занятия

Бедная Лидия Алексеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»

Каменского муниципального района Воронежской области

Методическая  разработка занятия

объединения «Вокальное пение»

3год обучения

Разработала

педагог  первой квалификационной категории Бедная Л.А.

2017г.

Тема занятия: «Учебно- тренировочный материал». Упражнения на формирование певческого голоса.

Цель занятия:

Развитие навыков и приемов эстрадного пения, развитие певческих умений.

Задачи:

 Образовательные:

-обучение  дыхательным, дикционным  приёмам;

-закрепление  понятия  «Средства музыкальной выразительности»

   текст песни и музыкальное сопровождение;

-умение  анализировать собственное исполнение.

- развитие  эмоциональной   выразительности,   артистизма  и творческого самовыражения  вокалиста и ансамбля с использованием средств музыкальной выразительности;

-освоение вокальной техники,  формирование вокального дыхания, осанки;

-закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;

Развивающие:

-развитие  музыкальных способностей: слух, чувство ритма, музыкальную память, внимание;

-укрепление артикуляционного и вокального аппарата;

-развитие координации;

-развитие умения слушать и слышать, доверять друг другу, исполняя  песенный материал.

Воспитательные:

-воспитание стремления к сохранению и укреплению здоровья;

-формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;

-формирование умения работать в команде;

-формирование чувства ответственности; взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу;

-формирование умения  творчески  взаимодействовать с  педагогом,  учащимися.

Форма организации детей: групповая. Возраст обучающихся    12-15 лет

Методы обучения:  наглядный (практический показ), словесный (объяснение, беседа), практический.

Методы организации

-  эмоциональный

- сравнение, анализ, обобщение

- по характеру деятельности – словесные и практические

- формирование умений и навыков, приобретение знаний.

Оборудование:

музыкальный центр, CD- диски

музыкальные сборники:

О. Сафронова «Распевки. Хрестоматия для вокалистов»

Л. Тараненко «Школа эстрадного вокала»

Электронное пособие.

Компьютер.

Ход  занятия:

Педагог: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с упражнениями, которые помогут нам сделать ваш голос красивым во время пения. Итак, первым упражнением будет следующее.

  1. Вырабатываем певческую установку.

Наша задача – освободить мышцы лица, рта, подбородка. Формировать вокальную улыбку. Положение языка, гортани.

  1. Начинаем выполнять вокальные упражнения.
  1. Пение закрытым ртом. Научиться формировать внутренний зевок, положение нижней челюсти. (дети выполняют, педагог смотрит, анализирует и поправляет ребят во время выполнения упражнений.)

Упр.1 Закрытый слог "М". Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную "М". Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного звука. Вибрация \легкое подрагивание\ ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы "подъезжаете" к ноте, не точно интонируя. Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. (дети выполняют, педагог смотрит, анализирует и поправляет ребят во время выполнения упражнений.)

упр.2  М-И-И-И-И-И-И-И. В этом упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя однако, чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук "И" во время пения не должен отличаться от обычного разговорного \как в слове "улитка"\.(дети выполняют, педагог смотрит, анализирует и поправляет ребят во время выполнения упражнений.)

  1. Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра.  

Упр.1  РО-О-О-О-О-О Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать букву О губами. Она должна находится как бы внутри гортани. При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между О и А. Возьмите зеркало и проверьте положение языка на гласной . Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на Р, должна снова опуститься на О. Необходимо помнить о состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет оттуда. (дети выполняют, педагог смотрит, анализирует и поправляет ребят во время выполнения упражнений.)

Упр.2  РО!-О!-О!-О!-О! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею. (дети выполняют, педагог смотрит, анализирует и поправляет ребят во время выполнения упражнений.)

  1. Упражнения на дыхание.

Упр.1Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным. (дети выполняют, педагог смотрит, анализирует и поправляет ребят во время выполнения упражнений.)

Упр.2 Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).

Упр.3 Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дыщащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.

Упр.4

Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц... медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Речевое упражнение. Исполнение скороговорки. Задача – нахождение логических ударений, ударных слов, тренировка артикуляционного аппарата при достижении состояния активной свободы.

«Проворонила ворона вороненка», «Бык, бык, тупогуб. Тупогубенький бычок»

  1. Упражнения для выявления и закрепления центрального речевого голоса, освобождение от мышечных зажимов

Произнесите любую скороговорку с помощью согласных звуков, гласные должны быть беззвучными и длительными.

