Инновационная деятельность
Уважаемые коллеги! На данной страничке представлены авторские программы, которые получили внешнюю положительную оценку и успешно применяются в нашей школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ГБОУ Республиканский бурятский национальный лицей-интернат№1
Программа
факультативного курса
«Занимательная грамматика»
4 «б» класс.
Учитель: Шойнжонова Д.Д.
Улан-Удэ
Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Необходимость разработанного факультативного курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
- способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- способствовать развитию смекалки и сообразительности.
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Этапы реализации программы факультативного курса:
- подготовительный;
- непосредственно реализация (план прилагается);
- оценка эффективности;
- коррекция в соответствии с анализом эффективности;
- дальнейшее использование в школе.
Анализ эффективности программы факультативного курса:
- диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
- анализ занятий проведенных по плану;
- разработка рекомендаци
дата | Месяцы/№№ | Тема занятий | Кол-во часов | Цель занятия | Литература |
Сентябрь Октябрь 1 | Фонетика Звукобуквенный разбор слов. | 1ч | Повторить правила для выполнения фонетического разбора. | Т.В.Ходова «Подготовка к олимпиадам по русскому языку» | |
2 | Фразеологизмы. Ребусы по разгадыванию словарных слов. | 2ч. | Расширить знания детей об использовании в речи фразеологизмов. | «Интеллектуаль-ные задания по русскому языку» | |
3 | Отгадывание шарад.Написа-ние диктанта повышенной сложности. | 2ч. | Развитие орфографической зоркости учащихся | Тексты диктантов олимпиадного характера. | |
4 | Разбор слов по составу.Ребусы по разгадыванию слов и выражений. | 2ч. | «Занимательные материалы» И.Г.Сухин | ||
5 | Морфология. Имена сущест-вительные, имеющие только форму единственного числа и только форму множественного числа. | 2ч. | Расширить знания детей в области изучения частей речи | «Занимательные материалы» И.Г.Сухин | |
6 | Прилагательные в значениису-ществительных. | 2ч. | Расширять кругозор речи детей, развивать смекалку,сооб-разительность | Т.В.Ходова «Подготовка к олимпиадам по русскому языку» | |
7 | Олимпиадные задания. | 2ч. | |||
Ноябрь Декабрь 1 | Волшебный клубок орфограмм | 1ч. | Формировать на практике умения применять правила правописания | «Русский язык с увлечением» | |
2 | «Верни буквы на свои места» | 1ч. | Закреплять основные правила правописания. Упражнять в правильном употреблении и написании при-ставок.Развивать сообразительность, внимание,логичес-кое мышление | «Занимательные материалы» И.Г.Сухин | |
3 | «Верни приставки на свои места» | 1ч. | «Русский язык с увлечением» | ||
4 | Олимпиадные задания по русскому языку» | 1ч. | «Русский язык с увлечением» | ||
5 | Кроссворд по словарным словам | 1ч. | «Русский язык с увлечением» | ||
6 | «Незаконченные строки» | 1ч. | Упражнять детей в разборе слов по составу,подбирать слова к данным схемам. Развивать логическое мышление | «Занимательные упражнения на уроках русского языка» Н.М.Бетенькова | |
7 | Подбор слов по схемам. Диктант повышенной сложности | 1ч. | «Школьные олимпиады для начальной школы» О.А.Ефремушкина | ||
Январь Февраль 1 | Образные выражения и их графическое воплощение. | 1ч. | Развивать речь учащихся, логическое мышление, сообразительность | «Занимательные упражнения на уроках русского языка» Н.М.Бетенькова | |
2 | Фразеологизмы и их использование | 1ч. | «Школьные олимпиады для начальной школы» | ||
3 | Работа над лексическим значением слов | 1ч. | «Занимательные материалы» И.Г.Сухин | ||
4 | Олимпиадные задания | 1ч. | Т.В.Ходова «Подготовка к олимпиадам по русс. языку» | ||
5 | Олимпиадные задания | 1ч. | Т.В.Ходова «Подготовка к олимпиадам по русс.языку» | ||
6 | Звуковой состав слов. Интеллектуальные задания | 1ч. | |||
Подбери к словосочетаниям подходящие по смыслу наречия | 1ч. | «Школьные олимпиады для начальной школы» | |||
Март 1 | Слова - синонимы. Непроверяемые написания. | 1ч. | Развивать умения находить в тексте слова с орфограммами и подбирать к ним проверочные слова | «Занимательные упражнения на уроках русского языка» Н.М.Бетенькова | |
