Внимание! Терроризм!
Информация по терроризму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
videomaterialy_po_profilaktike.docx | 11.35 КБ |
vnimanie_terrorizm.docx | 16.24 КБ |
esli_vy_okazalis_v_zalozhnikah.docx | 14.48 КБ |
pamyatki_po_terrorizmu.docx | 62.51 КБ |
beseda_po_terrorizmu_s_sotrudnikami_dou.docx | 38.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Видеоматериалы для использования в работе по профилактике экстремизма и терроризма
Телефонный терроризм - https://youtu.be/Paarl51Z-rA
У террора нет национальности - https://youtu.be/yfNS_dlFHSU
Вместе против террора - https://youtu.be/HHNyZKcGud0
Семья - https://youtu.be/mKKW32Azol0
Бдительность - https://youtu.be/n-nx45-Xp4k
Предварительный просмотр:
«Внимание: терроризм! Школа безопасности»
Цель. Формирование у детей основ противодействия терроризму и экстремизму.
Задачи:
- уточнить представления детей об опасных ситуациях;
- научить детей противостоять опасности и защитить себя в экстремальной ситуации;
- формировать представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах защиты от террористов;
- формировать навыки уверенного поведения в экстремальных ситуациях;
- воспитывать дружеские отношения к сверстникам и близким людям.
Воспитатель: Дети, мы знаем, что большинство людей живут в дружбе и согласии. Но сегодня мы поговорим о тех людях, которые не хотят жить в мире и дружбе, им нравится, когда все страдают, умирают, поэтому они начинают придумывать разные способы уничтожения людей. Их называют бандитами-террористами.
Воспитатель: Сейчас мы пойдем на прогулку.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какой красивый пакет лежит под елочкой. Надо взять его обязательно.
Воспитатель ожидает реакции детей.
Воспитатель: А можно этот пакет брать? (Примерные ответы детей: незнакомые предметы трогать нельзя, мы не знаем, кто ее положил и что в ней находится).
Воспитатель: Этот пакет трогать нельзя, он может таить в себе опасность. Его могут подбросить террористы, а в него положить взрывное устройство. Поэтом, если вы увидели какой-то подозрительный предмет: пакет, красивую сумочку, мобильный телефон или игрушку, то ни в коем случае не только брать, но даже подходить к таким предметам нельзя – это опасно.
Воспитатель: Ребята, а что же нужно делать? (Примерные ответы детей: сообщить взрослым.)
Воспитатель: Да, если вы нашли такой предмет, нужно сразу сообщить взрослым, а они потом позвонят в полицию или специальную службу безопасности, которая определит опасный данный предмет или нет. Итак, запомните, ребята:
Подозрительный предмет
Если ты найдешь.
Ты к нему не подходи-
Потихоньку обойди.
Чтобы не было беды,
Сразу взрослым сообщи.
Воспитатель: Дети, по какому номеру телефона нужно позвонить, когда что-то нужно сообщить или попросить о помощи (ответы детей: 01- служба спасения и 010 по сотовому телефону).(Воспитатель достает телефон и набирает номер).
Воспитатель: Алло, служба безопасности? Это говорит воспитатель школы-интернат Валентина Александровна. Гуляя с детьми по парку, мы нашли подозрительный предмет, который находится под самой высокой елью
Воспитатель (обращается к детям): Сейчас специалисты приедут и разберутся, опасный это предмет или нет. Ну а мы пойдём дальше.
Воспитатель: В лесу можно встретить незнакомых людей. А вы знаете как нужно вести себя с незнакомыми людьми?
Ребенок:
С человеком незнакомым
Ты в беседу не вступай!
Торопись скорее к дому:
Раз, два, три – и убегай!
От конфет, игрушек, жвачки
Ты сейчас же откажись.
Не нужны тебе подачки
Дальше от чужих держись!
Может человек хороший,
Ну, а может и плохой.
Будь с ним вежлив, осторожен,
Помни – человек чужой!
Воспитатель: Дети, а как выглядят незнакомые люди? (примерные ответы детей: они похожи на обычных людей).
- Незнакомые люди могут оказаться преступниками. Они внешне выглядят как обычные люди, даже могут быть симпатичными и дружелюбными. Они часто просят о помощи – это уловка преступника, особенно похитителя. К кому должен обращаться взрослый незнакомый человек за помощью? (примерные ответы детей: взрослые должны обращаться за помощью к взрослым).
- Чаще преступники обращают внимание на детей, которые гуляют одни. Можно ли детям одним гулять на улице? (примерные ответы детей: ходить на прогулку лучше с друзьями или взрослыми).
- А если вам предлагают прокатиться на машине или взять всякие сладости, как вы к этому отнесетесь? (примерные ответы детей: нельзя садится в машину к незнакомым и брать у них сладости).
- Если вам предлагают конфеты, мороженое, игрушки или что-то еще интересное, отказывайтесь не задумываясь. Не доверяйте им, не соглашайтесь никуда с ними идти или ехать. Если же человек слишком настойчив, громко зовите на помощь, постарайтесь вырваться и убежать.
Воспитатель: Смотрите, кто-то идет к нам навстречу, какой-то незнакомый человек.
