технология детского экспериментирования

ДАВЫДОВА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА

Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос обязательно! – активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы ДОУ предполагают формирование интегративных качеств дошкольника, основным из которых  является познавательная активность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность

Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос обязательно! – активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы ДОУ предполагают формирование интегративных качеств дошкольника, основным из которых  является познавательная активность. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе. В своей практике мы часто сталкиваемся с проблемой интеллектуальной пассивности детей.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом.Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть в этом виноваты мы взрослые? Исследования Н.Н. Поддьякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии  справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакое другое средство соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Главное достоинство применения экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:      

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;                          
  •   Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.              
  •  Развивается речь ребенка, так как  он формулирует обнаруженные закономерности и выводы, рассказывает об увиденном.
  •  Происходит накопление фонда умственных умений.  
  •   Формируются самостоятельность,  целеполагание, способность преобразовывать какие - либо предметы  и явления для достижения данного результата.
  •  Развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, трудовые навыки. Поэтому важно, чтобы педагог активизировал детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций через экспериментирование. До настоящего времени использование поисковой деятельности детей характеризовалось эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации, что обусловлено противоречием между огромнымисследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольника, а так же отсутствием деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования.                                                                                                                                       Таким образом, актуальность опыта обусловлена:                                                                                                  -    выбором экспериментальной деятельности как эффективным средством формирования познавательной активности дошкольника;                                                                                                                -     важностью проблемы формирования познавательной активности дошкольника;

  -     противоречием между недооцениванием и недостаточным использованием потенциала детского экспериментирования в развитии познавательной активности и необходимостью создания  модели развития познавательной активности посредством экспериментирования.                                    



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по экспериментированию в старшей группе

 

Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

Задачи:

• создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;

• развитие познавательных интересов;

• развитие мыслительных процессов; самостоятельности;

• воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;

• формирование толерантности.

Предполагаемый результат:

• формирование интеллектуальных впечатлений;

• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;

• умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

 

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Тема 1: Песочная страна

Закрепить знания детей о свойствах песка.

Тема 2: Песчаный конус.

Помочь определить, может ли песок двигаться

Тема 3: Глина, какая она?

Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

Тема 4: Песок и глина – наши помощники.

Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия

Тема 5: Ветер и песок

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

Тема 6: "Свойства мокрого песка"

 

Познакомить со свойствами мокрого песка

Тема 7: «Песочные часы»

Знакомство с песочными часами

Тема 8: «Песок и глина»

Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи  экспериментальной деятельности

Тема 1: Этот удивительный воздух

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха

Тема 2: Парусные гонки

Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании

Тема 3: Вдох - выдох

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Тема 4: Сухой из воды

Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека.

Тема 5: Поиск воздуха

Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ.

Тема 6: Муха – цокотуха

Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.

Тема 7: Воздух при нагревании расширяется

Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.

Тема 8: В воде есть воздух

Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи  экспериментальной деятельности

Тема 1: Пар — это тоже вода

Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

Тема 2: С водой и без воды

Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

Тема 3: Замораживаем воду

Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода.

Тема 4:Вода не имеет формы

Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Тема 1: Проверим слух

Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук.

Тема 2: Наши помощники - глаза

Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.

Тема 3: Взаимосвязь органов вкуса и запаха

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Тема 1: Тонет - не тонет

Знакомство со свойствами коры дерева

Тема 2: Посадим деревце

Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему

Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания?

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Тема 4: Почему осенью опадают листья?

Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Тема 1: Парящий самолет

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм»

Тема 2: Притягивает - не притягивает

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы

Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею

Тема 4: Рисует магнит или нет

Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков;

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Тема 1: «Домашняя засуха»

Дать представление о том, что в земле есть вода.

Тема 2: «Где лучше расти»

Знакомство со свойствами почвы



Предварительный просмотр:

Цели и задачи технологии детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.

Цель:

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

Задачи:

 - Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:

 - Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

 - Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)

 - Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость.

 - Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей.

 - Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

 - Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.

  - Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

 - Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

 - Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

 - Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.

  - Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.