Технология организации театрализованной деятельности в ДОУ
Технология организации театрализованной деятельности в ДОУ
Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем.
В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Цель и задачи
Цель педагогической деятельности - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
• совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
• обогащать и активизировать словарь;
• развивать диалогическую и монологическую речь;
• воспитывать гуманные чувства у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1 Технология театральной деятельности | 39.5 КБ |
2 перспективный план средняя группа | 8.31 КБ |
3 перспективный план старшая группа | 38 КБ |
4 перспективный план подготовительная группа | 32.5 КБ |
5 опыт | 17.46 КБ |
консультация для родителей театрализованная деятельность в детском саду | 447.35 КБ |
консультация для родителей театрализованная деятельность для дошкольников | 339.84 КБ |
памятка для родителей какой выбрать театр | 459.09 КБ |
круглый стол для воспитателей | 125.51 КБ |
методические рекомендации для педагогов | 21.97 КБ |
методика организации театрализованных игр | 24.83 КБ |
рекомендации воспитателям | 350.25 КБ |
критерии педагогической оценки | 128.35 КБ |
Консультация для воспитателей | 195.5 КБ |
сценарий развлечения "Рождественские посиделки" | 291.14 КБ |
планирование театрализованной деятельности в младшей группе | 367.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология организации театрализованной деятельности
в ДОУ
Игра, как основной вид деятельности в дошкольном возрасте, интересна ребенку, а в сочетании с театрализованной деятельностью она позволяет решать множество педагогических задач. Озвучивая определенный персонаж, дети передают голосом его настроение, а значит, обучаются интонационной выразительности. Также они учатся правильной постановке пауз, грамотной постановке логического ударения, учатся произносить фразу в определенном темпе. В ходе инсценировок дети стараются координировать свою речь и дыхание.
Показывая движение персонажа и одновременно озвучивая его, ребенок обучается координации речи с движением.
Проговаривая реплики своего персонажа, ребенок должен быть внимательным к речи других детей. Таким образом, развивается слуховое внимание и уважение к собеседнику, способность выслушать другого, что очень важно в процессе коммуникации. Театрализованная деятельность позволяет автоматизировать звуки, поставленные и закрепленные на более простом материале ранее. По этому принципу распределяют роли между детьми.
Содержание текстов возможно соотносить с лексической темой. Причем язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даются определения – это также позволяет обогатить словарь и лучше понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка начинает развиваться мышление.
Ребенок учится прослеживать по сюжету начало, середину и окончание процесса.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная деятельность помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.
Принципы формирования творческой деятельности:
- гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми);
- интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности);
- творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).
Основные специфические методы работы :
- метод моделирования ситуаций;
- метод творческой беседы;
- метод ассоциаций.
Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые способы действия (воспитатель сам показывает способы действия) и косвенные приемы (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
Основные требования к организации театрализованных игр
- Содержательность и разнообразие тематики.
- Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
- Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
- Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Театрализованная деятельность по возрастным группам
В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью.
В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц.
В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности.
В подготовительной группе игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи — куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить.
На что направлена театрализованная деятельность?
- На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;
- На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
- На развитие фантазии;
- На формирование волевых качеств;
- На развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т. д.)
Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка
Театрализованная игра:
- Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
- Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);
- Совершенствует артикуляционный аппарат;
- Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.
Театрализованные игры (классификация Л. В. Артемовой):
- Режиссерские игры.
- Игры-драматизации.
- Настольный театр.
- Теневой театр.
- Театр на фланелеграфе
- Игры-драматизации с пальчиками.
- Игры-драматизации с куклами бибабо.
- Импровизация.
- Игры-имитации.
- Ролевые диалоги.
- Инсценировки и спектакли.
Речь ребенка и различные виды театра:
Пальчиковый театр
*Способствует развитию речи, внимания, памяти;
*формирует пространственные представления;
*развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
* повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития
Театр картинок и фланелеграф
- Развивают творческие способности;
- Содействуют эстетическому воспитанию;
- Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Вязаный театр
- Развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;
- Формирует творческие способности, артистизм;
- Обогащает пассивный и активный словарь.
Конусный, настольный театр
- Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
- Сопровождать движения пальцев речью;
- Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр-топотушки
- Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;
- Знакомит с народным творчеством;
- Обучает навыкам общения, игры, счета.
Театр на перчатке
- Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
- Помогает справиться с переживаниями, страхами;
- Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Театр кукол Би-ба-бо
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
Игра-драматизация
Самый «разговорный»
вид театрализованной
деятельности.
- Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
- Способствует самопознанию и самовыражению личности;
- Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Предварительный просмотр:
Перспективный план по театрализованной деятельности в средней группе
Перспективный план по театрализованной деятельности в средней группе
СЕНТЯБРЬ
1. Беседа о театре «Здравствуй, театр!».
2. Разучивание этюдов «Расскажи сказку».
3. Знакомство детей с пиктограммами. Пантомимика по стихотворению З. Александровой «Муравей».
