Аттестация.

Толстова Юлия Владимировна

Материал, который я готовила для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Самоанализ.111 КБ
PDF icon Приложение.2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

учителя начальных классов муниципального казенного образовательного учреждения Краснозёрского района Новосибирской области

Колыбельской средней общеобразовательной школы

Толстовой Юлии Владимировны.

Учение – это лишь один лепесток из того цветка, который называется ВОСПИТАНИЕМ.

                                                                        В.А.Сухомлинский

        В Колыбельской средней общеобразовательной школе я работаю 20 лет с момента окончания Карасукского педагогического училища. В 2001 году закончила НГПУ по специальности «Педагогика и методика начального образования», квалификация – учитель начальных классов. В 2009 году присвоена вторая квалификационная категория по должности учитель. В 2013 году присвоена I квалификационная категория. Работаю учителем начальных  классов с недельной нагрузкой - 21 час.

        Именно на начальном этапе обучения ребенок должен научиться общаться, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развивать в себе любознательность, потребность в познании. Отсюда главная моя цель – воспитать личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализации, а также создать условия для умственного развития детей, в ходе которого охраняется физическое и психическое здоровье каждого ученика. Я считаю, что в задачу начальной школы входит не только обучение знаниям, умениям, навыкам, лежащим в основе всей дальнейшей учебной деятельности школьников, но и формирование у них потребности и способности к обучению, осознанного отношения к учебному процессу.

Исходя из этого, перед собой ставлю основные задачи:

  1. Создать благоприятные психолого – педагогические условия для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранение неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
  2. Развивать познавательные интересы, так как успешное обучение во многом зависит от уровня мышления, воображения, памяти, внимания и восприятия.
  3. Формировать эмоционально – положительное отношение и сохранять устойчивый интерес к учению.
  4. Создавать условия, способствующие развитию активности и самостоятельности каждого ученика.

Для реализации поставленных задач имею оборудованный уютный кабинет с набором мебели, необходимой для учебного процесса. Кабинет прошел аттестацию рабочего места. В конкурсе на «Лучший кабинет школы» неоднократно становились победителями. (Приложение № 1) 

Мною оформлены предметные стенды, имею дополнительную дидактическую литературу для урочной и внеурочной деятельности, собран дидактический раздаточный материал, изготовлены наглядности, памятки, карточки для контроля, тесты. Подобран разнообразный занимательный материал по предметам для развития познавательных процессов: мышления, речи (серии картинок, незаконченные тексты, диалоги, стихотворения с перемешанными или пропущенными предложениями), памяти и внимания (игры и задания для тренировки данных процессов). (Приложение № 2) Имею набор методик, позволяющих провести стартовую психолого-педагогическую диагностику развития личности. Подобраны ЦОРы по предметам, для работы учащихся. (Приложение №3)

Использую технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивную доску, документ камеру. Пользуюсь дополнительной дидактической литературой,  материалами из интернета, журналами «Начальная школа», «Современный урок», «Педсовет», газетой «Начальная школа».

В России построена модель развивающего обучения на понятийных основаниях, она интегрирует между собой идеи из концепций Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова и других российских ученых с позиций преемственности с традиционной школой. Я знакомилась с концепцией Л.В.Занкова (направлена на общее духовное развитие личности) и Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова (учитывает личностное развитие ребенка, формирует теоретическое мышление детей). Главное - все концепции так или иначе ориентированы на развитие способностей младших школьников, которое происходит в ходе выполнения ими практических действий в содружестве с одноклассниками и учителем. Полностью я не приняла ни одну из концепций, а в работе использую то, что подходит моим ученикам. Совершенно искренне считаю, что обучение может быть развивающим вне зависимости от того, по какой программе работает учитель, а от того, как он работает, от его личности, от целей, которые ставит перед собой, от методов и приемов, которые он использует, от умения реализовать принципы обучения на практике.

Я работаю по УМК "Школа России" и считаю этот комплект более приемлемым и доступным для сельской начальной школы. Система учебников «Школа России» представляет собой ядро целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических принципов  информационно-образовательной среды для начальной школы, позволяющей  реализовывать на практике важнейшее  положение ФГОС — «эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».

 УМК «Школа России» имеет мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса по всем предметным  областям учебного плана  ФГОС. Методическая оболочка системы учебников представлена рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, многоплановыми методическими пособиями, высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, различными мультимедийными приложениями (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.), интернет поддержкой и пр.

Другая отличительная черта системы учебников «Школа России», как важнейшего компонента информационно-образовательной среды для начальной школы — специально разработанная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри каждого учебника, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.

