Национально-региональный компонент в начальной школе
Инновационная/экспериментальная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_nrk_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 34.51 КБ |
detstvo_-_zadornyy_mir.doc | 89.5 КБ |
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo._buryatskiy_obryad.docx | 23.05 КБ |
pesennoe_tvorchestvo_iroyskih_buryat.docx | 26.89 КБ |
esse._ya_pesn_stepi_svoey_poyu.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Региональный аспект в начальной школе: находки, достижения. Реализация НРК на уроках в начальной школе»
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной проблемой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить тот хрупкий «мостик», что и предполагает национально-региональный компонент.
На современном этапе перед учителями начальной школы стоит задача повышения интереса младших школьников к духовной жизни народов, которые исторически проживают на территории той или иной местности. Дети должны иметь многосторонние знания о родном крае, о жизни своих дедов и прадедов, усвоить сведения о природно-географических, экономических, культурологических особенностях своего края. Используя содержания национально-регионального компонента на уроках, учитель способствует не только расширению и углубления знаний, но и развивают у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы.
Свою деятельность по разработке национально - регионального компонента считаю особенно актуальной в условиях введения ФГОС. Основная задача Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования создание специальной педагогической среды для формирования человеческого потенциала России, он разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. Стандарт направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
Региональные, национальные и этнокультурные составляющие отражены в требованиях к личностным результатам освоения ООП НОО.
Основными целями внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс являются:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы как ценности;
- обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;
- развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;
- применение знаний, умений в повседневной жизни.
Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов: систематичности, доступности, наглядности и разнообразности материала, связи НРК с учебной и воспитательной работой, взаимосвязи местного и общего исторического, географического материала.
В нашей школе национально-региональный компонент в основном реализуется через уроки с региональным содержанием (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изо, технология, музыка, физическая культура); можно охватить любой предмет.
Региональные, национальные и этнокультурные составляющие также отражены в требованиях:
- к базисному учебному плану;
- к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку и родному языку, литературному чтению и литературному чтению на родном языке;
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Включение национально-регионального компонента в содержание обучения начальной школы
Реализация НРК на уроках русского языка с использованием и изучением местного языкового материала, который имеет и образовательный и воспитательный потенциал. Успех преподавания в большинстве своем определяется личностью учителя и его творческим подходом. Источником изучения материала становится использование на уроках русского языка загадок, пословиц, поговорок, художественных произведений местных писателей и поэтов. Такие материалы дают возможность обогатить и расширить кругозор ребенка, его представление о Бурятии.
Введение регионального компонента в предмет «Литературное чтение» необходим для обогащения языка учащихся посредством приобщения учащихся к искусству слова и раскрытия их творческого потенциала на региональном содержании. Именно в младшем школьном возрасте закладывается привязанность к культуре своего народа, развитие национальной гордости, чтобы воспитывать у ребенка не ложное понимание своего превосходства над другими народами, а неповторимость каждой национальной культуры. Чтобы увлечь своих учеников исследованиями в области литературы и духовной культуры народа, на уроках литературного чтения рекомендую им для прочтения произведения писателей - выходцев из своего села. Ведение национально-регионального компонента позволяет младшим школьникам на основе знаний литературы своего региона открыть для себя имена бурятских поэтов, писателей, особенности повествования литературных произведений. Развивает художественный кругозор учащихся. Знакомит с жанровым разнообразием литературного наследия родного края. Развивает фантазию и образное мышление в непосредственном соприкосновении с местным литературным материалом.
Региональные, национальные и этнокультурные составляющие отражены в требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметам «Окружающий мир», «Искусство» и другие.
На уроках окружающего мира как нигде лучше можно формировать представления о родном крае, его природном, историческом и культурном наследии. С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации обучения представляем детям «малую Родину» во всем её многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, видеофильмов. Формы работы с краеведческим материалом самые разнообразные: беседы, экскурсии, викторины, знакомство с символикой Республики Бурятия, а также с разнообразием природы родного края, работа по карте и др.
В отличие от многих других предметов, принято считать, что математика – менее удачный предмет для применения НРК. Формы применения регионального компонента на уроках различны. Это:
- В виде информационной беседы (занимающей 1 – 2 минуты на уроке).
- Задачи для устного счета.
- Текстовые задачи.
- Проекты (показать)
- Интегрированные уроки с окружающим миром.
Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.
С учетом национально – региональных особенностей на уроках трудового обучения формируется интерес к трудовой деятельности, актуальной для нашего региона (традиционные ремёсла, строительство жилья и украшение интерьера дома, выращивание сельскохозяйственных культур, художественное оформление деталей в национальных традициях, работа с природными материалами). Таким образом, цикл уроков и внеклассных занятий с использованием регионального компонента знакомит школьников с разными традициями, обычаями и народными промыслами малой родины.
Используя на уроках различные материалы (бумагу, картон, природные и искусственные материалы, ткани, мех), путем сгибания, резания, склеивания, лепки, вышивания, учу своих ребят получать разнообразные продукты трудовой деятельности с учетом национальных традиций народа. Это и различные панно: «На отаре», « Лебеди», «Серебряное копытце», «Пернатые друзья», «Родные просторы»; декоративное оформление предметов быта, посуды, одежды; изготовление жилища (юрта) и многое другое. Сделанные с любовью и выдумкой оригинальные поделки, хранящее тепло человеческих рук, не только украсят «дом», но и вдохнут в него душу.