Затем проговорите то же самое в полный голос, внимательно прислушиваясь к себе, вы почувствуете свой центр речевого голоса, т.е. определите, при каком положении артикуляционного аппарата он будет звучать легко и непринужденно.

То же самое проделайте с наклонами головы, поочередно вперед-назад и влево-вправо.

Прочтите скороговорку указанным способом, но выдвигая язык на губы, упуская и заменяя тем самым произношение гласных.

Глубоко вдохните и задержите дыхание (лучше зажать нос пальцами) и громко читайте любой текст. Выдохните и снова вдохните через нос в тех местах текста, где это нужно по смыслу и грамматическим паузам (и так выполняйте во всех положениях тела).

После этих упражнений прочтите текст еще раз уже естественным голосом, и прислушайтесь к его звучанию, отметив разницу в дикции до и после упражнений. Работа над дикцией в упражнении на слоги. (дети выполняют, педагог смотрит, анализирует и поправляет ребят во время выполнения упражнений.)

  1. Выполняем упражнения для улучшения дикции.

Эти упражнения  направлены на устранение наиболее распространенных погрешностей в произношении, обусловленные неразвитостью речевого аппарата.

1. Слабая нижняя челюсть.

Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» и т.д. При этом, удерживая рукой подбородок в неизменном положении, голова должна отклоняться назад. На букве «Й» голова возвращается. После повторения проделайте их в естественном состоянии, анализируя, не появилось ли ощущение мышечной свободы.

То же самое осуществите, но с поворотом головы вправо и влево, с попыткой достать подбородком плеч. На букве «Й» голова также возвращается в исходное положение. (дети выполняют, педагог смотрит, анализирует и поправляет ребят во время выполнения упражнений.)

  1.  Мягкое небо.

Ребята, откиньте голову и полощите горло воздухом, выговаривая протяженно букву «М», но не выдвигайте нижнюю челюсть.

Попытайтесь зевнуть при закрытом рте.

Вдох через нос с втягиванием щек, причем челюсть опущена и губы сжаты, на выдохе тяните звук «М». Упражнение с помощью которого можно добиться чувства ритма и интонации слоги произносить очень близко к губам, согласные произносить коротко.

Исполнение гаммы в двухголосном варианте в ритмическом рисунке со сменой акцентов на слабую долю. (дети выполняют, педагог смотрит, анализирует и поправляет ребят во время выполнения упражнений.)

  1. А сейчас продолжим работу над песней «Мама»

Работа по партиям отдельно, соединение голосов, исполнение со словами, работа над ритмом в песни, работа над дикцией в запеве, работа над интонацией, дыханием. Исполнение под фонограмму «минус».

  1. Подведение итога занятия.

Педагог: Мы славно с вами сегодня поработали, мне хотелось услышать ваше мнение (дети говорят, педагог обобщает, самооценка обучающихся о выполнении поставленных задач на занятии, замечание педагога.)

До свидания!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»

Каменского муниципального района Воронежской области

Методическая  разработка

занятия объединения

 «Вокальное пение»

Разработала

педагог  первой квалификационной категории Бедная Л.А.

2018г.

Тема занятия: Пение произведений.

 «Работа над дикцией»

Продолжение разучивание песни «Россия»

Цель занятия:

Развитие навыков и приемов эстрадного пения,

 развитие певческих умений.

Задачи: развить навыки певческих умений,

               научить исполнять вокальные произведения в едином созвучии,

               уметь пользоваться приемами эстрадного пения.

Тип занятия: комбинированый (словесный, практический)

Оборудование:

музыкальный центр, CD- диски

музыкальные сборники:

О. Сафронова «Распевки. Хрестоматия для вокалистов»

Л. Тараненко «Школа эстрадного вокала»

Возраст детей  12-15 лет.


Последовательность этапов занятия:

Организационный момент:

  1. Певческая установка.

Задача – освободить мышцы лица, рта, подбородка. Формировать вокальную улыбку. Положение языка, гортани.

Этап подготовки обучающихся к усвоению знаний:

  1. Вокальные упражнения.
  1. Пение закрытым ртом. Научиться формировать внутренний зевок, положение нижней челюсти.
  2. Овладение приемом стакката. Задача – исполнять упражнение не толчком связок, а толчком опоры (дыхания).
  3. Речевое упражнение. Исполнение скороговорки. Задача – нахождение логических ударений, ударных слов, тренировка артикуляционного аппарата при достижении состояния активной свободы.

«Проворонила ворона вороненка», «Бык, бык, тупогуб. Тупогубенький бычок».

Этап усвоения новых знаний:

  1.  Работа над дикцией в упражнении на слоги .
  2. Упражнение с помощью которого можно добиться чувства ритма и интонации слоги произносить очень близко к губам, согласные произносить коротко.
  3. Исполнение гаммы в двухголосном варианте в ритмическом рисунке со сменой акцентов на слабую долю .

Этап закрепления новых знаний:

2.7 работа над песней «Россия».

2.8 работа по партиям отдельно,

2.9 соединение голосов,

3. исполнение со словами,

3.1 работа над ритмом в песни,

3.2 работа над дикцией в запеве,

3.3 работа над интонацией, дыханием.

3.4 исполнение под фонограмму «минус».

Подведение итога занятия. 

Самооценка обучающихся о выполнении поставленных задач на занятии.

Замечание педагога.



Предварительный просмотр:

Вокальные упражнения. 

Упражнения на концентрацию звука

упр.1  Закрытый слог "М". Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную "М". Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного звука. Вибрация \легкое подрагивание\ ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы "подъезжаете" к ноте, не точно интонируя. Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. Автор не рекомендует делать это упражнение в высоком регистре, оставайтесь в низком и среднем.

упр.2  М-И-И-И-И-И-И-И. В этом упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя однако, чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук "И" во время пения не должен отличаться от обычного разговорного \как в слове "улитка"\.

Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра.  

Упр.1  РО-О-О-О-О-О Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать букву О губами. Она должна находится как бы внутри гортани. При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между О и А. Возьмите зеркало и проверьте положение языка на гласной . Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на Р, должна снова опуститься на О. Необходимо помнить о состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет оттуда.

Упр.2  РО!-О!-О!-О!-О! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.

Упражнения на дыхание.

Упр.1Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным.

Упр.2 Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).

Упр.3 
Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дыщащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.

Упр.4 
Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц... медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух.



Предварительный просмотр:

Тема: Сценическое мастерство. Упражнения на отношение друг к другу.

Из чего состоит рабочий аппарат вокалиста.

Упражнение для начинающего актера должно развивать все части тела и души в комплексе. Этот комплекс состоит из:

  • артикуляции;
  • мимики;
  • дыхания;
  • голоса;
  • движений;
  • воображения;
  • умения чувствовать и сочувствовать.

Все эти необходимые навыки развиваются с помощью актерского тренинга.

Артикуляция

Упражнения по актерскому мастерству и сценической речи начинаются именно с артикуляционного аппарата. Это наши губы, челюсть, язык и все, что участвует в процессе формирования слов, которые мы произносим вслух. Если актер обладает вялым артикуляционным аппаратом, его слова со сцены не будут понятны зрителям, звучать они будут нечетко. Поэтому речевой аппарат не только разогревается перед спектаклем, но и постоянно развивается и улучшается.

Разминка начинается всегда с челюсти, ведь от того, насколько хорошо открывается рот актера, зависит, каким будет посыл произносимого.

Упражнения для челюсти

  • Вверх-вниз.
  • В стороны.
  • Вперед-назад
  • По кругу.

Начинать стоит медленно, чтобы на первом же занятии ничего не вывихнуть и не перетрудить. С нарастанием количества тренировок увеличится и скорость работы.

Упражнения для губ

  • Трубочка вверх-вниз.
  • Трубочка в стороны.
  • Трубочка по кругу.
  • Трубочка-улыбка.
  • Натягивание верхней губы на верхние зубы.
  • Натягивание нижней губы на нижние зубы.
  • Расслабление губ с помощью произнесения «Тпррру».

Губы напрямую участвуют в формировании произносимых слов, поэтому от их подвижности и напряженности зависит, насколько четко будут произносится слова и фразы и насколько понятны они будут зрителю.

Упражнения для языка

  • Иголочка-лопаточка-трубочка языком попеременно.
  • Болтание языка из стороны в сторону, вверх-вниз.
  • Удары напряженным языком в щеку: по 1 разу, по 2, по 3.
  • Очищение внешней поверхности зубов языком.
  • Цоканье.
  • Жевание языка.

Артикуляционное упражнение для начинающего актера для языка так же важно, как и для губ. Вместе язык и губы создают звуки и слова, которые должны быть качественными, четкими и громкими.

Упражнения для гортани и верхнего неба

  • Массаж верхнего неба языком.
  • Глотание воображаемого яйца.
  • Зевок с закрытым ртом.

Гортань и верхнее небо очень важны при подаче .

Мимика

Упражнения для мимики лица в актерском тренинге не вынесены в отдельную категорию. Но подвижная мимика не менее важна, чем подвижный артикуляционный аппарат. Ведь для того, чтобы зритель сопереживал герою, он должен понимать, какие чувства и страсти владеют им в данную минуту, а для выражения внутреннего состояния одних глаз не достаточно. В этом участвуют и мимика, и поза, и движения. Конечно, показ чувств с помощью мимики сопереживания не вызовет - она должна быть подкреплена реальными чувствами, которые в данный момент испытывает актер в образе героя.

Чтобы развить мимику и придать подвижность чертам лица, достаточно просто покривляться перед зеркалом, изображать то радость, то грусть, то испуг, то злобу. Какие при этом работают мышцы, начинающий актер может увидеть в жизни – для этого им ведутся наблюдения, и все увиденное тщательно записывается в личный дневник.

Голос

Нет смысла говорить о важности голоса для актера. Современный актер должен уметь и петь, и озвучивать фильмы и мультфильмы. Упражнение для начинающего актера по правильному овладению голосом входит и в сценическую речь, и в занятия по вокалу.

Движения

Хороший актер сейчас немыслим без полного владения своим телом. И в кино, и в театре ему может выпасть роль с непростыми трюками и немалой физической нагрузкой. Кроме занятий по актерскому мастерству, возможности тела развиваются еще на занятиях по сценическому движению. Они включают в себя общую разминку и растяжку мышц, снятие зажимов и скованности, акробатику, эквилибристику, отработку сценического боя, пощечин, ударов, поцелуев и так далее, часть циркового искусства. Все эти упражнения начинаются с простых разминок и заканчиваются сложными пластическими постановками, когда актеры выражают свои мысли без слов, только с помощью пластики.



Предварительный просмотр:

Тема занятия:  ИГЗ. Работа над интонированием и дыханием.

Форма проведения: репетиция

Тип занятия: коллективный

Цель занятия: достижение чистоты интонирования в голосах, правильное дыхание во время пения.

 Задачи занятия:

 Обучающие:   совершенствование навыков голосоведения,

  Развивающие: развитие гармонического слуха, анализ собственного исполнения,   

  Воспитательные: упрочения шкалы нравственных ценностей, Применяемая технология: сотрудничество с соблюдением здоровьесберегающих аспектов (гигиена голоса)

 Используемые средства:   синтезатор, ПК, звукопроигрывающая и звукоусиливающая       аппаратура.                                                                                                                                             Этапы работы на занятии:                                                                                  

1.Организационно –    ознакомительный : Рассадка по голосам, приветствие педагога, знакомство с целью и задачами репетиции, актуализация опорных знаний путём проверки знаний и умений, полученных на предыдущем занятии.    

2.Основной    этап:                                                                                                       2.1 Распевание                                                                                                         Используемые распевки: пение закрытым ртом («продувание по В.В. Емельянову»), упражнения для выработки «высокой» вокальной позиции (ощущение зевка), распевка  по секвенции параллельными терциями на фонемы, упражнения на использование цепного дыхания.  Особое внимание к обучающимся не имеющим достаточного развитого музыкального слуха (упражнения с музыкальным инструментом для активизации внимания и координации между слухом и голосом). Акцентирование внимания обучающихсят на вопросе гигиены голоса.  

 2.2 Знакомство с новыми понятиями и работа над интонационным ансамблем.       Понятие «Ансамбль» (франц. Encemble – вместе ) - целостность и согласованность   звучания.                                                                                                                                          Виды хорового ансамбля: интонационный, ритмический, динамический, тембровый, дикционный.                                                                                                                          Педагог активизирует внимание на понятиях: Интонация - как средство музыкальной     выразительности.