4. Разучивание потешек, песенок «Зайчишка-трусишка», «Сидит, сидит зайка…»
ОКТЯБРЬ
1. Обыгрывание ситуаций-диалогов «Договорим то, чего не придумал автор», «На базаре».
2. Знакомство с изображением растительного узора в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства. Заучивание. А. Майков «Осенние листья по ветру кружат».
3. Оформление выставки о Башкортостане. День открытых дверей для родителей.
4. Театрализованный праздник «В гостях у Мойдодыра».
НОЯБРЬ
1. Разучивание этюдов на выразительность жеста «Разговор по телефону», «Три синички».
2. Знакомство с башкирским народным инструментом, прослушивание записи.
3. Инсценировка стихотворения В. Степанова «Веселые превращения».
4. Театрализованная викторина «Зайчики и угадайчики».
5. Драматизация сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
ДЕКАБРЬ
1. Инсценировка С. Маршака «Кто колечко найдет?».
2. «Веселые пляски» (пластичность, раскованность, выразительные движения под музыку).
3. Игра «Придумай веселый диалог».
4. Оформление групповой комнаты к Новому Году совместно с родителями.
5. Новогодние посиделки «Праздник в группе».
ЯНВАРЬ
1. Разыгрывание по ролям стихотворения И. Жукова «Киска». рисование «Волшебная картинка».
2. Игра «Давайте хохотать».
3. Чтение зимних стихотворений наизусть – основа актерского мастерства (выразительность, проникновенность).
4. Драматизация сказки «Петушок и бобовое зернышко».
5. В. Орлов «Почему медведь зимой спит?» (выразительное чтение).
6. Этюды на развитие памяти, фантазии «Обезьянки-фиалки».
ФЕВРАЛЬ
1. Этюды на восприятие отдельных черт характера «Бараны», «Мне грустно».
2. Импровизация на музыкальных инструментах «Русская народная песня «Петушок».
3. Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» М. Карима.
4. Инсценировка «Телефон» К. Чуковского.
5. Заучивание А. Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч…» (из сказки «О мертвой Царевне и семи богатырях»).
6. Драматизация сказки «Красная шапочка» Ш. Перро
МАРТ
1. Рисование «Красивые цветы». Этюды на составление различных эмоций.
2. Праздник в группе с приглашением мам, бабушек. Мастер-класс «Домашний театр».
3. Игра-упражнение «Едем на паровозе».
4. Введение понятия «скороговорка», разучивание скороговорок.
5. Просмотр фильма «Аленький цветочек».
6. Драматизация сказки «12 месяцев».
АПРЕЛЬ
1. «Праздник смеха» в группе - рисование масок с различным выражением лица, костюмированный праздник.
2. Инсценировка сценки «Мыши».
3. Чтение стихов о весне – работа над речевой выразительностью.
4. Интерпретация сказки «Заюшкина избушка».
МАЙ
1. Игра-пантомима «Поиграем – угадаем» А. Босева.
2. Этюды на выразительность жеста «Звонкий день».
3. Разыгрывание по ролям А. Милн «Винни-Пух и все, все, все»
4. Праздник-драматизация сказки «Непослушная Даша».
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по театрализованной деятельности
Старшая группа.
Развитие творчества детей, через театральную деятельность Настольный театр:<Ожившие картинки >.
Цель: Продолжать развитию творческих способностей детей в самых доступных для них видов театральной деятельности.
1. <Театр картинок>;.
Задача: Развивать воображения детей. Учить детей рассказывать сказки по картинкам, сохраняя последовательность повествования. Создать в группе атмосферу доброжелательного и заботливого отношения друг к другу. Учить выступать перед товарищами как артист – рассказчик.
Цель: Учить детей выделять героев сказки в соответствие с показанными игрушками.
Формы работы.
1. Н/театр по сказке. <Кот, петух и лиса >
1. Чтение 2. Рассматривание
Иллюстраций.
3. Разложи, расскажи, покажи.
2. Рассказывание детей по картинкам сказки <Кот, петух и лиса >
2. Заучивание песенки лисы.
3. Дыхательные упражнения.
2. 3. Распределение ролей.
4. Индивидуальная работа с детьми.
5. Беседа по сказке <Кот, петух и лиса >. 4. Драматизация сказки с участием детей.
Октябрь.
<День театра >;.
1. Рассматривание иллюстраций по сказке <Красная шапочка >.
2. Вечер загадок и стихов о персонажах. Д/и:<Угадай из какой сказки герой >. 2. Н/театр по сказке.
3. Пересказ сказки детьми.
4. Нарисуй тропинку по которой шла Красная Шапочка. (художественно-творческая деятельность)
3. Отгадывание Д/и:<Из какой сказки иллюстрации>.
4. Творческое задание. Слепи героя сказки (волка) 4. Драматизация сказки с участием родителей детей.
Ноябрь.
< Ожившие картинки >.
1. Д/и<Из какой сказки слова >.