(Подходит человек)
Незнакомец: Здравствуйте, дети. Куда вы идете? Я могу вас подвезти на своем автобусе, он у меня стоит недалеко отсюда.
Воспитатель: Здравствуйте. Наши дети знают, что разговаривать с незнакомыми людьми это опасно. Извините, мы пойдем пешком. Нам надо спешить.
Незнакомец: Может, вы, хотите конфет или мороженое? У меня есть много красивых игрушек, я вам их подарю.
Воспитатель: Дети, нужны нам игрушки? Нет, спасибо, мы очень спешим. А игрушек у нас много .
Незнакомец: Да, вы, же не в ту сторону идете. Нужно идти не прямо, а свернуть направо.
Незнакомец: Я хорошо знаю дорогу, могу вам показать.
Воспитатель: Спасибо, мы знаем в какую сторону нам нужно идти.
(Незнакомец уходит, ворча себе под нос).
Воспитатель: Давайте отдохнем и поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слова, а вы будете подбирать к ним противоположные (злой – добрый, грубый – ласковый, нападать – защищать, обижать – заступаться, война – мир, страх – смелость, враг – друг).
Воспитатель: Вот и отдохнули. Пора в путь – дорогу.
Воспитатель: Ребята если нашу школу захватят заложники. Как нужно вести себя, если вы оказались в заложниках у бандита? (примерные ответы детей: нужно вести себя спокойно).
Воспитатель: Правильно. Нужно стараться не раздражать захватчика, не кричать, не плакать, не возмущаться, не делать резких движений, не вступать в споры, выполнять его требования. Постараться успокоиться и ждать освобождения. Опытные люди всегда придут на помощь. Я сейчас позвоню в службу безопасности, они обязательно нам помогут. (Звонит по телефону)
Воспитатель: Ребята сейчас мы вернемся в класс и посмотрим мультфильм "Зина, Кеша и террористы".
Итог занятия. (Беседа по мультфильму)
Воспитатель: Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхам очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительными и осторожными. Все мирное население планеты надеется, что когда-нибудь это закончиться и слово «терроризм» исчезнет из словаря навсегда.
Предварительный просмотр:
ЗАХВАТ В ЗАЛОЖНИКИ.
Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у преступников. При этом преступники могут добиваться достижения политических целей, получения выкупа и т.п.
Во всех случаях ваша жизнь становиться предметом торга для террористов.
Захват может произойти в транспорте, в учреждении, на улице, в квартире.
Если вы оказались в заложниках, рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:
неожиданное движение или шум могут повлечь жестокий отпор со стороны террористов. Не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
будьте готовы к применению террористами повязок на глаза, кляпов, наручников или веревок
переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите преступникам в глаза (для нервного человека это сигнал к агрессии), не ведите себя вызывающе;
не пытайтесь оказывать сопротивление, не проявляйте ненужного героизма, пытаясь разоружить бандита или прорваться к выходу или окну;
если вас заставляют выйти из помещения, говоря, что вы взяты в заложники, не сопротивляйтесь;
если с вами находятся дети, найдите для них безопасное место, постарайтесь закрыть их от случайных пуль, по возможности находитесь рядом с ними;
при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной, старайтесь не допускать истерики и паники;
в случае когда необходима медицинская помощь, говорите спокойно и кратко, не нервируя бандитов, ничего не предпринимайте, пока не получите разрешения.
ПОМНИТЕ: ВАША ЦЕЛЬ - ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ
Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.п.
Помните, что получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.
Во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования:
лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступника;
если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.
Если Вас захватили в качестве заложника, помните, что Ваше собственное поведение может повлиять на обращение с Вами.
- Сохраняйте спокойствие и самообладание. Определите, что происходит
-Решение оказать сопротивление или отказаться от этого должно быть взвешенным и соответствовать опасности превосходящих сил террористов.
- Не сопротивляйтесь. Это может повлечь еще большую жестокость.
- Будьте настороже. Сосредоточьте Ваше внимание на звуках, движениях и т.п.
- Займитесь умственными упражнениями.
- Будьте готовы к "спартанским" условиям жизни:
- неадекватной пище и условиям проживания;
- неадекватным туалетным удобствам.
- Если есть возможность, обязательно соблюдайте правила личной гигиены.
- При наличии проблем со здоровьем, убедитесь, что Вы взяли с собой необходимые лекарства, сообщите охранникам о проблемах со здоровьем, при необходимости просите об оказании медицинской помощи или предоставлении лекарств.
- Будьте готовы объяснить наличие у Вас каких-либо документов, номеров телефонов и т.п.
- Не давайте ослабнуть своему сознанию. Разработайте программу возможных упражнений (как умственных, так и физических). Постоянно тренируйте память: вспоминайте исторические даты, фамилии знакомых людей, номера телефонов и т.п. Насколько позволяют силы и пространство помещения занимайтесь физическими упражнениями.
Спросите у охранников, можно ли читать, писать, пользоваться средствами личной гигиены и т.п.
Если Вам дали возможность поговорить с родственниками по телефону, держите себя в руках, не плачьте, не кричите, говорите коротко и по существу. Попробуйте установить контакт с охранниками. Объясните им, что Вы тоже человек. Покажите им фотографии членов Вашей семьи. Не старайтесь обмануть их.
