Семинары и практикумы

Букина Наталья Александровна

1. РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Дидактическая игра в воспитании и обучении детей с ОВЗ»

2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОО»

3РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Приёмы педагогического мастерства в работе с детьми с ОВЗ»

4. СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ "Тревожный ребёнок"

5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "Как подготовить и провести родительское собрание"

6. ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Дидактические  игры  по  безопасности»

7. ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Изготовление пособий и игр для обучения детей безопасному поведению»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Дидактические игры в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

У ребенка

есть страсть к игре,

и надо ее удовлетворять»

                А. С. Макаренко

Или слова Ушинского

«В игре дитя живет, и следы этой

жизни глубже остаются в нем,

чем следы действительной жизни»

                    К.Д.Ушинский

       Сущность игры как считал Лев Семёнович Выготский, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми.

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний.

Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

Слайд 3

Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

 Но обязательным компонентом каждой дидактической игры являются ее правила или условия.

1)  систематическое проведение занятий с использованием игр

2) размещение упражнений в порядке нарастающей сложности

3) подчиненность заданий выбранной теме  и вариативность упражнений.

Слайд 4

Что даёт игра дошкольнику?

Свободу, порядок гармонию, увлечённость, активизацию умственных способностей, компенсацию недостатков,  предполагает обучение, совершенствует творческие навыки,  развивает воображение, даёт поиск оптимальных решений, даёт психологическую устойчивость, увеличивает потребность ребёнка в общении.

    Особенностью игровой деятельности является ее свобода и не регламентированность. Никто не может заставить ребенка играть не так, как ему хочется. Игра, предложенная взрослым, должна быть интересной и развлекательной для малыша. Учение и труд должны иметь организационную форму. Работа начинается и заканчивается в установленное время, за которое человек должен представить ее результаты.

Порядок:

 Как правило работа начинается и заканчивается в установленное время, за которое человек должен представить ее результаты.  Игровая деятельность детей дошкольного возраста приучает   соблюдать правила и к соблюдению  порядка.

Гармонию:

  Ребёнок   активизирует свои способности, создает благоприятное окружение около себя, налаживает контакт, находит друзей. В игре малыш учится решать проблемы, находить выход. В игре ребенок может проявить те качества, которые скрываются в повседневной жизни.

Увлеченность:      

Мы знаем, что ребёнок с самых первых дней своей жизни  уже пытается играть какими-то погремушками и безделушками висящими над его люлькой, они его привлекают.

 

Совершенствует творческие навыки:

  Коллективная игра вначале похожа на ситуацию, когда каждый играет сам по себе. Дети, имея свои игрушки, играют, не обращая внимания друг на друга, но потом оказывается, что это уже общая игра, у которой есть определенные правила и которая направлена на решение каких-либо задач. Со временем игровая деятельность дошкольников приобретает совершенно иной характер. У детей развивается творчество, которым они хотят поделиться, у них проявляются организаторские способности, они требуют сюжета для игры. В старшем дошкольном возрасте начинает расти интерес к играм, которые отображают взрослую жизнь. Среди популярных: игры «в школу», «в дочки-матери», «в больницу» и другие.

Предполагает обучение: каждый специалист вкладывает в игру какую-то цель.

У меня как у учителя-логопеда на первом месте, конечно развитие речи.

-Активизацию  умственных способностей;

-развивает воображение;

-даёт поиск оптимальных решений;

-даёт психологическую устойчивость.

   Развитие игровой деятельности дошкольников напрямую связано с развитием их психического состояния. Игра помогает формировать личностные особенности и психические качества ребенка. Именно из игры со временем выходят другие виды деятельности, имеющие место в дальнейшей жизни человека.

Увеличивает потребность ребенка в общении.

Слайд 5

В своей работе как учитель-логопед я использую дидактические игры для развития:

1) Речевого дыхания;

 2) Развития мелкой моторики;

3) Развития голоса;

4) Развитие артикуляционной моторики;

5) Развитие слухового внимания;

6) развитие фонематического слуха;

7) Развитие физиологического дыхания

Слайд 6

    После анамнеза (диагностики) ребёнка.  Проводится подготовительный этап – подбор дидактического материала для игровой деятельности.

    В своей работе чаще всего я использую те  игры, которые  охватывают несколько направлений коррекционного развития. Например, игра «Кегли»   (Слайд 7)

1)  развитие речевого дыхания - дуем на определённые кегли (моей целью может быть: цвет, буква, предмет)

2) грамматика – где в названии картинки  есть определённый звук (напр. Р)

3) развитие речевого аппарата – подготавливаем артикуляционный аппарат для постановки звука Р

Следующая игра «Улицы города» (Слайд 8)

Использование  ковровой дорожки для автоматизации и закрепления изолированного звука Р и шипящих.

