технология детского экспериментирования
Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос обязательно! – активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы ДОУ предполагают формирование интегративных качеств дошкольника, основным из которых является познавательная активность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Актуальность
Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос обязательно! – активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы ДОУ предполагают формирование интегративных качеств дошкольника, основным из которых является познавательная активность. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе. В своей практике мы часто сталкиваемся с проблемой интеллектуальной пассивности детей.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом.Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть в этом виноваты мы взрослые? Исследования Н.Н. Поддьякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакое другое средство соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Главное достоинство применения экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
- Развивается речь ребенка, так как он формулирует обнаруженные закономерности и выводы, рассказывает об увиденном.
- Происходит накопление фонда умственных умений.
- Формируются самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие - либо предметы и явления для достижения данного результата.
- Развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, трудовые навыки. Поэтому важно, чтобы педагог активизировал детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций через экспериментирование. До настоящего времени использование поисковой деятельности детей характеризовалось эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации, что обусловлено противоречием между огромнымисследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольника, а так же отсутствием деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования. Таким образом, актуальность опыта обусловлена: - выбором экспериментальной деятельности как эффективным средством формирования познавательной активности дошкольника; - важностью проблемы формирования познавательной активности дошкольника;
- противоречием между недооцениванием и недостаточным использованием потенциала детского экспериментирования в развитии познавательной активности и необходимостью создания модели развития познавательной активности посредством экспериментирования.
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по экспериментированию в старшей группе
Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.
Задачи:
• создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
• развитие познавательных интересов;
• развитие мыслительных процессов; самостоятельности;
• воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
• формирование толерантности.
Предполагаемый результат:
• формирование интеллектуальных впечатлений;
• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
• умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности |
Тема 1: Песочная страна | Закрепить знания детей о свойствах песка. |
Тема 2: Песчаный конус. | Помочь определить, может ли песок двигаться |
Тема 3: Глина, какая она? | Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная) |
Тема 4: Песок и глина – наши помощники. | Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия |
Тема 5: Ветер и песок | Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком |
Тема 6: "Свойства мокрого песка"
| Познакомить со свойствами мокрого песка |
Тема 7: «Песочные часы» | Знакомство с песочными часами |
Тема 8: «Песок и глина» | Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину. |
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности |
Тема 1: Этот удивительный воздух | Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха |
Тема 2: Парусные гонки | Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании |
Тема 3: Вдох - выдох | Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. |
Тема 4: Сухой из воды | Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека. |
Тема 5: Поиск воздуха | Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ. |
Тема 6: Муха – цокотуха | Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых. |
Тема 7: Воздух при нагревании расширяется | Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе. |
Тема 8: В воде есть воздух | Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде. |
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности |
Тема 1: Пар — это тоже вода | Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного. |
Тема 2: С водой и без воды | Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) |
Тема 3: Замораживаем воду | Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода. |
Тема 4:Вода не имеет формы | Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда. |
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности |
Тема 1: Проверим слух | Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук. |
Тема 2: Наши помощники - глаза | Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза. |
Тема 3: Взаимосвязь органов вкуса и запаха | Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. |
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности |
Тема 1: Тонет - не тонет | Знакомство со свойствами коры дерева |
Тема 2: Посадим деревце | Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему |
Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания? | Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. |
Тема 4: Почему осенью опадают листья? | Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги. |
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности |
Тема 1: Парящий самолет | Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм» |
Тема 2: Притягивает - не притягивает | Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы |
Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук | Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею |
Тема 4: Рисует магнит или нет | Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков; |
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности |
Тема 1: «Домашняя засуха» | Дать представление о том, что в земле есть вода. |
Тема 2: «Где лучше расти» | Знакомство со свойствами почвы |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи технологии детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
Цель:
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
Задачи:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость.
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей.
- Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.