2 | Слова антонимы. Непроверяемые написания. | 1ч. | «Школьные олимпиады для нач.шк» | ||
3 | Различие частей речи.Образова-ние слов, нужной части речи | 1ч. | Обобщить знания детей о частях речи, правильно писать окончания прилагательных | «Занимательные материалы» И.Г.Сухин | |
4 | Упражнения в написании окончаний прилагательных | 1ч. | «Занимательные упражнения на уроках русского языка» Н.М.Бетенькова | ||
Апрель 1 | Найти половинки слов. Ребусы. | 1ч. | Упражнять в разборе слов по составу, используя необходимый алгоритм | «Школьные олимпиады для начальной школы» | |
2 | Определи общие и отличительные признаки | 1ч. | «Занимательные материалы» И.Г.Сухин | ||
3 | Рыцарский турнир (кроссворды, ребусы) | 1ч. | Прививать навыки самостоятельной работы | «Школьные олимпиады для начальной школы» | |
4 | Олимпиадные задания | 1ч. | |||
Май 1 | Подбери нужное выражение | 1ч. | Учитьсистемати-зироватьполучен-ныйматериал,при-менять знания в конкретной языковой ситуации | «Занимательные упражнения на уроках русского языка» Н.М.Бетенькова | |
2 | Игра «Найди лишнее» | 1ч. | «Занимательные упражнения на уроках русского языка» Н.М.Бетенькова | ||
3 | Конкурс «Лучший знаток русского языка» | 1ч. | |||
4 | Выполнение заданий конкурса «Русский медвежонок» | 1ч. |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Республиканский бурятский национальный лицей – интернат №1.
Рабочая программа
«Занимательная математика»
2 «б» класс.
Учитель: Шойнжонова Д.Д.
г. Улан-Удэ.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Как мы все знаем, именно математика вносит большой вклад в развитие логического мышления детей, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщённость, формирование способностей к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т.д. Математикой воспитываются и такие качества ума и речи, как точность, чёткость и ясность.
В отличие от различных программ по математике в начальной школе, которые требуют усвоения стандарта математического образования первой ступени всеми учащимися, программа данного факультатива, предлагаемого в дополнение к традиционной системе обучения, предполагает усвоение расширенных, углубленных или усложнённых знаний учащимися, которые к этому проявляют интерес, высокомотивированными детьми. Жестких требований усвоения знаний нет. Это свобода выбора ученика.
Научные исследования последних лет свидетельствуют о том. Что каждой возрастной группе присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Она задаётся наличием определенных физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями.
Предлагаемый курс факультатива по математике во 2 классе составлен в соответствии с базисными понятиями, изучающимися на уроках математики в традиционной системе обучения, и предусматривает следующие цели:
- Расширение представлений о математике, как науке, способствующей познанию окружающего мира.
- Развитие познавательных способностей, нестандартного мышления учащихся и их интереса к математике.
- Воспитание трудолюбивой, творчески мыслящей личности.
- Формирование умений применять полученные знания на практике, в жизни.
Достижение поставленных целей происходит в результате решения таких задач, как:
1.Формирование диалектических умственных действий.
Подобранные задания развивают память, внимание, воображение, сообразительность.
2.Обучение новым приёмам при решении некоторых задач.
В процессе работы над задачами рассматриваются, во-первых, возможности преобразования их в более простые или сложные; во-вторых, различные способы оформления краткой записи (схема, чертёж, рисунок, таблица …), в третьих, выявляются недостающие или избыточные данные, а также из разных вариантов решения одной и той же задачи выбирается наиболее рациональный.
3.Формирование навыков самостоятельной работы.
Учащиеся сами составляют или ищут в дополнительной литературе интересные математические задания на ту или иную тему.
4.Формирование навыков исследовательской работы.
Проблемные ситуации, возникающие на занятиях, могут разрешаться в индивидуальной, фронтальной или групповой работе через наглядную, практическую, частично-поисковую деятельность, "мозговой штурм" и т.д.
Таким образом дети учатся сотрудничеству, творческому поиску, а раскрепощение воображения и мысли приводит к самостоятельным мини-открытиям. Этот курс предполагает развитие познавательных способностей учащихся, поэтому знания, умения и навыки, полученные на уроках, являются здесь средством достижения целей и задач, обозначенных программой.
Построение курса.
В 1 классе занятия не имеют единой темы. Каждое включает в себя несколько разных типов заданий в таком сочетании, которое максимально соответствует данному уровню подготовки учащихся.
Такое построение занятий поддерживает интерес, активность мышления, предупреждает утомляемость детей, соответствует их возрастным особенностям.
Усложнение по спирали от задания к заданию, от занятия к занятию способствует более прочному усвоению новых приёмов выполнения того или иного вида работы, активизирует самостоятельность мышления при выполнении заданий с опорой на имеющиеся знания и даёт возможность найти на этой же основе новые пути решения задач.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 ч в год).
Содержание программы.
№ | Задания |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. . | Задание на развитие: -зрительной памяти; -слуховой памяти; -воображения; -мыслительных операций; -внимания. Логические задачи: Головоломки: задания со спичками; «магические» геометрические фигуры; кроссворды. Арифметический материал: Натуральные числа: Нумерация. - римские числа. арабские числа; группировка. Арифметические действия: - взаимосвязь компонентов и результатов действий; - составление и решение примеров по заданию; - буквенно-числовые головоломки; - арифметические ребусы; - установление закономерностей; - формирование вычислительных навыков. Действия с величинами: - соотношение; - сравнение; -арифметические действия. Работа над задачами: -комбинаторные задачи; -нестандартные задачи (задачи с неопределенным условием); -задачи повышенной трудности. Создание собственной копилки заданий. |
К концу курса учащиеся будут
знать:
- расширенный теоретический и практический курс математики.
- где и как можно найти необходимый материал для обобщения своих знаний и применения его на практике, в жизни.
уметь:
-анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять главное из ряда предметов, понятий или явлений из различных областей знаний.
- грамотно, доказательно оформлять свои мысли устно и письменно.
-находить различные способы решения задач и выбирать оптимальный.
-самостоятельно добывать нужную информацию, необходимые знания для использования их в жизни.
Учащиеся улучшать вычислительные навыки, навыки решения арифметических, алгебраических, геометрических и логических задач, навыки использования теоретических знаний в жизни, на практике.
Тематическое планирование.
Номер занятия | Темы занятий |
1 – 6 7 – 12
13-18 19-24 25- 30 31- 34 |
1.Задания на развитие познавательных процессов.
|
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Буряад республикын үндэһэ яһатанай нэгэдэхи лицей-интернат.
«Грамотада һургалгын үедэ» хэрэглэхэ тестнүүд
1 класс.
Зохёон табигша: Д.Д. Шойнжонова
Буряад үндэhэ яhатанай 1-дэхи
лицей-интернат hургуулиин
эхин классай багша.
Улаан-Үдэ хото
Нэгэдэхи тест.
- Нааданхайолоод, тэбхэрхэнииень шара үнгөөршэрдэ.
- Малгайолоод, тэбхэрхэнииень шара үнгөөршэрдэ.
- Схемэдэтаарахаүгэстрелкээрхолбо.
Хоёрдохи тест.
- Зурагуудайнэрэстрелкээрхолбо.
Гүлгэн
Шоно Миисгэй
- Ехэмалнуудыеоло. Шэрдэ.
- Схемэдэтаарахаүгэнүүдыеоло.
гал
онгосо
сонхо
Гурбадахи тест.
- «Нюдэн» - энэюун бэ?
хүнэйбэеынхуби
һуралсалайхэрэгсэл
гутал
- Сэбэрээрбэшэхынтулаюунхэрэгтэйб?
гар хүл нюдэн
- Хурдааргүйхынтулаюунхэрэгтэйб?
хүл нюдэн гар
- Домбодолооннүхэтэй. Энэюун бэ?
боошхо хүнэйтархи хайрсаг
Дүрбэдэхи тест.
- Юунүбһээдидэг бэ?
Хонин
Баабгай
Тахяа
- «Морин» - энэюун бэ?
Зэрлигамитан
Гэрэйамитан
Шубуун
- Моринюууудаг бэ?
Ногоонсай
һүмбэй
уһа
- Үнеэнхүндэ ямар туһахүргэнэб?
Нооһоүгэдэг
Һүүгэдэг
Хилээмэүгэдэг
Табадахи тест.
- «Бүмбэгэ» - энэюун бэ?
Нааданхай
Һуралсалайхэрэгсэл
Хубсаһан
- Хэннааданхайгаарнаадахадуратайб?
Хүгшэнэжы
Үхибүүн
Нагасабаабай
- Нааданхайхудалдадаггазарыеюунгэжэнэрлэдэг бэ?
Клуб
Нааданхайн магазин
Һургуули
- Ямар нааданаадахадуратайбши?
Шатар
Хоргодолсожо
Урилдаажа
Зургаадахи тест.
- «Ном» - энэюун бэ?
Һуралсалайхэрэгсэл
Хүнэйбэеынхуби
Хубсаһан
- Хубсаһанбэшээаад, оёотой, модонбэшэаад, набшаһатай. Энэюун бэ?
Ном
Самса
Сабхи
- Зурагзурахынтулаюунхэрэгтэйб?
Карандаш
Пластилин
Ручка
- Һуралсалайхэрэгсэлоло?
Шугам
Сэсэг
Хонхо
Долоодохи тест.
- Үбэлдөөсаһанайороходоүмдэдэгхубсаһан.
Даха
Плати
Кофто
- «Шаахай» - энэюун бэ?
Хубсаһан
Һуралсалайзүйл
Гутал
- Басагадайүмдэдэгхубсаһан.
Самса
Плати
Халаад
Наймадахи тест.
- Бага мал оло.
Морин
Хонин
Эшэгэн
- Ехэ мал оло.
Ямаан
Хурьган
Унаган
- Ехэмалайтүлоложострелкээрхолбо.
Үнеэн унаган
Морин ботогон
Хонин тугал
Ямаан хурьган
Тэмээн эшэгэн
hурагшадаймэдэсэ, шадабари, дадалсэгнэхэнормонууд.
Нэгэдэхи ба хоёрдохитестнүүд.
Эдэтестнүүдыебагшынударидалгадородүүргэхэ. Тест дээрэажаллахадаа карандаш хэрэглэхэ
Сэгнэлтэ: 1-дэхи даабари-2б, 2-дохи даабари-2б, 3-дахи даабари–4б.
Гурбадахи ба дүрбэдэхитестнүүд.
Эдэтестнүүдыебагшынударидалгадородүүргэхэ. Тест дээрэажаллахадаа карандаш хэрэглэхэ
Сэгнэлтэ: 1-дэхи даабари-2б, 2-дохи даабари-2б, 3-дахи даабари–3б.
4-дэхи даабари-4б.
Табадахи ба зургаадахитестнүүд.
Эдэтестнүүдыебагшынударидалгадородүүргэхэ. Тест дээрэажаллахадаа карандаш хэрэглэхэ
Сэгнэлтэ: 1-дэхи даабари-2б, 2-дохи даабари-2б, 3-дахи даабари–3б,
4-дэхи даабари-4б.
Долоодохи ба наймадахитестнүүд.
Эдэтестнүүдыебагшынударидалгадородүүргэхэ. Тест дээрэажаллахадаа карандаш хэрэглэхэ тон шухала.
Сэгнэлтэ: 1-дэхи даабари-2б, 2-дохи даабари-2б, 3-дахи даабари–4б.
Юhэдэхи ба арбадахитестнүүд.
Эдэтестнүүдыебагшынударидалгадородүүргэхэ. Тест дээрэажаллахадаа карандаш хэрэглэхэ тон шухала.
Сэгнэлтэ: 1-дэхи даабари-2б, 2-дохи даабари-3б, 3-дахи даабари–5б.
Минииhанахада, энэпрограммааражаллажабайхадаа, үхибүүдээриимэдундатобшололдоерэхэёhотойбди:
- Хүүгэдбуряадхэлэнэйнгээнөөсэбаялигбаяжуулха, үргэдхэхэ.
- Шэнэмэдэсэеэ, үгэнүүдые, ойлгомжонуудыеүргэдхэхэ, гүнзырүүлхэ.
- Үгтэhэншэнэүгэнүүдээхэлэлгэдээзүбхэрэглэжэшадахададалхүгжөөхэ, үргэдхэхэ.