САМООБРАЗОВАНИЕ

ДАВЫДОВА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В АППЛИКАЦИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f.docx275.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                       

Ф.И.О. педагога (полностью)

Давыдова Лариса Геннадьевна

Дата рождения

14.03.1974

Должность

Воспитатель

Стаж работы в должности

26 лет

Квалификационная категория (Приказ № и дата; Протокол № и дата заседания аттестационной комиссии)

Приказ №602 от 20.02.2016

Протокол №1 от 10.02.2016 заседания аттестационной комиссии

Образование (уровень (высшее, среднее профессиональное), название учебного заведения и год окончания)

Высшее.

Орехово-Зуевский педагогический институт, 1997 год

Профессиональная переподготовка (тема, сроки)

«Дошкольная специальная психология и педагогика»»

01.04.2017— 29.09.2017

Курсы повышения квалификации за последние три года (тема, сроки)

- «ИКТ-компетентность воспитателя дошкольной образовательной организации как компонент профессионального стандарта педагога»»

19.03.2018— 30.03.2018

- «Оказание первой помощи детям дошкольного возраста педагогическим работников в рамках исполнения ст. 41 «Закона об образовании» раздела «Об охране здоровья обучающихся»»»

01.10.2018— 28.10.2018

- «Физическое воспитание в ДОО как фактор укрепления здоровья и развития двигательной активности дошкольников в современных условиях»

12.11.2019 – 28.11.2019

Профессиональные награды (вид награды (грамота, благодарность…), от кого, год)

Грамота

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЭЛЕКТРОГОРСК

2014 год

Грамота

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№ «ЁЛОЧКА»

2014 год

Грамота

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЭЛЕКТРОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2017 год

Почётная Грамота

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№ «ЁЛОЧКА»

2020 год

Актуальность темы.

         Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают, что упражнения с нетрадиционными материалами в аппликации на плоскостных формах и изображениях обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребёнка.

         Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития.

Она является одним из важнейших средств познания мира и развития знания эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка.

        Установлено, что дети старшего возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга.

         Занятия аппликацией способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. У дошкольников формируются обобщенные способы анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, математические представления, развивается чувство цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Занятия аппликацией повышают самооценку ребёнка, уверенность в своих силах и возможностях.
       Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
      Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
       Занимаясь аппликацией работая с нетрадиционными материалами, дети  знакомятся с их свойствами,( крупа, скорлупа, нитки, глина, ракушки и др.) , выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.

       Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

       

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа с детьми дошкольного возраста с помощью нетрадиционных форм аппликации способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Цель.

- Повысить уровень своего педагогического, профессионального мастерства и компетентности через изучение особенностей использования нетрадиционных материалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и самообразования.

2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Провести
 диагностику на начало и конец учебного года.
4. Распространить свой опыт работы среди педагогов через  проведение мастер-класса  по теме:
 «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
5.  Обобщить свой опыт работы проведения мастер-класса для родителей по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
6. 
 Распространить свой опыт работы через выступление на педагогическом совете: «Использование нетрадиционного материала в аппликации как средство развития познавательно – исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте»

7. Внедрить в практическую деятельность дошкольников занятий по аппликации с использованием нетрадиционного материала.

8. 0бобщить и закрепить знания и умения детей в использовании нетрадиционных техник в аппликации через проведение открытых занятий, дидактических игр и экспериментов.

Предполагаемые результаты по самообразованию. 

-  Подготовила и выступила с сообщением на педагогическом совете: «Использование нетрадиционного материала в аппликации как средство развития познавательно – исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте»

- Повысила собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и самообразования.

- Разработала перспективный план работы с детьми.

- Подготовила диагностику на начало и конец учебного года.

- Подготовила и провела консультацию для родителей по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

- Подготовила и провела консультацию для педагогов на тему: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

- Подготовила материал и провела мастер-класс для педагогов по теме: «Торцевание - как одна из техник нетрадиционной аппликации способствующей развитию творческих способностей детей дошкольного возраста».

- Подготовила материал и провела мастер-класс для родителей по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

- Внедрила в практическую деятельность дошкольников занятий по аппликации с использованием нетрадиционного материала.
- Закрепила знания и умения детей в использовании нетрадиционных техник в аппликации через проведение открытых занятий, дидактических игр и экспериментов.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2020 – 2021 год

Месяц

Формы и темы мероприятий

с детьми

с педагогами

с родителями

самообразование

Сентябрь 2020


Знакомство детей с материалом пригодным для использования при аппликации в дошкольном возрасте.

Сбор природного материала и подготовка его к работе

Аппликация из ватных дисков: «Гусеница»

Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики рук  - основа успешного обучения в школе»

Разработка перспективного плана работы с детьми.

Повышение  собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы:Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий.» / Под ред. Р. Г.

Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).

Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М. : Просвещение, 2000.

Сбор материалов для творчества

Октябрь

2020

Обследование материала с помощью познавательно – экспериментальной деятельности.

Аппликация из вязанных квадратиков: «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко»

Экспериментирование: окрашивание риса.

 Д/игра: «Узнай на ощупь»

Консультация на тему: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Ноябрь

2020

Беседа: «Дикие и домашние животные»

Аппликация из вязанных квадратиков: «Зайка серый, где ты бегал»

Аппликация из крупы (цветного риса): «На лесной опушке выросли грибы»

Д.игра: «подбери нужный цвет»

Выступление  с презентацией на педагогическом совете: «Использование нетрадиционного материала в аппликации как средство развития познавательно – исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте»

Изучение особенностей использования нетрадиционных материалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста.

Декабрь

2020

Подготовительная работа: Изготовление разноцветных салфетных шариков

Аппликация из салфетных шариков: «Новогодняя елка»

Д.упр: «Какая! Какой! Какое!»

Аппликация из крупы: «Красивая бабочка»

Демонстрация видеоролика занятия для педагогов: Аппликация из салфетных шариков: «Новогодняя елка»

Консультация для родителей по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Сбор материалов для творчества

Подбор пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук.

Январь

2021

Подготовительная работа: обследование и подготовка скорлупы к работе

Д.игра: «Превращалочка»

Беседа: «Живая и неживая природа»

Аппликация: из скорлупы и салфеток: «Цыпленок»

 

Повышение  собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы:

Куцакова Л.В.  «Творим и мастерим. Ручной труд в детском  саду  и  дома»,  Лыкова  И.А.  «Художественный  труд  в  детском саду»,  Гульянц  Э.К.,  Базик  И.Я.  «Что  можно  сделать  из  природного материала» и  Маханева М.Д., Скворцова О.В. « Учим детей трудиться»

Февраль

2021

Беседа: «Вот такие волшебные ниточки. Забавные истории про клубок».

Подготовка ниток различного цвета и фактуры к работе.

Аппликация из природного материала: «Ёжик»

Д. игра: «Собери узор» (природный материал)

Аппликация из ватных дисков: «Снеговик»

Демонстрация видеоролика занятия для педагогов: Аппликация из ватных дисков: «Снеговик»

 

Консультация: Организация совместной продуктивной деятельности взрослого и ребенка с учетом их возрастных особенностей.

 Просмотр видео занятий,  вебинаров, онлайн-семинаров  с целью расширения опыта работы с нетрадиционным материалом

Март

2021

Аппликация из знакомых материалов (крупа, салфетки): «Цветок для мымы»

Аппликация из разноцветных ниток: «Одуванчики»

 

Д.игра: «Превращалочка» (природный материал)

 Подборка дидактических игр и упражнений  для развития творческих способностей и  познавательных  интересов дошкольников, а так же для   развивития  психических  процессов:  внимания, памяти, воображения.

Апрель

2021

Аппликация из разной крупы. (коллективная) «Аквариум»

 Д.игра: «Что лишнее»

Д.игра: «Собери узор»

Мастер-класс для педагогов по теме: «Торцевание - как одна из техник нетрадиционной аппликации способствующей развитию творческих способностей детей дошкольного возраста».

Подготовка материала для творчества.

Изучение и закрепление новых техник в аппликации, апробировка новых методы и приемов работы с нетрадиционным материалом

Май

2021

Д/И «Узнай на ощупь»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке».

Аппликация из разных знакомых материалов: «Магазин игрушек»

Открытое занятие для педагогов: Аппликация из разных знакомых материалов: «Магазин игрушек»

Мастер-класс для родителей по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Выставка творческих работ для детей и их родителей.

Отчёт о проделанной работе за учебный год,

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. -М: 2003, - 344с.

2.  Гусакова М.А. Аппликация, — М.: «Просвещение», 1982;

3.  Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006

4.  Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2001

5.  Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое

пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.        

6.  Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки, — М.: Мир книги, 2010.

7.  Грибовская А.А. Аппликация в детском саду, — М.: Скрипторий, 2010.

8.  Короткова Е.А. Рисование и аппликация в детском саду, — М.: Академия развития, Харвест, 2009;

9.  Т.С. Комарова -   Методика изобразительной деятельности, — М.: «Просвещение», 1985;

10.  Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду/под редакцией Саккулиной Н.П. – М.: «Просвещение», 1971;

11.   Новикова И.В. Объёмная аппликация в детском саду, — М.: 2011;

12.  Погатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду, — М.: «Просвещение», 1988;

13. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, — М.: «Просвещение», 1982.

 14.  Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. Мозаика Синтез, 2006. - 188 с.

15.  Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детским саду. - М: Просвещение, 1998. - 167с.