Выделение регионального компонента в предметах «Изобразительное искусство», «Музыка» необходимо для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере фольклора, деятельности известных людей, проживающих в Бурятии, и местных достопримечательностей, как природных, так и рукотворных.
Несомненно, что для реализации составленной программы и примерной тематики предметных уроков необходимо методическое обеспечение материалами хрестоматийного характера и практической направленности, что представлено нашими педагогами в качестве разработок открытых уроков и собранного текстового краеведческого материала.
Регионализация может осуществляться и через организацию внеклассной работы по предметам и воспитательной работы, что дает хороший педагогический эффект в формировании у учащихся знаний о регионе, поскольку позволяет поддерживать познавательную активность школьников.
Традиционно каждый учебный год в школе проводятся:
1.Исследовательская работа учащихся.
2.Научная конференция школьников «Шаг в будущее».
Социальные долгосрочные проекты: «Великая война и Великая Победа». «Береги родную природу!».
3. Ежегодное участие в Районном фестивале детского творчества « Хрустальный мир».
4. Участие в ежегодных митингах памяти, акциях.
5. Выставки рисунков на региональную тематику и детских поделок из природного материала.
5.Школьные и муниципальные олимпиады по краеведению.
«Мой край родной»
6.Конкурсы чтецов по произведениям бурятских поэтов, районный конкурс « Чудесный клад Бурятии», Всероссийский конкурс юных чтецов « Живая классика» конкурс стихов, рассказов и сказок собственного сочинения.
7.Районный творческий конкурс «Дети.Техника.Творчество»
8.Экскурсии в музеи.
9. Классные часы на региональную тематику.
10. Участие в фестивалях и конкурсах различного уровня.
Конечно, многое предстоит ещё сделать:
Создать банк методических разработок уроков и внеклассных мероприятий по НРК, контрольно-измерительных материалов и ЦОРов по НРК
Повысить результативность работы по обеспечению выполнения минимума содержания НРК, выполнения учебного плана.
Активизировать и совершенствовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся по региональной тематике.
Заключение. В течение ряда лет анализируя итоги занятий, построенных на местном материале, я пришла к выводу, что они более результативны и обладают большим воспитательным потенциалом. В ходе выполнения исследовательских и творческих заданий у школьников формируется не только познавательная, но и нравственно-волевая мотивация деятельности, «включаются» высшие нравственные позиции саморегуляции, потребность в самовыражении, самоутверждении, самореализации. Результатами урочной и внеурочной деятельности обучающихся на основе НРК являются повышение мотивации к изучению предметов, повышение качества знаний, прочное овладение предметными и метапредметными умениями и навыками, навыками научно-исследовательской и творческой деятельности, высокая результативность на мероприятиях всех уровней, профессиональное самоопределение и становление. Обучение и воспитание на традициях своего народа – это не только формирование национального самосознания и духовных ценностей школьников, но и ключ к пониманию и уважению культур других народов.
Надеюсь, что предложенный опыт работы будет полезен для учителей начальных классов в организации урочной и внеурочной деятельности школьников. А использование предложенного мною технологического процесса поможет педагогам осуществлять целенаправленную систематическую работу по изучению и сохранению культур народов Бурятии.
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования «Селенгинский район» МБОУ Иройская средняя общеобразовательная школа
671197, Республика Бурятия, у. Ташир, ул. Карла Маркса, 80. Тел./факс 8(30145)94-2-17,
e-mail iro@selruo.ru
Тема-проект:
«Детство – задорный мир»
Составитель и руководитель: Лубсандоржиева Н.Б.
Учитель начальных классов
у. Ташир 2018г.
Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от его воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях… Этот идеал отражает в себе характер самого народа и развивается вместе с его развитием.
К.Д.Ушинский
Развитие национального самосознания – достаточно актуальная тема современного общества, она является одной из первостепенных и в нашей школе.
Опора на этнокультурный компонент стало важным фактором обучения младших школьников. Процесс активного усвоения традиций, навыков, знаний и умений идет через использование на уроках материалов
- бурятского фольклора;
- художественных текстов писателей Бурятии;
- произведений художественного и музыкального искусства Бурятии;
- музейных материалов;
- традиций народных праздников;
- флора и фауна Бурятии;
- народных промыслов.
По результатам социологического опроса в школе (анкетирование, беседа, наблюдение, диагностирование), которым были охвачены учащиеся, учителя, родители, был сделан следующий вывод: необходим этнопедагогический проект, который позволил бы в начальной школе сформировать эффективное воспитательное пространство, направленное на социализацию детей.
Одним из путей реализации данного социального заказа является разработка и внедрение в практику проекта «Национально-региональный компонент в образовательном пространстве младших школьников», позволяющего комплексно и осознано решить вопросы приобщения учащихся к ценностям общечеловеческой и национальной культуры.
Разработанный проект опирается на опыт работы школы по преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды улуса Ташир.
I. Цель проекта :
создание условий для приобщения ребенка к освоению богатств духовной культуры народа через участие в разнообразных видах практической деятельности.
Задачи проекта:
1. проектирование содержания образования и организация внеурочной образовательной деятельности младших школьников по реализации национально-регионального компонента;
2. формирование у ребенка целостного восприятия себя и мира, воспитание активной гражданской позиции;
3. раскрыть и развить потенциальные способности учащихся, помочь в поиске способов самовыражения в творческой деятельности;
4. создание системы работы по формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
II. Основные принципы конструирования воспитательной среды и их содержание:
- деятельностный принцип: мотивация учащихся к деятельности по укреплению и совершенствованию физического и духовного состояния, к самовыражению, к самореализации через игру, ролевые ситуации;
- принцип сетевости, организации совместной деятельности школ района, образовательных и других учреждений социума.
- этнокультурный принцип: ориентация на сохранение и приобщение учащихся к национальным традициям и культурному наследию этноса;
- принцип толерантности: осознание терпимого мировосприятия окружающей социальной среды (готовность жить в многонациональном сообществе, уважительно и терпимо относиться к особенностям других культур и традиций).
III. Основные направления деятельности
Для реализации данного проекта разработана комплексно-целевая программа «Детство - задорный мир». Она приобщает ребенка к освоению богатств духовной культуры бурятского народа и народов России, являясь областью раскованного общения и участия в самых разнообразных видах практической деятельности.
В рамках этой программы создаются направления: спортивно- оздоровительный - «Крепыш», художественно-эстетический - «Тунгалаг».
Программа «Крепыш» нацелена на вовлечение детей в активную двигательную деятельность, на внедрение здорового образа жизни в повседневный быт наших учеников. Игра в программе является доминирующим средством воспитания. В игре каждый ребенок проявляет свои способности, преодолевает робость, застенчивость, неуверенность в своих силах, игра помогает поверить в себя, реализоваться. Программа «Крепыш» разнообразна, многопланова: разучивание, импровизация национальных игр, веселые старты, спортивные соревнования, турниры, состязания, в которых активное участие принимает и ученики, и родители.
Изучение, развитие и популяризация национальных игр и видов спорта своего этноса и других народов дает возможность для создания целостного культурно-образовательного пространства, где учащиеся включаются в диалог с внешним миром, выходящим за пределы республики, через переписку и сеть Интернет со сверстниками другой этнической среды (Татарии, Калмыкии, Якутии, Дагестана и др.).
Разрабатывая программу «Тунгалаг», исходила из того, что являясь патриотом своей малой родины, своего края, сохраняя самобытность этноса, необходимо стать гражданином России, осваивая её культуру и постигая ценности мировой цивилизации.
Реализация программы «Детство – задорный мир» ставит своей целью отработку и внедрение в практику разных видов развивающей деятельности: познавательно – исследовательская, спортивно – оздоровительная, художественно – творческая, коммуникативная. Каждый ученик в соответствии со своими возможностями и интересами сам выбирает поле деятельности: если у него по каким–то причинам плохо с координацией движений, то его приглашают поиграть в бадминтон; есть проблемы в установлении взаимоотношений с окружающими – он может заниматься командными играми; дети с художественными склонностями выбирают танцы, пение, рисование.
Таким образом, можно сделать вывод, что реализация проекта позволит ученику развиваться как личности, так как происходит расширение круга его компетенций:
- компетенция в сфере самостоятельной познавательной деятельности (расширение кругозора посредством использования знаний из разных источников информации и исследовательской деятельности в области местного и регионального краеведения);
- компетенция в сфере общественно-гражданской деятельности
( активная гражданская позиция школьника; деятельностное участие в жизни класса, школы, села; ответственность за выполнение этой роли);
- компетенция в сфере организации своего досуга (апробация своих возможностей в разных социальных ролях (ведомый, ведущий); свободное общение и взаимодействие со сверстниками, взрослыми; решение в совместной деятельности той или иной задачи);
- компетенция в сфере социально-значимой деятельности (участие в общественных мероприятиях социума, в микрорайоне).
IV. Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный: создание условий и разработка методического обеспечения реализации проекта
№ п/п | Мероприятие | Сроки проведения | Ответст- венные |
1. | Разработка программ с учетом социального заказа, их обсуждение и утверждение. | Август 2017 г. | Администрация школы, МО нач.классов, род. комитет |
2. | Выявление направленности интересов детей, разработка индивидуальных образовательных маршрутов. | Сентябрь-октябрь 2017 г. | психолог, классные руководители. |
3. | Создание банка данных о состоянии здоровья учащихся | Сентябрь-октябрь 2017 г. | Клас. рук-ли, медицинский работник. |
4. | Установление партнерских отношений со школами района и школ России ( Татарстан, Калмыкия, Якутия, Дагестан). | Октябрь 2017 г. – февраль 2018 г. | Рук. проекта Лубсандоржиева Н.Б. |
5. | Заключение договоров с учреждениями социума об организации совместных мероприятий | Октябрь-ноябрь 2018 г. | Рук. проекта, администрация школы |
II этап - основной: реализация образовательных программ.
