Разное

Манчилина Галина Викторовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _ родному языку_(русский)_

для _3 _ класса

срок реализации _1_год

                                               2019 - 2020  учебный год

Пояснительная записка

Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего  образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Нормативную правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
    в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03 августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований,  заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку  курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».  

Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию  характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебных недели). 

Планируемые результаты учебного предмета

Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
  • приобщение к литературному наследию русского народа;
  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте  его функциональных  возможностей  в  соответствии  с  нормами  устной  и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • расширение знаний о  родном  языке  как  системе  и  как  развивающемся явлении,  формирование аналитических  умений  в  отношении  языковых  единиц  и  текстов  разных функционально-смысловых типов и жанров.

Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

  1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
  • осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
  • осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
  • осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
  • распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями  между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
  • понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений  и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление  эпитетов и сравнений  в речи;
  • понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
  • понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
  • понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

  • осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
  • соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
  • соблюдение на письме и в устной  речи  норм  современного  русского литературного языка (в рамках изученного);
  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
  • соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
  • произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
  • осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
  • соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
  • выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее  точно соответствует обозначаемому  предмету или явлению реальной действительности;
  • проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
  • выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
  • редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
  • соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
  • употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
  • употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
  • выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
  • редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
  • соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
  • соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
  • соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
  • совершенствование умений пользоваться словарями:
  • использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова,  для уточнения нормы формообразования;
  • использование учебных фразеологических  словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в  процессе редактирования текста;
  • использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
  • использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
  • использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов.

 

3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

  • владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
  • владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
  • чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
  • умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;  выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
  • умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
  • умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
  • уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
  • уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение  правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
  • умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
  • создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
  • создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
  • создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
  • оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
  • соблюдение основных норм русского речевого этикета:
  • соблюдение принципов  этикетного  общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
  • различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

Содержание учебного предмета, курса.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений  между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.  

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Раздел 2. Язык в действии (8 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).  Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (14 часов)

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).

Резерв учебного времени – 2 ч.

Тематическое планирование

Раздел (тема)

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ, диктантов, тестов

Количество уроков развития речи (или лабораторные, практические работы)

«Русский язык: прошлое и настоящее»

14 ч

2

«Язык в действии»

8 ч

2

«Секреты речи и текста»

12 ч

2

4

ИТОГО

34 ч

6

4

Приложение  1.

I четверть

Контрольная работа. Деформированный текст.

Составь из данных предложений связный текст. Запиши составленный текст, вставляя пропущенные буквы.

Чем дятел кормится.

1.Называется эта птица – дятел.
2.Ж…вёт у нас в л…су птица.
3.Сядет на д…рево, да не на ветку, как другие птицы, а прямо на ствол.
4.Сама чёрная, с белыми пестринками, а на затылке у нее перышки красные.
5.С…дит и клювом по дер…ву постукивает.
6.Целый день дятел по лесу л…тает, еду себе ищет.
7.Иной раз на снегу под деревом много- много ш…шек валяется.
8.Достанет из – под к…ры личинку или жучка и съест.
9.Это дятел обедал – семена из с…сновых и еловых шишек добывал.

Тест « В мире  слов»

1 вариант
 

1Выберите верное утверждение:

А. предложение – это набор букв и слогов;

Б. предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль;

В. предложение – это группа слов, которые не связаны между собой по смыслу.

2. Сколько звуков в слове ПОДЪЕЗД

А. 6        

Б. 7        

В. 8    

3.В каком ряду перечислены части слова:

А. существительное, прилагательное, глагол, предлог

Б. приставка, корень, суффикс, окончание

В. подлежащее, сказуемое, второстепенные члены

 4. Выберите верное утверждение.

А. корень – это часть предложения.

Б. корень – это часть слова.

В. корень – это часть дерева.

5. В слове зимний

А. в этом слове корень зимн.

Б. в этом слове корень зим.

В. в этом слове корень зимний

6. Выберите верное утверждение.

А. Основа – это часть слова, которая стоит в середине.

Б. Основа – это всё слово без окончания.

В. Основа – это всё слово с окончанием.

7. Выберите верное утверждение.

Травушка

А. в этом слове основа травушк.

Б. в этом слове основа трав.

В. в этом слове основа травушка.

8.Выберите верное утверждение.

А. Окончание – это изменяемая часть слова.

Б. Окончание – стоит в начале слова

В. Окончание – это неизменяемая часть слова.

9. В слове миленькая …

А. окончание – я

Б. окончание - ая

В. окончание нулевое

10.Выбери слово, в котором нулевое окончание.

А. ученический

Б. ручка

В. карандаш

11.Выберите верное утверждение.

А. Приставка – часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Б. Приставка – часть слова, которая служит для образования новых слов.

В. Приставка – часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?

12. В слове придорожный

А. приставка – при

Б. приставки нет

В. приставка - н

13. Без какой части не может существовать слово?

А. без корня

Б. без окончания

В. без приставки

14. Среди слов с приставками найди слово с предлогом.

А. (про)берись             

Б. (про)тащим

В.(про)птиц      

15. Укажите слово, строение которого соответствует схеме:

приставка, корень, суффикс, окончание

А. крылышко

Б. нагрузка

В. переход

16. Укажите однокоренное слово к слову рисунок:

А. рисует

Б. рис

В. ирис

17. Вставь где нужно в слова непроизносимую согласную

А. сер … це,

Б. ска … ка

В. под …езд

18. Какое слово является близким по смыслу к слову «ВЗЯТЬ»?

А. брать

Б. швырять

В. метать

19. Найди главные члены предложения: Солнце льет на землю жаркие лучи.

А. Лучи льёт

Б. На землю льёт

В. Солнце льёт

20. Разберите слова по составу:

Записка, объедки, березка, молоденькая, опушка.

2 вариант

1. Выберите верное утверждение:

А. предложение – это группа слов, которые не связаны между собой по смыслу.

Б. предложение – это набор букв и слогов;

В. предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль;

2. Сколько звуков в слове ВОРОБЬИ

А. 6        

Б. 7        

В. 8    

3. В каком ряду перечислены части слова:

А. существительное, прилагательное, глагол, предлог

Б. подлежащее, сказуемое, второстепенные члены

В. приставка, корень, суффикс, окончание

4. Выберите верное утверждение.

А. корень – это часть предложения.

Б. корень – это часть дерева.

В. корень – это часть слова.

5. В слове летний

А. в этом слове корень лет.

Б. в этом слове корень летн.

В. в этом слове корень летний

6. Выберите верное утверждение.

А. Основа – это часть слова, которая стоит в середине.

Б. Основа – это всё слово без окончания.

В. Основа – это всё слово с окончанием.

7. Выберите верное утверждение.

Медовый

А. в этом слове основа мед.

Б. в этом слове основа медов.

В. в этом слове основа медовый.

8. Выберите верное утверждение.

А. Окончание – стоит в начале слова

Б. Окончание – это неизменяемая часть слова.

В. Окончание – это изменяемая часть слова.

9. В слове большой …

А. окончание – ой

Б. окончание - й

В. окончание нулевое

10. Выбери слово с нулевым окончанием:

А. цветная

Б. цвести

В. цветок

11. Выберите верное утверждение.

А. Приставка – часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Б. Приставка – часть слова, которая служит для образования новых слов.

В. Приставка – часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?

12. В слове подкрасили

А. приставка – под

Б. приставки нет

В. приставка - л

13. Без какой части не может существовать слово?

А. без окончания

Б. без корня

В. без приставки

14. Среди слов с приставками найди слово с предлогом.

А. (по)мидор             

Б. (по)тащим

В.(по)льду     

15. Укажите слово, строение которого соответствует схеме:

приставка, корень, суффикс, окончание

А. походный

Б. холодный

В. полёт

16. Укажите однокоренное слово к слову лень:

А. ленивый

Б. полено

В. лентяй

17. Вставь где нужно в слова непроизносимую согласную

А. со …н це,

Б. ска … ка

В. под …ем

18. Какое слово является близким по смыслу к слову пасмурный?

А. ненастный

Б. ясный

В. солнечный

19. Найди главные члены предложения: Маленькиий ёжик собирал в лесу грибы.

А. Маленький ёжик

Б. Собирал грибы

В. Ёжик собирал

20. Разберите слова по составу:

Приморский, школьный, котик, река, пригорок

II четверть

Тест «Лексическая грамотность»

I вариант

1.Лексика изучает :

1) словосочетание и предложения

2) звуки речи

3) словарный состав языка

4) части речи

2. В толковом словаре разъясняется:

1) значение фразеологизмов

2) лексическое значение слов

3) правописание слов

4) образование слов

3. Слово, имеющее одно значение, называется:

1) сложным

2) однозначным

3) многозначным

4) простым

4. Укажи ряд, в котором все слова многозначные.

1) гребень, варить, сахар

2) ключ, звезда, шляпка

3) сыр, речь, глагол

4) ромашка, хвост, каша

5. Определи значение слова кисть в предложении «Ярко горят на снегу кисти рябин».

1) часть руки

2) украшение из пучка нитей

3) пучок щетинок для нанесения краски

4) форма расположения плодов у растений

6.  Запиши названия предметов.

  1. Речная костистая рыба с колючими плавниками. ____________________
  2. Щётка для мытья посуды. __________________________

II вариант

1.Лексическое значение слов разъясняется:

1) в орфографических словарях

2) во фразеологических словарях

3) в толковых словарях

4) в словах синонимов

2. Слово, имеющее несколько значений, называется:

1) сложным

2)однозначным

3)многозначным

4)простым

3. Укажи ряд, в котором все слова многозначные.

1)рысь, кисть, щенок

2)ручка, ёрш, кастрюля

3)корень, ключ, кнопка

4)лампа, компьютер, ножницы

4. Определите, что означает предложение: Мама светится от счастья.

1)В помещении стало светло

2)мама хорошо освещена

3)мама радуется

4)мама освещает комнату

 5. Выделенное слово употреблено в   переносном значении в словосочетании.

1) горячий песок         3)горячее сердце

2) крутой склон           4)золотые часы

              Изложение по  коллективно - составленному плану.

                                                      Как я купил собаку.

              Охотник продавал собаку. Это была большая ,умная собака. Я купил её. Собаку звали Томка. Мы вышли из дома хозяина. Томка вздрогнул и оглянулся.

              Дома собака опустила мне на колени голову. В глазах мелькнул ужас. Три дня она отказывалась от еды. Собака мучилась. Я полюбил её за верность хозяину.

            Я вызвал охотника телеграммой. Он приехал . Томка радостно завилял хвостом, лёг на бок.

           Собака дала нам хороший урок. Мы поняли ,что друзей не продают и не покупают.

             

                        План.

1.Охотник продал собаку.

2.Томка грустит о родном доме.

3.Хозяин приехал.

4.Хороший урок.

Орфография: хозяин, колени, охотник, на бок, не продают , не покупают.

III четверть

Списывание «Редактирование текста».

        Раздели текст на предложения. Расставь, где нужно знаки препинания.

Спиши текст.

1 вариант
Косой дождь становился все мельче тучи начали разделяться на волнистые облака через минуту заблестел робкий луч солнца осиновая роща роняет с ветвей капли дождя с веселой песней вьются жаворонки 

2 вариант

Ветер крутится в верхушках деревьев хлещет проливной дождь мы пробуем укрыться под старой ольхой молния на мгновение озаряет всё вокруг мы покидаем убежище и выходим из леса

IV четверть

Контрольная работа

«Редактирование текстов с целью совершенствования их содержания и формы, сопоставление чернового и отредактированного текстов».

Прочитай. В тексте перепутан порядок абзацев. Восстанови правильную последовательность абзацев. Озаглавь текст, составь его план.

        Среди васильков есть и не синие. Они бывают и лиловато-красные, и розоватые, и почти белые. Но у всех васильков, какими бы разными они не были, есть общая особенность. Каждый василек не просто цветок, а маленький букетик. По его краям – длинные лепестки с зубчиками, похоже на свернутые трубочки. Зато в самой середине васильки – цветочки настоящие. 

       Любуются люди красивыми цветками, собирают из них букеты, плетут венки, а мастерицы-рукодельницы вышивают синие васильки среди золотых колосьев. Красиво!          

        Синий василёк растет только среди ржи, а если встретится в другом месте – значит, когда-то было здесь ржаное поле. В тех странах, где рожь не сеяли, не знали и о синем васильке, например Древнем Египте.

       



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _родной литературе (русская)__

для _4 __ класса

срок реализации _1_год

2019 - 2020  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по литературному чтению - М.: «Просвещение», 2010 (Стандарты второго поколения)  и авторской программы Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой «Литературное чтение» УМК « Начальная школа XXI века» под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой -М.: Вентана — Граф, 2013 г.

Литературное  чтение  на  родном  (русском)  языке  объединяет  два основных  направления  в  обучении  –  изучение  литературно-художественных произведений  на русском языке  и  освоение  речевых  навыков  и  умений.  На уроках  литературного  чтения  также  формируются  коммуникативно-речевые навыки чтения.  

Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
    в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Цель  уроков  родной литературы  в  начальной  школе  –  научить  детей  читать художественную  литературу  на  родном русском  языке,  вызвать  интерес  к  чтению  и заложить  основы  формирования  грамотного  читателя,  то  есть  читателя, владеющего  техникой  чтения,  приёмами  понимания  прочитанного,  знающего книги  и  умеющего  их  самостоятельно  выбирать,  обладающего  потребностью  в постоянном чтении книг.  Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 

  • формирование  техники  чтения  и  приёмов  понимания  текста;
  • одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  • введение детей через русскую детскую литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;
  • приобщение  детей  к  литературе  как  искусству  слова,  к  пониманию  того, что  делает  литературу  художественной,
  • через  введение  элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
  • развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря).

Учебный предмет «Родная литература (русская)» входит в образовательную область «Родной язык и родная литература». На изучение родной литературы в 4  классе отводится 17 часа (0,5 ч в неделю, 34 учебных недели). 

 Сроки и форма промежуточной аттестации по литературному чтению определяются Учебным планом и «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля, успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска»

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

1. Формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, чувства  гордости за свою малую и большую Родину (Я –  россиянин, я  – гражданин Российской Федерации).

2.  Формирование  средствами  литературных  произведений  целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование  этических  чувств  (доброжелательность,  отзывчивость, понимание чувств  других людей и сопереживания им).

4. Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических ценностей и  чувств  на  основе  опыта  слушания  и  чтения  произведений  русской литературы.

5. Принятие и  освоение социальной  роли обучающегося, развитие  мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях,  умения  избегать  конфликтов  и  находить  выходы  из спорных  ситуаций,  умения  сравнивать  поступки  героев  литературных   произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки            героев.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной  организации,  понимания  необходимости  учения,  выраженного  в преобладании  учебно-познавательных  мотивов  и  предпочтении  социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • осознанных  устойчивых  эстетических  предпочтений  и  ориентации  на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,  выражающихся  в  поступках,  направленных  на  помощь  и  обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и  сохранять цели  и задачи  учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2.  Освоение  способами  решения  проблем  творческого  и  поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия  в  соответствии  с  поставленной  задачей  и  условиями  её  реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.  Овладение  логическими  действиями  сравнения,  анализа,  синтеза, обобщения,  классификации,  установление  аналогий  и  причинно-следственных связей, построение рассуждений.  

5.  Овладение  навыками  смыслового  чтения  текстов  различных  видов  и жанров  в  соответствии  с  целями  и  задачами;  осознанное  построение  речевого высказывания  в  соответствии  с  задачами  коммуникации  и  составление  текстов  в устной и письменной формах.

6.  Использование  различных  способов  поиска  учебной  информации  в справочниках,  словарях,  энциклопедиях  и  интерпретации  информации  в соответствии коммуникативными и познавательными задачами.

7. Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение.

8.  Умение  договариваться  о  распределении  ролей  в  совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели  и  путей  её  достижения,  осмысливать  собственное  поведение  и  поведение окружающих.

9.  Готовность  конструктивно  разрешать  конфликты  посредством  учёта интересов сторон и сотрудничества.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно  учитывать  выделенные  учителем  ориентиры  действия  в новом учебном материале;
  • осуществлять  расширенный  поиск  информации  с  использованием  ресурсов библиотек и Интернета;
  • записывать,  фиксировать  информацию  об  окружающем  мире  с  помощью инструментов ИКТ;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • учитывать  и  координировать  в  сотрудничестве  позиции  других  людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно  использовать  речевые  средства  для  эффективного  решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по родной литературе (русской) должны отражать:

  •  понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
  •  формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
  • понимание роли чтения,
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  •  умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Достижение вышеперечисленных результатов освоения образовательной программы характеризуется сформированностью у выпускника начальной школы умения учиться — овладение им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи.

Содержание тем учебного курса

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Слушание литературного текста, восприятие на слух звучащей речи собеседника, ответы на вопросы по содержанию. Определение последовательности событий слушаемого текста, понимание сути услышанного.

Чтение. Чтение вслух. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм. Понимание смысловых особенностей по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Пути и возможности ознакомления с произведением. Чтение литературных произведений, соответствующих возрастным и психологическим особенностям по жанру.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Читательская деятельность. Данная деятельность включает в себя следующие содержательные линии: осознанное и беглое чтение, умение анализировать  прочитанный текст, умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения; понимание авторской позиции в художественных произведениях; выделение главной мысли, идеи автора; оценивание поведения героя произведения; пересказ содержания текста, прикладное использование книги как источника информации.

Выбор книги для чтения. Курс способствует установлению устойчивого интереса к самостоятельному чтению книг. Формирование мотивированного выбора книг, с учетом доступности для восприятия детьми, соответствия возрасту и тематическим интересам.

Русское устное народное творчество (сказка, поговорка, пословица, загадка, считалка). Особенности малых жанров фольклора. Поэтические и прозаические произведения. Жанровые особенности сказок, рассказов, поговорок, пословиц. Ознакомление с окружающей средой по научно-популярным произведениям. Исторические, приключенческие, сатирические произведения.

Работа с разными видами (художественные, учебные, научно-популярные произведения) текста. Их сравнение и анализ. Определение целей создания этих видов текста. Умение отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Говорение. Осознанное чтение текста. Отбор нужной информации из текста. Формирование собственного мнения, с опорой на прочитанный текст и передача впечатлений. Определение идеи автора по содержанию произведения. Составление диалога. Пересказ произведения. Чтение наизусть произведения. Передача структуры и выразительных средств языка произведения.

Письмо. Формирование впечатлений, мнений по поведению героев по прочитанному произведению в письменной форме. Дать письменную характеристику литературному герою. Подготовка аннотации по произведению. Составление маленьких текстов в письменной форме.

Творческая деятельность ученика. Данный курс основан на знания, умения и навыки, полученные на уроках русского языка. Чтение по ролям, инсценирование. Составление аннотации по прочитанной книге. Написать рецензию на прочитанное произведение. Написать характеристику героям прочитанных произведений.

Теория литературы. Обладание начальными научными понятиями в области теории литературы: литература, фольклор, художественное произведение, виды жанров, средства выразительности (сравнение, описание, олицетворение).

Литературные жанры: рассказ, повесть, пьеса; сказка, пословица, поговорка, загадка, частушки.

Тема, идея произведения: художественный сюжет, композиция, образ, литературный герой, портрет героя, авторская характеристика.

Средства выразительности: сравнение, олицетворение, описание: синонимы, антонимы.

Тематическое планирование

Раздел (тема)

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ, диктантов, тестов

Кол-во комплексных проверочных работ

1

Крупицы народной мудрости

7

1

2

Произведения писателей классиков XIX века

3

3

Отечественные писатели XX века

7

1

ИТОГО

17

1

1

Приложение  1.

Календарно-тематическое планирование  по родной литературе (русской) 

в 4  классе на 2019 - 2020 учебный год.

                                Учитель

I четверть  

8 недель – 4 ч.

№ п/п

Тема урока

Дата

План

Факт

1.

Раздел 1. Крупицы народной мудрости (7 часов)

Загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.

2.

Былина «Вольга Святославович».

3.

Былина «Святогор».

4.

Из «Повести временных лет» Повесть о Никите Кожемяке.

Отметка о прохождении программы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                   

II четверть

8 недель - 4 ч.

Тест – 1

№ п/п

Тема урока

Дата

План

Факт

5.

Из «Повести временных лет» Наставления Ярослава Мудрого.

6.

Из «Повести временных лет» Вещий Олег. Повесть о Константине и Мефодии.

7.

Тест

8.

Раздел 2. Произведения писателей классиков XIX века (3 часа)

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Отметка о прохождении программы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III четверть

10 недель - 5 ч.

Списывание  – 1

№ п/п

Тема урока

Дата

План

Факт

9.

М.Ю. Лермонтов «Ашик –Кериб».

10.

К.М. Станюкович «Максимка»

11.

Раздел 3. Отечественные писатели XX века (7 часов)

А.П.Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья».

12.

А.П.Платонов «Неизвестный цветок».

13.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Отметка о прохождении программы:____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV четверть

8 недель  - 4 ч.

К/ работа - 1

№ п/п

Тема урока

Дата

План

Факт

14.

М.М.Зощенко «Бабушкин подарок».

15.

В.П.Катаев «Сын полка».

16.

Комплексная контрольная работа.

17.

В.Ю. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй».

Отметка о прохождении программы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

III четверть

Тест

Былина «Вольга Святославович»

  1. Где родился Вольга_______________________________________________________
  2. Как звали матушку_______________________________________________________
  3. Что произошло с Вольгой в 7 лет___________________________________________

______________________________________________________________________________,

в 12 лет_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________.

  1. В кого превращался Вольга_________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Былина «Святогор»

  1. Кого встретил Святогор в чистом поле? _____________________________________
  2. Что лежит в перемётной сумочке? __________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Что куёт кузнец в кузнеце? ________________________________________________
  2. Как выглядела суженая Святогора в первую встречу? Выпиши из текста.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как выглядела суженая во вторую встречу? Выпиши из текста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По теме «Повесть временных лет»

1.Выберите определение, характеризующее понятие «летопись».

  • Лиро-эпический жанр народной поэзии, произведение имеет сюжет и, как правило, включает диалог.
  • Жанр русского фольклора, эпическая песня героического характера, повествующая о подвигах богатырей.
  • Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание реальных и легендарных событий.

2. Когда началось летописание на Руси?

а) в 9 веке ; б) в 11 веке ; в) в 13 веке .

3. Кто автор «Повести временных лет» ?

а) Иван ; б) Нестор ; В) Варфоломей .

4. Приведите примеры летописей.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

5. Какие жанры народного творчества использует в своей летописи Нестор?

а) былины ; б) загадки ; в) пословицы и поговорки.

6. С какого времени начинается летописный рассказ?

  • с описываемого исторического события;
  • с библейских времен;
  • с описания ныне живущего князя.

7. Что определяло для летописца необходимость строить свое повествование «от сотворения мира»?

  • Летописец, обычно монах, не мог жить и создавать произведения вне христианских

             традиций.

  •  Летописец находился на службе, и его труд ценился тем дороже, чем больше был

       объем книги (стоимость книг в те времена была очень велика).

8. Определите, из какой книги приведены слова в «Повести временных лет»:

…Нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бог, которого не видит?

а) Ветхий завет;  б) Новый завет;  в) другая книг .

9.Приведите примеры Евангельских заповедей, которые призывает вспомнить летописец в «Повести временных лет.»

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

10.Как автор « Повести временных лет» относится к войне?

а) призывает к войне;  б) призывает к миру;  в) не касается этой темы.

11.К какому жанру литературы относится « Повесть временных лет»?

а) рассказ; в)летопись;

б) повесть; г) житие.

12.Почему « Повесть временных лет» является памятником древнерусской литературы?

  • ее автор неизвестен;
  • в ней отражено мировоззрение древнерусского человека;
  • в ней упоминаются языческие божества.

13.За что Бог истребил обров?

а)за жестокость;

б) за то, что не верили в Бога.

14.Назовите литературные произведения, написанные на основе « Повести временных лет.»

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


15.Какой русский князь имеется в виду в высказывании:

«…То новый Константин великого Рима: как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же.»

а) Ярослав; б) Владимир;  в) Святослав.


16.Объясните поговорку «Сгинули, как обры».

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

IV четверть

Комплексная контрольная работа.

Задание 1

Отметь высказывание, которое наиболее точно выражает главную мысль произведения.

Зависть заставляет человека совершать дурные поступки.

Любой поступок может научить хорошему.

В семье всегда любят друг друга.

Есть хорошие, а есть плохие бабушки.

Дети должны уважать старших.

Придумай и запиши еще одно высказывание, которое выражает главную мысль произведения.

______________________________________________________________________________

Задание 2

Как еще можно озаглавить это произведение?

______________________________________________________________________________

Задание 3

Перечисли и запиши имена героев произведения. Подчеркни главных героев.

______________________________________________________________________________

Задание 4

Раздели произведение на части и отметь их в тексте (поставь в начале каждой части значок или цифру). Составь и запиши план.

План рассказа М.Зощенко «Бабушкин подарок»

_1._____________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________

 

Выбери одну из частей текста. Выпиши опорные слова, на основе которых можно подробно пересказать этот фрагмент.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5

Придумай и запиши вопросы к прочитанному тексту.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6

Выпиши самое важное событие произведения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпиши события, которые повлияли на Миньку.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7

Почему Лелька обижалась на Миньку? Отметь верное высказывание.

Бабушка любила Миньку больше.

По характеру Лелька была обидчивая девочка.

Лелька не любила Миньку.

У Лельки не было того, что было у Миньки.

Нади в тексте ответ, почему бабушка не дарила Лельке подарки, и подчеркни его.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 8

Перечитай текст. Проследи по нему, как менялись чувства Миньки по отношению к его сестре.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Найди в произведении и выпиши.

Какие чувства испытывала Лелька к Миньке?

______________________________________________________________________________

Какие чувства испытывала Лелька к бабушке?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9

Подчеркни слова, которые помогают охарактеризовать поступки главного героя в конце рассказа.

Благородный, честный, красивый, безжалостный, непривлекательный, страшный, серьезный, добрый, чудесный, показной

Как ты думаешь, можно ли добавить к выбранным словам слово заботливый? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________По поступкам Миньки ты узнал, каким он был человеком. Запиши свое мнение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Подтверди свое мнение примером из текста.

Представь, что  тебе повстречался Минька. Какие вопросы ты ему задашь, чтобы больше узнать о его характере? Запиши два вопроса.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________А какие поступки характеризуют Лельку?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10

Как ты думаешь, какой из поступков главных героев может быть примером для других детей?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как ты думаешь, какой из поступков главных героев был ошибочным?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11

Объясни значение слова особа с опорой на текст.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Запиши, какая разница между словами зарыдать и захныкать.

Захныкать – это значит,________________________________________________________

Зарыдать – это значит, ________________________________________________________

Разница между словами захныкать и зарыдать в ___________________________________

______________________________________________________________________________

Задание 12

Запиши, к какому жанру относится прочитанный тобой текст.

______________________________________________________________________________

Какие произведения М.Зощенко ты читал? Запиши их названия.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13

Составь краткий отзыв на прочитанное произведение. Воспользуйся планом.

Рассказ Михаила Зощенко «Бабушкин подарок»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выскажи свое мнение.

Я советую своим друзьям прочитать этот рассказ.

Я не советую своим друзьям читать этот рассказ.

Объясни, почему ты так считаешь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14

Прочитай высказывания великих русских писателей.

  • «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А.И.Куприн)
  • «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и  подарок… иное названье еще драгоценней самой вещи». (Н.В.Гоголь)
  • «Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». (В.Г.Короленко)
  • «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» (И.С.Тургенев)
  • «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно». (Н.А.Некрасов)
  • «С русским языком можно творить чудеса!» (К.Г.Паустовский)

Выбери одно из высказываний. Подумай, что хотел сказать автор. Какими мыслями ты хотел бы дополнить слова писателя?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Напиши текст-рассуждение. Используй одно из высказываний.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В начальной школе ты узнал много нового и интересного, многому научился. Как ты думаешь, какие знания и умения тебе особенно пригодятся на уроках литературы в 5 классе? Запиши.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________