Кружок "Волшебная ниточка"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №1 «Кораблик»
ПРИНЯТО: Педагогическим советом от «___» _____________ 2015 г. Протокол №______ Согласовано со старшим воспитателем ___________________Н.И. Мишкой
| УТВЕРЖДАЮ: заведующая МДОУ «Детский сад №1 «Кораблик» ___________ Е. Г. Зубова
|
Кружок по вышиванию
«Волшебная ниточка»
Участники: дети группы «Ягодка»
Руководитель: Е.С. Апонасько, воспитатель
2015 – 2017г.г
Оглавление
1. Пояснительная записка. | 4 |
1.1. Концепция. | 5 |
1.2.Актуальность. | 5 |
1.3. Новизна. | 6 |
1.4. Цель. | 6 |
1.5. Задачи. | 6 |
1.6. Возраст детей. | 6 |
1.7. Продолжительность реализации программы. | 6 |
1.8. Формы и режим занятий. | 7 |
1.9. Ожидаемые результаты. | 7 |
1.10. Педагогическая диагностика | 8 |
1.11.Формы подведения итогов реализации программы. | 8 |
2. Учебно-тематический план | 8 |
3. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта. | 11 |
4. Преемственность | 15 |
5. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. | 16 |
6 . Техническое оснащение занятий. | 16 |
7 . Работа с родителями | 16 |
8 . Список литературы. | 17 |
Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
В.А. Сухомлинский
Актуальность проблемы
Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.
Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.
Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Волшебные ниточки», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.
Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров.
Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа. Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве. Воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.
Пояснительная записка:
В начале учебного года проводиться диагностика по выявлению, умений детей работать с нитью, иглой, ножницами, умений пользоваться иглой, отмерять нить, вдевать её в иголку и завязывать в узелок. Важно выяснить, умеют ли дети правильно держать ножницы, пользоваться шаблонами и трафаретами.
Каждая деятельность включает объяснение материала, но основное время отводится практической работе. В начале обучения проводиться индивидуальная работа. Особое внимание уделяется рабочему месту, освещённости помещения, правилам безопасности труда.
Работа в кружке положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми, они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
Вышивание требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая - изнаночная. Обучение показывает эффективность этого труда, приносит пользу к концу учебного года, кисти, пальцев становятся более ловкими, точными.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Общие сведения о кружке
Программа кружка «Волшебные ниточки» обеспечивает развитие у детей художественно-эстетического творчества в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Выяснение потребностей родителей осуществлялось на основе результатов анкетирования. Данные сведения позволили определить направления деятельности кружка по удовлетворению запросов родителей:
• Интеллектуальное развитие детей
• Подготовка к обучению в школе (развитие мелкой моторики руки, развитие воображения, внимания, память).
Цели и задачи кружка «Волшебные ниточки»
Цель.
Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием.
Задачи.
Обучающие: Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой). Освоить приёмы вдевания нитки в иголку, завязывание узелка. Освоить приёмы шва «вперёд иголка», шва «петельный», шва «тамбурный».
Развивающие: Развивать тактильное ощущение, моторику пальцев.
Воспитательные: воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду, аккуратность, усидчивость, терпение, внимание.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Продолжительность реализации кружка- 2года.
Количество детей, занимающий в кружке – 9
Занятия кружка проводятся 1раза в неделю в пятницу в 16.30 – 16.55
Формы и режим занятий.
Продолжительность занятий с группой - не более20 минут в старшей группе, 25 минут в подготовительной группе. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.
Предполагаемый результат:
В результате работы кружка предполагается овладение детьми:
‒ элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);
‒ приёмами и способами работы по технологии вышивки «вперед иголку», «тамбурный», «петельный»;
‒ приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;
‒ определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;
‒ навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;
‒ умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
‒ умением заинтересовать и научить других технике вышивания.
Педагогическая диагностика.
Мониторинг развития у детей проводится 2 раза в год (сентябрь - май).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по развитию художественно-эстетического творчества «Волшебная ниточка»
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ в детском саду;
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, дошкольникам);
- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.
Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса
Формы организации детей
- Индивидуальные
- Подгрупповые
- Групповые
Формы работы с детьми
- Игра
- Ситуативный разговор
- Беседа
- Рассказ
- Чтение
- Интегративная деятельность
- Проблемная ситуация
Методы работы с детьми
- Словесные.
- Наглядные.
- Практические.
Техническое оснащение:
1. Картон.
2. Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные).
3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
5. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).
7.Нитки мулине.
6. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).
8. Карандаши (на каждого ребенка) простые.
9. Копировальная бумага (на каждого ребенка).
10. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.
Работа с родителями:
‒ вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников.
‒ распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий вышиванием для детей.
‒ приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала
План работы кружка для детей старшей группы (5- 6 лет).
Сентябрь | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Знакомство с народными промыслами | «Путешествие в страну рукоделия». Познакомить детей с народными промыслами. Развивать любовь к красоте, показать красоту вышитых изделий. Заинтересовать детей, вызвать желание вышивать. | Образцы вышивки, наборы игл для вышивания.
|
Познакомить с видами ниток и иголок, с материалами, инструментами и их назначением для вышивки. Закрепить знания о свойствах материалов. | |||
2 | Техника безопасность | Беседа по технике безопасности. Закрепить правила пользования ножницами, полученные ранее. Познакомить с правилами пользования иголкой. | Наборы игл, ножницы, игольница, напёрсток. |
Нарисовать альбом правил знаний о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами. | Карандаши, рисунки, бумага. | ||
3 | Шнуровка | Работа со шнуровкой. Упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки. Развивать мелкую моторику, усидчивость. | Шнурки, картон с отверстиями. |
4 | Диагностика | Выявить знания и умения детей (вдевания нитки в иголку, завязывание узелка).
| Нитки, иголки, ткань. |
Октябрь | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Ткань | «Знакомство с тканью». Познакомить детей с образцами тканей. Учить определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей. Воспитывать художественный, эстетический вкус. | Ткани разные по фактуре. |
2 | Иголочка | «Волшебная иголочка». Познакомить детей с нитками, с приёмами работы с иголками, учить правильно, обращаться с иголкой, вдевать нитку, завязывать узелок. | Иголки, нитки. |
3 | «Волшебная иголочка». Продолжить учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, выполнять шов «вперёд иголку» по картону. | Иголки, нитки,картон. | |
4 | Профессия швея | «Профессии всякие важны». Познакомить детей с профессией швеи, с процессом изготовления одежды. Расширить кругозор, воспитывать уважение к труду людей. Развивать мыслительную деятельность детей. Работа с родителями. | Журналы, альбомы. |
Ноябрь |
| |||||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
| ||
1 | Разные дорожки | «Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки. Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. | Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки. |
| ||
2 |
| |||||
3 | «Разные дорожки». Вышивка извилистой дорожки. Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Познакомить с вышивкой по кругу. | Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки, картинки. |
| |||
4 | ||||||
Декабрь |
| |||||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
| ||
1 | Круги | «Разноцветные кружочки». Вышивка по кругу. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Учить вышивке по кругу. | Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки. |
| ||
2 |
| |||||
3 | Новогодние игрушки | «Новогодние игрушки». Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» игрушки. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветной картон с отверстиями.
|
| ||
4 |
| |||||
Январь | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
2 | Силуэты | «Силуэты». Вышивка по контуру. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Учить работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток. | Иголки, нитки, ножницы, картон с силуэтными изображениями. |
3 | |||
4 |
Февраль | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Фигуры | «Геометрические фигуры». Самостоятельная деятельность: обвести на картон шаблон, наколоть дырочки. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш. |
2 | |||
3 | Натюрморт | «Натюрморт из овощей и фруктов». Самостоятельная деятельность: обвести на картон шаблон, наколоть дырочки. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш. |
4 |
Март | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Подарок маме | «Подарок маме». Учить располагать изображения на листе. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Воспитывать любовь и уважение к матери. | Самостоятельный выбор рисунка и материала, альбом с рисунками. |
2 | Рыбки в аквариуме | «Рыбки в аквариуме». Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Учить работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток. | Иголки, нитки, ножницы, картон с силуэтными изображениями аквариума. |
3 | |||
4 | Салфетка | «Салфетка». Учить украшать салфетку цветными нитками, швом «Вперёд иголку», развивать творческое воображение, аккуратность в работе. | Иголки, нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш. |
Апрель | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Космос | «Космические аппараты». Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику.
