летнего ребенка в очень жесткие рамки. Обучение в школе меняет всю его жизнь: его самооценку, отношения со взрослыми и сверстниками. Он становится учеником, основная деятельность которого получение знаний, а не игра, как раньше.
И конечно же вам, родителям, очень хочется, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе. А для этого нужно, чтобы он был готов к тому, чтобы учиться. Как плод созревает и становится зрелым, так и ваш ребенок должен созреть для школы.
Школьная зрелость – это такой уровень развития ребенка, который может выдержать нагрузки школы, ее мир правил и инструкций, мир требований, ее учебные программы, межличностные отношения между ребенком и учителем, ребенком и детьми.
Для подготовки ребенка к школе не главное научить его писать и читать, как думают многие родители, а главное, чтобы у него была сформирована психологическая готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, способность к волевым усилиям, достаточный уровень развития внимания, памяти, мышления.
Компоненты психологической готовности к школе:
- Умственная (интеллектуальная) готовность.
-Общий запас сведений, имеющийся у ребенка, достаточная степень осведомленности его об окружающем мире, о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях (должен знать свои ФИО, дату рождения, домашний адрес, ФИО своих родителей и их профессии, времена года, их последовательность и основные приметы, домашних и диких животных и их детенышей и мн. др.)
-Ориентация в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ)
-Достаточный уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления:
узнавание и правильное называние основных цветов, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), величину предметов;
умение выполнять логические операции (анализ, обобщение, сравнение, классификация предметов и явлений, определение сходства и различия);
запоминать материал путем многократного повтора;
в течении 10 минут заниматься каким-нибудь одним делом, связанным с познавательной деятельностью.
- Сформированность предпосылок учебной деятельности: умение принять задание, проанализировать его, выбрать способы решения, спланировать последовательность выполнения и оценить свой результат.
-Владение элементарными учебными навыками: производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук, называть по порядку все звуки в слове, владеть вычислительными навыками в пределах 10, владеть счетом от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.
-Хорошо развитая мелкая моторика (кисть руки): умение владеть карандашом, кисточкой, ножницами, иглой, линии на рисунке должны быть прямыми, ровными, а не «дрожащими», ребенок должен «видеть» клеточку в тетради и точно вести по ней рисунок, «видеть» строку и рисовать или писать в ней.
Развитие мелкой моторики необходимо ребенку для дальнейшего овладения письмом.
2. Мотивационная готовность -
это желание учиться, стремление к общественно – значимой деятельности. Желание учиться является главным двигателем его успешного обучения. Если ребенок не хочет учиться, то научить его будет трудно.
Виды мотивов:
игровой («хочу идти в школу, чтобы там играть»)
позиционный («стать старше»)
социальный («стать потом тем, кем хочу»)
внешний («мама заставляет»)
мотив отметки («получать хорошие оценки»)
учебный (желание получать знания)
Почти все дети 5-6 лет хотят идти в школу, но мотивы у всех разные и у многих не учебные.
3. Эмоционально – волевая готовность.
Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися нередко возникают ссоры, обиды, конфликтные ситуации. Многие дети болезненно реагируют на замечания учителя, некоторые отказываются идти в школу. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением.
Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, сидеть положенное время и только на одном месте, слушать учителя и выполнять все его указания, вместо «хочу это» делать то, что «надо» - все это требует от ребенка волевого напряжения.
4. Коммуникативная готовность (или социальная зрелость)
Потребность в общении, умение строить свои отношения со сверстниками и учителем, уметь обращаться ко взрослым с вопросами, согласовывать свои действия с действиями и интересами товарищей. Ребенок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогом, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения.
5. Речевая готовность.
Правильное произношение всех звуков. Своевременно скорректированные речевые нарушения могут повлечь за собой новые, а именно – нарушения чтения и письма.
Кроме этого, у будущего первоклассника должны быть сформированы навыки самообслуживания: самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, аккуратно есть, следить за своим внешним видом. Возникающие на этой почве проблемы угнетающе действуют на ребенка, портят его отношения со сверстниками, вызывают негативное отношение к нему учителя, что вызывает отрицательное отношение к школе.
Большое значение для успешного обучения в школе имеет также физическое состояние ребенка. Чтобы выдержать до конца всю школьную нагрузку, не снижая при этом уровень развития мыслительных процессов, нужны физические и психические силы.
Если у ребенка будут сформированы все компоненты психологической готовности к школе, то и адаптационный период в школе пройдет быстро и безболезненно, у него будет желание получать знания, что положительно сказывается на успеваемости.
Рекомендации родителям по подготовке своих детей к школе.
1. Развитие мелкой моторики:
- Рисование, раскрашивание цветными карандашами, а не фломастерами, чтобы ребенок прилагал усилие.
- Складывание мелкого конструктора.
- Лепка из пластилина.
- Пальчиковая гимнастика.
- Рукоделие: вышивание, вязание, пришивание пуговиц.
- Штриховка в разных направлениях
- Шнуровка
-Массаж пальчиков и мн. др.