Внеурочная деятельность

Чиркова Галина Григорьевна

В разделе собраны  собственные разработки внеклассных мероприятий , составленные с применением технологии КТД, технологии сотрудничества.

Внеклассное мероприятие посвященное Дню пожилого человека "Наши дедушки, наши бабушки"

Внеклассное мероприятие. Мини-проект. Форма проведения "Семейная гостиная" "Посидим у самовара"

План воспитательной работы 4а класса

Доклад "Современные формы организации внеурочной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

"Наши дедушки, наши бабушки", посвященное  Дню пожилого человека

Подготовила и провела

 учитель начальных классов

 Чиркова Галина Григорьевна

МОУ«Турунтаевская районная гимназия»

Цели:

  • воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;
  • прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;
  • счастливые минуты общения с детьми, внуками, доставлять им удовольствие неожиданными приятными сюрпризами, своим творчеством.

Подготовительная работа.

Заранее учащиеся готовят рисунки, фотографии на выставку, сувениры, приглашения на классный час для своих бабушек, дедушек, родителей, соседей, знакомых преклонного возраста. Желательно, чтобы дети приготовили угощение к чаю для своих гостей.

Оформление и оборудование: рисунки, фотографии, угощения.

Ход мероприятия

I. Приветствие гостей.

Классный руководитель: Добрый день, дорогие наши гости – бабушки и дедушки! Мы рады, что вы пришли к нам.  Ребята, 1 октября отмечается Международный день пожилого человека и мы рады приветствовать всех вас на нашем празднике.
Давайте встретим их аплодисментами!
Вы для своих внуков являетесь лучшими друзьями. И говорю я это с полной уверенностью, потому что не раз слышала от ребят много теплых и добрых слов о вас, искренне любящих их, ваших детей, внуков и правнуков, не жалеющих для них ни своих сил, ни времени, ни ласки, ни жизненной мудрости, ни материальных средств. Да и вы сами сегодня в этом сможете убедиться из рассказов, стихотворений, рисунков, песен внучат о ваших чудесных способностях и науках, они откровенно поведают вам о том, как любят вас и дорожат вами. Слушайте и отдыхайте!

Меняет цвет природа,
Меняется погода,
И солнцу золотому
Идут дожди вослед,

А за теплом - ненастье,
За горем будет счастье,
И молодость на старость
Меняет человек.
Так жизнь идет по кругу,
Года спешат друг к другу,
Но радостью, надеждой
Наполнен год и век.

И в день осенний яркий
Прими цветы, подарки,
Наш пожилой любимый,
Наш добрый человек!

У. Много есть друзей вокруг, но считаю я,
Что мой самый верный друг – бабушка моя.
В воскресенье и в субботу ей не надо на работу,
Наступают для меня два особых дня.

У.-Дедушка очень у нас деловой:
Ходит по дому, забыл про покой.
Бабушке он помогает весь день,
Делать ему это вовсе не лень.
То постоянно очки он теряет,
То разобьет что-то он, то сломает,
Вечно спешит, а устанет от дел,
Сядет с газетой - уже захрапел

Знаете, у меня как-то язык не поворачивается называть Вас пожилыми людьми. Вы молоды душой, у вас такие одухотворенные, красивые лица. Можно вас называть молодыми людьми? Давайте сегодня тогда отмечать День молодого человека. Согласны? (Пенсионеры с радостью соглашаются.) Мы тоже хотим так прекрасно выглядеть. Поделитесь секретом своей молодости.

— Если вам плохо, как вы справляетесь с таким настроением?
. — Главное качество характера, которое цените в людях?
— У вас есть недостатки? Как вы с этим боретесь?
. — Ваше любимое блюдо?
— Если гости приходят неожиданно, какое блюдо вас выручает?
— Поделитесь смешным случаем, который произошел с вами на работе.
— Ваш любимый анекдот?
— Расскажите о своем «хобби».

Я поняла, что секрет вашей молодости в оптимизме и трудолюбии

III. Рассказы учащихся “Как жили мои бабушка и дедушка”.

Классный руководитель: Ребята, вы  принесли фотографии ваших родных бабушек  и дедушек. Расскажите, что вы знаете о их жизни. (Учащиеся рассказывают об интересных и памятных событиях из жизни бабушек и дедушек, иллюстрируя рисунками, фотографиями).

Классный руководитель: Многое мы узнали о жизни ваших дедушек и бабушек, спасибо, ребята, за интересные рассказы. Думаю, нашим гостям приятно было узнать, что вы так много знаете о них.

.Классный руководитель: Да, много чего знают и умеют наши бабушки и дедушки .Да, легче сказать, чего они  не знают и не умеют делать.… А сколько у них хлопот с внуками!..

Ученик:

Много у бабушки с нами хлопот:
Варит нам бабушка сладкий компот,
Шапочки теплые надо связать,
Сказку веселую нам рассказать.
Трудится бабушка целые дни.
“Бабушка, милая, сядь, отдохни!
Мы тебе песенку нашу споем…”
Дружно мы с бабушкой милой живем!
Т.Волгина

Учитель: Да, каждая бабушка и каждый дедушка окружает заботой своего внучка или внученьку.  А я предлагаю узнать, на сколько хорошо наши бабушки и дедушки рассказывают сказки, и насколько внимательно внуки их слушают. Объявляю конкурс "Узнай сказки"!
III. Конкурс "Узнай сказки".
Подготовлены 3 сказки-перепутки. Бабушка вытягивает наугад листок с текстом и с выражением читает. Каждая команда старается понять, какие же сказки задействованы, а мамы помогают записывать названия. Бабушки выступают поочередно.

1.Жил-был у бабы с дедом Колобок. Лежал он как-то раз на окошке. А тут Мышка бежала, хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят и всё съели, а крошки оставили. Побежали они домой, а крошки рассыпали по дорожке. Прилетели Гуси-лебеди, стали крошки клевать, да из лужи запивать. Тут Кот ученый им и говорит: "Не пейте, а то козлятами станете!"
(7 сказок: "Колобок", "Курочка Ряба", "Волк и семеро козлят", "Гензель и Гретель", "Гуси-лебеди", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Руслан и Людмила")

2.Жили-были три медведя. И была у них избушка лубяная, а еще была ледяная. Вот бежали мимо Мышка-норушка и Лягушка-квакушка, увидали избушки и говорят: "Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!". Стоит избушка, не двигается. Решили они войти, подошли к двери, потянули за ручку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Видно, лежит там Спящая красавица и ждет, когда Емеля ее поцелует.
(7 сказок: "Три медведя", "Заюшкина избушка", "Теремок", "Баба Яга", "Репка", "Спящая красавица", "По щучьему веленью")
3.В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Царевна Лягушка. Вот как-то села она на серого волка и поехала искать перышко Финиста Ясна Сокола. Устал волк, хочет передохнуть, а она ему и говорит: "Не садись не пенек, не ешь пирожок!". А волк рассердился и говорит: "Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам"! Испугалась Лягушка, ударилась оземь и в полночь превратилась в тыкву. Увидал ее Черномор и утащил к себе в замок.
(7 сказок: "Царевна-Лягушка", "Финист Ясный Сокол", "Иван царевич и Серый волк", "Маша и медведь", "Заюшина избушка", "Золушка", "Руслан и Людмила")

Учитель: Молодцы, бабушки! Молодцы, дедушки! Молодцы, ребята! Наверное, наши бабушки лучше всех рассказывают сказки и поют колыбельные песни. Но их внуки поют ничуть не хуже. Давайте послушаем песню под названием ___  «Дедушка»
Дети исполняют песню.
Учитель: После такой замечательной музыкальной паузы я хочу предложить нашим бабушкам еще один конкурс. Согласны участвовать? Хорошо. Вам наугад предстоит вытянуть два рецепта. В каждом перечислены основные ингредиенты всем известных
 блюд и выпечки. Нужно угадать правильно и быстро!

1-й рецепт:
3 стакана молока, 2 стакана муки, 2 яйца, 25 г сливочного масла, 0,5 ч. ложки сахара, 0,5 ч. ложки соли, мясной фарш (тесто для блинчиков, блинчики с мясом)

2-й рецепт:
50 гр. дрожжей, 1/2 ч.л. соли, 1 стакан молока, 2 ст. ложки сахара, 200 гр мягкого маргарина, ~3.5 ст. муки, яблочное повидло (дрожжевое тесто для пирогов, пирожков с яблоками)

3-й рецепт:
капуста квашенная, огурцы солёные, лук, морковь отварная, свёкла отварная, картофель отварной, зелёный горошек, подсолнечное масло. (винегрет)

4-й рецепт:
яйцо варёное, лук репчатый, морковь отварная, свёкла отварная, картофель отварной, майонез, сельдь иваси. (селёдка под шубой)

5-й рецепт:
майонез, лук, морковь отварная, яйцо варёное, картофель отварной, зелёный горошек, говядина отварная или колбаса докторская. (салат "Оливье")

Ученик: Наши бабушки и дедушки всем хороши! А давайте-ка посмотрим, насколько расторопно они могут собрать ребенка в школу. Объявляю конкурс "Собери портфель".
II. Конкурс "Собери портфель".
На парте выложены абсолютно все учебники, тетради и школьные принадлежности. Приглашаются мама и бабушка - участницы команд. Наугад они вытягивают листок с расписанием на определенный день (расписание специально составлено так, что уроки не повторяются). Нужно из всех принадлежностей выбрать те, которые подходят по расписанию, и укомплектовать портфель. Кто быстрее? Дети помогают подсказками.

Понедельник:
1. Русский язык
2. Музыка
3. Английский язык
4. Окружающий мир

Среда:
1. Математика
2. Труд
3. ЭВМ
4. Классный час

Пятница:
1. Литературное чтение
2. Физкультура
3. Рисование (ИЗО)
4. Кружок "Эрудиты"

Учитель: Да, мы видим, как отлично справились бабушки и дедушки с этим заданием. Сразу видно, кто до сих пор собирает портфель ребенку! Ребята, а как вы думаете, это просто - быть бабушкой, дедушкой? … (дети отвечают) А как ответят на этот вопрос наши бабушки и дедушки? (взрослые отвечают)

 Такая у деда растет борода,
Что я на нее удивляюсь всегда.
“С ним, – мама сказала, – не будешь в беде:
У дедушки много ума в бороде”.
И правда: попросят родные совет,
Погладит он бороду – скажет в ответ.
Завидую дедушке я иногда,
Скорей бы росла у меня борода.

Классный руководитель: А как вы понимаете выражение: “Много ума в бороде”?

Да, ребята, человек, уже много проживший и повидавший, всегда даст правильный, нужный совет. И чем больше живет человек, тем больше знает, умеет, тем он опытнее и мудрее. Таковы наши дедушки и бабушки: они у нас самые мудрые люди.

Классный руководитель: А знаете ли вы их любимые песни? Давайте споем эти песни и порадуем наших гостей. (Фонограммы песен)

Ученик: 

 бабушкам и дедушкам своим
Мы “спасибо” говорим:

Все вместе: За заботу и любовь мы вас благодарим!

Ученик: 

Вы, родные, с книгой нас впервые подружили,
Любить стихи и сказки научили,
Вы нас в театр водили на представления…
Теперь оцените наши артистические умения.

(Учащиеся показывают шуточную инсценированную постановку по произведению Е.Пермякова “Бабушка и внучка”).

(На сцене сидит бабушка, вяжет. К ней подходит внучка.)

Внучка: Скажи, бабушка, почему у меня два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один, и нос тоже один.

Бабушка: А потому, милая внученька, чтобы ты больше делала, а меньше болтала и нос свой куда не надо не совала.

Внучка: Вот, оказывается, почему, языков и носов бывает только по одному!

Классный руководитель: 

Встанем дружно, детвора,
Нам частушки петь пора.
Веселитесь, гости наши,
Кто захочет, тот и спляшет.

(Исполняются частушки).

Ученик: 

Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих,
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.

Лучше деда человека
В целом мире не сыскать!
Гвозди он забить сумеет
И белье прополоскать.

Ира любит кашеварить:
Борщ варить и булки печь.
Все у ней в квартире в тесте,
Даже негде в спальне лечь.

Наша Лина-торопыжка,
Мыть посуду ей не лень.
Но посуду разбивает –
По пять чашек каждый день.

Закопченные кастрюли
Юля чистила песком.
Два часа в корыте Юлю
Мыла бабушка потом.

Любит Таня управляться,
Кормит все хозяйство.
Дала уткам колбасы,
Утки свесили носы.

Мой дедуля всех добрей,
Любит всех моих друзей.
Кашу манную нам сварит,
Мыть посуду не заставит.

А Ирина шьет да вяжет –
Прямо мастерица!
Бабуле шила сарафан,
Вышла рукавица.


У меня на сарафане
Петушки да петушки
В целом мире нету краше
Моей милой бабушки!

У моей у бабушки
Новый фартук яркий.
Принимай, бабулечка,
К празднику подарки!

Я весь день страдать готов
Без твоих без пирогов.
До того я настрадался,
Один нос большой остался.

Говорю я бабушке:
«Шибко вечером не пой!
Как услышу голос твой,
Сей же час бегу домой!»

Ой, да, бабушка моя,
Ой, да боевая:
Столько знает анекдотов,
Сколько я не знаю!

А моя бабулечка
Самая затейница.
Если засмеётся -
Ярче солнце светится.

Я-то в бабушку пошла,
Весела да удала:
Я своим курносым носом
Два десятка извела!

Я на бабушку похожа,
Я - неугомонная.
А моя бабулечка
Самая весёлая!
Все вместе:

Сочинили мы частушки,
Очень мы старались.
Только просим, чтобы вы
На нас не обижались!

Ученик:

Без палочки шагает наша бабушка,
Очков не надевает наша бабушка.
И вовсе не седая, а очень молодая,
А очень молодая наша бабушка!

Ученик: 

На стройке инженером наша бабушка,
И служит всем примером наша бабушка.
И с внуками играет, и много песен знает,
И любит очень нас наша бабушка

 МОЙ ДЕД
Если вдруг придется туго,
Друг спасет от разных бед.
Очень я похож на друга,
Потому что он мой дед.
С дедом мы по воскресеньям
Держим путь на стадион,
Я люблю пломбир с вареньем,
А мультфильмы любит он.
С таким хорошим дедом
Не скучно даже в дождь,
С таким хорошим дедом
Нигде не пропадешь!
Краны, спутники и пушки
Разбросал я по углам.
Дед приносит мне игрушки,
А играет в них он сам.
Батальоном оловянным
Дед командует: "Вперед!"

V. Конкурс “Внучки-гурманы”.

Классный руководитель: А как вкусно готовят наши бабушки! Просто объедение! Отведаем - ка мы варенья, приготовленного ими.

Описание игры: С завязанными глазами по запаху и вкусу дети должны угадать, из каких фруктов или ягод приготовлено бабушкино варенье.

VI. Заключительное слово.

Много тёплых слов прозвучало в адрес бабушек и дедушек. Но хочется ещё раз убедиться в том, как их любят внуки.
Игра ,,Лучики” На доске нарисовано солнышко. Каждый ребёнок по очереди говорит бабушкам и дедушкам ласковое слово и рисует лучик.

Посмотрите, сколько лучиков несут тепло нашим бабушкам и дедушкам. Пусть наше солнышко обогревает всех бабушек и дедушек на всей планете.
VI. Поздравление.

Ученик:
ВНУЧКА
Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду так же
Бабушкой и я, -
Разве оставаться
Маленькой нельзя

Бывают в вашей жизни дни,
Которые нельзя не отмечать,
А потому примите поздравленья
И от души позвольте пожелать:

Ученик: Не обращать вниманья на года,
Всегда быть энергичными, здоровыми,
Как у природы нет плохой погоды,
Так в жизни возраст памятен любой.

Ученик: И пусть лицо улыбка озаряет,
Вы возрасту скажите – не спеши!
Желаем этого от всей души!

Ученик: Вы много сделали такого,
Чтоб на Земле оставить след,
Здоровья, счастья вам желаем
На каждый день, на сотню лет.

 Есть такой детский анекдот. Родителям было некогда, и на родительское собрание пошел дедушка. Пришел он в плохом настроении и сразу стал ругать внука:
- Безобразие! Оказывается, у тебя по истории сплошные двойки! У меня, например, по этому предмету были всегда пятерки!
- Конечно, - ответил внук, - в то время, когда ты учился, история была намного короче!
Мы хотим, дорогие, пожелать, чтобы ваша история продолжалась как можно дольше, чтобы вас радовали дети, внуки, правнуки…
Чтобы вас чаще радовало теплыми лучами солнышко, а дожди были только теплыми, грибными…

Бабушке - солнышко, дедушке - стих,
Много здоровья вам на двоих,
Счастья желаю еще на два века,
С днем пожилого вас человека!

. Пусть же осень жизни вашей долго-долго будет.
С праздником, родные наши, мы вас очень любим!
(Наталья Майданик. БАБУШКЕ И ДЕДУШКЕ)
Ответное слово гостей.
(Учащиеся дарят сувениры бабушкам и дедушкам, гостям. Тематический классный час заканчивается чаепитием).

Литература:

  1. Тематические классные часы в начальной школе: как себя вести в школе и дома/ авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007. –
    158 с.


Предварительный просмотр:

                         Мини-проект.

Форма проведения «Семейная гостиная»

Подготовила

 учитель начальных классов

 МОУ «Турунтаевская районная гимназия»

Чиркова Галина Григорьевна.

  Цель: формирование представлений о традициях русского чаепития.

   Задачи: познакомить детей с историей чая, самовара, традициями русского чаепития и гостеприимства;

                  развивать познавательную активность учащихся;

                  воспитывать любовь к родному народу и уважение к его обычаям и традициям.

   Оформление: рисунки о чае, самоваре; пословицы о гостеприимстве; презентация «В гости к самовару»; самовары, скатерти, чайные наборы

Подготовка ; Каждая семья готовит сообщение, выступление в разных формах. Приносят старинные самовары, красивые чайные сервизы, скатерти.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.                                                                    
  2. Объявление темы мероприятия.

Звучит эпиграф к мероприятию:

«Добро сидеть за самоваром!

И пить из блюдца не спеша.

Поёт, горит, исходит жаром

Его славянская душа!»

Ученик:

.  Открываем  настежь двери! Затеваем  мы для вас

                 Как  бывало на деревне, чаепитие сейчас!

Ученица:

И внакладку и вприкуску

                     Пейте чай, друзья, по- русски.

                     Всех  мы нынче приглашаем, угоститься крепким чаем!

1.  Пригласили в гости к нам

         Мы и бабушек и мам

         Обещаем, обещаем

         Здесь не будет скучно вам

2.Здесь, без всякого сомненья,

          Чай душистый всех вас ждет

         Несколько  сортов варенья

         Пироги, ватрушки, торт

3.  Все на праздник к нам спешите

            И друзей с собой ведите

           Всех гостей мы угощаем

          Ароматным крепким чаем.

4.  Все готово к празднику

               Так чего ж мы ждем

              Мы веселой песенкой

               Праздник свой начнем.

( ребята поют песню «Самовар»)

Ведущий:  Уважаемые гости! Сегодня мы с вами собрались на праздник «Посиделки у самовара».Давайте будем петь, веселиться, играть , отдыхать.

Ученица:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Учитель: Мы не просто чай попьем, Мы узнаем всё о нём

                  Где, когда и почему? Чай прославился в миру!

Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных - это чаепитие. Вся семья собиралась за столом, на который водружалась домашняя выпечка, пироги, бублики, сахар, варенье и, конечно, самовар.В каждом доме и на каждом столе красовался крутобокий посудный царь, ни одна трапеза без него не обходилась. Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня.

Или после бани...

. Обычай чаепития сохранился и до наших дней

И вот сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому обычаю

Ведущий. Вас приглашали когда-нибудь на чай? Чай – это прекрасный полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как хлеб. Чайная церемония – это очень древний обряд.

Древнекитайское изречение гласит:"Лучше три дня обойтись без пищи, чем один день - без чая". 

У нас “чайная страна”, и пьют его много, но культура чаепития потерялась. Совсем немногие знакомы с традициями чаепития. Чаепитие – это одна из тропинок к здоровому образу жизни.

Ведущая. В настоящее время в Японии есть специальные чайные домики для чаепития.  (слайд) Входя в домик, человек оставляет все заботы дня за его стенами. После чаепития у людей снимаются стрессы, они успокаиваются и становятся более здоровыми и жизнерадостными.

Ведущий. Русское чаепитие отличается от японского. Оно связано с шумом кипящего самовара. В России чай начали употреблять с 1638 года. Завезли его из Монголии.

О традициях русского чаепития нам расскажут Настя и ее мама.

В Россию чай попал из Монголии даже раньше, чем в Европу

В 1638 году русский боярин Василий Старков привёз монгольскому хану богатые дары от царя Михаила Федоровича. Хан хорошо принял послов и в свою очередь передал им для русского царя разные драгоценные подарки. Среди знаменитых монгольских атласов лежали аккуратные свёртки с непонятной травой.

– А это что такое? – спросил хана русский боярин, указывая на свёртки.

– Мой самый дорогой подарок русскому царю, – ответил монгольский правитель, улыбаясь.

Находясь в гостях у хана, Старков попробовал напиток, приготовленный из этого зелья, и он ему ужасно не понравился.

Посол хотел выбросить все до единого пакеты с чаем, но, помня слова хана о «дорогом подарке», не сделал этого. Так среди прочих даров и попал чай в Москву.

