Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Храбрых Сергей Иванович

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Когалыма

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма

Принято на заседании

Утверждаю:

педагогического совета

от «____»_______________

Директор МАОУ СОШ №1

________________И.Р.Шарафутдинова

Протокол № ____________

«____» ________________2020 г

Дополнительная общеобразовательная программа

«Волейбол»

Направленность: физкультурно-спортивная

Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 13-17 лет (7-11 класс)

Срок реализации: 2 года

Составитель:

Храбрых Сергей Иванович,

учитель физической культуры

Когалым, 2020

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы.

Направление: спортивно-оздоровительное.

Программа позволяет решать задачи физического воспитания. Технические приемы, действия и игра волейбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. На занятиях у детей развивается ловкость и сила рук, быстрота реакции, костно-мышечная система. Во время соревновательного процесса воспитывается физкультурно-спортивная этика.

Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Программа создана на основе курса обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент на игре, чтобы привлечь интерес школьников. Спортивные игры, особенно волейбол, предоставляют уникальные возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания детей: развития познавательных процессов, выработки воли и характера, воспитания чувства коллективизма.

Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель программы:

  1. Расширение знаний о технике и тактике игры в волейбол.
  2. Содействие укреплению здоровья детей их гармоничному физическому развитию;
  3. Воспитание морально - волевых качеств занимающихся, содействие развитию чувства товарищества и взаимопомощи.

Программа последовательно решает задачи:

  1. Формировать общие представления о технике и тактике игры в волейбол.
  2. Обучать приемам волейбола, жизненно важным двигательным умениям и навыкам, формировать начальные навыки судейства.
  3. Развивать двигательные способности.
  4. Воспитывать привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями для отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья, воспитания нравственно - волевых качеств.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.

Всякое обучение успешно лишь тогда, когда оно строится с учётом возрастных особенностей занимающихся. Безусловно, что знание особенностей, свойственных тому или иному периоду детского возраста, является необходимым условием для правильной организации учебно-тренировочного процесса с юными волейболистами. Систематические занятия спортом благотворно влияют на укрепление здоровья детей, их физическое и духовное развитие.

Программа адресована юношам и девушкам 13-17 лет (7-11 класс), группа профильная со сменным составом.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Уровень программы – базовый. Общее количество часов - 144 часа по 2 часа в неделю. Срок реализации программы - 2 года.

Формы обучения и режим занятий.

Формы обучения: очная, учебно-тренировочное занятие (фронтальный, групповой, поточный), учебно-тренировочная игра в волейбол. Одна из дополнительных форм реализации программы это применение дистанционных образовательных технологий, целью которых является целенаправленная самостоятельная работа обучающегося.

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

2 часа

1 раз в неделю

2 часа

72 часов

Учебный план

номер

по порядку

Название раздела, тема

Кол-во

часов

Формы контроля

Ключевые компетенции

теоретические занятия

практические занятия

Инструктаж по технике безопасности игры в волейбол.

1

опрос

Организаторская деятельность и сотрудничество, компетенции личностного самосовершенствования

Правила игры Теоретическое занятие.

1

тест

ценностно-смысловые, общекультурные учебно-познавательные

Учебно-тренировочная игра в волейбол

1

компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные

Правила игры Теоретическое занятие.

1

тест

компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные

Правила игры Расстановка игроков.

1

тест

компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные

Учебно-тренировочная игра в волейбол

1

Тренировочная игра

компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные

Правила игры Расстановка игроков.

1

викторина

компетенции личностного самосовершенствования

Правила игры Расстановка игроков. Осуществление перехода.

1

Тренинг на площадке

компетенции личностного самосовершенствования

Учебно-тренировочная игра в волейбол

1

Тренировочная игра

компетенции личностного самосовершенствования

Стойка игрока. Передвижение в стойке.

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования

Остановка прыжком. С мячом и без мяча.

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования

Учебно-тренировочная игра в волейбол

1

Тренировочная игра

компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные

Упражнения с мячами на месте

1

Подвижные игры

компетенции личностного самосовершенствования

Упражнения с мячами (волейбольными и набивными).

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

1

Тренировочная игра

компетенции личностного самосовершенствования

  1. 17

Ловля и передача мяча одной и двумя руками. В парах и тройках.

