Детское общественное объединение " Юный краевед"
На странице представлен материал о работе ДОО "Юный краевед"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная программа ДОО "Юный краевед" | 42.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 6 с кадетскими классами»
Утверждена решением
ШМО классных руководителей
(протокол от _____________ №___)
Дополнительная
общеобразовательная программа
детского общественного объединения
«Юный краевед»
(новая редакция)
Возраст детей – 12-16 лет
Срок реализации 1 год
Автор – Янчук Л.Б.
руководитель школьного музея,
учитель истории и обществознания.
Кстово,2018 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный краевед» ориентирована на получение краеведческих знаний, получение социального опыта и исследовательскую деятельность.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» в школе организуется дополнительное образование детей[1]. «В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека... Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы»[2]. Краеведение и музееведение являются не только эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю, но и средствами социализации, адаптации детей, развитием интеллектуальных способностей. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о родном крае, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины[3].
Отличительной особенностью программы является её направленность на гражданско-патриотическое воспитание детей, повышение интереса школьников к истории родного края, привлечение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности.
Программа «Юный краевед» адресована ученикам школы с 12 лет. Работа в кружке учитывает различные возрастные, интеллектуальные и психические особенности развития детей и адаптирована для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Ограничений для желающих заниматься в кружке нет. В соответствии с возрастными и интеллектуальными особенностями участники кружка «Юный краевед» делятся на две группы:
1 группа: учащиеся 5-8 классов
2 группа: учащиеся 9-11 классов
В задачи 1 группы входит:
- организация конференций, конкурсов творческих работ,
- проведение бесед в младших классах, встреч с ветеранами труда и ВОВ;
- подготовка и проведение уроков мужества, семинаров;
- организация и проведение экскурсий по отдельным разделам музея в 5- 8 классах;
- оформление экспозиций и выставок;
- проведение поисковой, экологической работы в летне-осенний период, учет и хранение собранного материала;
- оказание содействия учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе;
В задачи 2 группы входит:
- участие в разработке экскурсий, и их проведение ученикам основной и средней школы;
- участие в конкурсах, викторинах и смотрах;
- осуществление поисковой работы;
- оказание помощи в уходе за фондами музея;
- организация работы учеников 1 группы, взаимопомощь в исследовательской работе.
Освоение дополнительной образовательной программы планируется в течение 1 года (68 учебных часов).
Образовательный процесс организуется на основе групповых, индивидуальных, парных форм обучения. Учебные занятия проводятся в виде лекций, практических, лабораторных работ, круглых столов, выездных тематических занятий, выставок, экскурсий, творческих отчётов.
Занятия проводятся два раза в неделю по 40 минут с сентября по май.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: организация творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой, исследовательской и музейной работы.
В ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи:
Образовательные:
- расширить знания по истории родного края за пределами учебника;
- активизировать просветительскую деятельность средствами музея;
Развивающие:
- развить умения и навыки работы с материалами музея, архивом, документами, периодической печатью;
- научить поисковой и исследовательской работе;
- организовать встречи, уроки мужества, фольклорные праздники, проведение экскурсий;
Воспитательные:
- воспитать интерес к музейной работе, ответственность за сохранность подлинников, экспонатов;
- воспитать культуру труда, умение проявлять активность и самостоятельность, работать в коллективе;
- воспитать у обучающихся гражданственность и патриотизм; умение понимать прошлое, как фундамент будущего, гордиться историческим прошлым своей Родины;
- воспитать активную жизненную позицию через приобщение к различным видам и формам внеурочной деятельности;
- воспитать чувство любви к родному краю.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2017-2018 уч год
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Раздел 1. «Музейные фонды и музейные предметы» | |||||
1.1. | Фонды музея, их организация. Основные направления работы с фондами. Экскурсия в фонды музея. Демонстрация на практике принципов организации и работы с фондами. | 12 | 2 | 10 | Экскурсия в районный краеведческий музей, практическое занятие. | Зачёт |
1.2. | Учет музейных фондов: основные принципы, учетная документация. Заполнения учетной документации на материалы фондов музея. | 20 | 6 | 14 | Лекция, Практические занятия | |
1.3. | Изучение музейных предметов. Техника описания экспоната. | 10 | 2 | 8 | Семинар, лабораторные занятия | |
1.4. | Реставрация музейных предметов. Средства и методы реставрации. Реставрация материалов музейных фондов. | 10 | 2 | 8 | Лекция, практическое занятие | |
2. | Раздел 2. «Экспозиция» | |||||
2.1. | Музейная экспозиция. Основные понятия. Принципы и структура построения экспозиции. Определение принципов построения экспозиции школьного музея. | 6 | 2 | 4 | Лекция, лабораторные занятия | Творческий отчёт (организация тематической выставки) |
2.2. | Проектирование тематической выставки. Выбор темы выставки, составление плана и перечня экспонатов, сбор информации. | 6 | 2 | 4 | Круглый стол, практические занятия | |
2.3. | Подготовка к созданию тематической выставки. Подбор экспонатов из фондов музея, создание экспонатов (реконструкция). | 8 | 2 | 6 | Практические занятия | |
2.4. | Создание тематической выставки. Оформление и монтаж выставки согласно разработанному плану. | 10 | 2 | 8 | Практические занятия | |
3. | Раздел 3. «Экскурсионная работа» | |||||
3.1. | Экскурсионная работа. Экскурсия и ее познавательные функции. Требования к экскурсоводу. Проведение экскурсии по музею с комментариями. | 30 | 10 | 20 | Мастер-классы, практические занятия | Творческий отчёт (проведение экскурсий) |
3.2. | Подготовка к проведению экскурсии по музею. Подбор материала, изучение экспозиции. | 22 | 4 | 18 | Лекция, практические занятия | |
Итого часов: | 134 | 34 | 100 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. История возникновения музеев. Классификация музеев. Назначение музеев. Экспозиция, фонды.