Если охранники на контакт не идут, разговаривайте как бы сами с собой, читайте вполголоса стихи или пойте.
Обязательно ведите счет времени, отмечая с помощью спичек, камешков или черточек на стене прошедшие дни.
Если вы оказались запертыми в каком-либо помещении, то постарайтесь привлечь чье-либо внимание. Для этого разбейте оконное стекло и позовите на помощь, при наличии спичек подожгите бумагу и поднесите ближе к пожарному датчику и т.п.
Никогда не теряйте надежду на благополучный исход. Помните, чем больше времени пройдет, тем больше у Вас шансов на спасение .
Предварительный просмотр:
Порядок действий при обнаружении подозрительного предмета:
- Категорически запрещается трогать, вскрывать, передвигать или предпринимать какие-либо иные действия с обнаруженным предметом.
- Не пользоваться электро-радиоаппаратурой, мобильными телефонами, рацией и другими средствами радиосвязи вблизи такого предмета.
- Необходимо немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в полицию 02.
- Не допускать заливание водой, засыпку грунтом, покрытие плотными тканями подозрительного предмета.
- Не оказывать теплового, звукового, светового, механического воздействия на взрывоопасный предмет.
- Не прикасаться к взрывоопасному предмету, находясь в одежде из синтетических волокон.
В учреждении:
Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении, организации:
1. Немедленно сообщите о находке администрации или охране учреждения.
2. Зафиксируйте время и место обнаружения неизвестного предмета.
3. Предпримите меры к тому, чтобы люди отошли как можно дальше от подозрительного предмета и опасной зоны.
4. Дождитесь прибытия представителей компетентных органов, укажите место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства его обнаружения.
5. Не паникуйте. О возможной угрозе взрыва сообщите только тем, кому необходимо знать о случившемся.
В общественном транспорте:
Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте:
1. Опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить.
2. Если её хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю, кондуктору.
В подъезде жилого дома:
Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома:
1. Спросите у соседей. Возможно, он принадлежит им.
2. Если владелец предмета не установлен – немедленно сообщите о находке в компетентные органы.
Во всех перечисленных случаях:
• не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку;
• зафиксируйте время обнаружения находки;
• постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки;
• обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы;
• не забывайте, что вы являетесь самым важным очевидцем.
Родители! Вы отвечаете за жизнь и здоровье ваших детей. Разъясните детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.
Еще раз напоминаем: Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами – это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!
Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.
На наличие взрывного устройства, других опасных предметов могут указывать следующие признаки:
Признаки взрывного устройства:
— Присутствие проводов, небольших антенн, изоленты, шпагата, веревки, скотча в пакете, либо торчащие из пакета.
— Шум из обнаруженных подозрительных предметов (пакетов, сумок и др.). Это может быть тиканье часов, щелчки и т.п.
— Наличие на найденном подозрительном предмете элементов питания (батареек).
—Растяжки из проволоки, веревок, шпагата, лески;
—Необычное размещение предмета;
—Наличие предмета, несвойственного для данной местности;
— Специфический запах, несвойственный для данной местности.
Предварительный просмотр:
Беседа с сотрудниками ДОУ
"Противодействие терроризму и экстремизму"
ТЕРРОРИЗМ - УГРОЗА МИРУ И БЕЗОПАСНОСТИ.
Терроризм, террористы, террористический акт — эти слова уже ни для кого не являются незнакомыми. Слишком часто мы их слышим по радио и с экранов телевизоров, читаем на страницах газет и журналов: то где-то обнаружили очередную бомбу, то где-то неизвестные в чёрных масках расстреляли туристов, то захвачен самолёт вместе с заложниками, то совершена попытка покушения на государственного деятеля.
Термин терроризм произошёл от латинского слова террор, которое означает «страх, ужас». Терроризм в современном мире — политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами. Его масштабы достигли таких размеров, что он стал глобальной проблемой, наравне с ядерной угрозой и экологическими опасностями.
Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз миру и безопасности.
Террористы хотят добиться решения своих преступных замыслов, посеять страх, запугать государственные органы, превратить жизнь обычных граждан в кошмар: заставить нас бояться ездить в метро, троллейбусах, маршрутных такси, поездах, летать самолётами, выходить на улицу. Короче говоря, бояться жить нормальной жизнью.
Терроризм проявляется в различных формах: от угроз по телефону до взрывов в воздухе авиалайнеров с пассажирами на борту.
Цели террористы пропагандируют самые что ни на есть, с их точки зрения, благородные, например всеобщее благоденствие (причём прямо сейчас), или господство одной избранной нации над другими, не совсем полноценными, или чистота религиозного учения.
Террористы часто совершают свои деяния в надежде, что о них будет сообщено в средствах массовой информации по всему миру, что, разумеется, придаст их персонам и их радикальным программам большую значительность.
Чем больше совершается террористических актов, тем больше мировая общественность уверена в том, что какая-то сепаратистская организация ведёт серьёзную борьбу против государства. На самом деле это часто обученные в заграничных лагерях одиночки, которые с иностранными наёмниками совершают акты не во имя идейных побуждений, а чтобы просто заработать на крови собственного народа. Они доходят до такого цинизма, что делают по просьбе заграничных хозяев видеозаписи своих дел, чтобы приложить их к отчёту о проделанной работе.