О том, как оценил царь ханский подарок, ходят разные версии. Согласно одной из них, отведав неведомое питьё, государь вытер парчовым рукавом густую бороду, молвил: «Ещё!»

Однако по другой версии, царю напиток не понравился. Иначе чем же можно объяснить тот факт, что торговля чаем в Москве началась лишь спустя 36 лет после описываемых событий.

 Ведущий     Так сложилось, что чай в России долгое время был городским напитком, особенно московским. Даже в Санкт-Петербург, столицу, чай возили из Москвы, и до середины XIX века в Санкт-Петербурге был лишь один специализированный чайный магазин, а в Москве - более ста.

1.Конкурс: “Кто больше знает названий чая”. От каждого столика выходят родители и дети по 2 человека. За каждый правильный ответ участники получают сушки. («Звезды востока», «Золотые львы», «Принцесса Нури», " Акбар", "Улун", "Пуэр", " Глаз тигра"," Гринфилд", " Корона", " Гурман", "Бамбуковый", " Липтон", " Ахмат", " Ява", " Принцесса Канди", " Золотая чаша", " Верблюд" и  т. д.)

Ведущий: А откуда же появился чай?  

Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.

Чайная церемония- обряд, зародившийся в Китае ещё до нашей эры. Существует предание: когда однажды китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листков с чайного куста, и вода потемнела. От неё исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.

-  А кто знает, откуда пришло выражение « Чайком побаловаться»?

( Для бедных людей чай был  лишь в особых случаях, т.к. чай был очень дорогим.  Поэтому и возникло выражение  «чайком побаловаться»).  

Родина чая, который мы привыкли с вами пить, Китай. «Чай» по-китайски означает «молодой листочек» – «ту-ай-не». Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено тайной. Чайные плантации скрывались и строго охранялись от чужеземцев. Но постепенно чай попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Иран, Монголию и другие страны. На первых порах не все умели обращаться с чаем, не знали даже, как его заварить.. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок - полкило чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу.

Ученик:

Раз привёз мне барин чаю и велел его сварить.

А я отроду не знаю, как проклятый чай варить!

Взял тогда налил водички, кинул чай я весь в горшок,

Да приправил перцем, луком и петрушки корешок.

Гости с барином плевались, сам он ажно озверел

И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся: чем же мог не угодить?

А потом-то догадался – чай забыл я посолить.

“Секреты заварки чая”.

Чтобы получить удовольствие от чашки чая нужно его правильно заварить . Как это сделать ? Секретами заваривания чая расскажут дети , а родители покажут, на практике, как это делается.

Чай налить, казалось, просто.

Заварить его сумей.

И по правилам английским

Ты заварничек прогрей.

С чем решили чай попить?

Стоит сразу обсудить.

С ежевикой и малиной,

Просто чай, с лесной рябиной        .

Всех сортов чай, может быть.

Тут всё сразу не испить.

Мы заварник наберём,

Кипятком крутым зальём.

Подождём ещё чуть-чуть,

Наливаем, можно дуть…

2.Конкурс «Завари чай» ( на каждый стол)

Участникам (командам) предлагается набор карточек, на которых написаны этапы процедуры заваривания чая. Необходимо как можно быстрее разложить карточки в правильной последовательности.

Музыка " Иван-чай"

А. Засыпать в заварочный чайник чай из расчета 0,5–1 ч.л. на стакан.

Б. Накрыть чайник полотенцем (салфеткой) на 5–7 минут.

В. Ополоснуть заварочный чайник кипятком.

Г. Налить в чайник доверху кипятка.

Д. Залить чайник на 1/3 объема кипятком.

Е. Разлить заварку в стаканы примерно на 1/3 объема стакана.

Ж. Долить в стакан кипятка, добавить по вкусу сахар, молоко, лимон.

Правильная последовательность приготовления чая: В, А, Д, Б, Г, Е, Ж.

3.Конкурс Приглашаются родители. Проводится конкурс « Определите на вкус чай».

(чай с лимоном, мятой, чай с корицей)

Родители заваривают разные чаи. (После этого мы попросим жюри провести дегустацию чая )- узнать какой сорт чая и с чем.

Учитель: Чай – прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение.

Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает.
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.

Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.

Чай горячий ароматный

 И на вкус весьма приятный.

                        Он недуги исцеляет

                        И усталость прогоняет.

                        Силы новые даёт

                        И друзей за стол зовёт.

                        С благодарностью весь мир

                        Славит чудо-эликсир!

У чая очень мягкий, неповторимый аромат, ни с чем несравнимый вкус. Но сказать о вкусе и запахе чая - это значит сказать очень мало. Чай- это богатейшая аптека, чайный лист содержит многие полезные для желудка кислоты, эфирные масла, которые создают этот неповторимый аромат. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зелёном чае в 10 раз больше, чем в чёрном. Благодаря стольким витаминам чай повышает умственную активность, устраняет усталость, улучшает пищеварение, усиливает сопротивляемость организма простуде, инфекционным заболеваниям. При солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из настоя теплого чая. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почётных мест (Показать чай)

Рецепты лечения чаем.  (слайд)

- Народное средство от зубной боли. Мелко нарезанный или давленый чеснок смешать с чайным настоем и подержать эту смесь во рту несколько минут.

- При воспалении глаза промывают охлажденным крепко заваренным чаем.

- маска из заварки разглаживают мелкие морщинки, задерживает появление новых;

- залив спитой чай кипятком, дав настояться, сполоснуть настоем волосы, которые станут шелковистыми, а светлые и каштановые приобретут золотистый оттенок;

Ведущая. И сейчас, как и 100 лет назад, ни одно народное гулянье не обходится без чая.

В Японии во время чаепития не разговаривают –

размышляют о смысле жизни, а в России за чаем

общаются, поют частушки.

Чайные частушки

1.На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споем же под чаек

Чайные частушки!

2.В плясках не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам!

3.Самовар блестит, кипя,

Чай в нем пенится!

Погляди-ка на себя –

Ну и отраженьице!

4.Подавай мне чашку чаю,

Ведь тебе не жалко, чай?

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

5.Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай – чаёчек,

Чтобы радость приносил

Каждый день- денечек!

6.Мы пропели вам частушки,

Хорошо ли плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы похлопали.

4 Конкурс. Исполнить частушку  (От каждого стола)

5. Конкурс «Веселые художники»

( 2 команды по 5 человек)

. Игроки делятся на 2 команды. От  каждого столика по 2 человека. На переносной доске крепятся 2 плаката, на которых участники конкурса поочерёдно рисуют по одной детали чайника.

  • 1-й.  – основную часть
  • 2-й. – ручку
  • 3-й. – носик
  • 4-й.- крышку
  • 5-й. – раскрашивает чайник

Ведущий: Уже к началу XIX века выработался русский ритуал чаепития. . Появился особый вид приглашения в гости «на чай». К чаю подавали кренделя, пряники, леденцы. Непременным атрибутом русского чаепития стал…. Отгадайте, кто?

Сверху – дыра, снизу – дыра,

А посередине – огонь да вода.

Никогда не ест, а только пьёт,

А как зашумит – всех приманит.

(Самовар). Самовары царили в прошлом на столах всех сословий — от простолюдина до аристократа.

В конце концов, чай стал настолько популярен, что даже вознаграждение за небольшую услугу получило название «чаевые».

Учитель: А когда появился самовар? Расскажут Арина и ее мама.

(Звучит фонограмма муз. Пьесы В. Купревича «Тульский самовар»)

Девочка : Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что впервые появился он в Туле. Есть документ – подтверждение, что именно в Туле в 1778 году мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую. Через тридцать лет таких мастерских было уже 8, а к 1850 году – аж 28! Недаром Тула называется самоварной столицей!

Мальчик: Тула Тулой, но есть свидетельства, что первые в России самовары были изготовлены примерно в 1740 году на Урале, на Иритинском заводе. И были они не только металлические, но и из фарфора, из фаянса и даже из хрусталя. Кстати, русские солдаты, придя в 1813 году в Париж, подарили самовар Европе.

Учитель :Чем хорош самовар?

Девочка : В летнюю жару не надо печь топить, чтобы воду согреть. А чай прежде пивали неспешно, дюжинами чашек, с разговорами и пересудами, особенно после баньки. Чаем трапезу начинали, а потом в продолжении обеда, и чаем трапезу заканчивали.

Учитель :Первые самовары делали из меди, потом их стали изготавливать из латуни, железа, покрывать никелем и даже золотом или серебром.

Учитель :Для мастера – самоварщика самовар не просто изделие, он – произведение искусства. Каждый мастер стремился придать самовару особую форму, украсить его чеканкой, гравировкой, сканью и эмалью, чернью или росписью.

Посмотрите еще раз на самовары. (Показ слайдов)

Ведущий: С появлением самоваров чаепитие на Руси превратилось в целый ритуал, т.е. всё совершалось в строго определённом порядке и последовательности.

Самовар ставился либо на небольшой самоварный столик, либо ставили прямо на поднос в конце большого стола, по левую руку от хозяйки. Чай разливала из самовара хозяйка дома либо старшая дочь хозяина дома в отсутствии хозяйки. Разливать чай должен был всегда один человек, притом знакомый с этим делом. Ведь очень важно был при большом количестве гостей «не спить чай», т.е. распределить его так, чтобы он был одинаковой крепости у каждого. Чай разливался сначала гостям, а потом уже по старшинству всем членам семьи.

Учитель :Ответьте на вопрос: В каких случаях ставили самовар в доме?

Девочка : Самовар ставили в доме тогда, когда приходил или приезжал родной или дорожный человек. А также – на проводах, перед обедом в сенокосный день, после бани, на праздниках, с холоду, с радости, или с расстройства, к пирогам, просто для нагрева воды .

 Учитель :Назовите правила – приметы чаепития.  (слайд)

1.Нельзя за столом пересаживаться с места на место.

2.Когда чай пили с топленым молоком, то пенку давали младшему из мальчиков, чтобы борода росла.

3.Чашку, закончив чай пить, переворачивали на блюдце.

4.Неперевернутая чашка на блюдце означает: налейте еще!

Ведущий: По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, сливки, мёд, печенье, бублики, пряники.

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Семейный конкурс «Сладкоежка»

Под музыку передается мяч. Как только музыка останавливается, тот, у кого в руках мяч,должен назвать, с чем можно пить чай  (Молоко, сахар, варенье,пряники, печенье и т д)

Учитель: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки:

В брюхе – баня,

В носу - решето,

На голове – пупок,

Всего одна рука

И та на спине. (чайник).

Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал. (сахар).

Что на сковородку наливают,

Вчетверо сгибают,

Да в сметану макают? (блин).

Сверху дыра,

Снизу дыра,

А посередине –

Огонь да вода. (самовар)

Ножек четыре,

Шляпок одна.

Нужен, коль станет

Чаёвничать вся семья. (стол).

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем. (бублик).

Цветом жёлт и ароматен.

В чай кладут и чай приятен.

Только очень кислый он.

А зовут его … (лимон).

Учитель: Чаепитие уже очень давно стало традицией русского гостеприимства. Всегда во все времена гостей встречали хлебом – солью и добрым отношением. В народе по этому поводу множество пословиц. Какие вы знаете пословицы  о чае?

Закончи пословицу.(Слайд)

Конкурс  «Опрели из какой ягоды сварено варенье»

По одному от каждого столика приглашают в середину зала, завязывают им глаза. Они с закрытыми глазами должны попробовать варенье и определить , из какой ягоды.

Игра:«Христофоровна – Никаноровна»

Игра проводится с нарядами На 2 стульях лежат юбка, блузка, платок, фартук, очки. Каждый участник игры должен подбежать к стулу, нарядиться, сесть на стул и прокричать : «Я – Христофоровна» или «Я – Никаноровна», а затем раздеться и прибежать на своё место.  

Учитель : Вот и подходит  к концу наш праздник и хотелось бы, чтобы вы ушли отсюда с хорошим весёлым настроением, согретыми нашим чаем и вкусным угощением.

1.Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.

Вы поспели к нашим сдобным пирогам,

Вкус их всех вас может удивить.

П – в

Скатертью, скатертью

Стол скорей накрывай.

И наливай-ка всем ароматный чай.

Каждому, каждому

Счастья ты пожелай

И улыбнись друзьям и учителям.

2.Знаем лучше доктора серьёзного –

Лечит чай и скуку и тоску.

Приглашаем мальчиков и девочек

Выпить ароматного чайку!

П – в

Учитель. – Мы с вами познакомились с историей чая, узнали, как

проходили чаепития на Руси. А что же осталось сделать?

 ученик.- Пригласить гостей на чаепитие.

Учитель.- Правильно. Столы у нас накрыты, чай вскипел и заварен.

Приглашайте гостей!

 ученик. – Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьёт,

Стол накрытый давно ждёт!

 ученик.- Для всех вас, взрослые и детишки

калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем забавляйтесь!

Учитель.- Всех гостей приглашаем в нашу чайную! (к столу)

А. Засыпать в заварочный чайник чай из расчета 0,5–1 ч.л. на стакан.

Б. Накрыть чайник полотенцем (салфеткой) на 5–7 минут.

В. Ополоснуть заварочный чайник кипятком.

Г. Налить в чайник доверху кипятка.

Д. Залить чайник на 1/3 объема кипятком.

Е. Разлить заварку в стаканы примерно на 1/3 объема стакана.

Ж. Долить в стакан кипятка, добавить по вкусу сахар, молоко, лимон.

А. Засыпать в заварочный чайник чай из расчета 0,5–1 ч.л. на стакан.

Б. Накрыть чайник полотенцем (салфеткой) на 5–7 минут.

В. Ополоснуть заварочный чайник кипятком.

Г. Налить в чайник доверху кипятка.

Д. Залить чайник на 1/3 объема кипятком.

Е. Разлить заварку в стаканы примерно на 1/3 объема стакана.

Ж. Долить в стакан кипятка, добавить по вкусу сахар, молоко, лимон.



Предварительный просмотр:

План

 воспитательной работы  

классного руководителя 4 «а» класса

Чирковой Галины Григорьевны

на 2018-2019 учебный год

с . Турунтаево

МОУ «Турунтаевская районная гимназия» на 2018-2019 уч. год ставит перед собой приоритетные задачи в воспитании и социализации обучающихся  :

  1. совершенствование и развитие воспитательной среды и  внеурочной деятельности, обеспечивающих условия для самоутверждения и саморазвития  обучающихся с акцентом на  проектную деятельность, общешкольные образовательные события, сетевое взаимодействие;
  2. развитие  Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» среди обучающихся 5-11 классов гимназии через разнообразие форм  работы органа школьного самоуправления, популяризацию кадетства, краеведческой, экологической  и поисковой работы школьников;
  3. активизация органов классного ученического самоуправления, совершенствование  мониторинга личностных результатов обучающихся; улучшение организационно–педагогической, методической  деятельности классных руководителей, направленной  на соуправление воспитательным процессом;
  4. формирование активности, ответственности, самостоятельности, инициативы обучающихся; обобщение и распространение положительного опыта волонтерской деятельности школьников по возрастным ступеням
  5. создание условий для формирования готовности обучающихся 8-11кл к выбору направления своей будущей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
  6. обеспечение информированности родительской общественности об эффективности внеурочной деятельности и  воспитательной работы через школьный сайт, школьную газету «ГимИнфо», родительские собрания, открытые общешкольные и классные мероприятия; презентацию «Вести из классов», мониторинг личной  активности и успешности учащихся;
  7. повышение правовой и педагогической компетенции родителей (законных представителей) и расширение возможностей для участия родителей (законных представителей) обучающихся в государственном общественном управлении через реализацию совместных проектов и мероприятий, конкурс на «Лучший родительский комитет», общественную экспертизу внеурочной деятельности  и общественный зачёт, «День открытых дверей». Привлечение родительской общественности к профилактической работе.

          8)Развитие  у обучающихся навыков поведения, обеспечивающих здоровый образ жизни,  препятствующих правонарушениям и  употреблению ПАВ. Развитие первичных умений анализировать любую социальную ситуацию, предоставляющую возможность делать правильный обоснованный выбор, принимая на себя ответственность за принятое решение.

  1. Своевременное выявление учащихся группы риска (слабоуспевающие, малоактивные, имеющие склонность к отклоняющемуся поведению) Совершенствование индивидуальной и профилактической работы с учащимися группы риска.

  1. Закрепление имиджа гимназии как инновационного ОУ через обобщение опыта  педагогов  МОУ «Турунтаевская районная гимназия» «Проекты во внеурочной деятельности, их роль в совершенствовании УУД  обучающихся МОУ «ТРГ»»

Цели воспитательной работы в четвертом классе

- формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека;

- формирование целостной психологической основы обучения и, в частности, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению.

-Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления.

Воспитательные задачи:

  1. Совершенствование ученического самоуправления, способствующего сплочению  школьного коллектива и реализации каждым школьником своей гражданской позиции;
  2. Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, привлечение родителей к участию в самоуправлении школой
  3. Укрепление здоровья ребёнка средствами физической культуры и спорта.
  4. Вовлечение учащегося в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.    

      5. Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;

      6. Развитие познавательной и социальной  активности учащихся, воспитание ответственного отношения к учебе, сознательной

         дисциплины, потребности в самосовершенствовании и самореализации;

      7. Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений, развитие организаторских, партнерских и

          лидерских качеств, коммуникативных навыков;

      8. Воспитание самостоятельности и инициативности, приучение к различным видам общественной деятельности, развитие творческой

          индивидуальности и креативности.

                                           

Характеристика класса

       В классе  25 человек. Из них 13 девочек и12  мальчиков. Дети подобраны разного возраста: 2007, 2008, 2009   годов рождения.

    Все дети организованные, владеют навыками самообслуживания. У учащихся класса высокий уровень учебной мотивации, познавательная мотивация сформирована не у всех. Большой интерес учащиеся проявляют к математике, ИЗО, физической культуре. Трудности испытывают на уроках русского языка. Уровень работоспособности и активности учащихся – высокий, уровень самостоятельности средний. Класс стремится к получению новых знаний. Все эти ребята очень ответственно подходят к учёбе, переживают за успеваемость. Отличаются старательностью и аккуратностью Ира Манюк, Соня Угрюмова, Костя Брыков, Никита Перелыгин и др.   В основном дети спокойные, хорошо ведут себя на уроках и переменах. Но есть гиперактивные дети.  Это  Паша Теслев, Максим Головко.  Эти дети подвижные, им трудно сидеть на уроке, любят игры высокой интенсивности. Есть дети, у которых быстро рассеивается внимание. Это  Дима Минин, Влад Сарапин,Люда  Нагапетян, Настя Трифонова .

     В классе  есть лидеры: Арина Ковалева, Эвелина Михайлова

 Явного лидера в классе еще нет, но ребята проявляют уже активность в подготовке  мероприятий, готовятся к традиционным классным часам. Но в  классе есть еще  ребята, которые не могут, в силу своих особенностей, полностью контролировать свое поведение, бывают излишне шумны и подвижны. Этим ученикам должно уделяться особое внимание (беседы с учителями, родителями, индивидуальные беседы с самими ребятами).

     Психологический климат в классе очень хороший. Ребята хорошо воспитаны, вежливые, культурные. У них присутствует чувства сопереживания, доброжелательности.

       Родители детей класса активны, откликаются на просьбы учителя. Советы воспринимают положительно. Родительский комитет старается создать благоприятные условия для жизни детей в социуме: оказывает помощь в подготовке мероприятий.

               Многие ребята заняты во внеурочное время в спортивных секциях, в музыкальных и художественных школах.  

Циклограмма классного  руководителя

Ежедневно

1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учеников на занятиях.

2. Организация питания учащихся.

3. Организация дежурства в классном кабинете.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно

1. Проверка дневников учащихся.

2. Проведение мероприятий по плану.

3. Работа с родителями.

4. Взаимодействие с учителями предметниками.

5. Работа с активом класса.

Ежемесячно

1. Посещение уроков в своём классе.

2. Взаимодействие с медработником школы и социальным педагогом.

4. Встреча с родительским комитетом.

Один раз в триместр

1. Сдача отчетности по итогам учебной и воспитательной   деятельности.

2. Участие в  работе семинара  классных руководителей.

4. Коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.

5. Проведение родительского собрания.

Один раз в год

1. Проведение открытого мероприятия.

2. Оформление личных дел учащихся.

3. Анализ и составление плана работы с классным коллективом.

4. Сбор статистических данных о классе.

                

Работа с родителями учащихся

                      Программа работы с семьями учащихся

Цель: активизация деятельности родительского коллектива в жизни класса и     школы; педагогическое просвещение родителей.

Задачи: создать единое сообщество учащихся, учителя и родителей; провести информационно-просветительскую работу с родителями.

Работа с родителями осуществляется по следующим направлениям:

- последовательное двустороннее общение;

- привлечение родителей  в воспитательный и образовательный процесс через различные формы.

         План проведения родительских собраний на 2018/2019 учебный год

Тема

Дата проведения

1

Значение режима дня в воспитании детей

сентябрь – октябрь

2

О трудностях учения

ноябрь – декабрь

3

Агрессия,  ее причины и последствия

январь – февраль

4

Поощрение и наказание детей в семье

март – апрель

5

До свидания, начальная школа!

май

                 

                                                 Формы работы с родителями:

Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований.

Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим   климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

Создание   условий   для   благоприятного   взаимодействия   всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей.

Работа с одаренными учащимися

  • Выполнение творческих работ.
  • Подготовка сообщений к урокам литературного чтения, окружающего мира.
  • Подготовка и участие в олимпиадах.
  • Участие в конкурсах чтецов.
  • Развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной трудности.
  • Помощь сильных учащихся слабоуспевающим в шефских парах.

             Работа со слабоуспевающими учащимися

  • Создание и работа шефских пар.
  • Выполнение  заданий, развивающих творческие способности  учащихся.
  • Консультации родителей по подготовке  дополнительных заданий.
  • Контроль посещения учащимися кружков в  школе, проведения свободного времени.
  • Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими поручений.

Анализ

учебно-воспитательной работы в 3А классе

за  прошедший 2017-2018 уч. г.

Воспитательные цели и задачи, поставленные в прошлом году

        В  2017– 2018 уч. г. учебно-воспитательная работа была направлена на достижение следующей цели:

  • Развивать и раскрывать индивидуальность ребёнка, умеющего жить в классном коллективе, развивать нравственные качества личности, познавательные интересы и мотивацию к учебной деятельности, повышать успеваемость.

          В связи с этой целью учебно-воспитательная работа в классе была направлена на достижение следующих задач:

  • Изучать личностные качества учащихся, складывающиеся отношения в классном коллективе.
  • Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной сферы для развития детей.
  • Создавать условия для творческой самореализации учащихся.
  • Продолжать работу по развитию самоуправления в классе.
  • Развитие  лидерских качеств учащихся.
  • Совершенствовать навыки  культурного поведения и культуры общения.
  • Индивидуальная работа с детьми по повышению успеваемости.
  • Воспитание сознательного отношения к учению, развитие культуры умственного труда.
  • Формирование потребностей к саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.
  • Формирование бережного отношения к окружающей среде.
  • Приучать детей к выполнению здорового режима дня.
  • Продолжить знакомство с правилами дорожного движения.
  • Проведение инструктажей по правилам безопасности.
  • Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.
  •  Воспитывать понимание красоты в природе, в окружающем мире, красоты человеческих отношений.
  • Воспитывать патриотизм и гражданственность.
  • На протяжении всего года добиваться глубоких и прочных знаний по изучаемым предметам.
  • Вести работу с родителями, проводить беседы на собраниях, посещать учащихся на дому.

В процессе обучения учащиеся проявляли любознательность, активно взаимодействовали со взрослыми и сверстниками в учебной и внеурочной деятельности, проявляли доброжелательное отношение к окружающим.

        Систематическая работа с родителями способствовала сплочению классного коллектива, развитию личности каждого учащегося.

Удалось в полной мере реализовать такие задачи: содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной атмосферы для развития детей.

Не в полной мере удалось достичь желаемых результатов в межличностных отношениях в коллективе,  сталкивались с проблемами  в поведении на уроках и на переменах.

Причины этого вижу в том, что  не у всех учащихся развито чувство уважения друг к другу, нет достаточно развитого навыка культуры поведения в школе и вне школы, недостаточно  ответственное  отношение к учебным и внеклассным делам.

             Считаю необходимым в следующем учебном году продолжить формирование навыков культуры поведения в семье и в общественных местах. Для этого активнее привлекать как родительский комитет, так и всех родителей класса.

Содержание воспитательного процесса: какие формировались знания, умения, навыки, привычки

В процессе обучения все уч-ся успешно овладели опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения обучения.

      Все уч-ся 3А класса имеют навыки чтения и письма, вычислений, предусмотренные общеобразовательной программой, решают арифметические задачи на сложение и вычитание, умножение и деление.

              Контроль за успеваемостью и учебной дисциплиной осуществлялся через индивидуальные беседы с родителями и учащимися, проведение консультаций для родителей.

            Со стороны воспитательного процесса у учащихся совершенствовались навыки  культурного поведения и культуры общения, формировалось бережное отношение к окружающей среде, к школьному имуществу, привычка к выполнению здорового режима дня, умения соблюдать правила безопасности, правила дорожного движения.

Использованные формы воспитательной работы

Итоги жизнедеятельности класса за прошедший год показывают правильность выбранных ориентиров на формирование классного коллектива и способов их реализации через игровые, здоровьесберегающие технологии. Эффективными были такие формы воспитательной работы, как  классные часы разной тематики, внеклассные мероприятия,конкурсы, игры-путешествия, беседы-размышления, разработки творческих проектов по предметам, участие в общешкольных праздниках и мероприятиях, совместные творческие дела классного коллектива.

      Такие формы работы способствовали сплочению классного коллектива.

       В соответствии с воспитательными целями и задачами школы, а также особенностями развития классного коллектива приоритетными направлениями воспитательной работы являлись классные и общешкольные мероприятия. Ключевыми делами класса были участие детей и родителей в проведении внеклассных мероприятий,как,  «Зоологические забеги», «День матери», «Посиделки у самовара».

   

Использованные методы воспитательной работы

За прошедший 2017-2018 уч.г. использовались такие методы, как личный пример, убеждение, требование, стимулирование, беседа, разъяснение, игра, соревнование. Эти методы являлись эффективными для формирования навыков  культурного поведения и культуры общения.

Условия воспитания

Внутришкольные (санитарно-бытовые, гигиенические, эстетические) и внешние (социально-культурная среда, общественные ценности) условия воспитания позволили учащимся перейти на новый уровень воспитания сознательного отношения к учению, развития культуры умственного труда, формирования потребностей к саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.

Средства воспитания

        Определённые результаты в течение учебного года достигнуты в развитии классного коллектива. По мнению учащихся, учителей и родителей, в классе сложился удовлетворительный психологический микроклимат. Большинство ребят стараются быть доброжелательными, самостоятельными, активными. Важно, что в классе есть ребята с высокой степенью нравственной ориентации, которые влияют на общественное мнение в коллективе. Это Истомин Степан, Ковалева Арина, Родионова Миля

          Развитие ученического самоуправления пока только на начальном этапе, за выполнением различных поручений нужен контроль педагога.

Очень подвижными, шумными показали себя Максим Головко, Паша Теслев, Федотов Артем. ,которые не всегда хорошо вели себя в классе и на переменах. С ними проводилась постоянная индивидуальная работа, которая дала удовлетворительные результаты.  

   

Работа с родителями и общественностью

В течение учебного года сложились хорошие отношения с родителями учащихся. Наиболее эффективными формами взаимодействия были индивидуальные и групповые консультации для родителей, родительские собрания.

    Уровень результативности родительских собраний можно считать высоким. Активно работал классный родительский комитет.

Результат воспитательной работы

      Анализ  воспитательной работы в классе показал, что в течение учебного года был накоплен положительный опыт в организации внеклассных мероприятий с учащимися, работе с родителями.

     Педагогическими удачами и находками можно считать воспитание толерантности, интереса к учебе и любознательности.

Семья и школа как партнеры

Направления работы  с родителями:

  1. Установление и поддержка постоянной связи с родителями.
  2. Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.
  3. Привлечение родителей к организации работы  с классом.
  4. Индивидуальная работа с родителями, проведение индивидуальных бесед, посещение учащихся на дому.
  5. Проведение классных тематических родительских собраний (1 раз в четверть)

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Родительское собрание «Успех ребенка в руках родителей». Отчет и выборы родительского комитета.

сентябрь

Кл. рук.

 Род. комитет

2

Родительское собрание «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка».

Инструктаж по технике безопасности при использовании пиротехнических средств во время новогодних праздников.

декабрь

Род. комитет

Кл. рук.

3

Родительское собрание «Детская агрессия».

март

Кл. рук.

4

Итоговое родительское собрание «Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения». Организация летнего отдыха учащихся.

май

Кл. рук.

Род. комитет

5

Анкетирование родителей с целью изучения характера ребенка и взаимоотношений в семье.

октябрь

Кл. рук.

6

Оказание помощи в подготовке и проведении заседаний родительского комитета:

  • Совместно с классным руководителем составление плана работы на год;
  • Организация помощи нуждающимся детям и семьям;
  • Организация  питания детей на уровне класса;
  • Анкетирование родителей с целью выяснения их претензий, советов, предложений  школе;

В течение года

август

сентябрь- октябрь

сентябрь

январь, май

Кл. рук.

Род. комитет

7

Проведение индивидуальных консультаций родителей с целью:

- помочь устранению проблем по выполнению домашних заданий;

- преодоление трудностей в обучении и воспитании.

еженедельно

Кл. рук.

8

Участие родителей в совместных делах класса:

  • Организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях
  • Оказание помощи и участие во внеклассных мероприятиях;
  • Помощь в оформительской работе.

В течение года

Родительский ком.итет

9

Сбор заявок родителей о посещении учащимися класса летнего оздоровительного лагеря

В течение года

Кл. рук.

Род. ком.

10

Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты

Май

Кл. рук.

11

Родительский всеобуч «За здоровый образ жизни» на родительских собраниях, классных часах, внеклассных мероприятиях.

Май - июнь

Кл. рук.

12

Организация и проведение родительских собраний, классных часов с привлечением представителей служб органов профилактики.

В течение года

Адм. школы, кл. р.ук

.




Предварительный просмотр:

Современные  формы организации внеурочной деятельности

Подготовила

учитель начальных классов

МОУ «Турунтаевская районная гимназия»

Чиркова Галина Григорьевна

    Проблема использования свободного времени школьников всегда была насущными  для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществляется воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.

С введением новых образовательных стандартов в сетке часов  учебного плана появляется внеурочная деятельность. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты.

Рассмотрим, что такое  внеурочная деятельность.

         Внеурочная деятельность-это организация педагогом различных видов деятельности учащихся во внеучебное время, обеспечивающее необходимые условия для социализации личности ребёнка.

Но я считаю, что в рамках реализации ФГОС внеурочную деятельность следует понимать, как образовательную деятельность, осуществляющую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:

  • внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности- умение формировать учебную мотивацию;
  • внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
  • происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

Цель и принципы внеурочной деятельности

         Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Принципы организации внеурочной деятельности

соответствие возрастным особенностям обучающихся;

  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Ориентиры в организации внеурочной деятельности:

  • запросы родителей, законных представителей
  • приоритетные направления деятельности школы;
  • интересы и склонности педагогов;
  • возможности образовательных учреждений дополнительного образования;

Для реализации этих направлений в школе доступны  следующие виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно-ценностное общение
  • Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)
  • Трудовая (производственная) деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность
  • Проектно- исследовательская деятельность

Направления внеурочной деятельности

Согласно ФГОС в нашей школе внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:

  • Внеурочная деятельность по ФГОС МОУ «Турунтаевская районная гимназия»

1-4кл: предметы дополнительного образования

  • Шахматы
  • Развивающий час
  • Логика
  • Риторика
  • Информатика
  • Хочу всё знать

  • Деятельность по апробации, внедрению и развитию
     инновационной программы внеурочной деятельности «Кадетский класс»: хор, танцы, гитара ,основы воен. дела; история кадетских корпусов, спортчас

  • оптимизационная        модель  внеурочной деятельности 5-8 кл     (на   основе     оптимизации    внутренних      ресурсов  МОУ «Турунтаевская районная гимназия»: турклуб, ИЗО студия; спортивные игры;

школа полного дня  1-е классы ( ГПД ) деятельность воспитателей ГПД в рамках школы полного дня; летний пришкольный лагерь, палаточный лагерь «Сталкер»

  • Внеурочная деятельность (на основе институциональной и (или) муниципальной  системы дополнительного образования детей:  сетевое сотрудничество с ДЮСШ,ДДТ,ДШИ, МКДЦ, районной  библиотекой (педагоги ДОУ ) –дзюдо, л\а, футбол; хореография, квиллинг ,моделирование, вокал, эрудит

  • Классная рефлексия:Деятельность классных руководителей по ВР:

Диспуты, поездки, экскурсии, походы,образовательные события; эколого-биол. проект ст. классов  «Чистый путь к Байкалу»

  Следует рассматривать направления внеурочной  деятельности как содержательный ориентир, как более широкое понятие, внутри которого могут быть использованы различные виды деятельности.

Например, социальное направление может быть реализовано через такие виды  внеурочной деятельности, как  социально- значимая волонтёрская деятельность и трудовая деятельность.

Спортивно-оздоровительное направление не только через спортивную, но и через туристско-краеведческую деятельность.

Игровая, познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение реализуются во всех направлениях.

Проблемно-ценностное общение – это этические беседы, тематические диспуты, дискуссии.        

Поговорим о формах  внеурочной  деятельности.

Одним из  ориентиров внеурочной деятельности мы называем «запросы родителей или законных представителей»

Даже  в селе, тем более в городе, есть конкурс между образовательными учреждениями.

Почему родители для своих детей выбрали именно вашу школу?

- микрорайон

-удовлетворенность родителей образовательным процессом

-

-

Вспомните, раньше участие родителей заключалось в том, что посещали родительские собрания, приходили на внеклассные мероприятия, т.е. школа была, как бы закрыта для родителей, они еще не готовы участвовать в образовательном процессе.

Поэтому, наша задача помочь родителям увидеть, как проходит  образовательный процесс в школе через  внеурочную  деятельность, через  разные  формы внеурочной деятельности.

 

Внеурочная деятельность организуется  через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.

И воспитательный и образовательный процесс закладывается в начальной школе. Поэтому, мое присутствие здесь не случайно.

Рассмотрим такую форму работы, как

1. «Партнерство семьи и школы.»

Воспитание личности через  «ситуацию успеха»

Что это такое?

Успех закрепляется через:

  • Благодарность в дневнике;
  • Благодарность на особом бланке гимназии; в Уголке Переписки;
  • Через « Галерею лучших» в классе;
  • Через школьный стенд « Самый, самый»;
  • Через школьную газету « ГимнИнфо», районную газету « Прибайкалец»;

2.Через уроки семейной любви

3.Через  поисковую исследовательскую деятельность

4.Совместную  организацию внеклассных мероприятий

5. День открытых дверей

6.Общественная экспертиза через образовательное   событие.

А затем, из начального партнерства семьи и школы вытекает социальное  партнерство, когда работая сначала внутри класса, родители выходят за пределы класса, выступая в роли социального партнера.

Актуальна социальная практика – ряд занятий  проходят на базе предприятий.

- урок химии – в лаборатории СЭС

- час суда (ролевые игры)

- Создание проекта «Дети и дорога»

(принимают участие инспектора ГИБДД)

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

 Воспитательные результаты внеурочной деятельности

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым   ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через:

- учебный план образовательного учреждения,

-дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного    учреждения

- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

- классное руководство

- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога)

Вывод:

В процессе внеурочной деятельности для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших механизмов повышения качества образования.