Инновационная деятельность

Чиркова Галина Григорьевна

В данном разделе  представлен  собственный  материал  о проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Образовательное событие "День России. Путешествие по золотому кольцу России"

Проект "Дорога и дети"

 Обобщение педагогического опыта работы по теме "Учебно-исследовательская и проектная деятельность"

Проектная работа (из опыта работы)

Доклад "Духовно-нравственное воспитание школьника" (Образовательное событие как одна из форм духовно-нравственного воспитания)

Доклад "Внеклассное мероприятие или образовательное событие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный проект

«День России – путешествие по Золотому кольцу» - образовательное  событие  патриотического  направления.

Цель образовательного события: познакомить с достопримечательностью некоторых древнерусских городов (Суздаль, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострома ,Ярославль и др)

Задачи:

  • Развитие  умения  самостоятельно добывать знания в различных источниках информации.  
  • Стимулирование поисковой и творческой деятельности и   расширение кругозора учащихся
  • Воспитание патриотизма , любви к Родине и чувство уважения к ее истории

Творческая группа проекта:

Чиркова Г.Г. –учитель  начальных классов- автор идеи и руководитель проекта

Мухина Т.В. – завуч по воспитательной работе – организатор образовательного события

Творческая группа обговаривает содержание отдельных элементов образовательного события.

Решает оргвопросы, готовит методические материалы.

Учитывает те недочеты, которые были в двух предыдущих событиях

( 1 этап)

Подготовительная работа .

(Ведется в течение месяца)

  • Каждый из 12 классов выбирает город Золотого кольца и начинает вести поисковую работу.
  • Ученикам предложена более активная позиция – готовят и исполняют роль экскурсовода и роль помощника  хозяйки города
  • Активное привлечение  родителей , т.е, если в 1 событии родители не участвуют, во втором выступают только в роли экспертов, то теперь - они активные участники и подготовки и проведения события

Участие родителей заключается в следующем:

  • Родители вместе с детьми ищут в семейных архивах старинные вещи. (здесь подключаются к работе все: родители, ребенок, бабушки, дедушки, ближайшие  родственники)
  • Оформляют дверь классной комнаты:

- название города роспись букв в стиле гжель, хохлома и др.

-герб города

-достопримечательности города

  • Приносят самовары
  • Организуют угощения ( прянички, блинчики, баранки)

Подготовительная работа учителя:

  1. Расписание уроков не меняется, изменилось содержание урока, его форма стала более деятельностной и содержание метапредметным.

(примерное содержание уроков)

1.Урок  русского  языка

  • 1,2 класс – показать старинную азбуку, прописать букву
  • 3 - 6 класс – Пишут письмо обращение в форме «челобитной»
  • 3- 4 классы- челобитная
  • 4 -6 классы – письмо в стиле 19 века (сударь, сударыня)
  • (Учащиеся заранее знакомятся с литературными произведениями)

2.Чтение

  • 1-2 классы –   русские   сказки
  • 3-5 классы – знакомство с былинами ( подбор по уровню учащихся)
  • 6 классы – истоки российской словесности

3.Изо или труд

  • 1-4 классы – матрешка (роспись)
  • 5-6 классы –(изо – старинные заглавные буквы , тема «Буквицы») - ( труд – изготовление  матрешки  по разным техникам прикладного  творчества)

4.Математика

Старинные задачи, знакомство  со старинными мерами

5.Окружающий мир и история

История создания Золотого  Кольца

6.Английский язык

Слова, пришедшие из иностранного  языка, экскурсия для заморского гостя по одному из городов России.

7. География

Выпускники гимназии на охране рубежей России

8. Физкультура

Народные игры

Учитель музыки готовит с детьми музыкальные номера в народном стиле для торжественного открытия дня.

 II. Учитель  готовит  тематический   открытый урок  на параллель ( на урок  приглашены родители и как общественные наблюдатели оценивают его )

III. Выступает в роли «хозяйки города»  и  готовит детей- экскурсоводов  по своему  городу.

IV. Роль  социальных партнеров.

- выступают в роли градоначальников– это учителя ветераны, учредительный совет, сотрудники ДДТ  и детской библиотеки.

2 этап.

Содержательная часть.

Образовательное событие проходило 13 февраля . В этот день все было посвящено теме дня, начиная со  входа в школу, оформления здания, внешнего  вида учителей( русские платки и шали), у учеников на груди ленточка российского триколора. Некоторые дети по своему желанию надели русские народные костюмы.

Образовательное событие началось с торжественной линейки. Прозвучал гимн России. Открывала линейку директор гимназии И.Н.Воробьева. Музыкальный подарок подготовили ученики 6 класса. Напутственные слова сказал председатель Учредительного совета Егоров Ю.Г.

После линейки все разошлись по классам на уроки. Первым был классный час.

  • 1-2 классы- история создания матрешки
  • 3-4 классы – «Почему медведь- символ России»
  • 5-6 классы – Школьные годы Романовых

Во время уроков окружающего мира или истории учащиеся прошли экскурсией по городам Золотого  кольца. Маршрут был продуман так, чтобы не было столкновений. Здесь экскурсантов встречали дети- экскурсоводы.

