Педагогические технологии
на странице представлены педагогические технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_obrazovatelnye_tehnologii.docx | 32.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические/образовательные технологии.\
На своих уроках я применяю разные технологии: здоровьесберегающие, игровые, технология содрудничества, информационная технология.
Наш лицей-интернат является республиканской экспериментальной площадкой по теме «Формирование общеучебных умений и навыков, навыков социальной направленности через включение учащихся в технологию проектной деятельности». Данная тема согласуется с задачами моей педагогической деятельности и моей темой самообразования «Развитие творческих способностей младших школьников через их включение в технологию проектной деятельности». Цель работы над проектами – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. (ФГОС второго поколения). Проектное обучение рассматривается как тип развивающегося обучения, базирующегося на последовательном выполнении учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний. В основе системы проектного обучения - творческое усвоение в процессе самостоятельной поисковой деятельности, т.е. проектирования. Продукт проектирования - учебный проект. В своей работе я стараюсь использовать различные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность. Мой педагогический принцип: “Если не творчески, то зачем?” ученикам я часто напоминаю мудрые слова М. Горького: “Нужно, любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества”. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело. При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Начиная с 1 класса, постепенно формирую у младших школьников умения и навыки по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее). На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Мы совместно с родителями и учениками выполнили такие групповые проекты: «Числа в поговорках, пословицах и загадках», «Осень золотая», «Божья коровка», «Чудо - геометрические фигуры», «Сказочный домик» и т.д.. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.). Это такие проекты: «Моя родословная», «Математика вокруг нас», «И в шутку и всерьёз», «Жизнь и творчество С.Я.Маршака», и т.д.
Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?
Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:
- необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;
- специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.
В рамках традиционных учебных занятий использую:
- проблемное введение в тему урока;
- постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
- совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
- групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
- выдвижение идеи (мозговой штурм);
- постановку вопроса (поиск гипотезы);
- формулировку предположения (гипотезы);
- обоснованный выбор способа выполнения задания;
- составление аннотации к прочитанной книге, картотек
- поиск дополнительной литературы;
- подготовку доклада (сообщения);
- самоанализ и самооценку, рефлексию
- поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Считаю что, мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.
Работая над проектами, для себя вывела такие правила:
- Стараюсь подходить ко всему творчески, борясь с банальными решениями.
- Ориентируюсь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
- Стремлюсь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
- Стараюсь меньше заниматься наставлениями, помогаю детям действовать независимо,
- Оценивая, помню – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
- Помню о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
- Не сдерживаю инициативы детей. Учу детей действовать независимо, приучаю их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
- Учу способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
- Стараюсь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
Примерные критерии оценок проектной деятельности:
- Самостоятельность работы над проектом
- Актуальность и значимость темы
- Полнота раскрытия темы
- Оригинальность решения проблемы
- Артистизм и выразительность выступления
- Как раскрыто содержание проекта в презентации
- Использование средств наглядности, технических средств
Какова же роль учителя в ПД?
Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
На уроках применяю следующие методы, приемы и формы обучения: поисковые, частично-поисковые, беседа, ролевые игры, метод диалогичности, метод «погружений», проектно-исследовательский метод, индивидуальная, групповая, парная, коллективная самостоятельная работа.
На своих уроках я применяю разные технологии. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей которые могут быть заданы, изучаемого материала и многих других факторов. Наиболее часто в своей практике использую технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, технологии современного проектного обучения, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Актуализация личностного потенциала, сил саморазвития ученика обеспечивается в личностно-ориентированной ситуации и через игровую технологию, как приводящий к саморазвитию участников учебного процесса. Особенностью игровых технологий является то, что все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний. Как и любые технологии, игра имеет и свои минусы: сложность в оценке, непредсказуемость хода игры, подготовительный этап занимает много времени, не для любого материала. Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Такая работа дает возможность даже слабым учащимся почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Чаще всего групповая и парная работа используется на обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.
В своей работе применяю информационные технологии. Я считаю, что в сегодняшней школе очень важно быть информационно - коммуникативно-компетентным учителем. А это значит, прежде всего, уметь учиться искать и находить нужные сведения в огромных массивах, в том числе в Интернете, структурировать и обрабатывать их. Этому я уделяю особое внимание, работая дома, готовясь к занятиям и выступлениям, привлекаю к этому и своих учеников. На сегодняшний день мною разработаны электронные приложения к урокам с использованием программы Power Point , сначала создавала презентации сама, со временем, поняв, что в Интернете достаточно много хороших публикаций, стала их редактировать в соответствии со своими целями.
На своих уроках я применяю такой прием как рефлексия. Считаю рефлексию необходимым моментом личностно - ориентированного урока. Рефлексия позволяет учителю осуществить обратную связь (определить, насколько результативной, полезной и интересной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями они столкнулись на уроке и как их разрешить).
Также актуальным считаю использование в работе каждого учителя здоровьесберегающую технологию. Выступала по этой теме на районном семинаре учителей начальных классов. Для защиты и сохранения здоровья учащихся ставлю перед собой такие цели:
- создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий для образовательного
процесса;
- обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;
- обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим
нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико- гигиеническими требованиями:
- включение в учебные планы школы всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии применяются мною как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, здоровье – это необходимое условие успешности современного человека. На уроках, внеклассных мероприятиях по предмету включаю гимнастику, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, оздоровительные игры на переменах, дыхательную гимнастику. Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: если преобладающий вид деятельности чтение, то использую упражнения для снятия общего утомления - это дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.
В связи с введением в образовательных организациях ЕГЭ и ГИА, считаю необходимым подготовку учащихся к работе с тестами с начальных классов. Для этого в своей работе применяю различные тестовые работы, составленные мною, также уже готовые. Также считаю, что выполнение комплексных проверочных работ способствует развитию умений работать с тестовым материалом.
Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока.
Этап урока | Варианты использования образовательных технологии | Методы и приёмы |
Актуализация знаний | Игровые технологии - Педагогика сотрудничества Здоровьесберегающая технология Проблемное обучение Педагогика сотрудничества | Создание игровой Ситуации
Совместная деятельность Психофизическая тренировка (настрой на урок) - Психогимнастика -Алгоритмическая Создание проблемной ситуации Эвристическая обучение (беседа, дискуссии, «мозговой штурм» |
Сообщение темы и целей урока | Информационно коммуникативные технологии | Представление наглядного материала (презентация) |
Работа по теме урока
| Индивидуальный и Дифференцированный подход Гуманно-личностная технология Компетентностно - ориентированное обучение Информационно-коммуникативные технологии Развивающее обучение Игровые технологии Проблемное обучение | Индивидуальная, групповая работа - создание ситуации успеха Исследовательская работа знакомство с новым материалом на ПК разноуровневые задания Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения Игровая ситуация Создание проблемной ситуации |
Физкультминутка | Здоровьесберегающая технология | Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика |
Индивидуальная (самостоятельная) работа | Информационно коммуникативные технологии | Тестирование -разноуровневые задания |
Подведение итогов урока. | Педагогика сотрудничества Гуманно- личностная технология | коллективный вывод подведение итогов в паре (сравнение) создание ситуации, успеха |
Рефлексия | Гуманно-личностная технология Здоровьесберегающая технология | создание ситуации успеха Тренинг «Я смог…что не получилось?» |
В формировании целостной картины мира важную роль играют уроки математики. В учебнике математики и в тетради материал расположен удобно для дифференцированного подхода к обучению. Также предложен материал для работы в парах и группах, предполагающий формирование коммуникативных и личностных УУД. При решении задач применяю метод моделирования, где необходимо выполнить схематический рисунок или чертёж, что стимулирует самостоятельность при составлении моделей, учит детей толерантности, пониманию и принятию других способов (не так, как у меня, и тоже правильно…).
Характерной чертой современного урока русского языка является его построение на основе развивающего обучения. На уроках русского языка применяю исследовательский метод, к приёмам которого относятся: организация размышления при помощи плана и его осуществления, организация творческого наблюдения за языковым материалом, постановка и решение проблемных заданий. С целью речевой тренировки обучающиеся выполняют упражнения творческого характера: творческое изложение, составление текстов разного характера. Применение образовательных технологий (проблемно- поисковой, проектной, коллективной и групповой деятельности, дифференциации и индивидуализации обучения, игровых форм и т.д.) способствует развитию умственных способностей, познавательной активности и самостоятельности, формированию коммуникативной компетенции.
На каждой стадии урока литературного чтения я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность. Рассказ- предположение по ключевым словам, по заголовку; графическая систематизация материала (таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций. Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается. Использую прием «Чтение с остановками»; во время этих остановок задаются вопросы, которые помогают пробудить интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу различные стороны мышления, проанализировать средства художественного произведения. Использование устных и письменных приемов рефлексии - упражнение «От обратного» - детям предлагается выполнить следующее задание: Что было бы, если…; составление словаря по тексту произведения, написание сочинений, исследование по отдельным вопросам позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях работы использую как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.
На уроках окружающего мира, учатся работать с научно-популярной и справочной литературой. Дети проводят наблюдения, физические опыты, простейшие измерения. Часто использую игру как метод и средство обучения. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, поэтому он сам стремится преодолеть трудности, ставит перед собой задачи и решает их. Мы всем классом принимали активное участие в республиканском конкурсе «Байкальские кристаллики», где широко применялся проектный метод по темам: «Животный мир Байкала», «Растительный мир Байкала», «Берегите природу Байкала!».
Результатом развития творческих способностей учащихся становятся их творческие работы: сочинения, собственные стихотворения и рассказы, художественные эскизы, зарисовки. Это Рубцова Антонина, которая заняла I место в районном конкурсе сочинений «Моя любимая книга» Семёнова Ульяна – 3 место в этом же конкурсе. Также Данзанов Святослав со стихами собственного сочинения, получил приз зрительского симпатия.
После напряжённой умственной деятельности проводим релаксацию- возможность дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведёт к лучшему усвоению материала. Видами релаксации могут быть игры, танцевальные упражнения, гимнастики для глаз, задающие ритм, являющиеся профилактикой опорно-двигательной системы.
Получив положительную динамику результатов обучения и воспитания, обобщая опыт работы, являюсь участником конференций, семинаров, педагогических советов и заседаний методический объединений.