Используемые педагогические технологии:
· Изучение бурятского языка в средней школе это процесс, направленный на овладение учащимися определенным комплексом языковых компетенций Практическая жизнь ставит перед нами одну из самых важных задач - умение общаться, запросить информацию, адекватно ответить на поставленные вопросы. Кроме прочего, учащиеся должны продемонстрировать умение высказаться по поставленной проблеме, отразить свою точку зрения на нее, не забыв при этом описать и другие мнения. Другими словами, наши дети по окончании гимназии должны обладать практическими языковыми навыками. В среднем звене на уроках я использую на уроке интерактивные формы обучения, которые помогают учебному процессу приобрести деятельностный характер.
В основе интерактивных методов обучения лежат групповой тренинг, сценки или ролевые игры, дискуссии, различные виды работы с текстом, методики активного слушания и обсуждения, которые дают возможность пользоваться языком в неформальной обстановке. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Интерактивные методы обучения, которые я использую, направлены на формирование навыков совместной деятельности и языковой, коммуникативной компетентности гимназистов. При этом у них развиваются такие личностные качества, как терпимость к различным точкам зрения и поведению, ответственность за общие результаты работы, умение уважать чужие точки зрения, слушать партнера, вести деловое обсуждение, достигать согласия в конфликтных ситуациях.
Главная особенность данной технологии заключается в том, что процесс обучения происходит в групповой совместной деятельности - основной составляющей развивающей технологии. Смысл групповой работы заключается, в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт человек может перенести во внешний мир и успешно использовать его. В группе интерактивного обучения обязательно должно осуществляться две основные функции, необходимые для успешности деятельности: решение поставленных задач, оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы. Интерес и желание принять участие в беседе или рассказывать о чем-либо связывается с тематикой устной речи. Считается, что учащиеся говорят о том, что им близко, известно из жизненного опыта, чем они увлекаются. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, на уроке все ученики вовлечены в работу. Результатами творческого сотрудничества стал высокий интерес учащихся к моему предмету: участие в различных конкурсах по бурятскому языку, участие в проектной деятельности. Таким образом, используемые формы и методы при организации учебно-воспитательной работы вовлекают ученика в активную, осознанную, самостоятельную учебную деятельность, что позволяет повысить роль личности ребенка как субъекта, управляющего своей учебной работой и работой товарищей.
ИКТ-технологии (мультимедийные проекты, компьютерные презентации, которые разнообразят уроки, стимулируют познавательную деятельность учащихся). В качестве системообразующего фактора использую электронный учебник, предусматривающий использование компьютерных обучающих систем. Электронный учебник бурятского языка большую роль играет в ходе выполнения тренировочных, проверочных работ, при повторении отдельных вопросов темы, при обобщении и систематизации знаний. Для подготовки презентаций к урокам использую интернет-ресурсы, отрывки из мультфильмов, кинофильмов. Интернет-ресурсы используются учащимися для подготовки сообщений на уроке.
· Коммуникативный метод обучения.
Одной из основных идей, заложенных в основу новых стандартов, является усиление метапредметной образовательной функции. Поэтому в соответствии с целями и задачами гимназии я определила цель своей деятельности - метапредметный подход в преподавании бурятского языка. В центре моей методологической системы – коммуникативно-деятельностный подход, т.е. вовлечение детей в активную коммуникативно-творческую деятельность. Именно этим обусловлена основная цель моей педагогической деятельности – способствовать воспитанию самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся высокий уровень мотивации самосовершенствования и самообразования.
При ее выборе я руководствовалась требованиями, продиктованными тем, что основной целью обучения бурятскому языку как второму в школе является развитие коммуникативной компетенции, а реализация воспитательной, развивающей целей происходит в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция, включающая в себя речевую компетенцию, компенсаторную компетенцию, учебно-познавательную компетенцию, предусматривает формирование способностей к межкультурному взаимодействию. Умение адекватно воспринимать чужую культуру, находить в ней сходства и различия со своей, умение достигать взаимопонимания. В своей работе руководствуюсь следующими положениями: коммуникативной направленности обучения всем видам речевой деятельности и средствам языка, о стимулировании речемыслительной активности учащихся, об индивидуализации обучения, о ситуативной организации процесса, о новизне и информативности учебного процесса. (И. Л. Бим, Е.И. Пассов).
· «Технология развития критического мышления». Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни: работа с источником, информацией, развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс, формирование метапредметных компетенций и достижение личностных результатов. В работе учителя является важным не количество информации, а то, как ученик умеет ею управлять, не присвоение «готового» знания, а конструирование своего. Именно технология РКМЧП направлена на работу с текстом, с большим потоком информации.
Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем творческую активность), затем — предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. В основе технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз. Она отличается сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока.
· Также мною используется технология разноуровневого обучения (тесты, задания для самостоятельных, проверочных и контрольных работ, задания-карточки разного уровня сложности: во время выполнения задания учащиеся знают уровень сложности и уровень оценивания, что позволяет снять эмоциональное и психологическое напряжение, формируются положительные мотивы учения);
· Чтобы урок был интересным, увлекательным и языковой материал эффективно усваивался, применяю игровой метод обучения. С помощью игры хорошо отрабатываются звуки, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования устной речи. Место игр на уроке и отводимое время зависит от подготовки учащихся, их возраста, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. Коллективные игры провожу в конце урока, поскольку они способствуют обобщению, повторению и эффективному запоминанию пройденного материала.
Использование ролевых игр на уроках помогает обучающимся проявить себя, выразить свои чувства, отношение к действительности. Играя, обучающиеся не копируют жизнь, а подражая тому, что видят, комбинируют свои представления. Когда ученик играет, у него быстрее работает мысль, углубляются чувства. Такие учебные игры, как, интервью, разыгрывание ситуаций «В бузной», «В школьной столовой», «В магазине» (покупка вещей) создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.
При изучении темы провожу игры на повторение и закрепление лексического материала, например, «Кто больше?». За определенное время (3 мин) написать на листках как можно больше слов на заданную тему («Нааданхайнууд», «Гэр бүлэ», «Һургуулиин хэрэгсэлнүүд” и т.д.) Обучающимся нравятся ролевые игры, как «В магазине», «В библиотеке”, “В больнице». Предлагается разыграть диалог между продавцом и покупателем (учебные принадлежности, продукты, одежда и др).
· Здоровьесберегающие технологии (фонетические зарядки (хоровое повторение выученных ранее речевых образцов, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворений), упражнения). Здоровьесберегающие технологии использую с целью воспитания у учащихся культуры здоровья и мотивации на ведение здорового образа жизни; слежу за соблюдением санитарно-гигиенических норм в кабинете, проветриванием помещения перед каждым уроком.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия, провожу физкультминутки, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Чтобы не было перегрузки учащихся, работа проводится в парах, в группах, в виде дискуссии. Учитываю степень сложности заданий, т.е. использую разноуровневые задания. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. В качестве примера представлены следующие упражнения.
Упражнения для снятия общего или локального утомления.
1, 2, 3, 4, 5
Хулгананууд гэр соо байгаа.
Сай уугаа,
Аягаа угаагаа, аршаа.
Таг дээрэ табяа.
Оёороо угаагаа, тооһоо аршаа.
Хубсаһаа угаагаа, эдеэ шанаа.
Наадаа, амараа.
Саашаа, наашаа,
Урагшаа, хойшоо,
Дээшээ, доошоо,
Иишээ, тиишээ.
Баруун тээшээ,
Зүүн тээшээ.
Ехээр багаар. (толгойгоороо, бэеэрээ, нюдөөрөө, гараараа, хургануудаа элжэлүүлжэ харуулха, шангаар, ааляар, шэбэнээд хэлэхэ).
Зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев, что способствует концентрации внимания (Пальцы сжаты в кулак).
Барбаадай (показывают большой палец)
Батан Туулай (показывают указательный палец)
Тоохон Тобшо (показывают средний палец)
Толи Байса (показывают безымянный палец)
Бишыхан Шэгшүүдэй (показывают мизинец).
