САМООБРАЗОВАНИЕ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В АППЛИКАЦИИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f.docx | 275.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. педагога (полностью) | Давыдова Лариса Геннадьевна |
Дата рождения | 14.03.1974 |
Должность | Воспитатель |
Стаж работы в должности | 26 лет |
Квалификационная категория (Приказ № и дата; Протокол № и дата заседания аттестационной комиссии) | Приказ №602 от 20.02.2016 Протокол №1 от 10.02.2016 заседания аттестационной комиссии |
Образование (уровень (высшее, среднее профессиональное), название учебного заведения и год окончания) | Высшее. Орехово-Зуевский педагогический институт, 1997 год |
Профессиональная переподготовка (тема, сроки) | «Дошкольная специальная психология и педагогика»» 01.04.2017— 29.09.2017 |
Курсы повышения квалификации за последние три года (тема, сроки) | - «ИКТ-компетентность воспитателя дошкольной образовательной организации как компонент профессионального стандарта педагога»» 19.03.2018— 30.03.2018 - «Оказание первой помощи детям дошкольного возраста педагогическим работников в рамках исполнения ст. 41 «Закона об образовании» раздела «Об охране здоровья обучающихся»»» 01.10.2018— 28.10.2018 - «Физическое воспитание в ДОО как фактор укрепления здоровья и развития двигательной активности дошкольников в современных условиях» 12.11.2019 – 28.11.2019 |
Профессиональные награды (вид награды (грамота, благодарность…), от кого, год) | Грамота КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЭЛЕКТРОГОРСК 2014 год Грамота АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№ «ЁЛОЧКА» 2014 год Грамота УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЭЛЕКТРОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2017 год Почётная Грамота АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№ «ЁЛОЧКА» 2020 год |
Актуальность темы.
Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают, что упражнения с нетрадиционными материалами в аппликации на плоскостных формах и изображениях обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребёнка.
Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития.
Она является одним из важнейших средств познания мира и развития знания эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка.
Установлено, что дети старшего возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга.
Занятия аппликацией способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. У дошкольников формируются обобщенные способы анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, математические представления, развивается чувство цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Занятия аппликацией повышают самооценку ребёнка, уверенность в своих силах и возможностях.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Занимаясь аппликацией работая с нетрадиционными материалами, дети знакомятся с их свойствами,( крупа, скорлупа, нитки, глина, ракушки и др.) , выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.
Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа с детьми дошкольного возраста с помощью нетрадиционных форм аппликации способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Цель.
- Повысить уровень своего педагогического, профессионального мастерства и компетентности через изучение особенностей использования нетрадиционных материалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и самообразования.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Провести диагностику на начало и конец учебного года.
4. Распространить свой опыт работы среди педагогов через проведение мастер-класса по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
5. Обобщить свой опыт работы проведения мастер-класса для родителей по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
6. Распространить свой опыт работы через выступление на педагогическом совете: «Использование нетрадиционного материала в аппликации как средство развития познавательно – исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте»
7. Внедрить в практическую деятельность дошкольников занятий по аппликации с использованием нетрадиционного материала.
8. 0бобщить и закрепить знания и умения детей в использовании нетрадиционных техник в аппликации через проведение открытых занятий, дидактических игр и экспериментов.
Предполагаемые результаты по самообразованию.
- Подготовила и выступила с сообщением на педагогическом совете: «Использование нетрадиционного материала в аппликации как средство развития познавательно – исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте»
- Повысила собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и самообразования.
- Разработала перспективный план работы с детьми.
- Подготовила диагностику на начало и конец учебного года.
- Подготовила и провела консультацию для родителей по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
- Подготовила и провела консультацию для педагогов на тему: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
- Подготовила материал и провела мастер-класс для педагогов по теме: «Торцевание - как одна из техник нетрадиционной аппликации способствующей развитию творческих способностей детей дошкольного возраста».
- Подготовила материал и провела мастер-класс для родителей по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
- Внедрила в практическую деятельность дошкольников занятий по аппликации с использованием нетрадиционного материала.