Условия игры: ребёнку предлагаю, провести машинку до места назначения произнося отрабатываемый звук.

                                                              Слайд 9

На развитие фонематического восприятия я  использую игры как

«Цветочная клумба»

Цель:  автоматизация и дифференциация звуков (С, З, С-З, Ц, Ш, Ж,Ш-Ж, Ч, Л, ЛЬ, Р, РЬ, Л-Р).

Есть несколько вариантов игры.

1.Ребенок может посадить цветок, если правильно назовет картинку (составит предложение с этим словом, определит место звука в слове и т.д.)

2. Я произношу слово с ошибкой, ребенок правильно произносит слово и закрывает соответствующую картинку цветком.

3.Один ребенок закрывает цветами картинки, в названии которых есть глухой согласный звук например С, другой ребенок закрывает картинки, в названии которых есть звонкий  звук З

                                                                 Слайд 10

«Сырный домик»

Как вариант «Найди первый звук»

  Моя цель: учить ребёнка  четко выделять в слове первый звук.

  Ход игры: ребенок выдавливает из кусочка сыра мягкие шарики с картинками в названии которых заданный звук стоит в начале слова.

Так же можно её использовать  на автоматизацию звуков. В сырные дырочки помещаю шарики с картинками в названии которых  присутствует отрабатываемый звук.

                                                                          Слайд 11

«Футбольный мяч»

Цель игры: автоматизация и дифференциация всех групп звуков.

 Коррекция фонематического слуха.

Мяч разделен на шестигранники, на которых изображены картинки для автоматизации определенных звуков.

Ход игры: ребёнок должен произнести и закрыть тот звук с которым мы работаем на занятии.

Слайд 12

«Золотая рыбка»

   Цель игры: автоматизация и дифференциация всех групп звуков.

 Коррекция фонематического слуха.

   На внутренней стороне чешуек изображены предметы. Ребёнок должен одеть рыбку только в те чешуйки, в названии которых есть заданный учителем  звук.  

Дифференциация звуков

Слайд 13-14

«Новогодняя ёлка»

Игру провожу  зимой, в преддверье новогодних праздников.

Цель игры: Дифференциация всех групп звуков.

Второй вариант: «Падают снежинки»: использовать можно для закрепления пройденного материала,

Например: на ёлку мы повесим игрушки в названии которых есть только звук К.

                                                               

                                                              Слайд 15

«РОМАШКИ»

      Предлагаемое пособие можно использовать при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического восприятия, накоплении и обогащении активного словаря, развитии грамматического строя и связной речи, мелкой моторики.

Игра: «зелёная и синяя серединка»

Цель: Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Ребенку предлагается рассмотреть  картинки , и расположить их с твёрдым согласным звуком на ромашку с синей серединкой, а с мягким с зеленой.

Так же можно её проводить на артикуляционную гимнастику.

«Артикуляционная гимнастика»

Цель: развивать артикуляционного аппарат ребенка.

    Ребенку предлагается рассмотреть картинки упражнений артикуляционной гимнастики и выполнить их. Упражнения подбираются на отрабатываемый звук.

Игра «Назови картинки»

Эта игра очень хорошо показывает динамику при автоматизациях звуков (Р, С, Ш и др.) в словах.

              Ребенку предлагается рассмотреть предложенные картинки и называть изображенные предметы (рыба, корова, лиса, шарф и так далее). На первом этапе логопед называет картинки, а ребенок повторяет, далее ребенок самостоятельно называет предметы.

Игра «Найди слово на заданный звук»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков С-Ш.

Описание: ребенку предлагается выбрать только те картинки, в названии которых есть звук, изображенный в центре цветка.

Можно это пособие использовать для лексико-грамматических закреплений по темам: на листочках нарисованы ФРУКТЫ, одежда , овощи и т.д.

Игра «Фрукты» Цель: активизация словаря по заданной теме.

Описание: предложить ребенку назвать фрукты, изображенные на картинках. Попросить рассказать, где они растут (на дереве), что из них можно приготовить.

Игра «Найди все фрукты»

Цель: активизация словаря по заданной теме, развитие мыслительной деятельности, внимания.

Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображены фрукты. Какие картинки лишние, почему?

Игра «Овощи»

Цель: активизация словаря по заданной теме.

Описание: предложить ребенку назвать овощи, изображенные на картинках. Уточнить, где они растут (на грядке).

Игра «Найди все овощи»

Цель: активизация словаря по заданной теме, развитие мыслительной деятельности, внимания.

Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображены овощи. Назвать лишние картинки, объяснить, почему?

Игра «Найди одежду»

Цель: активизация словаря по заданной теме, развитие мыслительной деятельности, внимания.

Описание: предложить ребенку назвать только те лепестки-картинки, на которых изображена одежда. Какие картинки лишние, почему?

                                                             Слайд 16

Учебное пособие - «Паровозик»

Наверно самая любимая игра у детей.

Вариант игр:

«Путешествие на паровозике».

Цель этой игры: закрепление лексико-грамматического строя речи,  

формирование грамматической стороны речи.

    Детям предлагается из множества картинок с изображением  животных посадить в вагончики только домашних животных или наоборот, диких животных.

Следующий вариант, как профилактика нарушения слоговой структуры речи.

Игра: «Звери едут в зоопарк».

Ход игры: Детям прилагается отправить животных в зоопарк, но так что бы каждое животное ехало в своем вагоне.  Название животных делим по слогам, сколько слогов столько и окошек в вагоне в котором поедет данное животное.

                                                               Слайд 17

«Космические приключения»

Цель игры: обучать чтению, совершенствовать звуко-слоговой анализ.

Ход игры:

1вариант: Дети делятся на команды и собирают из представленных слогов слова,  побеждает та команда которая собрала больше слов.

2 вариант: Каждой команде выдается ракета на которой  есть уже 1 слог, с этим слогом и составляются слова.

3. вариант можно использовать на дифференциацию звуков.

В одной ракете слова с глухими звуками , в другой со звонкими звуками.

 



Предварительный просмотр:

Слайд 1. Тема. Использование художественной литературы как средства общения с ребенком.

С самого рождения ребенок попадает в социум, в определенный круг людей.

 Слайд 2.  Оля

     

       Ребенок

     Родители

      Педагоги  

Слайд 3. Оля

Для ребенка любого возраста ценно общение с родителями. Общение может быть самым разным. Физ. минутки, игры в песке, подготовка к праздникам.

Слайд 4. Оля

Выращивание растений, разыгрывание произведений, подвижные игры, чтение художественной литературы.

Все эти виды важные и нужные в развитии ребенка.

Мы бы хотели остановиться подробнее на художественной литературе.

Слайд 5. Люба

В современном мире существует проблема литературного образования детей дошкольного возраста. Дети все чаще проводят время за телевизором, планшетом, телефоном.

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. Теряется ценность художественного слова.

Таким образом, вопрос о приобщении ребенка к книге - один из самых открытых сегодня.

Слайд 6. Люба

Существует большое количество разнообразных видов художественной литературы.

Сказка                               Стихотворение 

Потешка                            Песенка

Считалка                            Повесть 

Поэма (баллада)                Рассказ 

Роман                                  Фэнтези 

Читать стихи, сказки, напевать песенки можно уже в первый месяц после рождения. Ребенок, не понимая смысла произведений, не зная значений многих слов, прислушивается к речи взрослых, к звукам, к ритму, интонации, рифме. Наивный кроха воспринимает нас, взрослых, читающих ему.

Позднее, после года, ребенок начинает прислушиваться к действиям персонажей. Особенно если эти действия близки малышу – прием пищи, сон, умывание, одевание, прогулка, игра. В дальнейшем маленький читатель уже начинает воспринимать простые сюжеты, отношения между персонажами.

Слайд 7. Оля

С. Маршак, как поэт, говорил – «Детские стихи должны проверять дважды! Одна проверка – это взрослый, вторая – дети. Если стихи нравятся всем, то все в порядке. Если только взрослому, это, вероятно, не детские стихи. Если только детям, это не стихи вообще, это халтура».

Психолог Л.С. Выготский, в свою очередь, отмечал, что изучать классическую литературу нужно, чтобы открыть перед ребёнком мир словесного искусства, показать многообразие жанров, литературы, вызвать интерес к книге.

Слайд 8. Люба.

Отечественные: А. Барто – «Игрушки», С. Маршак – «Детки в клетке»,  Б. Заходер – «Кискино горе», Р. Муха, Г. Остер – «Вредные советы», К. Чуковский, В. Берестов – «Сережа и гвозди», Ю. Владимиров – «Ниночкины покупки», Э. Успенский – «Разгром», С. Востоков – «Васин папа очень горд», П. Синявский – «Что такое портефьяно», Юнна Мориц, Вадим Левин «Глупая лошадь», А. Орлова, М. Яснов, М. Рупасова, А. Усачев.    

Зарубежные: Доктор Сьюз «Кот в шляпе», «Хортон высиживает яйцо» и др., Джулия Дональдсон (перевод М. Бородицкой) «Улитка и кит», «Груффало» и др.

На слайде представлен небольшой список детских поэтов. Вот несколько примеров веселых, шуточных стихотворений.

Борис Заходер «Приятная встреча»

Встретились Бяка и Бука.

Никто не издал ни звука.

Никто не подал и знака -

Молчали Бука и Бяка.

И Бука думал со скукой:

"Чего он так смотрит - букой?"

А Бяка думал:

"Однако, Какой он ужасный Бяка..."

Вопросы к детям: Кто написал это стихотворение? Как думаешь, кто такой Бука? Как выглядит Бяка?

Можно пофантазировать с малышом, задав ему вопрос, где могли встретиться персонажи из стихотворения? Получилась ли у Буки и Бяки «приятная» встреча?

«Ужаленный уж» Рената Муха

Бывают в жизни чудеса –

Ужа ужалила Оса.

Она ужалила в живот,

Ужу ужасно больно.  Вот.

А доктор Еж сказал Ужу:

«Я ничего не нахожу.

Но все же, думается мне,

Вам лучше ползать на спине,

Пока живот не заживет.  Вот».

Вопросы к ребенку: Тебе нравится стихотворение? Мне оно понравилось. Какой глупый доктор, правда? Советует Ужу ползать на спине! Это все равно, что доктор сказал бы тебе: «То, что тебя укусила оса в пятку, пустяк. Но пока пятка заживет, ходите на руках».

Слушая стихи, одни дети понимают смысл, сочувствуют или радуются героям, другие радуются рифме, некоторые радуются общему звучанию стихотворения.

Оля

Петр Синявский

«Что такое портефьяно?»

Нину спрашивает Яна:

- Что такое портефьяно?

Отвечает Яне Нина:

– Это фросто фианино

Михаил Яснов  «Что у нас в лесу на букву Ш?

Это шишка шлёпнулась, шурша.

Шмель и шершень шумно шарят в кашке.

Шебуршат в шиповнике букашки.

Что ещё в лесу на букву Ш?

Шум и шорох возле шалаша.

Ну а если полон рот морошки –

Широежки и шороконожки!»

Эти стихи можно использовать на логопедических занятиях.

Кроме стихотворений можно предложить забавные физ. минутки. Давайте немножко отвлечемся и вместе с вами их сделаем.  

Шуточные физ. минутки. Игра со зрителями. Вместе

«Улиточки»

Две улитки-босоножки

Проползали по дорожке.

Встретились, обнялись,

Рожками прижались.

И когда прощались,

Тоже обнимались.

Как двумя ладошками,

Помахали рожками.

«Стенка, стенка, потолок.»

Стенка, стенка, потолок.

Две ступеньки и звонок…

-Динь-дилинь! Хозяин дома?

-Дома!

-Гармошка готова?

-Готова.

-Можно поиграть?

-Можно.

-Трам-пам, тара-тири…

На всякий случай:

«Машина каша»

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку,

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

 Все до крошки раздала.

   

«Мышка»

Пробегала мышка в норку,

Утащила с полки корку…

(за ушком, под подбородком …)

Вот тут она ее и сьела!

«Кошка и мышки»

-Летний день, жаркий день –

За мышами бегать лень.

-Мы пойдем к окошку и разбудим кошку.

Кошка, кошка, хватит спать,

Ты попробуй нас …догнать!

Слайд 9. Люба

Как приобщить детей к художественной литературе дома? Этот процесс начинается с создания условий.

  • Организация книжного уголка дома.
  • Ознакомление  детей с художественной литературой. 
  • Художественное творчество (рисование, лепка героев сказки, изготовление  книг-самоделок).
  • Словарное творчество (придумывание рассказов, загадок, сказок). Рассказать про лимерики.
  • Драматизация произведений.
  • Игры в стихи и песенки.
  • Посещение музея, экскурсии в библиотеку (знакомство с литературой, встречи с поэтами, писателями).

Оля 

Наступает момент, когда ребенка самого надо учить читать. Методик для обучения чтению очень много. Научить читать не так сложно. Самое сложное сохранить потребность в чтении. У ребенка силы сразу пропадают, исчезает интерес, удовольствие.

Помочь малышу в это могут шуточные стихи.

Уж бежал кривой дорожкой.

Ни одной не топал ножкой.

Он бы топнул, да не мог.

Потому что был без ног.

Можно читать по очереди, либо ребенок читает, а взрослый договаривает слова.

Слайд 10. А в этом стихотворении нужно подобрать по смыслу рифму из предложенных вариантов:

Буль-боль! – сверкнули пятки.

………………………………..

- скакали жеребятки.

- ныряли в пруд ребятки.

- мы мчались без оглядки.

- в восторге все телятки.

Щука щуку укусила

………………………

- разрешенья не спросила.

 - и прощенья попросила.

- и добавки попросила.

Слайд 11. Люба.

В заключение хочется отметить - волшебные силы детской книги и детская непосредственность превращают совместное чтение взрослого с ребенком во взаимное обучение. Подбирать детскую литературу, читать стихи надо с увлечением. Читать детям надо то, что нравится самим.

Есть люди, которые очень любят «городить чепуху», да еще и в стихах!

Такие стихи называются ЛИМЕРИКИ. Их родина Ирландия, там есть город Лимерик.

В них всего пять строчек.

Причем к первой строчке можно задать вопросы «Кто?» и «Откуда?».

Ко второй строчке обычно подходит вопрос «Какой?» «Какая?».

К двум следующим – «Что произошло?»

К последней – «Чем закончилось?»

Например:

 Жила-была дама приятная,

На вид совершенно квадратная.

Кто бы с ней не встречался,

От души восхищался:

«До чего ж эта дама приятная!»

   

Жил мальчик вблизи Фермопил,

Который так громко вопил,

Что глохли все тетки,  

И дохли селедки,

И сыпалась пыль со стропил.

 Жил был старичок у причала,

Которого жизнь удручала,

Ему дали салату,

И сыграли сонату –

И немного ему полегчало.

У одной уникальной старушки
Были очень торчащие ушки.
А без них бы едва ли
Чебурашкой прозвали
Ту старушку соседки подружки.

 «Сверху небо – высоко,

В луже небо – глубоко.

Если в лужу оступиться,

Можно в небо провалиться!»

Маша Рупасова

«Мама дома?

Мамы нет.

Мама вышла.

В Интернет.

Мама ищет

В Интернете,

Как дела

На белом свете.

Кофе пьёт,

Глазами

Водит:

Что там в мире

Происходит?

Мама, я тебе

Скажу!

В мире

Я происхожу!»

Александр Тимофеевский

«Ему бы прыгать через прыгалку

Или скакать через веревочку.

Чтобы не стукнуться о притолоку,

Жираф чуть-чуть пригнул головочку.

Такой большой-большой, высокий,

Такой большой и одинокий,

Так не похожий на коня

И так похожий на меня.»



Предварительный просмотр:

Развитие активной творческой личности - одна из важных проблем психологической и педагогической теории и практики в настоящее время. Творчество - это всегда привнесение в мир чего-то нового. Помочь детям в процессе их развития выйти на осознание своей индивидуальности, проявить эту индивидуальность в деятельности таким образом, который соответствует особенностям ребенка и в то же время принимается обществом - это и означает развитие творческих способностей.

Известно, что дошкольное детство является сензитивным возрастом для развития творческих способностей, поэтому начинать развивать творческие способности нужно в дошкольном детстве.

Актуальность (слайд 2)

     Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья очень сложен. Задача педагога открыть этот мир, помочь ребенку адаптироваться в жизни, чувствовать себя полноценным членом общества, развивать пассивную и активную речь ребенка, раскрыть творческие способности, привить эстетический вкус. Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно - эстетического освоения мира, в частности тестопластика.

      Лепка из теста воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное. Занятия требуют от детей затраты дополнительных физических усилий как при подготовке пластического материала к работе, так и непосредственно при выполнении изделия. Это даёт возможность укрепить мышечную систему рук, развивать координацию движений, осуществлять коррекцию физических недостатков, имеющихся у детей с ОВЗ. Кроме того, она влияет на мелкую моторику, т. е. при работе с соленым тестом массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.

Тестопластика (изготовление поделок из соленого теста) - это мощный инструмент, который обладает рядом преимуществ перед другими средствами изобразительного искусства: (слайд 3)

- легкость – легко приготовить в домашних условиях (или в детском саду);

- доступность – соленое тесто состоит из муки, соли и воды – эти продукты всегда есть под рукой или в ближайшем магазине;

- экологичность – натуральные ингредиенты без химии (преимущество перед лепкой из пластилина);

- преимущество перед рисованием в том, что в лепке используются 2 руки – идет комплексное воздействие мелкой моторики на оба полушария головного мозга (гармонизация).

       Педагогическая целесообразность тестопластики      (слайд 4) заключается в том, что занятие лепкой влияет на общее развитие детей с ограниченными возможностями, на эстетические чувства, развивает точность движений рук и глазомер, формирует конструктивные способности. Главное в работе - не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и посильное задание. А это - залог будущего успеха.

Цель работы:   (слайд 5)     развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка через изготовление изделий из соленого теста.

   Задачи:    (слайд 6)

* воспитывать интерес и желание заниматься тестопластикой;

* через создание проблемных ситуаций развивать у детей воображение и творческое мышление;

* сформировать у детей чувство успешности используя приемы положительного подкрепления действий при создании поделок;

* улучшить качество речи (грамотность и увеличение словарного запаса).

 На занятиях мною применяются следующие методы и приемы: (слайд 7) 

*  рассматривание игрушек и поделок, рассматривание иллюстраций из книг, фотографий;

* игровые приемы: обыгрывание поделок (игрушки), обыгрывание выполненного изображения, обыгрывание незаконченного изображения, обыгрывание ситуации с ролевым поведением детей и взрослых

*  показ технологических приемов лепки.

Помимо стандартных методов и приемов по лепке мною на занятиях применяются и другие методы: (слайд 8)

  • сказкотерапия;
  •  индивидуальный подход;
  •  создание эмоционального настроя;
  • поддержка нестандартных решений ребенка.

   На занятиях поощряются творческие способности ребят, педагог не заставляет детей лепить по шаблону, он только направляет, подсказывает и отвечает на вопросы, если они возникают. Ребята узнали из чего состоит соленое тесто, увидели, как оно замешивается, потом сами смогли его замесить, научились пользоваться скалкой, узнали много терапевтических психологических сказок: про бесстрашного Ничегонебойся, совенка Тома, хлеб, злаки, фрукты.

   Создана дружеская непринужденная атмосфера, чтобы творческий потенциал у ребят смог раскрыться лучше.

Во время подготовки к занятиям мною используются сказки наших землячек Александры Лопатиной и Марии Скребцовой, с которыми мне удалось лично познакомиться (слайд 9).

Каждое наше занятие состоит из трех частей и проводится по следующей схеме (слайд 10):

Вступительная часть (начало занятия) – создание атмосферы творчества – эмоциональный настрой и интерес, чтение сказки по теме занятия, знакомство с предметом лепки, объяснение и показ способа действий .

Основная часть (ход занятия) – самостоятельная практическая деятельность детей, при необходимости помощь педагога-психолога, ответы на вопросы .

Заключительная часть (окончание занятия) – просмотр и оценка детских работ, рефлексия .

Занятия проводятся 1 раз в неделю и построены таким образом, что на первом занятии ребята лепят поделку, а на втором – раскрашивают (поделка за неделю успевает высохнуть).

        На занятиях я знакомлю и обучаю детей следующим технологиям:  (слайд 11,12)

 – смешивание цветов и составление своей палитры;

 – соединению деталей;

 – изготовлению плоских фигур;

 – изготовлению объемных фигур;

 – покрытию работ водяным лаком.

    Перед Новым годом мы делаем елочные украшения, на День Защитника Отечества – подарки папам, а на Международный Женский День - мамам. Детские работы выставляются на выставках, ими украшается группа, их дарят малышам, гостям, родителям. Ребенок учится получать удовольствие от сделанного своими руками. Даже после одного занятия он видит конечный результат своего труда. Домой дети уходят довольные и удовлетворенные.

Значение (слайд 13)

     С помощью тестопластики у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели; распределять операции, что побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность. В процессе занятий ребенок учится грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи, развивается мелкая моторика рук, творческие способности и воображение.

(слайд 14) – «Спасибо за внимание!»



Предварительный просмотр:

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ТРЕВОЖНЫЙ  РЕБЁНОК»

Цель. Учить выделять характерные признаки проявления тревожности. Знакомить с приёмами работы с тревожными детьми.

Старший воспитатель. Уважаемые коллеги! Мы понимаем, как важно раннее выявление отклонений в эмоциональном и психическом развитии ребёнка и планомерная работа по их профилактике и коррекции.