| Самостоятельный выбор рисунка и материала, альбом с рисунками. |
2 | |||
3 | Закладка | «Закладки для выпускников». Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка». Воспитывать дружелюбное отношение к товарищам. | Самостоятельный выбор рисунка и материала, альбом с рисунками. |
4 |
Май | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Диагностика | Диагностика. Выявить и закрепить полученные знания: владение иглой, ниткой, напёрстком, завязывание узелков. | Иголки, нитки, игольница, ножницы, картон с отверстиями. |
2 | Вышивание по замыслу | Вышивание по замыслу. Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику рук. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, картон разноцветный, игольница. |
3 | |||
4 |
| Выставка работ | |
|
|
|
План работы кружка для детей подготовительной группы (6-7 лет)
Сентябрь | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Разные иголки | «Разные иголки». Продолжить знакомство с иглой, с инструментами для шитья. Расширить кругозор детей. Работа с родителями. | Разные иголки, познавательная литература. |
2 | История вещей | «История вещей». Познакомить детей с интересными фактами из истории вещей: иголки, пуговицы, утюга, напёрстка, заинтересовать детей занятиями ручным трудом. | Предметы для вышивания. |
3 | |||
4 | Цветные полоски | «Цветные полоски». Учить детей соединять разные полоски, швом «петельный». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. | Цветные полоски ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки. |
Октябрь |
| |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
|
1 | Веселые пуговички | «Пришивание пуговиц с двумя отверстиями». Учить пришивать пуговицу параллельным способом, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, закреплять нить в конце шва. | Разные пуговицы с двумя отверстиями, нитки, картон, ножницы. |
|
2 | «Гусеница». Продолжать учить пришивать пуговицу параллельным способом, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, закреплять нить в конце шва. |
| ||
3 | «Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями». Учить пришивать пуговицы способом «крест», закреплять нить в конце шва. | Разные пуговицы с четырьмя отверстиями, нитки, фетр, ножницы. |
| |
4 | «Пуговичные узоры». Продолжать учить пришивать пуговицы способом «крест», закреплять нить в конце шва. |
| ||
Ноябрь | ||||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал | |
1 | Подарок ко дню матери | «Изготовление игольницы». Вспомнить знакомые швы «через край», «вперёд иголку», изготовить индивидуальную игольницу. Развивать мелкую моторику рук. Украшать игольницу аппликацией. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая и цветная. | |
2 | ||||
3 | ||||
4 |
Декабрь | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Нитяная графика | «Нитяная графика». Познакомить с нитяной графикой, с историей возникновения, со способами работы с нитью. | Познавательная литература, иллюстрации, линейки узорные. |
2 | Узоры | «Узоры». Учить выполнять узоры по окружности, делать проколы иголкой, подбирать нить по цвету. | Иголки, цветные нитки, цветной картон, иллюстрации, схемы. |
3 | Снежинка | «Снежинка». Развивать пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа, в центре или середине).Развивать мелкую моторику и координацию рук. Учить подбирать нить по цвету. | Иголки, цветные нитки, цветной картон, иллюстрации, схемы. |
4 |
Январь | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
2 | Ёлочка | «Ёлочка». Продолжить учить работать с нитяной графикой, делать разметку для вышивки. Учить подбирать нить по цвету. | Иголки, цветные нитки, цветной картон, схема ёлки. |
3 | Зимняя одежда | «Шапочка и шарфик для куклы». Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивать мелкую моторику, украшать шапочку аппликацией. | Цветные выкройки ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки. |
4 |
Февраль | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Мешочки | «Мешочки для секретов». Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивать мелкую моторику, украшать мешочек аппликацией. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветная ткань. |
2 | |||
3 | |||
4 | Салфетка | «Салфетка» – подарок папе. Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Развивать мелкую моторику рук. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая и цветная. |
Март | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Салфетка | «Салфетка» – подарок маме. Продолжить учить делать бахрому путём выдёргивания нитей. Развивать мелкую моторику рук. | Салфетка, иголка. |
2 | Одежда | Беседа «Откуда одежда пришла». Уточнить знания детей об одежде, как и где её изготавливают, из каких тканей, воспитывать уважение к труду. | Презентация «Откуда одежда пришла». |
3 | Ателье | «Ателье для кукол». Продолжить учить пользоваться иголкой, знакомыми швами сшить юбку и штаны для кукол. Развивать мелкую моторику рук. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветная ткань. |
4 |
Апрель | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Дорожки | «Дорожки». Учить детей вышивать швом «тамбурный». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.
| Цветные полоски ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки. |
2 | Радуга | «Волшебная радуга». Учить детей вышивать швом «тамбурный». Учить подбирать нить по цвету. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая. |
3 | |||
4 |
Май | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Вышивание по замыслу | Вышивание по замыслу. Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», шов «тамбурный». Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику рук. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, картон разноцветный, игольница. |
2 | |||
3 | |||
4 | Наша выставка | «Наша выставка» – выставка детских работ.
|
Детские работы. |