Весь мир увидел, в каком кровавом тупике оказались террористы в Беслане. Они, заявляя всему миру, что хотят прекращения войны, поставили под дула своего автоматического оружия тысячу детских жизней.
Запомните! Террористы несут людям смерть и страдания. Все их декларации об улучшении миропорядка — ложь!
ХРОНОЛОГИЯ САМЫХ МАСШТАБНЫХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10 ЛЕТ.
По информации Антитеррористической комиссии Московской области, анализ общественно-политической ситуации на территории Московской области свидетельствует о сохраняющейся угрозе совершения диверсионно-террористических актов, росте националистических, шовинистских и ксенофобских настроений, в частности, в молодежной среде.
Вместе с тем, активизируется деятельность организаций экстремистской направленности, радикальных молодежных движений и иных деструктивных общественных объединений, отдельных групп населения и лиц, пропагандирующих методы насилия для достижения своих целей.
Война с терроризмом очень сложна.
В настоящее время наиболее эффективной тактикой, практикуемой экстремистами, является насилие не в отношении представителей власти, а террор против мирных людей, которые оказываются наиболее беззащитными.
Мы живем в сложный период, когда террористические атаки становятся все яростнее и ожесточеннее.
Рассмотрим наиболее масштабные террористические акты, которые произошли за последние 10-15 лет на территории России:
8-9 сентября 1999 - В Москве взорван девятиэтажный шестиподъездный жилой дом на улице Гурьянова. Полностью обрушились два подъезда. В результате погибли 109 человек,более 200 получили ранения.
13 сентября 1999 - Мощный взрыв рано утром в Москве в жилом доме по Каширскому шоссе: восьмиэтажный одноподъездный кирпичный дом был полностью разрушен. В результате погибли 124 человека.
23-26 октября 2002 - 129 заложников и 41 чеченский боевик погибли после штурма российским спецназом здания театрального комплекса на Дубровке в Москве. Боевики удерживали около 700 зрителей мюзикла в течение трех дней. Российские спецподразделения применили специальный снотворный газ, жертвами которого стали большинство погибших заложников.
27 декабря 2002 - Чеченские смертники протаранили на автомобилях, заполненных взрывчаткой, здание правительства Чечни в Грозном. Погибло 80 человек. Четырехэтажное здание было полностью разрушено.
1 августа 2003 - Экстремист-самоубийца протаранил своим начиненным взрывчаткой грузовиком главные ворота российского военного госпиталя в Моздоке. В результате погибли 50 человек.
1-3 сентября 2004 - В результате захвата боевиками (утром 1 сентября 2004 года) во время торжественной линейки, посвящённой началу учебного года городской школы № 1 города Беслан в Северной Осетии (более 1200 заложников) погибло - 326 человек, из них 186 детей; пострадали - 727 человек.
Во время штурма было уничтожено 27 террористов. Единственный пойманный живым террорист, Нур-Паши Кулаев, был арестован и впоследствии приговорён судом к пожизненному заключению.
3 сентября 2005 года в Беслане на мемориальном кладбище под названием «Город ангелов», где были захоронены большинство жертв теракта (266 человек), состоялось открытие памятника «Древо скорби».
Бронзовая композиция представляет собой ствол дерева, образованный четырьмя женскими фигурами. Крона дерева образована распростёртыми руками женщин, которые держат ангелов, символизирующих погибших детей.
Неподалёку от «Древа скорби» находится памятник членам спецназа, погибшим при штурме бесланской школы № 1 (погибшим бойцам «Альфы» и «Вымпела»): раскинутый военный плащ, на котором установлены каска и бронежилет, накрывающий собой детскую игрушку и книжку.
6 февраля 2004 - В московском метро в час пик прогремел взрыв, погибли 40 человек, около 100 получили ранения.
9 мая 2004 - Как минимум 14 человек, в том числе президент Чечни Ахмад Кадыров, погибли, 20 получили ранения в результате взрыва на многолюдном стадионе в Грозном во время праздничных мероприятий в честь Дня победы.
31 августа 2004 - Не менее 10 человек погибли и более 50 получили ранения в результате взрыва смертницы в центре Москвы у станции метро Рижская.
26 августа 2004 - Два самолета авиакомпаний Сибирь и Волгаавиаэкспресс упали после того, как на бортах сработали взрывные устройства, пронесенные террористами-смертниками. Погибло 89 человек.
27 ноября 2009 - Около 30 человек погибли в результате подрыва пассажирского поезда Невский экспресс. Ответственность за взрыв взяли на себя боевики под руководством одного из лидеров кавказских сепаратистов Доку Умарова, пообещавшие продолжить атаки на рядовых граждан РФ.
29 марта 2010 - Около 40 человек погибли и более 60 были ранены в результате дввзрывов в московском метро, организаторами которых силовики назвали северокавказских боевиков
24 января 2011 - в Москве в аэропорту Домодедово в 16:32 подорвал бомбу террорист-смертник. 37 человек погибло, ранено - 130 человек
КАК САМОМУ НЕ СТАТЬ
ПОСОБНИКОМ ТЕРРОРИСТОВ
Террористы очень любят использовать в своих целях подростков и молодёжь. Они хорошо понимают, что в 13—15 лет некоторые подростки относятся к войне как игре, где убивают других, кого угодно, но только не их самих.
