Лабораторные и практические работы по математике 5-6 класс

Давыдова Лариса Викторовна

Лабораторные и практические работы по математике 5-6 класс

Лабораторная работа по теме:
«Сравнение обыкновенных дробей».

Цель работы: вывод правил сравнения обыкновенных дробей, правильных и неправильных дробей.

 1. Сравнение правильной и неправильной дробей.

  1. Сравните 3/5 и 1.
  2. Сравните 5/3 и 1.
  3. Сравните 3/5 и 5/3.
  4. Как называется дробь 3/5?
  5. Как называется дробь 5/3?
  6. Вывод: правильная дробь больше (меньше) неправильной. ( подчеркни нужное слово).

 2. Сравнение дробей с использованием их сравнения с ½. (используйте рисунок).

  1. Сравните 4/9 и 1/2.
  2. Сравните 3/5 и 1/2.
  3. Сравните 4/9 и 3/5.
  4. Сделайте вывод.

Лабораторная работа по теме:
«Треугольник».

Цель работы: установить, что в любом треугольнике сумма длин двух любых его сторон больше третьей, сумма всех углов треугольника равна 180ْ.

Ход работы:

  1. Начертите какой-нибудь треугольник. Обозначьте его.

  2. Измерьте длины всех его сторон.

  3. Сравните длину какой-либо стороны его с суммой длин двух других его сторон.

  4. Измерьте все его углы и найдите сумму их градусных мер.

  5. Сделайте выводы.

Лабораторная работа по теме:
«Свойства треугольников».

Цель работы: опытным путем установить зависимость между сторонами и углами треугольника.

Ход работы:

  1. Постройте треугольник со сторонами 4, 5, 6 см.
  2. Измерьте все углы треугольника.
  3. Сделайте вывод, как связаны между собой углы и стороны треугольника.

Лабораторная работа по теме:
«Свойства высоты, биссектрисы, медианы в равнобедренном треугольнике».

Цель работы: установление свойств равнобедренного треугольника.

Ход работы:

  1. Постройте равнобедренный треугольник ABC (AB=BC).
    1. Проведите высоту из вершины B к стороне AC.
    2. Проведите медиану из вершины B к стороне AC.
    3. Проведите биссектрису ∠B.
  2. Постройте равнобедренный треугольник НМК (НМ=МК).
    1. Проведите высоту из вершины М к стороне НК.
    2. Проведите медиану из вершины М к стороне НК.
    3. Проведите биссектрису М.
  3. Сделайте вывод.

Практическая работа по теме:
«Сочетательный закон сложения».

Задача. В школьной котельной было израсходовано: в декабре – 2853 кг угля, в январе – 3462 кг угля, а в феврале – 4758 кг угля. Сколько кг угля было израсходовано в школьной котельной в зимние месяцы?

  1. Решите задачу двумя способами.
    • 1 способ. (2853+3462)+4758.
    • 2 способ. 2853+(3462+4758).
  2. Найдите значения записанных выражений и сравните результаты.
    • (2853+3462)+4758=6315+4758=11073.
    • 2853+(3462+4758)=2853+8220=11073.
    • (2853+3462)+4758=2853+(3462+4758). (1)
  3. Обозначьте количество израсходованного угля по месяцам буквами a,b,c.
  4. Запишите равенство (1) используя буквенные обозначения.
    • (a+b)+c= a+(b+c).
      Получили буквенную запись сочетательного закона сложения.
  5. Сформулируйте сочетательное свойство сложения.
    • Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего.

Лабораторная работа по теме:
«Вычитание десятичных дробей».

Цель работы: вывести правило вычитания десятичных дробей.

  1. Найдите разность: 4,86 – 2,47; используя следующую последовательность действий.
  2. Запишите 4,86 в виде дроби со знаменателем.
  3. Запишите 2,47 в виде дроби со знаменателем.
  4. Выполните вычитание полученных смешанных чисел.
  5. Результат запишите в виде десятичной дроби.
  6. Вывод 4,86 – 2,47=2,39.
  7. Если записать вычитаемое под уменьшаемым так, чтобы запятая была записана под запятой, десятые доли под десятыми, сотые под сотыми, то получится запись, позволяющая сделать вывод: вычитание десятичных дробей производится поразрядно, так же как и вычитание натуральных чисел.

 

Лабораторная работа по теме:
«Длина окружности».

Оборудование: цилиндры разного диаметра, бумага, карандаш, нить, ножницы, линейка.

Цель работы: вывод формулы C=2П r.

Ход работы.

  1. Возьмите цилиндр 1, поставьте его на лист бумаги и обведите карандашом.
  2. Вырежьте полученный круг и сложите его пополам.
  3. Измерьте длину линии сгиба (т.е. диаметр).
  4. Возьмите нить и обмотайте ею цилиндр один раз.
  5. Измерьте длину полученной части нити, это будет длина окружности.
  6. Запишите и вычислите отношение длины окружности к длине диаметра.
  7. Проделайте то же самое с цилиндром 2.
  8. Сравните полученные отношения.

При подсчетах и правильных измерениях должно получиться число приблизительно равное 3,1416…

Это число округляют до сотых 3,14, обозначают буквой П (пи).

Сделайте вывод: в каком отношении находятся длина окружности и длина её диаметра, чему равно это отношение, запишите формулу для вычисления длины окружности, обозначив её С.

Вывод:

  1. Длина окружности прямо пропорциональна длине её диаметра.
  2. Коэффициент пропорциональности равен 3,14.
  3. Выразив из отношения С, получаем C=Пd .
  4. Так как d=2r, то C=2П r.

 

Практическая работа по теме:
«Угол, стороны и вершины угла, обозначение угла».

Цель работы: Выработать навыки в построении угла, его обозначении.

Ход работы:

  1. Начертите угол.
    • Обозначьте его и запишите его обозначение.
  2. Какие из отмеченных на рисунке точек принадлежат сторонам угла АВС? Запишите их обозначения в тетрадь (рис.1).

 

Практическая работа по теме:
«Координатный луч».

№ п/пНаименование действияИзображение действия
1Начертите луч 
2Начало луча обозначьте буквой О. 
3Над точкой О напишите число 0. 
4Начертите отрезок АВ. Назовём его единичным отрезком. 
5Отложите на луче от точки О единичный отрезок. 
6Полученную точку обозначьте буквой С и над ней напишите число 1. 
7Отложите от точки С в том же направлении единичный отрезок. 
8Полученную точку обозначьте буквой D и над ней напишите число 2. 
9Расскажите, как получили точку Р и какое число нужно над ней написать. 

Комментарии: в ходе выполнения работы вы получили представление о координатном луче.

Задание: прочитайте в учебнике определение координатного луча.