№ п/п | Мероприятие | Сроки проведения | Ответст- венные |
1. | Внедрение в воспитательный процесс передовых технологий, способствующих формированию социального опыта: обучение в сотрудничестве; метод проектов; технология инновационной оценки « портфолио»; | Весь период | Администрация школы, МО начальных классов |
2. | Разработка положений проведения мероприятий проекта | 2017-2018 гг. | Администрация школы, МО нач. классов |
3. | Работа центра « Детство- задорный мир» по реализации основных направлений проекта. | Весь период | Рук-ль проекта, зам.директора по ВР, классные руководители. |
4. | Организация исследовательско-проектной деятельности. | 2017-2018 гг. | Клас. рук-ли, рук-ль проекта |
5. | Организация заочного праздника национальных игр школ России посредством использования Интернет-ресурсов « Твой мир-мой мир» | Февраль 2018г. | Рук-ль проекта, учитель информатики |
6. | Организация на базе школы районного фестиваля национальных игр | Май 2018 г. | Рук-ль проекта, администрация |
III этап - рефлексивный: мониторинг хода и результатов проекта
№ п/п | Мероприятие | Сроки проведения | Ответст- венные |
1. | Анализ работы учителей по реализации проекта и обсуждение результатов на педагогическом совете школы. | Апрель 2017 г., апрель 2018 г. | Администрация школы, МО начальных классов |
2. | Итоговая диагностика динамики ( здоровье, лидерских качеств и организаторских способностей учащихся, личностных качеств) | Март-апрель 2018 г. | Педагог-психолог, классные руководители. |
3. | Издание методических рекомендаций, материалов по реализации проекта. | 2017-2018 гг. | Администрация школы, руководитель проекта |
4. | Проведение практических семинаров, круглого стола, тренинга, мастер-класса | Весь период | Рук-ль проекта, администрация |
V. Механизмы реализации проекта:
1. Выявление направленности интересов детей;
2. Научно-методическое обеспечение комплексной программы воспитания;
3.Разработка и реализация образовательных программ на основе компетентностного подхода с использованием проектного метода и сетевого взаимодействия;
5. Создание детского центра, кружков для организации исследовательско-проектной деятельности;
6. Установление связи с социумом, школами-партнерами.
7. Анализ результатов мониторинга здоровья, вовлечения учащихся в воспитательный процесс, уровня воспитанности.
VI. Ожидаемые результаты реализации проекта.
Отношения с собой
Что приобретает ученик | |
Здоровье | Знания о способах поддержки собственного здоровья |
Досуг | Знание учащихся о деятельности и развитии общественного объединения. Навыки содержательного проведения собственного досуга. |
Социальный статус | Устойчивое социальная позиция через участие в различных видах деятельности, определенной самим учащимся |
Культура личности | Положительное отношение к себе, объективная самооценка |
Организационные навыки | Навыки организации собственной деятельности |
Отношения с другими
Что приобретает ученик | |
Коллектив | Опыт управления коллективом, навыки общения, способности к рефлексии. Чувство как личного, так и коллективного успеха |
Межэтнические отношения | Толерантность. Уважительное отношение к другим этническим группам, к другой национальной культуре, этническое самосознание. |
Взаимодействия | Навыки групповой, коллективной деятельности, позитивное отношение к диалогическому общению. |
Культура | Знание игровых, спортивных, культурных традиций народов России. |
Отношения с миром
Что приобретает ученик | |
Гражданствен-ность | Активная гражданская позиция, патриотизм, ценностные ориентиры «Родина», «мир», «сотрудничество», «традиция» |
Информирован-ность | Опыт эффективного использования информации. Творческое отношение к информации |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок в 3 классе «Устное народное творчество» по теме
«Үхибүүгээ үлгындэ оруулха»
Цели: познакомитесь пословицами, поговорками бурятского народа, научимся укладывать ребенка в колыбель, научимся танцевать ехор,
Образовательные цели:
- Формировать у учащихся представление о смысле обычая.
- Учить детей связно и логически излагать свои собственные мысли в устной речи.
Воспитательные цели:
- Воспитание уважительного отношения к культурному наследию и традициям наших предков.
Развивающие цели:
1. Развивать у учащихся речь, мышление, воображение.
- Способствовать эстетическому развитию учащихся.
Ход урока:
- Орг. момент
Здравствуйте, дети! Сегодня мы все станем участниками обряда. Обряды сопровождают всю жизнь человека. Самый первый обряд «начало» испытываем с колыбелью. Что такое обряд?
Обряд – это традиционные символические действия, сопровождающие важные моменты жизни человека, группы, общества. В культуре русского народа их очень много: крещение, колядки, масленица и т.д. И сегодня я вам хочу вам показать бурятский обряд
Приглашаю вас в юрту. Все усаживайтесь по кругу, девочки на коленках, а мальчики – скрестив колени.
Через несколько дней после родов, когда у ребенка отпадала пуповина, буряты справляли обряд “Yлгындэ оруулха” - укладывания ребенка в колыбель. До этого времени ребенок лежал рядом с матерью на кровати.
Главным атрибутом этого обряда являлась колыбель-люлька. Послушайте как красиво звучит на бурятском языке слово звучит Yлгы. Колыбель у бурят пользовалась особым почитанием и отношение к ней было весьма суеверным. У бурятского народа есть традиции передавать колыбель по мужской линии. Постелька для ребенка служил войлок, под который подстилалась сухое сено. Любая колыбель старая или новая перед обрядом первого пеленания ребенка очищалась окуриванием дымом священных растений трижды вокруг колыбели. Я буду укладывать в колыбель ребенка. А кто же у нас лежит в колыбельке? Девочка или мальчик? Девочка. Теперь самая старшая по возрасту дает имя нашей девочке и держит её на руках.
«Ребята, кого мы будем укладывать в колыбель, ребёнка или кость?» Ребенка.
«Кого положить в люльку: ребенка или ножницы?». Ребенка.
«Как пеленать ребенка: вверх головой или вниз?» Вверх.
Теперь мы положим нашу девочку в колыбель. Кость мы привязываем с правой стороны люльки, считается что бедренная кость содержит жизненную силу и являлась символом плодородия.
К люльке привешиваем ножницы почему? Как вы думаете? Конечно, чтобы наша девочка стала рукодельницей. Все эти предметы служат оберегами для новорожденного. Что такое оберег? Оберег это магический предмет, назначением которого является защита его обладателя. И это ещё не все, я достаю красивый маленький мешочек. Туда мы кладем деньги. Почему? Какие пожелания вы скажете? Чтобы наша девочка стала богатой.
Теперь мы кладем зерно. Почему? Чтобы наша девочка жила в достатке, сытно.
Также в мешочек кладем коралл. Для чего? Наверно, чтобы наша девочка была красивой, умной.
А теперь мы пожелаем нашей девочке счастья, благополучия, удачи в жизни.
Девочку надо усыпить. Споем колыбельную песню.
Мы сегодня должны подарить нашей маленькой подарки, я приготовила пряжу, сделаем из пряжи куклу.
Подарим куклу нашей …. Наш праздник продолжается.
Поиграем в игру «Алтан-алтан, гарыш наашаа».
Наша девочка угощает всех сладостями.
1. | Бүүбэй, бүүбэй, бүүбэй дээ | Баю, баю, баю бай |
| Бүүбэйн абань гэртээ, | Папка наш теперь уж дома, |
| Тагдгар шар нохойнь хаяадаа | Пес лохматый у порога, |
| Табан тарваган табюур дээр, | Пять тарбаганов уж на полке, |
| Саадаг номонь ханадаа | Колчан с луком на стене. |
| Бүүбэй, бүүбэй, бүүбэй... | Баю, баю, баю бай. |
2. | Бүүбэй, бүүбэй, бүүбэй доо | Баю, баю, баю бай |
| Бүүбэйн баабай гэртэйл дээ | Малыша отец уж дома, |
| Шара нохойнь гэнжэндээл, | Рыжий пес на цепь посажен, |
| Шабдаг номонь тэбхэндээ | Лук упругий уж в колодке |
| Сагаан боронь сэргэндээ... | Светло-серый конь привязан... |
3. | Бааюу, бааюу бааюундай, | Баю, баю баюшки, |
| Баабайн жаахан бааюундай, | Батькина крошка малая, |
| Бууюу, бууюу бууюундэй | Бую, бую, буюшки, |
Арба хүрэжэ аляархажа ябаарайш. | В десять лет игривым будь |
Yдэр ерэхэ бүри | Изо дня в день |
Yндэр боложо, | Выше становись, |
Жэл ерэхэ бүри | Из года в год |
Ехэнүүд боложо байгаарайт. | Взрослее становись; |
Пожелание родителям:
Хойто жэлдэ хүбүүтэй боложо, | В следующем году родите сына, |
Саада жэлдэнь басагатай болооройт | А еще через год – дочь. |
Хүбүү гаргажа, | Кисет сшейте, |
Хүдэhэ оёжо байгты. | Сына родите. |
Аха дүүгээ найрлуулжа, | Братьев развеселите, |
Айл зоноо баярлуулжа байгты. | Соседей обрадуйте. |
Таким образом, жизнь ребенка с момента рождения и до самого совершеннолетия сопровождалась множеством разнообразных обрядов и церемоний, предохранительных мер, основанных на древних религиозных представлениях бурят.
Предварительный просмотр:
Введение
Устное народно – поэтическое творчество (фольклор) занимает выдающееся место в истории духовной жизни бурятского народа.
Бурятский фольклор отличается большим разнообразием видов и форм произведений, богатством содержания, сюжетов и художественно- изобразительных средств. В нем в той или иной форме отражены все основные этапы сложной многовековой истории народа, черты хозяйственно- бытового уклада, его художественно- эстетические и философические взгляды, особенно психического склада.
Можно выделить следующие основные виды или жанры народно- поэтического творчества: мифы ( домог, ульгэр ), легенды и предания ( домог туухэ ),героический эпос(ульгэрнууд), сказки(онтохонууд), загадки (табаринууд), пословицы и поговорки (оньпон хошоо угэнууд0, благопожелания (юроолнууд), песни( дунууд).
Устное творчество бурят уходит своими корнями в глубокую древность. Точно установить время возникновения того или иного фольклорного сюжета или жанра почти невозможно. Становление или развитие фольклора как неразрывной части духовной культуры происходило одновременно с процессом формирования самого бурятского этноса.
Песни являются одним из широко распространённых и любимых видов народной поэзии. Именно в песнях, как ни в чем другом, отразилась душа народа, его чувства, и настроения. Песня является непременным спутником человека. Она поется у его колыбели, сопровождает его на протяжении жизни и дома, и в поле, и на работе, и на гулянии, звучит в минуты радости и веселья, горестей и невзгод. Песня помогает человеку легче переносить тяготы жизни, лишения, отвлекаться от нерадостных мыслей, чувства одиночества.
Песня искусство очень древнее- не может без музыки жить не один народ на земле. Правда, сегодня наши музыкальные интересы ограничены эстрадной, популярной музыкой, а народные песни постепенно предаются забвению. Меня с раннего детства волнуют широкие, напевные мелодии, вызывающие безответную грусть или задорные, полные искрометного огня игровые, шуточные песни, которые мы слышали в исполнении наших бабушек и дедушек, поэтому нас заинтересовала тема песенного фольклора нашего края, изученного крайне мало.
Цель данной работы: исследование песенного творчества иройских бурят.
Наша цель раскрывается при решении следующих задач.
1)изучение и анализ специальной литературы.
2)сбор песенного материала.
3)систематизация и классификация собранного материала.
4)анализ отдельных жанров песенного фольклора.
В процессе нашего исследования применены методы социологического опроса, отбора и анализа песенного материала, работы со специальной литературой.
Работая над исследованием, мы провели опрос среди учащихся 8, 9, 10,11 классов и на вопрос: «Знаете ли вы бурятские народные песни?»- из 49 опрошенных респондентов 36 учащихся ответили отрицательно. «Интересует ли вас фольклор родного края?»-29 ответили отрицательно, что подтвердило актуальность выбранной нами темы.
Народные песни нашего края по всей тематике весьма разнообразны, они отражают все многогранные стороны деятельности людей.
В широких просторах долины Иро проживают буряты родов харанут, алагуй, шоно.
Иройские буряты издавна славились своими красавицами, певцами – импровизаторами, которые слагали свои мелодичные песни. Их песни отличаются большой художественностью, мелодии широки и напевны, мягки и глубоко задушевны, их интонации, изобилующие неуловимо тонкими переходами.
Песенное творчество иройских бурят характеризуется не только богатством содержания, но и жанровым разнообразием.
музыкальные жанры фольклора группируются в циклы: культовые семейно-бытовые и календарно - производственные песни, которые являются обрядовыми, и произведения эпические, исторические и лирические, относящиеся к необрядовой народной поэзии. К культовым песням относятся следующие жанры: шаманские песнопения, песни ай дон и песни сэгээн зугаа, генетически восходящие к древним обрядам поклонениям стихийным явлениям природы, тэнгэри, хозяевам местностей, духам предков. Отличными чертами данного вида является ритуальное брызганье специальными напитками (кумысом или молочной водкой) во время исполнения указанных песен и импровизационный характер.
Семейно – бытовые песни включают в себя жанры, которые сопровождают обряды, сопутствующие жизни семьи – от рождения человека до его кончины: рождение ребёнка ( милаангууд ), обряд захоронения последа ( тоонто тахиха ), обряд укладывания в люльку ( ообэйдэ оруулха ), свадебный обряд ( турэ хурим ), похоронный обряд, на котором исполняли песни, называемые шаналахын дуун ( скорбные, печальные песни).
К календарно – производственным песням относятся древнейшие виды обрядовых песен, которые были связаны охотничьим, скотоводческим, а позднее земледельчиским бытом бурят. Песни сопровождали исполнение обрядов, которые способствовали удачной охоте, размножению домашнего скота и плодородия.
По этой жанровой классификации на уроках музыки в прошлом году мы определили некоторые песни, записанные от наших бабушек, но глубже работая над этой темой, анализируя собранный материал, мы пришли к выводу, что эта классификация тункинских и западных бурятов, потому что в нашей местности нет таких жанров, как «Ай дон», « Боогэй дуун». Для классификации нашего песенного материала приемлима классификация известного бурятского ученого фольклориста Дашинимы Санжиевича Дугарова, которому принадлежит заслуга исследования песен селенгинских, кяхтинских и джидинских бурят.
В 60-е годы прошлого столетия на основе богатейшего собранного им песенного материала издан сборник «Бурятские народные песни», который стал настоящим практическим руководством и для нашей работы.
В этом сборнике много песен, записанных от знатоков и любителей нашего края в декабре 1962 года; здесь преобладают старинные лирические песни, исполненные Надмитом Банзаракцаевичем Цыбеновым, 1908 года рождения умхунутского рода, Цыденом Мункожаповичем Мункожаповым, 1892 года рождения хатиканского рода, Зинаидой Цыреторовной Дамбаевой, 1940 года рождения шоноевского рода.
В ходе поисковой работы, собирая и записывая народные песни, мы встретились со многими интересными людьми – знатоками и любителями бурятских народных песен.
Это – Тучинова Бальжи Дугаровна, 1922 года рождения, обладающая прекрасной памятью, исполнила нам старинные народные песни: «Нарин голой эхиндэ», «Ара газар ургасан».
Будаев ким Батомункуевич, пенсионер, увлекающийся историей родного края, его легенды и предания публикуются в республиканских изданиях, он пишет стихи, песни о родном крае на его слова и музыку напечатаны в прошлом году в газете «Духэриг», «Буряад Унэн».