Таким образом, система учебников «Школа России» интегрирована в единую методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС.

              С введением ФГОС по каждому предмету стали предусмотрены контрольно – измерительные материалы, что помогает учителю в дальнейшей работе по проверке ЗУН. По каждому предмету мною разработана рабочая программа, основанная на ФГОС НОО 2011 г.  В связи с переходом на ФГОС в школе создан совет по внедрению новых стандартов, я вхожу в состав творческой группы.

Весь учебный процесс я ориентирую на развитие мышления и воображения. На первое место ставлю мышление ученика, а не память, поэтому учащимся разрешено пользоваться различными памятками и другими источниками информации. Главное, чтобы ребенок знал, где найти нужный материал. Для развития мышления очень хорошо помогает исследовательская и поисковая деятельность. В ходе анализа проблемных ситуаций каждый школьник понимает, что для ответа на вопрос его знаний недостаточно, поэтому обучение приобретает личностный смысл. Я вместе с детьми участвую в процессе, даю необходимую информацию, оставляя пространство для размышления детей.

Ребенок получает не готовое значение, а сам «открывает» его в процессе решения проблемы. На таких поисковых занятиях возникают партнерские отношения учителя с детьми и знания, конечно, усваиваются прочнее и впоследствии становятся инструментом саморазвития.

Таким образом, выделяются следующие методы обучения:

- постановка учебной задачи;

- «открытие» детьми нового задания;

- закрепление;

- самостоятельная работа;

- контроль и самоконтроль.

Приобретение новых знаний осуществляется так, что становится необходимым возвращение к пройденному, оно обогащается на каждом этапе новым содержанием. Так осуществляется принцип непрерывности обучения. Проблемное обучение хорошо использовать на уроках русского языка, математики, чтения и ознакомления, чтобы выработать положительную мотивацию к учебной деятельности.

 Для того чтобы повысить интерес учащихся к математике, я систематически использую задачи в стихах, провожу дидактические игры, занимательные упражнения, работу всегда сопровождаю иллюстрациями, наглядностью.  Исходя из этого, я выбрала тему самообразования: «Решение текстовых задач». 

 Решение текстовых задач – важная составляющая курса математики начальной школы. Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. Многие ученики допускают ошибки в выборе арифметического действия, не могут представить задачу в целом, у них формируется привычка выделять, «выхватывать» отдельные слова из текста задачи, без осознания ее конкретного содержания, что и приводит к ошибочным решениям. Для устранения этих недостатков используются различные методические приемы, способствующие осмыслению текста задачи. Но чтобы каждый ученик смог уяснить при первичном анализе все отношения между величинами в каждой задаче, их нужно увидеть.

При знакомстве с текстовыми задачами на первом этапе я использовала наглядности и раздаточный материал, чтобы дети сами оперировали предметами, проговаривали условие задачи, переходили к ее решению. Ребята сами составляли задачи по рисункам. Были использованы таблицы. Когда дети научились читать, к рисункам стали добавляться слова (больше на…, меньше на…, сколько… всего и т.д.). В результате чего ребята лучше стали понимать смысл задачи. Отделяли условие от вопроса. При анализе задач я стала использовать моделирование, которое помогает увидеть задачу в целом и не только понять ее, но и найти правильное решение. На необходимость использования моделирования в учебной деятельности указывали в своих работах психологи В.В.Давыдов, Л.В.Занков  П.Я.Гальперин и др. (Приложение № 4)

Моделирование в широком смысле слова – это замена действий с обычными предметами действиями с их уменьшенными образцами, моделями, а также их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами и т.п. Работу по освоению моделирования текстовых задач можно условно распределить на три этапа:

  1. Обучение учеников преобразованию предметных действий в работающую модель. Задача учителя на данном этапе – показать учащимся стандартные операции с множествами: объединение двух непересекающихся множеств, удаление из множества его подмножества, а также отношения между множествами: равенство множеств; множество – собственное подмножество (целое – часть).
  2. Обучение учащихся составлению обратных задач на основе работы с моделью; группировка задач и моделей по видовым группам (неизвестно целое; неизвестна часть).
  3. Творческая работа учеников по составлению задач по предложенным моделям; подбор модели к задаче и задачи к модели; модификация сюжета задачи с тем, чтобы она решалась по той или иной модели; обоснование правильности решения задачи на основе модели; исключение из текста задачи лишних условий и дополнение содержания задачи недостающими данными.

Моделирование является весьма эффективным средством обучения первоклассников решению текстовых задач и способствует включению в учебный процесс всех учащихся класса. Модель дает возможность более полно увидеть отражение зависимостей между данными и искомыми в задаче, помогает обобщить теоретические знания. В результате применения моделирования, учащиеся быстро стали понимать смысл задачи, осознавать выбор действия, находить самостоятельно путь решения.  

   Учебную работу проводила в тесной связи с внеурочной деятельностью. В целях углубления знаний по математике, развить навыки счета, подготовки детей к конкурсам проводила занятия по внеурочной деятельности «Занимательная математика». Проектная деятельность велась в кружке «Умники и умницы». (Приложение № 5) В кружке «Веселые нотки» занималась постановкой музыкальных сказок совместно с театральным кружком, которые выставлены на сайте http://_kolib.kra/edu54.ru, Колыбельской СОШ. (Приложение № 6) Мною разработаны рабочие программы для занятий внеурочной деятельностью.

Формируя у учащихся активную, жизненную позицию, раздвигаю рамки их возможностей, даю простор для инициативы, творчества, проявления индивидуальности и уникальности каждого ребенка. Театрализованные представления были организованы для воспитанников Колыбельского детского сада, учащихся школы, родителей, гостей нашей школы, также учащиеся выступали на концертах в Колыбельском ДК.

Ежегодно в школе проходят предметные недели. Я проводила по литературному чтению, математике, окружающему миру, неделю «Мульти – пульти», в которых охотно участвовали дети начальных классов. (Приложение № 7)

Для развития индивидуальных способностей обучающихся, разработан план работы с одаренными детьми. Намечены цели и основные направления деятельности: интеллектуальная, творческая, художественно- эстетическая. Для решения, которых используются различные формы работы: индивидуальная работа, предметные олимпиады, творческие мастерские конкурсы, выставки, индивидуальные и групповые консультации работа в библиотеках с источниками.                                                                                                                              

При формировании положительной мотивации к учению, педагогу также следует не забывать о стимулировании учащихся. Для этого я каждому оказываю внимание, выслушиваю, подбодрю взглядом, помогу, глажу по голове, обниму. Ежедневно хвалю ребят, но надо знать, сколько кого и за что: слабоуспевающих – за маленькие победы, сильных – за решение задач повышенной трудности. Хвалю учеников - при всех, серьезные замечания делаю наедине. Поддерживаю в трудных ситуациях, стараюсь показать достижения каждого, учитываю интересы и склонности всех учащихся, опираюсь на желания классного коллектива.

Чтобы избежать перегрузок при обучении детей я использую на уроках различные виды физминуток, провожу релаксационные упражнения. Пальчиковая гимнастика тренирует мелкие мышцы кисти, стимулирует речь, повышает работоспособность. Для развития фонематического слуха проводится ритмическая гимнастика: я прохлопываю какой – либо ритм, а дети его повторяют. Для развития артикуляционного аппарата произносим чистоговорки, скороговорки. Гимнастика для глаз снимает утомление глаз и нервной системы.

При организации учебной деятельности использую различные формы работы: групповые, фронтальные, индивидуальные. Провожу нестандартные уроки, особенно ученикам нравятся уроки – соревнования, турниры, сказки, экскурсии (Приложение №8). Все это позволяет привлечь внимание и задействовать на уроке максимальное количество учащихся. Дети легко включаются в обсуждение вопросов, не боятся высказывать свои мысли, предположения. Я поддерживаю это стремление, забочусь об эмоциональном климате в классе, стараюсь формировать интерес к окружающему миру, потребность бережно относиться к природе. Приучаю детей уважительно относиться друг к другу, поддерживать порядок и чистоту в классе, ухаживать за комнатными растениями, следить за своим внешним видом и здоровьем.

С 2011 года наша школа вошла в проект «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области». Наша школа единственная в районе в этом проекте, поэтому мы стали базой в районе по распространению опыта наработанного материала. За время реализации проекта на базе нашей школы были проведены семинары, в ходе которых мною были даны открытые уроки и занятия внеурочной деятельностью. Имею опыт работы с детьми с ОВЗ. Каждый ребёнок имеет индивидуальный  образовательный маршрут, в котором отражены его социализация, дорожная карта, рекомендация специалистов для индивидуального подхода.

В этом году разработан индивидуальный план профессионального развития учителя на 2016 – 2020 г, в котором намечены цели профессионального развития, тема самообразования, оценка результатов подготовленности учителя к реализации  ФГОС (итоги работы; изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС; разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса;  обобщение собственного опыта педагогической деятельности;  участие в системе школьной методической работы).

Качество учебно – воспитательного процесса отслеживается с помощью проведения анкет, тестов, проверочных и контрольных работ.   В 1 классе я проводила с детьми педагогическую диагностику и составляла психологический портрет, для того, чтобы выявить уровень развития ребят и наметить предварительный план преодоления каждого обнаруженного в ходе обследования нарушения. Уровень познавательного интереса у большинства детей стабильно высокий. Но есть ребята с низким уровнем учебной мотивации. Для проявления познавательной активности использую в работе разно -  уровневые задания, уровень трудности определяется самими учащимися.

Для контроля развития ЗУН ребят, веду диагностические карты «Лист индивидуальных достижений», что позволяет спланировать работу с учащимися по коррекции знаний, а также в оказании педагогической помощи родителям. Каждый ребёнок имеет свой «Портфель достижений».  (Приложение №9) Все это помогает в развитии самооценки учащихся, межличностных отношений, умение видеть свои успехи и промахи, и «подстёгивает» ребят к дальнейшему самосовершенствованию. Это отражается в позитивной динамике качества знаний учащихся по предметам. (Приложение№10)

Ребята принимают активное участие в международных и всероссийских  конкурсах:  «Кенгуру», «Русский медвежонок», «ЧИП», «Я знаю!», «Новый год шагает по стране!», «Математический сундучок», «Матушка – Земля!», «Этот чудесный мир!», «Волшебная азбука!», «В царстве чисел!»  и добиваются хороших результатов. (Приложение № 11, приложение № 12).

Учащиеся моего класса постоянно участвуют в различных конкурсах: школьных, районных. (Приложение № 13)

Многие из ребят умеют рассуждать, спорить, доказывать правильность своего выбора, стараются оценить свои действия. Дети с удовольствием принимают участие в тематических неделях, подготавливают номера к праздничным мероприятиям, участвуют во всех школьных выставках.

Огромную роль играют взаимоотношения и между учениками в классе. В отношениях между детьми создаю:  атмосферу добра, взаимовыручки; учу работать в парах, группах, распределять роли в группах; учу помогать друг другу. В этом помогают мне классные часы, беседы, специально разработанные на воспитание у младших школьников добрых чувств и доброго отношения к людям и друг другу.

Учащиеся моего класса принимают активное участие в проведение праздников: «Праздник осени», «23 февраля», «8 марта», «День матери», «День пожилых людей», «9 мая», готовят поздравления, открытки. Посещаем Краснозёрский и Петропавловский краеведческие музеи, с целью воспитания любви к родному краю. Активно сотрудничаем с музеем Колыбельской школы. (Приложение №14)

Стараюсь так проектировать образовательную среду, чтобы создавать комфортные условия для существования триады «ученик-учитель-родитель», обеспечивающих полноценное развитие и саморазвитие всех её участников.

Большую роль уделяю работе с родителями. Основная часть родительских собраний - родительский всеобуч (просвещение родителей в вопросах педагогики и психологии). Собрания провожу как в традиционных формах, так и не в традиционных (аукцион, семинар – практикум, душевный разговор, мастер – класс и др.)

Индивидуальные встречи, беседы позволяют родителям быть в курсе дел о развитии и обучении своего ребёнка. Часто провожу анкетный опрос по теме собрания, готовлю родителям памятки (советы психологов и т. д.)

       Чтобы привлечь мам и пап в школьную жизнь, готовим и проводим для них праздники. Родители помогают в подготовке и активно участвуют в играх и конкурсах класса и школы. (Приложение № 15)

Я не возвышаюсь над детьми, а, наоборот, стараюсь как бы стать на их уровень, чтобы они поняли, что все их проблемы для меня значимы, а когда ребенок чувствует уважение к себе, то строгость учителя не будет ему казаться обидной. Моя модель общения с детьми – душевная ласка, соединенная со строгостью.

Немецкий психолог Карл Бюлер писал: «Развитие ребенка зависит от того, как мы его учим, от его деятельности».

Деятельность всегда стоит между обучением и развитием, она является ведущим фактором развития. Природные задатки ребенка превращаются в способности только в процессе деятельности, но не всякая деятельность помогает развитию способностей, а только та, которая вызывает положительные эмоции. Любую работу с детьми я организую так, чтобы она вызывала положительные эмоции. Если у ребенка что - то не получается, то я всегда вселяю надежду на будущее, не перебиваю учеников, даю возможность всем высказаться. Каждое мнение имеет право быть услышанным. Я верю в силы своих детей, в их таланты, охотно соглашаюсь с занковцами, утверждающими, что «их педагогика сильна верой в каждого ребенка».

Уровень профессионального мастерства повышаю: на специально организованных курсах повышения квалификации:

  • 2012 г. - «Использование ЭОР в процессе обучения в начальной школе» - 72 часа.
  • 2013 г. - Региональная дистанционная конференция «Мобильная среда обучения и современное образование». Прошла мастер – класс «Успешный урок в модели 1:1» - 24 часа.
  • 2016 г. - Областной центр информационных технологий «Создание игровых ситуаций средствами ИКТ для организации деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС – 36 ч.    

       Участвую в конференциях, семинарах, методических объединениях, педсоветах, районных педагогических чтениях, вебинарах и т.д. (Приложение № 16)

                   Являюсь активным пользователем интернет - портала ProШколу.ru . Проходила дистанционные курсы набиралась педагогического опыта на сайте https://edugalaxy.intel.ru/conf/novosibirsk/ . Зарегистрирована на сайтах: CACOO, linoit.com, Инфоурок, Новый урок, Первое сентября, Эффектико – пресс, имею свой почтовый ящик.   (Приложение №17).

Была участницей региональных конференций: облЦИТ - «Развивающая среда AFS» и НИПКиКРО - «Современный урок в начальной школе». Участвовала в семинаре НИПКиКРО по теме «Образовательная программа «Разговор о правильном питании»: в контексте требований ФГОС».  

Давала открытый урок русского языка по теме «Единственное и множественное число существительных» на региональном уровне (Приложение № 18). Этот же урок отправила на конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок», где получила диплом за 2 место. В этом конкурсе я участвую уже второй год. В 2012 году получила диплом участника. Выступала на районном МО учителей начальных классов о конкурсе профессионального мастерства «Мой лучший урок». В 2016 году участвовала во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Мой лучший урок по ФГОС» в номинации «Творческая презентация к уроку», где получила Диплом I степени. (Приложение № 19)

Мой труд был отмечен:

  • Почетной грамотой МКОУ Колыбельской СОШ «За достижение качественных показателей в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, высокие профессиональные достижения по итогам 2012 – 2013 учебного года»;
  • Благодарность МКОУ ДО педагогов и детей  Краснозерского района НСО  «Информационно методический центр» За активное участие в работе районного МО учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО 2013г.;
  •  Благодарственное письмо администрации ГАОУ СПО НСО «Карасукского педагогического колледжа» за проведение открытого урока по русскому языку в 4 классе в рамках окружного семинара – практикума «Современное учебное занятие в соответствии с требованиями ФГОС» 2014г.;
  • 2014-2015г. Диплом «Учитель   цифрового века» общероссийского проекта «Школа цифрового века» за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно – методических материалов, предоставленных в рамках проекта;
  • Почетная грамота от администрации Краснозерского района НСО за добросовестный и безупречный труд, большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения, высокие профессиональные показатели и в связи с 60 – летием школы 2015г;
  • Благодарность Администрации школы за выбор профессии, связанной с обучением и воспитанием детей, преданность родной школе 2015г.
  • Благодарность за помощь в организации и проведении международного дистанционного блиц – турнира проекта «Новый урок».  (Приложение № 20)

Нельзя не отметить и трудности, с которыми приходиться сталкиваться в своей профессиональной деятельности. Это увеличение числа детей с особыми образовательными потребностями, что ведёт к увеличению объёма работы, написанию большого количества документации и соответственно уменьшению времени, затрачиваемого на индивидуальную работу с детьми. Третий год школа работает над проектом «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области». Поэтому я принимала участие в межрайонной конференции по инклюзивному образованию в г.Карасук.  

Сотрудничаю со школьной газетой «Радуга». (Приложение  № 21)

Являюсь активным участником в общественной жизни села. Провожу концерты и мероприятия в Колыбельском КДЦ. Иногда сама пою. Была награждена Дипломом за участие в конкурсе «Лучше мамы в мире нет!» в номинации «Женщина – Молодость наше будущее!», а также участвовала в районном конкурсе «Женщина года - 2013», где стала победителем. (Приложение № 22).

В дальнейшем я буду продолжать работу по формированию знаний, умений и навыков учащихся, развивать познавательные процессы (мышление, восприятие, память, воображение и т.д.), поддерживать интерес и желание учиться, проводить работу по сплочению детского коллектива и формированию у школьников общечеловеческих качеств.

Конечно, это непросто. Проектирование урока, учебной деятельности нелегко. Необходимо учитывать множество нюансов, продумывать тщательно каждый момент урока, но делаю я это с удовольствием. Моя главная задача – помочь каждому ученику осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем его мире. Для этого ему нужны знания, из которых впоследствии появляется уверенность в себе и мотивация к дальнейшему обучению.

«15» августа 2016год                           Ю.В.Толстова_____________


Предварительный просмотр: