Педагогические технологии

Шойнжонова Дугарма Дымбрыловна

на странице представлены педагогические технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_obrazovatelnye_tehnologii.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические/образовательные технологии.\

 На своих уроках я применяю разные технологии: здоровьесберегающие, игровые, технология содрудничества, информационная технология.  

Наш лицей-интернат является республиканской экспериментальной площадкой по теме «Формирование общеучебных умений и навыков, навыков социальной направленности через включение учащихся в технологию проектной деятельности». Данная тема  согласуется с задачами моей педагогической деятельности и моей темой самообразования «Развитие творческих способностей младших школьников через их включение в технологию проектной деятельности». Цель работы над проектами – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. (ФГОС второго поколения). Проектное обучение рассматривается как тип развивающегося обучения, базирующегося на последовательном выполнении учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний. В основе системы проектного обучения - творческое усвоение в процессе самостоятельной поисковой деятельности, т.е. проектирования. Продукт проектирования - учебный проект. В своей работе я стараюсь использовать различные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность. Мой педагогический принцип: “Если не творчески, то зачем?” ученикам я часто напоминаю мудрые слова М. Горького: “Нужно, любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества”. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело. При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Начиная с 1 класса,  постепенно  формирую у младших школьников умения и навыки  по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее). На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Мы совместно с родителями и учениками выполнили такие групповые проекты: «Числа в поговорках, пословицах и загадках», «Осень золотая», «Божья коровка», «Чудо - геометрические фигуры», «Сказочный домик» и т.д.. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.). Это такие проекты: «Моя родословная», «Математика вокруг нас», «И в шутку и всерьёз», «Жизнь и творчество С.Я.Маршака», и т.д. 

Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

  1. необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;
  2. специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

В рамках традиционных учебных занятий использую:

  1. проблемное введение в тему урока;
  2. постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
  3. совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
  4. групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
  5. выдвижение идеи (мозговой штурм);
  6. постановку вопроса (поиск гипотезы);
  7. формулировку предположения (гипотезы);
  8. обоснованный выбор способа выполнения задания;
  9. составление аннотации к прочитанной книге, картотек
  10. поиск дополнительной литературы;
  11. подготовку доклада (сообщения);
  12. самоанализ и самооценку, рефлексию
  13. поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Считаю что, мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

 Работая над проектами, для себя  вывела такие  правила:

  • Стараюсь подходить ко всему творчески, борясь с банальными решениями.
  • Ориентируюсь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
  • Стремлюсь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
  • Стараюсь меньше заниматься наставлениями, помогаю детям действовать независимо,
  • Оценивая, помню – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
  • Помню о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
  • Не сдерживаю инициативы детей.  Учу детей действовать независимо, приучаю их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
  • Учу способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
  • Стараюсь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

 Примерные критерии оценок проектной деятельности:

  • Самостоятельность работы над проектом
  • Актуальность и значимость темы
  • Полнота раскрытия темы
  • Оригинальность решения проблемы
  • Артистизм и выразительность выступления
  • Как раскрыто содержание проекта в презентации
  • Использование средств наглядности, технических средств

Какова же роль учителя в ПД?

 Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

           Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». 

      На уроках применяю следующие методы, приемы и формы обучения: поисковые, частично-поисковые, беседа, ролевые игры, метод диалогичности, метод «погружений», проектно-исследовательский метод, индивидуальная, групповая, парная, коллективная  самостоятельная работа.

 На своих уроках я применяю разные технологии. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей которые могут быть заданы, изучаемого материала и многих других факторов. Наиболее часто в своей практике использую технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, технологии современного проектного обучения, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии.  

          Актуализация личностного потенциала, сил саморазвития ученика обеспечивается в личностно-ориентированной ситуации и через игровую технологию, как приводящий к саморазвитию участников учебного процесса. Особенностью игровых технологий является то, что все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний. Как и любые технологии, игра имеет и свои минусы: сложность в оценке, непредсказуемость хода игры, подготовительный этап занимает много времени, не для любого материала.  Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Такая работа дает возможность даже слабым учащимся почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Чаще всего групповая и парная работа используется на обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.

В своей работе применяю информационные технологии. Я считаю, что в сегодняшней школе очень важно быть информационно -  коммуникативно-компетентным учителем. А это значит, прежде всего, уметь учиться искать и находить нужные сведения в огромных массивах, в том числе в Интернете, структурировать и обрабатывать их. Этому я уделяю особое внимание, работая дома, готовясь к занятиям и выступлениям, привлекаю к этому и своих учеников. На сегодняшний день мною разработаны электронные приложения к урокам с использованием программы Power  Point , сначала создавала презентации сама, со временем, поняв, что в Интернете достаточно много хороших публикаций, стала их редактировать в соответствии со своими целями.  

          На своих уроках я применяю такой прием как рефлексия. Считаю рефлексию необходимым моментом личностно - ориентированного урока. Рефлексия позволяет учителю осуществить обратную связь (определить, насколько результативной, полезной и интересной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями они столкнулись на уроке и как их разрешить).

Также актуальным считаю использование в работе каждого учителя здоровьесберегающую технологию. Выступала по этой теме на районном семинаре учителей начальных классов. Для защиты и сохранения здоровья учащихся ставлю перед собой такие цели:

- создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий для образовательного

процесса;

- обеспечение  организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;

- обеспечение  школьников  в  период  их  пребывания  в школе питанием, способствующим

нормальной  работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико- гигиеническими требованиями:

- включение  в  учебные   планы  школы   всех классов   занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни.  Здоровьесберегающие технологии применяются мною как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, здоровье – это необходимое условие успешности современного человека. На уроках, внеклассных мероприятиях по предмету  включаю гимнастику, танцевально-ритмические  паузы  (под музыку), физкультминутки, оздоровительные игры на переменах, дыхательную гимнастику. Выбираю физкультминутку  в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: если преобладающий вид деятельности чтение, то использую упражнения для снятия общего утомления - это дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз и  т.д.

В связи с введением в образовательных организациях ЕГЭ и ГИА, считаю необходимым подготовку учащихся к работе с тестами с начальных классов. Для этого в своей работе применяю различные тестовые работы, составленные мною, также уже готовые. Также считаю, что выполнение комплексных проверочных работ способствует развитию умений работать с тестовым материалом.

Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока.

Этап урока

Варианты использования

образовательных технологии

Методы и приёмы

Актуализация знаний

Игровые технологии -

Педагогика

сотрудничества

Здоровьесберегающая технология

Проблемное обучение  

Педагогика

сотрудничества

Создание игровой

Ситуации

 

Совместная   деятельность

Психофизическая  тренировка  (настрой на урок)

- Психогимнастика

-Алгоритмическая

Создание проблемной ситуации  

Эвристическая обучение (беседа, дискуссии, «мозговой штурм»

Сообщение темы и целей

урока

Информационно коммуникативные

технологии

Представление   наглядного материала

(презентация)

Работа по теме урока

 

Индивидуальный и

Дифференцированный подход

Гуманно-личностная

технология

Компетентностно - ориентированное обучение

Информационно-коммуникативные технологии

Развивающее  обучение

Игровые технологии

Проблемное  обучение

Индивидуальная, групповая работа  

- создание ситуации успеха  

Исследовательская работа  

знакомство с новым материалом на ПК

разноуровневые задания  

Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения,

мышления, конкретизации, обобщения

Игровая ситуация

Создание проблемной ситуации

Физкультминутка  

Здоровьесберегающая технология

Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально ритмические

паузы  (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика  

Индивидуальная

(самостоятельная) работа

Информационно коммуникативные

технологии

Тестирование  

-разноуровневые задания  

Подведение итогов урока.

Педагогика  сотрудничества

Гуманно- личностная технология

коллективный вывод  подведение итогов в паре (сравнение)

создание ситуации, успеха

Рефлексия

Гуманно-личностная  технология

Здоровьесберегающая технология

создание ситуации  успеха

Тренинг «Я смог…что не получилось?»

 

В формировании целостной картины мира важную роль играют уроки математики. В учебнике математики и в тетради материал расположен удобно для дифференцированного подхода к обучению. Также предложен  материал для работы в парах и группах,  предполагающий формирование коммуникативных и личностных УУД. При решении задач применяю метод моделирования, где необходимо выполнить схематический рисунок или чертёж, что стимулирует самостоятельность при составлении моделей, учит детей толерантности, пониманию и принятию других способов (не так, как у меня, и тоже правильно…).

Характерной чертой современного урока русского языка является его построение на основе развивающего обучения. На уроках русского языка применяю исследовательский метод, к приёмам которого  относятся: организация размышления при помощи плана и его осуществления, организация творческого наблюдения за языковым материалом, постановка и решение проблемных заданий. С  целью речевой тренировки обучающиеся выполняют упражнения творческого характера: творческое изложение, составление текстов разного характера.  Применение образовательных технологий (проблемно- поисковой, проектной, коллективной и групповой деятельности, дифференциации и индивидуализации обучения, игровых форм и т.д.) способствует развитию умственных способностей, познавательной активности и самостоятельности, формированию коммуникативной компетенции.

        На каждой стадии урока литературного чтения я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность. Рассказ- предположение по ключевым словам, по заголовку; графическая систематизация материала (таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций. Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается. Использую прием  «Чтение с остановками»; во время этих остановок задаются вопросы, которые помогают пробудить интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу различные стороны мышления, проанализировать средства художественного произведения.  Использование устных  и письменных приемов рефлексии -   упражнение «От обратного» - детям предлагается выполнить следующее задание: Что было бы, если…; составление словаря по тексту произведения, написание сочинений, исследование по отдельным вопросам позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях работы использую как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.         

На уроках окружающего мира, учатся работать с научно-популярной и справочной литературой. Дети проводят  наблюдения, физические опыты, простейшие измерения. Часто использую игру как метод и средство обучения. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, поэтому он сам стремится преодолеть трудности, ставит перед собой задачи и решает их.  Мы всем классом принимали активное участие в республиканском конкурсе «Байкальские кристаллики», где широко применялся проектный метод по темам: «Животный мир Байкала», «Растительный мир Байкала», «Берегите природу Байкала!».

          Результатом развития творческих способностей учащихся становятся их творческие работы: сочинения, собственные стихотворения и рассказы, художественные эскизы, зарисовки. Это Рубцова Антонина, которая заняла I место в районном конкурсе сочинений «Моя любимая книга» Семёнова Ульяна – 3 место в этом же конкурсе. Также Данзанов Святослав со   стихами собственного сочинения, получил приз зрительского симпатия.  

        После напряжённой умственной деятельности проводим релаксацию- возможность дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведёт к лучшему усвоению материала.  Видами релаксации могут быть игры, танцевальные упражнения, гимнастики для глаз, задающие ритм, являющиеся профилактикой опорно-двигательной системы.

Получив положительную динамику результатов обучения и воспитания, обобщая  опыт работы, являюсь участником конференций, семинаров, педагогических советов и заседаний методический объединений.