технология сенсорного развития дошкольников посредством дидактических игр.

ДАВЫДОВА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА

Актуальность проблемы  заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия.  Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и другие внешние свойства предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Актуальность проблемы  заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия.  Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что

                 Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Однако только в непосредственно образовательной деятельности нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к  ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра.  

Идея заключалась в том, чтобы использовать дидактические игры для развития сенсорных способностей дошкольников.

Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю изучение возможностей дидактических игр в развитии сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.

     Цель моей профессиональной деятельности – подобрать систему дидактических игр, позволяющую эффективно развивать сенсорные способности дошкольников, и, как следствие, развитие своей профессиональной компетентности именно в этом направлении.



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как игровой метод обучения

 

Целью которой является — развитие сенсорных способностей посредством дидактических. Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:- Формировать представления о сенсорных эталонах: эталонах цвета, формы, величины, вкуса, обоняния, слуха (фонематический слух), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето), пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.), осязания; 
- знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр; 
- воспитывать познавательный интерес, любознательность; 
-упражнять в установлении сходства и различия между предметами; 
- способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков; 
- развивать мелкую моторику рук; 
- повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей; 
- оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей. 

Кроме важности решения задач сенсорного развития, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, актуальность проблемы исследования заключается еще и в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека.


В работе с детьми использую различные формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами.

Прежде всего, был проведен мониторинг сенсорного развития детей.

На первом этапе особенности сенсорного развития изучались на основе наблюдения за детьми в ходе занятий, свободной деятельности и во время проведения режимных моментов. Наблюдение за свободной деятельностью детей я проводила в игровом уголке в процессе их деятельности с сюжетными и дидактическими игрушками. Я обратила  внимание, что играя с дидактическими играми – вкладышами, детям трудно подобрать необходимые детали. Им приходится  использовать большое количество практических действий, то есть зрительно проанализировать и подобрать нужную деталь им сложно. Так же, я отметила, что все дети без особого труда справляются с заданием на составление картинок, на которых изображен единичный предмет. В этом случае ни  количество частей,  ни направление разреза не вызывает у них затруднений. Однако, при усложнении сюжета, увеличение количества  частей  вызвало у детей затруднения, то есть заранее составить и продумать план действий детям сложно.

В ходе наблюдения за режимными моментами было установлено, что большинству детей доступны продуктивные контакты, и они способны включится в целенаправленную деятельность.

Однако я заметила, что у дошкольников недостаточен уровень развития действий, направленных на обследование предметов, игр. Детям приходится оказывать различные виды помощи: от организации их деятельности, до наглядной демонстрации способа выполнения.

На втором этапе обследование детей проводилось по индивидуальным заданиям. Ребенку предлагаются диагностические задания «Найди одинаковые по цвету» (форме, величине), «Покажи то, что я назову», «Покажи такой же цвет». Цель этих заданий - выявить степень сформированности представлений о форме, величине, цвете, умение сравнивать предметы с учетом указанных признаков, умение детей использовать рациональные способы действий. Важно понять, какой тип инструкции понятен детям (словесный; словесный, сопровождаемый показом). Во время диагностики, часть детей правильно выполняли инструкцию, содержащую основное обозначение признака, например, дать красный карандаш. Но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затруднялись.

Проанализировав  результаты обследования, я сделала вывод, что не все дети владеют сенсорными эталонами, у них возникают трудности при назывании цвета, назывании геометрических фигур. Многим детям необходима помощь взрослого. Дети способны выполнять действия по образцу, по жестовой инструкции, но при выполнении действий по словесной инструкции - часто испытывают затруднения.

Итак, чтобы сенсорное развитие детей проходило полноценно, необходима целенаправленная ежедневная работа по сенсорному воспитанию. Задачи по коррекции и развитию сенсорного воспитания должны осуществляться в условиях повседневной жизни детей в процессе игр, труда, прогулки,  что способствует обогащению чувственного опыта через восприятие целого комплекса различных свойств и сторон явлений общественной жизни, природы, мира вещей.

Педагогический процесс, строила  в нескольких направлениях.

1. Создание предметно – развивающей  среды.

2. Использование дидактических игр и упражнений на закрепление цвета, формы, величины, развитие тактильных ощущений,  слухового анализатора.

3. Использование режимных моментов.

4.  Целенаправленная работа с родителями.

5. Использование продуктивной деятельности.

Я использовала дидактические игры и упражнения,  традиционные игры и пособия-вкладыши, пирамидки, матрешки, «лото».

Игры и упражнения на закрепления цвета.

Такие, как «Помоги рыбкам», «Собери капельки», «Собери бусы». «Разноцветные колечки», «Цветное лото», «Привяжи шарик к веревочке», «Сыр и мыши» и другие.

В дидактической игре «Помоги рыбкам» просили помочь мамам рыбкам найти своих деток: «Чьи это детишки запутались в водорослях?» Детишки-рыбки такого же цвета,  как и мама рыбка. В другой игре «Собери капельки в стакан», просили собрать капельки в  стакан: «Наберем целый стакан одинаковых капелек». В игре «Привяжи шарик к веревочке» - необходимо подобрать шар, такого же цвета, как и нитка. Дидактический материал вызвал у детей большой интерес, желание действовать. Они обменивались  предметами, сравнивали их. Делали умозаключения, сравнивая цвета : «Такая же капелька, такая же рыбка, одинаковые бабочки». Затем задания усложнялось, в игре «Сыр и мыши» нужно подобрать по цвету не только хвостики, но и тарелочки.

Дети полюбили игры на закрепления цвета. Игра «Собери колечки». Разбрасывались колечки двух цветов, дети бегали и собирали  колечки, раскладывали их по коробкам в соответствии с цветом.

«Найди сою пару». Раздаются детям флажки разного цвета. Под музыку  дети разбегаются по комнате, по окончании музыки, останавливаются и ищут каждый свою пару – ребенка, у которого флажок того же цвета.

Зайки – попрыгайки». Взрослый раскладывает  изображения  зайчиков определенного цвета. Отдельно кладет е цветные карточки. Воспитатель  и ребенок вместе выполняет движения под песенку:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так!

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Во так, вот так!

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!

Зайка в домик убежал!

Ребенок берет изображения зайчика и несет в домик – карточку соответствующего цвета.

Особое внимание обращала на эстетическую сторону дидактического материала. Использовали чистые цветовые тона.

Игры и упражнения на закрепление величины.

Очень активно дети играют в такие игры, как «Большая и маленькая игрушка»,  «Одень кукол» (предлагаются куклы разного размера и соответствующая одежда для них), «Соберем грибы» (большие, средние и маленькие), «Накорми мишек» (медведи и посуда разного размера). Со старшими  детьми играли в игры «Сверни ленту», «Большие и маленькие» , «Расставь по порядку».

«Сверни ленту». Взрослый предлагает ребенку свернуть ленты на стержне (разной длины). Какую ленту быстрее сворачивать, длинную или короткую? Развернуть ленты, наложить друг на друга, сравнить их по длине.

«Большие и маленькие». Взрослый говорит, что к ним пришла в гости кукла, и просит сделать для нее бусы. Дает ребенку большие бусы и маленькие (можно заменить пуговицами), просит нанизать пуговицы в определенной последовательности, например, две маленькие, за тем одну большую.

«Расставь по порядку». Ребенку предлагают сопоставить и расставить предметы по одному признаку. Например, расставить цилиндры по порядку от самого низкого до высокого, разложить бусы по длине (от длинных до коротких или наоборот).

Игры и упражнения на закрепление формы.

Игра «Коврик». Ребенку предлагается рассмотреть коврик из геометрических фигур.   Он рассматривает его и называет, из каких геометрических   фигур он состоит. Предложить малышу самому  составить коврик из различных геометрических фигур.

«Какая фигура лишняя».   Предлагаются наборы из четырех геометрических фигур. Например, три четырех угольника и один треугольник, три овала и один круг и другие.     Требуется определить лишнюю фигуру и объяснить.

«Незаконченные картинки». Детям предлагаются незавершенные изображения предметов. Для их завершения предлагается подобрать элементы разной формы.    Предложить детям узнать, что изображено на картинках, и доделать  рисунок.   

«Птички прилетели». Перед ребенком раскладываются карточки с изображением птичек в геометрической фигуре, отдельно лежат геометрические фигуры (овал, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Дети выполняют движения под слова песенки:        

Прилетели птички,

Птички – невелички

Летали – летали

Крыльями махали.

Так они летали,   

Крыльями махали.

На дорожку прилетели

Зернышки клевали.

Спать захотели,

Спрятались в домике.

Ребенок должен помочь птичкам укрыться в своих домиках. Он закрывает карточки с птичками соответствующими геометрическими формами.

Игры и упражнения на развитие тактильных ощущений.

На развитие тактильных ощущений, мы проводили такие  игры, как «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь»,  «Магазин», «Платочек для куклы», «Угадай овощ».

«Магазин». Продавец ощупывает образец ткани и находит в мешочке точно такой же на ощупь.

«Платочек для куклы». Детям предлагали трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия.

Также мы подбирали  игры, цель которых – открыть для малышей особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем - то важном. В этих играх дети учатся различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных и людей.

«Кто что услышит». Ставили перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в бубен, барабан, играли на дудочке и так далее. Предлагали отгадать. Каким предметом произведен звук.

«Узнай по звуку предмет». Для этой игры использовали различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (ложки, книжка и так далее). Дети сидели спиной, а мы за ширмой производили шумы и звуки различными предметами. Дети догадывались, чем был произведен звук.

«Цапля и воробушки». Показываю детям картинку с цаплей и говорю: «У цапли ноги длинные, она ходит важно, медленно, как звучит сейчас бубен». Я медленно стучу в бубен, дети подражают медленной походке цапли. За тем, показываю картинку, где нарисован воробей, говорю: « воробей прыгает так быстро, как звучит сейчас бубен».  Дети  скачут как воробышки.

«Тихо – громко». В этой игре развивали умение менять силу голоса. Для этого подбирали игрушки разных размеров ( большую и маленькую собачку, кошку и другие игрушки, звук которых можно имитировать). Показывали детям двух собачек и проговаривали голосом разной тональности.

Для развития слухового ощущения использовали  записи детских песенок и музыкальных произведений. Технические средства повысили интерес детей, сделали процесс обучения более занимательным.

В своей работе я учитываю ведущий вид деятельности дошкольника и соблюдаю действенный подход к восприятию окружающего мира. Этим условием, в наибольшей степени отвечает такая форма организации активной детской деятельность - игра.

Особое внимание в своей работе я уделяю продуктивной деятельности, так как считаю, что продуктивная деятельность имеет большое познавательное и коррекционное значение. Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Возникновение этих деятельностей теснейшим образом связано у ребенка с восприятием предметов и явлений окружающего мира, так как, то, что не воспринято, не может быть отражено. Работа по сенсорному воспитанию детей на занятиях по изобразительной деятельности сводится к следующему: совершенствование отдельных анализаторов и накопление представлений о конкретных признаках предметов  (форме, цвете, величине). Для того,  чтобы, эта работа проходила эффективнее, я использую в своей работе нетрадиционные методы и приемы рисования, лепки, аппликации, прибегая к необычным материалам: семенам, крупам, разным видам  бумаги, ниткам, соленому тесту.

    

    



Предварительный просмотр:

Задачи и планирование работы

в средней группе.

- расширить знания о сенсорном  воспитании детей дошкольного возраста.

- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение  новых игр при участии родителей)

- образование родителей по данной  теме

-совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех

органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

-приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы,    

используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать,

классифицировать предметы

Методическая  работа

Формы работы

Сроки

   Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой;  Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

В течение года

Список методической литературы по данной проблеме.

Создание предметно-развивающей среды . Самостоятельное  изготовление игрушек для сенсорного развития детей.

В течение года.

Наличие игр по сенсорному развитию

Провести мастер-класс для педагогов на тему «Изготовление пособий по сенсорике»

Февраль

2020 г

Проведение консультаций для родителей

Октябрь, декабрь, февраль

Конспекты консультаций

Индивидуальные беседы с  родителями

В течение года

 

Формы работы с родителями

Сроки

Организация совместной деятельности родителей и педагогов, способствующая сенсорному воспитанию детей. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Индивидуальные беседы с  родителями: по вопросам внедрения дидактических игр для развития сенсорики  в домашних условиях.

В течение года

Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»

Октябрь 2019г.

Консультация для родителей «Сущность дидактических игр»

Февраль 2020г.

Фотовыставка  «Дидактические игры нашей группы»

Апрель

2020г.

 

Формы работы детьми

Сроки

Создание предметно-развивающей среды

В течение года

Проведение занятий по сенсорному воспитанию

В течение года

Выставка детских аппликаций из геометрических фигур.

Февраль

2020г.

Использование дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию

В течение года

Сенсорное воспитание, осуществляемое в процессе обучения:  рисованию аппликации, лепке

В течение года

Конкурс рисунков «Разноцветная весна»

Апрель

2020г.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Узнай фигуру»

- «Найди пару» и др.

Сентябрь – октябрь 2019г.

Игры на развитие моторики рук.

                   -«Золушка»

    -«Игры с прищепками»

                   -«Бирюльки»

                   -«Сделаем кукле бусы» и др.

Сентябрь

Октябрь

2019г.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы, правильное соотнесение нескольких предметов с  геометрическими  образцами.

      -«Разложи фигурки по домикам»

      - «Найди предмет такой же формы»

      - «Какая фигура лишняя?» и др.

      -«Катится- не катится» и др.

Ноябрь -декабрь 2019г

Игры с бросовым материалом.

                  -«Мозайка»

-«Шагаем в пробках»

                   -«Пуговицы»

                   -« Спички» и др.

Ноябрь-декабрь

 2019 г

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- «Сравни предметы по высоте»

               -«Построй дорожку»

- «Разноцветные кружки»

               - «В какую коробку?»

- «Дальше – ближе» и др.

Январь -

Февраль

2020г.

Игры на вкусовые ощущения и запах.

               -«Вкусные овощи»

               -«Вкусные фрукты»

-«Мы предприниматели»

    -«Вспомни, как они пахнут» и др.

Январь

Февраль

2020г

Игры на слуховое восприятие.

-«Шумящие коробочки»

-«Определяем музыкальный инструмент»

Март

Апрель

2020г.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

              - «Поле чудес»

              - «Собери  гирлянду»

              - «Волшебные лепестки»

               - «Цветные жалюзи»  и др.

Март – апрель 2020г.



Предварительный просмотр:

Перспективный план по сенсорному воспитанию детей через дидактические игры в старшей группе

Сентябрь

1. Игра «Большие и маленькие» - учить детей чередовать предметы по величине.

2. Игра «Чем похожи, чем отличаются» - закреплять понятия величины.

3. Игра «Каждую фигуру на свое место» - дать представление об изменении геометрических фигур. Показать, что формы предметов и их частей могут соответствовать разным вариантам фигур.

4. Игра «Найди такой же узор» - научить детей последовательно осматривать расчлененную форму, выделять, называть и запоминать ее части, их пространственное расположение.

Октябрь

1. Игра «Накрываем на стол» - учить детей подбирать предметы по величине и форме.

2. Игра «Найди такой же» - учить из множества выбирать предметы по признаку.

3. Игра «Найди по описанию» - научить самостоятельно, описывать расчлененную орнаментальную форму.

4. Игра «Кто больше увидит?» - учить детей последовательному зрительному обследованию и словесному описанию формы предметов.

Ноябрь

1. Игра «Подбери такой же» - закреплять умение выбирать предметы по признаку.

2. Игра «Разложи в коробочки» - учить определять признаки предметов и ориентироваться в формах и величинах».

3. Игра «Мы составляем Петрушку» - формировать у детей умение расчленять сложную форму предмета на элементы.

4. Игра «Цветочный магазин» - учить самостоятельно, проводить обследование предмета.

Декабрь

1. Игра «Варежки» - вести работу по формированию элементарных математических представлений.

2. Игра «Найди, каких игрушек поровну» - учить счету и сравнению.

3. Игра «Быстрое выкладывание форм» - упражнять в отработке и умению расчленять сложную форму.

4. Игра «Найди на ощупь»- учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предмета.

Январь

1. Игра «Магазин» - эта игра поможет усвоить названия и порядок первых пяти чисел.

2. Игра «Сделай лесенку» - образование числа и цифры 5.

3. Игра «Отсчитай столько же» - закрепить знание детей на цифры.

4. Игра «Рассели цветные числа» - умение составлять число из двух меньших.

Февраль

1. Игра «Игровое упражнение части суток» - формирование временных представлений развития внимания.

2. Игра «Когда это бывает» - закреплять представление о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня, завтра, вчера».

3. Игра «День - ночь» - закрепление понятия «утро», «день», «вечер», «ночь».

4. Игра «Вчера, сегодня, завтра» - освоение временных понятий.

Март

1. Игра «Орнаменты» - учить различать фигуры на плоскости и с учетом формы и цвета.

2. Игра Конструктор «Собери куб» - закреплять умение логически мыслить.

3. Игра «Волшебные краски» - знакомить детей с оттенками по цветовому тону.

4. Игра «Подбери себе соседа» - упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по цвету.

Апрель

1. Игра «Логическое лото» - развивать логическое мышление.

2. Игра «Найди такой же» - развивать внимание и память.

3. Игра «Подбери фигуру» - упражнять в названии геометрических форм.

4. Игра «Сломанная лестница» - учить детей замечать нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины.

Май

1. Игра «Назови цифру» - закреплять знания детей о цифрах.

2. Игра «Какое число пропущено» - упражнять в порядковом счете.

3. Игра «Назови соседей числа» - упражнять в соотношении числа и цифры.

4. Игра «Чего не стало» - развивать внимательность и память детей.