Тема 1. Фондовая работа.
- Состав, требования и основные направления фондовой работы.
Понятие «фонды музея». Типы музейных предметов. Научно-вспомогательные материалы. Состав фондов музея. Основной, вспомогательный и обменный фонды. Требования к фондам музея. Основные направления фондовой работы.
Практическое занятие: определение типов музейных предметов фонда, умение определить уникальные, типовые и вспомогательные материалы.
- Комплектование и учёт музейных фондов.
Этапы и формы комплектования музейных фондов. Учёт, его цели и задачи. Основные направления учётной работы. Учётная документация: акты, инвентарные книги, инвентарные карточки и др. Шифры (учётные номера).
Практическое занятие: заполнение учётной документации на материалы фондов музея.
- Хранение музейных фондов.
Режимы хранения фондов. Система и особенности хранения музейных фондов. Температурно-влажностный, световой, биологический режимы. Защита фондов от загрязнителей воздуха, механических повреждений, экстремальных ситуаций.
Практическое занятие: определить оптимальный режим хранения для различных категорий предметов.
- Реставрация музейных предметов.
Консервация, реставрация, реконструкция. Цели и задачи реставрации музейных предметов. Подбор предметов для проведения реставрационных работ. Методика реставрации, основные правила.
Практическое занятие: реставрация изделий из керамики (из фондов музея).
Тема 2. Изучение музейных предметов.
2.1 Методика изучения музейных предметов.
Цель, этапы изучения музейных предметов. Атрибуция музейных предметов. Физические, функциональные и временные признаки. Классификация и систематизация музейных предметов: по месту бытования, по способу применения, по материалу и т.д. Интерпретация (истолкование) музейного предмета.
Практическое занятие: описание и зарисовка экспоната.
Тема 3. Музейная экспозиция.
3.1. Музейная экспозиция.
Экспонат. Экспозиционный материал. Основные типы современных музейных экспозиций. Выставка. Принципы построения музейной экспозиции. Научное и художественное проектирование музейной экспозиции.
Практическое занятие: определение типа музейной экспозиции школы; проектирование тематической выставки, подготовка к её созданию, оформление выставки в экспозиции музея.
Тема 4. Экскурсионная работа.
4.1. Экскурсия.
Экскурсионный метод. Требования к умениям и навыкам экскурсовода. Классификация экскурсий. Подготовка и проведение экскурсий, основные этапы и правила. Роль экскурсии в обучающем и развивающем процессах. Основные требования к экскурсоводу.
Практическое занятие: проведение экскурсии по подготовленной ранее выставке или по экспозиции музея.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По итогам изучения курса учащиеся должны достигнуть следующих результатов:
- Результаты обучения
Знать:
- Основную терминологию, используемую в музейном деле;
- Основные направления и методы работы с музейными фондами;
- Методику систематизации и анализа музейных предметов.
Уметь:
- Проводить самостоятельное изучение (под руководством педагога) музейных предметов;
- Самостоятельно заполнять основную учётную документацию по фондам музея;
- Проектировать, оформлять и монтировать экспозицию музея;
- Готовить и проводить экскурсию.
Иметь представление:
- О быте и культуре народов, представленных материалами в музее;
- О принципах комплектования и хранения музейных фондов.
- Результаты развития
- Сможет сознательно организовывать свою познавательную, исследовательску деятельность (от постановки цели до получения результата);
- Научиться выстраивать лаконичное публичное выступление, заинтересовывать слушателя содержанием и подачей текста;
- Разовьёт способности соотносить музейные предметы и исторические события, выстраивать закономерность событий;
- Научится выполнять познавательные и практические задания.
- Результаты воспитания
- Мотивированность и направленность на активное изучение истории родного края и сохранение исторических памятников;
- Сформирована заинтересованность в распространении и сохранении основных краеведческих знаний;
- Сформированы ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, малой Родине.
