Профилактика травматизма
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные причины возникновения опасных ситуаций: . по вине школы меньшая, чем необходимо, площадь занятий; (малые размеры спортивных залов, спортивных площадок); несоответствие места для занятий количеству занимающихся; неисправное оборудование и инвентарь; недостаток педагогических кадров; плохое качество пола; плохое качество спортплощадки, беговой дорожки; физическое старение и износ оборудования, инвентаря; неисправность снарядов, тренажёров, ненадёжность крепления; невыполнение санитарно-гигиенических требований: плохая освещённость места занятий; малый объём помещения для занятий; отсутствие вентиляции в помещении; грязный пол в спортзале; запылённость воздуха; низкая/высокая температура воздуха; пониженная/повышенная влажность воздуха
по вине учителя недостатки в организации занятий неправильная расстановка спортивного оборудования; отсутствие гимнастических матов под спортивными снарядами и тренажёрами; нерациональное размещение занимающихся при выполнении физических упражнений; недостаточные интервал и дистанция между занимающимися; неправильный выбор места для занятия; нахождение части учеников без присмотра учителя; неорганизованный приход на место/уход с места занятия; Методические ошибки при проведении занятий: не соответствующая учебно-воспитательным задачам структура занятия; плохая разминка; неправильная дозировка физической нагрузки;
чрезмерная нагрузка на занимающихся в ходе занятия; Несоблюдение дидактических принципов: сознательности и активности, систематичности, доступности и последовательности; Форсированное обучение сложным упражнениям, связанным с риском и психологическими трудностями; Неправильное обучение технике физических упражнений; Отсутствие страховки и помощи, контроля за деятельностью учащихся; Незнание учащимися приёмов самостраховки ; Допуск к занятиям после перенесённой болезни без разрешения врача; Низкий уровень квалификации учителя
Факторы, влияющие на травматизм по вине ученика: плохая дисциплина; невнимательность при объяснении учителем техники выполнения того или иного двигательного действия, при показе упражнения; поспешность при выполнении упражнения; выполнение упражнений без разрешения учителя; недостаточная подготовленность к физическим нагрузкам; невыполнение требований к одежде и обуви для занятий, внешнему виду; Неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда;
Факторы, влияющие на травматизм скользкая, кожаная или пластиковая подошва обуви, высокий каблук, незавязанные шнурки; различные (особенно колющие) предметы на теле, на одежде или карманах, в волосах - заколки, значки, булавки, мелкие бусы, цепочки, тесёмки, браслеты; длинные волосы (их необходимо перетянуть лентой) Условия, необходимые для обеспечения безопасности занятий 1.Создать хорошую материально-техническую базу; 2.Выполнять санитарно-гигиенические требования; 3.Правильно выбирать место для занятий; 4.Методически грамотно планировать и проводить занятия; 5. Предупреждать занимающихся о возможных травмах, невыполнении указаний, неправильных двигательных действий. Таким образом, причины несчастных случаев и травм кроются в нарушениях обязательных правил при проведении занятий по физическому воспитанию. Эти правила изложены в специальных инструкциях по разным видам физкультурно-спортивной деятельности (легкой атлетике, спортивным играм, лыжной подготовке, плаванию, и т.д.), с ними занимающихся необходимо знакомить перед началом занятий.
Общие требования безопасности при проведении занятий по легкой атлетике.
Лёгкая атлетика Лёгкая атлетика объединяет различные виды физических упражнений со стереотипными, циклическими, ациклическими и смешанными движениями. Во всех видах лёгкой атлетики более всего подвержены повреждениям голеностопный и коленный суставы. Особенно часты растяжения и разрывы связочного аппарата, надрывы и разрывы сухожилий, реже встречаются травмы мышц. Кроме того, при общих стартах на кроссовых дистанциях возможно острое физическое перенапряжение сердечно -сосудистой системы. Иногда наблюдается так называемый гравитационный шок - кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки после интенсивного бега .
Рекомендации по технике безопасности 1. Места проведения занятий следует всегда содержать в порядке. 2. Бег на стадионе следует проводить только в направлении против часовой стрелки. 3. Бежать на короткие дистанции при групповом старте следует только по своей дорожке. 4. Нельзя выполнять прыжки на неровном и скользком грунте с приземлением на руки. 5. Запрещается проводить на одной площадке одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и бег и т. п.).
Обеспечение безопасности во время спортивных игр занятия должны проводиться на спортивных площадках и в залах, отвечающих требованиям правил игры; перед игрой спортсмены должны снять все украшения. Ногти на руках должны быть коротко подстрижены, очки закреплены резинкой и должны иметь роговую оправу; на занятиях необходимо соблюдать дисциплину, строго выполнять требования и указания преподавателя; игра должна проводиться на сухой площадке; если она проходит в зале, пол должен быть чистым и сухим; все острые и выступающие предметы, находящиеся в зале, должны быть заставлены матами или ограждены; тренировочные игры должны проводиться в соответствии с правилами; занятия должны проводиться под руководством преподавателя.
Распространённые травмы. При занятиях гимнастикой возможны ссадины, потертости, срывы мозолей в области кистей, ушибы и растяжения связочно-суставного аппарата преимущественно верхних конечностей . Травматизм при занятиях легкой атлетикой: спринтеры , страдают от растяжений и надрывов двуглавой мышцы бедра, икроножной мышцы, ахиллова сухожилия, растяжений связок голеностопного сустава. Барьеристы, ушибами и растяжениями связок коленного и голеностопного суставов, травматическими радикулитами . Бегуны на средние и длинные дистанции, страдают потертостями стоп и промежности, хроническими заболевания сухожилий и мышц стопы и голени.
Основные причины травматизма использование неисправных спортивных снарядов и оборудования; нарушения инструкций и положений о проведении уроков физкультуры, соревнований; неквалифицированное составление программы соревнований; неправильное размещение участников, судей и зрителей при проведении соревнований по метаниям и др. видам спорта ; проведение занятий без преподавателя или тренера; Методически грамотно планировать и проводить занятия; Соблюдать дидактические принципы обучения (сознательность и активность, систематичность, доступность и последовательность)