2. <Театр на фланелеграфе по сказке<Рукавичка>,<Заяц - хвастун>. 2. Рассматривание персонажей.
3. Д/и:<Угадай кто это и как он кричит>.
4. Чтение сказки, беседа. 3. Показ Н/театра воспитателем, совместно с детьми.
4. Предложить слепить детям героев сказки. (творческая деятельность).
4. Драматизация сказки детьми и родителей.
Декабрь.
На фланелеграфе.
Задача: Вызвать желание у детей самим показывать театральные постановки на фланелеграфе, учить детей двигать картинки по ходу сказки. Развивать интерес к самостоятельному моделированию произведения созданию собственного. Развивать умение показывать их товарищу на индивидуальном фланелеграфе.
Цель: Познакомить детей со сказкой на фланелеграфе. Учить показывать. Познакомить с понятиями и < Зрители, артисты>.
Формы работы.
1.<Наши любимые сказки > (по выбору детей.
2. Провести викторину по сказкам. 2. <Раз-два-три, картинка оживи>.
3. <Попробуй и ты. <Сегодня я артист, ты зритель, а завтра поменяемся>.
4. Сегодня у нас маленький спектакль по сказке <Под грибком>.
Январь.
<Картинки на картоне>.
Задача: Знакомство детей с плоскостным картонным театром. Познакомить с понятием <Театр>;.
Формы работы.
1. Внесение коробочки волшебной с фигурками картонного театра.
2. Рассматривание их детьми. 2. Обыгрывание с помощью воспитателя.
2. Гимнастика для рук. <Дружные пальчики>.
3. Объяснение слов артист, театр, зритель.
2. Изготовление декораций и атрибутов. 4. Разучивание танцев <Кого я позвала>. (Пантомимике воспитателя).
Февраль.
<Пальчиковый театр>;
Задача: Развивать интерес к использованию пальчикового театра в творческих играх и постановках.
1. <Посмотрите малыши наши ручки, каковы >
2. Гимнастика для кисти рук. 3. Раскрашивание бумажных кукол одетых на пальчиках.
4. Загадывание загадок о персонажах. 5. Творческие игры с пальчиковыми куклами.
7. Прослушивание грамзаписи. 8. <Мы покажем вам сказку, а вы нам похлопайте >.
Показ воспитателя с детьми.
Март.
< Куклы -бибабо >.
Задача: Заинтересовать детей этим видом театра. Учить работать на ширме с декорациями. Совершенствовать умения играть в ансамбле. Использовать театр<;Бибабо> для родителей над ролями.
Формы работы.
1. Показ сказки< Лисичка сестричка и серый волк >.
2. Просмотр диафильмов по сказке <Лисичка сестричка и серый волк >.
3. Беседа по сказке.
4. Индивидуальная работа.
5. <Оживи куклу>,<Пальчиковая гимнастика >. П/и: <Что мы видели не скажем, а вот пальчиком покажем>.
6. Показ воспитателем с участием детей и родителей.
Апрель.
<Театр теней>;.
Задача: Заинтересовать детей этим видом театральной деятельности. Учить приемам кукловедения в теневом театре. Вызвать желание создать теневой спектакль.
Цель: Учить детей самостоятельно выбирать сказку для показа.
Формы работы.
1. Тихо, идет репетиция (показ их действий)
2. Показ теневого театра
<Вы сегодня зрители >.
3Предварительная работа. Заучивание отдельных фрагментов произведения.
4. Муха – цокотуха и другие нас пригласили на спектакль. 5. изготовление атрибутов, совместно с детьми
6. Беседа.
7. Разучивание танцев. 8. Творческие игры под руководством воспитателя.
Май.
<Театр представлений>;.
Задача: Увлечь детей возможностью поставить большой спектакль как в настоящим театре. Учить детей передавать характер героя через мимику, жест, интонацию, играть в диалоге со своим партнёром. Учить преодолевать скованность, робость,
Неуверенность в своих силах.
Формы работы.
1. <Театр в нашем саду >;.
2. Игра: <А как бы ты сыграл >.
3<В нашем саду репетиция >.
4. Распределение ролей.
5. Предложить детям, нарисовать героя сказки.
6. <Я хочу быть Буратино, а ты? >.
7. Беседа с детьми о возможности разыгрывания спектакля.
8. Сегодня премьера.
<Необыкновенные приключения Буратино>.
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе
Сентябрь
Пальчиковый, настольный театр «Репка»
1. Знакомство с основами театральной культуры
2. Игра на знание театральной терминологии
3. Игра «Вершки-корешки»
4. Игровые упражнения для развития речевого дыхания «Чей одуванчик улетит дальше»
Октябрь
Мини - фланелеграф «Три медведя»
Разыгрывание сценки-импровизации «Лиса и журавль»
1. Беседа на тему «Что такое этюд?»
2. Этюд «Изобрази животное»
3. Упражнение на силу голоса «Громко-тихо»
4. Скороговорка «Палкой Саша шишки сшиб»
5. Игра на развитие внимания
«Будь внимателен»
6. Словесное творчество: разыгрывание сценок-диалогов «Встреча», «Утро весёлых человечков».