- Закрепила знания и умения детей в использовании нетрадиционных техник в аппликации через проведение открытых занятий, дидактических игр и экспериментов.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2020 – 2021 год
Месяц | Формы и темы мероприятий | |||
с детьми | с педагогами | с родителями | самообразование | |
Сентябрь 2020 |
Сбор природного материала и подготовка его к работе Аппликация из ватных дисков: «Гусеница» | Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики рук - основа успешного обучения в школе» | Разработка перспективного плана работы с детьми. Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы:Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий.» / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»). Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М. : Просвещение, 2000. Сбор материалов для творчества | |
Октябрь 2020 | Обследование материала с помощью познавательно – экспериментальной деятельности. Аппликация из вязанных квадратиков: «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко» Экспериментирование: окрашивание риса. Д/игра: «Узнай на ощупь» | Консультация на тему: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». | ||
Ноябрь 2020 | Беседа: «Дикие и домашние животные» Аппликация из вязанных квадратиков: «Зайка серый, где ты бегал» Аппликация из крупы (цветного риса): «На лесной опушке выросли грибы» Д.игра: «подбери нужный цвет» | Выступление с презентацией на педагогическом совете: «Использование нетрадиционного материала в аппликации как средство развития познавательно – исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте» | Изучение особенностей использования нетрадиционных материалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста. | |
Декабрь 2020 | Подготовительная работа: Изготовление разноцветных салфетных шариков Аппликация из салфетных шариков: «Новогодняя елка» Д.упр: «Какая! Какой! Какое!» Аппликация из крупы: «Красивая бабочка» | Демонстрация видеоролика занятия для педагогов: Аппликация из салфетных шариков: «Новогодняя елка» | Консультация для родителей по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». | Сбор материалов для творчества Подбор пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук. |
Январь 2021 | Подготовительная работа: обследование и подготовка скорлупы к работе Д.игра: «Превращалочка» Беседа: «Живая и неживая природа» Аппликация: из скорлупы и салфеток: «Цыпленок»
| Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы: Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома», Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду», Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала» и Маханева М.Д., Скворцова О.В. « Учим детей трудиться» | ||
Февраль 2021 | Беседа: «Вот такие волшебные ниточки. Забавные истории про клубок». Подготовка ниток различного цвета и фактуры к работе. Аппликация из природного материала: «Ёжик» Д. игра: «Собери узор» (природный материал) Аппликация из ватных дисков: «Снеговик» | Демонстрация видеоролика занятия для педагогов: Аппликация из ватных дисков: «Снеговик»
| Консультация: Организация совместной продуктивной деятельности взрослого и ребенка с учетом их возрастных особенностей. | Просмотр видео занятий, вебинаров, онлайн-семинаров с целью расширения опыта работы с нетрадиционным материалом |
Март 2021 | Аппликация из знакомых материалов (крупа, салфетки): «Цветок для мымы» Аппликация из разноцветных ниток: «Одуванчики»
Д.игра: «Превращалочка» (природный материал) | Подборка дидактических игр и упражнений для развития творческих способностей и познавательных интересов дошкольников, а так же для развивития психических процессов: внимания, памяти, воображения. | ||
Апрель 2021 | Аппликация из разной крупы. (коллективная) «Аквариум» Д.игра: «Что лишнее» Д.игра: «Собери узор» | Мастер-класс для педагогов по теме: «Торцевание - как одна из техник нетрадиционной аппликации способствующей развитию творческих способностей детей дошкольного возраста». | Подготовка материала для творчества. Изучение и закрепление новых техник в аппликации, апробировка новых методы и приемов работы с нетрадиционным материалом | |
Май 2021 | Д/И «Узнай на ощупь»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке». Аппликация из разных знакомых материалов: «Магазин игрушек» | Открытое занятие для педагогов: Аппликация из разных знакомых материалов: «Магазин игрушек» | Мастер-класс для родителей по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». | Выставка творческих работ для детей и их родителей. Отчёт о проделанной работе за учебный год, |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. -М: 2003, - 344с.
2. Гусакова М.А. Аппликация, — М.: «Просвещение», 1982;
3. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006
4. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2001
5. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое
пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.
6. Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки, — М.: Мир книги, 2010.
7. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду, — М.: Скрипторий, 2010.
8. Короткова Е.А. Рисование и аппликация в детском саду, — М.: Академия развития, Харвест, 2009;
9. Т.С. Комарова - Методика изобразительной деятельности, — М.: «Просвещение», 1985;
10. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду/под редакцией Саккулиной Н.П. – М.: «Просвещение», 1971;
11. Новикова И.В. Объёмная аппликация в детском саду, — М.: 2011;
12. Погатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду, — М.: «Просвещение», 1988;
13. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, — М.: «Просвещение», 1982.
14. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. Мозаика Синтез, 2006. - 188 с.
15. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детским саду. - М: Просвещение, 1998. - 167с.