Мониторинг развития на уровне педагога

Кулешова Наталья Владимировна

Индивидуальный план профессионального развития педагога, разработанный в соответствии с Программой "Развитие образования в ХМАО - Югра на 2015 - 2020 годы"(приказ № 413-п от 09.10.2013 г.),  так как изучение и внедрение в практику наиболее эффективных и оптимальных форм работы, методов и технологий по развитию речевой компетентности и формированию познавательной активности, развитию нравственно-патриотических чувств дошкольников позволит обеспечить соответствующее качество образовательных  услуг с учетом индивидуальных потребностей ребенка.

PDF icon Программа развития МАДОУ города Нижневартовска ДС №52 "Самолётик" на 2021 - 2025 годы и на период до 2030 года

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка учителя – логопеда Кулешовой Н.В.

по результатам педагогической диагностики достижения детьми планируемых и итоговых результатов освоения Основной адаптированной общеобразовательной программы МАДОУ города Нижневартовска ДС №52 «Самолётик» на 2023– 2024 учебный год

Педагогическая диагностика проводиться с целью выполнения Закона Российской Федерации «Об образовании» ст.28 (п.6. 1), обеспечения реализации в полном объеме образовательных программ, соответствия качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся, оценки динамики достижений воспитанников, на основании плана работы на 2023- 2024 у.г.

    Педагогическая диагностика осуществлялась учителем-логопедом.

Дата проведения: май 2024

Цель: определить степень освоения ребенком основной адаптированной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Объектом педагогической диагностики являются физические, интеллектуальные и личностные качества воспитанников.

Предметом педагогического исследования являются навыки и умения детей.

Субъект педагогической диагностики – дети дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Формы проведения педагогической диагностики: наблюдения за детьми, игры, беседы, экспертные оценки.

Педагогическая диагностика проведена по образовательной области «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Цель работы логопеда- сформировать у детей полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать произносительные умения и навыки в различных ситуациях, развить связную

речь, а также достичь уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Осуществлению данной цели способствовали следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  •  практическое овладение воспитанниками нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, самостоятельное выполнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;
  •  развитие свободного общения обучающихся со взрослыми и детьми как социализация ребенка: в общении применять все части речи, использовать фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли;
  • формирование компонентов устной речи у детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи -диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ (учителя-логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, специалиста по физическому воспитанию);
  • обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, способствующей социальной адаптации;
  • отбор форм, средств, методов и приемов коррекционной работы, адекватных возможностям детей;
  • построение системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

        В 2023-2024 учебном году коррекция ТНР осуществлялась по перспективному плану, составленному на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.Нищевой, а также учитывалась методические рекомендации программы воспитания и обучения Н. Вераксы «От рождения до школы».

С целью определения актуального уровня речевого и интеллектуального развития воспитанников старшего дошкольного возраста от 5 до 8 лет в начале учебного года была проведена диагностика. Выявлены нарушения звукопроизношения у 82 детей ДОУ.

Обследование речи детей, посещающих детский сад:

Группа

Осмотрено

Отсутствуют

Норма речевого

развития

Нарушение звукопроизношения в

разной степени

Старшая группа

53

11

42

Подготовительная

группа

105

65

40

Все дети, нуждающиеся в логопедической помощи взяты на учѐт, родители приглашены на консультации к учителю-логопеду в установленное время по графику работы логопеда.

С результатами обследования ознакомлены родители (законные представители) через Журнал ознакомления с результатами обследования речевого развития детей ДОУ, а также через выступления учителя-дефектолога, логопеда на родительских собраниях. За консультативной помощью обратились 36 родителей (законных представителей) детей ДОУ, из которых посещали индивидуальные коррекционные занятия в часы приема логопеда, дефектолога 12 детей, оказано 50 консультаций.

В течение года через ППк ДОУ прошло 65 детей: 30 детей групп компенсирующей направленности с целью корректировки образовательного маршрута, с целью определения образовательного маршрута на ТПМПК представлено 30 детей, по самообращению на ТПМПК представлены пакеты документов на 2 детей, с целью уточнения образовательного маршрута по реализации индивидуального плана реабилитации ребенка с ОВЗ (сложная инклюзия), непрерывного индивидуального маршрута представлены 3 ребенка-инвалида.

      В рамках оказания платной дополнительной образовательной услуги «Говорун» коррекция звукопроизношения осуществлялась у 13 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

В рамках оказания консультативной помощи родителям для детей, не посещающих МАДОУ, коррекция звукопроизношения оказывалась в рамках деятельности консультативного пункта.

В конце учебного года был проведѐн логопедический мониторинг с целью выявления речевого развития воспитанников подготовительных к школе групп. Результаты отражены в медицинских картах детей.

Группа

Количество выпускников

Речевое развитие соответствует возрастной норму

Рекомендованы занятия с логопедом

Остаются в детском саду

5

27

24

3,из них 1 ребенок двуязычие

-

9

26

23

3

3- Салихов Р., Ганапиева У., Шарафутдинов М

12

27

23

33,из них 1 ребенок двуязычие

1-Сокотова Т.

14

25

20

5

-

Разрабатывая планирование коррекционно-развивающей работы с детьми, выделены следующие направления:

1. Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза.

2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.

3. Коррекция и развитие познавательных процессов, мыслительных операций, формирование предпосылок учебной деятельности.

4. Коррекция и развитие всех компонентов речи.

В соответствии с годовым планом работы, был проведен итоговый мониторинг с целью выявления уровня сформированности умений по образовательной области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТНР №9

ЗА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Количественный отчет по группе с ТНР №9

Достаточный уровень развития (норма) – 80 %

Близкий к достаточному уровень развития –20%

Низкий уровень развития не выявлен

Все результаты зафиксированы в диагностических (речевых) картах, проведён анализ по образовательной области: речевое развитие.

Образовательная область

Речевое развитие

речевое развитие,

(Д - достаточный,

БД - близко к достаточному,

Н недостаточный)

Д – 8 детей / 80%  

БД – 2 реб / 20%

Н –

№ п/ п

Разделы

2023-2024 учебный год группа №8

Начало года

Конец года

Не сформировано

Частично сформировано

Сформировано

Не сформировано

Частично сформировано

Сформировано

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

1

Звукопроизношение

5

50 %

3

30%

2

20 %

0

0%

2

20%

8

80%

2

Фонематические

процессы

4

40 %

5

50%

1

10 %

0

0%

1

10%

9

90%

3

Слоговая структура

слова

3

30%

3

30%

4

40 %

0

0%

1

10%

9

90%

4

Грамматический

строй речи

3

30%

4

40%

3

30%

0

0%

0

0%

10

100%

5

Связная речь

6

60%

2

20%

2

20%

0

0%

0

0%

10

100%

6

Обучение элементам

грамоты

7

70%

3

30%

0

0%

0

0%

0

0%

10

100%

7

Активный и

пассивный словарь

7

70%

2

20%

1

10%

0

0%

0

0%

10

100%

Итого:

4

40%

3

30%

2

20%

0

0%

2

20%

8

80%

Качественный отчет

       Диагностика в конце учебного года показала, что по сравнению с началом учебного года, где показатель высокого уровня развития составил 20%, (2 ребенка), в конце учебного года на показатель нормы вышли 8 детей,  что составило 80%, у 2 детей наблюдается значительное улучшение (все звуки находятся на этапе дифференциации, за исключением сонора «Р», который находиться на этапе постановки). Причина: длительное отсутствие ребенка в детском саду (1 ребенок), следствие сложных речевых расстройств (1 ребенок)

Звукопроизношение улучшилось у 8 детей (80 %); фонематические процессы сформированы у 9 детей (90%); слоговая структура слова – у 9 детей (90%); грамматический строй речи также у 10 детей (100%); связная речь улучшилась у 10 детей (100%); элементами грамоты овладели 10 детей (100%); активный и пассивный словарь увеличился у 10 детей (100%). Вывод: По результатам мониторинга видна динамика речевого развития.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТНР №12

ЗА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Количественный отчет по группе с ТНР №7

Достаточный уровень развития (норма) – 80 %

Близкий к достаточному уровень развития –20%

Низкий уровень развития не выявлен

Все результаты зафиксированы в диагностических (речевых) картах, проведён анализ по образовательной области: речевое развитие.

Образовательная область

Речевое развитие

речевое развитие,

(Д - достаточный,

БД - близко к достаточному,

Н недостаточный)

Д – 9 детей / 90%  

БД – 1 реб / 10%

Н –

№ п/ п

Разделы

2023-2024 учебный год группа №7

Начало года

Конец года

Не сформировано

Частично сформировано

Сформировано

Не сформировано

Частично сформировано

Сформировано

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

1

Звукопроизношение

4

40%

2

20%

4

40%

0

0 %

1

10%

9

90 %

2

Фонематические процессы

2

20%

4

40%

4

40%

0

0 %

2

20%

8

80 %

3

Слоговая структура

слова

2

20%

4

40%

4

40%

0

0 %

1

10 %

9

90 %

4

Грамматический

строй речи

2

20%

5

50%

3

30%

0

0 %

0

0 %

10

100%

5

Связная речь

1

10%

2

20%

7

70%

0

0 %

0

0 %

10

100 %

6

Обучение элементам

грамоты

2

20%

3

30%

5

50%

0

0 %

0

0 %

10

100 %

7

Активный и

пассивный словарь

0

0%

0

0%

10

100%

0

0 %

0

0%

10

100%

Итого:

2

20%

3

30%

5

50%

0

0 %

1

10 %

9

90%

Качественный отчет

       Диагностика в конце учебного года показала, что по сравнению с началом учебного года, где показатель высокого уровня развития составил 50%, (5 детей),  в конце учебного года  на показатель нормы  вышли 9 детей,  что составило 90%, у 1 ребенка наблюдается значительное улучшение (все звуки находятся на этапе дифференциации, за исключением сонора «Р», который находиться на этапе постановки). Причина: двуязычие, следствие сложных речевых расстройств (1 ребенок)

Звукопроизношение улучшилось у 9 детей (90 %); фонематические процессы сформированы у 8 детей (80%); слоговая структура слова – у 9 детей (90%); грамматический строй речи также у 10 детей (100%); связная речь улучшилась у 10 детей (100%); элементами грамоты овладели 10 детей (100%); активный и пассивный словарь в норме у 100% детей. Вывод: По результатам мониторинга видна динамика речевого развития.

Анализ деятельности по направлениям:

I. Диагностическое:

Проведено обследование интеллектуальной и речевой деятельности детей с ТНР в начале года с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом и интеллектуальном развитии, заполнены карты речевого развития.

Составлены индивидуальные и подгрупповые планы коррекционно – развивающей работы по результатам заключения учителя-логопеда.

Сформированы подгруппы детей для коррекции нарушения речи с учётом интеллектуального и речевого дефекта.

Составлена циклограмма коррекционных занятий и согласована с администрацией детского сада.

Проведено обследование детей в середине и в конце года с целью выявления динамики в коррекционно – образовательном процессе (отражение его результатов отмечалось в картах речевого развития, при необходимости корректировались планы индивидуальной и подгрупповой работы с детьми).

II. Коррекционно – развивающее:

По результатам обследования интеллектуальной и речевой сферы в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей, проводились индивидуальные и подгрупповые занятия:

По коррекции познавательной сферы

а) Укрепление соматического здоровья

б) Развитие общих        произвольных     движений

в) Развитие тонких        дифференцированных движений       кисти и пальцев рук

г) Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения

по речевому развитию:

а) по формированию правильного звукопроизношения;

б)  по формированию фонематических процессов;

в)  по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи;

г)  по формированию навыка звукового анализа и синтеза.

Все логопедические занятия строились в соответствии с планом, конспектами занятий. Важное место в работе с детьми отводилось формированию потребности в речевом общении, развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию всех психических процессов.

Индивидуальные занятия проводились 2-3 раза в неделю с каждым ребенком. Подгрупповые занятия проводились 5 раз в неделю.

Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.)  была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2022-2023 учебный год и осуществлялась с использованием специальных программ.

В феврале был проведён мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка, занимающегося в группе для детей с ТНР.

Итоговая диагностика в конце учебного года с целью контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в интеллектуальном и речевом развитии речи детей

III. Консультативное направление:

  1. Работа с педагогическим коллективом.

       В соответствии с годовым планом работы, с педагогами ДОО проводились консультации по вопросам развития детей с нарушениями речи.

Осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами ДОУ):

- ознакомление воспитателей и специалистов с итогами диагностики детей группы;

- информация о задачах обучения;

- совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов ДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению;

- подбор музыкального репертуара и речевого материала в соответствии с речевыми возможностями детей.

Так же в течение учебного года:

- Распространялись знания среди педагогов (воспитатели, музыкальный руководитель) по логопедическим проблемам детей и коррекционной работе, направленной на устранение речевого и интеллектуального недоразвития.

 - Велись тетради взаимодействия между учителем - логопедом и воспитателями для коррекции речи детей.

- Посещались групповые занятия и праздники с детьми.

- Оказывалась помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи;

  - Участие в ППк.

2. Работа с родителями

      В течение года с родителями и воспитателями были подготовлены и проведены консультации на темы: «Взаимосвязь детского сада и семьи по развитию речи у детей», «Развитие мелкой моторики и осязания у старших дошкольников» и т.д.  

     Выступала на родительских собраниях в группах общеразвивающей направленности и в течение года давала индивидуальные консультации родителям. А так же информирую родителей по вопросам речевого развития через страничку логопеда в информационных уголках ДОУ.

       Совместно с руководителем музея «Русь мастеровая» Березкиной Н.Ю., логопедом Мухаметгаеевой И.А. провела заседания детско-родительского семейного клуба «Дружная семейка».

      На сайте ДОУ (страничка дефектолога) разместила консультации для родителей: «Компьютер-помощь и вред», «Что делать, если мой ребенок левша?», «Все ли игры одинаково полезны?», «Чему и как научить дошкольника?». Организованы тематические выставки: «Развитие памяти, внимания через игры», «Развитие осязания и мелкой моторики»

IV. Методическая работа:

-Участие в работе ГМО учителей-логопедов и дефектологов по теме «Междисциплинарный подход к коррекции речевого развития детей»

-Выступление на пед.совете ДОУ на тему «Игровые приемы в речевом развитии детей» с организацией выставки пособий

-Являюсь постоянным участником вебинаров по использованию ИКТ в коррекционной практике

Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

- Систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ЗПР для фронтальных и индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова, по развитию грамматического строя речи и фразовой речи.

-  Оформлена картотека артикуляционных гимнастик по лексическим темам.

- Пополнена картотека методических рекомендаций для родителей.

V. Документация: 

В интересах организации планомерной и целенаправленной коррекционной деятельности  была оформлена следующая документация:

- График работы и циклограмма рабочей недели;

- Список детей, имеющих нарушения в развитии интеллектуальной и речевой сферы

- Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми;

- Карты интеллектуального и речевого развития, индивидуальные планы коррекции нарушений на каждого ребёнка;

- Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы на 2022-2023 уч.год;

- Календарно-тематическое планирование коррекционной работы;

- Журнал взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями;

-Журнал учета индивидуальной работы;

-Журнал учета хода и содержания непосредственно образовательной деятельности.

- Журнал обследования устной речи воспитанников ДОУ

Вывод:

Работу учителя-логопеда в МАДОУ «Самолетик» за прошедший учебный год можно признать результативной и удовлетворительной. По всем направлениям велась планомерная работа по оказанию помощи детям с ТНР. Поставленные задачи в начале учебного года решены, намеченные цели достигнуты.

 

Проблемы:

Вместе с тем, существует проблема речевого развития детей.

Наиболее «слабым» разделом является речевое развитие. У детей наблюдается нарушение звукопроизношения, поставленные звуки автоматизируются с трудом, низкая речевая активность, ограниченность словаря, трудности в понимании и употреблении ряда лексем, недостаточность словесной регуляции действий.

Планируемая коррекционно-развивающая работа

В новом учебном году будут поставлены следующие цели и задачи (обоснованны требованиями ФОП, результатами предыдущей работы):

Цель работы на 2024-2025 учебный год:

Построение системы коррекционно-развивающей работы в ДОУ для обеспечения равных стартовых возможностей воспитанников, имеющим трудности в освоении системы родного языка в период дошкольного детства, при взаимодействии всех педагогов и родителей дошкольников.

Задачи:

  1. Выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ в единстве с психофизическим развитием детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития через выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционно-развивающих программ (методик) психолого-педагогического сопровождения в соответствии с его особыми (индивидуальными) образовательными потребностями;
  2. Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия
  3. Создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной направленностью одаренности;
  4. Создание насыщенной РППС для разных видов деятельности, способствующей преодолению речевых нарушений у воспитанников, формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере активного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
  5. Поиск наиболее эффективных форм привлечения родителей и их обучение эффективным приемам воспитания ребенка с нарушением речи и организация коррекционно- развивающей среды в семейных условиях.

Учитель-логопед Кулешова Н.В. 12.05.2024 г


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: