Главные вкладки
Методическая копилка
На странице размещены методические материалы уроков, внеурочной деятельности, родительских собраний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка ( Уроки истории в школьном музее) | 31.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа № 6 с кадетскими классами»
г .Кстово Нижегородская область
Методическая разработка уроков:
Тема: « О героях былых времен…»
( Уроки истории в школьном музее)
Составила:
Автор – учитель истории и обществознания
Янчук Лидия Борисовна
2018 г.
Пояснительная записка
к урокам истории, посвященным Великой Отечественной войне 1941-45гг
тема: « О героях былых времен..»
( Уроки истории в школьном музее)
Вспомним всех поименно,
горем вспомним
своим...
Это нужно — не мертвым!
Это надо — живым!
Р. Рождественский
В цикл уроков « О героях былых времен..» входят 2 урока:
- « Никто не забыт – ничто не забыто!»
- « У войны не женское лицо»
Особенностью данных уроков является то, что они проходят в школьном краеведческом музее и материал учащиеся собирали и оформляли , занимаясь в школьном краеведческом кружке «Юный краевед», руководителем которого является учитель истории и обществознания Янчук Лидия Борисовна, разработавшая данный цикл уроков.
Цель уроков: показать значимость Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, опираясь на краеведческий материал.
Задачи:
- Формировать способность самостоятельно давать нравственные оценки общественно-историческим событиям, соотнося их с гуманистическими нравственными нормами.
- Развивать чувство патриотизма и четкой гражданской позиции в рамках гражданско – патриотического воспитания
- Формировать умение работать с краеведческим материалом
- Формировать умение представлять исследовательско –краеведческую работу, исследовательские и творческие проекты
- Расширять интерес учащихся к истории России, к истории малой родины
Актуальность.
Тема “Великая Отечественная война” занимает особое место в истории. Все дальше уходят события этого периода, достоверность источников ставится под сомнение, меньше становится и свидетелей тех лет. Появляются фильмы, книги, статьи, высказывания, откровенно фальсифицирующие факты истории. В них подвергаются ревизии итоги Великой Отечественной войны, значение победы народов СССР и роль СССР в целом. Все это делает необходимым в школьном курсе истории обратить внимание учащихся на особенно актуальные сегодня вопросы мировоззренческого характера. В системе гражданско-патриотического воспитания учащихся эта тема дает возможность раскрыть спорные, сложные и неоднозначные проблемы, связанные с темой войны.
В силу ограниченности учебного времени, учитель не всегда успевает углубиться в отдельные вопросы, интересующие учащихся , так как они имеют свое представление о событиях войны, формирующееся из СМИ, общения в семье и в кругу сверстников. Поэтому предложенные уроки помогают решить эту задачу.
Уроки проводятся после прохождения всего изучаемого материала в истории войны и являются интегрированными уроками: история - историческое краеведение – литература. Это помогает найти дополнительные учебные часы.
Класс – 8
Материально – техническое обеспечение:
экспозиция школьного краеведческого музея, посвященная Победе нашего в Великой отечественной войне; мультимедийный проектор, экран.
1 урок.
Тема. «Никто не забыт – ничто не забыто!»
Цель урока: познакомить учащихся с нашими земляками – участниками Великой Отечественной войны 1941 – 45гг.
Задачи:
- Формировать умение работать с краеведческим материалом
- Формировать умение представлять исследовательско –краеведческую работу, исследовательские и творческие проекты
- Развивать чувство патриотизма и четкой гражданской позиции в рамках гражданско – патриотического воспитания
- Расширять интерес учащихся к истории России, к истории малой родины
ХОД УРОКА.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников |
1 Оргмомент | - Добрый день, ребята! Мы изучаем с вами большую тему « Великая Отечественная война 1941 – 45гг» История Великой страны – это история отдельно взятого человека, семьи, села, города. И в связи с этим 2 урока мы проводим в школьном музее, где представлена экспозиция, посвященная подвигу наших земляков в годы Великой Отечественной войны 1941 – 45гг. Хочу ещё отметить, что данная экспозиция оформлено благодаря вашей активной краеведческой работе. | |
Актуализация | - Ребята, как вы думаете, для чего мы, живущие в мирное время должны вспоминать о войне? - А что вас связывает с историей Великой Отечественной войны 1941 – 45гг - Я предлагаю назвать цикл наших уроков так « Времен связующая нить» - А какое высказывание, строки из стихотворений можете предложить вы в качестве эпиграфа к нашей теме? - мне кажется, что подойдут многие варианты, но более точно -это строки из поэмы « Реквием» Р.Рождественского - исходя из заявленной темы и эпиграфа сформулируйте цель наших уроков. - Вы все готовили краеведческие работы и проекты по теме, поэтому материал мы распределим на два занятия и тема сегодняшнего урока у нас звучит так « Никто не забыт – ничто не забыто» - где выбиты эти строки? - Конкретизируем цель нашего урока. | - Нас очень часто упрекают, что мы не знаем историю нашей страны, в том числе и историю Великой Отечественной войны 1941 – 45гг. - Многие сейчас пытаются переписать историю - у меня воевал дед - у меня бабушка -моя бабушка работала в тылу и др. Предлагают варианты. Ученик читает «Реквием» Р.Рожденственского - Узнать об участии наших земляков в Великой Отечественной войны 1941 – 45гг. В Москве, на Красной площади, на могиле неизвестному солдату.
- Вспомнить земляков, участвовавших Великой Отечественной войне 1941 – 45гг. |
Презентация проектов и краеведческих работ учащихся Рефлексия Итог урока | - Начнем нашу работу с презентации проекта. Обсуждение проекта. Обобщение по проекту: - Ребята, имеет ли ваш проект продолжение? - Проект имеет социальную направленность. Как жители города могут познакомиться с информацией о наших земляках? - Ребята, в продолжение нашего разговора предлагаю посмотреть на стенд « Наши земляки – участники Великой Отечественной войны 1941 – 45гг.», представленный в экспозиции музея. Среди вас есть учащиеся, которые изучили боевое прошлое своих прадедов. Они сейчас представят свои краеведческие работы. Обсуждение работ. Обобщение по проекту: -Ребята, где вы представляли свои работы - Каким образом можно ваши работы еще представить? - А теперь я обращаюсь к классу. Есть ли среди участников Великой Отечественной войны ваши прадеды? - Можете ли вы также рассказать о них. - Мне очень приятно, что эти презентации побудили вас узнать больше о своих прадедах. Предлагаю эту работу сделать и пополнить фонд нашего музея. - Да. Я с вами согласна. Посмотрите на стенд « Никто не забыт – ничто не забыто», представленный в музее. | 1.Презентация проекта « Кстовчане-герои Великой Отечественной войны! Приложение 1. Учащиеся задают вопросы. - Да. Мы планируем продолжать работу над проектом , который будет посвящена тем, кто пришел с войны, но к сожалению их уже нет в живых. В школьном музее оформлен стенд о наших земляках- участниках Великой Отечественной войны, есть обелиски, где вписаны имена наших земляков. 2.Выступления учащихся о героях-кстовчанах. - на школьных краеведческих чтениях - провести экскурсию в школьном музее для других учеников и для жителей поселения и гостей - Да. -Да. Но для этого надо собрать материал. - Подводим итог нашего урока. - Доказательство того, что мы помним и знаем своих земляков участвовавших в Великой Отечественной войне 1941 – 45гг. |
Домашнее задание | Подготовить сообщение о своем родственнике, участнике Великой Отечественной войны 1941 – 45гг. Этот материал пополнить фонды нашего музея. |
2 урок
Тема « У войны не женское лицо»
Цель: показать роль женщины в Великой Отечественной войне 1941 – 45гг
Задачи:
- Формировать умение работать с краеведческим материалом
- Формировать умение представлять творческие проекты
- Развивать чувство патриотизма и четкой гражданской позиции в рамках гражданско – патриотического воспитания
- Расширять интерес учащихся к истории России, к истории малой родины
ХОД УРОКА
Этапы урока | Действия учителя | Действия ученика |
Оргмомент Актуализация | - Здравствуйте. И вновь мы в школьном музее. Если вы внимательно посмотрите, то наверное заметили, что в нашей экспозиции есть еще один стенд, который поможет сформулировать тему и цель нашей встречи. - Да. Мы сегодня говорим о роли женщины в Великой Отечественной войне 1941 – 45гг - Несмотря на то что слово « война» и «женщина» одного рода, это абсолютно несопоставимые понятия. Почему? - Тема урока « У войны не женское лицо» | - Женщины в годы войны
- Женщина – мать, - хранительница домашнего очага, - символ мирной жизни. |
Презентация проектов Рефлексия | - Нашему вниманию ребята представляют творческий проект . Обобщение по проекту: - женщины воевали не смотря ни на что, но большинство женщин работали в тылу « ковали Победу» . Об этом мы уже говорили с вами на уроках истории. - Предлагаю познакомиться с проектом наших ребят « Женщины – труженицы тыла» Обсуждение проекта Обобщение по проекту: - Мы уже говорили с вами, что на территории нашего поселения не проживает ни одного ветерана Великой Отечественной войны 1941 – 45гг. К сожалению, и тружениц тыла осталось мало. Думаю, есть возможность пополнить фонд музея информацией о тех, кто также самоотверженно работал в годы войны, приближая великую Победу. - Молодцы. Вы сами уже видите, как много нами еще не изучено, не собрано. | 1.Выступление учащихся о Н.Фадеевой и З.Кельберг « У войны не женское лицо» - презентация проекта « Женщины – труженицы тылы» А. мы предлагаем провести конкурс поисковых работ на тему: « Женщины моей семьи в годы Великой Отечественной войны» |
Мастер - класс | -Работая день и ночь, женщины ждали писем с фронта от своих мужей, сыновей, отцов, братьев. Писали сами -В нашем музее представлены солдатские письма. Давайте пройдем к стеллажу и посмотрим. - Вы знаете об особой форме солдатских писем - Ребята, вы знаете , что ежегодно мы участвуем в акции « Письмо ветерану», предлагаю начать подготовку сейчас. Для вас ребята проведут мастер –класс | Ребята знакомятся с письмами с фронта - треугольник, где указан адрес и номер полевой почты Мастер –класс « Письмо ветерану»проводят сами учащиеся:
|
Рефлексия Итоги | - В нашем музее есть Книга отзывов и предложений, где каждый посетитель может оставить свой отзыв. Предлагаю сделать это и вам. А также посмотреть другие экспонаты, представленные в музее. | Делают записи в Книге отзывов, рассматривают экспонаты. Звучит музыка военных лет ( патефон в действии, песни военных лет) |
Домашнее задание | 1.Написать « Письмо ветерану» 2. Собрать информацию о женщинах – труженицах тыла и воевавших на фронте для музея. (Задание по выбору учащихся) |