Эрхы
Долёобор
Дунда хурган
Нэрэгүй хурган
Шэгшүүдэй.
Возрастные особенности учащихся младших классов требуют двигательной активности, поэтому использую танцевальные, музыкальные физкультминутки. Например, «Тоб, тоб, тоборооб» или “Чебурашка болон тэрэнэй нүхэдүүд”, ёохор и другие.
Эдирхэн наһанайм
Эжэлхэн нүхэдүүд,
Эрьелдэн сугларыт
Ёохортоо.
Чебу, Чебу, Чебурашка
Тоомгүйхэн шандаган.
Томо бүдүүн Баахалдай
Томоотойхон Винни Пух. (дуулажа, хатаржа харуулха).
Музыкальные паузы во время учебного процесса - хороший вид релаксации.
Дети также очень любят участвовать в игре-пантомиме «Гэрэй ажал», «Амитад» и т.д. Делятся на две команды и по очереди должны изобразить действие, а остальные должны угадать. Эта игра позволяет детям снять психологический дискомфорт, расслабиться эмоционально и физически.
Таким образом, используемые мною современные технологии, методы и средства помогают достичь цели, добиваться устойчивых положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Используемые технологии | 48.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель бурятского языка и литературы
МАОУ «Бурятская гимназия №29»
Цыренова Лхама Санжимитуповна,
категория высшая
Участие в работе методических объединений
Целями работы МО являются повышение методического уровня и развитие творческого потенциала в условиях реализации ФГОС в основной школе. В ходе работы принимаю участие в следующих образовательных мероприятиях:
- Разработка рабочих программ по бурятскому языку;
- Организация работы с учащимися, отстающими и одаренными;
- Составление планов самообразования;
- Проведение мастер-классов, открытых уроков и педагогических гостиных республиканского, межрегионального, международного уровня;
- Выступление с докладами;
- Исполнение функций наставника практикантам, молодым учителям;
- Участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
Являюсь активным участником семинаров, конкурсов, олимпиад муниципального, регионального, межрегионального и международного уровней. Активно участвую в семинарах-практикумах. Мною были даны мастер-классы, открытые уроки, педагогическая мастерская, доклады, выступления (приложение).
Результаты участия в профессиональных конкурсах
1. Региональный конкурс учителей бурятского языка и бурятской литературы республики Бурятия «Эрхим багша» - 2017 – Диплом I;
2. Межрегиональный конкурс методических разработок по бурятскому языку и литературе в рамках научно-практической конференции «Бэлигэй туяа» (2021) - Диплом I;
3. Городской конкурс «Лучший кабинет бурятского языка» (2022) –
Диплом I;
4. Региональный конкурс «Лучший кабинет бурятского языка» (2022) – Диплом I;
5. Городской конкурс педагогических идей «Я хочу поделиться с вами…» (2022) – Диплом I;
6. Международный бурятский фестиваль «Алтаргана – 2022». Конкурс книги – в номинации «Детская литература» – победитель
https://agalibr.ru/itogi-konkursa-knigi/
Профессиональная активность
Член жюри республиканского конкурса популяризации бурятского языка среди представителей не бурятской национальности «Буряад хэлэн баян даа!»; Член жюри республиканского конкурса эссе по мотивам романа «Хилок наш бурливый», посвященного 100-летию со дня рождения Б.М. Мунгонова; Член жюри республиканского конкурса эссе «Герои улигеров в творчестве Намжила Балдано»; Участие в Проекте создания мультфильма «Нааданхайнууд»; Член жюри олимпиады по бурятскому языку для 1-4 классов «Дүрбэн тэгшэ» 2015-2023уч.г.; Член региональной общественной организации "Ассоциация учителей бурятского языка и литературы Республики Бурятия; Член жюри турнира по бурятской народной игре «Шагай наадан” 2016-2023; Разработка и проведение международной скайп-викторины “Сагаалган”; Активное участие в Проекте перевода сайта ВКонтакте на бурятский язык; Участие в социологическом исследовании по теме «Основные проблемы преподавания бурятского языка и пути их решения» (Институт монголоведения, буддологии и тибетологии сибирского отделения РАН), проведенном по заказу Министерства образования и науки РБ; Подготовка учащихся к выступлению в передаче «Юный репортёр» 90.8FM-радио 2017-2022; Член жюри республиканского конкурса «Лучшая модель национальной бурятской школы»; Участие в организации и проведении праздничного мероприятия «Сагаалган» в рамках Ассоциации этнокультурных образовательных организаций РБ, 2016-2023; Активное участие в работе жюри республиканского конкурса художественного чтения «Уран үгын дээжэ» среди студентов ПОО и другие.
* результаты подтверждаются в приложении.
С 2016 года Бурятская гимназия входит в состав Ассоциации этнокультурных образовательных организаций Республики Бурятия. http://etno03.ru/sostav-associacii/buryatskaya-gimnaziya-29-g-ulan-udeh/ С 2016-2023гг. - школа сетевого творческого этнокультурного образовательного пространства в рамках проекта АЭОО. Работая в МАОУ «Бурятская гимназия №29», целью которого является содействие развитию и становлению сильных, ярких и успешных личностей, знающих бурятский язык, приобщённых к культуре своего народа и способных к самореализации и самосовершенствованию, где инициируются инновации, поощряется активность и творчество педагогов, необходимо быть способным к осмыслению своей профессиональной миссии, построению личностно развивающего культуросообразного взаимодействия со своими воспитанниками. Основной целью моей педагогической деятельности является создание учебно-образовательной среды, развивающей интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности, нравственно-ценностные качества учащихся, способствующей усвоению обучающимися новых компетенций и достижению новых уровней развития личности. Главными задачами моей педагогической деятельности являются: создание условий для личностного роста учащихся, раскрытие их творческого потенциала, поддержание устойчивой мотивации к изучению бурятского языка; формирование знаний по бурятскому языку; развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование компетенций, необходимых для самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне; создание собственной методической системы, основанной на технологии исследовательского обучения, системно-деятельностном подходе в обучении, который отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций; воспитание гражданина-патриота своей малой Родины, страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности; совершенствование инновационной деятельности, привлечение учащихся к участию в проектно-исследовательской работе, в различных конкурсах и олимпиадах. Много внимания уделяю внеклассной работе, так как именно она способствует расширению и углублению знаний, стимулирует интерес учащихся к изучению предмета, развивает умения коммуникативной деятельности, способствует всестороннему развитию личности. Цель внеклассной работы: воспитание личности с этническим самосознанием и достоинством, знающим историю, культурное наследие бурятского народа, предков, уважающей традиции. Использую различные формы внеклассной работы: занимательные игры и соревнования, драматизацию, инсценировки. Для повышения мотивации к изучению языка со своими учащимися активно проводим неделю по бурятскому языку, участвуем в различных конкурсах муниципального, республиканского, межрегионального, международного уровня. Воспитательная задача нашей гимназии направлена на формирование личности с национальным самосознанием и достоинством, носителя духовной культуры бурятского народа, его нравственных ценностей, обычаев, человека, знающего историю и культурное наследие, уважающего традиции и уклад жизни. Основной задачей которого является создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся; развития и реализации их творческих, интеллектуальных возможностей, вовлечение их в разнообразную творческую деятельность. Всю деятельность урочной и внеурочной работы направляю на создание условий для максимального развития личности ученика и успешного его обучения. Считаю важным в работе формирование личности с разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры, готовой к сознательному выбору и освоению профессиональных образовательных программ. Система работы позволяет добиваться устойчивых положительных результатов. Ученики являются призерами республиканских, межрегиональных олимпиад, фестивалей, конкурсов. Главный результат – повышение интереса к предмету, мотивированность, интеллектуальное развитие. |
Ссылка (ссылки) на личную страницу педагога в сети Интернет |