2

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

1

Тренировочная игра

компетенции личностного самосовершенствования

  1. 20

Верхняя прямая подача.

2

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

1

Тренировочная игра

компетенции личностного самосовершенствования

  1. 23

Совершенствование верхней прямой передачи.

2

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования

Учебно-тренировочная игра в волейбол

1

Тренировочная игра

компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные

Правила игры Расстановка игроков. Осуществление перехода.

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные

Стойка игрока. Передвижение в стойке.

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

1

Тренировочная игра

компетенции личностного самосовершенствования

Передача мяча в парах.

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования

Обучение верхней и нижней подачи волейбольного мяча

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования

  1. 31

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

2

Тренировочная игра

компетенции личностного самосовершенствования

Нижняя подача в волейболе.

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования

Остановка прыжком. С мячом и без мяча.

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

1

Тренировочная игра

компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные

Обучение верхней и нижней подачи волейбольного мяча

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные

Передвижение в стойке в волейболе.

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

1

Тренировочная игра

Организаторская деятельность и сотрудничество, компетенции личностного самосовершенствования

  1. 39

Ловля и передача мяча одной и двумя руками. В парах и тройках.

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования

Упражнения с мячами (волейбольными и набивными).

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

1

Тренировочная игра

компетенции личностного самосовершенствования

Закрепление навыков игры волейбол

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

1

Тренировочная игра

ценностно-смысловые, общекультурные учебно-познавательные

Верхняя прямая подача.

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные

Нижняя подача в волейболе.

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные

Верхняя прямая подача.

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные

Закрепление навыков подачи

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные

Закрепление навыков приема мяча по одному через сетку

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные

Обучение приему мяча в парах или тройках

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

1

Тренировочная игра

компетенции личностного самосовершенствования

Обучение игре волейбол.

1

Тренировочная игра

компетенции личностного самосовершенствования

Закрепление техники прямой нижней и верхней подачи.

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

1

Тренировочная игра

компетенции личностного самосовершенствования

Закрепление техники прямой нижней и верхней подачи.

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования

Закрепление приема мяча сверху в парах

1

Контроль техники выполнения

компетенции личностного самосовершенствования

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

1

Тренировочная игра

компетенции личностного самосовершенствования

Закрепление приема мяча снизу в парах.

1

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные

  1. 60

Закрепление навыков игры волейбол

2

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

компетенции личностного самосовершенствования

Закрепление навыков игры волейбол

1

Тренировочная игра

компетенции личностного самосовершенствования

  1. 63

Имитация приемов сверху двумя руками стоя на месте без мяча.

2

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

компетенции личностного самосовершенствования

  1. 66

Имитация приемов сверху двумя руками стоя на месте без мяча.

3

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

компетенции личностного самосовершенствования

  1. 69

Передача мяча в парах с набрасыванием мяча партнером.

3

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные

  1. 73

Обоюдная передача мяча в парах с расстояния 3–5 м между партнерами

3

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные

1-2

Инструктаж по технике безопасности игры в волейбол.

1

1

Тестовая работа Учебно-тренировочная игра в волейбол

Организаторская деятельность и сотрудничество, компетенции личностного самосовершенствования

3-6

Правила игры Теоретическое занятие.

1

3

Учебно-тренировочная игра в волейбол

ценностно-смысловые, общекультурные учебно-познавательные

7-8

Стойка игрока. Упражнения с мячами. Передачи мяча в парах.

2

Учебно-тренировочная игра в волейбол

компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные

9-14

Верхняя передача мяча в парах, верхняя подача.

6

Учебно-тренировочная игра в волейбол

компетенции личностного самосовершенствования

15-18

Стойка игрока. Передвижение в стойке. Остановка прыжком. С мячом и без мяча. Правила игры в волейбол.

4

Учебно-тренировочная игра в волейбол

компетенции личностного самосовершенствования

19-22

Ловля и передача мяча одной и двумя руками. В парах и тройках. Упражнения с мячами (волейбольными и набивными).

4

Учебно-тренировочная игра в волейбол

компетенции личностного самосовершенствования

23-26

Нападающий удар с собственного набрасывания в опорном положении у стены в парах.

4

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

компетенции личностного самосовершенствования

27-30

Имитация нападающего удара с 3 шагов разбега.

4

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

компетенции личностного самосовершенствования

31-34

Нападающий удар с собственного набрасывания мяча; с набрасывания мяча партнером.

4

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные

35-40

Сочетание верхних и нижних передач в парах или у стены.

6

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

Организаторская деятельность и сотрудничество, компетенции личностного самосовершенствования

41-48

Передачи мяча в сочетании с усложненными способами.

8

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные

49-52

Подача мяча в парах поперек площадки.

4

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

ценностно-смысловые, общекультурные учебно-познавательные

53-56

Верхняя передача мяча двумя руками после перемещения вперед, затем назад.

4

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные

57-58

Учебно-тренировочная игра в волейбол

2

Контроль практических навыков

компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные

59-60

Подача мяча партнеру на точность (расстояние – 5–6 м от сетки).

2

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные

61-66

Передачи мяча в сочетании с усложненными способами.

6

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные

67-71

Подача мяча партнеру на точность (расстояние – 5–6 м от сетки).

5

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные

72

Итоговый урок

1

Контрольная игра

компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные

Итого за 2 года:

5

144

Содержание программы

Программа построена на принципах доступности, системности и преемственности. Программой предусматривается взаимосвязь при изучении понятий всего курса.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от
уже существующих образовательных программ.

Занятия волейболом способствуют формированию у школьников основ здорового образа жизни, активного вовлечения в регулярные занятия спортом и самостоятельной организации своего досуга средствами физической культуры.

В рамках содержания первого раздела занимающейся получают теоретические знания о технике и тактике игры волейбол. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. В ходе бесед и лекции занимающейся знакомятся с основными правилами игры в волейбол. Изучая наглядные пособия, дополнительную литературу, учащийся получают представления о судействе игры, о жестах судей. На занятиях используется беседа с занимающимися, рассказ преподавателя, работа с дополнительной литературой.

При изучении раздела программы «Технические и тактические приемы» применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении. Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия.

Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их

дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся. Основные методы: игровой, соревновательный. Максимальный эффект обеспечивается лишь при оптимальном сочетании различных средств и методов, выбранных с учетом особенностей спортивной специализации.

Программа курса волейбол рассчитана на два года. I год обучения: включает в себя больше теоретическую, и менее практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. II год обучения: в практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися акцентируется внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов.

I. Основы знаний

- понятие о технике и тактике игры;

- основные положения правил игры в волейбол. Нарушения, жесты судей.

II. Технико-тактические приемы

1. Подачи

- техника выполнения прямой нижней подачи;

- прямая верхняя подача;

- ознакомление с техникой выполнения верхней боковой подачи.

2. Передачи

- верхняя передача двумя руками перед собой с выходом;

- приём мяча снизу двумя руками;

- верхняя передача двумя руками над собой через голову;

- верхняя передача двумя руками в прыжке.

3. Нападающий удар

- техника выполнения прямого нападающего удара правой и левой рукой перевод правой рукой (влево и вправо из зоны 4;2;3.);

-ознакомление с техникой постановки одиночного и группового блока.

4. Комбинированные упражнения

- подача – передача;

- подача – передача – нападающий удар;

- передача – нападающий удар – передача (игра в защите).

5. Учебно-тренировочные игры

- отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;

- отработка индивидуальных действий игроков разных игровых амплуа.

6. Судейство игр

- отработка навыков судейства школьных соревнований.

III. Физическая подготовка. Техническая подготовка.

  1. Сочетание специальных тактических качеств с техническими приемами.
  2. Сочетание (чередование, переключение) технических приемов и их способов.
  3. Изучение индивидуальных тактических действий в нападении и защите.
  4. Изучение групповых тактических действий в нападении и защите.
  5. Изучение командных тактических действий в нападении и защите.
  6. Переключения и выполнения тактических действий индивидуальных, групповых, командных – отдельно в нападении, отдельно в защите, в защите и нападении.

IV. Интегральная подготовка.

  1. Изучение процесса игры посредством игр, подготовка к волейболу учебной двусторонней игры.
  2. Применение изученных технических приемов и тактических действий в учебных играх в волейболе.
  3. Система заданий по применению технических приемов и тактических действий в игре.
  4. Система установок на игру (специальные задания) в контрольных играх и соревнованиях.

На каждом занятии осуществляется физическая подготовка учащихся, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения программы

Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно; проговаривать последовательность действий; уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность; средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала; учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • Основным правилам игры в волейбол.
  • Основным понятиям правил игры.
  • Основам техники передвижений, остановок, поворотов и стоек.
  • Технике ловли и подачи мяча.

Ученик получит возможность научиться:

  • Играть в волейбол.

  • Навыкам игры в волейбол.
  • Технике верхней передачи мяча после перемещения, технике нижней передачи мяча после перемещения.
  • Основам техники выполнения передач мяча и нижней прямой подачи.

По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «техника игры», «тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки судейства.

Формы контроля и оценка практической подготовленности

По окончании курса учащийся получит возможность владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки судейства. Основной формой подведения итогов является соревнование.

Оценка практической подготовленности по контрольным упражнениям.

Технический прием

Контрольные упражнения

Возраст лет

Оценка

мальчики

девочки

высокий

Выше среднего

средний

низкий

высокий

Выше среднего

средний

низкий

I. Передача

мяча

1. Поточная передача мяча двумя руками сверху в стенку с расстояния 3 м (кол-во раз).

11

12

13

14

4

7

9

12

3

5

6

9

2

3

4

5

1

1

2

3

4

6

7

9

3

4

5

7

2

3

3

4

1

1

2

3

2. Передача мяча двумя руками сверху с собственного набрасывания из зоны 6 в кольцо диаметром 1 м, установленное в зоне 3 (10 попыток)

11

12

3

5

2

4

1

2

0

1

3

4

2

3

1

2

0

1

3. Передача мяча двумя руками сверху из зоны4 через сетку в квадрат3х3 м, расположенный в зоне 6; мяч предварительно передан из зоны 3 (10 попыток)

11

12

4

6

3

5

2

3

1

2

4

5

3

4

2

3

1

2

4. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 3 в кольцо, установленное в зоне 4, с предварительной передачи мяча из зоны 5 (10 попыток)

13

14

15

16

17

4

6

6

6

7

3

5

5

5

5

2

3

3

3

3

1

2

2

2

2

3

5

5

5

6

2

4

4

4

5

1

2

3

3

3

0

1

2

2

2

5. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4, через сетку в квадрат 3х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, с предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток)

13

14

5

6

4

5

3

3

2

2

4

5

3

4

2

3

1

2

6. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 2 в кольцо, установленное в зоне 4, предварительной передачи мяча из зоны 6 (10 попыток)

15

16

17

4

4

5

3

3

4

2

2

2

1

1

1

3

4

4

2

3

3

1

2

2

0

1

1

7. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4 через сетку в прямоугольник 2х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток)

15

16

17

5

5

7

4

4

5

3

3

4

2

2

2

4

4

5

3

3

4

2

2

3

1

1

2

II. Подача мяча

1. Нижняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток)

11

12

7

8

4

6

3

4

1

2

6

7

4

5

3

3

1

2

2. Нижняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки)

11

12

4

6

3

4

2

3

1

2

4

5

3

4

1

2

0

1

3. Верхняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток)

13

14

8

9

5

7

3

5

2

3

6

7

4

5

3

4

2

2

4. Верхняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки)

13

14

5

6

4

5

2

3

1

2

4

5

3

4

2

2

1

1

5. Верхняя прямая подача на точность по заданию (по 5 попыток в левую и правую половину площадки)

15

16

17

6

7

8

5

5

6

3

4

4

2

3

3

5

5

6

4

4

4

2

3

3

1

2

2

6. Верхняя боковая подача в пределы площадки (10 попыток)

15

16

17

5

7

8

4

6

7

2

4

5

1

2

3

4

5

6

3

3

5

2

2

3

1

1

2

Технический прием

Контрольные упражнения

Возраст лет

Оценка

мальчики

девочки

высокий

Выше среднего

средний

низкий

высокий

Выше среднего

средний

низкий

III. Нападающий удар

1. Прямой нападающий удар из зоны 4 в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток)

11

12

13

14

3

4

6

8

2

3

5

6

1

2

3

4

0

1

2

3

2

3

6

6

1

2

5

5

-

1

3

3

-

-

2

2

2. Нападающий удар из зоны 4 на точность (по 5 попыток в зоны 1 и 5) с передачи из зоны 3

15

16

17

6

7

8

5

6

7

4

4

5

3

3

4

5

6

7

4

5

6

3

3

4

2

2

3

3. Прямой нападающий удар из зоны 4 на силу в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток)

15

16

17

5

7

8

4

6

6

3

5

5

2

4

4

4

6

6

3

5

5

2

4

4

1

3

3

IV. Блокирование

1. Блокирование нападающего удара из зоны 4 в зону 5

(10 попыток)

13

14

15

16

17

2

2

5

6

8

1

1

4

5

6

1

1

2

4

4

-

-

1

2

3

1

2

4

5

7

1

1

3

4

5

-

-

2

3

3

-

-

1

1

1

2. Блокирование нападающего удара из зоны 2 в зону 1

(10 попыток)

13

14

15

16

17

2

2

5

6

8

1

1

4

5

6

1

1

2

4

4

-

-

1

2

3

1

2

5

5

7

1

1

3

4

5

-

-

2

3

3

-

-

1

1

1

3. Блокирование нападающего удара из зоны 3 в пределы площадки (10 попыток)

15

16

17

4

5

6

3

4

5

2

3

4

1

2

2

3

4

5

2

3

4

2

3

3

1

1

1

Методические материалы

Формы занятий: тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований.

  • Приемы и методы организации учебно - воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий

Тема программы

Форма организации и проведения занятия

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

Общие основы волейбола ПП и ТБ Правила игры

и методика судейства

Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная

Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала.

Конспекты занятий для педагога.

Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства в волейболе.

Вводный,

положение о соревнованиях по волейболу.

Общефизическая подготовка

волейболиста

Индивидуальная, групповая, подгрупповая,

поточная, фронтальная

Словесный,

наглядный показ,

упражнения в парах, тренировки

Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего

Тестирование,

карточки судьи, протоколы

Специальная подготовка

Индивидуальная,

групповая, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.

Литература, схемы,

справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего

Зачет, тестирование, учебная игра,

промежуточный тест.

Техническая подготовка волейболиста

Индивидуальная, индивидуально – фронтальный, групповая, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.

Учебная игра.

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего

Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест,

соревнование

Игровая подготовка

групповая, подгрупповая, коллективно-групповая

практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра.

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего.

Учебная игра,

промежуточный отбор,

соревнование

Формами подведения итогов по разделам, являются соревнования по игровой подготовке:

Этап начальной подготовки.

1. Мини-волейбол (по специальным правилам).

2. Волейбол 2x2, 3x3, 4x4, 6x6.

Учебно-тренировочный этап.

  1. Волейбол 2x2, 3x3, 4x4, 6x6.
  2. Соревнования по волейболу, товарищеские (контрольные) игры, соревнования по технической и специальной физической подготовке, по волейболу уменьшенными составами.

Организационно-педагогические условия реализации Программы

Календарный учебный график

Год обучения

Уровень обучения

Начало занятий

Окончание занятий

Кол-во учебных недель

Кол-во учебных дней

Кол-во учебных часов (всего)

Режим занятий

2 года

базовый

Сентябрь 2020

Май 2022

72

72

144

2 часа 1 раз в неделю

Материально-технические условия

Для реализации данной программы в МАОУ СОШ №1 имеется необходимая учебно-методическая литература, что способствует качественно готовиться и проводить учебный процесс.

Спортивный зал, с разметкой волейбольной площадки который соответствует всем санитарным нормам. Зал оборудован волейбольной сеткой, а также стандартным и не стандартным спортивным оборудованием. Имеются волейбольные мячи.

Кадровое обеспечение

Учитель физической культуры.

Список литературы

Список литературы, используемой для подготовки занятий:

  1. Железняк Ю.Д., Л.Н. Слупский «Волейбол в школе», Москва, «Просвещение» 2008.
  2. Железняк Ю.Д. , Л.Н. Слупский, Волейбол в школе, М – «Просвещение» 2009 г.
  3. Лях В.И.. Координационные способности школьников. – Минск, «Полымя», 2000 г.
  4. Матвеев Л.П.. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. – Москва, «Физкультура и спорт» 2000 год.
  5. Найминова Э.. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2001 г.

Список литературы для детей и родителей по тематике занятий:

  1. Клещев Ю.Н., А.Г. Фурманов Юный волейболист, М – «Физкультура и спорт» 1990 г.
  2. Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе, М – «Физкультура и спорт» 2000 г.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: