Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Программы, тематическое планирование, положения проведения соревнований
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная программа по волейболу. | 61.6 КБ |
Рабочая программа "Атлетическая гимнастика" | 692.11 КБ |
КТП "Атлетическая гимнастика" | 778.74 КБ |
Комплексы упражнений к курсу "Атлетическая гимнастика" | 672.24 КБ |
КТП по физической культуре 4 класс | 1.57 МБ |
КТП по физической культуре 5 класс | 1.22 МБ |
КТП по физической культуре 8 класс | 1.24 МБ |
КТП по физической культуре 11 класс | 1.28 МБ |
Положение проведения соревнований по волейболу | 281.36 КБ |
Положение проведения соревнований по пионерболу | 284.74 КБ |
Положение проведения соревнований памяти Ахметзянова | 299.35 КБ |
Положение конкурса "Смотр строя и песни" | 594.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Когалыма
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма
Принято на заседании | Утверждаю: |
педагогического совета от «____»_______________ | Директор МАОУ СОШ №1 ________________И.Р.Шарафутдинова |
Протокол № ____________ | «____» ________________2020 г |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Волейбол»
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 13-17 лет (7-11 класс)
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Храбрых Сергей Иванович,
учитель физической культуры
Когалым, 2020
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы.
Направление: спортивно-оздоровительное.
Программа позволяет решать задачи физического воспитания. Технические приемы, действия и игра волейбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. На занятиях у детей развивается ловкость и сила рук, быстрота реакции, костно-мышечная система. Во время соревновательного процесса воспитывается физкультурно-спортивная этика.
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Программа создана на основе курса обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент на игре, чтобы привлечь интерес школьников. Спортивные игры, особенно волейбол, предоставляют уникальные возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания детей: развития познавательных процессов, выработки воли и характера, воспитания чувства коллективизма.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы:
- Расширение знаний о технике и тактике игры в волейбол.
- Содействие укреплению здоровья детей их гармоничному физическому развитию;
- Воспитание морально - волевых качеств занимающихся, содействие развитию чувства товарищества и взаимопомощи.
Программа последовательно решает задачи:
- Формировать общие представления о технике и тактике игры в волейбол.
- Обучать приемам волейбола, жизненно важным двигательным умениям и навыкам, формировать начальные навыки судейства.
- Развивать двигательные способности.
- Воспитывать привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями для отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья, воспитания нравственно - волевых качеств.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
Всякое обучение успешно лишь тогда, когда оно строится с учётом возрастных особенностей занимающихся. Безусловно, что знание особенностей, свойственных тому или иному периоду детского возраста, является необходимым условием для правильной организации учебно-тренировочного процесса с юными волейболистами. Систематические занятия спортом благотворно влияют на укрепление здоровья детей, их физическое и духовное развитие.
Программа адресована юношам и девушкам 13-17 лет (7-11 класс), группа профильная со сменным составом.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Уровень программы – базовый. Общее количество часов - 144 часа по 2 часа в неделю. Срок реализации программы - 2 года.
Формы обучения и режим занятий.
Формы обучения: очная, учебно-тренировочное занятие (фронтальный, групповой, поточный), учебно-тренировочная игра в волейбол. Одна из дополнительных форм реализации программы это применение дистанционных образовательных технологий, целью которых является целенаправленная самостоятельная работа обучающегося.
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
2 часа | 1 раз в неделю | 2 часа | 72 часов |
Учебный план
номер по порядку | Название раздела, тема | Кол-во часов | Формы контроля | Ключевые компетенции | |
теоретические занятия | практические занятия | ||||
Инструктаж по технике безопасности игры в волейбол. | 1 | опрос | Организаторская деятельность и сотрудничество, компетенции личностного самосовершенствования | ||
Правила игры Теоретическое занятие. | 1 | тест | ценностно-смысловые, общекультурные учебно-познавательные | ||
Учебно-тренировочная игра в волейбол | 1 | компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные | |||
Правила игры Теоретическое занятие. | 1 | тест | компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные | ||
Правила игры Расстановка игроков. | 1 | тест | компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные | ||
Учебно-тренировочная игра в волейбол | 1 | Тренировочная игра | компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные | ||
Правила игры Расстановка игроков. | 1 | викторина | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Правила игры Расстановка игроков. Осуществление перехода. | 1 | Тренинг на площадке | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Учебно-тренировочная игра в волейбол | 1 | Тренировочная игра | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Стойка игрока. Передвижение в стойке. | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Остановка прыжком. С мячом и без мяча. | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Учебно-тренировочная игра в волейбол | 1 | Тренировочная игра | компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные | ||
Упражнения с мячами на месте | 1 | Подвижные игры | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Упражнения с мячами (волейбольными и набивными). | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | Тренировочная игра | компетенции личностного самосовершенствования | ||
| Ловля и передача мяча одной и двумя руками. В парах и тройках. | 2 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования | |
Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | Тренировочная игра | компетенции личностного самосовершенствования | ||
| Верхняя прямая подача. | 2 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования | |
Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | Тренировочная игра | компетенции личностного самосовершенствования | ||
| Совершенствование верхней прямой передачи. | 2 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования | |
Учебно-тренировочная игра в волейбол | 1 | Тренировочная игра | компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные | ||
Правила игры Расстановка игроков. Осуществление перехода. | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные | ||
Стойка игрока. Передвижение в стойке. | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные | ||
Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | Тренировочная игра | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Передача мяча в парах. | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Обучение верхней и нижней подачи волейбольного мяча | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования | ||
| Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 2 | Тренировочная игра | компетенции личностного самосовершенствования | |
Нижняя подача в волейболе. | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Остановка прыжком. С мячом и без мяча. | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | Тренировочная игра | компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные | ||
Обучение верхней и нижней подачи волейбольного мяча | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные | ||
Передвижение в стойке в волейболе. | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | Тренировочная игра | Организаторская деятельность и сотрудничество, компетенции личностного самосовершенствования | ||
| Ловля и передача мяча одной и двумя руками. В парах и тройках. | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования | |
Упражнения с мячами (волейбольными и набивными). | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | Тренировочная игра | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Закрепление навыков игры волейбол | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | Тренировочная игра | ценностно-смысловые, общекультурные учебно-познавательные | ||
Верхняя прямая подача. | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные | ||
Нижняя подача в волейболе. | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные | ||
Верхняя прямая подача. | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные | ||
Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные | ||
Закрепление навыков подачи Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные | ||
Закрепление навыков приема мяча по одному через сетку | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные | ||
Обучение приему мяча в парах или тройках | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | Тренировочная игра | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Обучение игре волейбол. | 1 | Тренировочная игра | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Закрепление техники прямой нижней и верхней подачи. | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | Тренировочная игра | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Закрепление техники прямой нижней и верхней подачи. | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Закрепление приема мяча сверху в парах | 1 | Контроль техники выполнения | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | Тренировочная игра | компетенции личностного самосовершенствования | ||
Закрепление приема мяча снизу в парах. | 1 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные | ||
| Закрепление навыков игры волейбол | 2 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | компетенции личностного самосовершенствования | |
Закрепление навыков игры волейбол | 1 | Тренировочная игра | компетенции личностного самосовершенствования | ||
| Имитация приемов сверху двумя руками стоя на месте без мяча. | 2 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | компетенции личностного самосовершенствования | |
| Имитация приемов сверху двумя руками стоя на месте без мяча. | 3 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | компетенции личностного самосовершенствования | |
| Передача мяча в парах с набрасыванием мяча партнером. | 3 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные | |
| Обоюдная передача мяча в парах с расстояния 3–5 м между партнерами | 3 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные | |
1-2 | Инструктаж по технике безопасности игры в волейбол. | 1 | 1 | Тестовая работа Учебно-тренировочная игра в волейбол | Организаторская деятельность и сотрудничество, компетенции личностного самосовершенствования |
3-6 | Правила игры Теоретическое занятие. | 1 | 3 | Учебно-тренировочная игра в волейбол | ценностно-смысловые, общекультурные учебно-познавательные |
7-8 | Стойка игрока. Упражнения с мячами. Передачи мяча в парах. | 2 | Учебно-тренировочная игра в волейбол | компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные | |
9-14 | Верхняя передача мяча в парах, верхняя подача. | 6 | Учебно-тренировочная игра в волейбол | компетенции личностного самосовершенствования | |
15-18 | Стойка игрока. Передвижение в стойке. Остановка прыжком. С мячом и без мяча. Правила игры в волейбол. | 4 | Учебно-тренировочная игра в волейбол | компетенции личностного самосовершенствования | |
19-22 | Ловля и передача мяча одной и двумя руками. В парах и тройках. Упражнения с мячами (волейбольными и набивными). | 4 | Учебно-тренировочная игра в волейбол | компетенции личностного самосовершенствования | |
23-26 | Нападающий удар с собственного набрасывания в опорном положении у стены в парах. | 4 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | компетенции личностного самосовершенствования | |
27-30 | Имитация нападающего удара с 3 шагов разбега. | 4 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | компетенции личностного самосовершенствования | |
31-34 | Нападающий удар с собственного набрасывания мяча; с набрасывания мяча партнером. | 4 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные | |
35-40 | Сочетание верхних и нижних передач в парах или у стены. | 6 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | Организаторская деятельность и сотрудничество, компетенции личностного самосовершенствования | |
41-48 | Передачи мяча в сочетании с усложненными способами. | 8 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные | |
49-52 | Подача мяча в парах поперек площадки. | 4 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | ценностно-смысловые, общекультурные учебно-познавательные | |
53-56 | Верхняя передача мяча двумя руками после перемещения вперед, затем назад. | 4 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные | |
57-58 | Учебно-тренировочная игра в волейбол | 2 | Контроль практических навыков | компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные | |
59-60 | Подача мяча партнеру на точность (расстояние – 5–6 м от сетки). | 2 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные | |
61-66 | Передачи мяча в сочетании с усложненными способами. | 6 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | компетенции личностного самосовершенствования общекультурные учебно-познавательные | |
67-71 | Подача мяча партнеру на точность (расстояние – 5–6 м от сетки). | 5 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные | |
72 | Итоговый урок | 1 | Контрольная игра | компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные учебно-познавательные | |
Итого за 2 года: | 5 | 144 |
Содержание программы
Программа построена на принципах доступности, системности и преемственности. Программой предусматривается взаимосвязь при изучении понятий всего курса.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от
уже существующих образовательных программ.
Занятия волейболом способствуют формированию у школьников основ здорового образа жизни, активного вовлечения в регулярные занятия спортом и самостоятельной организации своего досуга средствами физической культуры.
В рамках содержания первого раздела занимающейся получают теоретические знания о технике и тактике игры волейбол. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. В ходе бесед и лекции занимающейся знакомятся с основными правилами игры в волейбол. Изучая наглядные пособия, дополнительную литературу, учащийся получают представления о судействе игры, о жестах судей. На занятиях используется беседа с занимающимися, рассказ преподавателя, работа с дополнительной литературой.
При изучении раздела программы «Технические и тактические приемы» применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении. Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия.
Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их
дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся. Основные методы: игровой, соревновательный. Максимальный эффект обеспечивается лишь при оптимальном сочетании различных средств и методов, выбранных с учетом особенностей спортивной специализации.
Программа курса волейбол рассчитана на два года. I год обучения: включает в себя больше теоретическую, и менее практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. II год обучения: в практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися акцентируется внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов.
I. Основы знаний
- понятие о технике и тактике игры;
- основные положения правил игры в волейбол. Нарушения, жесты судей.
II. Технико-тактические приемы
1. Подачи
- техника выполнения прямой нижней подачи;
- прямая верхняя подача;
- ознакомление с техникой выполнения верхней боковой подачи.
2. Передачи
- верхняя передача двумя руками перед собой с выходом;
- приём мяча снизу двумя руками;
- верхняя передача двумя руками над собой через голову;
- верхняя передача двумя руками в прыжке.
3. Нападающий удар
- техника выполнения прямого нападающего удара правой и левой рукой перевод правой рукой (влево и вправо из зоны 4;2;3.);
-ознакомление с техникой постановки одиночного и группового блока.
4. Комбинированные упражнения
- подача – передача;
- подача – передача – нападающий удар;
- передача – нападающий удар – передача (игра в защите).
5. Учебно-тренировочные игры
- отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;
- отработка индивидуальных действий игроков разных игровых амплуа.
6. Судейство игр
- отработка навыков судейства школьных соревнований.
III. Физическая подготовка. Техническая подготовка.
- Сочетание специальных тактических качеств с техническими приемами.
- Сочетание (чередование, переключение) технических приемов и их способов.
- Изучение индивидуальных тактических действий в нападении и защите.
- Изучение групповых тактических действий в нападении и защите.
- Изучение командных тактических действий в нападении и защите.
- Переключения и выполнения тактических действий индивидуальных, групповых, командных – отдельно в нападении, отдельно в защите, в защите и нападении.
IV. Интегральная подготовка.
- Изучение процесса игры посредством игр, подготовка к волейболу учебной двусторонней игры.
- Применение изученных технических приемов и тактических действий в учебных играх в волейболе.
- Система заданий по применению технических приемов и тактических действий в игре.
- Система установок на игру (специальные задания) в контрольных играх и соревнованиях.
На каждом занятии осуществляется физическая подготовка учащихся, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения программы
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно; проговаривать последовательность действий; уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность; средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала; учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Ученик научится:
- Основным правилам игры в волейбол.
- Основным понятиям правил игры.
- Основам техники передвижений, остановок, поворотов и стоек.
- Технике ловли и подачи мяча.
Ученик получит возможность научиться:
Играть в волейбол.
- Навыкам игры в волейбол.
- Технике верхней передачи мяча после перемещения, технике нижней передачи мяча после перемещения.
- Основам техники выполнения передач мяча и нижней прямой подачи.
По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «техника игры», «тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки судейства.
Формы контроля и оценка практической подготовленности
По окончании курса учащийся получит возможность владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки судейства. Основной формой подведения итогов является соревнование.
Оценка практической подготовленности по контрольным упражнениям.
Технический прием | Контрольные упражнения | Возраст лет | Оценка | |||||||||||||
мальчики | девочки | |||||||||||||||
высокий | Выше среднего | средний | низкий | высокий | Выше среднего | средний | низкий | |||||||||
I. Передача мяча | 1. Поточная передача мяча двумя руками сверху в стенку с расстояния 3 м (кол-во раз). | 11 12 13 14 | 4 7 9 12 | 3 5 6 9 | 2 3 4 5 | 1 1 2 3 | 4 6 7 9 | 3 4 5 7 | 2 3 3 4 | 1 1 2 3 | ||||||
2. Передача мяча двумя руками сверху с собственного набрасывания из зоны 6 в кольцо диаметром 1 м, установленное в зоне 3 (10 попыток) | 11 12 | 3 5 | 2 4 | 1 2 | 0 1 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | 0 1 | |||||||
3. Передача мяча двумя руками сверху из зоны4 через сетку в квадрат3х3 м, расположенный в зоне 6; мяч предварительно передан из зоны 3 (10 попыток) | 11 12 | 4 6 | 3 5 | 2 3 | 1 2 | 4 5 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | |||||||
4. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 3 в кольцо, установленное в зоне 4, с предварительной передачи мяча из зоны 5 (10 попыток) | 13 14 15 16 17 | 4 6 6 6 7 | 3 5 5 5 5 | 2 3 3 3 3 | 1 2 2 2 2 | 3 5 5 5 6 | 2 4 4 4 5 | 1 2 3 3 3 | 0 1 2 2 2 | |||||||
5. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4, через сетку в квадрат 3х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, с предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток) | 13 14 | 5 6 | 4 5 | 3 3 | 2 2 | 4 5 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | |||||||
6. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 2 в кольцо, установленное в зоне 4, предварительной передачи мяча из зоны 6 (10 попыток) | 15 16 17 | 4 4 5 | 3 3 4 | 2 2 2 | 1 1 1 | 3 4 4 | 2 3 3 | 1 2 2 | 0 1 1 | |||||||
7. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4 через сетку в прямоугольник 2х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток) | 15 16 17 | 5 5 7 | 4 4 5 | 3 3 4 | 2 2 2 | 4 4 5 | 3 3 4 | 2 2 3 | 1 1 2 | |||||||
II. Подача мяча | 1. Нижняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток) | 11 12 | 7 8 | 4 6 | 3 4 | 1 2 | 6 7 | 4 5 | 3 3 | 1 2 | ||||||
2. Нижняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) | 11 12 | 4 6 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | 4 5 | 3 4 | 1 2 | 0 1 | |||||||
3. Верхняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток) | 13 14 | 8 9 | 5 7 | 3 5 | 2 3 | 6 7 | 4 5 | 3 4 | 2 2 | |||||||
4. Верхняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) | 13 14 | 5 6 | 4 5 | 2 3 | 1 2 | 4 5 | 3 4 | 2 2 | 1 1 | |||||||
5. Верхняя прямая подача на точность по заданию (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) | 15 16 17 | 6 7 8 | 5 5 6 | 3 4 4 | 2 3 3 | 5 5 6 | 4 4 4 | 2 3 3 | 1 2 2 | |||||||
6. Верхняя боковая подача в пределы площадки (10 попыток) | 15 16 17 | 5 7 8 | 4 6 7 | 2 4 5 | 1 2 3 | 4 5 6 | 3 3 5 | 2 2 3 | 1 1 2 | |||||||
Технический прием | Контрольные упражнения | Возраст лет | Оценка | |||||||||||||
мальчики | девочки | |||||||||||||||
высокий | Выше среднего | средний | низкий | высокий | Выше среднего | средний | низкий | |||||||||
III. Нападающий удар | 1. Прямой нападающий удар из зоны 4 в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток) | 11 12 13 14 | 3 4 6 8 | 2 3 5 6 | 1 2 3 4 | 0 1 2 3 | 2 3 6 6 | 1 2 5 5 | - 1 3 3 | - - 2 2 | ||||||
2. Нападающий удар из зоны 4 на точность (по 5 попыток в зоны 1 и 5) с передачи из зоны 3 | 15 16 17 | 6 7 8 | 5 6 7 | 4 4 5 | 3 3 4 | 5 6 7 | 4 5 6 | 3 3 4 | 2 2 3 | |||||||
3. Прямой нападающий удар из зоны 4 на силу в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток) | 15 16 17 | 5 7 8 | 4 6 6 | 3 5 5 | 2 4 4 | 4 6 6 | 3 5 5 | 2 4 4 | 1 3 3 | |||||||
IV. Блокирование | 1. Блокирование нападающего удара из зоны 4 в зону 5 (10 попыток) | 13 14 15 16 17 | 2 2 5 6 8 | 1 1 4 5 6 | 1 1 2 4 4 | - - 1 2 3 | 1 2 4 5 7 | 1 1 3 4 5 | - - 2 3 3 | - - 1 1 1 | ||||||
2. Блокирование нападающего удара из зоны 2 в зону 1 (10 попыток) | 13 14 15 16 17 | 2 2 5 6 8 | 1 1 4 5 6 | 1 1 2 4 4 | - - 1 2 3 | 1 2 5 5 7 | 1 1 3 4 5 | - - 2 3 3 | - - 1 1 1 | |||||||
3. Блокирование нападающего удара из зоны 3 в пределы площадки (10 попыток) | 15 16 17 | 4 5 6 | 3 4 5 | 2 3 4 | 1 2 2 | 3 4 5 | 2 3 4 | 2 3 3 | 1 1 1 |
Методические материалы
Формы занятий: тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований.
- Приемы и методы организации учебно - воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий
Тема программы | Форма организации и проведения занятия | Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата |
Общие основы волейбола ПП и ТБ Правила игры и методика судейства | Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная | Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала. Конспекты занятий для педагога. | Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства в волейболе. | Вводный, положение о соревнованиях по волейболу. |
Общефизическая подготовка волейболиста | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная | Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки | Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего | Тестирование, карточки судьи, протоколы |
Специальная подготовка | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест. |
Техническая подготовка волейболиста | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный, групповая, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование |
Игровая подготовка | групповая, подгрупповая, коллективно-групповая | практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего. | Учебная игра, промежуточный отбор, соревнование |
Формами подведения итогов по разделам, являются соревнования по игровой подготовке:
Этап начальной подготовки.
1. Мини-волейбол (по специальным правилам).
2. Волейбол 2x2, 3x3, 4x4, 6x6.
Учебно-тренировочный этап.
- Волейбол 2x2, 3x3, 4x4, 6x6.
- Соревнования по волейболу, товарищеские (контрольные) игры, соревнования по технической и специальной физической подготовке, по волейболу уменьшенными составами.
Организационно-педагогические условия реализации Программы
Календарный учебный график
Год обучения | Уровень обучения | Начало занятий | Окончание занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во учебных дней | Кол-во учебных часов (всего) | Режим занятий |
2 года | базовый | Сентябрь 2020 | Май 2022 | 72 | 72 | 144 | 2 часа 1 раз в неделю |
Материально-технические условия
Для реализации данной программы в МАОУ СОШ №1 имеется необходимая учебно-методическая литература, что способствует качественно готовиться и проводить учебный процесс.
Спортивный зал, с разметкой волейбольной площадки который соответствует всем санитарным нормам. Зал оборудован волейбольной сеткой, а также стандартным и не стандартным спортивным оборудованием. Имеются волейбольные мячи.
Кадровое обеспечение
Учитель физической культуры.
Список литературы
Список литературы, используемой для подготовки занятий:
- Железняк Ю.Д., Л.Н. Слупский «Волейбол в школе», Москва, «Просвещение» 2008.
- Железняк Ю.Д. , Л.Н. Слупский, Волейбол в школе, М – «Просвещение» 2009 г.
- Лях В.И.. Координационные способности школьников. – Минск, «Полымя», 2000 г.
- Матвеев Л.П.. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. – Москва, «Физкультура и спорт» 2000 год.
- Найминова Э.. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2001 г.
Список литературы для детей и родителей по тематике занятий:
- Клещев Ю.Н., А.Г. Фурманов Юный волейболист, М – «Физкультура и спорт» 1990 г.
- Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе, М – «Физкультура и спорт» 2000 г.