Методическая копилка

Янчук Лидия Борисовна

На странице размещены методические материалы уроков, внеурочной деятельности, родительских собраний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 « Средняя школа № 6 с кадетскими классами»

г .Кстово Нижегородская область

Методическая разработка уроков:

Тема: « О героях былых времен…»

( Уроки истории в школьном музее)

Составила:

Автор – учитель истории и обществознания

 Янчук Лидия Борисовна

2018 г.

Пояснительная записка

к урокам истории, посвященным  Великой Отечественной войне 1941-45гг

 тема: « О героях былых времен..»

( Уроки истории в школьном музее)

Вспомним всех поименно,

                                                                           горем   вспомним

     своим...

                                                                                                              Это нужно — не мертвым!

                                                                                                   Это надо — живым!

                                                                                                                           Р. Рождественский

 В цикл уроков «  О героях былых времен..» входят 2 урока:

  1.  « Никто не забыт – ничто не забыто!»
  2. « У войны не женское лицо»

Особенностью данных уроков является то, что они проходят в школьном краеведческом музее и материал учащиеся собирали и оформляли , занимаясь в школьном краеведческом кружке «Юный краевед», руководителем которого является учитель истории и обществознания Янчук Лидия Борисовна, разработавшая данный цикл уроков.

Цель уроков: показать значимость  Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, опираясь на краеведческий материал.

Задачи:

  1. Формировать способность самостоятельно давать нравственные оценки общественно-историческим событиям, соотнося их с гуманистическими нравственными нормами.
  2. Развивать чувство патриотизма и четкой гражданской позиции в рамках гражданско – патриотического воспитания
  3. Формировать умение работать с краеведческим материалом
  4. Формировать умение представлять исследовательско –краеведческую работу, исследовательские и творческие  проекты
  5. Расширять  интерес учащихся к истории России, к истории малой родины

                                                          Актуальность.

    Тема “Великая Отечественная война” занимает особое место в истории. Все дальше уходят события этого периода, достоверность источников ставится под сомнение, меньше становится и свидетелей тех лет. Появляются фильмы, книги, статьи, высказывания, откровенно фальсифицирующие факты истории. В них подвергаются ревизии итоги  Великой Отечественной  войны, значение победы народов СССР и роль СССР в целом. Все это делает необходимым в школьном курсе истории обратить внимание учащихся на особенно актуальные сегодня вопросы мировоззренческого характера. В системе гражданско-патриотического воспитания  учащихся эта тема дает возможность раскрыть спорные, сложные и неоднозначные проблемы, связанные с темой войны.

 В силу ограниченности учебного времени, учитель не всегда успевает углубиться в отдельные вопросы, интересующие учащихся , так как они имеют свое представление о событиях войны, формирующееся из СМИ, общения в семье и в кругу сверстников. Поэтому предложенные уроки помогают решить эту задачу.

Уроки проводятся после прохождения всего изучаемого материала в истории войны и являются интегрированными уроками: история -  историческое краеведение – литература. Это помогает найти дополнительные учебные часы.

Класс – 8

Материально – техническое обеспечение:

 экспозиция школьного краеведческого музея, посвященная Победе нашего  в Великой отечественной войне; мультимедийный  проектор, экран.

1 урок.

Тема. «Никто не забыт – ничто не забыто!»

Цель урока:  познакомить учащихся с нашими земляками – участниками  Великой Отечественной войны 1941 – 45гг.

Задачи:

  1. Формировать умение работать с краеведческим материалом
  2. Формировать умение представлять исследовательско –краеведческую работу, исследовательские и творческие  проекты
  3. Развивать чувство патриотизма и четкой гражданской позиции в рамках гражданско – патриотического воспитания
  4. Расширять  интерес учащихся к истории России, к истории малой родины

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

1 Оргмомент

- Добрый день, ребята!

Мы изучаем  с вами большую тему « Великая Отечественная война 1941 – 45гг»

История Великой страны – это история отдельно взятого человека, семьи, села, города. И в связи с этим 2 урока мы проводим в школьном музее, где представлена экспозиция, посвященная подвигу наших земляков в годы Великой Отечественной войны 1941 – 45гг. Хочу ещё отметить, что данная экспозиция оформлено благодаря вашей активной краеведческой работе.

Актуализация

- Ребята, как вы думаете, для чего мы, живущие в мирное время должны вспоминать о войне?

- А что вас связывает с историей Великой Отечественной войны 1941 – 45гг

- Я предлагаю  назвать цикл наших уроков так « Времен связующая нить»

- А какое высказывание, строки из стихотворений можете предложить вы в качестве эпиграфа  к нашей теме?

- мне кажется, что подойдут многие варианты, но более точно  -это строки из поэмы « Реквием» Р.Рождественского

- исходя из заявленной темы и эпиграфа сформулируйте цель наших уроков.

-  Вы все готовили  краеведческие работы и    проекты по теме, поэтому материал мы распределим на два занятия и тема  сегодняшнего урока  у нас звучит так  

« Никто не забыт – ничто не забыто»

-  где выбиты эти строки?

- Конкретизируем цель нашего урока.

-  Нас очень часто упрекают, что мы не знаем историю нашей страны, в том числе и историю Великой Отечественной войны 1941 – 45гг.

- Многие сейчас пытаются

переписать историю

- у меня воевал дед

- у меня бабушка

-моя бабушка работала в тылу и др.

Предлагают варианты.

Ученик читает «Реквием» Р.Рожденственского

- Узнать об участии наших земляков в Великой Отечественной войны 1941 – 45гг.

В Москве, на Красной площади, на могиле неизвестному солдату.

 

- Вспомнить земляков, участвовавших Великой Отечественной войне 1941 – 45гг.

Презентация проектов и краеведческих работ учащихся

Рефлексия

Итог урока

- Начнем нашу работу с презентации проекта.

Обсуждение проекта.

Обобщение по проекту:

- Ребята, имеет ли ваш проект продолжение?

- Проект имеет  социальную направленность. Как жители города могут познакомиться с информацией о наших земляках?

- Ребята, в продолжение нашего разговора предлагаю посмотреть на стенд « Наши земляки – участники Великой Отечественной войны 1941 – 45гг.», представленный в экспозиции музея.

Среди вас есть учащиеся, которые изучили боевое прошлое своих прадедов. Они сейчас представят свои краеведческие работы.

Обсуждение работ.

Обобщение по проекту:

-Ребята, где вы представляли свои работы

- Каким образом можно ваши работы еще представить?

- А теперь я обращаюсь к классу. Есть ли среди участников Великой Отечественной войны ваши прадеды?

- Можете ли вы также рассказать о них.

- Мне очень приятно, что эти презентации побудили вас узнать больше о своих прадедах. Предлагаю эту работу сделать и пополнить фонд нашего музея.

- Да. Я с вами согласна. Посмотрите на стенд « Никто не забыт – ничто не забыто», представленный в музее.

1.Презентация проекта

« Кстовчане-герои Великой Отечественной войны!

Приложение 1.

Учащиеся задают вопросы.

- Да. Мы планируем  продолжать работу над проектом , который будет посвящена тем, кто пришел с войны, но к сожалению их уже нет в живых.

В школьном музее оформлен стенд о наших земляках- участниках Великой Отечественной войны,  есть обелиски, где вписаны имена наших земляков.

2.Выступления учащихся о героях-кстовчанах.

- на школьных краеведческих чтениях

- провести  экскурсию в школьном музее для других учеников и для жителей поселения и гостей

- Да.

-Да. Но для этого надо собрать материал.

- Подводим итог нашего урока.

- Доказательство того, что мы помним и знаем своих земляков участвовавших в Великой Отечественной войне 1941 – 45гг.

Домашнее задание

Подготовить сообщение о своем родственнике, участнике Великой Отечественной войны 1941 – 45гг. Этот материал пополнить фонды нашего музея.

2 урок

Тема « У войны не женское лицо»

Цель: показать роль женщины в Великой Отечественной войне 1941 – 45гг

Задачи:

  1. Формировать умение работать с краеведческим материалом
  2. Формировать умение представлять  творческие  проекты
  3. Развивать чувство патриотизма и четкой гражданской позиции в рамках гражданско – патриотического воспитания
  4. Расширять  интерес учащихся к истории России, к истории малой родины

ХОД  УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Оргмомент

Актуализация

- Здравствуйте. И вновь мы в школьном музее.

Если вы внимательно посмотрите, то наверное заметили, что в нашей экспозиции есть еще один стенд, который поможет сформулировать тему и цель нашей встречи.

- Да. Мы сегодня говорим о роли женщины в Великой Отечественной войне 1941 – 45гг

- Несмотря на то что слово  « война» и «женщина» одного рода, это абсолютно несопоставимые понятия. Почему?

- Тема урока « У войны не женское лицо»

- Женщины в годы войны

 

- Женщина – мать,

-  хранительница домашнего очага,

- символ мирной жизни.

Презентация проектов

Рефлексия

- Нашему вниманию ребята представляют творческий проект .

Обобщение по проекту:

- женщины воевали не смотря ни на что, но большинство женщин работали в тылу « ковали Победу» . Об этом мы уже говорили с вами на уроках истории.

- Предлагаю познакомиться с проектом наших ребят « Женщины – труженицы тыла»

Обсуждение проекта

Обобщение по проекту:

- Мы уже говорили с вами, что на территории нашего поселения не проживает ни одного ветерана Великой Отечественной войны 1941 – 45гг. К сожалению, и тружениц тыла осталось мало. Думаю, есть возможность пополнить фонд музея информацией о тех, кто также самоотверженно работал в годы войны, приближая великую Победу.

- Молодцы. Вы сами уже видите, как много нами еще не изучено, не собрано.

1.Выступление учащихся о Н.Фадеевой и З.Кельберг

 « У войны не женское лицо»

- презентация проекта

« Женщины – труженицы тылы»

А. мы предлагаем провести конкурс поисковых работ на тему: « Женщины моей семьи в годы Великой Отечественной войны»

Мастер - класс

-Работая день и ночь, женщины ждали писем  с фронта от своих мужей, сыновей, отцов, братьев. Писали сами

-В нашем музее представлены солдатские письма. Давайте пройдем к стеллажу и посмотрим.

- Вы знаете об особой форме солдатских писем

- Ребята, вы знаете , что ежегодно мы участвуем в акции « Письмо ветерану», предлагаю начать подготовку сейчас. Для вас ребята  проведут мастер –класс

Ребята знакомятся с письмами с фронта

- треугольник, где указан адрес и номер полевой почты

Мастер –класс « Письмо ветерану»проводят сами учащиеся:

  1. Как состарить бумагу
  2. Как сложить письмо
  3. Пишем карандашом особой формы ( маленький)

Рефлексия

Итоги

- В нашем музее есть Книга отзывов и предложений, где каждый посетитель может оставить свой отзыв. Предлагаю сделать это и вам. А также посмотреть другие экспонаты, представленные в музее.

Делают записи в Книге отзывов, рассматривают экспонаты. Звучит музыка военных лет ( патефон в действии, песни военных лет)

Домашнее задание

1.Написать « Письмо ветерану»

2. Собрать информацию о женщинах – труженицах тыла и воевавших на фронте для музея. (Задание по выбору учащихся)