Главные вкладки
Мои статьи
Статьи Остапенко Ирины Викторовны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблема развития логического мышления учащихся на уроках истории и обществознания | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема развития логического мышления учащихся на уроках истории и обществознания
Остапенко Ирина Викторовна
учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ № 6 п. Медвеженский
Красногвардейского района
Ставропольского края
Одной из главных задач российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования, развития и становления личности, способной жить в изменяющемся информационном пространстве. Важнейшим условием решения этой задачи является применение учителями в своей педагогической практике современных образовательных технологий [11].
Современная система образования России все больше опирается на личностно-ориентированный подход, который стремительно завоевывает образовательное пространство. Инновационно настроенные педагогические коллективы осваивают и применяют в своей работе различные технологии использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Применение личностно-ориентированного подхода в рамках школьного обучения продиктовано объективным ходом исторического развития общества, необходимостью учета личностных качеств и умений ученика, таких как: коммуникативные, когнитивные (познавательные), организационные, креативные (творческие) и т.д. В этом смысле, по моему мнению, важную роль в становлении современной, адаптированной к новым условиям развития общества, личности играет технология развития логического мышления.
Имея достаточно длительный стаж работы учителя в системе школьного образования, сравнив разные образовательные системы, я сделала выбор в пользу развивающей системы обучения с применением методов развития логического мышления у учащихся на уроках истории и обществознания.
Прежде чем перейти к описанию методов развития логического мышления учащихся на уроках истории и обществознания, стоит остановиться на определении понятия мышления и его основных характеристиках.
В современной научной психологической литературе мышление рассматривается как высший психический познавательный процесс, который представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений [7].
Как сложная функция сознания, мышление включает способность к анализу, синтезу, обобщению, конкретизация и другим мыслительным процессам, отражение объективной реальности в суждениях, понятиях, теориях.
Один из наиболее известных зарубежных психологов начала XX века, швейцарский ученый Ж. Пиаже предложил теорию развития мышления, которая получила название «операциональной» (от слова «операция»). Операция по Ж. Пиаже, представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция)» [1].
Современник и оппонент Ж. Пиаже, выдающийся отечественный ученый Л.С. Выготский представлял мышление как систему внутренней организации опыта, которая позволяет включать элементы опыта в «разрешении текущей задачи». Кроме того, Л.С. Выготский отмечал, что в обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания в готовом виде [3].
Развивая идеи Л.С. Выготского, известный советский психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал произвольный характер высших форм человеческого мышления, их зависимость от культуры и возможность развития под влиянием социального опыта. Он писал, что мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и других действий и операций. Отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладев языком, понятиями, логикой [3].
В начале XX столетия в своей работе «Психология и педагогика мышления» известный американский педагог Дж. Дьюи подчеркивал исключительное значение активности в процессе интеллектуального развития и прослеживает развитие отношения действия к мысли. Как считал ученый, мышление должно быть воспитано, что означает не простое приобретение знаний, а овладение методами исследования и рассуждения. Главная задача воспитания мышления – это создание условий, способствующих развитию наблюдения, представления и исследования.
В более поздний период в педагогической теории проблемой развития логического мышления занимались многие ученые: Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Т.А. Ильина, Н.Ф. Талызина. Описанием развития непосредственно логического мышления в процессе школьного обучения на уроках истории и обществознания занимались многие авторы, такие как Н.Г. Дайри, П.В. Горы, Ф.Б. Горелик, Г.М.Донской, Г.А. Кревер. М.И. Кругляков подготовили реальный материал для теоретического и методического обобщения средств и путей формирования логики исторического мышления. На сегодняшний день продолжается поиск новых путей, методов и форм обучения, влияющих на формирование логического мышления (М.В. Короткова, В.О. Пунский, Н.И. Павленко и др.).
Изучение общественно-исторических дисциплин способствует развитию познавательных способностей учеников, овладению такими основными принципами научного познания как анализ, синтез, сравнение, аналогия и обобщение исторических фактов, событий и процессов. Овладеть основными приемами мыслительной деятельности в процессе изучения истории означает превратить их в приемы интеллектуальных, мыслительных умений и навыков.
Формирование логического мышления учащихся – это сложный, трудоемкий и многоуровневый процесс, требующий больших временных затрат. Важно научить выявлять на уроках истории и обществознания главное, существенное в исторических событиях и явлениях, находить причинно-следственные связи в исторических процессах, анализировать факты, сравнивать исторические события, делать обоснованные выводы, опираясь на исторические факты.
