Детский рисунок на логопедических занятиях.
Изучение изобразительной деятельности детей имеет большую историю и различные теории, начиная с рассмотрения рисунка как средства педагогического воздействия и кончая признанием за ним серьёзного диагностического и прогностического значения.
В творчестве ребёнка отражается его внутренний мир: настроение, переживания, фантазии, влечения, которые он не всегда сам осознаёт и не всегда высказывает. Для ребёнка рисунок является формой выражения мыслей, представлений об окружающей действительности. Эмоциональных переживаний. По средствам рисунка устанавливается контакт при наличии замкнутости у детей. Кто-то, из великих сказал: «Рисунок ребёнка, -это его душа, выложенная на бумаге».
Уровень выполнения рисунков, как известно, во многом зависит от возраста. Обычно чем старше ребёнок, тем больше приближается к действительности рисунок. Кроме возрастного фактора, имеют значение индивидуальные особенности ребёнка, его наклонности, воспитание, обучение рисованию, заинтересованность в выполнении задания.
В возрасте 3-4 лет большинство детей изображают не предмет в целом, а наиболее важные, с их точки зрения, составные части. Например, человека они изображают в виде «голованога» прямо от головы отходят ноги.
В возрасте от 4 до 5 лет тематика богаче и уровень технического выполнения рисунков выше. Рисунки понятны для окружающих, представляют собой набор различных предметов, не объединённых между собой тематикой.
В возрасте от 5 до 6 лет дети начинают подбирать предметы в соответствии с замыслом темы и располагают их в такой взаимосвязи, что они составляют единый, целостный сюжет.
В возрасте от 6 до 7 лет намечается переход от схематичного изображения человека, животных и других предметов к реалистическому. Мужчины и женщины, взрослые и дети рисуются по-разному. Предметы изображаются более дифференцированно.
В возрасте 7-8 лет у большинства детей рисунки становятся более реальными, с признаками перспективы, правильно передаются пропорциональность отдельных частей предметов, их соразмерность и взаимоотношение между собой.
Искренне и просто ребёнок выражает в рисунке то существенное, что волнует его в жизни, удивляет, восхищает, что он стремится познать, ещё и ещё раз пережить, над чем он размышляет. В рисунках ребёнок со всей непосредственностью выражает волнующий его образ, даёт и своё отношение к нему.
Рисование я практикую во все периоды обучения речи и на всех видах логопедических занятиях. Для рисования предлагаю альбомные листы бумаги, разделённые на 2-4 части, или рабочую тетрадь. Дети рисуют карандашами или фломастерами – это позволяет сэкономить время. Первые рисунки дети делают на занятиях по звукопроизношению и развитию фонематического слуха. И, как правило, обнаруживается, что изобразительные навыки детей слабые. Они предпочитают копировать рисунки с доски, выбирая те, которые легче выполнить. Рисую цветными мелками этот предмет на доске, обращаю внимание на форму каждой его детали, сравниваю с другими, знакомыми детям предметами. Так рисуя радугу, спрашиваю: «Что такое радуга?». Саша говорит, что это капельки повисшие на небе.
«Радуга похожа на лодку, нет на мостик», - говорят дети. Выждав паузу, Артём говорит: «Радуга – это половина круга, она цветная и бывает после дождя».
На листе бумаги намечаем простым карандашом рисунок радуги. Затем, говорю: «Давайте раскрасим цветными карандашами нашу радугу».
Рисуя дом, я говорю: «Вот левая стена, вот правая стена, вот пол, потолок, крыша, окно, вот и нарисовали домик». Таким образом рисунок создаётся в определённой последовательности на глазах у ребёнка. Это особенно важно для развития речи детей. Если рисунки задаются на дом, родители, не умеющие рисовать, могут вместе с ребёнком перевести готовый рисунок из журнала через кальку или воспользоваться трафаретом. Такой приём способствует развитию у ребёнка внимания и повышает у него интерес к учебной деятельности. Все рисунки ребёнок раскрашивает, самостоятельно подбирая нужный цвет.
На занятии учу детей не только подбирать слова с определённым звуком, но и находить предметы, в названии которых есть этот звук, а на линейке под картинкой обозначить место звука сначала кружком, затем буквой. Поощряю тех детей, которые сразу обозначают звук буквой.
Для развития зрительной памяти, часто провожу игру «Замечательный художник»: предлагаю разложить перед собой цветные карандаши или фломастеры. Давайте попробуем нарисовать предметы или явления природы, связанные для вас с каждым цветом. Ну, например, что вы представляете, когда смотрите на жёлтое?
- Солнце, - отвечает Серёжа.
- Лимон! – восклицает Вика.
- А когда смотрите на синее?
- Для меня синее, - говорит Катя, - это, конечно, и море, и небо.
- А когда смотрите на чёрное?
- Грозовые облака с дождём.
- А для меня, - говорит Юра, - это чудовище.
Попробуйте представить и нарисовать какой- нибудь образ, связанный для вас с любимым цветом. Дети на перегонки спешат нарисовать свои образы. Потом показывают и рассказывают друг другу о своих рисунках. Можно затем составить цвет радости и печали, цвет праздника или страха. Многие рисунки свидетельствуют о плохом, неуравновешенном состоянии ребёнка, о его мыслях и страхах. Таких детей я направляю на консультацию к школьному психологу.