- Осознаваемо понимание роли исторического знания в становлении личности и в жизни общества;
5. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
5.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный краевед» реализуется на базе школьного музея. Школьный музей не так широк по своей тематике и экспозициям, как музеи городского, районного или областного уровня. Но образовательная и воспитательная функции его так велики, что позволяет ему по значимости в некотором роде опережать более высокие по рангу музейные организации. Музей создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации. Также, музей успешно выполняет роль центра гражданско-патриотического, нравственного и эстетического воспитания и дополнительного образования учащихся.
В нашем школьном музее собран достаточно объемный материал по истории родного края, в частности истории быта народов проживавших на кстовской земле, истории города и прославившихся горожанах, истории развития школы, истории ВОВ – затронувшей наш край. Весь этот материал является не только ценностью нашего музея, но и выступает основой для исследовательской деятельности учащихся по истории родного края. Деятельность носит разнообразный характер: от познавательного исследования в ходе экскурсий до самостоятельного научного исследования школьников, в ходе которого рождается новый материал и пополняется фонд музея. Такая исследовательская работа очень нужна. Опыт показывает, что происходящие событие через короткое время начинают стираться из памяти, исчезают источники, связанные с этими событиями. Наша задача сохранить ценные источники прошлого и донести их до следующих поколений. Фотосъемка и описание событий, формирование базы краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея – все это является важным средством изучения и документирования истории родного края.
5.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ / КОНТРОЛЯ
В зависимости от содержания изученного раздела планируется применение различных форм контроля.
После изучения Раздела «Музейные фонды и музейные предметы» предполагается проведение зачёта, состоящего из теоретического уровня и практической работы. Зачёт поможет выявить усвоение учениками основных теоретических знаний по работе с экспонатами, фондами, продемонстрирует навык заполнения музейной документации.
Разделы «Экспозиция» и «Экскурсионная работа» завершаются проведением творческого отчёта. Может проводиться в виде экскурсии, тематической выставки, урока мужества, исторической гостиной. Такая форма контроля демонстрирует усвоение учениками коммуникативных, личностных УУД. При подготовке к творческому отчёту происходит накопление исторических знаний, формируются регулятивные УУД.
5.3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Зачёт
- Теоретический уровень:
- Как устроен музейный фонд, для чего он предназначен?
- Каким образом организуется работа с музейными фондами?
- Как происходит описание музейных предметов?
- Какими средствами и методами реставрируют экспонаты?
- Что такое экспонат?
- Практический уровень: правильно оформить учётные карточки на экспонаты
Творческий отчёт
Оценочные листы:
«Экспозиция» (организация тематической выставки) | |||
№ | Проверяемые умения | Количество баллов (0-5) | |
1. | Выбор темы, грамотный подбор экспонатов | ||
2. | Поиск и отбор исторической информации, источники информации | ||
3. | Группировка экспонатов по определённым признакам, эпохам | ||
4. | Оформление и монтаж выставки |
«Экскурсионная работа» (проведение экскурсий) | |||
№ | Проверяемые умения | Количество баллов (0-5) | |
1. | Выбор темы, грамотный подбор экспонатов и исторического материала | ||
2. | Полнота и содержательность текста экскурсии, соответствие экскурсионному маршруту | ||
3. | Творческий подход к проведению экскурсии | ||
4. | Грамотность устной речи | ||
5. | Ораторское искусство (красноречие) |
5.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методические рекомендации по организации и работе музеев школ и образовательных учреждений Нижегородской области. Н.Новгород, 1997.
Малиновкая М.В., Стрелкова Г.Г. Преподавание основ музейного дела в школе. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
5.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Закон «Об образовании»
- Федеральный Закон «Об увековечивании Победы Советского народа в ВОВ 1941-45г.» - Государственная Дума, 19.04.95 г.
- Федеральный Закон «О днях воинской славы» - Государственная Дума, 10.02.95 г.
- Комплексная программа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения Нижегородской области
- Проект Государственной Программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 г.»
- Федеральный закон от 26.05.96 №54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями)
- Постановление Правительства РФ от 12.02.98 №179 «Об утверждений положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
- Письмо Минобразования России от 12.03.03 №28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»
- Котов С.Н. Положение об историко-краеведческом музее сельской школы.// Практика административной работы в школе. №4 июнь 2008.
- Кузнецова М.В. Программа деятельности историко-краеведческого музея. .// Практика административной работы в школе. №4 июнь 2008.
- Лбова Т.П., Белова О.В. Целевая программа воспитательной деятельности: Школьный музей как центр воспитания патриота и гражданина. 2004.
- Методические рекомендации по организации и работе музеев школ и образовательных учреждений Нижегородской области. Н.Новгород, 1997 г.
- Сборник «Каталог школьных музеев Нижегородского района, 2002»
- Сборник «Школьные музеи Нижегородской области»
- Тарханова Т.А. Музей в образовательном учреждении.// Справочник руководителя образовательного учреждения. №3 март 2007.
[1] ФЗ «Об образовании в РФ», гл. 2, ст. 10, п. 6.
[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва // http://www.rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html
[3] Выводы сделаны на основе опросов обучающихся, их родителей и педагогов.