 Понятие  «Интонация»(лат.infono – запеваю)                                                                          Два вида интонации:                                                                                                                     а) речевая (тон речи, ритмика, мелодика слов, фраз)                                                                    Педагог приводит примеры и предлагает обучающимся дополнять их. Выразительное чтение текста песни.                                                                                                                                б) музыкальная (передаёт тончайшие оттенки чувств и переживаний, которые трудно выразить словами)                                                                                                                          К тексту песни присоединяем  мелодию.

       Педагог: «Что изменилось, ярче ли стал восприниматься текст?»  

           Прослушивание припева, внимание – на повторяющиеся слова.

 Вопрос: «Как раскрасила музыкальная интонация одинаковые слова?» 

      Расставляем смысловые акценты в песне, опираясь на музыкальную интонацию. Объяснение причин возможно плохого строя (слабое развитие музыкального слуха, заболевания голосового аппарата, отсутствие координации слуха и голоса, слабое владение вокальными навыкам, период мутации). Использование  двигательных  и эмоционально-образных ассоциаций для успешной работы с плохим интонированиемОсобенностью работы с обучающимися считаю объединение с разным уровнем  подготовки,  вследствие  набора детей, как с начальным музыкальным образованием, так и без него. Несомненным приоритетом является работа над дыханием, которая неразрывно связана с интонацией, особенно в низкой тисситуре куплета.                                                                                                                            Отмечены  трудности в освоении песни: низкая тисситура, скачки  мелодии на октаву  и дециму вверх,  двухголосие,  унисоны.                                                                                     2.3 Начальная  работа над    элементами  двухголосия.     

 Основными  приёмами являются: использование педагогом дирижёрских жестов, предвосхищающих  музыкальный звук  и помогающих  чистоте интонирования, а так же - выразительный  правильный показ голосом  педагога. В  исполнении песни участвует смешанный состав обучающихся .    Таким образом, партии распределяются так: 1 голоса (высокие) – исполняют основную мелодию. 2 голоса (средние)  - исполняют нижнюю партию в двухголосии.  При вокально - хоровой  работе  с первыми голосами  внимание  уделяется лёгкости и полётности звучания. Не допускать зажатости и форсирования звука. Трудности  представляют скачки  мелодии вверх на  малую сексту, октаву, дециму. В вокально-хоровой  работе  со вторыми  голосами  акцент делается на точное интонирование своей партии (движение параллельными терциями, октавные унисоны.  Разучивая  многоголосное  произведение, педагог большое внимание уделяет строю как горизонтальному, так и вертикальному. Ставит  ферматы на  сложных местах, использует дирижёрские жесты. Разъяснение о том, что способствует  чистоте интонирования: правильное дыхание, вокальная позиция, чёткая артикуляция, фразировка. 

 3.Заключительный этап.                                                                                          

   Подведение итогов.                                                                                                                     Педагог предлагает ответить на вопросы.                                                                        «Что нового узнали, чему научились?»                                                                                Напоминает, что занятие несёт практическую направленность – подготовку к выступлению на празднике « День матери»,что придаёт дополнительный стимул в творческой работе над песней, которую коллектив продолжит на следующем занятии.



Предварительный просмотр:

Тема занятия: ИГЗ. Отработка певческих навыков.

Цель: формирование правильной и ясной певческой дикции. 

Задачи:

Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.

Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный  диапазон.

Воспитывать у детей интерес к пению. 

Методическое обеспечение: 

Аудиосредства: музыкальный центр, диск с записью музыки.  

План занятия:

Музыкальное приветствие «Добрый день»

Работа над дыханием.

Упражнения «Холодный ветер», «Греем ручки», «Ладошки» с музыкальным сопровождением.

Артикуляционная гимнастика: «окошко», «обезьянки», «конфетка», «часы», «лошадки»

Вокально-интонационные упражнения: «паровоз» - вибрация губ, «мотор ревет» - «р»(до-ре-ми-фа-соль). Упражнения транспонируются по полутонам вверх и вниз.

Вокальная скороговорка «Тридцать три трубача трубят тревогу»,

 Пение в разных темпах(Lento, Moderato, Allegro, Precto).

Песенка «Мамочка родная»,

Разучивание песни «В мире нет тебя дороже»

Исполнение песни «Мама- главное слово!».

