Городская экспериментальная площадка методическая разработка
Создание благоприятных условий для выявления и дальнейшего развития потенциала детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Лаборатория детского экспериментирования «Интеллект»
Актуальность
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Под дьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева).
Победитель муниципального этапа конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».
Победители регионального фестиваля детского творчества «Мы - дети галактики»
Конкурс творческих работ и исследовательских проектов «Я - исследователь»
Конкурс творческих работ и исследовательских проектов «Снимай науку»
Конкурса «Я постигаю Россию»
Конкурс творческих работ и исследовательских проектов«Снимай науку» посвящённый Дню единства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Заявка на присвоение статуса
«Городская экспериментальная площадка»
Название образовательной организации: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный центр развития ребенка - детский сад №4 «Рябинка»
Адрес образовательной организации: 141701, Московская область, г.о. Долгопрудный, ул. Железнякова, д. 16
Телефон, факс, электронная почта: 84954083877, 4083877@mail.ru
Тема проекта: «Векторы развития дошкольников – пути к успеху»
Сроки реализации проекта: с мая 2020 г. по май 2023 г.
Научный руководитель: Н.В. Микляева - профессор МПГУ, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, главный редактор журнала «Современный детский сад»
Актуальность и новизна проблемы:
В современном мире, в период новых технологий и стремительного прогресса, на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Однако, ребенок не может в полной мере раскрыть свои способности самостоятельно. Ему необходимы условия, соответствующие его потребностям, интересам и темпу развития. Одной из центральных задач современного образования и психолого-педагогической науки в целом является раннее выявление, обучение и воспитание всесторонне развитых детей. В настоящее время возникла необходимость уделить пристальное внимание специальному, целенаправленному развитию интеллектуальных функций, обучению детей дошкольного возраста технике и технологии мыслительных действий, процессам познавательного поиска. Ведь дошкольники с более развитым интеллектом более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школьному обучению. А это значит, они станут успешными в будущем и востребованными обществом.
Научная значимость исследования: совершенствование методики выявления и поддержки талантливых детей, определение влияния социально-психологических факторов на проявление и развитие потенциала детей, уточнение специфики педагогической работы с дошкольниками разного возраста, с индивидуальными способностями. Уточнение содержания, форм и методов развития, выявление наиболее эффективных педагогических технологий.
Объект исследования: процесс выявления и поддержки всесторонне развитых детей в условиях дошкольного учреждения.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития потенциала дошкольников.
Концепция исследования (основные теоретические идеи, составляющие основу исследования):
Несколько лет назад самым важным в воспитании и обучении считалось, чтобы ребенок соответствовал установленным нормам. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. В последние годы положение изменилось: единая государственная программа воспитания и обучения перестала быть обязательной для всех детских учреждений. В настоящее время создаются педагогические программы для детей, обладающих высоким уровнем умственного и творческого развития. Но, несмотря на попытки выработать единые теоретические позиции по данной проблеме и обеспечить координацию усилий по ее практическому решению, среди специалистов как зарубежной, так и отечественной науки наблюдаются различные мнения по вопросу определения подходов и принципов, разработке механизмов критериального и понятийного аппарата к системе развития и воспитания талантливых детей в условиях общего образования.
Необходим комплексный подход к решению проблемы. Важную роль в этом процессе играет система взаимодействия детского сада, семьи и школы, в основе которой лежит умение наблюдать и выявлять творческие задатки ребенка, сохранять, развивать, поддерживать и совершенствовать его индивидуальные способности.
Умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложных ситуаций, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим недоступно.
Начало исследований талантливых людей связано с пониманием одаренности как общей умственной способности, обеспечивающей достижение высоких интеллектуальных результатов.
Так, В. Штерн определял одаренность как «общую способность индивида сознательно устанавливать свое мышление на новые требования путем целесообразного использования интеллектуальных средств».
В отечественной психологии изучение одаренности основано на теоретических разработках проблем развития и формирования способностей личности, которые подробно рассматривались в работах Л.С. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкина, В.Н. Дружинина и др.
Этими авторами понятию «способность» были даны развернутые определения. Так, Л.С. Рубинштейн рассматривал способности как «…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются».
Наиболее полно, на наш взгляд, раскрывает понятие одаренности определение, предложенное К. К. Платоновым. Он утверждал, что одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог, так и темп развития. Одаренность, как самая общая характеристика сферы способностей, требует комплексного психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического изучения.
Одаренность сейчас определяется как:
- системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми;
- качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других;
- общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; - совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;
- талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
В последние годы в рамках целевой федеральной программы «Дети России» создана рабочая концепция «Одаренные дети», определившая стратегические ориентиры решения проблемы одаренности детей. Тем не менее, до сих пор многие вопросы, связанные с обучением и развитием талантливых детей в структуре общего образования, остаются недостаточно изученными. Это касается психолого-педагогической диагностики детской одаренности, влияния некоторых социально-психологических факторов на проявление и развитие умственных способностей. Требуют своего решения вопросы специфики педагогической работы по развитию потенциальных возможностей детей, содержания, форм и методов их усовершенствования, выявления наиболее эффективных педагогических технологий.
Кроме того, практика работы с талантливыми детьми свидетельствует о постоянно возникающих педагогических и психологических трудностях, обусловленных разнообразием видов одаренности, множеством теоретических подходов и методов к ее исследованию, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе с такими детьми.
Постановка цели (что будет достигнуто): создание благоприятных условий для выявления и дальнейшего развития потенциала детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Выдвижение гипотезы (что предполагается сделать, чтобы получить результат): процесс выявления и развития всесторонне развитых детей в условиях дошкольного учреждения может быть эффективным при реализации следующих организационно-педагогических условий:
- определены концептуальные положения, на основе которых разработана система процесса выявления и развития способностей детей в условиях дошкольного учреждения;
- культуросообразные технологии по выявлению и развитию потенциала дошкольников (диалог, игра, проблемные ситуации, продуктивная творческая деятельность) формируют опыт работы с детьми;
- предметно-пространственная среда содержит элементы, создающие предпосылки для выявления и развития индивидуальных способностей каждого ребёнка в условиях дошкольного учреждения.
Определение основных задач исследования:
1. Создание специальной развивающей среды, способствующей выявлению индивидуальных способностей каждого ребёнка и развитию их творческого и интеллектуального потенциала.
2. Совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с одаренными воспитанниками.
3. Выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческой одаренности.
4. Организация работы с талантливыми детьми и их родителями.
5. Разработка механизма работы по взаимодействию с социальными институтами города в целях создания наилучших условий для проявления индивидуальных способностей детей и дальнейшего их развития.
Предварительная работа:
- Заключение договоров о взаимодействии с МБУ Центральной детской библиотекой, АУ ДО «Детская школа искусств г. Долгопрудный», АУ Долгопрудненским театром «Город», МАОУ г.о. Долгопрудный физико-математическим лицеем № 5, ГАОУ Долгопрудненской гимназией, АОУМО СОШ №16, АНОО «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы
- Панельная дискуссия «Как построить индивидуальную образовательную траекторию сопровождения и развития ребенка» между специалистами ГАОУ «Долгопрудненская гимназия» и МАДОУ №4 «Рябинка»
- Брифинг «Подготовка к школе в системе «детский сад – семья – школа» в стенах МАОУ Физико-математического лицея №5
- выступления с различными проектами выпускников детского сада № 4 «Рябинка», учащихся школ с углубленным изучением предметов
- Участие в Международном конкурсе для дошкольников «Я юный гений»
- Онлайн - конференция «Педагоги и родители - два берега одной реки»
- Консультации для воспитателей по тематике проекта
Календарно-тематический план (с указанием этапов, сроков и исполнителей):
№ п/п | Этапы проекта | Мероприятия проекта | Сроки или период (месяц, год) | Ожидаемые результаты | Исполнители |
1. | 1 этап - диагностико-аналитическая деятельность (май 2020 г. – сентябрь 2020 г.) | Создание ТИГ, определяющей исходное состояние работы по выявлению талантливых детей в МАДОУ | Май 2020 г. | Приказ | Директор МАДОУ Матвеева Т.С. |
Создание ТИГ по разработке проекта | Май 2020 г. | Приказ | Директор МАДОУ Матвеева Т.С. | ||
Разработка положения о ТИГ по определению исходного состояния работы по выявлению творческого потенциала детей среднего, старшего возраста и подготовительной к школе группы | Май 2020 г. | Положение | Директор МАДОУ Матвеева Т.С., зам. директора по ВиМР Якушина А.Е., учитель-логопед Макарова М.А. | ||
Разработка положения о ТИГ, разрабатывающей программу действий по реализации проекта | Май 2020 г. | Положение | Директор МАДОУ Матвеева Т.С., зам. директора по ВиМР Мокрова О.Н., учитель-логопед Макарова М.А. | ||
Подборка методик для изучения уровня компетентности детей, воспитателей, родителей по выявлению талантливых детей в МАДОУ; разработка анкет, тестов, вопросников | Май-июнь 2020 г. | Методики для изучения уровня компетентности детей, воспитателей, родителей в МАДОУ; анкеты, тесты, вопросники | Педагог – психолог Животовская А. Г., педагог-психолог Темирчева С.Н., совместно со специалистами Физмат лицея №5, ГАОУ №12, АОУМО №16, АНОО «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы | ||
Утверждение диагностического инструментария для изучения уровня компетентности детей, воспитателей, родителей по выявлению одарённых детей среднего, старшего возраста и подготовительной к школе группы | Июнь 2020 г. | Приказ | Директор МАДОУ Матвеева Т.С. | ||
Заключение договора о взаимодействии с социокультурными учреждениями города (МБУ ЦДБ, АУ ДО ДШИ, Театр «Город») | Июнь-сентябрь 2020 г. | Договор | Директор МАДОУ Матвеева Т.С., директор театра «Город» Арутюнян Ж.В., заведующая МБУ ЦДБ Блохина Е.О. , директор АУ ДО ДШИ Соколов А.М. | ||
Привлечение воспитателей средних, старших и подготовительных групп, узких специалистов к разработке программы выявления и развития одарённых детей в ДОУ | Май 2020 г. | Приказ | Директор МАДОУ Матвеева Т.С. | ||
Приобретение оргтехники, расходных и канцелярских принадлежностей, дидактических игр, игрушек, наглядных демонстрационных материалов | июнь-сентябрь 2020 г., далее по необходимости | Приобретение | Зам. директора по АХЧ Мортякова Н.А. | ||
2. | 2 этап - организационная, организационно-методическая, техническая деятельность (сентябрь - декабрь 2020 г.) | Организация работы кружков с детьми разных типов одарённости | Сентябрь-октябрь 2020 г. | Приказ об утверждении работы кружков (планов, сетки проведения занятий кружков, руководителей) | Директор МАДОУ Матвеева Т.С., Зам. директора по ВиМР Мокрова О.Н., руководители кружков Макарова М.А., Матвеева А.Н., Горбатова Н.Г., Писаренко Н.А., Рыднова Л.А., Козлова А.Д., Рыбакова Т.А., Кузьмина А.В. |
Создание рубрики на сайте детского сада «Для вас, родители будущих первоклассников» | Декабрь 2020 г. | Рубрика | Модератор сайта детского сада Якушина А.Е. | ||
РППС для формирования у детей элементов финансовой грамотности и для сюжетно-ролевой игры «Школа» | Сентябрь-декабрь 2020 г. (далее по мере необходимости) | Организация | Родительская общественность; воспитатели средней, старшей и подготовительной к школе групп; зам. директора по ХЧ Мортякова Н.А. | ||
Организация работы консультационного пункта «Детский сад для взрослых» в помощь родителям талантливых детей | Сентябрь - декабрь 2020 г. | Приказ об утверждении работы консультационного пункта (положение, план работы, место и время проведения) | Директор МАДОУ Матвеева Т.С., зам. директора по ВиМР Мокрова О.Н., педагог-психолог Животовская А.Г., учитель-логопед Матвеева А.Н., учитель-логопед Макарова М.А., совместно со специалистами Физмат лицея №5, ГАОУ №12, АОУМО №16, АНОО «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы | ||
Педсовет на тему: «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одаренности» | Сентябрь 2020 г. | Решение педсовета | Директор МАДОУ Матвеева Т.С., зам. директора по ВиМР Мокрова О.Н., педагог-психолог Темирчева С.Н., учитель-логопед Макарова М.А., учитель-логопед Матвеева А.Н. | ||
Консультация для воспитателей «Предпосылки одаренности детей дошкольного возраста» | Октябрь 2020 г. | Формирование представления о новых технологиях и методах выявления и развития детских способностей | Учитель-логопед Макарова М.А. педагог-психолог Темирчева С.Н. | ||
Ознакомление родителей с рекламным роликом, отражающим содержание кружков интеллектуальной, социальной и художественно - эстетической направленности | Сентябрь-октябрь 2020 г. | Создание и демонстрация | ТИГ | ||
Разработка плана повышения профессиональной компетентности воспитателей по проблеме выявления и развития детской одарённости | Сентябрь 2020 г. | План | Директор МАДОУ Матвеева Т.С., зам. директора по ВиМР Мокрова О.Н., | ||
Разработка программы «Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС» | Ноябрь-декабрь 2020 г. | Программа | Директор МАДОУ Матвеева Т.С., зам. директора по ВиМР Якушина А.Е., ТИГ, совместно со специалистами Физмат лицея №5, ГАОУ №12, АОУМО №16, АНОО «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы | ||
Разработка программы «Одарённые дети в МАДОУ» для среднего, старшего и подготовительного возраста | Ноябрь-декабрь 2020 г. | Программа | Зам. директора по ВиМР Мокрова О.Н., ТИГ, совместно со специалистами Физмат лицея №5, ГАОУ №12, АОУМО №16, АНОО «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы | ||
Разработка (усовершенствование) программы кружков социальной и художественно – эстетической направленности | Ноябрь-декабрь 2020 г. | Программы кружков | Руководители кружков Горбатова Н.Г., Матвеева А.Н., Макарова М.А., Кузьмина А.В., Козлова А.Д., Писаренко Н.А., Рыбакова Т.А., Рыднова Л.А. | ||
Создание единой системы работы детского сада, школы и родителей воспитанников по выявлению и развитию индивидуальных способностей у детей | Октябрь - декабрь 2020 г. | Программа | Родительская общественность, зам. директора по ВиМР Якушина А.Е, педагоги-психологи Животовская А.Г., Темирчева С.Н., ТИГ совместно со специалистами Физмат лицея №5, ГАОУ №12, АОУМО №16, АНОО «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы | ||
Разработка плана индивидуальной работы с детьми, нуждающимися в сопровождении педагога-психолога | Декабрь 2020 г. | Индивидуальные планы работы | Педагоги-психологи Животовская А.Г., Темирчева С.Н. | ||
Создание единой системы работы детского сада и школы по выявлению и развитию способностей детей | Октябрь - декабрь 2020 г. | Программа | Зам. Директора по ВиМР Якушина А.Е. педагоги-психологи Животовская А.Г., Темирчева С.Н., ТИГ совместно со специалистами Физмат лицея №5, ГАОУ №12, АОУМО №16, АНОО «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы | ||
Разработка плана работы с социокультурными организациями города (Долгопрудненский театр «Город», МБУ ЦДБ, АУ ДО ДШИ) | Октябрь – декабрь 2020 г. | План | Директор МАДОУ Матвеева Т.С., учитель-логопед Макарова М.А., специалисты театра «Город», МБУ ЦДБ и АУ ДО ДШИ | ||
Утверждение программ и планов, обеспечивающих организацию учебно-воспитательного процесса по развитию способностей у детей средней, старшей возраста и подготовительной к школе группы | Декабрь 2020 г. | Приказ об утверждении планов | Директор МАДОУ Матвеева Т.С. | ||
Разработка системы мониторинга и критериев оценки эффективности реализации и своевременной коррекции сконструированной системы | Декабрь 2020 г. | Мониторинг и критерии оценки эффективности реализации и своевременной коррекции проекта | Зам. директора по ВиМР Мокрова О.Н., педагоги-психологи Темирчева С.Н., Животовская А.Г., учитель-логопед Макарова М.А. | ||
Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядных демонстрационных материалов | Декабрь 2020 г. (далее по мере необходимости) | Приобретение | Зам. директора по АХЧ Мортякова Н.А. | ||
3. | 3 этап – практическая деятельность (январь 2021 - 2023 гг.) | Распределение обязанностей между участниками реализации проекта | Январь 2021 г. | Приказ о распределении обязанностей | Директор МАДОУ Матвеева Т.С. |
Определение уровня знаний, умений и навыков воспитателей, выявление положительных достижений и возможных затруднений воспитателей в вопросах выявления и развития творческих потенциалов детей среднего, старшего возраста и подготовительной к школе группы | Январь 2021 г. 2022 г. 2023 г. май 2021 г. 2022 г. 2023 г. сентябрь 2021 г. 2022 г. | Аналитическая справка | Зам. Директора по ВиМР Мокрова О.Н., педагоги-психологи Темирчева С.Н., Животовская А.Г., учитель - логопед Макарова М.А. | ||
Выявление степени вовлечённости семей в образовательный процесс, определение их приоритетов в воспитании одарённых детей | Январь 2021 г. 2022 г. 2023 г. май 2021 г. 2022 г. 2023 г. сентябрь 2021 г. 2022 г. | Аналитическая справка | Педагоги-психологи Темирчева С.Н., Животовская А.Г. | ||
Изучение социального статуса семей | Январь 2021 г. 2022 г. 2023 г. май 2021 г. 2022 г. 2023 г. сентябрь 2021 г. 2022 г. | Социальный паспорт группы | Педагоги-психологи Темирчева С.Н., Животовская, воспитатели средних, старших подготовительных к школе групп | ||
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей | В течение всего 3 этапа проекта | Интернет-конференция: «Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе»; видео - консультации: «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Готовим руку к письму», «Как не навредить одаренному ребёнку?» | Родительская общественность, зам. директора по ВиМР Якушина А.Е., педагоги-психологи Темирчева С.Н., Животовская А.Г., ТИГ совместно со специалистами Физмат лицея №5, ГАОУ №12, АОУМО №16, АНОО «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы | ||
Повышение уровня компетентности семей в развитии индивидуальных способностей у детей | В течение всего 3 этапа проекта | Цикл тренинговых занятий | Педагоги-психологи Темирчева С.Н., Животовская А.Г., ТИГ | ||
Взаимопосещение педагогов МАДОУ и учителей начальных классов занятий по подготовке к школе (Акция «Обмен опытом») | В течение всего 3го этапа проекта | Аналитическая справка | ТИГ, совместно со специалистами Физмат лицея №5, ГАОУ №12, АОУМО №16, АНОО «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы | ||
Организация выпуска тематических общесадовских статей на сайте детского сада, отражающих развитие задатков одарённых детей | В течение всего 3 этапа проекта | Статьи | Модератор сайта детского сада Якушина А.Е., педагоги-психологи Темирчева С.Н., Животовская А.Г., учителя-логопеды Матвеева А.Н., Макарова М.А., Писаренко Н.А., ТИГ | ||
Оказание воспитателям практической помощи в освоении методов и приёмов выявления и развития индивидуальных способностей у детей среднего, старшего и подготовительной к школе групп | В дополнительно установленное время | Открытые занятия по модифицированной программе «Одарённые дети в МАДОУ» | Педагоги-психологи Темирчева С.Н., Животовская А.Г. | ||
Цикл теоретических семинаров для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития индивидуальных способностей» (онлайн-консультации: «Воспитание у детей положительного отношения к школе», «Одаренный ребенок, какой он?», «Виды детской одаренности», «Принципы и методы выявления одаренных детей», «Преемственность социальных институтов города в развитии творчески одаренной личности») | В течение всего 3го этапа проекта | Проекты на тему «Одарённые дети в условиях МАДОУ» | Зам. директора по ВиМР Мокрова О.Н., педагоги-психологи Темирчева С.Н., Животовская А.Г., ТИГ совместно со специалистами Физмат лицея №5, ГАОУ №12, АОУМО №16, АНОО «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы | ||
Изучение новинок методической литературы, освещающей вопросы одарённости у детей | Март 2021 г, 2022 г. 2023 г. | Выставка | Зам. директора по ВиМР Мокрова О.Н. | ||
Назначение ответственных за проведение выставок, турниров, конкурсов, викторин, акций, мероприятий, посвящённых знаменательным событиям, датам международного значения | Январь 2021 г. | Приказ | Директор МАДОУ Матвеева Т.С. | ||
Реализация плана проведения выставок, турниров, конкурсов | В течение всего 3 этапа проекта | Приказы о поощрении победителей конкурсов, выставок, турниров | Члены ТИГ | ||
Формирование комплекта учебно-методических материалов по проблеме выявления и развития творческого потенциала детей средней, старшей и подготовительной к школе группы | Апрель 2021 г. 2022 г. 2023 г. | Комплект учебно-методических материалов по проблеме выявления и развития творческого потенциала детей средней, старшей и подготовительной к школе группы | Зам. директора по ВиМР Мокрова О.Н. | ||
Создание картотеки диагностических карт по выявлению творческого потенциала детей | Декабрь 2021 г. 2022 г. | Картотека | Воспитатели средних, старших и подготовительных к школе групп | ||
Разработка методических рекомендации по совершенствованию системы выявления одарённости у детей среднего, старшего возраста и подготовительной к школе группы | Апрель 2021 г. 2022 г. 2023 г. | Методические рекомендации | Зам. директора по ВиМР Мокрова О.Н., педагоги-психологи Темирчева С.Н., Животовская А.Г., учитель-логопед Макарова М.А. | ||
Реализация работы с социокультурными учреждениями города (Долгопрудненский театр «Город», МБУ ЦДБ, АУ ДО ДШИ | В течение всего 3 этапа проекта | Творческие работы детей | Воспитатели средних, старших и подготовительных к школе групп, специалисты театра «Город», МБУ ЦДБ, АУ ДО ДШИ | ||
Проведение мероприятия, отражающих совместное творчество детей, родителей и педагогов | В течение всего 3 этапа проекта | Приказы о поощрении победителей конкурсов, выставок | ТИГ | ||
Проведение смотра предметно - развивающей среды, обеспечивающей выявления и развития творческого потенциала каждого ребёнка средних, старших и подготовительных к школе групп | Февраль 2021г. 2022 г. 2023 г. | Приказ о поощрении воспитателей, занявших призовые места в смотре | Временная рабочая группа | ||
Ведение мониторинга освоения модифицированной программы «Одарённые дети в МАДОУ» | Сентябрь 2020 г. 2021 г. 2022 г. январь 2021 г. 2022 г. 2023 г. май 2021 г. 2022 г. 2023 г. | Таблицы, графики | Зам. директора по ВиМР Мокрова О.Н., педагоги-психологи Темирчева С.Н., Животовская, ТИГ | ||
Педагогический совет: «Работа с всесторонне развитыми детьми в ДОУ - источник вдохновения, затруднения, гордости и ответственности педагогов» | Июнь 2021 г. 2022 г. 2023 г. | Аналитическая справка | Директор МАДОУ Матвеева Т.С., Зам. директора по ВиМР Мокрова О.Н., педагоги-психологи Темирчева С.Н., Животовская А.Г., учителя-логопеды Макарова М.А., Матвеева А.Н., ТИГ | ||
Организация работы интерактивной выставки «Наука маленького роста» | В течение всего 3 этапа проекта | Фотоматериал | ТИГ, модератор сайта детского сада Якушина А.Е. | ||
4. | 4 этап – изучение результатов деятельности (январь – май 2023 г.) | Проведение диагностического обследование знаний и умений детей по программе «Одарённые дети в МАДОУ» | Январь 2023 г. май 2023 г. | Аналитические справки | Воспитатели средних, старших и подготовительных к школе групп |
Анализ результатов деятельности коллектива по реализации проекта | Май 2023 г. | Доклад | Зам. директора по ВиМР Мокрова О.Н. | ||
Разработка методических рекомендаций по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса по итогам мониторинга | Март 2023 г. | Методические рекомендации | Зам. директора по ВиМР Мокрова О.Н., педагоги-психологи Темирчева С.Н., Животовская А.Г., учителя-логопеды Макарова М.А., Матвеева А.Н., ТИГ | ||
Педсовет «Итоги реализации проекта «Выявление и развитие индивидуальных способностей у детей» | Май 2023 г. | Доклад | Директор МАДОУ Матвеева Т.С., зам. директора по ВиМР Мокрова О.Н., педагоги-психологи Темирчева С.Н., Животовская А.Г., учителя-логопеды Макарова М.А., Матвеева А.Н., ТИГ | ||
Организация работы по обобщению опыта работы над проектом | Май 2023 г. | Научно-методическая статья | ТИГ | ||
Размещение опыта на педагогическом сайте | Май 2023 г. | Размещение опыта в сети Интернета | Модератор сайта Якушина А.Е. | ||
Информирование педагогического коллектива, родителей о результатах реализации проекта | Май 2023 г. | Статья на сайте детского сада | Модератор сайта Якушина А.Е., зам. директора ВиМР Мокрова О.Н. | ||
Поощрение воспитателей, достигших высоких показателей в освоении программы по развитию индивидуальных способностей детей в детском саду. | Май 2023 г. | Приказ о поощрении | Директор МАДОУ Матвеева Т.С. | ||
Составление методического пособия по выявлению и развитию индивидуальных способностей у детей среднего, старшего и подготовительной к школе группы | Май 2023 г. | Методическое пособие | Зам. директора по ВиМР Мокрова О.Н., педагоги-психологи Темирчева С.Н., Животовская, учителя-логопеды Макарова М.А., Матвеева А.Н., ТИГ | ||
Поощрение сотрудников, участвующих в реализации проекта | Май 2023 г. | Приказ о поощрении | Директор МАДОУ Матвеева Т.С. |
Состав участников проекта: педагоги, родители и воспитанники МАДОУ детского сада № 4 «Рябинка», учителя и учащиеся ГАОУ «Долгопрудненской гимназии», АОУ школы №16 МАОУ Физико-математического лицея №5 , АНОО «Физтех-лицея» им П.Л. Капицы
Материально-техническое и дидактическое обеспечение:
Наименование имеющегося оборудования для реализации проекта | Кол-во (ед.) | |
Интеллектуальная сфера |
| 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 6 6 30 10 11 15 6 30 15 8 20 8 7 10 10 30 12 20 18 20 12 6 6 6 18 5 |
Сфера академических достижений |
| 6 1 1 3 1 11 15 50 300 30 11 11 10 11 15 11 17 6 6 15 20 11 5 6 6 30 8 8 |
Общение и лидерство |
| 1 2 1 1 1 1 3 1 1 1 2 2 10 6 11 11 11 |
| 11 11 11 11 11 11 11 11 8 11 11 5 6 11 11 5 11 11 11 11 11 11 5 11 6 3 5 6 6 5 | |
Техническая сфера |
| 8 6 10 11 6 12 15 11 8 11 11 5 6 11 6 11 8 |
Артистическая сфера |
| 1 12 5 1 22 6 10 2 2 6 8 8 10 20 2 2 25 |
Сфера художественных достижений |
| 1 30 1 11 30 30 30 30 30 10 30 30 30 30 10 30 10 40 30 20 30 15 30 30 3 10 30 1 30 |
Музыкальная сфера |
| 1 30 25 30 11 1 2 |
Двигательная сфера |
| 7 1 30 6 1 6 35 25 25 6 6 25 36 25 25 7 25 1 12 30 6 10 6 6 1 1 25 25 25 25 1 6 1 1 10 25 25 15 1 1 2 2 1 1 1 1 1 |
Творчество |
| 2 1 1 1 4 1 1 3 6 |
Мультимедийный проектор | 3 | |
Интерактивный комплекс | 4 | |
Ноутбуки с учебным программным обеспечением для детей и педагогов | 6 | |
Телевизоры | 8 |
Кадровое обеспечение:
№ п/п | Ф.И.О. сотрудника | Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии) | Наименование мероприятия проекта, выполняемого при участии сотрудника | Функционал сотрудника в проекте (руководитель, разработчик, эксперт, исполнитель и т.д.) |
1. | Матвеева Т.С. | Директор МАДОУ детский сад №4 «Рябинка», высшее педагогическое | Разработка и подписание положений, приказов, договоров и т.д. | Автор проекта, руководитель |
2. | Микляева Н.В. | Профессор МПГУ, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, главный редактор журнала «Современный детский сад» | Определение основных теоретических идей, составляющих основу исследования, консультации | Научный руководитель |
3. | Макарова М.А. | Учитель-логопед, высшее педагогическое | Реализация программ дополнительного образования «Хочу всё знать», «Развивайка»; разработка программы выявления и развития одарённых детей в ДОУ; создание единой системы работы детского сада и школы по выявлению и развитию талантливых детей; проведение тренинговых и открытых занятий для воспитателей; подготовка тематических общесадовских статей на сайте детского сада, отражающих развитие творческого потенциала каждого ребёнка | Ответственный исполнитель, руководитель кружка |
4. | Якушина А.Е. | Зам. директора по ВиМР, высшее педагогическое | Разработка положений; создание интернет - платформы ZOOM для проведения видео - консультаций и конференций; создание и ведение рубрики на сайте детского сада «Для вас родители будущих первоклассников» | Эксперт, исполнитель |
5. | Мокрова О.Н. | Зам. директора по ВиМР, высшее педагогическое | Разработка положений; разработка программы выявления и развития одарённых детей в ДОУ; создание единой системы работы детского сада и школы по выявлению и развитию талантливых детей; разработать план работы с социокультурными организациями города | Эксперт, исполнитель |
6. | Матвеева А.Н. | Учитель-логопед, высшее педагогическое | Реализация программ дополнительного образования «Почемучка», «Логика»; разработка программы выявления и развития одарённых детей в ДОУ; создание единой системы работы детского сада и школы по выявлению и развитию творческого потенциала каждого ребёнка; проведение тренинговых и открытых занятий для воспитателей; подготовка тематических общесадовских статей на сайте детского сада, отражающих развитие творческих детей | Эксперт, руководитель кружка, член ТИГ |
7. | Писаренко Н.А. | Учитель-логопед, высшее педагогическое | Реализация программ дополнительного образования «Развивайка Р»; разработка программы выявления и развития одарённых детей в ДОУ; проведение тренинговых и открытых занятий для воспитателей; подготовка тематических общесадовских статей на сайте детского сада, отражающих развитие творческого потенциала каждого ребёнка | Руководитель кружка, исполнитель |
8. | Темирчева С.Н. | Педагог-психолог, высшее педагогическое | Разработка анкет, тестов, вопросников; подборка методик для изучения уровня компетентности детей, воспитателей, родителей по выявлению творческого потенциала каждого ребёнка в ДОУ; разработка программы выявления и развития одарённых детей в ДОУ; разработка индивидуальных планов работы с детьми; проведение тренинговых и открытых занятий для воспитателей; подготовка тематических общесадовских статей на сайте детского сада, отражающих развитие талантливых детей | Эксперт, исполнитель |
9. | Животовская А.Г. | Педагог-психолог, высшее педагогическое | Разработка анкет, тестов, вопросников; подборка методик для изучения уровня компетентности детей, воспитателей, родителей по выявлению творческого потенциала каждого ребёнка в ДОУ; разработка программы выявления и развития одарённых детей в ДОУ; разработка индивидуальных планов работы с детьми; проведение тренинговых и открытых занятий для воспитателей; подготовка тематических общесадовских статей на сайте детского сада, отражающих развитие творческих детей | Эксперт, исполнитель |
10. | Кузьмина А.В. | Инструктор по физической культуре, среднее профессиональное | Реализация программ дополнительного образования «Весёлые шашки», «Спортивная гимнастика», разработка программы выявления и развития одарённых детей в ДОУ; участие в семинарах, консультациях, конференциях | Руководитель кружка, член ТИГ |
11. | Рыбакова Т.А. | Музыкальный руководитель, среднее профессиональное | Реализация программ дополнительного образования «До-ми-соль-ка», «Звонкие рябинки»; разработка программы выявления и развития одарённых детей в ДОУ; участие в семинарах, консультациях, конференциях | Руководитель кружка, член ТИГ |
12. | Горбатова Н.Г. | Воспитатель, среднее профессиональное | Реализация программы дополнительного образования «Лаборатория «Интеллект»»; разработка программы выявления и развития одарённых детей в ДОУ; подготовка тематических общесадовских статей на сайте детского сада, отражающих развитие творческих детей; участие в семинарах, консультациях, конференциях; диагностическое обследование знаний и умений талантливых детей по программе «Одарённые дети в ДОУ» | Руководитель кружка, член ТИГ, исполнитель |
13. | Коваль А.С. | Воспитатель, среднее профессиональное | Реализация программы дополнительного образования «Английский язык»; разработка программы выявления и развития одарённых детей в ДОУ; подготовка тематических общесадовских статей на сайте детского сада, отражающих развитие творческого потенциала каждого ребёнка; участие в семинарах, консультациях, конференциях; диагностическое обследование знаний и умений талантливых детей по программе «Одарённые дети в ДОУ» | Руководитель кружка, член ТИГ, исполнитель |
14. | Рыднова Л.А. | Воспитатель, среднее профессиональное | Реализация программы дополнительного образования «Разноцветная палитра»; разработка программы выявления и развития одарённых детей в ДОУ; участие в семинарах, консультациях, конференциях | Руководитель кружка, член ТИГ |
15. | Гугкаева А.Н. | Воспитатель, высшее педагогическое | Реализация программ дополнительного образования «Трансформер», «Юный режиссёр»; разработка программы выявления и развития одарённых детей в ДОУ; участие в семинарах, консультациях, конференциях | Руководитель кружка, член ТИГ |
16. | Ярмаркина Е.Н. | Воспитатель, высшее педагогическое | Реализация программ дополнительного образования «В гостях у сказки»; разработка программы выявления и развития одарённых детей в ДОУ; участие в семинарах, консультациях, конференциях | Руководитель кружка, член ТИГ |
17. | Козлова А.Д. | Музыкальный руководитель, среднее профессиональное | Реализация программ дополнительного образования «Танцевальная ритмика»; разработка программы выявления и развития одарённых детей в ДОУ; участие в семинарах, консультациях, конференциях | Руководитель кружка |
18. | Алексеева Н.В. | Воспитатель, высшее педагогическое | Изучение социального статуса семей воспитанников; разработка плана работы с социокультурными организациями города; подготовка детей к участию в конкурсах «Я юный гений», «Я снимаю науку», «Я будущий ученик» и др.; участие в семинарах, консультациях, конференциях; диагностическое обследование знаний и умений талантливых детей по программе «Одарённые дети в ДОУ» | Исполнитель, член ТИГ |
19. | Гребенчук С.Ю. | Воспитатель, среднее профессиональное | Изучение социального статуса семей воспитанников; разработка плана работы с социокультурными организациями города; подготовка детей к участию в конкурсах «Я юный гений», «Я снимаю науку», «Я будущий ученик» и др.; участие в семинарах, консультациях, конференциях; диагностическое обследование знаний и умений талантливых детей по программе «Одарённые дети в ДОУ» | Исполнитель, член ТИГ |
20. | Мортякова Н.А. | Зам. директора по АХЧ, высшее экономическое | Приобретение оргтехники, расходных и канцелярских принадлежностей, дидактических игр, игрушек, наглядных демонстрационных материалов | Исполнитель |
Мониторинг процесса опытно-экспериментальной работы (система отслеживания хода опытно-экспериментальной работы):
- наблюдение (лонгитюдное);
- диагностический (тестирование, оценивание, диагностика);
- социологический сбор информации (анкетирование, беседа);
-прогностический (прогнозирование, планирование);
-эмпирические (педагогический эксперимент);
-метод математической и статистической обработки данных;
- интерпретационно-описательный;
- знаково-символический (графики, схемы, таблицы).
Организация и внедрение результатов в массовую практику: аналитический отчет по этапам реализации проекта и итоговый отчет; публикации на муниципальном, областном уровне, участие в городском уровне опытно-экспериментальных программ; научно-методическое обеспечение (методические рекомендации, интегрированные программы и др.).
Директора МАДОУ
Детского сада № 4 «Рябинка» Т.С. Матвеева
Предварительный просмотр:
Отчетные материалы по реализации проекта в статусе ГЭП
МАДОУ детский сад № 4 «Рябинка»
«Проект по интеллектуальному развитию воспитанников дошкольного образовательного учреждения "Векторы развития дошкольников - пути к успеху"
Проект по интеллектуальному развитию воспитанников «Векторы развития дошкольников - пути к успеху», основной целью которого является создание условий для выявления и дальнейшего развития творческого потенциала каждого ребёнка, даёт свои результаты.
Работа ведётся по пяти направлениям: создание специальной развивающей творческой среды; совершенствование научно-методического уровня педагогов; выявление и отслеживание динамики развития детей, а также работа с родителями и взаимодействие с социальными институтами города.
Существенно улучшилась развивающая предметно-пространственная среда. Помимо закупки игр и интерактивных комплексов, которыми теперь оснащены все группы, инициатором Горбатвой Натальей Геннадьевной была оформлена ,оборудована детская творческая лаборатория «Интеллект», в которой организуется познавательно-исследовательская деятельность с детьми, осуществляется подготовка и реализация детских проектов и т. д. К слову, руководитель лаборатории, Горбатова Н.Г., в этом году стала Победителем муниципального этапа конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».
Только за прошлый учебный год наши воспитанники стали победителями Всероссийского патриотического конкурса «Мой герой большой войны», VI Всероссийского конкурса творческих работ «Гордость страны», призёрами и победителями регионального фестиваля детского творчества «Мы - дети галактики», регионального конкурса-дефиле костюмов по экологии «Люблю свою природу» и т.д.
Педагоги постоянно работают над совершенствованием своего научно-методического уровня: участвуют в семинарах и вебинарах, организовывают сами и проводят дистанционные городские семинары-практикумы на тему детской одарённости и проблем её развития. В прошлом году нам даже удалось поучаствовать в Международном образовательном форуме «Инновационные практики дошкольного образования и воспитания» в г. Сочи. В этом учебном году принимали гостей на своей территории и делились опытом с педагогами из разных регионов России.
Членами ТИГ (творческой исследовательской группы) проводятся консультации и мастер - классы для воспитателей. На такие темы, как: «Инновационные технологии и современные методы работы», «Тренинг развития креативности и творческих способностей детей дошкольного возраста», «Использование арт-терапевтических упражнений в работе с одарёнными дошкольниками» и т.д.
На сегодняшний день четверть воспитателей нашего сада для повышения уровня своей профессиональной компетенции получают второе высшее образование по направлению «Дошкольная психология».
Взаимодействие со школами города позволило пересмотреть и внести некоторые коррективы и дополнения в процесс подготовки детей к обучению в школе.
В рамках требований ФГОС, мы ввели в программу обучения ребят старшего дошкольного возраста цикл занятий по формированию элементов финансовой грамотности и познавательно-исследовательской деятельности, проведение которых содействует финансовому просвещению и воспитанию детей, а также создаёт необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности.
Акции «Письма из школы», «Мои маленькие успехи», «День самоуправления» и беседы с детьми на тему «Первый учитель, как это важно!» с приглашением учителей из школ повысили мотивационную готовность к школе наших выпускников.
Письма от учеников школы давали ответы на многие вопросы ребят, они с нетерпением ждали их. Такое необычное для нашего времени общение подогревало любопытство детей. А «День самоуправления», в который школьники в роли воспитателей проводили с дошкольниками различные игры, показал малышам какими взрослыми и самостоятельными они станут в школе.
Выступления учеников начальных классов с презентациями своих творческих проектов перед воспитанниками нашего детского сада на темы: «В здоровом теле- здоровый дух!», «Не хочу идти в школу», и т.д. вызвали у ребят желание тоже разрабатывать свои проекты. Мы организовали и провели внутрисадовские конкурсы творческих работ и исследовательских проектов «Я - исследователь», «Снимай науку», «Я – будущий ученик». Наши педагоги - инициаторы городского конкурса «Я постигаю Россию», проведение которого, мы надеемся, станет доброй традицией.
Такого рода преемственность со школой даёт хорошие результаты. Но всё же не хватает реальной практики общения и взаимодействия учителей и воспитателей. Предстоящее создание образовательных комплексов (детские сады и школы) выведет на новый уровень систему нашей работы и улучшит результаты. Коллектив детского сада стал участником подмосковного проекта Preschool, который направлен на выстраивание преемственности детского сада и школы.
Взаимосвязь с родителями вносит весомый вклад в процесс реализации проекта. За предыдущий учебный год мы организовали серию онлайн –консультаций на темы: «Готовность и адаптация детей к школе», «Талантливые и одарённые: успехи и неудачи». Наладили работу консультационного пункта «Детский сад для взрослых». Ещё одной хорошей традицией стала акция «Все профессии важны!» - организация встреч с людьми разных профессий для расширения кругозора и ориентация воспитанников на выбор будущей профессии.
Нелегко построить работу с одарёнными детьми, но ещё сложнее найти зерно одарённости в каждом ребёнке. Дать возможность детям с ограниченными возможностями здоровья и клиникой интеллектуальных нарушений проявить себя, участвовать и побеждать в различных мероприятиях. Это дети инвалиды, с задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра, которых у нас более 47%. А ведь своевременная коррекция отклонений развития таких детей экономит деньги и государства, и родителей.
Отрадно заметить, что в проекте с интересом принимали участие практиканты, студенты дефектологического факультета дошкольного отделения МПГУ. Студенты наравне с педагогами реализовывали наши профессиональные задумки. Эти выпускники пришли работать именно к нам.
Уже сейчас мы отмечаем повышение творческого и интеллектуального уровня развития воспитанников. Конечно, не всё идеально, многие моменты требуют доработок, но мы знаем в каком направлении нам двигаться, а главное, каких целей мы хотим добиться.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
2 этап - организационная, организационно-методическая, техническая деятельность (сентябрь - декабрь 2020 г.) | Организация работы кружков с детьми разных типов одарённости | Сентябрь-октябрь 2020 г. | Приказ об утверждении работы кружков (планов, сетки проведения занятий кружков, руководителей) | Директор МАДОУ Матвеева Т.С., Зам. директора по ВиМР Мокрова О.Н., руководители кружков Макарова М.А., Матвеева А.Н., Горбатова Н.Г., Писаренко Н.А., Рыднова Л.А., Козлова А.Д., Рыбакова Т.А., Кузьмина А.В. |
Создание рубрики на сайте детского сада «Для вас, родители будущих первоклассников» | Декабрь 2020 г. | Рубрика | Модератор сайта детского сада Якушина А.Е. | |
РППС для формирования у детей элементов финансовой грамотности и для сюжетно-ролевой игры «Школа» | Сентябрь-декабрь 2020 г. (далее по мере необходимости) | Организация | Родительская общественность; воспитатели средней, старшей и подготовительной к школе групп; зам. директора по ХЧ Мортякова Н.А. | |
Организация работы консультационного пункта «Детский сад для взрослых» в помощь родителям талантливых детей | Сентябрь - декабрь 2020 г. | Приказ об утверждении работы консультационного пункта (положение, план работы, место и время проведения) | Директор МАДОУ Матвеева Т.С., зам. директора по ВиМР Мокрова О.Н., педагог-психолог Животовская А.Г., учитель-логопед Матвеева А.Н., учитель-логопед Макарова М.А., совместно со специалистами Физмат лицея №5, ГАОУ №12, АОУМО №16, АНОО «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад №4 «Рябинка»
Исследовательская деятельность в подготовительной группе
«Тайны звёздных миров»
Подготовили и провели:
Воспитатели:
Горбатова Н.Г
Гребенчук С.Ю..
Вид деятельности– групповой, краткосрочный
Тип деятельности– познавательно исследовательский
Проблема
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Актуальность проекта
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Цель:
Приобщение детей к знаниям о вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса.
Задачи:
1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.
2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.
3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).
4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.
5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
Этапы реализации:
Этап подготовительный:
- анализ предметной среды группы;
- беседа с детьми и родителями;
- формулирование целей и задач проекта;
- подбор и изучение литературы по теме проекта.
Основной этап:
- создание в группе условий для реализации проекта;
- деятельность в соответствии с планом проекта;
Ожидаемые результаты:
Для детей:
К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми. Дети в подготовительной группе должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в играх и НОД.
Для педагогов:
Повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный профессиональный рост; самореализация.
План мероприятий
Тема мероприятия | Взаимодействие с родителями | |
Космокинозал | Просмотр электронных презентаций: «Планеты Солнечной системы». «Освоение космоса» | Просмотр с родителями и детьми мультфильмов:
|
Читальный зал | Чтение с детьми произведений о космосе:
| Чтение родителей с детьми произведений (на выбор)
Консультация для родителей «Рассказать детям о космосе». |
Поэтическая гостинная | Чтение поэтических произведений:
| Вместе с детьми найти новую поговорку, стихотворение, загадку и разучить. |
Творческая космомастерская |
| |
Космическая игральдия | Дидактические игры
Конструктивные игры:
Игра – импровизация «Обитатели космоса». (Плавные движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку.) |
|
Музыкальная гостинная | Слушание космической музыки.
Старые советские песни: «Мы в космос улетаем на работу»
| Совместное прослушивание «Космические песни или песни про космос» |
Используемая в работе с детьми литература
- Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига.
- Гордон Уэллс «Звездочет и обезьянка Микки».
- Дубкова С.И., “Сказки звёздного неба”, “Белый город”, М.
- Левитан Е.П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс.
- Левитан Е, П. "Твоя Вселенная".
- Левитан Е.П. "Звёздные сказки".
- Майорова Г., “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
- Майорова Г. “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
- Парамонов Ж., “Забавная астрономия для малышей”.
Приложение
Беседа с детьми на тему «Солнечная система»
Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»
Показ презентации «Наша Вселенная».
Игра «Собери ракету»
Дидактические игры. «Найди космический обьект». «Найди одинаковые ракеты».
Рассказ о Вселенной. Чтение художественной литературы о космосе.
Художественное творчество (рисование) «Наш загадочный космос».
(лепка) «Инопланетные существа»
Игра- импровизация «Обитатели космоса»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Руки нужно мыть, потому что на них много микробов
Микробы под микроскопом
Чтобы не было такого – чаще мойте руки, соблюдайте гигиену!
«Как правильно мыть руки» Снять с рук все украшения, затрудняющие мытье; Повыше закатать рукава; Открыть кран; Подставить руки под струю воды и намочить их; Взять мыло в руки и намылить их до появления пены; Протереть все поверхности, включая тыльную сторону ладоней, запястья, между пальцами и под ногтями, в случае необходимости использовать специальную щетку. Смыть большим количеством воды пену; Проверить, насколько качественно вымыты руки; Обмакнуть сухим и чистым полотенцем. Прижать руки к щекам тыльной стороной для проверки сухости ладоней. Использовать салфетку, чтобы выключить кран.
Почему руки нужно обязательно мыть с мылом?»
«Здоровье – главная драгоценность человека»
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ !
Предварительный просмотр:
Актуальность
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю
(Китайская пословица)
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Под дьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе. Дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.