Террористы охотно воздействуют на психику подростков, убеждая их, что сражаются с силовыми структурами за самые что ни на есть благородные цели. «Мы — правильные, мы сражаемся за свой народ, за свою землю, за чистоту нашей религии, — говорят они. — А эти — пришлые, они хотят нас поработить. Мы должны их изгнать с нашей земли и, если понадобится, убить».
Всё, что они говорят, в лучшем случае полуправда, с помощью которой они маскируют грубую, циничную ложь.
Не секрет, что многие подростки неравнодушны к оружию. Подержать его в руках, а тем более прицелиться и нажать спуск — заветная мечта многих мальчишек.
Участники бандформирований учитывают эту особенность и, чтобы заполучить к себе ещё одного боевика, пусть даже совсем юного, делают вид, что они относятся к нему как ко взрослому, сразу доверяют ему оружие.
Даже самые безобидные ситуации, не имеющие ничего общего с войной, могут оказаться связанными с пособничеством террористам.
Подростки вызывают меньше подозрений и почти не привлекают к себе внимания. Вам могут предложить, например, за небольшое вознаграждение зайти в квартиру и проверить, дома ли какой-либо человек, передать ему привет, скажем, от кого-либо. На самом деле это может быть проверкой, есть ли в доме засада, устроенная спецподразделениями силовых структур. Такое поручение вам может дать даже знакомый человек. У него же на лбу не написано, член банды он или нет.
Охотно детей используют в роли почтальонов: они передают нужную информацию в лесной массив и обратно. Вы даже можете и не подозревать, что вас используют, не понимать, что вы исполняете поручения террористов.
Неоднократно бывали случаи, когда террористы засылали в нашу страну своих вербовщиков и заманивали молодёжь за границу якобы для изучения Корана в медресе. На самом деле юноши оказывались в лагерях боевиков, на курсах, где специальные инструкторы учили их обращаться со взрывчаткой и оружием. Дальнейший путь выпускников таких курсов предопределён — диверсии и вооружённые нападения. В результате их жизнь оказывалась навсегда перечёркнутой.
Нужно быть особенно бдительным и не замараться в связях с бандитами.
Запомните! Террористы в нашей стране никогда не остаются безнаказанными. Они бывают либо ликвидированы во время контртеррористических операций, либо осуждены на большие сроки заключения в исправительных учреждениях (в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации).
МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ
В РОССИИ.
История показывает, что терроризм проявляет себя там, где для этого имеются соответствующие условия.
В обстановке экономической слабости и политической нестабильности после распада СССР именно на Северном Кавказе, важнейшем для нашей страны в силу его географического и военно-стратегического положения регионе, занимающем уникальное положение в евразийской транзитной инфраструктуре, наиболее ярко проявились и приобрели особую остроту многочисленные международные, военные, экономические, социальные проблемы.
Указом Президента Российской Федерации 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму был образован Национальный антитеррористический комитет (НАК).
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ,
СВЯЗАННЫХ С ТЕРРОРИЗМОМ
ТЕРРОРИЗМ ПО ПОЧТЕ
В наше время для покушения на заданную жертву преступники иногда прибегают к услугам почты. Взрывные устройства, которые доставляются в письмах, как правило, служат орудием устрашения. Заряд в 20 г рассчитан на то, чтобы нанести рану или вызвать шок. Для террористических актов используют бандероли, посылки.
Взрывные устройства, которые закладывают преступники в почтовые отправления, могут быть мгновенного и замедленного действия.
Взрывные устройства мгновенного действия срабатывают при нажатии, ударе, прокалывании, снятии нагрузки, разрушении элементов конструкции, просвечивании ярким светом и пр. Так, устройство, действующее по принципу музыкальной открытки, взрывается при раскрытии; бандероль калечит при попытке проверить её содержимое; посылка убивает получателя, поскольку в ней заложено большое количество взрывчатого вещества.
Взрыватели замедленного действия по истечении определённого срока либо вызывают взрыв, либо приводят взрывное устройство в боевое положение. После этого срабатывание происходит мгновенно даже в случае лёгкого прикосновения к нему.
Письма, бандероли, посылки со смертоносной начинкой имеют ряд признаков, которые отличают их от обычных почтовых отправлений.
Основные признаки:
смещение центра тяжести письма; толщина более 3 мм и вес более 80 г;
упругость письма, схожая с упругостью резины; пересыпание в упаковке сыпучего вещества; жировые пятна на обёртке; наличие в упаковке твёрдых предметов — металлических или пластмассовых; необычный запах миндаля, марципана, жжёной пластмассы и т. д.; характерное тиканье часового механизма.
Вспомогательные признаки:
упаковка тщательно заклеена скотчем, бумажными полосками и т. д.;
послание от неизвестного вам лица или имя написано неразборчиво либо имя явно вымышленное;
гриф «лично в руки», «вручить лично», «секретно» и т. д.;
нестандартная, явно самодельная упаковка.
ВЫ ОБНАРУЖИЛИ ОРУЖИЕ
ИЛИ ВЗРЫВООПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
При обнаружении оружия постарайтесь немедленно сообщить о находке в полицию.
