6.Разработки уроков

Манчилина Галина Викторовна

Предварительный просмотр:

Тема: «Почему радуга разноцветная?»

Цель урока:

- формирование представлений о причинах возникновения радуги;

- развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

- воспитание интереса к познанию природных явлений.

Планируемые результаты

Предметные:

  • понимать причины возникновения радуги;
  • называть цвета радуги  в определенной последовательности

Метапредметные

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке;

Познавательные

  • использовать приемы запоминания цветов радуги;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, иллюстрация и др.);
  •  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений

Коммуникативные

  • работать в паре, выполнять задание, осуществлять самопроверку

Личностные

  • понимать целостность картины мира

Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, с.40,41; рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков, с. 20, 21; фрагмент мультфильма «Семья Почемучек», предметные картинки (солнце, тучка, радуга, мальчик). Оборудование: Мультимедиопроектор,  полоски цветной бумаги, краски, цветные карандаши, фломастеры, песня, стихи, презентация, альбомные листы.

Ход урока.

I.  Организационный момент (проверка готовности к уроку)   см. конспект по чтению

Учитель:

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II.  Активизация знаний.  Мотивация к познавательной деятельности

- Я приготовила вам   задание, выполнив которое, мы узнаем тему нашего урока. 
  Начнём наш урок со сказки. 
     Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском: 
Я всегда со светом дружен.   Если солнышко в окне, 
Я от зеркала, от лужи    пробегаю по листве.. 
- Кто ты? – спросил Муравьишка. 
-   А вы, ребята, как думаете, кто это был?(солнечный зайчик.) 
- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей. 
- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик. 
И тут Муравьишка увидел в небе… 
-        Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка: 
Что за чудо – красота! 
Расписные ворота    показались на пути, 
В них ни въехать, ни войти (радуга) 
-  Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная!   Почему радуга разноцветная? 
         Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами надо ответить на этот вопрос. 

3. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.                                                                          - Какие явления природы вы знаете?      ветер   дождь  радуга                                                                                                     – О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О радуге.)                                                                                                                                     

- Объясните причину возникновения ветра. (Теплый воздух поднимается вверх, а холодный устремляется на его место.)

- Объясните причину возникновения дождя. (Капли дождя, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться и падают на землю.)

- Объясните причину возникновения радуги. (Учащиеся затрудняются ответить.)

- Почему у вас возникло затруднение? (Не знаем, недостаточно знаний.)

- Ребята, а кто из вас видел радугу?

 - О чем мы сегодня с вами поговорим на уроке? (о радуге).

- Что бы вы хотели узнать о ней? ? (Что такое радуга? Как появляется радуга? Почему радуга разноцветная? Из каких цветов состоит радуга?)

2.2. - Сформулируйте тему урока. ( Почему  возникает радуга.  Как возникает радуга и др.)

- Сравните ваше название с названием темы  в учебнике. (Почему радуга разноцветная.)

- Прочитайте в учебнике, какие учебные задачи мы поставим перед собой. (Узнаем, как возникает радуга. Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.)

III. Организация познавательной деятельности

IV. Совместное открытие  знания (первичное усвоение новых знаний)

4.1  Проблемная ситуация.

– Кто же построил радугу? Кто мастер-строитель?

– А кто из вас знает, как это происходит?    

4.2. Просмотр  видеосюжета

- Посмотрите мультфильм и найдите ответ на вопрос «Как возникает радуга?». 2 мин

4.3. Беседа

- Что нового и интересного для себя вы узнали? (1-2 ответа детей)

  (Кажется, что свет белый, но он состоит из различных цветов).

.

Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга.

Учитель :

В каждой капельке дождя свет преломляется и распадается на разные лучики.

- Смогли  вы найти ответ на вопрос «Как возникает радуга?» (Да.)

Вывод: радуга появляется тогда,   когда светит солнце и идёт дождь.

4.4 объяснение учителя.

Что такое радуга? (Это солнечное свечение) .

 Причина этому — солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через через капли воды, они распадаются на 7 цветов. Таким образом, на небе появляется радуга. (СЛАЙД) последний

 Физминутка

Здравствуй, радуга-дуга,

Разноцветный мостик!

Здравствуй, радуга-дуга!

Принимай нас в гости.

Мы по радуге бегом

Пробежимся босиком.

Дети выполняют поклон.

рисуют в воздухе дугу,разводят руки в стороны.

Вновь выполняют поклон.

Шаг на месте

Бег на месте

Прыжки на носках.

Делают еще четыре прыжка на носках.

4 .5

-Давайте разберемся, из каких цветов состоит радуга.

- Сколько цветов у радуги? (семь)

- Какие это цвета?

-  Рассмотрите  в учебнике на с. 40 рисунок радуги Мудрой Черепахи.

- Назовите цвета радуги, начиная сверху. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)

- Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.

- Чтобы  не путать этот порядок люди придумали фразу -  подсказку.

Прочитайте её. «Каждый Охотник  Желает  Знать, Где Сидит Фазан».

 (Плакат на доске)

- Кто догадался, в чем секрет этой фразы? (Каждое слово начинается на первую букву слова, обозначающего один из цветов радуги).

- Так какая же радуга правильная?

V.  Первичное  закрепление во внешней речи.

5.1. Работа в паре .

У вас на партах лежат конверты с полосками: расположите  цветные полоски так, чтобы получился кусочек радуги.

Взаимопроверка (по заданию учебника):

Теперь первый ряд закроет глаза, а дети второго ряда

поменяйте полоски местами и предложите соседу по парте исправить ошибки.

Оценить (поднимите зелёные светофорчики те ребята у кого всё правильно, красные те, у кого ошибки)

5.2. Самостоятельная  работа в тетради с взаимопроверкой.

А)  - Представьте, что на радуге живут радужные человечки, у каждого из них есть шарик своего цвета, раскрась эти шарики в той последовательности, что и на радуге.

Оцените работу с помощью светофорчиков

(- А теперь поднимите зеленые светофорчики те ребята, у кого все правильно, красные  те, кто допустил ошибку.)

5.3

-  Какое настроение у вас бывает, когда вы видите  радугу? (радостное)                         Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» (табличка) назвали ее в старину и верили, что оно приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.   В старину наш русский народ тоже не оставался равнодушен к радуге , и благодаря этому  было написано и придумано много разных закличек, приговорок, загадок, пословиц. А ещё мудрый наш народ много наблюдал за радугой, записывал, запоминал и вот, что из этого получилось:

Радуге  

Загадки:

1 ребёнок  Кристина(                      )

Поднялись ворота,

Всему миру красота.

Приказало солнце: «Стой,

Семицветный мост крутой».

(Радуга)

2 ребёнок (Артём Неверов)  (         )

Приказало солнце: стой,

Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет-

Рухнул мост, и щепок нет.

(Радуга. )

Заклички

3 ребёнок

Радуга – дуга,

Перекинься на луга!

Выйди, солнышко,

Из – под брёвнышка!

Радуга – дуга!

Перебей дождя,

Дай нам солнышко,

Красно вёдрышко!

4 ребёнок Полина Д

Я на радугу – дугу

Полюбуюсь побегу–

Семицветную – цветную

На лугу подстерегу.

Я на красную дугу

Наглядеться не могу,

За оранжевой, за желтой

Вижу новую дугу.

Эта новая дуга

Зеленее, чем луга.

5 ребёнок Инна        

А за нею голубая,  

Точно мамина серьга.

Я на синюю дугу

Насмотреться не могу,

А за этой фиолетовой

Возьму да побегу

Солнце село за стога,

Где ты, радуга – дуга?

Народные приметы о радуге:

5 ребёнок Фёдор

Радуга вечерняя предвещает  хорошую погоду, а утренняя – дождливую.

6 ребёнок  Степан

Двойная, тройная радуга – признак дождливой погоды впереди.

Фокус   «Радуга в стакане»

VI. Итог урока. Рефлексия

 - Какую учебную задачу ставили на уроке?         (Узнать, как возникает радуга и научиться перечислять цвета радуги в правильной последовательности.)

1. - Как возникает радуга на небе? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

2. - Из каких цветов состоит радуга? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)

 «Проверь себя»        

Молодцы! Вы хорошо запомнили цвета радуги.

- Осталось лишь только оценить себя.

Оцените свои достижения на уроке.

        

- На столе у вас сегодня солнышки. Поднимите солнышко веселое , если вам понравилось работать сегодня на уроке  или грустное, если вы чем то остались не довольны.

- Покажите ваши солнышки. Как светло и радостно стало в нашем классе!

Для себя

        Игра «Третий лишний».

Я называю три цвета, а вы должны назвать тот цвет, которого нет в радуге.

• Оранжевый, коричневый, желтый.

• Зеленый, голубой, белый.

• Фиолетовый, малиновый, желтый.

• Красный, черный, синий.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области

Открытый урок

по окружающему миру

 «Почему радуга разноцветная?»

1класс

                        Учитель: Манчилина Галина Викторовна

Март 2019г.

Цель урока:

- формирование представлений о причинах возникновения радуги;

- развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

- воспитание интереса к познанию природных явлений.

        

Планируемые результаты

               Предметные:        

  • понимать причины возникновения радуги;
  • называть цвета радуги  в определенной последовательности;
  • видеть историко - культурный контекст окружающих вещей;

Метапредметные

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке;

Познавательные

  • использовать приемы запоминания цветов радуги;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, иллюстрация и др.);
  •  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений

Коммуникативные

  • работать в паре, выполнять задание, осуществлять самопроверку

Личностные

  • понимать целостность картины мира

Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, с.40,41; рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков, с. 20, 21; фрагмент  из видео «Семья Почемучек», предметные картинки (солнце, тучка, радуга, мальчик). 

Оборудование: Мультимедиопроектор,  полоски цветной бумаги,цветные карандаши, фломастеры, песня,  презентация,  раздаточный материал с элементами росписи;

Ход урока.

I.  Организационный момент (проверка готовности к уроку)  

Учитель:

Здравствуйте, девочки и мальчики! Я попрошу вас взять за руку своего соседа по парте и улыбнуться друг другу. В окошко светит солнышко, шумно бегут ручьи, весело по небу плывут облака. Я хочу, чтобы у вас сегодня настроение тоже было весеннее, радостное, РАДУЖНОЕ.

Включаю музыку

        

Входят с песней закличники в костюмах.

О весне!

Весна! Весна красна! 
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью, радостью,
С великою милостью, милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!

Секи, секи, дождь! 

Секи, секи, дождь! 
На нашу рожь, 
На гречу и пшеницу, 
Овес и чечевицу, 
А на ячмень — 
Поливай весь день!

О радуге!

Выйди, радуга-дуга,
На зеленые луга
Своим концом,
Золотым венцом!
Ой ты, радуга-дуга,
Унеси дождя!
Золотым мостом,
Серебряным концом!

Как замечательно исполнили гостьи закликальные песни!

-Какое время года кликали девушки? (Весну)

-Какие природные явления зазывали? ( дождь, радугу)

В старину для исполнения таких  закличек люди наряжались в народные костюмы и  водили хороводы.

II.  Активизация знаний.  Мотивация к познавательной деятельности

-Какие цвета вы запомнили в костюмах девушек? (синий, красный, голубой, оранжевый, жёлтый, зелёный, фиолетовый).

-А где в природе можно увидеть сразу все цвета, которые вы назвали?

Молодцы. Конечно в радуге.

 (Слайд 1- радуга в природе)  Закрыть

        

   (Если не назвали , то загадать загадку :

Разноцветное коромысло через реку повисло.(Радуга)

        

3. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.       

-Кто же знает, что такое радуга? ( Правильно, молодцы. Радуга-это природное явление)    

-Кто знает, как появляется радуга? (ответы детей : после дождя, когда светит солнце появляется радуга)

-Кто знает, почему радуга разноцветная?   (нет)

Вы можете сейчас дать ответ на этот вопрос?

-Хотите узнать? (да)

-О чём же мы будем говорить на уроке?  

   (Почему радуга разноцветная?)

(Слайд 1 нажать второй раз)

  Тема: Почему радуга разноцветная ?»   Закрыть.

- Прочитайте в учебнике, что узнаем на уроке и чему научимся

   стр. 40

 (Узнаем, как возникает радуга. Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.)

III. Организация познавательной деятельности

IV. Совместное открытие  знания (первичное усвоение новых знаний)

4.1  Проблемная ситуация.

–Кто мастер-строитель радуги? (ответы детей)

– А кто из вас знает, возникает радуга?  

4.2. Просмотр  видеосюжета

- Посмотрите фильм и найдите ответ на этот  вопрос

Слайд 2 Видео (показала- закрыла) 

4.3. Беседа

-Что же такое радуга? (Верно  Радуга – это солнечное свечение.)

-Так как же образуется радуга? (молодцы)

4.4 объяснение учителя.

Учитель :

 (   Слайд 3 с призмой. Показала- закрыла)

Причина образования радуги— солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма (учитель показывает детям призму), и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом на небе появляется радуга.

- Смогли  вы найти ответ на вопрос «Как возникает радуга?» (Да.)

 Физминутка для глаз  

А сейчас давайте немного отдохнём

 Посмотрите на солнышко на доске,

давайте нарисуем глазами радугу от солнышка к облаку,

от облака к солнышку (2-3 раза)

А теперь посмотрите вверх –вниз как падают капли дождя.

Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

4 .5 -Давайте разберемся, из каких цветов состоит радуга.

- Сколько цветов у радуги? (семь)        

- Назовите цвета радуги, начиная сверху. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)

- Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами. Слайд 4 (с охотником)

- Чтобы  не путать этот порядок люди придумали фразу -  подсказку.

Прочитайте её. «Каждый Охотник  Желает  Знать, Где Сидит Фазан».

 Слайд 4(с охотником) нажать 7 раз Закрыть

V.  Первичное  закрепление во внешней речи.

Слово «радуга» созвучно  слову «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. 

«Райская дуга»  назвали ее в старину и верили, что оно приносит счастье.

В старину наш русский народ тоже не оставался равнодушен к радуге

и использовал все цвета радуги в народных промыслах  

 Выставляю

-посуде

-игрушках

-костюмах.

 V.  Первичное  закрепление во внешней речи.

5.1. Работа в паре .

Возьмите конверт № 1

Работаем в парах.

Соберите картинку-пазл.

-Что у вас получилось? ( 1 ряд кружка, 2-тарелка, 3-поднос)

Назовите одним словом)  Слайд 7 (посуда)

Эту посуду создали народные умельцы.

-Это Гжель. Зародился этот промысел в селе Гжель в Подмосковье. Такую посуду делают из глины. Какие цвета радуги используют мастера при росписи глиняной посуды ( голубой, синий).

-Это –хохлома, Родина хохломы Нижегородская область. Город Семёнов считается ложкарной столицей хохломы. Эту посуду делали из дерева,

Какие цвета используют мастера при росписи ?( красный, зелёный, золотой(жёлтый)

-Это –жостовские подносы. Их изготавливают из металла. Родина подмосковная деревня Жостово.

Какие цвета радуги используют при росписи подносов?(…..)

Народ создавал не только посуду. Из остатков глины мастера лепили игрушки на потеху детям

Возьмите конверт № 2

Какую игрушку вы видите?

Это Дымковская игрушка. Её делали в селе Дымково. Какие Цвета радуги использовали мастера при её росписи?

-Докрасте игрушку.

Покажите друг другу.

Физминутка.

«Ходит по двору индюк (шаги на месте)

Среди уток и подруг

              Вдруг увидел он грача (остановился посмотрел вниз)

 Рассердился

сгоряча затопал (потопать ногами)

Крыльями захлопал (руками, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся,словно шар (руки на поясе)

Или медный самовар (сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою (помотать головой)

Понесся стрелою (бег на месте)

-Радужные цвета народ использовал и в одежде. Посмотрите какую красоту люди создавали  своими  руками. Этот  старинный  женский костюм носили жители наш Курского края.

Какие цвета вы видите ?

Возьмите конверт 3

Оденьте кукол в народные костюмы.

VI. Итог урока. Рефлексия

1.Где русский народ использует цвета радуги?

2.Как возникает радуга на небе? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

3.Из каких цветов состоит радуга? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)

Возьмите конверт 4

Составьте радугу

 А сейчас  покажите цветом радуги какое у вас настроение.

А у меня с утра было вот такое, потому, что я волновалась, а сейчас вот такое солнечное, потому что я рада , что мы с вами  познакомились и подружились.