Разработки уроков истории
разработки уроков истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6 класс Страны и государи конспект | 20.42 КБ |
6 класс Во главе христианского мира конспект | 18.61 КБ |
5 класс Древняя Спарта конспект | 18.05 КБ |
5 класс Великая колонизация | 14.57 КБ |
5 класс Греция конспект | 17.27 КБ |
5 класс поэмы Гомера конспект | 16.51 КБ |
konspekt1_0.docx | 21.21 КБ |
konspekt1.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории 6 класса «Страны и государи»
Учитель истории: Остапенко И.В.
Тип урока: комбинированный
Формы: групповая «Мозговой штурм», индивидуальная «работа с карточками»
Приемы: «Мозговой штурм», «Круг»
Методы: Репродуктивные методы; Словесные методы – объяснение, беседа, повторительная беседа.
Цель урока: раскрыть особенности формирования трех крупнейших государств Средневековья – Германии, Франции и Англии и роли королевской власти в каждом из них. Сформировать представление о сословных органах власти в этих странах.
Задачи урока:
Образовательные:
- Научить применять в своем повествовании термины : централизация, сословия, органы сословного представительства, парламент, курфюрсты, Великая хартия вольностей, Генеральные штаты, первое, второе и третье сословия, ландтаги, кортесы, сеймы, домен.
- Развивающие:
1. Развить логическое мышление;
2. Развить чувство значимости истории;
3. Формировать логическое мышление, умения анализировать, обобщать, сравнивать знания, полученные га других предметах.
Воспитательные:
- Воспитать информационную культуру, внимательность, дисциплинированность;
- Воспитать чувства товарищества;
- Воспитать умения слушать, трудолюбия.
Структура урока в рамках деятельностного подхода:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Постановка учебной задачи
- Открытие нового знания
- Первичное закрепление
- Самоанализ и самоконтроль
- Включение нового знания
- Рефлексия
Ход урока
№ п/п мин. | Цель этапа | УУД | Деятельность | ЭОР | Оценивание, формы контроля | Результат | ||||||
учителя | обучающихся | |||||||||||
1. Орг. Момент (2 мин) | Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу». | Личностные | Здравствуйте ребята! На протяжении нескольких уроков мы знакомились с историей средневекового города. Сегодня, мы побываем в Священной Римской империи, затем перенесемся во Французское королевство и на последок, пройдем по Английскому королевству . | Приветствуют учителя. Проявление интереса к уроку. | презентация | Не оценивается | Включение в учебный процесс | |||||
2. Актуализация знаний. (5 мин) | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся. | -Познавательные -Коммуникативные -Личностные | «Мозговой штурм» - ученики делятся на три группы (3 ряда). Ученики, сидящие на первой парте предъявляют на листке свой вопрос сзади сидящей паре. Те, в свою очередь, записывают ответ и свой вопрос следующей паре. Первый ряд, который быстрее и правильно ответит на вопросы, ставит себе на оценочный лист плюсики. | Демонстрируют знания, умения по предыдущей главе. Критично относятся к вопросам-ответам. | Критерии оценивания: вопрос-ответ конкретный, точный (взаимооценка – свои баллы учащиеся фиксируют в оценочных листах). | Фиксация имеющихся предметных знаний (умений), известных способов деятельности. | ||||||
3. Постановка учебной задачи | Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. | -коммуникативная; - познавательные: -общеучебные УД; -постановка и решение проблемы. | Обратите внимание на карту «Франция и Англия в 11-14 вв. Проанализируйте ее и постарайтесь определить цель и тему нашего урока. | Выдвигают варианты цели, участвуют в их анализе, обсуждении. | 1 слайд | Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности. | Появление цели урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. | |||||
4 «Открытие нового знания» | Изучение новых знаний и способов действий. Построение проекта выхода из затруднения) | Личностные; Познавательные(логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания.) | Прием «Круг». 1. Объединение Франции и образование централизованного государства. 2. Борьба за объединение Франции. Усиление королевской власти в XIII - начале XIV вв. Франция делилась на несколько крупных феодальных владений: герцогств - Нормандия, Бретань, Бургундия, Аквитания; и графств - Анжу, Тулуза, Шампань. Последствия нормандского завоевания Англии
3. Усиление феодального гнета (была проведена перепись земель и населения, стали полнее учитываться доходы населения). | Слайды: 2 3 4 5 6 7 8 | Участие в диалоге, интерактивной беседе. | Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения, участие в диалоге. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем | ||||||
5.Первичное закрепление | Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. | Личностные; Общеучебные УД; Коммуникативные; | Прочитать пункт «Угрозы ересей» на с. 179 и ответить на вопросы: Что такое ересь? Кого называли еретиками? Почему появлялись ереси? Каких взглядов придерживались еретики? Что такое секта? Учитель также показывает владения французского короля в начале XII века - королевский домен. Учащиеся видят, что королевский домен был небольшим: в него входили Париж и Орлеан. королевская власть была слабой: - она не распространялась за пределы домена; - король не имел права собирать налоги с населения страны; - король не имел права судить подданных; - король не издавал общих для всей Франции законов; - не было единой монеты, постоянного войска и т. д. | Учащиеся отвечают на вопросы. С помощью учебника корректируют ответы. | 9 10 11 | Корректируют свои предположения на основе работы с источником. После этого ответы сверяют с образцом на слайде и оценивают | Умение ориентироваться в тексте учебника. Умение использовать информацию источника, выделять ее для решения учебной задачи. Формирование навыков речевой деятельности | |||||
6.Самоанализ и самоконтроль | Этап применения знаний и способов действий. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | Познавательные: Логические УД; Коммуникативные | Работа с картой. => Определить и показать территорию, которая находилась под властью французского короля к началу XIV века. К началу XIV века владения короля выросли в 4 раза. Учитель уточняет: в XII - XIII вв. шел процесс «собирания» земель французскими королями разными способами: - женитьба; - завоевание; -получение владений при нарушении присяги; ит. д. | Самостоятельно индивидуально работают с картой. | 12 13 | Ученики сверяют свои ответы с ответами на слайде. Оценивают ответы соседа по парте, записывают в оценочный лист. | Коммуникативное освоение способов совместной и индивидуальной учебной деятельности. | |||||
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Применить рассуждения, имеющиеся знания, собственный опыт. | Познавательные: Логические УД; Коммуникативные | => В чем причины начавшегося объединения Франции? Выстраивается следующая схема. Схема №1.(приложение 1) Выводы: • В начале XIV века во Франции возникла сословная монархия - централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий. • Усиление королевской власти при Филиппе IV: - борьба с папой Римским; - созыв Генеральных штатов (1302 г.). -• Франция становится сословной монархией, централизованным государством с недостаточно сильной королевской властью, опирающейся на поддержку представителей сословий. | Учащиеся описывают схему. | 27 | Оценивают свой ответ | Коммуникативное освоение способов индивидуальной учебной деятельности. | |||||
8.Рефлексия | Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Коммуникативная: монологическая; Познавательная: ОУД; Личностно-смысловая. |
| Ответы учащихся. | Оценивают свою работу и работу класса. | Умение систематизировать, обобщать изученное. Соотносить цели урока с результатом работы. Реализация личностного потенциала. |
Приложение 1. причины начавшегося объединения Франции
Экономические | Политические |
1. Развитие хозяйства. 2. Разделение труда между об- 3. Развитие торговли. 4. Замена барщины продукто- | 1. Борьба городов с сеньорами. 2. Борьба крестьян за освобож- 3. Поддержка церковью коро- 4. Поддержка мелкими и сред- 5. Переход рыцарей на службу |
Процесс объединения Франции
Борьба королевской власти за объединение страны:
- подчинение вассалов в собственном владении короля;
- войны с английскими королями;
- присоединение крупных владений.
Выводы:
• В начале XIV века во Франции возникла сословная монархия - централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.
•Усиление королевской власти при Филиппе IV:
борьба с папой Римским;
созыв Генеральных штатов (1302 г.).
• Франция становится сословной монархией, централизованным государством с недостаточно сильной королевской властью, опирающейся на поддержку представителей сословий.
АНГЛИЯ
Вывод: опираясь на горожан и рыцарей, королевская власть победила в борьбе с крупными феодалами. Все феодальные распри в 30-50-х годах XII века были прекращены с восшествием на престол Генриха II.
Сословия - группа людей с правами и привилегиями, по традиции или закону переходящими от отца к сыну.
Основные сословия:
1. Духовенство.
2. Феодалы (дворяне), рыцари.
3. Все остальное население: крестьяне, горожане (торговцы, ремесленники).
Генеральные штаты - высшее сословно-представительное собрание, которое состояло из депутатов всех трех сословий: духовенства, дворянства и представителей третьего сословия - горожан.
Централизация – подчинение одному центру. Централизованное государство - государство, объединившее вокруг сильной центральной власти ранее разрозненные земли. Объединение носит политический (общее для всех законодательство) и экономический (единый рынок без пошлин) характер.
Парламент - высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.
Домен (область) — владения короля или владение какого-либо феодала в Средние века.
Предварительный просмотр:
Урок по истории 6 класса «Во главе христианского мира»
Учитель истории: Остапенко И.В.
Тип урока: Усвоение новых знаний
Формы: групповая
Приемы: «Мозговой штурм», «Круг»
Методы: Продуктивные, активные.
Цель урока: проанализировать, раскрыть суть взаимоотношений светской и духовной власти в средневековой Европе, показать основные этапы борьбы пап и германских императоров, сформулировать представление о причинах возникающих ересей и способах борьбы католической церкви с ними.
Задачи урока:
Обучающие:
1. Научить применять в своем повествовании термины : еретики, ереси, секта, орден, инквизиция, монахи, орден, бенедиктинцы, цистерцианцы или белые монахи, нищенствующие монахи, доминиканцы, язычники, томизм, паломники или пилигримы, чистилище. реликвия, реликварии.
Развивающие:
1. Развить логическое мышление;
2. Развить чувство значимости истории;
3. Формировать логическое мышление, умения анализировать, обобщать, сравнивать знания, полученные га других предметах.
Воспитательные:
- Воспитать информационную культуру, внимательность, дисциплинированность;
- Воспитать чувства товарищества;
- Воспитать умения слушать, трудолюбия.
Структура урока в рамках деятельностного подхода:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Постановка учебной задачи
- Открытие нового знания
- Первичное закрепление
- Самоанализ и самоконтроль
- Включение нового знания
- Рефлексия
Ход урока
№ п/п мин. | Цель этапа | УУД | Деятельность | ЭОР | Оценивание, формы контроля | Результат | ||||||
учителя | обучающихся | |||||||||||
1. Орг. Момент (2 мин) | Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу». | Личностные | Здравствуйте ребята! На протяжении нескольких уроков мы знакомились с историей средневекового города. Сегодня, дорогие ученики, мы окажемся на вершине средневековья. | Приветствуют учителя. Проявление интереса к уроку. | презентация | Не оценивается | Включение в учебный процесс | |||||
2. Актуализация знаний. (5 мин) | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся. | -Познавательные -Коммуникативные -Личностные | «Мозговой штурм» - ученики делятся на три группы (3 ряда). Ученики, сидящие на первой парте предъявляют на листке свой вопрос сзади сидящей паре. Те, в свою очередь, записывают ответ и свой вопрос следующей паре. Первый ряд, который быстрее и правильно ответит на вопросы, ставит себе на оценочный лист плюсики. | Демонстрируют знания, умения по предыдущей главе. Критично относятся к вопросам-ответам. | Критерии оценивания: вопрос-ответ конкретный, точный (взаимооценка – свои баллы учащиеся фиксируют в оценочных листах). | Фиксация имеющихся предметных знаний (умений), известных способов деятельности. | ||||||
3. Постановка учебной задачи | Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. | -коммуникативная; - познавательные: -общеучебные УД; -постановка и решение проблемы. | Прочитайте отрывок из трактата Эгидия Римского «О церковной власти»(1301 г). «Порядок же состоит в следующем: власть папы управляет душами, однако души управляют и по праву управлять телами. «…» Следовательно, власть священническая, которая управляет душами, также правит и вещами материальными. «…» Светские государи должны быть подчиненны Церкви и тогда, когда они поднимают свое копье, потому что они должны использовать это копье для нужд Церкви, на пользу вере, для увеличения духовных благ. | Выдвигают варианты цели, участвуют в их анализе, обсуждении. | 1 слайд | Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности. | Появление цели урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. | |||||
4 «Открытие нового знания» | Изучение новых знаний и способов действий. Построение проекта выхода из затруднения) | Личностные; Познавательные(логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания.) | Прием «Круг». Какой инструмент давления на светские власти был в распоряжении папской власти? | Слайды: 2 3 4 5 6 7 8 | Участие в диалоге, интерактивной беседе. | Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения, участие в диалоге. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем | ||||||
5.Первичное закрепление | Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. | Личностные; Общеучебные УД; Коммуникативные; | Прочитать пункт «Угрозы ересей» на с. 179 и ответить на вопросы: Что такое ересь? Кого называли еретиками? Почему появлялись ереси? Каких взглядов придерживались еретики? Что такое секта? Ответьте на вопрос: Чем были опасны ереси римско-католической церкви? | Учащиеся отвечают на вопросы. С помощью учебника корректируют ответы. | 9 10 11 | Корректируют свои предположения на основе работы с источником. После этого ответы сверяют с образцом на слайде и оценивают | Умение ориентироваться в тексте учебника. Умение использовать информацию источника, выделять ее для решения учебной задачи. Формирование навыков речевой деятельности | |||||
6.Самоанализ и самоконтроль | Этап применения знаний и способов действий. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | Познавательные: Логические УД; Коммуникативные | Впишите в места пробелов способы борьбы с еретиками: Крестовые походы. Отлучение от церкви. Ведение запрета на самостоятельное чтение Священного Писания. Создание инквизиции (XIII). | Самостоятельно индивидуально работают, записывают в тетради. | 12 13 | Ученики сверяют свои ответы с ответами на слайде. Оценивают ответы соседа по парте, записывают в оценочный лист. | Коммуникативное освоение способов совместной и индивидуальной учебной деятельности. | |||||
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Применить рассуждения, имеющиеся знания, собственный опыт. | Познавательные: Логические УД; Коммуникативные | На основе полученных знаний, опираясь на схему - рисунок слайда 27,предлагаю вам рассказать о механизме расходов церкви. | Учащиеся описывают схему-рисунок. | 27 | Оценивают свой ответ | Коммуникативное освоение способов индивидуальной учебной деятельности. | |||||
8.Рефлексия | Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Коммуникативная: монологическая; Познавательная: ОУД; Личностно-смысловая. |
| Ответы учащихся. | Оценивают свою работу и работу класса. | Умение систематизировать, обобщать изученное. Соотносить цели урока с результатом работы. Реализация личностного потенциала. |
Д.З. Сделать 2 таблицы. (Презентация)
Бенедикти́нцы (лат. Benedictini, Орден св. Бенеди́кта, лат. Ordo Sancti Benedicti, OSB) — старейший католический монашеский орден, основанный в Субиако и Монтекассино святым Бенедиктом Нурсийским в VI веке. Термин «бенедиктинцы» иногда употребляют по отношению к другим монашеским орденам, использующим «Устав святого Бенедикта»[1], например, камальдулам или цистерцианцам, что не вполне корректно.Падение нравственности монашества и духовенства, вмешательство светских властей в церковную жизнь привело к реформе монашеской жизни, — т. н. Клюнийская реформа (по названию аббатства Клюни). В это время, X—XI века от бенедиктинцев отпочковались ордена камальдулов и цистерцианцев.
В XIII веке возникли новые, бурно развивающиеся ордены доминиканцев и францисканцев, изменилась структура европейского общества, что предопределило начало упадка ордена бенедиктинцев. Еще более усилился этот упадок в ходе Реформации и секуляризации XVIII века.
Индульге́нция — в католической церкви — освобождение от временной кары за грехи[1], в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди.
Реликвии - останки святых и мучеников (мощи), их одежда и др. предметы, принадлежавшие им при жизни; почитаются верующими.
Десятина церковная - десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения
ЕРЕСЬ – религиозное учение, противоречившее официальному церковному учению (XII-XIII в.)
ЕРЕТИК – последователь ереси.
Инквизиция - общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.
Аутодафе – публичные наказания еретиков.
Томизм - «ведущее направление в католической мысли, основанное на учении Фомы Аквинского (XIII век).
Секта - любая религиозная группа, имеющая своё учение и свою практику, отличные от господствующей церкви или идеологии
Паломник - Веруюий человек, путешествующий к местам, которые считаются святыми
Мона́х— член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве. Монахи проживают в монастырях (обителях), пу́стынях, лаврах.
Язычник - это не христианин.
Т. е. человек, исповедующий ложные верования, в отличие от христианина, исповедующего Истину.
Язычество (от ст. -слав. языцы — народы, иноземцы) — обозначение нехристианских, политеистических религий в литературе христианских народов.
Папа римский - глава католической церкви и государства Ватикан. Избирается пожизненно (с 1389всегда из кардиналов) коллегией кардиналов. См. Папство.
Предварительный просмотр:
Урок по истории для 5 класса «Древняя Спарта»
Учитель истории: Остапенко И.В.
Тип урока :комбинированный.
Формы: групповая, индивидуальная
Методы: метод самостоятельного конструирования темы урока, исследовательский метод, метод сравнения, практический метод, практический метод (упражнения); метод контроля.
Цель: формировать умения сравнивать исторические явления, давать самостоятельную оценку историческим событиям, высказывать при этом собственные суждения, анализировать исторический источник, читать историческую карту, выделять и сравнивать элементы демократии в Афинах и Спарте.
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с особенностями развития Спартанского государства; сравнить с Афинским государством, а также изучить быт и нравы спартиатов. Закрепить изученный материал через работу с документами, текстом; в результате урока ученики должны знать, что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.
Развивающие:
- Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
- Формирование умения делать оценочные выводы;
- Формирование умений использовать различные источники информации;
- Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;
Воспитательные:
- Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
- Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;
- Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;
Ход урока:
Этапы урока и плана. | Деятельность учителя | Организация деятельности учащихся | ||
1Организационный момент. | Приветствие, отметка отсутствующих. Организация класса. | Приветствуют. Включаются в работу, отвечают. | ||
2. Актуализация знаний. | Задание 1. Ребята, давайте вспомним изученный материал отгадав загадки. (Солон был политиком, поэтом и мудрецом Афинского государства! В 594 г. до н. э. он начал свои реформы в этом государстве. Первым делом он освободил всех должников от кабалы - долгового рабства. Все граждане государства стали участвовать в выборах главного органа власти и судей, могли присутствовать на любых судебных заседаниях Таким образом, реформы Солона заложили основы демократии, т. с. власти демоса.) 1. Он написал про Илиаду и Одиссея, 2. Как в Греции звать 3. Для всех свободных афинян – 4. Как называли власть такую, 5. Знать совет свой создала, 6. Что за камень появился 7. Он уваженье всех снискал | Отгадывают загадки. | ||
3. Постановка учебной задачи | В древнем мире существовал военный народ. Про их военную жизненную организацию слагаются мифы, их порядки и методы воспитания детей приводят в замешательство. Но все это делало народ по - истине великими воинами. И так ребята, предположите, какую тему сегодня мы будем изучать? | Отвечают на вопросы учителя. | ||
4. Открытие нового знания (Слайд 1, 2) | Объявление новой темы, плана урока: 1. Географическое положение Древней Спарты. 2. Спартанцы и илоты. 3. Спартанское воспитание 4. Государственное устройство | Участвуют в рассказе учителя, записывают в тетради. | ||
5.Первичное закрепление | Задание 2. Спарта располагалась на полуострове Пелопоннес. Лаконика – это область, где проживали спартанцы. Другая область- Мессения. Сравниваем природные условия Афин и Спарты. | Работа с картой | ||
6.Самоанализ и самоконтроль | Объяснение материала идет параллельно с показом слайдов. Для объяснение данного пункта плана можно обратиться к информации в учебнике. Они жили, не тужили В Греции любимой. Но пришли спартанцы – вмиг Их они разбили. В рабов превратили. И могли убить иль высечь Просто без причины. (Илоты) Олигархия – власть немногих. Следует разъяснить, что высшим органом власти был Совет старейшин, который следил за выполнением законов и принимал самые важные для государства решения. Народное собрание состояло из мужчин-спартанцев и выбирало старейшин, объявляло войну, заключало мир. Власть архагетов (царей) была невелика: они входили в Совет старейшин, командовали войском и передавали свою власть по наследству. На самой низшей ступени стоят бесправные илоты-рабы. | Записывают в тетради, отвечают на вопросы | ||
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Просмотрите текст, найдите незнакомые слова. Давайте запишем их значения. Для закрепления – загадка: Здесь правит бал Совет, | Отгадывают загадку | ||
8.Рефлексия | Давайте, вместе сформулируем ответы на вопрос: 1.Гос.устройство Спарты 2.Жители Спарты 3.Географическое местоположение Спарты Пар. 27. Составить сценки и воспитании в Спарте, О Спартанском государственном устройстве, о Совете старейшин. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. Отвечают на вопросы. |
Сравнительная таблица Афин и Спарты в полном виде
Линии сравнения | Афины | Спарта |
Население | Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос). | Спартанцы и илоты (рабы) |
Занятия | Садоводство, Мореплавание Виноградарство Скотоводство (овцы, козы) Основные занятия ремесло и торговля.
| Главные занятия земледелие (илоты) и война (спартанцы). |
Управление | Закладываются основы демократии. | Олигархия - власть немногих (спартанцев). |
Новые слова:
Полис -город-государство со своим правительством, войском и территорией
Демос – простой народ Элины – греки так себя называли Варвары – так называли другие народы
Акрополь – верхний город Агора – рыночная площадь, Граждане – свободные люди Греции.
Великая колонизация – трехсотлетнее образование греческих полисов. Амфора – большие глиняные сосуды,
Аристократия – знатные, богатые, образованные люди. Тиран – единовластный правитель, пришедший ко власти военным путем.
Закрепление полученных знаний
1. В афинском государстве правителей называли:
а) царями (архагетами)
б) брахманами
в) архонтами
г) фараонами
2. В Спарте правителей называли:
а) архагетами (царями)
б) Брахманами
в) архонтами
г) фараонами
3. Главным занятием спартанцев было:
а) ремесло
б) земледелие
в) военное дело
г) рыболовство
4. Высшим государственным органом в Спарте был (о):
а) Ареопаг
б) народное собрание
в) Совет старейшин
г) архагет
СЦЕНКА «Воспитание в Спарте»
1Автор: Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Юных спартанцев учили говорить кратко, давать точные ответы, что получило название лаконичная речь по названию области Лакония. Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту они учили мало. Зато мальчики и девочки напряженно занимались гимнастикой: состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья. Мальчики часами разучивали под звуки флейты военные песни, с которыми спартанцы шли в бой.
2Спартанец: я должен отнести наших близнецов к старейшинам.
3Спартанка: Как уже, ведь они лишь 2 дня как появились на свет, неужели тебе их не жаль?
Спартанец: Ты же знаешь, что от меня ничего не зависит. (Уходят.)
Автор: Старейшины тщательно осмотрели обоих малышей и вынесли свое решение. Первого мальчика признали здоровым и сохранили ему жизнь, сказав, что из него вырастет хороший воин. А второго мальчика призвали хилым, нашли на его теле какие-то непонятные пятна и вынесли решение сбросить его в пропасть.
Автор: прошло 7 лет
Спартанка: завтра нашему сыну исполняется 7 лет, последнего мальчика отберут у нас и он начнет свою жизнь, будет находиться при отряде, не мы, а государство будет его воспитывать
Спартанец: ну и что он не один такой все мальчики проходят через это, все мальчики так растут отдельно от родителей. Детей обучают стойко переносить неудобства и лишения: пусть сейчас они бегают полуголыми и необутыми, спят на подстилках, которые сами себе готовят, ломая голыми руками тростник, мало едят, сами учатся доставать себе пищу, но это их закалит и сделает сильными воинами
Спартанка: но ему не будет хватать еды и он, как и другие будет красть ее в чужих огородах, кладовых и даже в храмах. А если он попадется, его изобьют плетью, а вдруг…. Я не перенесу еще одну потерю
Спартанец: наказывают не за то, что украл, а зато, что неумело своровал и попался. Наш сын умен и хитер, он никогда не попадется, не опозорится сам и нас не опозорит, будет хорошим воином – настоящим спартанцем
Предварительный просмотр:
Урок по истории для 5 класса «Греческие полисы и великая колонизация»
Учитель истории: Остапенко И.В.
Тип урока :комбинированный.
Формы: групповая, индивидуальная
Методы: метод самостоятельного конструирования темы урока, исследовательский метод, метод сравнения, практический метод, практический метод (упражнения); метод контроля.
Цель: Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общей закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями.
Задачи:
Образовательные:
в результате урока ученики должны знать, что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.
Развивающие:
- Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
- Формирование умения делать оценочные выводы;
- Формирование умений использовать различные источники информации;
- Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;
- Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.
Воспитательные:
- Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
- Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;
- Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;
Ход урока:
Этапы урока и плана. | Деятельность учителя | Организация деятельности учащихся | ||
1Организационный момент. | Приветствие, отметка отсутствующих. Организация класса. | Приветствуют. Включаются в работу, отвечают. | ||
2. Актуализация знаний. | Проверка д.З. читают сообщения по рядам. | Зачитывают сообщения. Пересказывают параграф, отвечают на вопросы | ||
3. Постановка учебной задачи | Прежде, чем приступить к новой теме, вспомним, а что означают слова Религия и Миф, ведь сегодня мы их будем использовать их в своей речи часто. Религия-это вера человека в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им. Миф (в переводе с греческого - предание)- сказание о сотворении мира и человека, о деяниях древних богов и героев и других фантастических существах. И так ребята, предположите, какую тему сегодня мы будем изучать? | Отвечают на вопросы учителя. | ||
4. Открытие нового знания | Лет 300 Греция находилась в упадке развитие было замедленно (культура, забыли письмо, не умели строить корабли). Но у них было одно важное преимущество о котором мы сейчас послушаем. Ваша задача внимательно послушать, просмотреть иллюстрации и подумайте, что же ученые называют «Греческим чудом»? В следующие 300 лет греки смогли обогнать в развитии все соседние страны. Они сделали решающий шаг от первобытности к цивилизации, создали свою культуру, которая отличалась от всех культур Дальнего Востока и это назвали «Греческим чудом» В отличии от стран Востока Греция развивала по – своему. Каждый Греческий город стал центром небольшого самостоятельного государства (с правительством, войском, территорией..) | Участвуют в рассказе учителя. | ||
5.Первичное закрепление | Люди верили богам и уважали их. «Во имя богов Олимпа!»- это была самая святая клятва у людей. Мы уже говорили, что боги были похожи на людей, у них тоже были слабости, страсти, чувства. Они негодовали, ревновали, завидовали и влюблялись как люди. О них сложено много мифов. | Отвечают | ||
6.Самоанализ и самоконтроль | Вспомните, по каким историческим источникам ученые историки получают знания о прошлом? Что такое мифы и к какому виду исторических источников они относятся? Миф- это фантастическое сказание о богах и героях .Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В настоящее время мы можем узнать их из произведений древнегреческих поэтов Гомера, Эсхила, Софокла. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре. Записываем новые слова, объясняем их значение. | |||
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Просмотрите текст, найдите незнакомые слова. Давайте запишем их значения. | Ищут слова. Записывают в тетради. | ||
8.Рефлексия | Давайте, вместе сформулируем ответы на вопрос: Что такое греческое чудо? Что называется полисом? Каковы причины великой колонизации греков?1.Я познакомился с ...2 .Было непросто ...3 .Я добился ...4 .У меня получилось ... 5 .Хотелось бы ...6 .Мне запомнилось ...7.Я попробую ... Д.З. Подготовить сообщения о Зевсе - 1 ряд, Посейдоне – 2 ряд, о Геракле – 3 ряд. Поготовить мини-мифы. | Пар 25 в .2, 3. Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. Отвечают на вопросы. |
Новые слова:
Полис -город-государство со своим правительством, войском и территорией
Демос – простой народ Элины – греки так себя называли Варвары – так называли другие народы
Акрополь – верхний город Агора – рыночная площадь, Граждане – свободные люди Греции.
Великая колонизация – трехсотлетнее образование греческих полисов. Амфора – большие глиняные сосуды,
Аристократия – знатные, богатые, образованные люди. Тиран – единовластный правитель, пришедший ко власти военным путем.
Предварительный просмотр:
Урок по истории для 5 класса «Греция и Крит эпоху бронзы»
Учитель истории: Остапенко И.В.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы: групповая, индивидуальная
Методы: метод самостоятельного конструирования темы урока, исследовательский метод, метод сравнения, практический метод, практический метод (упражнения); метод контроля.
Цель: Сформировать у обучающихся представления о событиях греческой истории, географических и природных условиях
Задачи:
Образовательные:
в результате урока ученики должны знать, что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.
Развивающие:
- Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
- Формирование умения делать оценочные выводы;
- Формирование умений использовать различные источники информации;
- Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;
- Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.
Воспитательные:
- Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
- Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;
- Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;
Ход урока:
Этапы урока и плана. | Деятельность учителя | Организация деятельности учащихся | ||
1Организационный момент. | Приветствие, проверка готовности к уроку. Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, тетрадей. Какую главу мы закончили изучать? Назовите страны Древнего Востока?. План изучения нового материала: | Приветствуют. Включаются в работу, отвечают. | ||
2. Актуализация знаний. | Учитель: Эллин! Твоя страна - прекрасная Эллада. Расскажи нам о ней. Клио: Рассказ мой будет долгим. О, бессмертные боги! Повелели вы мне все людские дела и события заносить в один свиток заветный. И с тех пор этот свиток историей звали, а меня нарекли богиней истории – Клио. С незапамятных лет и поныне муза моя вездесуща. Знаю все, что творимо везде и людьми, и богами. Ведаю все! О, великомудрые! Предлагаю вам вместе со мной приоткрыть славнейшего свитка страницы, дабы чтить наших предков великих. Слушайте меня и помните историю древнего мира. | Ответы учеников Западная Азия ( Египет, Финикия, междуречье, Вавилон и тд.) Юго- восточная Азия (Индия и Китай) -Климатические условия. -Финикия, это морская страна. | ||
3. Постановка учебной задачи | Одним из первых государств в Европе бала Греция. Откройте учебник на стр. 119 и прочитайте тему нашего урока. Прочитайте первый пункт. 1 задание Обратите внимание на карту на стр.119. вы должны описать местоположение Греции, моря омывающие и т.д. Кто будет готов, поднимаем руку. На работу 3 мин. Заполните таблицу. | Индивидуально работают. Ответы учеников. | ||
4. Открытие нового знания | Крит- остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли. Древнегреческий поэт Гомер так описал остров Крит в поэме “Одиссея”. Есть такая страна посреди – цветного моря, Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый, В нем городов - девяносто, а людям, так нету и счета … Кносс – между всех городов величайший на Крите. Царил в нем девятилетьями мудрый Минос… Беседа о Крите. - Назовите местоположение острова Крит. - Как местоположение Крита влияло на занятия критян? - Из каких источников мы берем сведения об острове? В чем сходство или различие местоположения и занятий жителей острова Крит и городов Древней Греции? | Участвуют в рассказе учителя. Сообщения учащихся о Крите. | ||
5.Первичное закрепление | Как природные условия Древней Греции оказали (повлияли) на культуру, хозяйственную деятельность страны? Обучающиеся на карте показывают границы полуострова(моря).Рассказывают о береговой линии, удобных бухтах. 2) Другая важная особенность природы Греции состоит в том, что это горная страна. Лесов в Греции было мало, каменистые склоны гор были голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривлёнными стволами. Такой лес не годился для построек. 3) Третья особенность природы Греции заключается в том, что здесь нет полноводных рек, как Нил, Евфрат или Инд. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются и клокочут. Но уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара до + 40 ˚ (в тени), когда выгорает трава, склоны гор приобретают желтоватый оттенок. Эти природные условия во многом повлияли на основные занятия жителей Греции. Занимались древние греки: ремеслом, рыбной ловлей, хлебопашеством, торговлей. Вывод: в Греции сама природа заставляла человека овладевать всеми видами хозяйственной деятельности на суше и на море. На каменистых холмах и равнинах Эллады в поте лица трудились земледельцы, возделывавшие виноградники, оливковые сады и хлебные поля. Три растения - виноградная лоза, масличное дерево и пшеничный колос - были священны для греческого крестьянина. Они дарили ему главные продукты питания – вино, оливковое масло и хлеб. | Ответы учащихся. В беседе ученики делают вывод, что природные условия Древней Греции повлияли на культуру, хозяйственную деятельность страны (примерный ответ) | ||
6.Самоанализ и самоконтроль | Вспомните, по каким историческим источникам ученые историки получают знания о прошлом? Что такое мифы и к какому виду исторических источников они относятся? Задание: Прочитайте миф о Минотавре и подумайте, какие факты являются достоверными, а какие вымысел? Миф- это фантастическое сказание о богах и героях .Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В настоящее время мы можем узнать их из произведений древнегреческих поэтов Гомера, Эсхила, Софокла. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре. Записываем новые слова, объясняем их значение. | |||
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Задание 3. Составить синквейн. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме. Ахейцы, Тесей, Арианда. | Составляют синквейн, работают в группах. | ||
8.Рефлексия | 1.Я познакомился с ...2 .Было непросто ...3 .Я добился ...4 .У меня получилось ... 5 .Хотелось бы ...6 .Мне запомнилось ...7.Я попробую ... | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. Отвечают на вопросы. |
Таблица: Древняя Греция
Местоположение Древней Греции (острова, полуострова, моря, города) | Занятия древних греков |
Новые слова:
Ахейцы - древнегреческие племена Кнос – Столица царства Миноса на о.Крите. Минос – царь на о.Крит. Фреска — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом.
Миф - фантастическое сказание о богах и героях. Тесей – сын афинского царя Эгея. Минотавр – чудовище с человеческим телом и головой быка.
Ариадна – дочь царя Миноса.
Карточка 1. Составить синквейн со словом Ахейцы
1.На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
2.На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
5.Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Фамилии:_________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 2. Составить синквейн со словом Тесей
Составить синквейн со словом Кир Великий,
1.На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
2.На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
5.Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Фамилии: ____________________________________________________________________________________________________________
Карточка 3. Составить синквейн со словом Ариадна
1.На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
2.На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
5.Пятая строчка – это слово-резюме, выражает личное отношение учащегося к теме.
Фамилии:____________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Урок по истории для 5 класса «Поэмы Гомера»
Учитель истории: Остапенко И.В.
Тип урока :комбинированный.
Формы: групповая, индивидуальная
Методы: метод самостоятельного конструирования темы урока, исследовательский метод, метод сравнения, практический метод, практический метод (упражнения); метод контроля.
Цель: Сформировать у обучающихся представления о событиях греческой истории, географических и природных условиях
Задачи:
Образовательные:
в результате урока ученики должны знать, что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.
Развивающие:
- Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
- Формирование умения делать оценочные выводы;
- Формирование умений использовать различные источники информации;
- Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;
- Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.
Воспитательные:
- Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
- Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;
- Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;
Ход урока:
Этапы урока и плана. | Деятельность учителя | Организация деятельности учащихся | ||
1Организационный момент. | Приветствие, проверка готовности к уроку. Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, тетрадей. План изучения нового материала: | Приветствуют. Включаются в работу, отвечают. | ||
2. Актуализация знаний. | 3 ученика начинают работу с карточками (10 минут) Опрос Д/З. 2 ученика | Работают с карточками. Пересказывают параграф, отвечают на вопросы | ||
3. Постановка учебной задачи | Индивидуально работают. Ответы учеников. | |||
4. Открытие нового знания | Поэмы Гомера - неотьемлемая часть общеевропейской культуры. Их сюжет и персонажи в течение столетий были близки каждому образованному человеку, поскольку эти поэмы входили в обязательное классическое образование. | Участвуют в рассказе учителя. | ||
5.Первичное закрепление | Прочитайте пункт 2. Составьте план в тетради. Стр. 125 | Составляют план. Ответы учащихся. | ||
6.Самоанализ и самоконтроль | Вспомните, по каким историческим источникам ученые историки получают знания о прошлом? Что такое мифы и к какому виду исторических источников они относятся? Задание: вопрос 2 стр 129 бронзовый век (с конца IV до начала I тыс. до н. э.), железный век (с I тыс. до н. э.). Миф- это фантастическое сказание о богах и героях .Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В настоящее время мы можем узнать их из произведений древнегреческих поэтов Гомера, Эсхила, Софокла. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре. Записываем новые слова, объясняем их значение. | |||
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Несмотря на то, что сама одиссея (то есть странствия) главного героя заняли 10 лет, все события в «Одиссее» происходят в течение 40 суток. Причем главными событиями наполнено всего 9 дней. Временные рамки произведения расширяются за счет многочисленных вставных новелл. В поэме содержится ряд астрономических указаний, которые некоторые исследователи трактуют как позволяющие определить «точное время» путешествия. Так, согласно исследованиям ученых Национальной академии наук США Одиссей вернулся домой 16 апреля 1178 года до н. э., эта дата была определена благодаря множеству упоминаний положения небесных тел (Меркурий, Луна, Венера, созвездия Волопас и Плеяды)[1][2]. Структура поэмы | Составляют вопросы к полученной информации. | ||
8.Рефлексия | 1.Я познакомился с ...2 .Было непросто ...3 .Я добился ...4 .У меня получилось ... 5 .Хотелось бы ...6 .Мне запомнилось ...7.Я попробую ... | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. Отвечают на вопросы. |
Новые слова:
Поэма - повествовательное художественное произведение в стихах
Карточка 1. Составить синквейн со словом Ахиллес
1.На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
2.На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
5.Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Фамилии:_________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 2. Составить синквейн со словом Патрокл
Составить синквейн со словом Кир Великий,
1.На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
2.На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
5.Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Фамилии: ____________________________________________________________________________________________________________
Карточка 3. Составить синквейн со словом Одиссей
1.На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
2.На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
5.Пятая строчка – это слово-резюме, выражает личное отношение учащегося к теме.
Фамилии:____________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа.
Задание 1. Объясните значение слов.
1. Ахейцы –
2. Миф –
3. Минотавр –
4. Кнос –
5. Минос –
6. Тесей –
7. Ариадна-
Задание 2. Составить синквейн со словом Ахейцы
1.На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
2.На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
5.Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Ф.И. :___________________________________________________________________________
Класс: 5 «___»
Предварительный просмотр:
Учитель истории: Остапенко И.В.
Тема урока: «Единое государство в Китае»
Тип урока: комбинированный
Формы: групповая, индивидуальная
Методы: метод самостоятельного конструирования темы урока, исследовательский метод, метод сравнения, практический метод, практический метод (упражнения); метод контроля.
Цель: формирование целостного представления о развитии Китая в эпоху железа, знакомство с династией Цинь.
Задачи:
Образовательные:
в результате урока ученики должны знать, что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.
Развивающие:
- Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
- Формирование умения делать оценочные выводы;
- Формирование умений использовать различные источники информации;
- Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;
- Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.
- Продолжать развивать у учащихся способности к историческому воображению через работу с символами на уроке.
Воспитательные:
- Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
- Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;
- Воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо.
- Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;
Ход урока:
Этапы урока и плана. | Деятельность учителя | Организация деятельности учащихся | |
1 .Организационный момент. | Приветствие, проверка готовности к уроку. Организация класса. Класс делится на 3 команды путём жеребьёвки. | Приветствуют. | |
2. Актуализация знаний. | Какую тему мы с вами закончили изучать? Вспомните ребята: назовите и покажите по карте. Какие новые государства появились в Западной Азии в первом тысячелетии до нашей эры? Почему могущественные державы могли образоваться только в железном веке?
1.Гробница египетских фараонов (пирамида) 2. Правила поведения, установленные государством (законы) 3. Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями (касты) 4. Такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов (государство) 1.Денежный сбор в пользу государства (налоги) 2. Скульптура льва с головой человека (сфинкс) 3. Большое сильное государство (держава) 4. Люди, не входившие ни в одну из каст в Индии (неприкасаемые) | Ответы учеников Внимание на кроссворд. Решают кроссворд. | |
3. Постановка учебной задачи | Найдите на карте страну, по которой протекают 2 реки Хуанхе и Янцзы. Назовите эту страну. Правильно! Китай - это государство, о котором сегодня пойдет речь на нашем уроке. | Ответы учеников. | |
4. Открытие нового знания | Древнейшие государства в Китае возникли на берегах Хуанхэ в период бронзы (см. § 10). В УI (б) веке до н.э. китайцы начали обрабатывать железо. Это позволило вырубить густые леса в долине Янцзы — второй великой реки Китая. Теперь царства образовались и в отдалении от больших рек. Границы между ними разъединяли людей, препятствовали их культурным и хозяйственным связям. В одних государствах использовались бронзовые монеты в форме ножа, в других — в форме лезвия мотыги, в третьих — круглые, с квадратным отверстием посредине. Это мешало развитию торговли. Между китайскими царствами постоянно велись кровопролитные войны, разорявшие страну. Раздробленный Китай не мог успешно обороняться от внешних врагов. Горестное положение Китая болью отзывалось в сердцах лучших людей страны. В УI (6) веке до н.э мудрец по имени Конфуций призывал китайцев человечности и уважению старших. Впоследствии его учение стало очень популярным и было назвал конфуцианством. Объединение страны оказалось возможным только с наступлением железного века. Орудия труда усовершенствовались, население увеличилось, государственная власть и армии окрепли. В результате крупные царства подчиняли себе мелкие. К III веку до н.э. в Китае осталось 7 крупных царств. | Участвуют в рассказе учителя. | |
5.Первичное закрепление | К каким изменениям привело открытие железа? Где возникли новые государства? Почему требовалось объединение Китая? Почему оно стало возможным? На западной окраин Китая было расположено государство Цинь. Его правители создали сильную армию, вооружённую железным оружием. Основу армии составляла пехота с мечами и арбалётами (самострелами или улучшенными луками). Циньские воины были защищены доспехами, но не имели щитов: им полагалось нападать, а не обороняться. Вместо отрядов колесниц была организован многочисленная конница, в армии введена строжайшая дисциплина. Какая подобная армия была создана в западной Азии еще раньше? | ||
6.Самоанализ и самоконтроль Великая Китайская стена. Изобретения древних китайцев. | В 221 году до н.э., после 17 лет не прерывных войн, правитель Цинь разгромил своих противников и объединил весь Китай. Он стал называть себя Цинь Шихуан, что значит «пер вый властелин Цинь». По его приказу срыли укрепления на границах прежних царств и страну поделили на 36 областей во главе с наместниками. Цинь Шихуан ввёл единую для всего Китая монету, единые меры веса, установил единые законы и одинаковое написание иероглифов. На юге Цинь Шихуан захватил большую территорию от Янцзы до Южно-Китайского моря. На севере, в верхнем течении Хуанхэ, разгромил кочевые племена гуннов (хунну). На жизнь властителя Китая не раз совершали покушения. Цинь Шихуан выстроил в столице 37 дворцов, соединявшихся длинными переходами, и не ночевал дважды в одном и том же помещении, опасаясь, что его убьют. Он умер ещё не старым человеком. Археологи раскопали подземную гробницу Цинь Шихуана. В ней обнаружили б тысяч глиняных статуй конных и пеших воинов в полном вооружении. ( с. 108) Непобедимая армия Цинь Шихуана должна была охранять его и после смерти. Самым знаменитым памятником правления Цинь Шихуана является Великая Китайская стена, подобной которой в мире нет. . (рассказ учителя, работа с иллюстрациями) ЛЕГЕНДА О Ю ВАНЕ Царь мало занимался делами государства, он больше всего любил праздники и развлечения. Однажды он захотел развлечь свою жену Бао Сы и приказал зажечь сигнальные костры на всех укреплениях на границе. Тогда все соседние правители немедленно собрались со своими войсками. Узнав, что все это просто шутка, они, разозленные, вернулись обратно, а Бао Сы очень смеялась. Но вот враги действительно напали, и снова были зажжены костры. Но никто не явился на помощь, потому что никто не поверил, что костры горят не зря. (совместное чтение + работа с иллюстрациями) К северу от Китам обитали воинственные племена кочевников хунну. Они постоянно нападали на границы Китам. Для защиты от хунну Цинь Шихуан возвёл единую цепь укрепления вдоль северной границы, соединив между собой все уже существовавшие стены и башни. На грандиозную стройку собрали сотни