Самообразование
Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский
Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности. Мысль о том, что настоящий учитель и сам должен постоянно учиться, высказывали многие педагоги и мыслители. Широко известен афоризм древнеримского мыслителя Сенеки «Уча других, мы учимся сами». «Учитель немецких учителей» А. Дистервег советовал учителю никогда не останавливаться в собственном образовании, так как образование постоянно развивается. А основоположник российской научной педагогики К.Д. Ушинский писал: «Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!» Источник: http://si-sv.com/publ/20-1-0-291
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_metody_obucheniya.doc | 408 КБ |
keys-tehnologiya.docx | 27.61 КБ |
tonkie_i_tolstye_voprosy.docx | 14.88 КБ |
chto_takoe_klaster.docx | 19.25 КБ |
metodicheskaya_rabota.docx | 12.25 КБ |
otchetpotemesamoobrazovaniya.docx | 80.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
Учись для того, чтобы знать не больше, а лучше
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников. Активные методы обучения в процессе педагогического общения привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения преподавателя и учащихся, новую философию и ценности образования. Образование сможет выполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное (равноправное) общение.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.
Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.
Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:
Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок Скажите куда вы любите ходить больше всего …….
(Фрагмент урока во 2 классе)
Я, как юла, весь день вертелась.
Под вечер кушать захотелось,
А он, как раз, через дорогу…
Я резво понеслась к порогу,
Вот обогнула лимузин,
Там за витриной - … (МАГАЗИН).
А что если вы пришли сегодня не на урок, а в магазин. Приглашаю посетить вас не простой магазин, а магазин Знаний. А что сегодня в продаже нужно угадать, например, предложить ребус:
, и ПЕРИМЕТР
На этом этапе происходит выяснения целей, ожиданий, опасений, какая поддержка нужна (что или кто может помочь достичь цели). Для достижения наибольшей эффективности можно завизуализировать весь процесс данного активного метода «Поход в магазин» предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего похода в магазин Знаний, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определённое изображение и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Важно в конце занятия вернуться к данной визуализации и выяснить оправдались ли перечисленные ожидания и опасения от похода в магазин Знаний.
На этапе внедрения и осмысления можно использовать активный метод критического мышления «Кластер». Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Например:
Такой «Кластер» учащиеся могут зафиксировать в своей информационной папке и пользоваться при решении соответствующих геометрических задач.
На этапе рефлексии в конце занятия советую попробовать использовать активный метод обучения «Синквейн». В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. Например, составим синквейн слова «периметр».
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть короткое предложение в контексте темы, чувство, цитата.
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
ПЕРИМЕТР
ВАЖНЫЙ НУЖНЫЙ
ИЗМЕРЯТЬ СКЛАДЫВАТЬ НАХОДИТЬ
СЛОЖИ ДЛИНЫ ВСЕХ СТОРОН.
СУММА
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.
+ Активные методы обучения помогают - развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
- Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому - не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Подготовила: Грузова Татьяна ладимировна,
учитель начальных классов
2018-2019 учебный год
На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, - еще большие перемены произошли в способах изучения нового.
В связи с модернизацией образовательной системы - предлагаются: иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.
Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом, поэтому учить только традиционными методами нельзя.
Вот учителю и приходится постоянно искать эффективные методы обучения.
Для себя я выбрала кейс-технологии.
На сегодняшний день данные технологи широко используются в средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки.
В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе.
А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника
как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы,
и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс-технология предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции учащихся в процессе обучения.
Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.
Разрабатываются квесты (интернетовское название) на разных уровнях обучения. Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Результатом работы кейс – технологии являются работы учащихся в виде презентаций (в начальной школе)
Виды заданий для кейсов:
- Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
- Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
- Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, видеоролика.
- Оценка – обоснование определенной точки зрения.
- Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн-источников.
В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации;
обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. По сути дела кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения.
Кейс-технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:
- анализировать информацию,
- сортировать ее для решения заданной задачи,
- выявлять ключевые проблемы,
- генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
- выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Кроме того, дети:
- получают коммуникативные навыки
- развивают презентационные умения
- формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
- приобретают экспертные умения и навыки
- учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
- изменяют мотивацию к обучению.
Требования к содержанию кейса.
В кейсе рассматривается конкретная ситуация, в описание которой включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течение определённого времени. Эти ситуации могут отражать как комплексную проблему, так и частную задачу.
Виды пакетов кейсов в обучении:
- Вводный кейс (осведомлённость о наличии проблемы, ситуации, явления, границы рассматриваемого предмета);
- Предоставление информации (знаний по теме или проблеме), в зависимости от предмета может быть более или менее детализированным;
- Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределённости и решать проблемы с преобладанием комплексных, необусловленных факторов);
- Исследовательский кейс (схож с групповым и индивидуальным проектом, анализирует определённую ситуацию или проблему, а результаты этого анализа представляются в форме изложения).
