Главные вкладки
Мониторинг развития на уровне педагога
Индивидуальный план профессионального развития педагога, разработанный в соответствии с Программой "Развитие образования в ХМАО - Югра на 2015 - 2020 годы"(приказ № 413-п от 09.10.2013 г.), так как изучение и внедрение в практику наиболее эффективных и оптимальных форм работы, методов и технологий по развитию речевой компетентности и формированию познавательной активности, развитию нравственно-патриотических чувств дошкольников позволит обеспечить соответствующее качество образовательных услуг с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка учителя – логопеда Кулешовой Н.В.
по результатам педагогической диагностики достижения детьми планируемых и итоговых результатов освоения Основной адаптированной общеобразовательной программы МАДОУ города Нижневартовска ДС №52 «Самолётик» на 2023– 2024 учебный год
Педагогическая диагностика проводиться с целью выполнения Закона Российской Федерации «Об образовании» ст.28 (п.6. 1), обеспечения реализации в полном объеме образовательных программ, соответствия качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся, оценки динамики достижений воспитанников, на основании плана работы на 2023- 2024 у.г.
Педагогическая диагностика осуществлялась учителем-логопедом.
Дата проведения: май 2024
Цель: определить степень освоения ребенком основной адаптированной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Объектом педагогической диагностики являются физические, интеллектуальные и личностные качества воспитанников.
Предметом педагогического исследования являются навыки и умения детей.
Субъект педагогической диагностики – дети дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Формы проведения педагогической диагностики: наблюдения за детьми, игры, беседы, экспертные оценки.
Педагогическая диагностика проведена по образовательной области «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Цель работы логопеда- сформировать у детей полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать произносительные умения и навыки в различных ситуациях, развить связную
речь, а также достичь уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Осуществлению данной цели способствовали следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, самостоятельное выполнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;
- развитие свободного общения обучающихся со взрослыми и детьми как социализация ребенка: в общении применять все части речи, использовать фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли;
- формирование компонентов устной речи у детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи -диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ (учителя-логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, специалиста по физическому воспитанию);
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, способствующей социальной адаптации;
- отбор форм, средств, методов и приемов коррекционной работы, адекватных возможностям детей;
- построение системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
В 2023-2024 учебном году коррекция ТНР осуществлялась по перспективному плану, составленному на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.Нищевой, а также учитывалась методические рекомендации программы воспитания и обучения Н. Вераксы «От рождения до школы».
С целью определения актуального уровня речевого и интеллектуального развития воспитанников старшего дошкольного возраста от 5 до 8 лет в начале учебного года была проведена диагностика. Выявлены нарушения звукопроизношения у 82 детей ДОУ.
Обследование речи детей, посещающих детский сад:
Группа | Осмотрено | Отсутствуют | Норма речевого развития | Нарушение звукопроизношения в разной степени |
Старшая группа | 53 | 11 | 42 | |
Подготовительная группа | 105 | 65 | 40 |
Все дети, нуждающиеся в логопедической помощи взяты на учѐт, родители приглашены на консультации к учителю-логопеду в установленное время по графику работы логопеда.
С результатами обследования ознакомлены родители (законные представители) через Журнал ознакомления с результатами обследования речевого развития детей ДОУ, а также через выступления учителя-дефектолога, логопеда на родительских собраниях. За консультативной помощью обратились 36 родителей (законных представителей) детей ДОУ, из которых посещали индивидуальные коррекционные занятия в часы приема логопеда, дефектолога 12 детей, оказано 50 консультаций.
В течение года через ППк ДОУ прошло 65 детей: 30 детей групп компенсирующей направленности с целью корректировки образовательного маршрута, с целью определения образовательного маршрута на ТПМПК представлено 30 детей, по самообращению на ТПМПК представлены пакеты документов на 2 детей, с целью уточнения образовательного маршрута по реализации индивидуального плана реабилитации ребенка с ОВЗ (сложная инклюзия), непрерывного индивидуального маршрута представлены 3 ребенка-инвалида.
В рамках оказания платной дополнительной образовательной услуги «Говорун» коррекция звукопроизношения осуществлялась у 13 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
В рамках оказания консультативной помощи родителям для детей, не посещающих МАДОУ, коррекция звукопроизношения оказывалась в рамках деятельности консультативного пункта.
В конце учебного года был проведѐн логопедический мониторинг с целью выявления речевого развития воспитанников подготовительных к школе групп. Результаты отражены в медицинских картах детей.
Группа | Количество выпускников | Речевое развитие соответствует возрастной норму | Рекомендованы занятия с логопедом | Остаются в детском саду |
5 | 27 | 24 | 3,из них 1 ребенок двуязычие | - |
9 | 26 | 23 | 3 | 3- Салихов Р., Ганапиева У., Шарафутдинов М |
12 | 27 | 23 | 33,из них 1 ребенок двуязычие | 1-Сокотова Т. |
14 | 25 | 20 | 5 | - |
Разрабатывая планирование коррекционно-развивающей работы с детьми, выделены следующие направления:
1. Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза.
2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.
3. Коррекция и развитие познавательных процессов, мыслительных операций, формирование предпосылок учебной деятельности.
4. Коррекция и развитие всех компонентов речи.
В соответствии с годовым планом работы, был проведен итоговый мониторинг с целью выявления уровня сформированности умений по образовательной области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТНР №9
ЗА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количественный отчет по группе с ТНР №9
Достаточный уровень развития (норма) – 80 %
Близкий к достаточному уровень развития –20%
Низкий уровень развития не выявлен
Все результаты зафиксированы в диагностических (речевых) картах, проведён анализ по образовательной области: речевое развитие.
Образовательная область | Речевое развитие |
речевое развитие, (Д - достаточный, БД - близко к достаточному, Н недостаточный) | Д – 8 детей / 80% БД – 2 реб / 20% Н – |
№ п/ п | Разделы | 2023-2024 учебный год группа №8 | ||||||||||||
Начало года | Конец года | |||||||||||||
Не сформировано | Частично сформировано | Сформировано | Не сформировано | Частично сформировано | Сформировано | |||||||||
чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | |||
1 | Звукопроизношение | 5 | 50 % | 3 | 30% | 2 | 20 % | 0 | 0% | 2 | 20% | 8 | 80% | |
2 | Фонематические процессы | 4 | 40 % | 5 | 50% | 1 | 10 % | 0 | 0% | 1 | 10% | 9 | 90% | |
3 | Слоговая структура слова | 3 | 30% | 3 | 30% | 4 | 40 % | 0 | 0% | 1 | 10% | 9 | 90% | |
4 | Грамматический строй речи | 3 | 30% | 4 | 40% | 3 | 30% | 0 | 0% | 0 | 0% | 10 | 100% | |
5 | Связная речь | 6 | 60% | 2 | 20% | 2 | 20% | 0 | 0% | 0 | 0% | 10 | 100% | |
6 | Обучение элементам грамоты | 7 | 70% | 3 | 30% | 0 | 0% | 0 | 0% | 0 | 0% | 10 | 100% | |
7 | Активный и пассивный словарь | 7 | 70% | 2 | 20% | 1 | 10% | 0 | 0% | 0 | 0% | 10 | 100% | |
Итого: | 4 | 40% | 3 | 30% | 2 | 20% | 0 | 0% | 2 | 20% | 8 | 80% |
Качественный отчет
Диагностика в конце учебного года показала, что по сравнению с началом учебного года, где показатель высокого уровня развития составил 20%, (2 ребенка), в конце учебного года на показатель нормы вышли 8 детей, что составило 80%, у 2 детей наблюдается значительное улучшение (все звуки находятся на этапе дифференциации, за исключением сонора «Р», который находиться на этапе постановки). Причина: длительное отсутствие ребенка в детском саду (1 ребенок), следствие сложных речевых расстройств (1 ребенок)
Звукопроизношение улучшилось у 8 детей (80 %); фонематические процессы сформированы у 9 детей (90%); слоговая структура слова – у 9 детей (90%); грамматический строй речи также у 10 детей (100%); связная речь улучшилась у 10 детей (100%); элементами грамоты овладели 10 детей (100%); активный и пассивный словарь увеличился у 10 детей (100%). Вывод: По результатам мониторинга видна динамика речевого развития.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТНР №12
ЗА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количественный отчет по группе с ТНР №7
Достаточный уровень развития (норма) – 80 %
Близкий к достаточному уровень развития –20%
Низкий уровень развития не выявлен
Все результаты зафиксированы в диагностических (речевых) картах, проведён анализ по образовательной области: речевое развитие.
Образовательная область | Речевое развитие |
речевое развитие, (Д - достаточный, БД - близко к достаточному, Н недостаточный) | Д – 9 детей / 90% БД – 1 реб / 10% Н – |
№ п/ п | Разделы | 2023-2024 учебный год группа №7 | ||||||||||||
Начало года | Конец года | |||||||||||||
Не сформировано | Частично сформировано | Сформировано | Не сформировано | Частично сформировано | Сформировано | |||||||||
чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | |||
1 | Звукопроизношение | 4 | 40% | 2 | 20% | 4 | 40% | 0 | 0 % | 1 | 10% | 9 | 90 % | |
2 | Фонематические процессы | 2 | 20% | 4 | 40% | 4 | 40% | 0 | 0 % | 2 | 20% | 8 | 80 % | |
3 | Слоговая структура слова | 2 | 20% | 4 | 40% | 4 | 40% | 0 | 0 % | 1 | 10 % | 9 | 90 % | |
4 | Грамматический строй речи | 2 | 20% | 5 | 50% | 3 | 30% | 0 | 0 % | 0 | 0 % | 10 | 100% | |
5 | Связная речь | 1 | 10% | 2 | 20% | 7 | 70% | 0 | 0 % | 0 | 0 % | 10 | 100 % | |
6 | Обучение элементам грамоты | 2 | 20% | 3 | 30% | 5 | 50% | 0 | 0 % | 0 | 0 % | 10 | 100 % | |
7 | Активный и пассивный словарь | 0 | 0% | 0 | 0% | 10 | 100% | 0 | 0 % | 0 | 0% | 10 | 100% | |
Итого: | 2 | 20% | 3 | 30% | 5 | 50% | 0 | 0 % | 1 | 10 % | 9 | 90% |
Качественный отчет
Диагностика в конце учебного года показала, что по сравнению с началом учебного года, где показатель высокого уровня развития составил 50%, (5 детей), в конце учебного года на показатель нормы вышли 9 детей, что составило 90%, у 1 ребенка наблюдается значительное улучшение (все звуки находятся на этапе дифференциации, за исключением сонора «Р», который находиться на этапе постановки). Причина: двуязычие, следствие сложных речевых расстройств (1 ребенок)
Звукопроизношение улучшилось у 9 детей (90 %); фонематические процессы сформированы у 8 детей (80%); слоговая структура слова – у 9 детей (90%); грамматический строй речи также у 10 детей (100%); связная речь улучшилась у 10 детей (100%); элементами грамоты овладели 10 детей (100%); активный и пассивный словарь в норме у 100% детей. Вывод: По результатам мониторинга видна динамика речевого развития.
Анализ деятельности по направлениям:
I. Диагностическое:
Проведено обследование интеллектуальной и речевой деятельности детей с ТНР в начале года с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом и интеллектуальном развитии, заполнены карты речевого развития.
Составлены индивидуальные и подгрупповые планы коррекционно – развивающей работы по результатам заключения учителя-логопеда.
Сформированы подгруппы детей для коррекции нарушения речи с учётом интеллектуального и речевого дефекта.
Составлена циклограмма коррекционных занятий и согласована с администрацией детского сада.
Проведено обследование детей в середине и в конце года с целью выявления динамики в коррекционно – образовательном процессе (отражение его результатов отмечалось в картах речевого развития, при необходимости корректировались планы индивидуальной и подгрупповой работы с детьми).
II. Коррекционно – развивающее:
По результатам обследования интеллектуальной и речевой сферы в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей, проводились индивидуальные и подгрупповые занятия:
По коррекции познавательной сферы
а) Укрепление соматического здоровья
б) Развитие общих произвольных движений
в) Развитие тонких дифференцированных движений кисти и пальцев рук
г) Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения
по речевому развитию:
а) по формированию правильного звукопроизношения;
б) по формированию фонематических процессов;
в) по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи;
г) по формированию навыка звукового анализа и синтеза.
Все логопедические занятия строились в соответствии с планом, конспектами занятий. Важное место в работе с детьми отводилось формированию потребности в речевом общении, развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию всех психических процессов.
Индивидуальные занятия проводились 2-3 раза в неделю с каждым ребенком. Подгрупповые занятия проводились 5 раз в неделю.
Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2022-2023 учебный год и осуществлялась с использованием специальных программ.
В феврале был проведён мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка, занимающегося в группе для детей с ТНР.
Итоговая диагностика в конце учебного года с целью контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в интеллектуальном и речевом развитии речи детей
III. Консультативное направление:
- Работа с педагогическим коллективом.
В соответствии с годовым планом работы, с педагогами ДОО проводились консультации по вопросам развития детей с нарушениями речи.
Осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами ДОУ):
- ознакомление воспитателей и специалистов с итогами диагностики детей группы;
- информация о задачах обучения;
- совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов ДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению;
- подбор музыкального репертуара и речевого материала в соответствии с речевыми возможностями детей.
Так же в течение учебного года:
- Распространялись знания среди педагогов (воспитатели, музыкальный руководитель) по логопедическим проблемам детей и коррекционной работе, направленной на устранение речевого и интеллектуального недоразвития.
- Велись тетради взаимодействия между учителем - логопедом и воспитателями для коррекции речи детей.
- Посещались групповые занятия и праздники с детьми.
- Оказывалась помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи;
- Участие в ППк.
2. Работа с родителями
В течение года с родителями и воспитателями были подготовлены и проведены консультации на темы: «Взаимосвязь детского сада и семьи по развитию речи у детей», «Развитие мелкой моторики и осязания у старших дошкольников» и т.д.
Выступала на родительских собраниях в группах общеразвивающей направленности и в течение года давала индивидуальные консультации родителям. А так же информирую родителей по вопросам речевого развития через страничку логопеда в информационных уголках ДОУ.
Совместно с руководителем музея «Русь мастеровая» Березкиной Н.Ю., логопедом Мухаметгаеевой И.А. провела заседания детско-родительского семейного клуба «Дружная семейка».
На сайте ДОУ (страничка дефектолога) разместила консультации для родителей: «Компьютер-помощь и вред», «Что делать, если мой ребенок левша?», «Все ли игры одинаково полезны?», «Чему и как научить дошкольника?». Организованы тематические выставки: «Развитие памяти, внимания через игры», «Развитие осязания и мелкой моторики»
IV. Методическая работа:
-Участие в работе ГМО учителей-логопедов и дефектологов по теме «Междисциплинарный подход к коррекции речевого развития детей»
-Выступление на пед.совете ДОУ на тему «Игровые приемы в речевом развитии детей» с организацией выставки пособий
-Являюсь постоянным участником вебинаров по использованию ИКТ в коррекционной практике
Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.
- Систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ЗПР для фронтальных и индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова, по развитию грамматического строя речи и фразовой речи.
- Оформлена картотека артикуляционных гимнастик по лексическим темам.
- Пополнена картотека методических рекомендаций для родителей.
V. Документация:
В интересах организации планомерной и целенаправленной коррекционной деятельности была оформлена следующая документация:
- График работы и циклограмма рабочей недели;
- Список детей, имеющих нарушения в развитии интеллектуальной и речевой сферы
- Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми;
- Карты интеллектуального и речевого развития, индивидуальные планы коррекции нарушений на каждого ребёнка;
- Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы на 2022-2023 уч.год;
- Календарно-тематическое планирование коррекционной работы;
- Журнал взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями;
-Журнал учета индивидуальной работы;
-Журнал учета хода и содержания непосредственно образовательной деятельности.
- Журнал обследования устной речи воспитанников ДОУ
Вывод:
Работу учителя-логопеда в МАДОУ «Самолетик» за прошедший учебный год можно признать результативной и удовлетворительной. По всем направлениям велась планомерная работа по оказанию помощи детям с ТНР. Поставленные задачи в начале учебного года решены, намеченные цели достигнуты.
Проблемы:
Вместе с тем, существует проблема речевого развития детей.
Наиболее «слабым» разделом является речевое развитие. У детей наблюдается нарушение звукопроизношения, поставленные звуки автоматизируются с трудом, низкая речевая активность, ограниченность словаря, трудности в понимании и употреблении ряда лексем, недостаточность словесной регуляции действий.
Планируемая коррекционно-развивающая работа
В новом учебном году будут поставлены следующие цели и задачи (обоснованны требованиями ФОП, результатами предыдущей работы):
Цель работы на 2024-2025 учебный год:
Построение системы коррекционно-развивающей работы в ДОУ для обеспечения равных стартовых возможностей воспитанников, имеющим трудности в освоении системы родного языка в период дошкольного детства, при взаимодействии всех педагогов и родителей дошкольников.
Задачи:
- Выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ в единстве с психофизическим развитием детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития через выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционно-развивающих программ (методик) психолого-педагогического сопровождения в соответствии с его особыми (индивидуальными) образовательными потребностями;
- Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия
- Создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной направленностью одаренности;
- Создание насыщенной РППС для разных видов деятельности, способствующей преодолению речевых нарушений у воспитанников, формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере активного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
- Поиск наиболее эффективных форм привлечения родителей и их обучение эффективным приемам воспитания ребенка с нарушением речи и организация коррекционно- развивающей среды в семейных условиях.
Учитель-логопед Кулешова Н.В. 12.05.2024 г