 



Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»

Каменского муниципального района Воронежской области

Методическая  разработка занятия

объединения «Вокальное пение»

4 год обучения

Разработала

педагог  первой квалификационной категории Бедная Л.А.

2019г.

План – конспект открытого занятия

Раздел: «Творческая деятельность»

Тема занятия: «Ритмические импровизации»

Объединение: «Вокальное пение» 4 год обучения группа  №2

Методическая цель занятия: «Использование технологии уровневой дифференциации»

 Цель: раскрыть основы импровизации как основы музыкального творчества в детском певческом коллективе.

Образовательная цель: -обучить приемам импровизации, аранжировки на начальной стадии подготовки

обучить детей  навыкам импровизации в пении.

Развивающая цель: -развить музыкальное мышление обучающихся,

- развить интерес у детей к импровизации как творческой деятельности;

-сформировать навыки импровизации и музицирования в ансамбле. 

- развить творческую инициативу каждого участника ансамбля через исполнительскую деятельность.

Воспитательная цель: -повысить ответственность, увлечь одним общим делом

 - воспитание здоровой и физически развитой личности.

- воспитание устойчивому желанию работать в коллективе;

- воспитание любви и интереса к пению.

Тип занятия: комбинированное.

Вид учебного занятия: практическое.

Метапредметные связи: регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Педагогические технологии: личностно-ориентированные, индивидуального обучения, коллективный способ обучения,  коммуникативная, сотрудничества,  игровая,  развивающего обучения, здоровьесберегающая.

Форма организации обучения: индивидуальная и групповая.

Используемые методы обучения: игровой,  беседа, объяснение.

Учебно-методическое обеспечение и оснащение занятия: компьютер, музыкальный центр, микрофон,  СD диски, фонограммы минус, плюсовое исполнение, раздаточный материал – слова песен, фото знаменитых джазовых исполнителей.

План занятия

№ п/п

Этап занятия

Приемы и методы

Время, мин

1.

 Организационная часть.

-встреча детей;

- проверка присутствующих;

- Здравствуйте, ребята, рада видеть вас.  Итак, начиная занятие у всех должна быть  правильная певческая позиция: спинка  прямая, грудь свободна, плечи развернуты и опущены вниз,  руки на коленках. Голову держать прямо.   Улыбка на лице  создаёт ощущение хорошего настроения,  необходимого для занятия. 

объяснительно-иллюстративный репродуктивный практический

2

2.

Подготовительная часть: - Сообщение темы и задач занятия. Тема нашего занятия сегодня – импровизация    ( от лат.interpretation-истолкование, разъяснение).

Мы также исполняем произведения подобного типа.

В основном, это произведения, которые относятся к такому жанру, как- джаз.

объяснительно-иллюстративный

2

3.

Основная часть

Педагог: Давайте попробуем сформулировать для себя это понятие. Импровизация-это неподготовленное сиюминутное

спонтанное выражение своих чувств и мыслей речи. Импровизация как тип музыкального мышления оказалась во многом утраченной в искусстве и учебной практике нашего времени. Функции исполнителя постепенно свелись  к творческой интерпретации текста произведения, к его «озвучиванию». Импровизируя, вы становитесь и исполнителем, и автором. Импровизацию можно сравнить с изложением. Заданная тема одна, но то, как вы ее перескажете зависит только от вас. От вашей фантазии, навыков, ощущения свободы, которое нам очень важно. Поэтому, девиз нашего занятия сегодня: «Пение как состояние души».

Поскольку вы обучаетесь несколько лет, то в репертуаре у  вас есть произведения, где используется импровизация.

Я предлагаю вам сейчас назвать известных вам исполнителей, которые используют импровизацию.

Обучащиеся отвечают, называют имена, демонстрация фотопортретов.

Ella Fitzgerald, Eva Cassidy, Ирина Отиева, Лариса Долина,Billi Holliday, Нина Катамадзе, Christina Agilera и т.д. Вы знаете, что импровизация меняется в отличие от исполнителя. Когда мы брали в репертуар то, или иное произведение, мы слушали  нескольких исполнителей.

практический

объяснительно-иллюстративный

репродуктивный

(10 минут)

4.

Практическая работа. Перед началом пения подготовим свой голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с распевания.

          Гимнастика  языка

Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка.

 —Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как  бы жуя его.

—Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.

— Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Гимнастика губ:

-Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Интонационно-фонетические упражнения.

