Организация деятельности с детьми ОВЗ

Ахмадишина Динара Дифкатовна

 Организация деятельности  детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_detey.docx20.25 КБ
Файл ovz.docx20.63 КБ
Файл rabota_s_ovz_v_ds.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ

                                                              Я не боюсь еще и еще раз повторить:

                                                            Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

                                                    От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

                                                             духовная жизнь,  мировоззрение, умственное развитие,

                             прочность знаний, вера в свои силы.

                                                                                                                        В.А. Сухомлинский

 

       Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

     Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы,  с задержкой и комплексными нарушениями развития.                                                                                                                                           

     Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

     Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

    Все большее распространение получает  инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

    Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

     План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

беседа с родителями;

изучение медицинской карты ребенка;

обследование физического развития;

обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

     Далее под  руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

     Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Педагог-психолог:

  • организует взаимодействие педагогов;
  • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.  

Инструктор по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей;
  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

 Медицинский персонал: 

  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

 

    Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности развивающей  педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие  высших психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация—это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

Для организации и проведения развивающих  мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные.  Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий  решается педагогом в каждом конкретном случае.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.

    Необходимо также организовать активную работу с родителями.  Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое.    Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.  Можно рассматривать следующие формы работы:

  • Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
  • Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
  • Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Проведение совместных праздниковгде родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.

      В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с  ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок  перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство.  Главное, чтобы у педагогов было  желание работать с детьми  с особыми вариантами развития,  помогать им занять достойное место в обществе и  наиболее полно реализовать свои личностные возможности.



Предварительный просмотр:

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея гуманизации. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса обучения и воспитания, поиску новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей.

Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность (ст.2), любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества (ст.23). Это означает, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе и инвалида или имеющего отклонения в развитии - важнейшая задача гуманного общества. Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психологических отклонений. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение дополнительных. В связи с этим, всё более значимой становится проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка.

Комплектование коррекционно-развивающих групп осуществляется по заявлению родителей и на основании заключения Психолого – Медико – Педагогической Комиссии с учётом психофизического нарушения, имеющегося у ребёнка. При поступлении в детский сад родители заключают договор с ДОУ, в котором есть пункт о согласии родителей на психолого – медико – педагогическое обследование и сопровождение ребёнка. Состав группы является постоянным в течение учебного года.

 К категории детей с ОВЗ относятся:

  • дети с проблемами речевого развития
  • дети с проблемами психического развития
  • дети с нарушением зрения
  • соматически ослабленные дети
  • дети-инвалиды

Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.

Для педагогического коллектива  важно выстроить систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции.

Необходимым условием организации успешного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном процессе. Организация предметно-пространственной среды осуществлена педагогами рационально, логично, удобно для детей и отвечает возрастным и индивидуальным потребностям детей.

Обязательное условие эффективной работы – это взаимосвязь и слаженная работа всех служб в ДОУ: психологической, педагогической, медицинской.

Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей (дефектолог, логопед, офтальмолог, инструктор по физ. воспитанию, музыкальный руководитель, педагог - психолог).

Первым этапом деятельности всех специалистов ДОУ по сопровождению развития ребёнка является сбор информации о ребёнке. При изучении медицинской карты обращается внимание на медико – эргономические рекомендации, на основе которых формулируются требования к средствам, формам и методам обучения и воспитания, коррекционно – развивающей работы. До января 2014 года врач – офтальмолог ДОУ уточнял зрительный диагноз ребёнка, остроту зрения, угол косоглазия, устанавливал этапы и график облечивания на комплексе современных зрительных аппаратов имеющихся на базе нашего учреждения, разрабатывал рекомендации по зрительной нагрузке для других специалистов. Но на этом этапе в данное время возникла проблема: отсутствие возможности содержать в дошкольном учреждении медицинскую службу. Сейчас дети проходят лечение и офтальмологическое обследование на базе детской поликлиники, что вызывает некоторые неудобства в работе службы сопровождения. Специалисты собирают сведения о родителях, анамнестические данные ребёнка, каждый специалист проводит углубленную диагностику по направлениям коррекционно – развивающей работы.

Второй этап - анализ полученной информации. На каждого ребёнка заводится индивидуальная карта развития, в которую вносится вся полученная информация о нём: данные ребёнка, его зрительный диагноз, дата поступления в детский сад, решение и заключение ПМПК, сведения о родителях, анамнестические данные, определяется группа здоровья, заключения специалистов по всестороннему обследованию.

После проведения психолого – медико – педагогического обследования ребёнка, специалисты ДОУ собираются на заседание ПМПк, где обсуждают полученные результаты обследования и выносят коллегиальное заключение. Участники ПМПк определяют уровень сформированности познавательной, эмоционально – волевой, социальной сферы, продуктивных видов деятельности.

После составления коллегиального заключения определяется маршрут индивидуального развития ребёнка, составляется план индивидуальной работы.

1 маршрут. У ребёнка имеется зрительный дефект, высокие показатели всестороннего диагностического обследования. Прослеживается положительная динамика развития.

Рекомендации: посещение подгрупповых коррекционно – развивающих и лечебно – восстановительных мероприятий.

2 маршрут. У ребёнка сложный зрительный дефект, имеются вторичные отклонения, средние показатели всестороннего диагностического обследования, невысокая динамика развития.

Рекомендации: посещение подгрупповых коррекционно – развивающих и лечебно – восстановительных мероприятий и индивидуальных коррекционно – развивающих занятий.

3 маршрут. У ребёнка сложный зрительный дефект, сложные вторичные отклонения или низкие показатели всестороннего диагностического обследования, низкая динамика развития.

Рекомендации: составление программы индивидуального сопровождения, коллегиально всеми участниками педагогического процесса.

Третий этап. После определения маршрута индивидуального развития ребёнка каждый специалист проводит консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка. При определении маршрута родителей знакомят с составленной программой индивидуального сопровождения, они получают консультативную помощь и рекомендации в вопросах коррекционно – развивающего воспитания и обучения детей.

На следующем, четвёртом этапе происходит реализация выбранного маршрута и выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

На следующем плановом ПМПк выявляется динамика в развитии ребёнка, проводится анализ проделанной работы (что удалось, что не получилось, почему?). При необходимости ребёнка направляют на консультацию к врачам – специалистам. Вносят коррективы в ранее намеченную индивидуальную программу.

В конце учебного года на плановом заседании ПМПк отслеживается динамика развития ребёнка и решается вопрос об изменении образовательного маршрута, направлении на ПМПК, даются рекомендации работающим специалистам и родителям на летний период.

Отдельно хочется остановиться на работе с родителями. Исходя из практики, которая показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь ребёнка, работа с родителями одно из основных аспектов коррекционно-развивающего направления. Следовательно, необходима преемственность работы ДОУ и семьи. Наблюдения выявили три категории родителей:

  • первая - извлекает практическую пользу из имеющихся педагогических знаний;
  • вторая - пытаются, но не всегда умеют применить знания на практике;
  • третья - не применяют вообще.

Выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей в разнообразных делах и занятиях, связанных с воспитанием и развитием детей. Для совместной с родителями реализации индивидуальной программы выделяются следующие задачи:

- Психолого - педагогическое просвещение родителей;

- Координация действий родителей ребёнка и педагогов в целях согласования воспитательных и образовательных воздействий.

Опыт показывает, что дети с ОВЗ, имеющие осведомлённых и активных родителей, лучше подготовлены к жизненным трудностям. Поэтому родителям необходимо помочь осознать, что ребёнок – это уникальная личность и только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь справиться с дефектом.

Мы считаем важным акцентировать внимание родителей:

  • На преодоление собственного авторитаризма и способности увидеть мир с позиции ребёнка;
  • Отношение к своему ребёнку как к равному себе и недопустимость сравнения его с другими детьми;
  • Знание и учет сильных и слабых сторон ребёнка;
  • Проявление искренней заинтересованности в действиях ребёнка и готовности к эмоциональной поддержке.