Батуева Бутыд Лубсан – Нимаевна, ветеран труда, делегат 22 Съезда КПСС предоставила нам свои бесценные записи старинных народных песен.ку5
Доржиева Надежда Бальжинимаевна, участница художественной саможеятельности, исполнившая нам песни: «СССР номин комсомол», «Альган дээрэ ургэсэн».
Дореволюционные песни.
Большой популярностью пользовались песни, выражающие черты характера трудового бурятского народа, его любовь к родной земле, воспевающее красоту края:
Сэлдэе ургэн Юроомнай
Шэлээрээ манаран харагдана,
Шэнэлсэн ганса нухэрэмни
Сэжэмдэм тодорхой санагдана.
С родной землей, родным народом у каждого человека связаны все мечты и надежды. Не случайно в песнях иройских бурят дорогие с детства родные места рисуются в близких сердцу каждого человека образ родной матери, богатой плодродной земли.
Убэр газар ургадаг
Эшэ хухэтэй алтаргана
Эльгэн дээрээ ургэдэг
Эжы аба хоерниго.
Нарин голой эхиндэ
Наратайл байха есотой
Настай ла баабайн урогоондоо
наадантайл байха есотой.
Обрядовые песни
Немалое место занимали в песнях иройских бурят обрядовые песни, сопровождавшие свадебные обряды и игры.
Традиционные предсвадебные игры невесты ( басагай наадан ) были самыми любимыми развлечениями молодёжи, проходили всегда очень весело, шумно и многолюдно.
Нарин хухэ мореоро дой
Намагаа яажа гаталха вэй?
Намары суниин харанхыда
Нангянхан уязалаагаар танилсае.
В песне указывается и время года – осень, когда по традиции проводилось большинство бурятских свадеб.
Очень интересным и самобытным был утренний хоровод перед отправлением к дому жениха. Исполнялись специальные песни – наказы невесте, в них говорилось, как ей надлежит жить в новых условиях на чужбине.
Хубуун турэхоо яагаабша
Хэтэ нютагаа сахихыгаа
Хуухэн турэhэнш муухан даа
Хуунэй барлаг болхонши.
Хада гээшэнь халгуур ям
Мэдэд гэжэ яабаарай
Хари гээшээнь нухэд юм
Мэндэшэлжэ ябаарай.
Обряд поднесения гостям именного мяса (тоолэй) сопровождался песней:
Тоонтэйхэн хуринээрэй
Тухомдомни табиеэ
Турын тушэмэд тандани
Аяын зугаа бариеэ
На свадебном пиру, безусловно, пели и застольные песни (архиин дуун). Тематика и содержаие их очень разнообразны.
Добын ногоон гандаа угэй
Донхон бором гарьдаа(н) угэй
Досоо зурэхэм гажараа(н) угый
Домбоотойл хараяа асараад угыт.
Репертуар песнопении свадебного пира завершался циклом турнирных песен, где преобладал элемент импровизационности, поэтому они не имели своего закрепленного напева и постоянного, неизменного текста. Песни эти носили в основном иронизирующий и задиристый характер. Весь цикл свадебных игр и песнопении завершала песня прощания приезжих сватов:
Хариел доо, бусаел доо,
Хатарша улам сэрэгэндээ
Ханил болосон хойнони
Харижал бусахань хэрэгтэй.
Обобщая сказанное, следует отметить, что песни свадебного цикла очень разнообразны по своему содержанию, стилю и тематике.
Тут и сухие речитативы песен трудовой обрядности, и короткие напевы предсвадебных хороводов; тут и импровизационные песни состязании, и широкие торжественные песни свадебного пира, достигшие своей завершенности.
Песни прославления родителей.
Анализируя собранный песенный материал, нам особо хотелось бы остановиться на песнях из цикла «Песни почитания родителей».
Почитание детьми родителей в особенности матери, является характерной национальной чертой бурят. В бурятском народном песенном творчестве эта тема занимает одно из ведущих мест и подобные песни составляют целый цикл.
Эжим намдаа эрдэни.
Урдал хадым энгэртэ.
Оюун шолуун эрэдэни.
Уураг дугээ хоохулсэн
Эжым намдаа эрдэни.
Саадан хадын энгэртэ.
Сахюр шолуун эрэдэни.
Сагаан суугээ хохулсэн.
Эжым намдаа эрдэни.
Эджэл дээрээсэ барисан.
Эджэл дээрээсэ барисан.
Эмнигэн ямархан хайратай вэ доо.
Эльгэн дээрээ усхоосэн.
Эджым ямархан хайратай вэ доой.
Хурэжэн гарасан нарамнай.
Хурэлжэн гарасан нарамнай.
Хухолхон тэнгэридээ мунхэхэн доо.
Хугжэнхэн аба – эжыналдар нэрэ соло.
Хэдэнхэнш жэлэнуудтэ монхохон доо.
Песни этого цикла очень популярны и любимы, в нашем краю потому что при обращении с просьбой спеть нам старинные народные песни, каждый осведомитель начинает свое исполнение именно этими песнями.
Заключение.
Итак, нами сделана попытка исследования небольшой части песенного наследия нашего края.
Мы пришли к выводу, что фольклорная классика нашего края отличается яркой самобытностью, предстает как богатая и неотъемлемая часть культурного наследия нашего края.
Дальнейшие исследования, несомненно, дадут еще много ценного по изучению музыкального фольклора иройской долины. Мы думаем, что наша работа найдет практическое применение для занятий фольклорного и краеведческого кружков,- приобщению учащихся к духовой культуре своего народа.
Использованная литература
- «Советская литература и фольклор Бурятии» Улан-Удэ. 1961 г. выпуск 1
- «Бурятские народные песни» Д.С.Дугаров. 1969г. г. Улан-Удэ.
- «Бурятский фольклор» Улан-Удэ.1970 г. выпуск 14.
- «История культуры бурятского народа» изд-во «Бэлиг». 1999 г.
Рецензия
на научно – исследовательскую конференцию, выполненную ученицей
7 «а» класса Иройской средней общеобразовательной школы
Доржиевой Сэсэг.
Тема работы: Песенное творчество иройских бурят.
- Актуальность, новизна.
Актуальность работы определяется необходимостью сохранения и изучения фольклорного богатства и своеобразия Иройской Долины, составляющих неотъемлемую часть культурного наследия
- Оценка содержания работы.
Работа является результатом поисковой деятельности, направленной на выявление и фиксацию особенностей песенного творчества населения Иройской Долины. Автором успешно решены поставленные задачи, весь наработанный материал классифицирован и проанализирован. Работа структурно выдержало, каждый раздел заканчивается выводами исследователя.
- Практическое значение.
Данная работа, безусловно, имеет практическое значение, поскольку результат поисковой работы получают своё отражение в деятельности фольклорного ансамбля села.
- Рекомендации.
Рекомендовать работу Доржиевой Сэсэг к участию в научно-исследовательской конференции.
Руководитель: Лубсандоржиева Н.Б.
АННОТАЦИЯ
Данная работа направлена на сохранение и изучение фольклорного богатства и своеобразия Иройской долины. С помощью поставленных задач, автором проведена серьезная работа как с теоретической, так и с исследовательской и практической частями. В теоретической части подробно описаны жанры и общая характеристика народного творчества бурят. Более глубоко раскрыт исследовательский раздел, где автор не только пользуется учебным материалом, но и активно изучает, анализирует, проводит опрос среди старших классов и, конечно же, встречается со многими интересными людьми – знатоками и любителями бурятского фольклора.
И в заключении нам предоставлены выводы и предложения, которые были выявлены самим учащимся.
Предварительный просмотр:
Эссе
«Я песнь степи своей пою…»
«…Природа – музыка! Тебе внимаю...
Не умолкая, песнь свою поет
Весь мир про жизнь, которою он дышит, -
И тот блажен, кто слушает и слышит!
О, сколько он узнает и поймет, -
Разведав путь в звучащий мир гармоний, -
Непонятых поэм, неведомых симфоний!..»
(А. М. Жемчужников)
О музыке очень трудно говорить словами, ее нужно слушать, пропускать через себя. И тогда душа сама подскажет, какое потрясающее влияние оказывает она на наш внутренний мир. Чем объяснить, огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? Прежде всего ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни: в горе и радости, в труде и на отдыхе – музыка вошла в жизнь, что ее принимаю, как нечто должное, как воздух, которым дышат не задумываясь, не замечая. Насколько стал бы беднее мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям понимать друг друга. Человек, которому распахнули окно в мир прекрасного, умеет видеть мир тоньше, многостороннее. Наша природа так красива, что никого не оставляет равнодушным. И музыка помогает раскрыть еще ярче краски окружающего нас мира. Правда все люди по разному чувствуют влияние на себя природы. Одни замечают, что им спокойнее в лесу, других, наоборот, притягивает степной простор. Кто-то замирает от счастья при виде морской дали, а кому-то вода внушает беспокойство. Альпинисты счастливы, поднимаясь в горы, а "северные" экстремальные туристы – пробираясь среди таёжного бурелома… Мне же, мои степи дают энергию ветра, проникновения, свободы и независимости. Бескрайние степи и луга поднимают тебя над суетой и утешают, избавляя от гнёта мелочей, напоминая об изменчивости всего сущего. А небо хрустальным куполом вздымается над степью. Сгустки небесной энергии будто прикасаются к тебе, вдохновляя на нечто прекрасное и возвышенное. Мне кажется, не зря говорят Великие Духовные Учителя, что достичь просветления в многолюдных местах (чаще всего в больших городах) или очень трудно, или вообще невозможно. В больших городах совсем не видно того чистого и звездного неба, которое так и манит выйти ночью на улицу и лечь на мягкую, как одеяло траву и смотреть до бесконечности. Также мне хочется как и смотреть на природу, так и «во все горло» распевать на просторах моей малой Родины все песни, которые просятся выйти из моей души. Ведь песня, да вообще музыка, всегда помогала человеку в самых важных моментах на его жизненном пути. По древним бурятским преданиям именно ночью буряты своим магическим танцем – Ёхором, помогали своему посланцу-шаману во время моления с целью получения небесной благодати, о творении времени, в результате которого рождается новый мир, – рождается новый день. Очень хочется сказать людям: не отдаляйтесь от природы в суету современности, потому как вы и есть ее неотделимая часть.