От занятия к занятию изобразительные навыки детей совершенствуются. Я уже не рисую на доске простые предметы. Фантазия ребят беспредельна. Например, на занятиях по автоматизации звука «ж», дети читают предложение и заканчивают его рисунком. Под рисунком составляют схему слова, определяют место звука в слове.
Работая над загадками, отгадки дети рисуют.
После работы над связными текстами, персонажи этих произведений появляются на рисунках.
В процессе работы использую различные приёмы для знакомства и закрепления детей со звуками, буквами речи. Иногда связывают звук с определённым образом, например знакомя со звуком «а», читаю стихотворение:
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
Затем ребята рисуют букву А с интересными ногами – туфельками.
Любой вид работы со звуками: знакомства, автоматизация произношения, дифференциация в словах – может находить своё отражение в детских рисунках.
При изучении йотированных звуков, дети испытывают трудности. И тут помогает рисунок. Ребята изображают ёлку. Делают схему звукового анализа слова, затем заменяют кружочки буквами. Рисунок и схема помогают понять, почему в слове «ёлка» 5 – звуков, но 4 – буквы.
При изучении ударения предлагаю нарисовать замок и замок. Затем дети делают звуковой анализ этих слов и «подписывают» рисунки. Даю задание найти различия в словах. Серёжа первый находит его: в этих словах буквы одинаковые, но в слове «замок» мы протяжно произносим звук «о», а в слове «замок» - звук «а». Рисунок помог уяснить смысловое различие слов и связать это с ударением.
При изучении предлогов использую схематический рисунок, он помогает понять пространственные отношения предметов. Так, при усвоении предлогов: «в», «на», «над», «под», «у», «около».
Книга на столе.
Книга в столе.
Книга под столом.
Книга над столом.
Книга у (около) стола.
Здесь прежде всего важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в речи.
Для профилактики нарушений письма, для развития зрительного восприятия, провожу игру-занятие «Забавные строчки». Для этого задания необходимо взять лист бумаги, фломастеры и линейку. Разлинуем лист с помощью линейки на полоски. Получаем 6-7 строк.
1 строчка. Попробуем по всей строчке нарисовать кружки. Стараемся чтобы кружки получились одного размера и расстояние между ними было примерно одинаковым. (Делаем всё на глаз).
2 строчка. Вторая строчка будет у нас состоять из больших и маленьких кружков. Чередуются они так: большой кружок, маленький кружок, большой кружок, маленький кружок. Читаю детям в слух, делая акцент голосом на ритме. Затем прошу прочитать эти словосочетания в слух, с правильным дыханием и ритмом любого желающего.
3 строчка. На третьей строчке у нас будут располагаться треугольники. На строчке должно поместиться 5-6 треугольников. Ритм третьей строчки: треугольник, треугольник, треугольник…
4 строчка. На этой строчке мы объединяем две фигуры - круг и треугольник.
5 строчка. На пятой строчке мы рисуем большой треугольник и маленький круг. Дети произносят такой ритм: большой треугольник, маленький кружок…
6 строчка. На шестой строчке всё наоборот. Большие круги чередуются с маленькими треугольниками вот так: большой круг, маленький треугольник. Итак, все шесть строк на нашем листе заполнились фигурами в определённом чередовании. Начинаем работать с цветом.
1 строчка. Раскрашиваем наши кружки в таком цветовом ритме: красный, синий. Когда дети закончат раскраску, прошу прочитать: красный кружок, синий кружок…
2 строчка. Здесь делим большой кружок пополам. Одну половинку раскрасим, например, зелёным, а другую красным. Ну а все маленькие кружки будут жёлтыми. И получится ритм: зелёный, красный, жёлтый, и. т. д.
3 строчка. Говорю детям: «Давайте превратим эти треугольники в разные шапки для клоунов. Сделаем первую шапочку с кисточкой, вторую с помпоном, а у третей верхушка пусть будет веером. Раскрасим все шапочки с кисточкой жёлтой краской, с помпоном – синей, а с веером – красной». Получим ритм: жёлтая шапочка, синяя шапочка, красная шапочка…
4 строчка. Усложняю задачу, спрашиваю: «Похоже на кого?»
«Это человек в шапке», - говорят дети. Прошу нарисовать весёлого человечка и грустного. Получился ритм: весёлый человечек в жёлтой шапке, грустный человечек в зелёной шапке, весёлый человечек в красной шапке, грустный человечек в синей шапке…
5 и 6 строчки. Дети раскрашивают эти строчки самостоятельно, но в три цвета. Часто в конце урока берут друг у друга рисунки и вслух читают нарисованный ритм. Рисунок Риммы читает Саша, а Сашин – читает Антон.
Эти «рисунки – упражнения» очень полезны при устранении оптической дислексии и дисграфии, дети учатся правильно распределять дыхание, развивается и улучшается связная речь. Эти задания развивают и психологические процессы, в первую очередь воображение, внимание, мышление.