7. Чтение сказки «Лиса и журавль».
8. Работа по содержанию сказки
Ноябрь
Игра-драматизация сказки «Теремок»
Пальчиковый театр «Два жадных медвежонка»
1. Скороговорка
«Лежебока рыжий кот отлежал себе живот»,
2. Игра на развитие внимания «Слушай хлопки»
3. Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке».
4. Игра «Пантомима»
5. Чтение сказки «Теремок»
6. Работа по содержанию сказки.
7. Репетиция по эпизодам сказки.
8. Знакомство со сказкой
«Два жадных медвежонка»
Декабрь
Драматизация сказки «Морозко»
Теневой театр «Заюшкина избушка»
1. Упражнения для развития речевого дыхания «Задуй упрямую свечу», «Паровоз»
2. Скороговорка «Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали!»
2. Этюд «Что я делаю?» «Назови действие»
3. Чтение сказки «Морозко»
4. Беседа по содержанию сказки
5. Репетиция эпизода «Ленивица и Рукодельница».
Январь
А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» - показ драматизации эпизода из сказки
1. Упражнения и игры на отработку интонационной выразительности
2. Скороговорка «Три сороки-тараторки тараторили на горке».
3. Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх.
4. Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».
5. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
6. Беседа о прочитанном.
Февраль
Театр Бибабо «Красная шапочка»
Пальчиковый театр «Три поросенка»
1. Упражнения на дыхание «Снежинка».
2. Скороговорка «Орёл на горе, перо на орле»
3. Упражнение на развитие выразительной мимики «Мое настроение»
4. Игра «Волшебное зеркало»
5. Игра «Пантомима»
6. Чтение сказки «Три поросенка»
7. Беседа по содержанию сказки.
Март
Кукольный театр «Лиса и волк»
1. Работа со скороговорками
«Горячи кирпичи!
Соскачи-ка с печи,
Испеки-ка в печи,
Из муки калачи!»
2. Упражнения на дыхание «Пьем чай», «Больной зуб».
3. Этюд «Цветок»
4. Настольная игра «Сочини сказку»
5. Игра «Зеркало»
7. Упражнение на развитие выразительной мимики «Мое настроение»
Апрель
Драматизация сказки «Гуси-лебеди»
Разыгрывание сценок «Новая сказка»
1. Скороговорка «Кукушка кукушонку купила капюшон»
2. Упражнение на развитие силы голоса «Кап-кап»
2. Упражнение на дыхание «Ветерок»
3. Игра «Узнай по интонации»
4. Этюд «В зоопарке»
5. Игра «Пантомима»
6. Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди» с импровизированным текстом.
Май
Режиссерская игра «Сочини сказку»
1. Словесное творчество: решение проблемных ситуаций: - Как спасти Колобка от Лисы?
2. Игра-викторина «Узнай сказку по фрагменту спектакля».
3. «Шкатулка со сказками» — сочинение сказок с помощью предметов – заменителей
Предварительный просмотр:
Описание инновационного педагогического опыта воспитателя группы №1 АОУ д.с.№4 «Рябинка» Горбатовой Н.Г. на тему: «Игра, театр, творчество.»
Тема моего самообразования: «Формирование художественно-творческих способностей посредством приобщения детей к театральному искусству»
В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на общий ход развития детей. Мало внимания уделяется театральному образованию детей младшего дошкольного возраста.
В этом возрасте дети имеют огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.
Актуальность и эффективность опыта. Формирование художественно- творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Гипотеза: Совершенствование развития художественно-творческих способностей младших школьников возможно путем целенаправленного, систематического формирований интереса к театру и театрально-творческой деятельности; развития творческого воображения;
овладения продуктивным и целесообразным действием и средствами образной выразительности. В качестве условия эффективности предполагаются целенаправленные и систематические театральные занятия в классе.
Новизна состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Проанализировав теоретические основы проблемы художественно- творческого воспитания у детей младшего школьного возраста, я пришла к выводу, что необходима система работы в данном направлении, включая в себя систему комплексных занятий и организацию самостоятельной деятельности как продолжение занятий.
Теоретическая значимость состоит в обобщении и развитии научных представлений о возможностях формирования художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства, в конкретизации понятий: "художественно-творческие способности", "развитие".
Практическая значимость моей работы заключается в систематизации учебных заданий по театральному искусству с учетом эстетико-оценочной и эстетико-творческой функции воспитания детей. Разработанные дидактические материалы, игры и методические рекомендации обеспечивают успешное включениедетей в эстетическую, творческую и практическую деятельность.