Дифференцированный подход к педагогической пропаганде позволяет своевременно родителям преодолевать затруднения и поддерживать уверенность в своих силах при соблюдении следующих условий:

  • Взаимное доверие и взаимопомощь между педагогами и родителями;
  • Соблюдение чувства такта, чуткости и отзывчивости по отношению к родителям, умение убеждать.
  • Учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания.
  • Сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы.
  • Взаимосвязь разных форм работы с родителями: установление контакта, беседы, консультации, участие в открытых занятиях, утренниках, спортивных соревнованиях, конкурсах.

Успех коррекционной работы зависит от эффективного взаимодействия всех участников этого процесса в системе «дефектолог - психолог - педагог – ребенок – родитель



Предварительный просмотр:

Особенности работы с  детьми  с ОВЗ в ДОУ.

В Конституции РФ и Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования для данной категории детей, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества образования.

Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребенок с ОВЗ имеет все те же потребности, что и здоровый ребенок, плюс особые потребности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группы дошкольников с ОВЗ не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития:

  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • дети с нарушением речи;
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);
  • дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • дети с умственной отсталостью;
  • дети с расстройством аутистического спектра.

 Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

 В дошкольном учреждении инклюзивное воспитание детей с ОВЗ реализуется в условиях обычной группы, среди сверстников. Задача наших педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников.

Основы коррекционного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья надо знать всем субъектам, которые взаимодействуют с ребенком с ОВЗ. В процессе пребывания ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении воспитателям необходимо знать следующие положения коррекционной работы:

  • включать в работу всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу;
  • при оценке динамики продвижения ребенка с ОВЗ сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития;
  • создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к без оценочного принятия ребенка, пониманию его ситуации;
  • корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.

Обследованием детей ОВЗ занимаются специалисты (педагог-психолог, логопед, дефектолог) а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

 План изучения ребенка включает такие мероприятия, как: беседа с родителями; изучение медицинской карты ребенка; обследование физического развития; обследование психического развития; характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Далее под руководством педагога-психолога, учителя-логопеда в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные образовательные программы на каждого ребенка с ОВЗ.

На основе рекомендаций специалистов воспитатель:

  • проводит занятия по образовательным областям. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровье сберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании навыков самообслуживания у детей, об индивидуальных особенностях ребенка, о приемах развития мелкой моторики и др

Вновь прибывшим детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация - это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Особое внимание при работе с детьми с ОВЗ следует уделить таким направлениям их развития, как:

  • -физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);
  • познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира);
  • социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию);
  • художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами).

Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий педагогам в образовательном процессе рекомендуется использовать дыхательную и артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, динамические паузы, релаксационные упражнения, логоритмические упражнения, игры с водой, приемы самомассажа, массажа кистей рук и активизации биологически активных точек стопы с использованием специального оборудования (сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики). Важным направлением коррекционных мероприятий является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика сочетается с чтением небольших стихотворных текстов, что служит стимулированию зон коры головного мозга, развитию речи, слухового восприятия, памяти, внимания, готовит руку к письму.

        У многих детей с ОВЗ в той или иной степени наблюдается гиперактивность и синдром дефицита внимания. Это, безусловно, приходится учитывать при организации игровой деятельности дошкольников. Ведь у таких детей можно отметить импульсивность, очень высокую активность, неумение подчиняться правилам (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому рекомендуется включать этих детей в подвижные коллективные игры поэтапно. Начинать целесообразно с индивидуальных игр и игр в малых подгруппах, и только потом привлекать их к коллективным играм. Желательно подбирать игры с четкими правилами, игры, направленные на снятие излишней двигательной активности детей. 

Эмоциональное напряжение у детей снимают игры с водой, с песком. Они также способствуют развитию воображения и фантазии, стимулируют к экспериментированию, развитию познавательной деятельности.

        Для работы со всеми категориями детей с ОВЗ будут полезны следующие правила для педагога

1) давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

2) для выполнения задания ребенку ОВЗ требуется больше времени чем остальным детям. 

3) делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки. 

4) снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. 

5) предоставлять ребенку возможность выбора.

6) поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

7) договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. 

        Взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.