1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.

2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.

3. Исходное положение такое же, как и в 1 упражнении.
Основным элементом упражнения является скользящая  восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного — в грудной с характерным переломом голоса.

У~у, у~о, о~а.

   Скороговорки:

1.    Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

2.    Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.

    Упражнения на дыхание.

1.      Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)

2.      Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш»,  «тишь».

3.      Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох — кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).

4.      Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».

5.      Упражнение на активизацию работы передней стенки живота на звуки «к», и «г».

    Вокально-интонационные упражнения.

 -Разогрев голосового аппарата.

Все упражнения исполняются по восходящей и нисходящей хроматической секвенции ( в диапазоне лям— фа)  

1.    Пение с закрытым ртом способствует  выравниванию тембрового звучания. Упражнение  поётся со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт),   на сонорный согласный звук «М».  Ощущается  легкая вибрация и легкое щекотание губ. 

    2.Сглаживание регистров. ( Вибрация губ, затем РРРР)  Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

    3.Отработка мягкой, но точной атаки звука. Этому будет способствовать исполнение упражнения на легато на одной ноте.

    Упражнение на развитие подвижности голоса и работа над дикцией.

Следить за четким произношением слогов, толчкообразной работой диафрагмы, гортань остается в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.

конца.

  Давайте вспомним песню «Робот Бронислав», которую мы исполняли в прошлом году.

Помните, что работая с этим произведением, нам захотелось изменить ритмическое сопровождение и поимпровизировать.

Давайте сейчас вспомним это произведение.

Обучащиеся исполняют песню.

Попробуем поменять темп, сделав его немного медленнее. Я попрошу вас сейчас заменить слова на скэт. Напомню, что скэт —джазовый термин, обозначающий импровизацию голосом с спользованием бессмысленных ритмических слогов, слов, фраз и звукосочетаний, сочиняемых спонтанно, на ходу, либо в подражание инструментам. Обучающиеся выполняют данное задание.

-Спасибо. Сегодня мы бы хотели посмотреть на то, какие навыки приобрел каждый из вас, а заодно и расширить ваши познания и умения.

Итак, продолжаем далее импровизировать, опираясь на гармонию. Сейчас вы пробовали импровизировать на вам уже знакомую мелодию.

Задачу усложняем.

Предлагается послушать и по очереди поимпровизировать каждому из вас, а чтобы вы чувствовали необходимый ритм предлагаю отмечать вторую долю.

 По знаку педагога импровизацию подхватывает следующий… -Хорошо. Попробуйте теперь по парам, уступая друг другу.

-И все вместе. Причем, вступать не обязательно всем сразу.

-Отлично. Получается.

Те, кому занятие по импровизации мелодической линии оказывается сложным, предлагается озвучивать партию ритмического аккомпанемента.

А сейчас мы с вами исполним песню,  над аранжировкой которой  мы работаем - это «Луч солнца золотого»  сл. Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова   из мультфильма «Бременские музыканты». Чтобы прочувствовать стилистику и настроение песни, давайте дадим определение слова   « акварель» и вслушаемся в слова.

Акварель - означает живопись водяными красками. В данной песне, текст настолько изобразителен, что легко рисуется пейзаж, а ритм стихотворной строчки формирует музыкальный ритм.

Луч солнца золотого

Туч скрыла пелена.

И между нами снова

Вдруг выросла стена.

Какой пейзаж рисует этот текст?

Пейзаж, где использованы легкие, прозрачные цветовые оттенки.

-Аранжировка – это исполнение музыкального произведения в отличной от первоначальной формы;

- Авторское переложение музыкального произведения, «свое» исполнительское представление музыкальной пьесы;

Аранжировка допускает применение различных способов развития первоначального материала. Это добавление нового материала, вступления, заключения, изменения тональности, модуляций, гармонии…

Сегодня мы продолжим работу над этим произведением. Изначально- это вокальное произведение для солиста. Песня написана современным автором. Предлагаю послушать его в изначальном авторском варианте. Песню исполняет Муслим Магомаев. В процессе работы, обучающимся предлагаются  различные ритмические варианты .

В этой песне такие слова

«Ночь пройдет, настанет утро ясное,

 Верю, счастье нас с тобой ждет.

 Ночь пройдет, пройдет пора ненастная,

 Солнце взойдет... Солнце взойдет.