Инновационная модель театрального курса предполагает три этапа. На начальном этапе главная задача - познакомить и приобщитьдетей к театральному искусству, дать почувствовать его специфику, роль в жизни человека, одновременно учить преодолевать скованность, робость, неумение свободно проявлять себя в творческих играх, овладеть целенаправленным и продуктивным действием в предлагаемых обстоятельствах и средствами образной выразительности, исходя из специфических особенностей возраста, развивать творческое воображение, импровизировать на заданную и свободную темы, действовать в творческом общении. На театральных занятиях в форме игры, импровизация этюдов выявляются и развиваются художественно-творческие способности детей, пробуждается интерес и обнаруживается склонность к творчеству.
Второй этап. Главная задача этого этапа - сохранить и развить сложившиеся склонности и интересы, определившиеся на начальном этапе, способствовать дальнейшему развитию художественно-творческих способностей детей и потребности в творчестве. Основной акцент сделан на развитие импровизационных возможностей детей, их активное участие в этюдах по избранным литературным произведениям. В течении учебного года были подготовлены театральные постановки в виде литературно-музыкальных композиций « Как звери Новый год встречали» и театральная постановка посвященная 70-ю Дня победы « Мы за мир». Каждый год работы обязательно завершается показом спектакля на открытой сцене на участке детского сада.. Художественные замыслы таких постановок будут усложняться в зависимости от возраста детей.
Третий этап. Главная задача – закрепление и развитие стремления к творческой деятельности, самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве помощника и консультанта. Основной акцент направлен на усвоение более сложного теоретического материала, ориентацию детей на исполнительскую работу и создания «характера» на сцене. Основной формой работы является постановка спектаклей и репетиции.
Используемая технология проведения театральных занятий, заключающаяся в использовании целого комплекса средств, приемов и методов, является активным действенным способом развития художественно-творческих способностей детей, способом вовлечения в разнообразную творческую деятельность, пробуждающая интерес к театру, развивающая творческое воображение, образное перевоплощение.
Концептуальность. Цель моей работы заключается в разработке модели системы театральной деятельности дошкольников и в определении ее возможностей, влияющих на формирование качественных личностных свойств, которые способствуют художественно-творческому развитию детей в процессе изучения ими предметов искусств (театра, музыки, изо, танца,) на основе интегрированного подхода. Цель и предмет определили ЗАДАЧИ:
1. Раскрыть сущность, структуру и место театральной деятельности в учебном процессе с дошкольниками.
2. Обосновать возможности театральной деятельности дошкольников. Определить ее влияние на формирование личности.
3. Разработать критерии оценки и показатели уровня социально-художественного развития учащихся в процессе театрализованной деятельности.
4. Разработать модель системы театральной деятельности дошкольников и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность в социально-художественном развитии детей.
Педагогическая идея заключается в формировании культурных ценностей, посредством приобщения детей к театральному искусству. Изучение возможностей театрального воспитания и образования дошкольников в процессе собственной художественно-творческой деятельности через взаимосвязанное использование предметов искусства в театральной игре
Работа с семьей – проводится с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности, участие в развлечениях, праздниках.
Результативность опыта. Важным методом активизации и обогащения восприятия детей является театрализация. Дети от природы актеры. Театральное творчество служит средством эмоционального и интеллектуального развития ребёнка. При подготовке к любой театральной постановке дети заняты работой.
Обобщая свой опыт работы я считаю, что ребёнок, погружаемый в мир искусства еще в дошкольные годы, постепенно становится духовно богаче, развивается творчески, интеллектуально и нравственно.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
АОУ детский сад № 4 «Рябинка»
Воспитатель
Горбатова Н.Г.
18.12.2017 г.
Круглый стол для воспитателей
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям? Стимулирование движений пальцев рук ребенка ведет к активизации речевых зон головного мозга. Об этом также свидетельствует опыт и знания многих поколений. Ведь недаром в русском народном фольклоре существует большое количество пальчиковых игр, потешек, которые активно задействуют руки ребенка. Существует также особый вид детской игры- игра- драматизация, в которой ребенок самостоятельно или со взрослым разыгрывает сюжет. Объединить пальчиковые игры и игру – драматизацию позволяет пальчиковый театр, который активно используется нами в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Наша работа с пальчиковым театром включает в себя следующие этапы:
1 этап. Знакомство детей с художественным произведением (сказкой, потешкой, стихотворением, которое будет обыгрываться. Знакомство осуществляется в активной деятельности, в режимных моментах, на занятиях. Есть определенные требования к литературным произведениям, которые будут использоваться для драматизации: это сказки с однотипным эпизодом, повторяющимся сюжетом, стихи с ярко выраженной формой диалога, произведения народного фольклора (пестушки, потешки). Существуют также требования к прочтению сказки педагогом. Оно должно быть неспешным, выразительным, что доставляет детям удовольствие от восприятия литературного произведения, а так же формирует механизмы внутренней речи ребенка.
2 этап. Показ иллюстраций, картинок, игрушек по данному литературному произведению, когда мы определяем характер героя, его внешний вид. На данном этапе словарь ребят обогащается словами, выражающими эмоциональное состояние героя, словами, дающими нравственную оценку поступков. Пополняется также глагольный словарь.
3 этап. Подбор совместно с детьми театральных кукол к данному произведению.
4 этап. Показ способов управления куколками. Здесь важно показать малышам простейшие упражнения с куклами: наклон- здороваются, приподнять- опустить- куколка пляшет, покачать из стороны в сторону- куколка сердится и т. д. Хорошо, когда действие с куколками сопровождается речью, вокализацией, эмоциональными реакциями ребенка. Для плохо говорящих детей можно подбирать игры с куколками на звукоподражание, четкое произнесение гласных звуков, например, Маша потерялась, кричит: «Ау», дедушка вытянул репку и удивился: «О-о-о» и т. д.
5 этап. Разыгрывание отдельных эпизодов по литературному произведению, где отрабатываются реплики, фразы, интонации- все это также способствует развитию речи детей.
Такие игры помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Что же происходит, когда ребёнок занимается играми с пальчиковым театром?
1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять большое внимания развитию движения пальцев рук и совершен...
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов
«Работа с дошкольниками над постановкой спектакля»
Воспитатель Горбатова Н.Г.
В методические рекомендации включены основные этапы работы с дошкольниками над постановкой спектакля и разработки сценариев спектаклей.
Содержание.
- Работа с дошкольниками над постановкой спектакля.
- Разработки сценариев.
- «Яблоко».
- «Разные колеса».
- «Каша из топора».
- «Непослушный медвежонок».
- «Как собака себе товарища искала».
- «Сказочные сны».
- «Золушка».
- Литература.
Работа с дошкольниками над постановкой спектакля
В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить.
Существует важная проблема, волнующая педагогов. По данным, в период психологической адаптации ребенка к школе у 69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот развязанность и суетливость, отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Именно драматизация "основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями". (Л.С.Выготский).
Создание спектакля с детьми - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.
В ходе подготовки к спектаклю стараться соблюдать несколько основных правил:
- не перегружать детей;
- не навязывать своего мнения;
- предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.
Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают "на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира". Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку. Сказка - пробуждает в детях сострадание, желание понять другого человека, чувство соучастия, справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.
Выбирая материал для инсценировки, отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в тоже время нужно обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.
Театральное объединение "Кукляндия" открыто для мальчишек и девчонок с 2003 года. Сначала это были подростки и старшие школьники. С 2006 года коллектив пополнился младшими школьниками, а с 2009 года коллектив расширился - дошколятами. В данной методической рекомендации хотелось бы уделить внимание основным этапам работы с дошкольниками над постановкой спектакля или инсценировки.
Основные этапы работы над спектаклем:
- Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Работа над эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
- Поиск образа (определение характера героя, манера двигаться, говорить).
- Поиск мизансцен (музыкально-пластического решения эпизодов, постановка танцев). Можно создавать с детьми эскизы декораций и костюмов.
- Работа над текстом: предлагаемые обстоятельства и мотив поведения персонажей.
- Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в условиях публичности, закрепление отдельных мизансцен.
- Репетиции по картинам с элементами декорации и реквизита (можно условным), с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком - прогон (декорация, реквизит, костюм).
- Премьера спектакля. Обсуждение.
- Повторные показы. Подготовка альбома с фотографиями.
Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по народным и авторским сказкам, можно провести беседу о жизни и быте людей того времени (во что одевались, чем питались, как общались, какие обычаи соблюдали). Прослушивание музыки, художественные иллюстрации. Можно просматривать фильмы, они помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. И это расширяет кругозор. Активизирует познавательный интерес.
Полезно, для развития воображения, умения фантазировать, предложить детям сочинить жизнь героев до начала пьесы (т.е. фрагмент жизни), помогая разнообразными, наводящими вопросами. Таким образом, ненавязчиво подводим детей к умению анализировать и поиску образа персонажа.
Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды (куски). Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга и придумывают название.
Третий этап - это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками становятся самые активные дети, но надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. С начала детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет ведение диалога, но чувствуя поддержку (подсказку) педагога, дети начинают действовать более естественно и уверено, и их речь становиться разнообразнее и выразительнее.
Четвертый этап - поиск образа, работа строится сначала как беседа; обсуждение характера героя, манера говорить, двигаться, Выслушиваем все варианты, кто как думает? Почему? Зачем? и т.д.
В обсуждении принимают участие все дети, но задача педагога, непринужденно, подвести именно к верному решению, объясняя почему и как. Далее придумываем пластические этюды (походка, манера) и демонстрируем. На этом этапе приходится много говорить о работе актера и о роли. О том, что нет плохих ролей. Очень часто дети не хотят играть отрицательных героев, поэтому нужно объяснить детям, что задача актера показать эти отрицательные черты характера, поведения героя в нравственных целях. И еще один прием, которым можно воспользоваться, это в отрицательном герое ищем положительные качества, а в положительном отрицательные.
Пятый этап - поиск мизансцен. Создание эскизов декорации и костюмов.
Мизансцена - это размещение актеров, вещей, различных вещей (реквизит, элементы декорации) на сценической площадке в отдельные моменты спектакля. На этом этапе, юные (уже) актеры учатся действовать. Задача педагога помочь найти нужный (по логике действия) жест, движения, действие и подвести к этому действию ребенка, чтобы он действительно смог прожить какой то момент, что бы движение, действие было живым о оправданным, а не навязанным взрослым. Мы подводим ребенка к этому, основываясь именно на его жизненном опыте, анализируя его жизненные ситуации, а чтобы ты сделал..., если бы.…? а как бы ты сказала…, если бы …?). Итак, как видите на этом этапе дети сталкиваются с "магическим: если бы …"Станиславского, а это ведет к умению перевоплощаться.
Также на этом этапе проходит знакомство детей с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле. А яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение, сначала они просто импровизируют под музыку, затем двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж.
Одновременно учатся создавать эскизы, делают рисунки отдельных картин, образов по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.
Шестой этап - это постепенный переход к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями и много раз, что позволяет детям быстро выучить практически все роли. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где? когда? в какое время? почему? зачем?) о подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?)
Седьмой этап начинается работа над ролью. Уже зная, что основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, ребенок вспоминает ситуацию своей жизни, когда переживал чувства похожие на ощущения героев пьесы. Не навязывайте юным актерам логику действия другого человека. Дети могут предлагать самые удачные на их взгляд придуманные мизансцены и их закрепляем.
На этом этапе добиваться выразительности и четкости речи, выявлять речевые характеристики героев. У каждого своя манера (плавно, растягивая слова, другой - очень быстро, эмоционально, третий - медленно, уверенно и т.д.)
Восьмой этап - репетиция по картинам в разных составах. Во время репетиции следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонации других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Учить размещаться по сцене (логически), не сбиваясь, не перекрывая друг друга (закон сцены). Всякую находку, новое удачное решение отмечать и поощрять, учить не бояться, а умело работать с реквизитом, обыгрывать декорацию, т.к., главное на сцене действие.
Девятый этап - самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого на репетициях некоторые декорации и реквизит были условными, то теперь используем подготовленный для спектакля реквизит, декорации, а также костюмы, которые помогают в создании образа.
Репетиции идут с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля, затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканость. Закреплять обязанности в подготовке реквизита и смене декораций.
Десятый этап - премьера спектакля, является одновременно и генеральной репетицией т.к. на премьеру приходит первый зритель.
Премьера - это всегда волнение, суета, ну и конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя (реквизитора, звукооператора, бутафора, костюмера и т.д.) зависит успех спектакля. Аплодисменты!
Обсуждение не имеет смысла проводить сразу после выступления. Юные актеры еще слишком возбуждены и не смогут оценить свои успехи и неудачи. Но на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре отвечая на вопросы, что было хорошо, а что - нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость на сцене, отмечать выразительность и находчивость поведения на сцене, отмечая выразительность и находчивость отдельных исполнителей.
А задача педагога направить беседу в нужное русло своими вопросами, стараясь указать на основные промахи и недостатки, но в тоже время похвалить и отметить удачные и интересные моменты выступления.
И, заключительный этап - это повторные показы спектакля. Утверждение, о том, что детям надоедает играть одно и тоже, неверное. Это надоест, если в спектакле все запрограммировано и юные актеры только слепо выполняют волю режиссера. А если дети понимают, что они должны делать на сцене, то пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. А это для педагога, как для руководителя театрального коллектива - самое дорогое, т.е. задача, которую ставила перед собой выполнена - раскрыть творческую индивидуальность (научить искать свои выразительные средства, а не подражать другим), способную подлинно, органически действовать в условиях публичности (сцена).
Далее прилагаются разработки сценариев различных спектаклей.
Предварительный просмотр:
Методика организации театрализованных игр в разных возрастных группах
На каждом возрастном этапе подходы методике работы с детьми должны быть разными:
Во второй младшей группе:
– имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки.
В средней группе:
– участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).
В старшем дошкольном возрасте:
– инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;
- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;
- инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.
В старшем возрасте совершенствуем художественно – образные исполнительские умения.
В подготовительном дошкольном возрасте:
– инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;
- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;
- инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.
Развиваем творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Методика работы с детьми второй младшей группы.
Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Например, прочитав сказку «Лиса, заяц и петух» можно попросить детей показать образ смелого петушка в движении. Можно послушать русскую народную мелодию «Курочка и петушок» и спросить, подходит ли музыка образу смелого петушка из сказки. После этого можно предложить детям загадать загадки друг другу, имитируя движения различных животных. Причём, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Светы?» и т.д.).
Методика работы с детьми среднего дошкольного возраста.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
1 этап
- Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки (дом, лес, дорога т.п.), читает выразительно поэтический текст, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
- Анализ события, которые описаны в сказке. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль.
2 этап
Распределения ролей:
- Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.
- Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь ( сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.
- В другой раз можно усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого и т.д.
- После распределения ролей и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.д. подвести к тому, что каждый образ должен быть неповторимым.
Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Дети старшего возраста вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности строится в два этапа:
1 этап
- педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, выразительно исполняет его или предлагает детям сами сочинить спектакль для своего выступления;
- интересуется, понравилось ли детям произведение или нет, предлагает разыграть его по ролям;
2 этап
- распределение по ролям, подготовка и проведение самого спектакля, и выступление на сцене.
Работа над ролью строится как с детьми среднего дошкольного возраста:
- Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки, выразительно читает текст произведения, привлекая детей к проговариванию строк, которые им запомнились;
- Анализирует события, которые описаны в произведении. Формирует детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль;
- После распределения и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим героям и т.д. обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей;
- Педагог подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой щенок – весёлый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т.д.)
Работа над этюдами:
- Вначале с помощью наводящих вопросов педагог подводит детей к пониманию того, что для накидки или костюма ребёнок сам выбирает цвета подходящие, соответствующие его точки зрения, его характеру. При этом очень важно избегать цветовых шаблонов (например, злой герой – цвета чёрные, добрый герой - светлые тона).
- Затем от изобразительного образа переходим к движениям («А как двигается твой герой или кукла?»). Педагог выясняет у каждого ребёнка, каков характер его героя. Как можно движениями передать это (например, смелые и решительные зайцы двигаются быстро и уверенным шагом с высоко поднятыми мордашками. Их плечи расправлены, лапы засунуты в карман и т.п.).
- От характеристики движений педагог переходит к характеристике речи персонажей. Работа так же может осуществляться по подгруппам. Вначале педагог, в зависимости от образа предлагает выбрать соответствующую интонацию, так же как и при выработке движений, подводит к обобщённым представлениям о характере речи образа в целом. Так, например, если зайцы смелые и решительные, то, наверное, они будут говорить громко, сопровождая свою речь жестами лап и т.д.
- Участие родителей в этом процессе деятельности ребёнка желательно. Родители должны знать, что в этом возрасте детям очень важны их советы и рекомендации.
Благодаря привлекательной театрализованной деятельности между детьми и родителями возникнет взаимопонимание и сохранится на долгие годы. Они обязательно должны обсуждать со своим ребёнком предстоящий спектакль, совершенствовать движения, отрабатывать интонации, доделывать костюм.
Методика работы с детьми подготовительного дошкольного возраста.
Работа с детьми подготовительного дошкольного возраста осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям:
- первое предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.д.;
- второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен и т.д.
Главный подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на ведущей деятельности ребёнка – игре. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приёмами актёрской техники.
Упражнения
Работу маленького героя над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания можно ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.
Упражнения на напряжения мышц:
- рубить дрова;
- нести тяжёлый ящики или чемодан;
- дотянуться до высоко висящей яблони и т.п.
Упражнения на расслабления мышц:
-заснуть на стуле;
-сидя на стуле, смахнуть с рук капельки воды и т.п.
Упражнения на развитие воображения:
- передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;
- передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать что – либо воображаемое и обыгрывать это;
- в виде игры «испорченный телефон» передавать эмоции – злость, радость, грусть и т.п.
Работа над ролью строится следующим образом:
- Знакомство с инсценировкой (о чём она; какие события в ней главные);
- Знакомство с героями инсценировки (где они живут; как выглядит их дом; каковы их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношение друг с другом и т.п.),
- Распределение ролей
- Непосредственная работа над ролью:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд и т.д.
- сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой;
- анализ придуманных поступков героя;
- работа над текстом (почему герой говорит так; о чём он говорит и думает в этот момент). Педагог должен помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за словами текста;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сцене, темпоритма исполнения, мимики, интонации;
- подготовка театрального костюма;
- создание образа с использованием грима.
Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.
Кукольный театр.
Работа над спектаклем состоит из двух частей:
- Подготовка кукол, ширмы и декораций;
- Разучивание пьесы исполнителями и репетиции.
Педагогу необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка, его интересы. Беседуя о пьесе, сказке взрослый привлекает к разговору всех детей, даже малоразговорчивых. Вначале педагог предлагает детям вспомнить, как они разговаривали со своими куклами, когда играли в школу, детский сад, семью, больницу. Затем от разбора жизненных ситуаций переходить к обучению работе с куклами.
Педагог должен помнить следующие правила:
- При распределении ролей обращать внимание на голоса исполнителей, которые должны подходить к роли;
- Один и тот же взрослый исполнитель может сыграть одну или две роли, а ребёнок только одну;
- Первые две – три репетиции проводятся с детьми без кукол, просто читается пьеса по ролям;
- Репетировать пьесу надо по отдельным картинам, даже по отдельным эпизодам или кускам пьесы; при этом следует помнить, что кукла должна жить на сцене;
- Для того чтобы помочь детям понять, какая кукла в данную минуту разговаривает, педагог объясняет им, что каждая кукла «говорит», она слегка двигается, сопровождая слова жестами рук, наклоном головы, даже всего корпуса.