Современный учитель истории должен не только передавать информацию о прошлом и настоящем человеческого общества, но и работать над формированием у учащихся умения осмысливать и применять исторические знания, критически оценивать исторические события, анализировать письменные источники, аргументировать свою позицию. Кроме того, на сегодняшний день учитель несет ответственность за сдачу учениками ЕГЭ, где школьники должны показать не только знания дат, исторических понятий, классификаций и событий, но и доказать наличие общенаучных и специальных учебных умений и навыков. Нельзя забывать о том, что изучение истории должно быть процессом интересным, увлекательным, побуждающим к мысли и поиску правильного решения через логическое мышление, поиск решения методом исключения и т.п.
К сожалению программа по истории не предусматривает большого количества уроков обобщения и повторения учебного материала и почти каждый урок по истории – это новая тема. Поэтому без применения современных образовательных технологий и методов, ориентированных на усвоение материала посредством применения навыков логического мышления, добиться от учащихся усвоения огромного количества учебного материала (дат, имен, событий, фактов) практически невозможно. Не стоит так же забывать, что в век компьютерных технологий, когда ученик получает массу информации из различных источников, учителю очень сложно, но необходимо и важно поддерживать познавательный интерес школьников к своему учебному предмету.
В современных педагогических технологиях преобладают активные методы обучения, имеющие исключительную важность при обучении социально-гуманитарным дисциплинам. К активным методам преподавания истории можно отнести работу с документами, разрешение дискуссионных проблем с помощью дебатов, работа в группах, творческие задания, обучающие игры, тренинговые задания.
В этой связи целесообразно разрабатывать и применять на уроках истории и обществознания логические задания, представляющие собой совокупность методических средств, ориентированных на умственные действия, в результате которых на базе уже имеющихся знаний образуются новые знания, мысли и происходит их управляемое наращивание на продуктивно-познавательной основе [6]. Если оценочные, логические, образные познавательные задания можно найти в методической литературе, то задания-упражнения встречаются достаточно редко, поэтому их приходится разрабатывать самостоятельно, опираясь на собственный педагогический опыт.
В развитии логического мышления важную роль играют приемы сравнения и противопоставления. Сравнение исторических событий и явлений является одним из способов организации процесса познания. В результате сравнения и противопоставления исторических событий выводятся новые знания, которые помогают ученикам понять суть исторического развития основных понятий обществознания. Сравнение исторических событий неразрывно связано с их анализом.
Принципиально важным в познавательной деятельности учеников является не только умение оперировать историческими фактами, владеть понятийным аппаратом в области общественного устройства, но и делать глубокие обобщения. Развитие логического мышления будет успешным, если учитель организует активную мыслительную деятельность во всех классах и на всех этапах обучения. Правильно определенные вопросы и поставленные проблемные задания нацеливают учеников на мыслительную деятельность, помогают им находить причины тех или иных событий, осознать закономерности и оценить значение исторических явлений и общественных процессов.
В старших классах предлагается акцентировать внимание учеников на познании закономерностей исторического процесса, на выявление причинно- следственных, локальных и временных связей. Существенной стороной в овладении приемами логического мышления является усвоение учениками программного материала путем самостоятельной мыслительной деятельности.
Большое значение для развития логического мышления учеников на уроках истории и обществознания имеет проблемный характер преподавания с постановкой проблемных задач, созданием проблемных ситуаций на уроках, которые разрешаются учениками в ходе школьной лекции или при самостоятельной работе с учебником, с историческими документами, с законами РФ и подзаконными актами.
Таким образом, правильно организованная работа учителя истории и обществознания по развитию логического мышления способствует пониманию учениками сущности причинно-следственных связей и закономерностей развития исторических и общественных процессов, выявлению основных причин, предшествовавших тем или иным историческим событиям, пониманию прямой и косвенной взаимосвязи между ними.
Используя методы развития логического мышления на уроках истории и обществознания можно формировать устойчивый интерес к предметам; критическое (аргументированное, открытое) отношение к историческим фактам и событиям, к социальным явлениям и закономерностям; стремление к осуществлению творческой деятельности (креативности); развитие коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся и их интеллекта (когнитивности).
Литература
- Валеева Н.Г. Жанрово-стилистические характеристики научных текстов //www.trpub.ru/valeeva-har-text.html.
- Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005, № 3.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. Т. 3. – М., 1983.
- Долженко Ю.А. Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования. – М., 2003.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб. Издательство «Каро», 2006.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982.
- Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. – М., 2012.
- Нетрадиционные уроки по истории России 20 века / Корнева Т.А. Издательство «Учитель». – Волгоград, 2009.
13. Осовецкая Н. Новый образовательный стандарт // Народное образование. 2008, №7. - Плигин А. Чему и как учить – классика и современность. // Народное образование. 2008. №8.
- Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М., 1999.
- Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. – М., «Русское слово», 2012.
Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М., 2009