Детское общественное объединение " Юный краевед"

Янчук Лидия Борисовна

На странице представлен материал о работе ДОО "Юный краевед"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 6 с кадетскими классами»

                                                Утверждена решением

                                ШМО классных руководителей

        (протокол от _____________ №___)

Дополнительная

общеобразовательная программа

детского общественного объединения

«Юный краевед»

(новая редакция)

Возраст детей – 12-16 лет

Срок реализации 1 год

                                                                              Автор – Янчук Л.Б.

руководитель школьного музея,

учитель истории и обществознания.

                                    Кстово,2018 год


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный краевед» ориентирована на получение краеведческих знаний, получение социального опыта и исследовательскую деятельность.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» в школе организуется дополнительное образование детей[1]. «В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека... Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы»[2]. Краеведение и музееведение являются не только эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю, но и средствами социализации, адаптации детей, развитием интеллектуальных способностей. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о родном крае, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины[3].

Отличительной особенностью программы является её направленность на гражданско-патриотическое воспитание детей, повышение интереса школьников к истории родного края, привлечение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности.

Программа «Юный краевед» адресована ученикам школы  с 12 лет. Работа в кружке учитывает различные возрастные, интеллектуальные и психические особенности развития детей и адаптирована для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Ограничений для желающих заниматься в кружке нет. В соответствии с возрастными и интеллектуальными особенностями участники кружка «Юный краевед» делятся на две группы:

1 группа: учащиеся 5-8 классов

2 группа: учащиеся 9-11 классов

В задачи 1 группы входит:

- организация конференций, конкурсов творческих работ,

- проведение бесед в младших классах, встреч с ветеранами труда и ВОВ;

- подготовка и проведение уроков мужества, семинаров;

- организация и проведение экскурсий по отдельным разделам музея в 5- 8 классах;

- оформление экспозиций и выставок;

- проведение поисковой, экологической работы в летне-осенний период, учет и хранение собранного материала;

- оказание содействия учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе;

В задачи 2 группы входит:

- участие в разработке экскурсий, и их проведение ученикам основной и средней школы;

- участие в конкурсах, викторинах и смотрах;

- осуществление поисковой работы;

- оказание помощи в уходе за фондами музея;

- организация работы учеников 1 группы, взаимопомощь в исследовательской работе.

Освоение дополнительной образовательной программы планируется в течение 1 года (68 учебных часов).

Образовательный процесс организуется на основе групповых, индивидуальных, парных форм обучения. Учебные занятия проводятся в виде лекций, практических, лабораторных работ, круглых столов, выездных тематических занятий, выставок, экскурсий, творческих отчётов.

Занятия проводятся два раза в неделю по 40 минут с сентября по май.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: организация творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой, исследовательской и музейной работы.

В ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи: 

Образовательные:

  •  расширить знания по истории родного края за пределами учебника;
  • активизировать просветительскую деятельность средствами музея;

Развивающие:

  • развить умения и навыки работы с материалами музея, архивом, документами, периодической печатью;
  • научить поисковой и исследовательской работе;
  • организовать встречи, уроки мужества, фольклорные праздники, проведение экскурсий;

Воспитательные:

  • воспитать интерес к музейной работе, ответственность за сохранность подлинников, экспонатов;
  • воспитать культуру труда, умение проявлять активность и самостоятельность, работать в коллективе;
  • воспитать у обучающихся гражданственность и патриотизм; умение понимать прошлое, как фундамент будущего, гордиться историческим прошлым своей Родины;
  • воспитать активную жизненную позицию через приобщение к различным видам и формам внеурочной деятельности;
  • воспитать чувство любви к родному краю.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2017-2018 уч год

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел 1. «Музейные фонды и музейные предметы»

1.1.

Фонды музея, их организация. Основные направления работы с фондами.

Экскурсия в фонды музея. Демонстрация на практике принципов организации и работы с фондами.

12

2

10

Экскурсия в районный краеведческий музей, практическое занятие.

Зачёт

1.2.

Учет музейных фондов: основные принципы, учетная документация.

Заполнения учетной документации на материалы фондов музея.

20

6

14

Лекция,

Практические занятия

1.3.

Изучение музейных предметов.

Техника описания экспоната.

10

2

8

Семинар, лабораторные занятия

1.4.

Реставрация музейных предметов. Средства и методы реставрации.

Реставрация материалов музейных фондов.

10

2

8

Лекция, практическое занятие

2.

Раздел 2. «Экспозиция»

2.1.

Музейная экспозиция. Основные понятия. Принципы и структура построения экспозиции.

Определение принципов построения экспозиции школьного музея.

6

2

4

Лекция, лабораторные занятия

Творческий отчёт (организация тематической выставки)

2.2.

Проектирование тематической выставки.

Выбор темы выставки, составление плана и перечня экспонатов, сбор информации.

6

2

4

Круглый стол, практические занятия

2.3.

Подготовка к созданию тематической выставки.

Подбор экспонатов из фондов музея, создание экспонатов (реконструкция).

8

2

6

Практические занятия

2.4.

Создание тематической выставки.

Оформление и монтаж выставки согласно разработанному плану.

10

2

8

Практические занятия

3.

Раздел 3. «Экскурсионная работа»

3.1.

Экскурсионная работа. Экскурсия и ее познавательные функции. Требования к экскурсоводу.

Проведение экскурсии по музею с комментариями.

30

10

20

Мастер-классы, практические занятия

Творческий отчёт (проведение экскурсий)

3.2.

Подготовка к проведению экскурсии по музею.

Подбор материала, изучение экспозиции.

22

4

18

Лекция, практические занятия

Итого часов:

134

34

100

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. История возникновения музеев. Классификация музеев. Назначение музеев. Экспозиция, фонды.

Тема 1. Фондовая работа.

  1. Состав, требования и основные направления фондовой работы.

Понятие «фонды музея». Типы музейных предметов. Научно-вспомогательные материалы. Состав фондов музея. Основной, вспомогательный и обменный фонды. Требования к фондам музея. Основные направления фондовой работы.

Практическое занятие: определение типов музейных предметов фонда, умение определить уникальные, типовые и вспомогательные материалы.

  1. Комплектование и учёт музейных фондов.

Этапы и формы комплектования музейных фондов. Учёт, его цели и задачи. Основные направления учётной работы. Учётная документация: акты, инвентарные книги, инвентарные карточки и др. Шифры (учётные номера).

Практическое занятие: заполнение учётной документации на материалы фондов музея.

  1. Хранение музейных фондов.

Режимы хранения фондов. Система и особенности хранения музейных фондов. Температурно-влажностный, световой, биологический режимы. Защита фондов от загрязнителей воздуха, механических повреждений, экстремальных ситуаций.

Практическое занятие: определить оптимальный режим хранения для различных категорий предметов.

  1. Реставрация музейных предметов.

Консервация, реставрация, реконструкция. Цели и задачи реставрации музейных предметов. Подбор предметов для проведения реставрационных работ. Методика реставрации, основные правила.

Практическое занятие: реставрация изделий из керамики (из фондов музея).

Тема 2. Изучение музейных предметов.

2.1 Методика изучения музейных предметов.

Цель, этапы изучения музейных предметов. Атрибуция музейных предметов. Физические, функциональные и временные признаки. Классификация и систематизация музейных предметов: по месту бытования, по способу применения, по материалу и т.д. Интерпретация (истолкование) музейного предмета.

Практическое занятие: описание и зарисовка экспоната.

Тема 3. Музейная экспозиция.

3.1. Музейная экспозиция.

Экспонат. Экспозиционный материал. Основные типы современных музейных экспозиций. Выставка. Принципы построения музейной экспозиции. Научное и художественное проектирование музейной экспозиции.

Практическое занятие: определение типа музейной экспозиции школы; проектирование тематической выставки, подготовка к её созданию, оформление выставки в экспозиции музея.

Тема 4. Экскурсионная работа.

4.1. Экскурсия.

Экскурсионный метод. Требования к умениям и навыкам экскурсовода. Классификация экскурсий. Подготовка и проведение экскурсий, основные этапы и правила. Роль экскурсии в обучающем и развивающем процессах. Основные требования к экскурсоводу.

Практическое занятие: проведение экскурсии по подготовленной ранее выставке или по экспозиции музея.

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам изучения курса учащиеся должны достигнуть следующих результатов:

  1. Результаты обучения

Знать:

  • Основную терминологию, используемую в музейном деле;
  • Основные направления и методы работы с музейными фондами;
  • Методику систематизации и анализа музейных предметов.

Уметь:

  • Проводить самостоятельное изучение (под руководством педагога) музейных предметов;
  • Самостоятельно заполнять основную учётную документацию по фондам музея;
  • Проектировать, оформлять и монтировать экспозицию музея;
  • Готовить и проводить экскурсию.

Иметь представление:

  • О быте и культуре народов, представленных материалами в музее;
  • О принципах комплектования и хранения музейных фондов.
  1. Результаты развития
  • Сможет сознательно организовывать свою познавательную, исследовательску деятельность (от постановки цели до получения результата);
  • Научиться выстраивать лаконичное публичное выступление, заинтересовывать слушателя содержанием и подачей текста;
  • Разовьёт способности соотносить музейные предметы и исторические события, выстраивать закономерность событий;
  • Научится выполнять познавательные и практические задания.
  1. Результаты воспитания
  • Мотивированность и направленность на активное изучение истории родного края и сохранение исторических памятников;
  • Сформирована заинтересованность в распространении и сохранении основных краеведческих знаний;
  • Сформированы ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, малой Родине.
  • Осознаваемо понимание роли исторического знания в становлении личности и в жизни общества;

5. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

5.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный краевед» реализуется на базе школьного музея. Школьный музей не так широк по своей тематике и экспозициям, как музеи городского, районного или областного уровня. Но образовательная и воспитательная функции его так велики, что позволяет ему по значимости в некотором роде опережать более высокие по рангу музейные организации. Музей создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации. Также, музей успешно выполняет роль центра гражданско-патриотического, нравственного и эстетического воспитания и дополнительного образования учащихся.

В нашем школьном музее собран достаточно объемный материал по истории родного края, в частности истории быта народов проживавших на кстовской земле, истории города и прославившихся горожанах, истории развития школы, истории ВОВ – затронувшей наш край. Весь этот материал является не только ценностью нашего музея, но и выступает основой для исследовательской деятельности учащихся по истории родного края. Деятельность носит разнообразный характер: от познавательного исследования в ходе экскурсий до самостоятельного научного исследования школьников, в ходе которого рождается новый материал и пополняется фонд музея. Такая исследовательская работа очень нужна. Опыт показывает, что происходящие событие через короткое время начинают стираться из памяти, исчезают источники, связанные с этими событиями. Наша задача сохранить ценные источники прошлого и донести их до следующих поколений. Фотосъемка и описание событий, формирование базы краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея – все это является важным средством изучения и документирования истории родного края.

5.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ / КОНТРОЛЯ

В зависимости от содержания изученного раздела планируется применение различных форм контроля.

После изучения Раздела «Музейные фонды и музейные предметы» предполагается проведение зачёта, состоящего из теоретического уровня и практической работы. Зачёт поможет выявить усвоение учениками основных теоретических знаний по работе с экспонатами, фондами, продемонстрирует навык заполнения музейной документации.

Разделы «Экспозиция» и «Экскурсионная работа» завершаются проведением творческого отчёта. Может проводиться в виде экскурсии, тематической выставки, урока мужества, исторической гостиной. Такая форма контроля демонстрирует усвоение учениками коммуникативных, личностных УУД. При подготовке к творческому отчёту происходит накопление исторических знаний, формируются регулятивные УУД.

5.3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Зачёт

  1. Теоретический уровень:
  • Как устроен музейный фонд, для чего он предназначен?
  • Каким образом организуется работа с музейными фондами?
  • Как происходит описание музейных предметов?
  • Какими средствами и методами реставрируют экспонаты?
  • Что такое экспонат?
  1. Практический уровень: правильно оформить учётные карточки на экспонаты

Творческий отчёт

Оценочные листы:

«Экспозиция» (организация тематической выставки)

Проверяемые умения

Количество баллов (0-5)

1.

Выбор темы, грамотный подбор экспонатов

2.

Поиск и отбор исторической информации, источники информации

3.

Группировка экспонатов по определённым признакам, эпохам

4.

Оформление и монтаж выставки

«Экскурсионная работа» (проведение экскурсий)

Проверяемые умения

Количество баллов (0-5)

1.

Выбор темы, грамотный подбор экспонатов и исторического материала

2.

Полнота и содержательность текста экскурсии, соответствие экскурсионному маршруту

3.

Творческий подход к проведению экскурсии

4.

Грамотность устной речи

5.

Ораторское искусство (красноречие)

5.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 Методические рекомендации по организации и работе музеев школ и образовательных учреждений Нижегородской области. Н.Новгород, 1997.

Малиновкая М.В., Стрелкова Г.Г. Преподавание основ музейного дела в школе. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.

5.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон «Об образовании»
  2. Федеральный Закон «Об увековечивании Победы Советского народа в ВОВ 1941-45г.» - Государственная Дума, 19.04.95 г.
  3. Федеральный Закон «О днях воинской славы» - Государственная Дума, 10.02.95 г.
  4. Комплексная программа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения Нижегородской области
  5. Проект Государственной Программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 г.»
  6. Федеральный закон от 26.05.96 №54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями)
  7. Постановление Правительства РФ от 12.02.98 №179 «Об утверждений положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
  8. Письмо Минобразования России от 12.03.03 №28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»
  9. Котов С.Н. Положение об историко-краеведческом музее сельской школы.// Практика административной работы в школе. №4 июнь 2008.
  10.  Кузнецова М.В. Программа деятельности историко-краеведческого музея. .// Практика административной работы в школе. №4 июнь 2008.
  11.  Лбова Т.П., Белова О.В. Целевая программа воспитательной деятельности: Школьный музей как центр воспитания патриота и гражданина. 2004.
  12.  Методические рекомендации по организации и работе музеев школ и образовательных учреждений Нижегородской области. Н.Новгород, 1997 г.
  13.  Сборник «Каталог школьных музеев Нижегородского района, 2002»
  14.  Сборник «Школьные музеи Нижегородской области»
  15.  Тарханова Т.А. Музей в образовательном  учреждении.//  Справочник руководителя образовательного учреждения. №3 март 2007.


[1]  ФЗ «Об образовании в РФ», гл. 2, ст. 10, п. 6.

[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва // http://www.rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html

[3] Выводы сделаны на основе опросов обучающихся, их родителей и педагогов.