Петь птицы перестали.

Свет звезд коснулся крыш.

Сквозь вьюги и печали

Ты голос мой услышь»

- хочется услышать здесь интонации утра, соответствующего настроения. Поэтому вам предлагается использовать имитационно- изобразительные моменты. И этот прием тоже относится к импровизации.

Ребята, вам предлагается, щелкая пальцами, изображать ритм.

А вы, потирая в такт ладони, будете имитировать шорох.

-Возможно, у вас есть какие-то свои идеи?

-Этот прием пробуем вставить в начале.

Обучающиеся с удовольствием выполняют задание.

Исполняем песню под фонограмму и  a capella.

-Я думаю, что вы уже понимаете, что удачная аранжировка, обеспечивает яркое, запоминающееся исполнение! Важным моментом также является и ваша увлеченность и эмоциональность.

  Педагог:

- Скажите мне, пожалуйста, а для чего мы с вами распеваемся и выполняем упражнения в начале нашего занятия (педагог обобщает ответы)

Педагог:

- Правильно, для того, чтобы тренировать диафрагму, чтобы правильно петь. Для чего нам все делать вместе? (потому, что мы – ансамбль, коллектив).

Главная задача  научить обучающихся  слушать друг друга, слышать все голоса, а не только свой.

практический

объяснительно-иллюстративный

репродуктивный

20

5.

Обобщение и систематизация материала. Педагог: - Давайте попробуем исполнить песню с учетом импровизации, гласных звуков.

Педагог: - Молодцы! Вы все делаете правильно, а самое главное – вместе. Теперь встаньте в пары и исполните песню, как будто вы рассказываете друг другу эту историю. Помните про выразительное исполнение. Не забывайте про положение губ во время пения, слушайте друг друга, постарайтесь сохранить ансамбль.

Дети поют друг другу, в конце поднимают руки те, у кого друг спел правильно. Если есть дети, которых не похвалили друзья, педагог находит положительные моменты в их исполнении, и тоже дает оценку.

 Пропевание песен под фонограмму.

 Пение песен с микрофоном.

практический

объяснительно-иллюстрат репродуктивный ивный,

10

6.

Итоговый этап: -А теперь нужно спеть песню, как будто вы выступаете на  концерте – дружно, слаженно, все вместе ансамблем!

Молодцы, ребята. Я вижу, что вы очень старались, и у вас получился замечательный ансамбль!

Пропевание песни от начала до конца под фонограмму с импровизацией. Подведение итогов, ошибок и успехов каждого обучающегося. -К, сожалению, время нашего занятия истекло, давайте подытожим проделанное.

- Сегодня мы дали понятие « импровизации».

-Вспомнили имена знаменитых исполнителей, которые использовали импровизацию.

-Скажите, имеет ли понятие импровизация отношение только к вокальной музыке?

-Нет. Импровизация существует и в музыке, и в хореографии…

-На практике использовали метод импровизации, используя пройденный и новый материал.

-Мы использовали пение под аккомпанемент и a capella.

-Поработали над новым произведением, добавив в него изобразительные моменты и найдя наиболее подходящее музыкальному образу художественное воплощение.

Всем спасибо. Считаю, что цель данного занятия достигнута, занятие  прошло позитивно и в атмосфере творчества.

практический

4

7.

Рефлексивный этап: самооценка детей о своей работоспособности, эмоциональном состоянии. Сейчас мы встанем в круг, а вы скажете, что же на занятии вам понравилось больше всего, расскажите, какие ощущения у вас возникли в ходе занятия, как вы себя чувствуете, и как вы думаете, получился у вас сегодня ансамбль или нет. (ответы детей)

Педагог:

- Очень важно для нас работать на занятии ВМЕСТЕ, потому, что каждый из нас по отдельности – лучик, а все вместе мы – солнце.

2

                              

  Список используемой литературы

-Аргамаков К.А. Искусство импровизации Муз. Альманах,-1914

-Карягина А. «Джазовый вокал.Практическое пособие для начинающих» Планета музыки 2008г  

 Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2001

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. — Ростов-на-Дону, 2006

Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг С-П, 2003

Ерохина И.А. Работа с начинающими певцами. Методическая разработка. -Самара, 1999

И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс курс развития вокальных способностей»

Интернет ресурсы:

  1. www.notarhiv.ru
  2. www.bkm.ru