Помните: держать оружие следует двумя руками, аккуратно, чтобы избежать случайного выстрела; ни в коем случае не направляйте его (даже в шутку) в сторону людей, держите стволом вниз; не позволяйте брать его в руки другим детям и подросткам.
Прежде чем дотронуться до оружия, убедитесь, что под ним нет гранаты, мины, проволочной растяжки.
При подозрении на минирование отойдите на 200 метров.
В случае крайней необходимости, если надо убрать предмет, предварительно сдвиньте его при помощи длинной верёвки (лески) с крючком или петлёй на конце. При этом сами укройтесь за углом, деревом, машиной и т. п.
Помните: незаконное хранение и ношение оружия влечёт за собой уголовную ответственность, а добровольная сдача оружия освобождает от ответственности!
Заметив взрывоопасный предмет (гранату, снаряд, бомбу и т. п.), не подходите близко к нему, позовите находящихся поблизости людей и попросите немедленно сообщить в милицию (военкомат, воинскую часть).
Если рядом ведутся строительные работы или живут люди:
Предупредите их об опасности и никого не подпускайте близко (особенно детей) до прибытия милиции или сапёров, находясь в месте, защищающем вас от возможного взрыва.
Не позволяйте случайным людям прикасаться к опасному предмету или пытаться обезвредить его.
В общественном транспорте (особенно в метро)
Обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, свёртки, игрушки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться взрывные устройства.
Немедленно сообщите об обнаружении таких предметов водителю, машинисту поезда, любому работнику милиции.
Не открывайте их, не трогайте руками, предупредите стоящих рядом людей о возможной опасности.
Если Вы находитесь в помещении:
Немедленно отойдите от окна (ложитесь на пол). Выключите свет, передвигайтесь по квартире пригнувшись. Подойдя к окну сбоку, палкой или шваброй задёрните шторы.
Позвоните в милицию.
На улицу не выходите, предупредите соседей.
Вместе с соседями забаррикадируйте двери в подъезд изнутри, если имеется опасность проникновения в дом погромщиков. Организуйте посменное дежурство у входной двери.
Используйте для самообороны любые подручные средства.
Выходите на улицу только после наведения порядка сотрудниками милиции.
Если вы оказались на улице во время перестрелки:
Немедленно ложитесь на землю или спрячьтесь за ближайшим укрытием (столбом, машиной, деревом и т. п.), прижмитесь к стене дома.
Старайтесь не оставаться на открытых участках улицы и передвигайтесь ползком или пригнувшись, чтобы не стать жертвой случайной пули.
КАК УЗНАТЬ ТЕРРОРИСТА-СМЕРТНИКА
И ЧТО ДЕЛАТЬ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ
Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, любые необычные мелочи. Сообщайте обо всём подозрительном сотрудникам правоохранительных органов.
Будьте бдительными, остерегайтесь людей, одетых явно не по сезону (например, если летом человек одет в осенний плащ или толстую куртку, то под ними может быть спрятано взрывное устройство).
Старайтесь держаться на максимальном расстоянии от тех, кто ведёт себя неадекватно, нервозно, испуганно, часто оглядывается, проверяет что-то в одежде или в багаже и т. п.
Специалисты утверждают, что человек, готовящийся к совершению теракта, зачастую выглядит неестественно сосредоточенным, напряжённым (губы плотно сжаты или двигаются так, словно он читает молитву).
Остерегайтесь людей с большими сумками и чемоданами, особенно в местах, неподходящих для такой поклажи (в кинотеатре, на концерте, празднике).
Не поднимайте забытые вещи: сумки, кошельки, мобильные телефоны.
Не принимайте подарков от незнакомцев.
Не берите вещей, которые они просят вас передать другим людям.
Не оставляйте свой багаж без присмотра.
Если вы поняли, что сейчас смертник приведёт в действие взрывное устройство, постарайтесь упасть за выступ стены, тумбу, любое укрытие, прижмитесь к полу (земле), закройте голову руками.
ВЫ ОКАЗАЛИСЬ ЗАЛОЖНИКОМ
ИЛИ ЖЕРТВОЙ ПОХИЩЕНИЯ
Постарайтесь справиться с шоком!
Действуйте, исходя из конкретной обстановки.
Запоминайте, куда вас везут (тип дорожного покрытия, направление, время движения и т. п.).
Постарайтесь незаметно выбросить по дороге вещь или предмет, по которым вас можно будет отыскать (что-то из одежды, носовой платок и т. п.).
Выполняйте все указания похитителей. Не показывайте своего страха, воздерживайтесь от излишних жалоб, резких движений и оскорблений. Но можете попросить лекарства, воды, тёплую одежду.
Ваша задача не спровоцировать похитителей на применение оружия и причинение вам вреда. Попробуйте завязать непринуждённый разговор, настроить похитителей на дружелюбный тон (при этом шансы на выживание увеличиваются и вы сами сможете успокоиться).
Если вместе с вами захвачены и другие люди, постарайтесь держаться незаметно, успокаивайте других, обдумайте план действий на случай бегства.
Используйте удобные для вас моменты нерешительности, невнимательности похитителей для попытки бегства. Убегать надо всем вместе, иначе оставшиеся могут пострадать.
Во время вашего освобождения спецподразделением спрячьтесь или укройтесь, ложитесь на пол, прикрывая руками затылок, подальше от окон, дверей, лестниц и лифтов.
Оставайтесь на месте до окончания операции, не выбегайте навстречу спасателям (вас могут принять за похитителя).
В случае ранения постарайтесь меньше двигаться, чтобы уменьшить потерю крови, зажмите рану рукой, одеждой, перетяните раненую конечность поясом или платком.
При использовании боевых газов дышите через ткань (шарф, платок, рубашку), при угасании сознания ложитесь на пол на живот, чтобы не запал язык в случае обморока.
ВАШ САМОЛЁТ ЗАХВАЧЕН ТЕРРОРИСТАМИ
При следовании воздушным транспортом выбирайте прямые рейсы, без промежуточных пересадок.
Одевайтесь нейтрально, избегая яркой, привлекающей внимание, одежды.
Заметив при досмотре багажа или посадке в самолёт, что кто-то из пассажиров ведёт себя странно, постарайтесь незаметно обратить на него внимание работников авиакомпании или милиции.
В захваченном самолёте оставайтесь на своём месте, постарайтесь не привлекать к себе внимания. Займите себя чтением.
Не задавайте террористам вопросов, не смотрите им в глаза.
Выполняйте все требования террористов, не создавайте конфликтных ситуаций, спрашивайте разрешения передвинуться, сходить в туалет, открыть сумку и т. п.
Определите ваших возможных помощников из числа пассажиров и наблюдайте за поведением террористов, избегая необдуманных действий, чтобы не подвергать угрозе жизни других, выполняйте все указания экипажа, наметьте пути бегства через запасные выходы и аварийные люки.
Если ваш самолёт штурмуется группой захвата, ложитесь на пол, прячьтесь за спинки сидений и оставайтесь там до конца операции, не мешая её проведению. Покидайте самолёт только после команды спасателей.
При применении слезоточивого газа не трите глаза, дышите через мокрый платок, быстро и часто моргайте, вызывая слезовыделение.
При освобождении выходите как можно скорее, заложив руки за голову, крупные вещи оставляйте в салоне (возможен взрыв и пожар).
Выйдя наружу, выполняйте команды группы захвата, чтобы не стать случайной жертвой в перестрелке, не бегите, ложитесь на землю.
ТЕЛЕФОННОЕ ХУЛИГАНСТВО
Чаще всего это досуг мающихся от безделья подростков, набирающих один телефонный номер за другим и говорящих в трубку гадости, пошлости и глупости. Это неприятно, особенно если звонок раздаётся поздно вечером.
Вот несколько простых правил безопасности при разговоре по телефону. Отвечая на телефонный звонок, говорите просто «Алло!», не называя своего имени и номера телефона. На вопрос: «Какой это номер?» — отвечайте: «А какой вам нужен?» В зависимости от того, что вам скажут, ответьте, тот это номер или нет. Если номер набран неправильно, не раскрывайте его и ваше имя. Положите трубку. (Некоторые злоумышленники, звонящие с неблаговидными целями, набирают номера наобум до тех пор, пока не найдут подходящую жертву.) Если номер назван правильно, то следует сделать так, чтобы человек на том конце провода назвал себя.
Если вы почувствовали, что вам звонят явно со злым умыслом или непристойными целями, сохраняйте спокойствие и не выдавайте своих чувств: тот, кто звонит, как раз ждёт от вас эмоционального ответа. Не ввязывайтесь в разговор. Сразу же положите трубку. Если звонок носит явно угрожающий характер или же аналогичные звонки начинают повторяться, позвоните в милицию. Если у вас установлен автоответчик, не указывайте в записанном голосовом сообщении ваше имя и номер телефона. Никогда не записывайте такие сообщения, где говорится, что вы в отпуске или командировке.
Сказать нужно только, что вы в данный момент не имеете возможности разговаривать по телефону.
Телефонный терроризм в последнее время буквально захлестнул российские города.
И хотя почти все они не подтверждаются, хлопот милиции неимоверно прибавляют.
«Минируются» станции метро, вокзалы, кинотеатры, попал в поле зрения «шалунов» даже Большой театр. И уж совсем за пределами здравого смысла выходка негодяев, сообщивших о том, что взрывное устройство якобы заложено в одном из московских родильных домов.
По утверждению работников милиции, в основном такими шалостями занимаются 10—15-летние ребята. Больше всего, естественно, достаётся школам. Захотел сорвать контрольную или родительское собрание — позвонил по «02», сделал соответствующее сообщение и гуляй со спокойной душой. Надо ли говорить, что на проверку каждого заявления отвлекается масса людей и техники (милиция, сотрудники ФСБ, пожарные, медики и др.)?
В Уголовном кодексе Российской Федерации есть статья об ответственности за заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве или поджоге.
Статья 207 Уголовного кодекса Российской Федерации. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N° 162-ФЗ).
За несовершеннолетних платить придётся родителям. Главная проблема милиции — как поймать, как вычислить «шалуна» — похоже, вскоре разрешится.
По голосу человека можно определить не только его пол, но и возраст, вес, состояние здоровья, регион, где он родился или значительное время проживал, национальность и даже отдельные черты характера.
МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ
АКТОВ ТЕРРОРИЗМА
В Уголовном кодексе Российской Федерации есть специальные статьи, предусмотренные за занятия террористической деятельностью, в том числе для лиц, которым исполнилось на момент преступления 14 лет.
Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за тяжкие преступления, в том числе, убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207) и др..
Статья 205. Террористический акт
Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях — наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N° 153-ФЭ).
Те же деяния:
а) совершённые группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) повлёкшие по неосторожности смерть человека;
в) повлёкшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, — наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;
б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, — наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N° 321-Ф3).
Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА
ЭКСТРЕМИЗМ – (от фр. extremisme, от лат. extremus - крайний) – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила, совокупность насильственных проявлений, совершаемых в политических целях отдельными лицами и специально организованными противоправными группами и сообществами.
Крайней формой проявления экстремизма является ТЕРРОРИЗМ
В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (экстремизм), это деятельность общественных и религиозных объединений, направленных на:
возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
унижение национального достоинства;
осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды;
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики.
ЭКСТРЕМИЗМ - организованная сила, эксплуатирующая страхи и объединяющая возбужденных этими страхами и ненавистью людей в различного рода ячейки и группировки.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА
По оценкам официальных правоохранительных органов, в России действует свыше 200 организаций, члены которых поддерживают и отстаивают лозунг "Россия для русских". Не меньше и организаций, связанных идеями религиозного фундаментализма. Часть из них могут быть охарактеризованы как террористические
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА:
человеконенавистническая сущность,
запредельная жестокость,
черно-белое восприятие реальности,
деление мира на своих и чужих,
лицемерие, ложь, обман, подмена понятий, коварство.
Наиболее благоприятной средой взращивания экстремистской идеологии на сегодняшний момент представляются неокрепшие в эмоциональном и интеллектуальном отношении ученики средних общеобразовательных учреждений, откуда ксенофобия распространяется в среднеспециальные и высшие учебные заведения.
При этом экстремисты используют как давно апробированные идеологические методы - разъяснительную работу, распространение материалов через листовки, плакаты, постеры, так и новые - через применение информационных технологий в коммуникационной сфере (флеш-мобы, веб-сайты, видео- и фотосъемка)
Президентом РФ в сфере противодействия терроризму и экстремизму утверждены:
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. 5 октября 2009 г.)
Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 г.г.» (утвержден 26.04.2013 года N Пр-1069)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале XXI века отмечено резкое возрастание количества различных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе экстремистской и террористической направленности, отражающихся на безопасности личности, общества и государства. Террористические акты приводят к массовым человеческим жертвам, несут угрозу жизни и здоровью населения, повреждают и уничтожают материальные и духовные ценности, наносят огромный ущерб окружающей природной среде.
Жертвами террора чаще всего становятся ни в чём не повинные люди. Последствия террористических действий, имеющих место в России, оказывают постоянно возрастающее влияние на состояние национальной безопасности страны.
К сожалению, уровень культуры населения нашей страны в области безопасности жизнедеятельности остаётся очень низким. Люди при угрозе террористического акта не подготовлены к соблюдению мер безопасности.
Анализ трагических последствий террористических актов показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор: трагедия происходит чаще всего из-за несоблюдения человеком антитеррористических мер безопасности. По мнению ведущих специалистов в области безопасности, человеческий фактор в настоящее время является одним из весомых в деле обеспечения национальной безопасности России.
Обстановка, складывающаяся в России в области внутренней безопасности, настоятельно требует активизации системы подготовки населения, в первую очередь подрастающего поколения россиян.
Не следует также забывать, что первостепенное внимание экстремистские течения и террористические организации, а также их пособники уделяют вовлечению в свои ряды молодёжи, в том числе учащихся общеобразовательных учреждений.
Поэтому так важно каждому учащемуся сформировать отрицательное отношение к терроризму как опаснейшей угрозе для российского общества.
Для этого необходимо:
знать соответствующие законы;
уважительно относиться к представителям органов власти, правам и свободам всех членов общества;
понимать важнейшую роль органов исполнительной власти, спецслужб и правоохранительных органов в актуальном деле противодействия терроризму;
по возможности оказывать помощь государству в противодействии терроризму;
помнить, что организаторы и спонсоры терроризма — лицемеры, зарабатывающие на пролитой крови невинных людей, а внешне привлекательные лозунги и пропагандистские приёмы террористов — чистой воды ложь.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём «Обращении к школьникам» призвал учащихся учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. Президент подчеркнул:
….«В современном мире, к сожалению, очень часто возникают конфликты. Находятся те, кто стремится поссорить народы между собой ради достижения своих корыстных интересов. Но им не удастся достичь своих целей. Мы сильнее. Потому что дружба и добрососедство сильнее зла и сильнее ненависти».
Этими словами и должны руководствоваться все граждане Российской Федерации, независимо от национальности и вероисповедания.
Важнее всего в борьбе с терроризмом – сделать все возможное, чтобы предотвратить теракт на стадии его подготовки.
Терроризм боится света и старается спрятаться среди законопослушных граждан.
Сохраняя бдительность, все вместе мы сможем своевременно и решительно предотвратить террористические угрозы.