4а, 4б, 1б, 6а, 5а, 5б классы  - проходят на экскурсию по городам: Москва -1а, Переславль-Залесский 3кл, Владимир 6б, Калязин 6в, Сергиев Посад 2а, Иваново 2б

 1а, 3, 6б, 6в, 2а, 2б - проходят на экскурсию по городам: Кострома 4а, Гусь –Хрустальный 4б, Ростов 1б, Суздаль 6а, Ярославль 5а, Углич 5б

Все посвящено событию. Меню в столовой соответствовало празднику: Русские щи, калачи, чай с медом.

На столах стоят самовары..  Перед входом в столовую учащиеся 4а класса встречают всех прибаутками и хлебом –солью. Пропуском в  столовую служит деревянная ложка, ее ребята принесли из дома.

По окончании уроков, в 12-00, началась вторая часть игры.

Все вновь собрались в зале. Каждый класс держал в руке табличку с названием того города, который представлял.

На линейке присутствуют социальные партнеры, они будут выполнять роль градоначальников. Им вручаются маршрутные листы и затем проходит парад городов. Путешествие по городам Золотого Кольца России продолжается.

В каждом городе оформлена выставка старинных вещей , гостей встречают хозяйка города и ее помощники.  Дети рассказывают о главной достопримечательности своего города, о его самом знаменитом жителе, разучивают игру.

  Для заочного путешествия по городам мы отбирали содержание, учитывая возрастные особенности детей.

 Так, например город Углич запомнился как город плавающей часовни и русских валенок, а  Ростов  Великий тем, что там  есть музей лягушки. Ребята 2 класса собрали большую коллекцию разных лягушек. В городе Костроме говорили о Иване Сусанине и о музее Снегурочки. И так в каждом городе и в его истории ребята искали что-то необычное.

3 этап

Рефлексия

    В заключении проходит рефлексия, целью которой является осмысление совместно выстроенного события .По окончанию игры подводятся итоги, выявляются победители.

  • Лучшее оформление двери
  • Лучший экскурсовод
  • Самая интересная выставка
  • Самый содержательный материал по городу.

 Учащиеся написали отзывы выражающие их отношение к событиям дня: о том, что  понравилось, что бы хотели изменить, добавить . А затем проголосовали  матрешками, понравилась им игра или нет.

На протяжении всей игры вместе с детьми путешествовали и их родители. Такая организация внеурочной деятельности, такие образовательные события показывают, что наша школа открыта для всех родителей, и они с удовольствием участвуют в жизни класса и школы.

  Ценность образовательного события в том, что оно создает для детей целостное пространство образовательного процесса и внеурочной деятельности. Его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой. Культурной, эмоциональной сфере ученика. Форма проведения – тематический день – создает условия для самореализации школьника.



Предварительный просмотр:

Социальный проект «Дети и дорога»

«На свете, кроме тебя, есть другие люди,

и они нуждаются в твоей доброте,

понимании, мужестве, в твоей защите и помощи.»

Пояснительная записка

В современном мире проблемы   безопасности движения   приобрели первостепенное значение, так как с каждым годом возрастает количество дорожно - транспортных происшествий. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.  Актуальность обучения детей школьного возраста основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге. Реализация программы осуществляется через  сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города,беседы-анализ конкретных дорожных ситуаций, тесты на знание правил дорожного движения, проектные работы, тематические занятия в «городке безопасности».

В программу входят занятия, которые помогают детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю,  ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.  Проводимые мероприятия позволяют вести пропаганду по предупреждению дорожно- транспортного травматизма.

Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников.  Настоящая программа предназначена для работы с детьми, начиная со второго  класса. Знания и навыки, полученные учениками  во втором  классе,  расширяются и углубляются в последующие годы обучения. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка в целом: умение сравнивать и обобщать, делать выводы; на совершенствование речи школьников, их мышления и творческих способностей.

Цель проекта:

1. Воспитание у детей культуры поведения на дорогах.

2. Формирование устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

3. Формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника.

Задачи:

1. Знакомство с историей ПДД.

2. Развитие дорожной грамотности детей.

3.Подвести учащихся к мысли о необходимости соблюдать правила дорожного движения.

4. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.

5. Воспитание ответственности у детей за своё поведение.

6. Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

7.Создать необходимые условия для появления творческой индивидуальности каждого ученика;

К концу 4 класса дети должны знать:

1. Дорожные знаки.

2. Сигналы светофора.

3. Виды транспорта.

4. Как безопасно перейти улицу.

5. Причины ДТП (где можно играть, кататься на санках и коньках; правила перехода улицы при высадке из транспорта).

6. Обязанности пассажиров.

Уметь:

1. Ориентироваться в дорожных ситуациях.

2. Оценивать своё поведение на дорогах.

3. Уметь пользоваться общественным транспортом (правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки-высадки и т.д.).

Основные принципы деятельности:

  • Принцип самостоятельности
  • Принцип ответственности
  • Принцип равноправия и сотрудничества
  • Принцип коллективности

Методы реализации проекта: 

  • Метод планирования
  • Метод взаимодействия, взаимоконтроля
  • Метод анализа
  • Метод перспективы
  • Анкетирование
  • Наблюдение

Этапы работы над проектом

Содержание деятельности

Формы организации работы

Выход

I Подготовительный этап

Постановка проблемного вопроса, сбор информации, выяснение актуальности вопроса, создание мотива к осуществлению благотворительной деятельности, получение разрешения администрации школы на осуществление проекта

Беседы с учителями школы, администрацией школы, учащимися, родителями, родительские собрания

II

Этап планирования

Определение цели деятельности, основных задач проекта, определение направлений деятельности, распределение ответственных за направления, составление плана реализации по каждому направлению, определение сроков исполнения

Сбор актива проекта

Заседание методического объединения «Детство»

Блиц – опрос «Кому нужна помощь?»