тысяч крестьян, рабов, воинов, преступников. Многие умирали на тяжелых, непосильных работах. По преданию, тела умерших замуровывали в строившуюся стену. Она такая широкая, что по ней свободно может проехать тройка лошадей. Стена сложена из больших обтёсанных камней и крупного кирпича, а внутри из утрамбованной земли и щебня. На расстоянии двойного полёта стрелы друг от друга над стеной возвышаются квадратные башни. В случае опасности воины зажигали на верхних площадках башен хворост, и сигнал передавался по всей стене. В древности башен было около 60 тысяч, а до нашего времени сохранилось примерно 20 тысяч. Протяжённость стены — около 4 тысяч км. Она тянется вдоль всей северной границы Китая, взбираясь по крутым склонам гор и спускаясь в долины и ущелья. Китайцы называют её «стеной 10 тысяч ли (ли — мера длины, равная половине километра). Грандиозное строительство оказалось возможным только потому, что в Китае образовалась могущественная держава с деспотической царской властью. Стену возводили 10 лет, и всё же Цинь Шихуану не удалось достроить её до конца. Стену продолжали укреплять ещё более 1000 лет. Государственные преобразования, содержание большой армии, невиданное по размаху строительство требовали огромных средств. Налоги и повинности возросли во много раз. Не уплативших налоги обращали в рабство. После смерти Цинь Шихуана в Китае начались волнения. династия Цинь была свергнута. Вожди восставших превратились в новую знать, а безродный староста маленькой деревушки стал основателем новой царской династии. (Рассказ учителя) ЛЕГЕНДА О ВОЛШЕБНОМ КОНЕ. Был у Цинь Шихуана волшебный конь. Глаза его были из огня, тело было из облака. Поднимался конь по горам, и, где он топал ногой, там вырастала башня. ЛЕГЕНДА О ВОЛШЕБНЫХ АМУЛЕТАХ Землекопам и камнетесам было тяжело работать, они совсем обессилели, и бог сжалился над ними. Кинул им амулеты, и появились у них необыкновенные силы, стали они выполнять намного большую работу, чем требовали начальники. Узнал об этом Цинь Шихуан и хитростью завладел амулетами рабочих. С их помощью император сделал всех рабочих силачами. Так выстроили они стену десяти тысяч ли. Из паутинных мешочков (коконов), которые создают шелковичные черви, китайцы научились изготовлять шёлк, красивую и прочную ткань, которая высоко ценилась во всём древнем мире. Главный торговый путь через Азию, начинавшийся на севере Китая под защитой Великой Китайской стены, получил название Великий шёлковый путь. В конце 1(1) тысячелетия до н.э. в Китае появилось другое замечательное изобретение — бумага. Её изготовляли из волокон бамбука, коры деревьев и тряпья. Их превращали в кашицу и заполняли ими специальную рамку с сетчатым дном. Форму встряхивали, при этом волокна переплетались, а лишняя вода стекала. Полученный лист бумаги сушили и прессовали. Китайцам надо отдать пальму первенства и в производстве первых бумажных денег и игральных карт. Идея бумажных денег возникла еще в древности. Китайский император, правивший на рубеже 2 — 1 веков до н. э., приказал выпустить казначейские билеты, так как военные походы против гуннов опустошили империю и качество металлических денег резко снизилось. Каждый чеканный двор был обязан выпустить казначейские билеты, равные 400 тысячам медных монет. Правда, билеты изготавливались не из бумаги, а из шкуры редкого животного — белого оленя. Они были квадратные, со специальным рисунком. В Средние века китайцы вернулись к этой идее и стали выпускать бумажные деньги. Это случилось в 800 году. В Европе первые бумажные деньги были отпечатаны в Швеции в 1601 году. Китайцы первыми изобрели бумажные игральные карты. Это произошло в 9 веке. В Европе они появились только в 14 веке. Китайцам принадлежит немало выдающихся изобретений. Это компас, фарфор, порох и многое другое. Китайцы первыми в мире стали выращивать чай. Компас с намагниченной иглой был изобретен китайцами в Средние века, а в древности существовала другая его модель — синан. Из куска природного магнитного железняка выделывалась ложка с короткой ручкой. Ее ставили на отполированную каменную плитку. Ложка начинала вращаться до тех пор, пока ее ручка не указывала на юг, так как большая часть ложки притягивалась к северу. Производство шелка началось в Китае еще в эпоху бронзы, то есть во втором тысячелетии до н.э. Собранными с тутовых деревьев листьями кормили тутового шелкопряда. Куколку высушивали на солнце, шелк наматывали на деревянную раму и из него изготовляли ткань. На протяжении двух с половиной тысяч лет шелк оставался тщательно оберегаемой монополией Китая. Лишь в 552 году шелковичных гусениц контрабандой, в трубке бамбука, доставили в Константинополь — императору. Попытка раскрыть секрет его изготовления каралась смертной казнью. Китайские императоры откупались от кочевников-гуннов кусками шелка. | Ответы учащихся. | |
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Составить синквейн. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. ^ Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме. Цинь Шихуан, Великая Китайская стена, Конфуций. | Составляют синквейн, работают в группах. | |
8.Рефлексия | 1.Я познакомился с ... 2 .Было непросто ... 3 .Я добился ... 4 .У меня получилось ... 5 .Хотелось бы ... 6 .Мне запомнилось ... 7.Я попробую ... Вопросы для ответа: 1. При какой династии Китай впервые объединился? 3. Какую религию принял Ашока? 4. Кто был основателем религии? 5. Что произошло с державой Маурьев после смерти Ашоки? 6. Что получил мир в наследство от древних индийцев? (шахматы, цифры) Объединению Индийского государства мешал кастовый строй. Необходимо было другое учение, которое могло сплотить народ и повлиять на его объединение. Такой религией стал буддизм. Объединение Индии произошло в 3 тыс. до н.э. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. Отвечают на вопросы. |
Рупия – денежная единица «овца» Индоарии- племена арийцев добравшихся до Индии. Раджа – царь небольшого государства в долине Ганга. Варна – группа населения, по рождению индийца.1 Брахманы– учителя и жрецы (священники);(2) Кшатрии– воины, дворяне и короли;
(3) Вайшьи – земледельцы, торговцы и предприниматели;
(4) Шудры – слуги и рабочие. Неприкасаемые отдельный слой самых бедных и несчастных. Они «невидимые» и даже не считаются кастой. С ними нельзя общаться и их нельзя дотрагиваться до них.
Ка́ста — сословие или раса, на которые распадается население Индии.
Карточка 1.
- Значки, которыми писали в Египте (иероглифы)
- Священная книга христиан (библия)
- Знатные люди, царские советники, военачальники( вельможи)
- Непроходимые леса в Индии (джунгли).
Карточка 2
1.Гробница египетских фараонов (пирамида)
2. Правила поведения, установленные государством (законы)
3. Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями (касты)
4. Такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов (государство)
Карточка 3
1.Денежный сбор в пользу государства (налоги)
2. Скульптура льва с головой человека (сфинкс)
3. Большое сильное государство (держава)
4. Люди, не входившие ни в одну из каст в Индии (неприкасаемые)
Предварительный просмотр:
Учитель истории: Остапенко И.В.
Тема урока: «Образование державы Маурьев в Индии»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы: групповая, индивидуальная
Методы: метод самостоятельного конструирования темы урока, исследовательский метод, метод сравнения, практический метод, практический метод (упражнения); метод контроля.
Цель: формирование целостного представления о развитии Индии в эпоху железа, знакомство с образованием державы Маурьев.
Задачи:
Образовательные:
в результате урока ученики должны знать, что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.
Развивающие:
- Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
- Формирование умения делать оценочные выводы;
- Формирование умений использовать различные источники информации;
- Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;
- Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.
- Продолжать развивать у учащихся способности к историческому воображению через работу с символами на уроке.
Воспитательные:
- Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
- Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;
- Воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо.
- Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;
Ход урока:
Этапы урока и плана. | Деятельность учителя | Организация деятельности учащихся | |
1 .Организационный момент. | Приветствие, проверка готовности к уроку. Организация класса. Класс перед входом в кабинет делится на 3 команды путём жеребьёвки. | Приветствуют. | |
2. Актуализация знаний. | Какую тему мы с вами закончили изучать? Вспомните ребята: назовите и покажите по карте. Какие новые государства появились в Западной Азии в первом тысячелетии до нашей эры? Почему могущественные державы могли образоваться только в железном веке? Какие племена жили на территории Мидии? Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с природными условиями, занятиями и религией народов- государства, название которого зашифровано в кроссворде. | Ответы учеников Внимание на кроссворд. Решают кроссворд. | |
3. Постановка учебной задачи | Правильно! Индия - это государство, о котором сегодня пойдет речь на нашем уроке. Итак, кто может рассказать и показать нам, где находиться Индия? Какие реки протекают в Индии? Чем омывается Индия? (расположена на п-ове Индостан, реки Инд и Ганг, омывается Индийским океаном) | Ответы учеников. | |
4. Открытие нового знания | Племена ариев были кочевниками и поэтому, переходя с места на место, им необходимы были новые пастбища, поскольку их главным занятием было -----------(скотоводство). Отсюда происходит название денежной единицы Индии- рупия(овца). А слово война означало –«стремление добыть коров». Постепенно кочевые племена добрались до Индии, где стали вести оседлый образ жизни, для них по - прежнему главным занятием было скотоводство, постепенно они стали подчинять себе местное население и заниматься земледелием. Постепенно всё население стало называться индийцами. В начале первого тыс. до н.э. индийцы научились обрабатывать железо, и это внесло большие изменения в жизнь жителей Индии. Какие же занятия были у индийцев? | Участвуют в рассказе учителя. | |
5.Первичное закрепление | 1. Занятия населения Индии Предположите, чем могло заниматься население, проживающее в Индии? Железными орудиями труда индийцы расчищали джунгли, вырубали деревья, выжигали пни и кустарники. Так люди готовили участки земли для выращивания зерновых культур: пшеницы, ячмень для скота. На заболоченных местах выращивали рис. Путешественники, побывавшие в Индии, рассказывали удивительные истории об этой стране. Вам предстоит не только внимательно слушать, но и ответить на вопрос: Лгал ли путешественник; почему ему не верили слушатели? О чем говорил путешественник? Вот, что он рассказал: -Какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку. -Ну, какой же ты враль и выдумщик! - не хочешь - не верь! Я видел это своими глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё красивые и прочные ткани….Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становиться твердым и хрустит на зубах подобно соли, а на вкус слаще пчелиного мёда! -Враньё!... на свете нет ничего слаще пчелиного мёда! Готовы ли вы ответить на вопросы? Лгал ли путешественник; почему ему не верили слушатели? О чем говорил путешественник? А сейчас проверим, кто был прав из вас, отвечая на вопрос. Вы уже знаете, что индийцы выращивали скот, но и тут не обошлось без особенностей. Мясо не всех животных они употребляли в пищу. Таким животным была корова – это священное животное. Как вы думаете, почему, так люди относились к корове? Корова – кормилица, она дает молоко, творог, простоквашу. Еще в древности именно корова помогала племенам выжить во время не урожаев. До сегодняшнего дня корова – почитаемое животное в Индии. Современные законы Индии запрещают убивать это животное. Итак, ребята сделаем вывод о том, какие занятия были главными у индийцев? Составить синквейн. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. ^ Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме. Пурпур, Иордан, Ассирийская армия | Законы Вавилонские, древние, Придуманные, составленные мудрым царем, Устанавливающие порядок в стране, Правила. Закон Жестокий, но справедливый, Разрешает, запрещает, наказывает, Карает провинившихся сурово всегда, Необходимость. | |
6.Самоанализ и самоконтроль | Верования индийцев. Ребята, кто напомнит нам, что собой представляла письменность в древней Индии? ( она не сохранилась) индейцы писали на пальмовых листьях, сделав из них прямоугольники. Высушивали, соединяли шнуром. Писали соком сахарного тростника, смешанного с сажой. Письмо индийцев было создано на основе финикийского алфавита, что свидетельствует о культурных связях. В отличии от других народов записи не сохранились, по их представлениям мир создан высшим божеством Брахмой. Физкульминутка. Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась. Раз - водой она умылась, два – легонько покружилась, Три – нагнулась и присела, на четыре –улетела. Сейчас ребята запишем в тетрадь и объясним значение слов. | Отвечают купцы. | |
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Составить синквейн. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. ^ Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме. Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. | ||
8.Рефлексия | 1.Я познакомился с ... 2 .Было непросто ... 3 .Я добился ... 4 .У меня получилось ... 5 .Хотелось бы ... 6 .Мне запомнилось ... 7.Я попробую ... Вопросы для ответа: 1. При какой династии Индия впервые объединилась? 2. Назовите имя царя, при котором держава Маурьев достигла расцвета? 3. Какую религию принял Ашока? 4. Кто был основателем религии? 5. Что произошло с державой Маурьев после смерти Ашоки? 6. Что получил мир в наследство от древних индийцев? (шахматы, цифры) Объединению Индийского государства мешал кастовый строй. Необходимо было другое учение, которое могло сплотить народ и повлиять на его объединение. Такой религией стал буддизм. Объединение Индии произошло в 3 тыс. до н.э. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник, прикрепляют рабочий лист. |
Рупия – денежная единица «овца»
Индоарии- племена арийцев добравшихся до Индии.
Джунгли- непроходимые тропические леса.
Раджа – царь небольшого государства в долине Ганга.
Варна – группа населения, по рождению индийца.
1 Брахманы– учителя и жрецы (священники);
(2) Кшатрии– воины, дворяне и короли;
(3) Вайшьи – земледельцы, торговцы и предприниматели;
(4) Шудры – слуги и рабочие. Неприкасаемые отдельный слой самых бедных и несчастных. Они «невидимые» и даже не считаются кастой. С ними нельзя общаться и их нельзя дотрагиваться до них.
Ка́ста (через нем. Kaste или фр. саste от порт. саstа — «происхождение», изначально «чистая порода»[1]) — сословие или раса, на которые распадается население Индии[2]. Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих).
Н | |||||
О | |||||
В | |||||
О | А | ||||
Ф | Х | С | |||
И | У | С | |||
И | Н | Д | И | Я | |
О | И | О | Р | Х | |
Р | К | Н | И | В | |
Д | И | О | Я | Е | |
А | Я | С | |||
Н | О | ||||
Р |
Кроссворд:
- Река, протекающая по территории Палестины, впадает в Мертвое море.
- Страна мореплавателей.
- Выдающийся полководец и великий царь Вавилона. В 605 г. Разрушил г. Кархемиш и разгромил египетскую армию.
- Военная держава в западной Азии.
- Бог у евреев.