Кейс, имеющий целью развитие определённых навыков (закрепляет, тренирует использование полученных знаний, навыков на примере реальных ситуаций, в зависимости от характера навыков может быть более или менее детализированным, объёмным).
Структура кейса:
Комплексный (модульный) кейс содержит, как правило, большой (20 и более страниц) объём информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов, компьютерных программ и т. п.
Кейс-иллюстрация содержит небольшой объём данных, может использоваться для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы.
Кейс - практическая задача содержит небольшой или средний объём информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны выполнить задание по теме.
Технология организации (или модерации) деятельности по методу кейсов: Класс делится на такое количество групп, чтобы последние состояли из 3-5 человек. Каждая команда выбирает руководителя (модератора). На нём лежит ответственность за организацию работы групп, распределении вопросов между участниками и окончательные решения. После завершения работы модератор делает доклад или сообщение о результатах выполненной работы своей группы. Подведение итогов работы над темой остается за учителем.
Структура обучения методом кейсов
Действия преподавателя (до занятия) | Действия школьника (до занятия) |
1. Подбирает кейс. 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника. 3. Разрабатывает сценарий занятия. | 1. Получает кейс и список рекомендаций. 2. Индивидуально готовится к занятию. |
Во время занятия: 1. Организует предварительное обсуждение кейса. 2. Делит класс на группы. 3. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями. | Во время занятия: 1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие. 3. Принимает решение или участвует в принятии решения. |
После занятия: 1. Оценивает работу школьников. 2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы. |
Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Очень важный этап - это создание “ситуации успеха”. Каждый ученик на определённом этапе (посильном для него) индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами.
И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.
Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки;
создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.
Ведь погоду в классе делаем Мы с вами. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно.
И давайте делать только хорошую погоду!
Список литературы
Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11.
Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.
Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.-№ 10-11.- С. 177-189.
Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1.
Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ под ред Г.Н. Прозументовой. - Томск, Изд-во Том. Ун-та ,2005.
Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.
Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
http://writing.colostate.edu/references/research/casestudy/index.cfm
http://www.ed.asu.edu/edrev/reviews/rev24.htm
Предварительный просмотр:
Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём "толстых” и "тонких” вопросов. "Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного (см. таблицу).
"Тонкие” вопросы | "Толстые” вопросы |
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Кто? (Кто автор рассказа «Злоумышленник»?) Что? Когда? Как звать ...? Было ли ...? | Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Что, если ...? Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...? |
Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. Учитель на первых порах работы с этим приёмом должен научить детей определять уровень сложности вопроса —относить его к "тонким” или "толстым”. Это можно делать на вопросах, которые предлагает сам учитель, или на вопросах из учебника.
Прочитайте вопросы в учебнике.
- Какие из них требуют односложного ответа? Какие заставляют размышлять, анализировать?
- Какие вопросы можно использовать для кроссворда или в игре «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером»?
Проиллюстрируем этот приём на примере фрагмента урока по литературному краеведению «Космогонические мифы северных народов». На стадии рефлексии после чтения ненецких и мансийских мифов о сотворении мира учащимся даётся задание составить три-четыре "тонких” и "толстых” вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
Вот какие "толстые” вопросы составлены учениками:
- Что общего в мифах северных народов и других народов мира?
- Почему земля в северных мифах представляется очень маленькой?
- Дайте три объяснения, почему в космогонических мифах всех народов вода играет важную роль?
Работу с "тонкими” вопросами ученик может продолжать на творческом уровне, составляя кроссворды или сценарии игр.
"Толстые” вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.
Предварительный просмотр:
"Кластер как активный метод обучения в начальной школе"
Обилие информации и её постоянный поток, который ежедневно получает человек, требует обработки и сохранения новых знаний в голове на достаточно длительный срок. Ученикам необходима грамотная структуризация самостоятельно добытых и полученных посредством учителя знаний. Ученики учатся интеллектуальному анализу данных.
Принципы интеллектуального анализа данных известны в течение многих лет, но с появлением больших данных они получили еще более широкое распространение.
Педагоги, практикующие на уроках прием «кластер», способны сделать урок более ярче, интереснее, что позволяет доступно и просто объяснить новый материал, при этом решая ряд образовательных задач:
- развитие творческих и аналитических способностей учащихся;
- формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
- получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса;
- умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете;
- умения рассуждать, делать выводы, принимать решения;
Под кластерами подразумевают графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Он служит наглядной схемой-подспорьем для ученика.
Прием развивает умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдений. Кроме того, он содействует самообразовательной деятельности учеников, умению работать как в группе, так и самостоятельно, активизирует учебную деятельность. У ребят есть возможность вносить исправления в готовые схемы.
Термин «Кластер» - в переводе означает «созвездие» или «пучок». Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов.