     Диагностика эмоционального состояния воспитанников нашего детского сада показала, что имеются случаи тревожности среди детей средней и старшей групп, а к подготовительной группе показатель тревожности возрастает. Во многом это связано с предстоящим переходом к школьному обучению, возрастающей нагрузке (курсы, дополнительные кружки). Дети с повышенной тревожностью не всегда могут справиться со своими внутренними переживаниями. Им сложно перестроиться на новый вид деятельности, приспособиться к новым  требованиям.

     Тревожность – устойчивое состояние личности, не связанное с какой-либо определённой ситуацией. Физиологические признаки тревожности: учащённое сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком  в горле, слабость в ногах. Поведенческие признаки тревожности: ребёнок грызёт ногти, качается на стуле, теребит волосы, крутит в руках предметы и др.

     Выявить тревожного ребёнка помогают опросники, разработанные П.Бейкером и М. Алвордом, Г. Лаврентьевой, Т. Титаренко.

     Основные причины тревожного поведения детей:

  • неадекватные требования родителей к ребёнку, без учёта его возможностей и потребностей;
  • повышенная тревожность самих родителей;
  • предъявление ребёнку противоречивых требований; аффетивность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них;
  • стремление родителей сравнивать достижения своего ребёнка с достижениями других детей;
  • авторитарный стиль воспитания в семье;
  • гиперсоциальность родителей: стремление всё делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

     Тревожных детей отличает повышенное беспокойство, низкий уровень самооценки, а отсюда излишняя самокритичность, различные страхи, вызывающие эмоциональную и мышечную напряжённость.

     В Пермском крае в г.Чайковский в МДОУ №37 был разработан цикл коррекционно-развивающих занятий способствующий не только снижению тревожности у детей, но и успешной адаптации их к школьному обучению. Цикл состоял из 20 занятий аналогичной структуры и был предназначен старшим дошкольникам.

     Каждое такое занятие включало игры и упражнения, направленные на:

  • активизацию познавательных процессов;
  • формирование эмоционально-положительного настроя;
  • обучение умению управлять своим поведением;
  • развитие общей и мелкой моторики, снятие напряжения;
  • установление товарищеских отношений со сверстниками.

     Диагностика после проведения цикла занятий показала, что у детей, посещающих коррекционные занятия, меняется социальный статус, повышается самооценка, расширяется круг общения со сверстниками и взрослыми. Они охотно отвечают на вопросы, берут на себя ведущую роль в игре. Всё это способствует успешной адаптации к школьному обучению.

                          Конспект примерного занятия

     Звучит аудиозапись спокойной музыки. В зал входят дети (6-7 человек), здороваются с гостями, садятся на стулья.

Педагог-психолог. Сегодня мы отправимся в магазин. Представьте: на улице вечер, не горят фонари, а мы должны пройти по тёмной улице. Вы не боитесь темноты? Кто смелый?

     Дети поочерёдно повторяют фразу «Я смелый (смелая)».

Педагог-психолог. Мы зашли в магазин, где продаются не продукты, не одежда, не посуда и не мебель. Как вы думаете, какой товар продаётся в этом магазине? (Игрушки.) Рассмотрим витрины поближе. Какие игрушки вам нравятся? Почему? (Ответы детей.) А мне нравится игрушечная обезьянка. Она подбежала к зеркалу и, увидев своё отражение, подумала, что это другая обезьяна, стала дразнить её, корчить смешные рожицы.

     Проводится игра «Зеркало».

     Ребёнок-обезьянка выполняет различные движения, остальные дети-зеркала их повторяют. Игра повторяется несколько раз. Роль обезьянки дошкольники исполняют по желанию.

Педагог-психолог. В магазине много полок, и на каждой стоят разные игрушки. Для удобства покупателей продавцы придумали схему передвижения по магазину. Давайте воспользуемся этой схемой.

     Проводится игра «По дорожкам».

     Педагог-психолог выставляет на мольберт таблицу, в графах которой изображены игрушки, стрелки, обозначающие направление движения, и цифры. Даёт задание пройти от одной игрушки до другой, ориентируясь по таблице. Дети поочерёдно проговаривают маршрут движения, затем проходят его.

Педагог-психолог. Как можно дойти от ёлки до куклы?

Первый ребёнок. Надо сделать один шаг вперёд, повернуть направо и сделать ещё три шага вперёд. (Проходит по маршруту.)

Педагог-психолог. Если я встану рядом с машинкой, сделаю три шага вперёд и один шаг влево, рядом с какой игрушкой я окажусь?

Второй ребёнок. Вы остановитесь около медвежонка. (Проходит по маршруту.)