Итоговый сбор актива проекта

Информация о проекте (листовки, газета, визитки)

III

Этап реализации

Выполнение мероприятий по каждому направлению, ведение дневников, сбор видеоматериалов

Классные часы, беседы, практические занятия.

Акции, посещения, встречи, конкурсы, внеклассные мероприятия., Встречи с работниками ГИБДД,

IV

Аналитический этап (рефлексивный)

Подведение итогов по каждому направлению, создание презентации, выпуск газеты, фотоотчёт, итоговый сбор, поощрения и награждения участников

Сбор актива проекта,

фотовыставка, интервью, работа с населением,

V

Перспективный этап

Определение законченности или продолжения деятельности по данному направлению

Сбор отзывов и пожеланий

Календарно-тематическое планирование

по правилам безопасного поведения детей на улицах и дорогах

на 2016-2017 учебный год

Учитель _Чиркова Г.Г.

№занятия

Тема и содержание занятий

Кол-во часов

1

На наших улицах и дорогах.

Село, улица, где ты живешь. Дорога, тротуар, проезжая часть дороги, перекрестки. Почему на улице опасно? Соблюдение правил дорожного движения - залог безопасности пешеходов. Дорожно-транспортные происшествия, их причины. Разбор конкретных случаев ДТП.

1

2

По дороге в школу.

Правила перехода дороги. Один помогает другому (не можешь сам перейти дорогу - попроси взрослого помочь). Правила движения пешеходов по улице и дороге. Наиболее безопасный путь - самый лучший. Разбор конкретных маршрутов движения учащихся.

1

3

Это должны знать все.

Зачем нужно знать правила безопасности дорожного движения? Особенности движения пешеходов по скользкой дороге (гололед).

1

4

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

Сигналы для регулирования дорожного движения. Светофор и его сигналы. Пешеходный светофор.

1

5

Знакомство с дорожными знаками.

Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети». Дорожная разметка. Практическое занятие

1

6

Где можно и где нельзя играть.

Места для игр и катания на роликах, самокатах, велосипедах, лыжах, коньках, санках.        

1

7

Мы - пассажиры.

Участники дорожного движения. Общественный транспорт, правила пользования и поведения в нем. Обязанности пассажиров. Ожидание общественного транспорта. Обозначение остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, трамвая.

1

8

На загородной дороге.

Правила движения пешеходов по загородной дороге. Железнодорожный переезд. Переход через железнодорожный переезд. Переход через железнодорожные пути. Меры безопасного поведения вблизи железнодорожных путей.        

1

9

Учимся соблюдать правила дорожной безопасности.

Закрепление знаний и умений по пройденным темам. Занятия, игры и соревнования на школьной транспортной площадке.

1

10

Экскурсия по селу

Практическое закрепление знаний безопасного поведения па дороге и перекрестке.

1

Ожидаемые результаты

Созданные условия для организации социально-значимой проектной деятельности поспособствуют вовлечению максимального числа учащихся и их родителей в процесс духовно-нравственного воспитания.

Участие в социально-значимой проектной деятельности поспособствует формированию социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков, положительных ценностных ориентаций всех участников проекта.

Отработанная на практике модель реально действующего социального проекта, может стать традицией классного коллектива, объединяя и воспитывая и взрослых и детей.



Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта работы по теме «Учебно-исследовательская и проектная деятельность»

Учитель начальных классов

МОУ «Турунтаевская районная гимназия»

Чиркова Галина Григорьевна.

Исследовательской считается работа, направленная на получение новых знаний в той или иной области науки, техники, искусства объясняющая и предсказывающая факты и явления, дающая ответы на наиболее актуальные в данный момент вопросы, обнаруживающие противоречия, имеющие место в практике

Существует два понятия: «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность». Я подробнее остановлюсь на учебно-исследовательской деятельности, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение обучающихся, развитие у них исследовательского типа мышления .

     С целью реализации компетентностного подхода в обучении необходимо осуществить переход «от человека знающего – к человеку умеющему». Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

    Для этого необходимо активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. 

Известно, что дети – исследователи по своей природе. Потребность ребенка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здесь идет речь о врожденной модели поведения, присущей не только человеку, но и многим животным. Иначе это называется любопытством. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

При этом добытое им знание, как правило, известно не только учителю, но и многим другим взрослым. Идейно поэтому подобная деятельность называется «учебно-исследовательской» в отличие от «научного исследования», направленного на получение ранее не известного факта .

 С чего я начала работу в исследовательской деятельности?

 Начать работу мне помогла развивающая система Л.В.Занкова., главный принцип которой, не давать материал в готовом виде. Сначала это были уроки, на которых мои ученики учились открывать новые знания сами.

Я покажу несколько фрагментов со своих уроков, на которых дети учатся добывать знания , открывать новое сами.

«Площадь фигур» 2 класс.

На доске карточки со словами : масса, длина , объем, и пустая карточка.

Детям предлагается прочитать слова и вспомнить, что они обозначают. Вспоминаем, какие единицы измерения у каждой величины. У детей возникает вопрос: Зачем на доске пустая карточка? Учащиеся делают разные предположения. Если мы говорили о величинах, возможно, это тоже какая-то величина? Предлагаю работу в парах. На карточках даны задания, определить, какая из фигур занимает меньше места на плоскости.

Делается вывод : Раз мы выбираем мерку и устанавливаем, сколько раз она содержится в фигуре, значит это  какая-то величина?  Предположения детей, как же можно назвать эту величину.

Из опыта работы  (фрагмент урока) русского языка по теме «Наречие» 4 класс

Весь класс разделен на 4 группы, каждая группа  получает задание

        1-я  группа.  Какой  признак  обозначают  наречия?

Вы  знаете, что существительные  обозначают предметы (стол, тетрадь, земля), имена прилагательные  - признак  предмета (красный, тяжелый, большой), глаголы – действие (строить, думать). Ваша  задача  определить , какой  признак обозначают  наречия. Внимательно рассмотрите  примеры. Наречия  выделены.Бежать  быстро,  прогулка пешком, оченьбыстрый

2-я  группа:     На какие вопросы отвечают наречия?

Внимательно  рассмотрите данные  словосочетания. Поставьте вопросы  к наречиям. Обратите  внимание , от каких  частей  речи  задаете вопросы к наречиям.  Наречия выделены.

Прочитать вслух, идти вперед, пришел  вчера, сказал  сгоряча, сделал  нарочно,  отдал  сколько, дом напротив

3-я группа:  Изменяется ли наречие?

В русском  языке слова могут изменяться по падежам(склоняться)  или по лицам (спрягаться), могут менять число, а некоторые род. А что же с наречиями? Спрягаются ли они? Склоняются ли?

-Проведите  эксперимент, который докажет, изменяются ли наречия. Измените слова по указанным  признакам.

- Деревня (мн.ч. Р.п.) - Большой (мн.ч., Ж.р., Д.п.) - Ходить (наст.вр., 1-е лицо, ед.ч)

А теперь  попытайтесь изменить наречие  вчера по тем же признакам. Что у вас получилось?

4-я группа:  Какую роль выполняют наречия?

-Рассмотрите два предложения. В каждом из них есть наречие, но относятся эти наречия к разным словам и отвечают на разные вопросы. Определите, каким членом предложения являются данные наречия.

Этот разговор вполголоса я не расслышал. Мы обнаружили их поблизости.

   Каждая  группа работает над своим вопросом, затем выступает с сообщением. В результате исследовательской работы в группах,  учащиеся ,  опираясь на ранее изученный материал, сумели самостоятельно выйти на  новую тему.

       «Формула пути»  

  1. Работа в парах.

(На столах карточки с таблицей)

-Чтобы установить зависимость между величинами, т.е. составить формулу, решим задачу.

Ребята, у вас на столах карточки с таблицей. По ходу решения задачи, будем заполнять таблицу.

(Задача на слайде)

- Прочитайте задачу.

-Что известно в задаче?

- Что нужно найти?

t  ч

1

2

3

4

5

t

s  км

v=60км/ч

s=?

- Какое получилось равенство?

-Можно ли сказать, что мы вывели формулу?

-А можно ее использовать при решении других задач на движение? Почему?

-А как бы вы предложили записать общую формулу пути?

  • Какие формулы можно вывести из данной?

«Конкретный смысл умножения»

  • Рассмотрите выражения. Найдите лишнее.

14+5            18+16               13.4

26+3             12+70

- Почему  это выражение лишнее?

-А что вы знаете про умножение?   Что происходит с числами при умножении?

Назовите тему урока.

Какие задачи поставим перед уроком?

-раскрыть смысл этого действия

-научиться им пользоваться.

Наш урок продолжим высказыванием

Великого  математика  Пифагора, который считал, что числа очень важны в жизни людей

«Миром управляют числа»

 Согласны ли вы с этим высказыванием? Как вы понимаете это выражение? Возраст, время, число,год, № квартиры.

-Да, ребята, числа повсюду в нашей жизни. Сегодня мы откроем еще одну тайну чисел, это открытие будет  связано  с новым  математическим действием.

Работа  (В парах).

- У вас на столах листочки  с геометрическими фигурами. Назовите их?  . Как вы думаете, каких  треугольников больше? Как узнать? ( сосчитать)

-Попробуйте это сделать (дети считают) Сколько получилось фигур? Можно ли по - другому сосчитать треугольники? (сгруппировать)

- Давайте попробуем сосчитать геометрические фигуры группами. Возьмите простой карандаш и обведите треугольники  в овалы по 5 фигур в каждом.

- Сколько получилось групп с красными треугольниками? (7), с синими? (9) Как было быстрее считать по одному или группами? (Удобнее вести счёт группами)

- Давайте запишем наши действия на математическом языке.

- Что мы сделали сначала? (Объединили фигуры в группы по 5)

Запись на доске и в тетрадях .

5+5+5+5+5+5+5

- Что скажите про слагаемые в записи?

-Сколько групп красных  треугольников получилось? (7)

Т.е. мы 7 раз взяли по 5

Рассмотрим синие треугольники.

-Сколько групп  синих  треугольников получилось? (9)

5+5+5+5+5+5+5+5+5  т.е мы взяли 9 раз по 5

- Посмотрите ещё раз на вашу запись. Как вам кажется, удобно ли так записывать? (Нет, очень длинно)

- Как по-другому можно записать эти выражения? ( предложение детей)

- Оказывается, в математике существует специальный знак для того, чтобы удобнее записывать подобные суммы.

5·9=45        5.7   записать напротив        

- Такая запись называется умножением, а точка это знак умножения.

- Что мы сделали? (Действие сложения  заменили действием умножения)

- Почему это действие так назвали?

Умное сложение

Так, из урока в урок мои ученики учатся учиться, учатся сами открывать новые знания. Многие авторы подчеркивают, что умственная деятельность ученого, делающего открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего и открывающего знание  «только для себя», идентичны по своей внутренней сущности. Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.),  чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде» .

2008 год. В своем классе я вела курс А.И.Савенкова «Я -исследователь». Моя задача -  организовать деятельность по изучению исследовательских умений. Это возможно только проводя различные виды исследовательской работы. Сначала это были небольшие исследования, результаты которых мы прослушивали и обсуждали в классе. Так родилась первая исследовательская работа Ольги Хайровой- «Получение голубой розы в домашних условиях». 4 класс.Эту работу мы выставляли на Республиканскую НПК. Затем работа Костиковой Евы в литературном направлении: «Человек, живущий рядом».

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный. Участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.  

Сделать проект на оценку не так важно. Каждый выполненный проект проходит публичную защиту. Сначала защищаем в классе, отбираем лучшее., делаем выставку работ.

Например, исследовательские работы Егоровой Вари и Батуриной Иры сначала были выполнены как проект по какой то определенной теме.

Пример проекта-исследования на уроке окружающего мира по теме «История фамилии». Класс работал над проектом «История моей фамилии».Дети получили задание исследовать, откуда появилась его фамилия. В течение недели дети собирали материал, а затем на уроке были представлены интересные творческие презентации истории возникновения фамилии. Очень интересный проект был у Иры Батуриной.Так получилась большая исследовательская работа «Мои предки- основатели села Батурино».И затем, продолжение этой работы «Поклонный крест в селе Батурино».

  Одна из тем классного часа была о детях, чье детство затронула война.Так у нас появился проект, а затем и большая исследовательская работа по теме «Дети войны». Егорова Варя «Войною прерванное детство»

Сейчас, третий год я работаю по учебно-методическому комплексу «Школа России », в каждом учебном предмете, начиная с первого по четвёртый класс, встречается увлекательная и творческая работа над проектом. С первого класса проекты :

«Мир в цифрах» - используем материал на уроках математики.

Проект по русскому языку «И в шутку и всерьез»- выставка лучших работ

«Моя мама», «Красная книга Бурятии», «Профессии моих родителей», «Богатство, отданное людям» и другие. Хочу отметить, что сейчас, в 3 классе, проекты выполненные учащимися, конечно, еще с помощью родителей,уже с учетом интересов детей, уже предполагается включение ученика в поисковую и исследовательскую деятельность, а также сотрудничество участников процесса. Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но  и между  мной, родителями и учениками.

Я заранее предлагаю темы проектов, инструктирую учащихся по ходу работы. Ученики выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации.

          От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования. Поэтому без родителей и учителя они не могут обойтись.  Но ребенок должен почувствовать, что проект - это его работа. Надо с уважением относиться к идеям ребенка, замыслам, умело подводить его к нужным выводам.

Я считаю, что введение проектно – исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку она  захватывает целостную личность ученика, взывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Кроме того, участвуя в проектной и исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль.

Таблица результатов участия обучающихся

Название мероприятия

Статус мероприятия

Ф.И.О. обучающегося

Тема работы

Результат участия

Научно –практическая конференция

Республика

Хайрова Ольга

«Получение голубой розы в домашних условиях»

Диплом 1степени

Научно-практическая конференция

Костикова Ева

«Человек, живущий рядом»

Грамота

Научно-практическая конференция

Батурина Ира

«Мои предки- основатели села Батурино?»

«Поклонный крест с.Батурино»

Дипломы 1 и 2 степени

Научно-практическая конференция

Егорова Варвара

«Условия проживания декоративной лягушки в аквариуме »

Диплом 1 степени

Районная конференция

Егорова Варвара

«Войною прерванное детство»

Грамота

Районная конференция

Михайлова Эвелина

«Мой прадед на войне»

Диплом 3 степени

. Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ребёнку войти в этот сложный мир. Понятие «школа» происходит от латинского «shola» - лестница. И на первой ступеньке этой длинной лестницы, долгого пути по стране знаний ребёнка встречает учитель начальных классов. И от того, какова его профессиональная подготовка, внутренняя и внешняя культура, степень любви к работе и детям, будет зависеть успешность всего жизненного пути ребенка. Поэтому так важна в общеобразовательной школе личность учителя начальных классов! Я учитель, а это значит, что моя главная цель – воспитать каждого ученика успешным


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Чиркова Галина Григорьевна

МОУ «Турунтаевская районная гимназия»

Прибайкальского района

 учитель начальных классов

 Почетный работник общего образования РФ

Духовно-нравственное  воспитание через проектную деятельность.

Проектная деятельность даёт широкие возможности для развития ребёнка, дети  учатся изобретать, понимать и осваивать  новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.  На первый план  выступают такие качества, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Задача педагога - умело развивать желание ребенка становиться лучше, самосовершенствоваться. А также формировать  умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Поэтому так актуально сегодня активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей. Не менее важным звеном в цепи общений в классе и школе является звено ученик-ученик. Не секрет, в какой порой  неприемлемой форме общаются наши воспитанники, как нетерпимы они друг к другу. Наконец, учитель - семья. Не всегда общение в этом звене направлено на достижение взаимопонимания и сотрудничества. Бывает, что  родитель оказывается в роли провинившегося ученика, или родители стараются  неуспешность своего ребенка перевести на учителя. Во всех случаях страдает ученик. Духовно-нравственное воспитание, на мой взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель +социум = взаимопонимание + сотрудничество". Развитие ребенка, в том числе его системы нравственных ценностей, происходит только в деятельности. Необходимо было найти такое коллективно-творческое дело, которое бы было социально значимым для каждого ребенка, интересным и адекватным их возможностям.

          С 2014 года одной из форм организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию  в Турунтаевской районной гимназии в рамках требования фгос стали образовательные события.

    Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса и его содержание, отражая картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере.

В ОС также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения –это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание.

Эта форма работы – наиболее оптимальный вариант организации внеурочной деятельности  – от мотива до результата.

Этапы организации ОС:  ( моделирование)

1этап – определение тематики

2 этап – определение целей и задач ОС, планирование этапов подготовки.

3 этап – подготовка к ОС. ( В процессе подготовки учащиеся получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении ОС. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.

4 этап – проведение  образовательного события. Сценарий разрабатывается педагогом.

5 этап – рефлексия. По итогам ОС проводится обмен мнениями об участии  в событии, учащиеся делятся своими впечатлениями, высказывают свои мнения.

      В нашей школе прошло 5 Образовательных  события. По своей форме проведения, они были все разные.

1 событие называлось «Итанца - не только река, но и  край талантливых, интересных людей».

Инициаторами этого события выступили педагоги. Дети старших классов участвовали  в :

  • Экологическая акция (уборка берега р. Итанца)
  • Экскурсия по реке (от истока до устья)- брали пробы воды.
  • Экскурсия  в музей истории Прибайкалья

Были организованы встречи с интересными людьми района. И как результат этого события- в классах прошли уроки литературы, географии, экологии, истории, химии.

2 событие  «Мое село» - прошло на базе начальной школы, и было посвящено 310-летию села.(Ответственный учитель- Ищенко В.И.)

 Оно отличалось от первого тем, что дети – не просто участники, они ведут поисковую работу. Их полученные знания –результат совместной работы педагога и ученика.

Каждый класс имел свое задание:         нужно было собрать материал

  • О предприятиях села
  • Об улицах села
  • Известные люди села
  • Исторические памятники села

Дети вместе с учителями собирали материал в течение месяца, затем была оформлена большая выставка.

Само событие проходило в 2 этапа. 1-й этап – уроки по расписанию, которые объединены общей темой –«Мое село». 2-й этап- игра по станциям.

Здесь , в качестве экспертов, привлечены социальные партнеры : из редакции, районо , учителя школы №1, сельской администрации (Островский). По итогу всего события- дети писали отзывы и голосовали смайликами.

3 событие , организатором которого была я, мы назвали «День России»  -путешествие по Золотому кольцу России. Я остановлюсь более подробно на технологии подготовки и проведения этого Образовательного события.

Цель: познакомить с достопримечательностью некоторых древнерусских городов (Суздаль, Ростов Великий, Кострома и др)

Задачи:

  • Развитие умения самостоятельно добывать знания в различных источниках информации
  • Стимулирование поисковой  и творческой деятельности и расширение кругозора учащихся
  • Воспитание патриотизма, любви к Родине, чувство уважения к ее истории.

    Как вы поняли, для проведения  образовательного  события требуется большая подготовка. Мы учли те недочеты, которые  были в предыдущих двух событиях.

  1. Был  расширен  круг  участников  события – мы взяли с 1 по 6 классы. 12 разновозрастных  классов  комплектов.
  2. Каждый из 12 классов выбирает город Золотого кольца и начинает вести поисковую работу
  3. Ученикам предложена более активная позиция -готовят и исполняют роль помощника хозяйки города.

4.Активно привлекаем родителей, т.е, если в 1 событии родители не участвуют, во втором выступают только в роли экспертов, то здесь они активные участники.

Участие родителей заключается в следующем:

  • Вместе с детьми ищут в семейных архивах  старинные вещи (здесь подключаются к работе все: родители, ребенок, бабушки, дедушки и тд) и оформляют выставку в кабинете
  • Оформляют дверь классной комнаты:

- название города роспись букв в стиле гжель, хохлома и др.

-герб города

-достопримечательности города

  • Приносят самовары
  • Организуют угощения( прянички, блинчики, баранки)

4.Подготовительная работа учителя

  • -готовит урок на параллель (Расписание уроков не меняется, изменилось содержание урока, его форма стала более деятельностной и содержание метапредметным)
  • -выступает в роли «хозяйки города»
  • - готовит детей- экскурсоводов

5.Приглашаем социальных партнеров ( они выступают в роли градоначальников)– это учителя ветераны, учредительный совет, сотрудники ДДТ  и детской библиотеки, а также приглашаем родителей посетить наши  уроки.

Подготовительная работа ведется в течение месяца. Для родителей вывешивается афиша-приглашение.(показываю)

В этот день все посвящено теме «День России» начиная со входа в школу, оформление здания, внешнего вида учителей (русские платки и шали), у учеников на груди ленточка российского триколора. Некоторые дети , по своему желанию, надели русские народные костюмы.

  • Выставка буквиц
  • Триколор из шариков
  • Меню в столовой (щи, калачи
  • На столах самовары
  • На обед каждый класс встречают учащиеся 4 класса «хлебом-солью»

Итак, начало дня.

Все это событие проходило в 2 этапа:

1-й этап:

1.Торжественное открытие дня

-в 8-30  линейка, посвященная торжественному открытию ОС.

Звучит гимн России. Линейку открывает директор школы.Музыкальные номера , отражающие тематику дня., И расписание на первую половину дня.

1-й –классный час.

2. Классные часы (слайд)

3.Уроки по расписанию

  Уроки «открытые», приглашаются родители, как эксперты. Урок  проводится на параллель.  

русский язык

1-2 классы- показать старинную азбуку, прописать букву

3-6 классы- Письмо «челобитная в стиле  19 века» -кратко мой урок.

Чтение

1-2 кл-русские сказки

3-5 –  знакомство с былинами

6кл- истоки российской словесности

труд – изготовление  матрешек (роспись)

Учитель ИЗО – проводит урок на тему «Буквицы»  ,затем оформляется выставка в вестибюле.

математика -  решают старинные  задачи, знакомство с о старинными мерами

Учитель географии проводит урок «Выпускники гимназии на охране рубежей России»

История  - тема урока связана с историей России

На уроках  литературы говорят о « Российской словесности»

Урок английского языка – слова, пришедшие из иностранного языка,экскурсия для заморского гостя по одному из городов России.

На всех уроках - физминутка «Матрешки»

Мы взяли 12 городов Золотого кольца.т.к. пройти маршрутом по 12 городам сложно, мы разбили на 2 ветки. 6 городов каждый класс посещает в первой половине дня, во время урока окр.мира или истории, и 6 – на втором этапе игры.Маршрут был продуман так, чтобы не было столкновений.

Для того чтобы экскурсии в первой половине дня не мешали проведению уроков, была оформлена дверь кабинета. Экскурсию проводят подготовленные дети-экскурсоводы. Все, начиная с первого класса.

В 12-00 обед.

Столовая-меню

Учащиеся 4 класса встречают «хлебом-солью»

2 этап: игра.

Вся школа вновь собирается в зале.Каждый класс держит в руке табличку с названием города, который представлял.

  1. Открытие игры – Парад  городов
  2. На линейке присутствуют социальные партнеры, которых мы пригласили, мы их называем градоначальники. Им вручаются маршрутные листы , проходит театрализованное представление- вручается ключ от города , классы проходят парадом и путешествие по городам Золотого Кольца России продолжается.
  3. Здесь уже в каждом городе гостей встречают хозяйка города и ее помощники

-рассказывают о городе , о достопримечательностях и обязательно что-то такое, чего нет в других городах.

Например: «Гусь Хрустальный»- изготовление хрустальной посуды, Кострома- о Иване Сусанине и музее Снегурочки, улицы расположены в виде веера, Ростов Великий-музей лягушки.(Уч-ся 2 класса собрали большую коллекцию разных лягушек)

- разучиваются игры, песни  идр.

  1. В заключении проходит рефлексия, целью которой является осмысление совместно выстроенного проекта. Учащиеся пишут отзывы о том, что понравилось, что бы хотели изменить, добавить .
  2. По окончанию игры подводятся итоги, выявляются победители.
  • Лучшее оформление двери
  • Лучший экскурсовод
  • Самая интересная выставка
  • Самый содержательный   материал по городу

Такой проект  , такие Образовательные события показывают, что наша школа – открыта для всех родителей, и они с удовольствием участвуют в жизни класса и школы.



Предварительный просмотр:

Внеклассное  мероприятие или образовательное  событие?

Подготовила

учитель начальных классов

 МОУ «Турунтаевская районная гимназия»

Чиркова Галина Григорьевна.

В условиях  реализации ФГОС особое место отводится организации внеурочной деятельности в школе.

Наша  современная школа  должна отвечать запросам  современного общества, и новый ФГОС требует новые подходы, как к учебной, так и к воспитательной работе. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

        любящий свой народ, свой край и свою Родину;

        уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

        любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

        владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

        готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

        доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

        выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Усилия педагогов должны быть направлены на достижение новых образовательных  результатов, т.е.на освоение  школьниками разнообразных способов деятельности и личную  самореализацию. В школьной практике накоплен большой опыт по организации и учебного процесса, и различных  внеклассных  мероприятий..

    Но все это не работает на приобретение  личностных и метапредметных  результатов. В прошлом,  2014-2015 учебном году, мы нашли такую форму организации внеурочной деятельности, которая помогла нам реализовать требования нового стандарта. Это   другая  форма внеклассной деятельности – образовательное  событие.

Возникает вопрос-  чем отличается внеклассное мероприятие от образовательного события?

Рассмотрим, что в литературе понимается под внеклассным мероприятием и образовательным событием.

 Внеклассное мероприятие – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Цель внеклассных мероприятий – обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Одна из задач внеклассных мероприятий состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.

Цель и задачи внеклассных мероприятий определяют ее функции – обучающую, воспитательную и развивающую.

Обучающая функция внеклассного мероприятия не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Она является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения .

Содержание внеклассного мероприятия представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни. Специфика содержания внеклассного мероприятия характеризуется следующими факторами:

- преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции;

- в содержании внеклассного мероприятия определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании внеклассного мероприятия практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности учащихся, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.

Особенности внеклассного мероприятия

1. Внеклассное мероприятие представляет собой совокупность различных видов деятельности учащихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества учащихся.

2. Отсроченность во времени. Внеклассное мероприятие– это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор.

Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

4. Отсутствие контроля результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях.

5. Внеклассное мероприятие осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т.е. во внеучебное время.

6. Внеклассное мероприятие имеет широкие возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

виды внеклассных мероприятий.

предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы

Что такое Образовательное  событие?

А.Б.Воронцов «Образовательное событие- это мероприятие, в результате которого что-то происходит в ребенке, развивает его. При этом любой из участников образовательного события –это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои мысли, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных ( содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности»

Р.В.Селюков «Образовательное событие –это акт взаимодействия учителя и ученика, вызвавший изменения в личности, очевидный для самих участников»

Образовательное событие – это ситуация, которая переживается и осознается учеником как  значимая в его собственном образовании.

Образовательное – значит ориентировано на получение систематизированных знаний и навыков , и  обязательно быть практикоориентированным.

Событие – это факт, явление.

Образовательное  событие призвано расширить границы традиционных  форм проведения внеклассных  мероприятий, позволяет в практической деятельности продемонстрировать применение их знаний.

В образовательном событии организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребенком создается определенный продукт ( выставка, проект, буклет, стихотворение, поделка и др), затем – усиление этого действия через рефлексию.

Разработка системы образовательных событий обеспечивает:

  • Расширение предметного содержания
  • Мотивацию на учебную деятельность
  • Создание условий для самореализации и для презентации продуктов их проектной и творческой деятельности
  • Развитие организаторских способностей через привлечение учащихся к различным видам деятельности
  • Развитие коммуникативных навыков через работу в разновозрастных группах
  • Воспитание уважительного отношения к традициям.

Основная концепция –создание  единого образовательно – воспитательного пространства  без возрастных ограничений и без деления форм деятельности на учебную и воспитательную.

Основной принцип ,на который опирается образовательное событие- «От сотрудничества - к содружеству, от содружества к сотворчеству и соуправлению».

Главная отличительная особенность – сотворчество взрослых и детей: учителей, учеников, родителей, социальных партнеров.

Основная форма реализации – игра.

В совокупности определяем ОС как такая форма организации совместной учебной деятельности, позволяющая систематизировать знания, умения, навыки обучающихся, применять их в практической деятельности.

Цель ОС:

  • усвоение  учебных знаний через нетрадиционные формы, повышение познавательной активности обучающихся, вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс учреждения. Дать возможность обучающимся проявить свои знания, умения в нестандартной ситуации, раскрыть свой потенциал, научить конструктивно взаимодействовать с другими обучающимися и педагогами.

Чтобы понять, чем отличается Образовательное событие от обычного, привычного нам внеклассного мероприятия, нужно вникнуть в сущность  Образовательного  события. А она заключается в том, что  организуются  специальные условия для детского действия, в результате которого ребенком создается определенный продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию.. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель. Особенностью  деятельности педагога является то, что она носит гибкий , дифференцированный характер  и включает элементы спонтанности и импровизации.

  Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса и его содержание, отражая картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере.

В ОС также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения –это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание.

Эта форма работы – наиболее оптимальный вариант организации внеурочной деятельности  – от мотива до результата.

Проект осуществляется в 3 этапа:

  • Подготовительная работа (от недели до  месяца)
  • Содержательная часть
  • Рефлексия

Алексеем Борисовичем Воронцовым были развернуты ключевые, с точки зрения проходящего обсуждения, понятия «событие» и «мероприятие». Были осмыслены их этимологическое значение и функционально-практическая значимость. Особо значимой для аудитории была характеристика признаков образовательного события, признаками которого являются:

  1. Наличие инициативных действий учащихся;
  2. Применение на уроках-событиях сообщений–размышлений, а не просто сообщений-информации;
  3. Обязательное приглашение на событие значимых и заинтересованных людей;
  4. Применение различных форматов групповой работы.

В результате чего у ребенка происходит «саморазвитие», личностный рост, а событие может быть связано с перерывом в его течении и переходом в другую реальность. Эксперт особо подчеркнул, что событие должно быть осмыслено как ответственное действие, и способствовать переходу от одного типа действия в другой.

Понятие о видах внеклассной работы. Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

Сопутствующими формами обучения творчеству являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии.