Использование современных педагогических технологий в начальной школе
Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным? Как с современными детьми говорить на современном языке? Эти вопросы сегодня являются актуальными для учителей. Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnye_tehnologii.docx | 25.34 КБ |
igrovaya_tehnologiya.pptx | 1.39 МБ |
ik_tehnologii.pptx | 1.38 МБ |
metod_proektov.pptx | 1.38 МБ |
problemnyy_metod.pptx | 1.36 МБ |
zdorovesberegayushchie_tehnologii.pptx | 1.38 МБ |
dist_obuchenie.pptx | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
5. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения.
Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным? Как с современными детьми говорить на современном языке? Эти вопросы сегодня являются актуальными для учителей. Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.
Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а, следовательно, повышению качества обучения.
Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко).
От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.
Целью моей работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Задачи:
- добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком.
- развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить
- сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах
- развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.
Обращение к опыту педагогов-новаторов, осмысление их идей обогатило мой арсенал продуктивных форм, приемов обучения и воспитания, позволило ввести в свою работу многие элементы современных технологий (дифференцированное и проблемное обучение, технология игровых, деловых и ролевых игр, информационно-коммуникационная, исследовательская и др.)
Активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых – дистанционное обучение. Дистанционное обучение в период мировой пандемии – это тяжелое испытание не только для учителей и учеников, но и для родителей. Организовывая обучение на дому, педагогу важно наладить взаимодействие с учеником и его родителями для достижения максимального эффекта получения знаний. Необходимо очень взвешено подходить к выбору платформы обучения с учетом разных технических средств у учащихся и вариативности в скорости сети Интернет.
Для работы на «удаленке» мы выбрали платформу ZOOM. Это сервис для проведения видеокнференций и онлайн-обучения. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 мин. ZOOM отлично подходит для групповых и индивидуальных занятий. Школьники могут заходить как с компьютера, так и с планшета и телефона. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку или индификатор конференции. Мероприятие можно запланировать заранее. Основными достоинствами данной платформы являются:
- качественный уровень связи;
- видео- и аудио связь с каждым участником;
- у организатора есть возможность выключать и включать микрофон, а также видео;
- запрашивать включение видео у всех участников;
- демонстрацию экрана можно поставить на паузу;
- есть интерактивная доска;
- есть чат, в котором можно писать сообщения, передавать файлы;
- можно производить запись урока ка на компьютер, так и на облако.
В качестве недостатков можно указать следующие факторы:
- фиксированная длительность видеоконференции (40 мин);
- невозможность выведение в одном поле интерактивной доски и видеоизображения;
- сложность отладки двухсторонней работы на интерактивной доске.
Также хочется отметить, что во время дистанционного обучения мы активно пользуемся такими платформами как:
-Учи.ру (https://uchi.ru/) - интерактивные задания, видеозанятия с классом, домашние и проверочные работы, статистика достижений ученика и трансляции онлайн-уроков.
-«Российская электронная школа» - это полный школьный курс уроков по всем предметам; информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий.
-ЯКласс (https://www.yaklass.ru/) – цифровой образовательный ресурс для школ; электронный интеллектуальный тренажёр, образовательный интернет - ресурс для школьников и учителей.
-Skype (https://www.skype.com/ru/) - программное обеспечение, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами.
-Электронный дневник (https://deti.obr03.ru/) - информирование родителей об образовательных результатах обучающихся через Интернет.
-Социальные сети: ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, YouTube.
№ п/п | Современные образовательные технологии | Цель использования технологии в процессе обучения | Описание внедрения технологии в практической профессиональной деятельности | Результат использования выбранной технологии |
1 | Уровневая дифференциация
| Организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. | Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. | Раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.
|
2 | ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) | Создать образовательную среду, способствующую творческому развитию учащихся | Обеспечение доступа к разнообразной информации, создание возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, построение образовательной системы, в которой ученик - активный и равноправный участник образовательной деятельности | Создание базы электронных обучающих пособий: презентации, тестовые тренажѐры, создание мультимедийной библиотеки. |
3 | Игровые технологии | Пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению | Выполнение действий в определенной последовательности; у ребенка возникает игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора. | Эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся ; тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; способствует преодолению пассивности учеников; способствует усилению работоспособности учащихся. |
4 | Проблемное обучение | Формирование познавательной деятельности ученика и развития его творческих способностей | Активизация познавательной деятельности учащихся характеризуется самостоятельным поиском решения проблем; создание проблемных ситуаций, анализ фактов; учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы | Формирование навыков умственных операций и действий, переноса знаний, развитие внимания, творческого воображения. |
5 | Портфолио достижений | Создавать ситуации успеха, повышать самооценку и уверенность в собственных возможностях; раскрывать индивидуальные способности ребенка, создавать условия для его самореализации и самоактуализации; развивать навыки саморефлексии; формировать жизненные идеалы, стимулировать стремление к самосовершенствованию | В процессе работы неизбежно происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. За учеником остается право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений. | Портфолио способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию мотивации дальнейшего творческого роста. |
6 | Дистанционное обучение | Предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика. В средней школе под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий. | Возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами. О необходимости использования такого метода обучения говорят следующие факторы: • возможность организации работы с часто болеющими детьми и детьми-инвалидами; • проведение дополнительных занятий с одаренными детьми; • возможность внести разнообразие в систему обучения за счет включения различных нестандартных заданий (ребусы, кроссворды и т.д.); обеспечение свободного графика обучения. | Дальнейшее развитие дистанционного образования позволит сформировать единое образовательное пространство в сети. Каждый ученик сможет получить достойное образование благодаря доступу к качественному контенту в нашей стране и за рубежом. Это в перспективе возможно, если будет усовершенствована методика организации обучения на расстоянии. Дистанционное заочное обучение эффективно для непрерывного получения знаний в течение всей жизни. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Создатели технологии Образовательные игры использовали представители древнейших цивилизаций около двух тысяч лет назад, тем не менее современный период в их истории начинается с Шахмат, Китайских Сянци ( 象棋 ), «Боевых шахмат» и других настольных игр, которые объединяет главная идея - моделирование войны.
Игровая технология в отечественной педагогике В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности и понятие игровой технологии было осмысленно и осознано такими учеными как К.Д.Ушинский , П.П.Блонский , С.Л.Рубинштейн , Д.Б.Эльконин , Ю.С.Арутюнов , Н.В.Борисова , А.А.Вербицкий , С.А.Табрусевич , Э.М.Мартузина , А.А. Соловьева, Беспалько В.П., Ильина Т.А., Фрадкин Ф.П., Кларин М.В., Селевко Г.К., Щуркова Н.Е. и др.,
Что же такое Игровая технология? Игровой метод - это прежде всего исполнение роли по определенным, заложенным в ней правилам, а сами игры, используемые в обучении и воспитании, представляют собой ролевые игры. Сущность игры как средства обучения состоит в ее способности служить целям обучения и воспитания, а также в том, что она переводит указанные цели в реальные результаты. Способность эта заключена в игровом моделировании в условных ситуаций.
Сущность технологии Учебная игра – это контролируемая система, игра происходит в прогнозируемом режиме, учитель может не вмешиваться в игровые отношения, а лишь наблюдать и оценивать игровую деятельность школьников. Но если действия выходят за пределы прогнозируемого результата, превышая границы «допуска», срывая цели занятия, педагог обязан скорректировать направленность игры, ее эмоциональный режим.
Основные черты технологии свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); творческий , в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества »); эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, « эмоциональное напряжение»); наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,логическую и временную последовательность ее развития.
Функции развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативная: освоение диалектики общения; самореализация в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическая : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
Функции диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; коррекция: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональной коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Технология проведения игры 1. Подготовка игры: Тема. Учебные цели Предложение основы для составления модели. Определение состава участников игры, распределение ролей. Проработка сценария, подбор наглядного материала, размещения участников в аудитории, определение временных границ проведения игры.
Технология проведения игры 2. Проведение игры: Разыгрывание учебной ситуации (действия участников направлены на взаимодействие в изучении и обсуждении проблемной информации, в принятии решений). 3. Подведение итогов игры: Время. Общая оценка учителем работы учащихся в целом и некоторых в отдельности. Рефлексия (сами участники игры формулируют предложения по совершенствованию игровой деятельности).
Особенности проведения игры в начальной школе В младших классах игра занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр на уроке следует иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определённой системе и последовательности, с учётом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решают.
Особенности проведения игры в начальной школе Цель игр, проводимых на уроках в начальной школе, - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Дидактическая по своему назначению игра – это одно из действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям в начальной школе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность метода Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Соответственно, одной из главных задач современной системы образования является разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели.
Что же такое Информационно-коммуникативные технологии? С овокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Сущность технологии поддержка и развитие системности мышления обучаемого; поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений; реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.
Сущность технологии При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Признаки, присущие ИК-технологии принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка; управляемость : в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения; интерактивность и диалоговый характер обучения; - ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы; поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером; неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
Применение технологии на начальном этапе обучения Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока Для обозначения темы урока. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д .) Для контроля учащихся.
Использование презентаций Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта
Презентации позволяют уителю наглядно представлять материал; интенсифицировать процесс объяснения нового материала; регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Создатели метода Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования и эксперименты с той порой. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж.Дьюи (1859-1952). Дж.Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем.
Метод проектов в отечественной педагогике В России педагогические идеи Дж.Дьюи первым реализовал на практике с 1905 года С.Т.Шацкий . Метод проектов широко использовался в России до 30-х. годов, но постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осужден как чуждый советской школе, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьезных попыток возродить этот метод в образовании. Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновленном виде, так как введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса.
Что же такое Метод проектов? Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для обучающегося проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Сущность технологии В основу метода проектов положена суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Для достижения такого результата необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Сущность технологии В основу проектного обучения положена система развития познавательных навыков школьника, его способность ориентироваться в информационном мире современных технологий, развитие творческого и критического мышления. Если метод проектов используется в пределах какого-то определенного предмета, то область его познания — это дидактика. В общем понимании проектное обучение — это совокупность операций и приемов овладения заранее выделенной частью теоретического или практического знания того или иного рода деятельности. Если говорить о методике проектов в частности, то его можно обозначить как способ организации процесса познания учебного материала.
Требования к организации проектов проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся; учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер; работа учащихся должна быть осмысленной и активной; учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;
Этапы работы над проектом постановка цели; выявление проблемы, противоречия, формулировка задач; обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов; самообразование при помощи учителя; продумывание хода деятельности, распределение обязанностей; исследование: решение отдельных задач, компоновка; обобщение результатов, выводы; анализ успехов и ошибок, коррекция.
Роль учителя в организации проектов П омощь ученикам в поиске нужных источников информации; Учитель сам является источником; Координация всего процесса; Поощрение учеников; Поддерживание непрерывной обратной связи для успешной работы учеников над проектом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Создатели технологии Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи , основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский. Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую деятельность - труд .
Проблемное обучение в отечественной педагогике В 1923 г. в СССР были «комплекс-проекты» на основе Дьюи . Классно-урочная система объявлялась отжившей формой, она заменялась лабораторно-бригадным методом. Однако в 1932 г. постановлением ЦК ВКП эти методы были объявлены методическим прожектерством и отменены.
Что же такое технология проблемного обучения? Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей .
Сущность технологии Процесс учения, как творческий процесс включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов из решения. При этом проблемное обучение как творческая деятельность представляет собой поиск решения нестандартных задач нестандартными методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения. Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что учитель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.
Основные черты технологии организация учителем проблемных ситуаций в учебно-познавательной работе учащихся; управление их поисковой деятельностью по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.
Функции стимуляция активного познавательного процесса учащихся, их самостоятельность в обучении; Воспитание в них творческого, исследовательского стиля мышления; знакомство обучающихся с логикой и методами исследования научных проблем.
Технология организации проблемного обучения 1. Создание проблемной ситуации - формулирование вопроса: «Почему не получается?» 2. Постановка учебной задачи - формулирование темы урока и его задачи 3. Поиск решения - о ткрытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез 4. Выражение решения - выражение нового знания в доступной форме, моделирование . 5. Реализация продукта - представление продукта учителю и классу.
Приемы создания проблемных ситуаций – побуждающий диалог – это “экскаватор”, который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу – подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – “локомотив”, движущийся к новому знанию, способу действия; – применение мотивирующих приёмов: “яркое пятно” – сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), “актуализация” – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.
Итоги использования технологии проблемного обучения Самостоятельный поиск новой информации. Самостоятельная работа с учебником. Овладение навыком решения задачи. Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству. Развитие личностных качеств. Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала. Решение проблемы психологического комфорта на уроках.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность технологии « Здоровьесберегающие технологии» можно определить как педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.
Что же такое Здоровьесберегающие технологии ? Здоровьесберегающие технологии — это инструмент реализации профилактических мероприятий, нацеленных на сбережение, поддержание и обогащение ресурса здоровья воспитанников дошкольных образовательных организаций.
Цель технологии С охранение здоровья и совершенствование двигательных возможностей воспитанников с учётом индивидуальных потребностей и способностей, формирование ответственности за своё здоровье у детей, родителей, воспитателей
Задачи технологии создать условия для физического и психического благополучия воспитанников и педагогического коллектива; в доступной форме закладывать базовые знания о пользе занятий физической культурой, необходимости соблюдения гигиенических правил; развивать двигательные навыки и физические способности детей; формировать теоретические знания и практические навыки основ безопасности жизнедеятельности; оказывать поддержку семье в её желании сохранить здоровье ребёнка и привить ему культуру здорового образа жизни.
Требования к технологии Создание нормальных условий для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку). Учитывание возрастных возможностей ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст. Рационализация организации учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка). Обеспечивание достаточного двигательный режим.
Классификация здоровьесберегающих технологий Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения. Технологии обучения здоровому образу жизни. Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий. Коррекционные технологии.
Использование технологий на уроке Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты. Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук. Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты. Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
Использование технологий на уроке Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения. Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания. Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг. Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
Использование технологий на уроке Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей. Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям. Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению. Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дистанционное обучение это… обучение на расстоянии с активным использованием возможностей сетевого информационного пространства. Это одна из самых перспективных образовательных технологий. В современной школе дистанционное обучение часто применяется в инклюзивном образовании и при работе с одаренными детьми.
Особенности дистанционного обучения Обучение учащихся дистанционно предполагает, что учебный материал изучается и прорабатывается самостоятельно в течение определенного времени. Ученик сам выбирает темп обучения, последовательность изучения учебных тем. Преподаватель разрабатывает дистанционный курс, а затем только консультирует и мотивирует учащихся.
Особенности дистанционного обучения Возможности сетевого обучения через Интернет позволяют эффективно организовать учебный процесс. Активно включаются в обучение видео- и аудио- материалы для лекционных занятий, электронные учебники, компьютерные тренажеры, онлайн-тестирование, электронная рассылка.
Виды дистанционного обучения Сетевое обучение. Самостоятельное знакомство обучающихся с размещенными в Интернет-среде учебными материалами. Общение в чатах и на вебинарах с руководителем и другими учениками. Консультации преподавателей через электронную почту. Обучение через кейсы. Набор текстовых и мультимедийных материалов и методических рекомендаций высылается учащемуся, который работает самостоятельно. Преподаватель отслеживает результаты обучения и оказывает консультационную помощь. ТВ-обучение. Ученик самостоятельно работает с видеолекциями преподавателей. Выполняет задания и тесты.
К плюсам дистанционного образования можно отнести: Обучение в индивидуальном темпе — скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей. Свобода и гибкость — учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий. Доступность — независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях. Мобильность — эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения. Технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий. Социальное равноправие — равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого. Творчество — комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
Использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе позволяет сделать обучение более продуктивным. Благодаря их использованию, младшие школьники могут дополнить и проверить свои знания по теме предмета, отправить выполненные домашние задания на проверку, пройти обучающее тестирование, обсудить интересующие темы, принять участие в различных сетевых образовательных инициативах (проекты, конкурсы, игры) под руководством педагога. Таким образом, младшие школьники всегда включены в образовательный процесс, даже если пропустили урок, а родители имеют возможность ознакомиться с изучаемым материалом, принять участие в обсуждении важных вопросов, быть в курсе происходящих в школе событий .
Принципы дистанционных образовательных технологий Интерактивность. Разные формы сетевого общения обучающихся и преподавателя: обмен сообщениями, просмотр видеоматериалов, консультации через скайп, общение на форумах. Модульная структура. Образовательный курс разбит на блоки, которые могут изучаться по отдельности. Фиксирование отправной точки обучения. Для того чтобы изучать дистанционный курс, необходим определенный стартовый уровень знаний по учебному предмету. Для диагностики проводится входное тестирование. Индивидуальный подход. Разрабатывается индивидуальная траектория обучения учащегося. Контроль времени. Устанавливаются сроки для работы с каждым заданием и сроки для выполнения зачетных работ.
Роль преподавателя Успешность дистанционного обучения связана с профессионализмом учителя. Преподаватель разрабатывает учебные материалы, отслеживает индивидуальные результаты учащихся на разных этапах изучения курса. Он выступает в роли тьютора, сопровождающего учебный процесс. Для преподавателя дистанционного обучения важно обладать информационной культурой, уметь пользоваться современными интерактивными средствами обучения.
Преимущество для учащихся Обучающийся сам выбирает время и место для занятий. Учиться можно не выходя из дома. Материал изучается в индивидуальном темпе. Любая лекция может прослушиваться многократно. Ученик не пассивный слушатель, а активный участник, управляющий учебным процессом. Доступ к разнообразным информационным источникам (электронным интерактивным материалам). Обучение доступно детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети из отдаленных областей могут учиться по курсу, разработанному для столичных школьников.
Преимущество для учащихся Обучающийся сам выбирает время и место для занятий. Учиться можно не выходя из дома. Материал изучается в индивидуальном темпе. Любая лекция может прослушиваться многократно. Ученик не пассивный слушатель, а активный участник, управляющий учебным процессом. Доступ к разнообразным информационным источникам (электронным интерактивным материалам). Обучение доступно детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети из отдаленных областей могут учиться по курсу, разработанному для столичных школьников.
Преимущество для учителя Возможность обучать сразу любое количество учеников. Современные интерактивные средства обучения (онлайн-тестирование, интерактивные учебники), которые повышают качество образования.
Основные трудности для учащихся Трудно постоянно поддерживать мотивацию на высоком уровне. Обучение на расстоянии требует самоорганизации и самодисциплины. Дефицит прямого общения с преподавателем. Не удается регулярно отслеживать и исправлять ошибки, которые допускаются в выполняемых заданиях. Необходим постоянный доступ в Интернет. Место для учебы должно быть оборудовано веб-камерой, микрофоном и персональным компьютером. Не хватает практических занятий, преобладает в обучении теоретический материал.
Основные трудности для учителя Много тратится времени и сил на разработку дистанционного учебного модуля. Методика организации дистанционного обучения нуждается в совершенствовании. Учитель не может полностью контролировать учебный процесс. Контролируют обучение только сам ученик и его родители. Отсутствует эмоциональный контакт с учеником
Структура дистанционного урока Постановка целей обучения. Выработка значимых для учащихся мотивационных установок. Инструктаж для учащихся и рекомендации к освоению учебного материала. Самостоятельное изучение учениками нового модуля: просмотр видео-лекции; работа с мультимедийными материалами; выполнение тренировочных интерактивных заданий. Контроль усвоения материала. Завершающее модуль онлайн-тестирование. Консультация учителя. Рефлексия.
Перспективы развития Дальнейшее развитие дистанционного образования позволит сформировать единое образовательное пространство в сети. Каждый ученик сможет получить достойное образование благодаря доступу к качественному контенту в нашей стране и за рубежом. Это в перспективе возможно, если будет усовершенствована методика организации обучения на расстоянии. Дистанционное заочное обучение эффективно для непрерывного получения знаний в течение всей жизни.