На своем опыте, обучая детей структурировать информацию и анализировать данные, где дети самостоятельно пытаются строить, рисовать и заполнять кластеры, я убедилась, что детский пытливый мозг быстрее и активнее «схватывают» информацию, с желанием и готовностью заносят её в свои тетради. И, выучив незнакомое слово «кластер», ребята охотно используёт данный термин в своем активном словаре.
Для работы с данным приемом необходимо, чтобы у детей под рукой всегда были карандаши трёх цветов – зеленый, красный и синий. Поэтому для удобства, и чтобы не отнимать время на поиск нужных предметов в рюкзаке, на каждой парте всегда присутствует прикрепленная, так называемая карандашница в виде пластиковой (картонной) коробочки, куда при желании можно положить и другие канцелярские принадлежности.
Считаю нужным отметить, что прием «кластер» можно применять на разных этапах урока.
Этап вызова
На этой стадии учащиеся высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них имеются, а также все ассоциации и предположения. Здесь кластер – стимулирующий компонент познавательной деятельности младших школьников, которые создает мотивацию к размышлению до начала изучения новой темы.
Этап осмысления
На этой стадии прием кластера позволит структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.
Этап рефлексии
Это стадия обобщения полученных знаний и умений, которые поможет систематизировать кластер.
Если взглянуть на эти три стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не являются принципиально новыми для учителей. Они присутствуют в большинстве случаев, только называются несколько иначе.
«Вызов» в более привычном для учителя названии звучит как «актуализация знаний» или «введение в проблему».
«Осмысление» - это не что иное, как «открытие нового знания учащимися».
В свою очередь, «рефлексия» совпадает с этапом закрепления новых знаний и их первичной проверкой.
В чем же различие? Что принципиально нового несет технология «составление кластера»?
Элемент необычности и новизны заключается в методических приемах, ориентируемых на создание условий свободного развития каждой личности. Каждая стадия урока подразумевает использование своих методических приемов. Их существует достаточно много: кластер, инсерт, синквейн, таблица толстых и тонких вопросов, зигзаг, «шесть шляп мышления», верные и неверные утверждения и прочие.
Преимущества технологии позволяет охватить значительно больший объем учебного материала и вовлекает всех учеников в обучающий процесс. Эта деятельность весьма интересна детям, они активны и открыты.
Существуют ли какие-нибудь принципы или правила при составлении кластеров?
Ключевое понятие, мысль - располагается по центру, далее, по сторонам от нее, обозначаются крупные смысловые части, которые соединяются с центральным кластером прямыми линиями. Это могут быть предложения, словосочетания или слова, которые выражают факты, мысли, ассоциации или образы, касающиеся темы.
Последовательность действий при составлении кластера - логична и проста.
Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, идеи. Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые выражают факты, идеи, образы, подходящие для выбранной тематики.
Составляя блоки (кластеры), не бойтесь излагать все свои мысли, предположения, факты и фиксировать все, что приходит на уровне ассоциаций. Ведь в ходе работы все неверное и неточное можно исправить или дополнить. Ученики могут дать волю воображению, фантазии и интуиции, работая до тех пор, пока поток идей не иссякнет. Не нужно беспокоиться и из-за наличия значительного количества смысловых звеньев на схеме. Кластер на тему, которая сама по себе обширна, и должен получиться достаточно большим. Главное – найти как можно больше логических связей между блоками. На этапе анализа работы все систематизируется и встанет на свои места.
В заключении, хочется отметить, что данная инновационная технология способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке материала, учит ребят классифицировать и анализировать не только факты из учебника, но и свои оценочные суждения, развивает навык рассмотрения сразу нескольких позиций, учит формулировать и высказывать свое собственное мнение, которое выработано на основе опыта и наблюдений.
Урок с применением технологии кластера дает детям возможность проявить себя, высказать свое мнение, а также предоставляет простор для творчества, что, несомненно, весьма значимо в образовательном процессе.
Предварительный просмотр:
Темы по самообразованию
в период с 2015 по 2018 г.г.
2015-2016 учебный год
«Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»
2016-2017 учебный год
«Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»
2017-2018
«Внедрение в практику работы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетенции младших школьников»
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Островского района Костромской области
«Александровская средняя общеобразовательная школа»
Отчет
Грузовой Татьяны Владимировны,
учителя начальных классов,
по теме самообразования
«Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО второго поколения»
за 2015 -2016, 2016 – 2017 уч. годы
С 2015 года и по настоящее время поставила перед собой следующую тему самообразования «Формирование навыков самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО», которую изучаю не только теоретически, но и реализую на каждом уроке, внеклассном занятии, внеурочной деятельности практическим путем.
Тема эта актуальна, потому что в 1 классе образовательный процесс осуществляется по безотметочному принципу. Младший школьный возраст – это период осознания ребенком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной, адекватной самооценки. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка, как и завышенная, мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбирать интересные занятия.
Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе, оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. По моему мнению, самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно предупредить или преодолеть. Для этого мне как учителю необходимо знать, как правильно формировать самооценку. Для этого нужно определить методы и пути, чтобы помочь ребёнку в развитии дифференцированно и адекватно контролировать собственные учебные действия, самооценку и взаимооценку. Ребенок, который пришел в школу, еще не умеет учиться, его учебная деятельность формируется в ходе обучения под руководством педагога. Формирование учебной деятельности представляет собой наиболее важную задачу школьного обучения, такую же важную, как формирование универсальных учебных действий. Став учеником, ребёнок продолжает своё личностное развитие в рамках учебной деятельности. Он вступает в более сложные, чем в дошкольном возрасте, социальные отношения, расширяется круг его общения, появляются новые, более строгие требования окружающих (родителей, учителя, сверстников) к поведению ученика.
И здесь педагогу важно обратить внимание на психологическое понятие «самооценка», которое формируется, как доказано психологией, в этом возрасте. Почему же это так важно? Рассмотрим немного подробнее этот момент. Для педагога одной из задач является не просто обучить учащегося определённым навыкам и умениям, дать знания, но и приучить его самостоятельно мыслить, принимать решения, т.е. «саморазвиваться». На это прямо указывается в тексте ФГОС НОО: «Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности».
Обратимся к психологическому смыслу самооценки, взаимосвязанному с педагогикой, так как она является важнейшим психологическим фактором успешной учебной деятельности и влияет на формирование личности. Очень важно не упустить момент и заложить основы для умения ребёнка не только усваивать знания, но и правильно оценивать себя, свои силы, что поможет ему в дальнейшем самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, «выстраивать» систему, позволяющую ему развиваться, двигаться вперёд.
Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Самооценка играет очень важную роль в повышении качества успеваемости, организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.
Задачи самооценки:
- активизация познавательной деятельности и интереса к предметам;
- формирование умения ставить цель и находить пути, средства к еѐ
достижению;
- формирование умения контроля и самоконтроля;
- приобщение к поисковой и творческой деятельности.
Основные функции самооценки:
- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).
Таким образом, главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Самооценка может быть устойчивой и неустойчивой, адекватной и неадекватной,
а неадекватная делится на завышенную и заниженную
Классификация самооценки по цели:
1. Самооценка настроения и эмоционального состояния (карточки с
изображением лиц, цветовое изображение, эмоционально-художественное
оформление);
2. Самооценка деятельности (лестница успеха, чтение с остановками, ключевые термины, запись промежуточных выводов, письмо в будущее;
3. Самооценка содержания учебного материала (подбор афоризма, дискуссия, сочинение, анкета, синквейн, тест, исправь ошибки, составление плана)
Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Ее внедрение требует кропотливой, основательной работы на каждом уроке. Я выделяю 4 этапа:
1. Разработка учителем для каждого конкретного случая эталонов оценивания.
2. Создание необходимого психологического настроя обучающегося на анализ результатов.
3. Создание ситуации, когда эталоны оценивания учащихся известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ним свои результаты, делая при этом соответствующие выводы.
4. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля.
Для формирования самооценки нужно вооружить учащихся теми критериями, используя которые школьник будет осуществлять оценку и самооценку. Ученик должен уметь соотносить знания свои, товарищей с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность. Именно такой подход при формировании оценочного компонента лежит в основе безотметочного обучения в 1 классе.
Формирование самооценки в первые годы обучения идёт очень интенсивно. Первоклассники, начиная учиться, свою учебную деятельность оценивают обычно положительно, связывая неудачи с субъективными, не зависящими от них причинами. Маленькому ученику нужно одобрение практически каждого его усилия. От педагога в это время требуется правильная процедура оценивания, не превращающаяся в выставление отметок и позитивные высказывания. Даже при замечаниях ребёнок должен ощущать положительное отношение к нему, видеть желание учителя помочь ему преодолеть препятствия в учёбе. Подход к оцениванию, позволяющий устранить негативные моменты начала обучения, индивидуализирующий учебный процесс, повышающий учебную мотивацию - безотметочное обучение в первом классе. Методически работа в это время сводится в основном к созданию индивидуальных эталонов. Например: создание индивидуальных листов «Моё настроение» со смайликами, «Экрана успеха» с символами реакции на уроке (было интересно, непонятно, трудно, легко). Затем – обучение умению сравнивать цель и результат и составлению алгоритма оценивания своей успешной работы - улыбкой, к примеру, а с ошибкой, неудачной - черной кляксой. Со 2 четверти при адекватной самооценке – заполнение (сначала под контролем учителя) «Листа самооценки» по предметам. Эта работа зависит от личности педагога, у каждого свои приёмы. Основное - это применение косвенных, скрытых оценок, мягких форм коррекции его учебной деятельности.
В ходе образовательного процесса у первоклассников критичность и требовательность к себе постепенно возрастают. Они начинают оценивать себя уже более объективно.
Второклассники и третьеклассники оценивают не только свои хорошие, но и плохие поступки, отмечают и успехи, и ошибки в учёбе, начинают причины неудач относить на свой счёт. Самооценки поведения и учёбы становятся всё самостоятельнее, они, в отличие от первого класса, теперь не полностью зависят от оценок учителя, родителей и сверстников. Предметом критики к тому же становится уже оценочная деятельность педагога, его справедливость, объективность. Замечено, что у первоклассников обычно самооценка довольно высока. Ко второму классу у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Так называемый «феномен вторых классов» связан с повышением у детей критичности к себе, и, в то же время, ограниченными их возможностями в оценивании результатов своего труда. Да и критерии оценивания учебной деятельности второклассникам ещё недостаточно понятны. Ребёнок в процессе обучения продолжает адаптироваться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью. Параллельно он приспосабливается к системе общения со сверстниками.
В третьем классе уровень самооценки опять повышается, хотя именно сейчас дети начинают осознанно относиться к учёбе, пытаются оценивать причины своих достижений и неудач. Мы можем увидеть процесс анализа собственных качеств, критичное отношение к себе, что означает повышение требовательности к себе. При этом критическое отношение к себе улучшает отношение к другим и ошибки своих друзей дети оценивают мягче. Существует опасность перехода критического отношения к себе в резко выраженную негативную самооценку, тогда необходима помощь взрослых. Похвала, поощрение, одобрение, раскрытие возможностей ребёнка учителем и поддержка родителей повышают его самооценку, делают её адекватной.
В младшем школьном возрасте мы, взрослые, можем активно воздействовать на ученика, так как для него ещё важны наше признание и одобрение, присутствует желание заслужить похвалу от взрослого. Ребёнку важно получать от учителя подтверждение своей значимости. Именно поэтому оценочная деятельность, как важный элемент образования, входит в состав универсальных учебных действий. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
Я выделяю 6 шагов, которые лежат в основе алгоритма самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
5 шаг. Каким умением пользовался?
6 шаг. На каком уровне успешности выполнено задание?
Чтобы эффективно использовать данный алгоритм, я придерживаюсь следующих этапов:
1 этап. Выбираю уроки, на которых можно ограничить предметный материал до минимума (принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценки (в дальнейшем менее подробное изучение нескольких тем компенсируется более осознанным отношением детей к учебе)
2 этап. При планировании урока выбираю для первой демонстрации алгоритма самооценки легко выполнимое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.
3 этап. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагаю произвести по очереди всем ученикам класса.
4 этап. Постепенно вместо проговаривания вопросов, я предлагаю ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.
5 этап. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, я убираю их и достаю только тогда, если у кого-то возникают затруднения.
Когда базовое умение самооценки сформировано, я придерживаюсь следующих правил:
1.Планируя урок, перестаю сокращать предметный материал.
2. Сворачиваю алгоритм самооценки: (после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо» и т.п.;
если мнение ученика и учителя совпадают, урок продолжаю дальше;
если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, предлагаю пройти по алгоритму пошагово
3. После проверки письменных работ даю ученику право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», предлагаю ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки.
(Если ученик прав, благодарю его за то, что он помог мне найти собственную ошибку при проверке:
если ученик не прав, терпеливо объясняю ему, на основании чего он принял соответствующее решение, стараюсь согласовать позиции).
Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, всё равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!
С 1 по 3 класс самооценка определяется у детей как возрастная, только формирующаяся, у учеников 4 класса мы уже отмечаем практически сформировавшиеся самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные. Очень важно знать, какой же тип самооценки сложился у ребёнка.
Сделать это несложно. На изображённой лестнице, состоящей из пронумерованных 7 ступеней, детям нужно расположить одноклассников таким образом: на 1-3 ступеньках - хорошие ребята, на 4 – ни хорошие, ни плохие ребята, на 5-7 ступенях – плохие. В последнюю очередь дать разместить свою фигурку. Если ученик выберет 1 ступень, то это говорит о завышенной самооценке, 2-3 – об адекватной, 4-6 низкой самооценке. В первом и третьем случаях уже нужно будет работать над изменением самооценки.
Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться. Вот ещё один пример с урока литературного чтения, где проверяется мастерство чтения учащихся. Сначала дети по желанию выступают с чтением стихов, затем даётся оценка услышанного. Оценочные суждения бывают разные: «Было интересно слушать Машу, хотя некоторые слова произносились невнятно», «Мне понравилось, как Алёша громко, выразительно рассказывал стихотворение», Хочу сделать замечание Насте, чтоб она не торопилась и читала громко».
Критерии должны отражать не только знание программного материала, но и такие как аккуратность, внимание, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение.
Такая оценка позволяет ребенку
- увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося;
- носит информативный характер;
- способствует формированию позитивной самооценки.
При оценке работы одноклассника, учу ребят придерживаться следующих критериев оценивания следующих форм работ:
Критерии чтения стихотворения наизусть
1.Все слова должны быть понятны.
2. Выделение голосом знаков препинания.
3.Должно быть все слышно.
4.Плавность чтения.
5. Хорошо знать стихотворение наизусть.
6. передать настроение стихотворения («нарисовать» голосом картину)
Критерии устного ответа
1.Соответствует ли ответ заданному вопросу?
2. Последовательно ли отвечал?
3. Можно ли считать ответ убедительным?
4. Достаточно ли было приведено примеров, фактов для подтверждения изложенного?
5. Были ли ошибки по существу изложения?
А также формирую умение слушать:
1. Смотреть на говорящего.
2.Сидеть спокойно.
3.Молчать в то время, когда кто-то говорит.
4.Задавать вопросы говорящему (если что-то непонятно или на уточнение).
Критериальное оценивание позволяет оценивать действия не только в письменных работах, но и при выполнении заданий в группах и парах.
- По каким критериям группа должна оценить свою деятельность?
- Предлагаем вам составить в группах критерии для оценки группы.
- Критерии оценки работы в группе
- Организация работы (тихо, не мешать другим, каждый должен быть услышан)
- Стиль общения (вежливо, тактично, не перебивать)
- Ответ команды (четко, убедительно, доказательно)
Все мы понимаем, что ребенок нуждается в эмоциональной поддержке, радостном принятии учителем любой активности малыша, любого, даже самого незначительного, достижения.
Ученик должен видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях. Определив свое незнание, имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. Это необходимо для мотивационного обучения. У ребенка возникает потребность в улучшении своей работы по собственной инициативе, а не по принуждению. А это формирует способность к самостоятельности в учении.
Изучив методическую литературу по данной проблеме, обобщив опыт работы коллег нашей школы, посещая открытые уроки учителей нашего города, мне захотелось, как-то систематизировать используемые нами приемы формирования рефлексивных способностей и оценочной самостоятельности учащихся. Некоторые из них применяю и я в своей работе.
( Приложение № 1)
Учитель наглядно видит процесс формирования предметных знаний у учащихся и обеспечивает целенаправленную и своевременную коррекцию. Однако, для установления обратной связи с ребенком, на мой взгляд, учителю хорошо бы иметь подборку обращенных к ребенку “слов учителя”.
Поэтому я попыталась сделать подборку фраз, стимулирующих активную творческую позицию учащихся к самоанализу, вызывающих желание задуматься, изменить отношение к своей работе. (Приложение № 2)
Данные материалы помогают в оценке как устных, так и письменных достижений младших школьников, устанавливают между учителем и детьми взаимопонимание, взаимодоверие, делают педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.
Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету.
Во 2 - 4 классах процесс формирования адекватной самооценки
постепенно меняет форму. Самооценка ученика дифференцируется, то есть складывается из оценок своей работы по целому ряду критериев. Критерии оценки должны быть однозначными и предельно четкими, выработанные совместно педагогом и учащимися или озвученные педагогом на уроке. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
(Приложение № 3)
Анализ результатов, выявленных в ходе моей работы по формированию самооценки, показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, что соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Следовательно, безотметочное обучение с формированием самооценки оказало положительное влияние на личностное развитие учащихся.
Нужно стремиться к тому, чтобы каждый наш ученик обрѐл здоровую, спокойную уверенность в себе и столь же здоровую самокритичность. Это позволит ребѐнку осознать свои возможности, развить их и реализовать. И тогда можно быть уверенным, что в новом веке будет новая молодѐжь: самостоятельная, инициативная.
Приложение№1
Приемы формирования рефлексивных способностей и оценочной самостоятельности учащихся
В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
«Барометр настроения»
Обучающимся предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение.
«Эмоциональный светофор»
Предлагается оценить свои успехи в цветовой гамме, используя эмоциональный светофор или кубик, который стоит у каждого на столе. У кубика одна сторона красная, другая – желтая, третья – зеленая. Если ученик повернул кубик зеленой стороной к учителю, то это означает: «Я справился, могу двигаться дальше», желтой – «Затрудняюсь», красной – «Прошу помощи». На четвертой, пятой и шестой сторонах записаны цифры 1, 2, 3. Позднее они могут показывать «уровень задания», который выбрал ученик, объяснять непонятное товарищам. Учащиеся выбирают задание по своим силам, выполняют его, а затем оценивают себя цветом.
« Работа с эталонами».
Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается в период обучения грамоте с работы с эталонами, под которыми понимается точный образец установленной единицы измерения. Работу с эталонами можно проводить на минутках чистописания, где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры. После того, как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е. подчеркивает буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляет ошибки учащегося и выносит на поля свое число верно написанных букв.
«Волшебные линеечки»
«Волшебные линеечки» являются безобидной и содержательной формой
отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);
- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
Вот как можно оценить письменную работу:
После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже. Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.
«Прогностическая оценка».
Для этого можно использовать знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь, есть проблемы. Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему. После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика. Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи.
«Учитель не исправляет ошибку, а лишь указывает на нее на полях палочкой».
Таким образом, ученику предоставлена возможность исправить свою ошибку, за что балл не снижается, а наоборот, учитель хвалит ребенка за то, что тот исправил ее.
«Лесенка».
При оценке себя на уроках чтения ученики могут использовать лесенку: если есть успехи, то добавляется ступенька вверх, на которой ребенок рисует радостное лицо. Если продвижения нет, то лицо должно быть грустным.
«Вопросы».
Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы: (Что ты узнал на уроке, чему научился? За что себя можешь похвалить? Над чем еще надо поработать? Какие задания тебе понравились? Какие задания оказались трудными? Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?)
«Прием райтинга» (от англ. right – правильно).
Ученик сначала сам оценивает свою работу и ставит отметку, затем ее оценивает учитель. Отметка записывается дробью, например, 4/5. через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.
«Незаконченное предложение».
По окончании занятия учитель просит высказаться учащихся относительно занятия и своего самочувствия на нем.
Самым интересным для меня было …, потому что
Самым скучным для меня было .., потому что
Теперь бы я ещё хотел узнать о .., потому что
Я был бы рад …, потому что …
Мне понравилось …, потому что …
Мне не понравилось …, потому что …
«Позиционная дискуссия».
Работа на уроке была плодотворной, потому что …
Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как …
Однако мы не узнали о …
Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о …
Несмотря на то, что мы не узнали…, работа позволила…
«Портфель достижений».
Итоговая аттестация обучающихся, основанная на анализе оценок всех критериев за учебный год. Лучшие работы по разным направлениям: рисунки, образцы каллиграфического письма, успешные контрольные задания и т.д. В неё можно вложить:
1. Карту знаний в виде рефлексивной таблицы.
2. Тетрадь личных открытий.
3. Творческую тетрадь.
4. Дневник достижений.
5. Дневник «роста» (или листы мониторинга)
6. Дипломы, награды и т.д.
«Древо творчества»
Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания. Яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа.
«Шкала знаний».
Оценка должна фиксировать достижения ученика, отслеживать егопродвижения в личностном развитии. В связи с этим нами хорошо работает система критериев при осуществлении текущего контроля: П - правильность, К - красота, С - старание, Т - трудность и т.д. Дети сами оценивают работу (ставят горизонтальную черту на полях, с указанием критерия, в соответствии с которым хотели бы себя оценить). При проверке работы учитель оценивает работу ученика, и показатели сравниваются.
«Три оценки»
Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки 3 4 5. Обведите кружком ту, с которой вы согласны».
«Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в
самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
«Говорящие рисунки»
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.
Приложение № 2
Стимулируют активную творческую позицию учащегося, вызывают поддержку и одобрение, желание сделать работу лучше записи учителя в работах учащихся:
- Молодец!
- Замечательно!
- Умник! Умница!
- Ты меня удивил(а)!
- Красивое оформление работы!
- Очень красиво!
- Восхитительно!
- Прекрасно!
- Чудесно!
- Здорово!
- Я горжусь тобой!
- Ты меня порадовал(а).
- Мне нравится, как ты работаешь!
- Это действительно прогресс!
- Спасибо!
- Все идет прекрасно!
- Хорошо, благодарю тебя!
- Я рада, что пробовал(а) это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал(а).
- Наконец-то у тебя все получилось! Я очень рада за тебя!
- Я сегодня самая счастливая учительница! Спасибо за …
- аккуратность
- прилежание,
- старательность,
- точность выполнения задания
- красивую запись
- красивое написание букв, предложений, текста и т.д.
- внимательность при чтении задания
- качественно выполненную работу
- Я признательна тебе за …
- Я благодарна тебе за…
- У тебя все получится.
- Я верю в твой успех.
- Мое восхищение!
- Поздравляю тебя! У тебя все получилось!
- Поздравляю тебя! Буква … написана как в прописях.
- Поздравляю тебя. Наконец-то текст (предложение) подчинился (ось) тебе. Ты списал(а) его без ошибок.
- Молодчина! В устном счете (в задаче, в задании, в уравнениях, в примерах и т.д.) ни одной ошибки. Это победа!
- Я рада (думаю, уверена,), что письмо букв (слов, предложений, задач, примеров и т.д.) тебе стало нравиться.
- Мне приятно видеть твои успехи.
- Твое отношение к домашним заданиям изменилось. Ты – молодец!
- Заметно улучшились результаты.
- Я уважаю в тебе настойчивость в достижении хорошего результата.
- Я уважаю в тебе стремление…
- написать красиво
- выполнить работу аккуратно
- выполнить работу старательно
- выполнить работу точно
- к аккуратности
- к старательности
- к прилежанию
- к самостоятельности
- к самосовершенствованию
- к самопроверке
- найти и исправить ошибки
- прописать точно и красиво
Стимулируют учащихся к самоанализу, вызывают желание задуматься, изменить отношение к своей работе:
- А тебе это нравится?
- Как ты к этому относишься?
- А ты доволен (довольна) своим результатом?
- Я этого очень ждала, а ты?
- Ты меня озадачил(а).
- Что с тобой случилось?
- Что с тобой произошло?
- Постарайся не спешить при выполнении задания.
- Постарайся не торопиться
- Не спеши. Будь внимательным(ой).
- Вчитывайся в задание. Ты сможешь не делать эти ошибки.
- Не позволяй себе отвлекаться при выполнении задания.
- Проверяй написание слов по словарю и у тебя не будет таких ошибок.
- Порадуй меня, пожалуйста!
- Отнесись к работе серьезнее.
- Твое отношение к домашним заданиям изменилось. Я огорчена.
- Заметил(а) ли ты улучшение результатов?
- Я предполагаю (хочется верить), что письмо букв (слов, предложений, задач, примеров и т.д.) тебе стало нравиться.
- Как ты думаешь? Понравилась твоя работа или нет?
- Как ты думаешь? Что бы я тебе написала?
- Как бы ты оценил(а) свою работу?
- Какие буквы (слова, предложения) тебе удалось написать (выполнить) красиво (правильно, точно, качественно)?
- Я верю в твой успех. А ты?
- Я рада, что пробовал(а) это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал(а).
Форма оценивания в виде пословиц, поговорок или изречений.
1. Спасибо за труд!
2. Сделано наспех – сделано на смех.
3. Терпение и труд все перетрут!
4. К большому терпению придет и умение.
5. Ума палата.
6. Терпение дает умение!
7. Это успех!
8. Не будь тороплив, а будь терпелив!
9. Нерадивый дважды дело делает.
10. Перо пишет, а ум водит.
11. Захотел – сделал!
12. Уменье и труд все перетрут.
13. Кто не ходит, тот и не падает.
14. Усердная мышь и доску прогрызет.
15. Авось да как-нибудь до добра не доведут.
16. Белые руки чужие труды любят.
17. Дело мастера боится.
18. За всякое дело берись умело.
19. Не начавши - думай, а начавши - делай.
20. Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.
21. Торопливый дважды одно дело делает.
22. На чужой работе и солнце не движется.
23. Начинать начинай, да смотри же — кончай.
24. Что пожнешь, то и сколотишь, что сколотишь, то и в амбар положишь.
25. Без дела слабеет сила.
26. Не боги горшки обжигают.
27. Не говори, что делал, а говори, что сделал.
28. Не диво дело начать — диво кончить.
29. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
30. Птицу узнают в полете, а человека в работе.
31. Под лежачий камень и вода не течет.
Приложение № 3
Примеры листов самооценки учащихся на уроке.
Лист самооценки
Ф.И. ученика _____________________________________
я научился ...
было интересно…
было трудно ...
могу похвалить одноклассников за то, что ...
больше всего мне понравилось ...
особенно хорошо мне удалось...
свой результат могу оценить как...
Лист самооценки
Ф.И. ученика__________________________________
за урок я
устал
не устал
мое настроение
стало лучше
стало хуже
материал урока мне был
понятен
полезен
интересен
не понятен
бесполезен
скучен
домашнее задание мне кажется
легким
интересным
трудным
не интересным
По русскому языку и математике учащиеся могут оценивать по образцу учителя, ученика. Здесь хорошим помощником выступает ИКТ.
Оценивание может проходить по листу самооценки за каждую учебную задачу.
Оценочный лист «Списывание»
Ф.И. ___________________________________________
Оценочный лист «Однокоренные слова».
Ф.И._____________________________________________
Выбери и подчеркни нужный вариант:
Я могу / сомневаюсь / не могу / определить, являются ли слова однокоренными
Я могу / сомневаюсь / не могу /различать слова с одним корнем, но разным значением
Оценочный лист «Безударные гласные».
Ф.И._____________________________________________
Оценивание может проходить за группу заданий, ставится отдельная отметка в оценочный лист, а из «набранных» учеником оценок в течение урока, выводится средняя и выставляется в дневник и журнал.
Лист самооценки. Ф.И.__________________________________________
Да +, нет -
На уроке я отвечал устно.
Я решил без ошибок в тетради задачу.
Я решил без ошибок примеры.
Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение.
В тетради я работал аккуратно
Отметка за урок