Школьный музей

Янчук Лидия Борисовна

На странице представлены материалы о деятельности школьного музея : планы, программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ

«Память - это тот посох, на который человек

опирается в своем жизненном пути, она

делает его зрячим…» (В.П.Астафьев).

  I. Введение.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. По своему профилю музей нашей школы является биографическим музеем.

II. Решение проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения средствами школьного музея.

События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени

III. Цели и задачи школьного музея.

Цель музейной деятельности - формирование гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, осуществлять поддержку творческих способностей детей, формировать интерес к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения

IV. Совершенствование программы деятельности музея.

Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:

  •  Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" от 11 июля 2005 года № 422;
  •  Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля 1995 г;
  •  Положение о школьном музее

Программа развития музея предусматривает мероприятия по  расширению  знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитанию патриотизма  и чувства уважения к ее истории. Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к своим ровесникам из школы, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты.

В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Материалы музея школы помогают учителю в освещении важнейших периодов истории страны. Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории Отечества.

V. Механизм реализации программы развития музея. Руководство работой музея.

Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, Совет:

  •  направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,
  •  организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея

  • разрабатывает план работы.

4

Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно-воспитательном процессе. Координацию деятельности Совета осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее привлекать ветеранов, творческие организации к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности исторических традиций нашей Родины.

6. Оценка эффективности реализации программы музея

  •  обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,
  •  возрождения истинных духовных ценностей российского народа,
  •  сохранение и развитие традиций русского народа,
  •  оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

План работы Школьного краеведческого музея

на 2018-2019 учебный год

Утверждаю:                                                                                  

Директор МБОУ «СШ № 6»

 с кадетскими классами                                                

___________Г.В.Ващанова                                    

                                                                                                                                  «____»______________2018

Содержание деятельности

Участники

Сроки

Ответственные

  1. 1. Работа с активом музея

1.

Выбор Актива школьного музея на 2017-18 учебный год

5-11 классы

сентябрь

Руководитель Музея

Классные руководители

2.

Заседания Актива школьного музея

Актив школьного музея

1 раз в четверти

Янчук Л.Б.

3.

Организация учебы Актива школьного музея основам музееведения

Актив школьного музея

1 раз в год

Янчук Л.Б.
Кстовский краеведческий музей

4.

Организация индивидуальной работы с Активом школьного музея по выполнению заданий и организации работы музея

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

5.

Составление памяток, рекомендаций по работе и поведению в школьном музее

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

6.

Подготовка лекторской группы к проведению экскурсий

Актив школьного музея

сентябрь

октябрь

      Янчук Л.Б.

  1. 2. Научно-исследовательская работа

1.

Составление, утверждение корректировка музейной документации

Руководитель школьного музея

сентябрь

октябрь

Янчук Л.Б.

2.

Выполнение активом школьного музея заданий

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

3.

Участия в конференциях, семинарах, курсах по улучшению работы школьного музея

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

4.

Организация работы школьного музея с различными организациями города

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

5.

Участие в городских, региональных и всероссийских конкурсах школьных музеев

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

6.

Научная работа по составлению экспозиций и выставок

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

  1. 3. Поисково-собирательная работа

1.

Оформление материалов для работы школьного музея, листовок, видеороликов и т.п.

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

2.

Пополнение музейного фонда новыми экспонатами

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

3.

«Тропинка города моя» - сбор материалов об истории города

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

4.

Изготовление и оформление сопроводительных бумаг к новым экспонатам

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

5.

Оформление стендов по истории района, города , школы, посвященных юбилею школы.

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

  1. 4. Научно-экспозиционная работа

1.

Создание новых экспозиций по теме: «Трудовая слава города Кстово »

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

2.

Обновление экспозиций  по истории Великой Отечественной войны

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

3.

Систематизация  тематико-экспозиционного материала, представленного в музее.

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

4.

Оформление передвижных  выставок на тему: «История школы»

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

5.

Подготовка экспозиции в школьном пространстве, посвященной дружбе народов по теме: «Костюмы народов мира»

Актив школьного музея

Январь-май

Янчук Л.Б.

6.

Оформление передвижной выставки «История старой книги»

Актив школьного музея

Октябрь-ноябрь

Янчук Л.Б.

Библиотекарь школы

  1. 5. Работа с фондами

1.

Составление научной документации музея (положение, устав, программа)

Актив школьного музея

Октябрь

Янчук Л.Б.

2.

Продолжить изучение имеющихся фондов музея и их систематизация, проведение ревизии.

Руководитель школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

3.

Заполнение инвентарной книги, актов передачи музейных экспонатов.

Руководитель школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

4.

Изучение, исследование и описание экспоната и составление карточек.

Руководитель школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

5.

Создание условий для хранения музейных коллекций.

Руководитель школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

6.

Создание картотеки ветеранов ВОВ.

Руководитель школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

7.

Систематизация имеющихся папок, оформление с учетом информационных технологий.

Руководитель школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

8.

Создание электронных вариантов музейного фонда.

Руководитель школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

9.

Создание виртуального музея.

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

10.

Принять участие в смотре школьных музеев города, района и области.

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

  1. 6. Методическая работа

1.

Составление и дополнение обзорных лекций.

Руководитель школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

2.

Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий и т.д.

Руководитель школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

3.

Оказание содействия учителям на уроках  с использованием музейных материалов.

Руководитель школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

4.

Выпуск методических рекомендаций по использованию материалов школьного музея в учебном процессе.

Руководитель школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

  1. 7. Издательская и информационная деятельность

1.

Выпуск буклетов школьного музея «Здесь светлой Родины начало»

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

2.

Написание статей в СМИ о работе школьного музея.

Руководитель школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

3.

Подготовка материалов для страницы музея на сайте школы.

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

  1. 8. Экскурсионно-массовая работа

1.

Разработка экскурсионных тем, подготовка лекторской группы.

Руководитель школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

2.

Составление графика посещения музея.

Руководитель школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

3.

Операция «Ветеран живет рядом».

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

4.

Установление связей с другими музеями.

Руководитель школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

5.

Организация поездок по территории родного края.

Руководитель школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

6.

Приглашение интересных людей разных профессий.

Руководитель школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

7.

Конкурс рисунков «Не может Родина быть малой с такой великой душой»

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

8.

Классные часы «России верные сыны»

Руководитель школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

9.

Конкурс сочинений «Моя малая Родина»

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б., классные руководители.

10.

Конкурс фотографий «Я люблю тебя, милый мой город»

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

11.

Литературная гостиная (встреча с поэтами города Кстово).

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

12.

Проведение виртуальной экскурсии школьного музея.

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

13.

Подготовка экспозиции и проведение экскурсии «У войны не женское лицо»

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

14.

Показ видео фильма о городе и округе.

Руководитель школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

15.

О памятниках воинам  «Эта память на века! - лекция

Актив школьного музея

в течение года

Янчук Л.Б.

План работы Школьного музея на 2014-2015 учебный год

Утверждаю:                                                                                  

Директор МБОУ «СОШ № 40»                                                  

___________Е.Г. Побединская                                    

                                                                                                                                  «____»______________2014

Тема

Примечание, месяц

Для какой возрастной категории уч.

1

Случайная находка.

Находки родителей, обучающихся за время летних каникул (сентябрь)

1-11 классы

2

Выборы Актива Школьного музея.

Работа с документацией.

Составление графика посещения музея.

сентябрь

Игнатова О.Ю.

3

Уборка в залах Школьного музея.

Разработка выставочных экспозиций.

сентябрь

октябрь

Актив музея

4

Утверждение документации Музея администрацией МБОУ «СОШ №40»

октябрь

Администрация школы

5

Подготовка экспозиции в школьном пространстве, посвященной дружбе народов по теме: «Костюмы народов мира»

ноябрь

Актив музея

6

В рамках декады истории оформление стенда рисунков на тему: «Не может Родина быть Малой с такой великой душой»

декабрь

5-8 классы

7

Выпуск буклетов школьного музея «Здесь светлой Родины начало». Создание виртуального музея.

январь

Актив музея

8

А) Показ видео фильма о городе и округе.

Б) Конкурс рисунков «Не может Родина быть малой с такой великой душой»

февраль

Актив музея

9

Подготовка экспозиции и проведение экскурсии «У войны не женское лицо»

март

Актив музея

10

А) Конкурс фотографий «Я люблю тебя, милый мой город».

Б) Оформление передвижной выставки «История старой книги».

Оформление выставки  (апрель)

Актив школы

11

Конкурс сочинений «Мы из Нижневартовска».

май

1-8 классы

Актив музея

12

Операция «Ветеран живет рядом».

май

1-11 классы

Актив музея

13

О памятниках воинам  «Эта память на века! – лекция.

май

Актив музея

20

Подведение итогов работы школьного музея.

Май

Совет дела

Актив музея

Совет старшеклассников

21

Награждение обучающихся и их родителей.

Июнь

Совет дела

Актив музея

Совет старшеклассников

Примечание: руководитель музея несет за собой право редактировать план работы на учебный год, в  зависимости от обстоятельств.

Игнатова О.Ю.________________________