Лабораторные и практические работы по математике 5-6 класс
Лабораторные и практические работы по математике 5-6 класс
Лабораторная работа по теме:
«Сравнение обыкновенных дробей».
Цель работы: вывод правил сравнения обыкновенных дробей, правильных и неправильных дробей.
1. Сравнение правильной и неправильной дробей.
- Сравните 3/5 и 1.
- Сравните 5/3 и 1.
- Сравните 3/5 и 5/3.
- Как называется дробь 3/5?
- Как называется дробь 5/3?
- Вывод: правильная дробь больше (меньше) неправильной. ( подчеркни нужное слово).
2. Сравнение дробей с использованием их сравнения с ½. (используйте рисунок).
- Сравните 4/9 и 1/2.
- Сравните 3/5 и 1/2.
- Сравните 4/9 и 3/5.
- Сделайте вывод.
Лабораторная работа по теме:
«Треугольник».
Цель работы: установить, что в любом треугольнике сумма длин двух любых его сторон больше третьей, сумма всех углов треугольника равна 180ْ.
Ход работы:
- Начертите какой-нибудь треугольник. Обозначьте его.
- Измерьте длины всех его сторон.
- Сравните длину какой-либо стороны его с суммой длин двух других его сторон.
- Измерьте все его углы и найдите сумму их градусных мер.
- Сделайте выводы.
Лабораторная работа по теме:
«Свойства треугольников».
Цель работы: опытным путем установить зависимость между сторонами и углами треугольника.
Ход работы:
- Постройте треугольник со сторонами 4, 5, 6 см.
- Измерьте все углы треугольника.
- Сделайте вывод, как связаны между собой углы и стороны треугольника.
Лабораторная работа по теме:
«Свойства высоты, биссектрисы, медианы в равнобедренном треугольнике».
Цель работы: установление свойств равнобедренного треугольника.
Ход работы:
- Постройте равнобедренный треугольник ABC (AB=BC).
- Проведите высоту из вершины B к стороне AC.
- Проведите медиану из вершины B к стороне AC.
- Проведите биссектрису ∠B.
- Постройте равнобедренный треугольник НМК (НМ=МК).
- Проведите высоту из вершины М к стороне НК.
- Проведите медиану из вершины М к стороне НК.
- Проведите биссектрису ∠М.
- Сделайте вывод.
Практическая работа по теме:
«Сочетательный закон сложения».
Задача. В школьной котельной было израсходовано: в декабре – 2853 кг угля, в январе – 3462 кг угля, а в феврале – 4758 кг угля. Сколько кг угля было израсходовано в школьной котельной в зимние месяцы?
- Решите задачу двумя способами.
- 1 способ. (2853+3462)+4758.
- 2 способ. 2853+(3462+4758).
- Найдите значения записанных выражений и сравните результаты.
- (2853+3462)+4758=6315+4758=11073.
- 2853+(3462+4758)=2853+8220=11073.
- (2853+3462)+4758=2853+(3462+4758). (1)
- Обозначьте количество израсходованного угля по месяцам буквами a,b,c.
- Запишите равенство (1) используя буквенные обозначения.
- (a+b)+c= a+(b+c).
Получили буквенную запись сочетательного закона сложения.
- (a+b)+c= a+(b+c).
- Сформулируйте сочетательное свойство сложения.
- Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего.
Лабораторная работа по теме:
«Вычитание десятичных дробей».
Цель работы: вывести правило вычитания десятичных дробей.
- Найдите разность: 4,86 – 2,47; используя следующую последовательность действий.
- Запишите 4,86 в виде дроби со знаменателем.
- Запишите 2,47 в виде дроби со знаменателем.
- Выполните вычитание полученных смешанных чисел.
- Результат запишите в виде десятичной дроби.
- Вывод 4,86 – 2,47=2,39.
- Если записать вычитаемое под уменьшаемым так, чтобы запятая была записана под запятой, десятые доли под десятыми, сотые под сотыми, то получится запись, позволяющая сделать вывод: вычитание десятичных дробей производится поразрядно, так же как и вычитание натуральных чисел.
Лабораторная работа по теме:
«Длина окружности».
Оборудование: цилиндры разного диаметра, бумага, карандаш, нить, ножницы, линейка.
Цель работы: вывод формулы C=2П r.
Ход работы.
- Возьмите цилиндр 1, поставьте его на лист бумаги и обведите карандашом.
- Вырежьте полученный круг и сложите его пополам.
- Измерьте длину линии сгиба (т.е. диаметр).
- Возьмите нить и обмотайте ею цилиндр один раз.
- Измерьте длину полученной части нити, это будет длина окружности.
- Запишите и вычислите отношение длины окружности к длине диаметра.
- Проделайте то же самое с цилиндром 2.
- Сравните полученные отношения.
При подсчетах и правильных измерениях должно получиться число приблизительно равное 3,1416…
Это число округляют до сотых 3,14, обозначают буквой П (пи).
Сделайте вывод: в каком отношении находятся длина окружности и длина её диаметра, чему равно это отношение, запишите формулу для вычисления длины окружности, обозначив её С.
Вывод:
- Длина окружности прямо пропорциональна длине её диаметра.
- Коэффициент пропорциональности равен 3,14.
- Выразив из отношения С, получаем C=Пd .
- Так как d=2r, то C=2П r.
Практическая работа по теме:
«Угол, стороны и вершины угла, обозначение угла».
Цель работы: Выработать навыки в построении угла, его обозначении.
Ход работы:
- Начертите угол.
- Обозначьте его и запишите его обозначение.
- Какие из отмеченных на рисунке точек принадлежат сторонам угла АВС? Запишите их обозначения в тетрадь (рис.1).
Практическая работа по теме:
«Координатный луч».
№ п/п | Наименование действия | Изображение действия |
1 | Начертите луч | |
2 | Начало луча обозначьте буквой О. | |
3 | Над точкой О напишите число 0. | |
4 | Начертите отрезок АВ. Назовём его единичным отрезком. | |
5 | Отложите на луче от точки О единичный отрезок. | |
6 | Полученную точку обозначьте буквой С и над ней напишите число 1. | |
7 | Отложите от точки С в том же направлении единичный отрезок. | |
8 | Полученную точку обозначьте буквой D и над ней напишите число 2. | |
9 | Расскажите, как получили точку Р и какое число нужно над ней написать. |
Комментарии: в ходе выполнения работы вы получили представление о координатном луче.
Задание: прочитайте в учебнике определение координатного луча.