Педагог-психолог. Играть можно не только с игрушками, но и со словами.

     Я назову пару слов, вы определите, как они связаны между собой, а затем постараетесь подобрать пару к другому названному слову.

     Собака – лает, птица - … поёт.

     День – ночь, белый - … чёрный..

     Бежать – стоять, кричать – … молчать.

     Зубы – жевать, глаза - … видеть.

     Санки – зима, велосипед - … лето.

     Скакалка – прыгать, обруч - … крутить.

     Постарайтесь вспомнить и повторить слова, которые вы назвали.

     Два-три ребёнка выполняют задание. Затем дети садятся за столы.

Педагог-психолог. Мне нравятся игры на внимание. Для такой игры вам понадобятся карандаш и лист бумаги.

     Проводится графический диктант.

Педагог-психолог. Нарисуйте два квадрата, четыре круга и один треугольник. В одном квадрате поставьте точку, другой квадрат и круг зачеркните. А теперь проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.

     Дети меняются листами бумаги. Педагог-психолог повторяет задание, дети проверяют правильность его выполнения.

     Проводится упражнение «Тихое озеро».

     Звучит аудиозапись спокойной музыки.

Педагог-психолог. Ложитесь на ковёр, примите удобное положение, расслабьтесь и закройте глаза.

     Представьте чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле озера. Какая тишина! Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит. Вас согревают солнечные лучи. Воздух чист и прозрачен. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете.

     А теперь откройте глаза. Вы снова в детском саду. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое, приподнятое настроение. Эти приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня. (Дети садятся на ковёр.) Что вы представляли, когда отдыхали у озера? Что вы чувствовали?

     Выслушивает ответы нескольких детей.

Педагог-психолог. Где мы сегодня побывали? (В магазине игрушек.) Выберите любую игрушку и отнесите её в группу. Предложите поиграть с ней своим друзьям, которых не было на занятии.

     Дети берут игрушки, прощаются с гостями и выходят из зала.

     Далее старший воспитатель проводит практическую часть семинара с педагогами.

Старший воспитатель. Расширить представление о многообразии игровых приёмов работы с тревожными детьми позволит практическая часть нашего семинара.

     Прикрепите к одежде карточки со своими именами и встаньте в круг. (Педагоги выполняют задание.) Представьтесь, пожалуйста. Назовите себя ласково, как бы вы хотели, чтобы вас называли близкие люди. Расскажите о своём самочувствии, настроении, о том, что вы хотели бы узнать на семинаре.

     Педагоги поочерёдно отвечают.

    Игра «Здравствуйте».

     Педагоги образуют пары, поочерёдно здороваются, стараясь не повторять слова приветствия, и называют друг друга по имени.

     Игра «Дрозд».

     Педагоги встают парами, повторяют слова педагога-психолога, сопровождая их движениями по показу.

Старший воспитатель. Я – дрозд, ты – дрозд.

У меня нос, у тебя нос.

Я люблю себя,

Я люблю тебя,

Мы любим друг друга.

     Игра «Шире круг».

     Участники образуют плотный круг, вытягивают руки вперёд и соединяют их. Затем делают несколько шагов назад и пытаются, не отпуская рук, расширить круг.

Старший воспитатель. Чтобы снять мышечное напряжение, можно использовать следующие упражнения.

     Представьте, что ваше тело – большой мешок, куда вы складываете своё плохое настроение, все негативные эмоции. Мешок постепенно наполняется, уплотняется – вы напрягаете все мышцы тела. А теперь бросьте этот мешок в пропасть со звуком «Ха»!

     Педагоги выполняют задание, повторяя упражнение три раза.

Старший воспитатель. А теперь сядьте так, чтобы ваша спина касалась спинки стула. Возьмитесь за сиденье обеими руками, напрягите мышцы и попытайтесь поднять себя вместе со стулом – оставайтесь в состоянии напряжения так долго, как сможете. Затем быстро опустите руки и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Повторите упражнение несколько раз. Волнение и возбуждение отступят.

     Педагоги выполняют задание.

Старший воспитатель. Снять мышечное напряжение помогают и дыхательные упражнения.

    Дышите очень медленно и глубоко, так, чтобы цикл дыхания занимал не менее 30 секунд. Считайте до 10 и при вдохе и до 20 при выдохе.

     Педагоги выполняют задание.

Старший воспитатель. А теперь постарайтесь расслабить мышцы всего тела. Я буду читать строки из английской песенки в переводе Маршака, а вы выполняйте несложные движения: поворачивайте туловище вправо-влево (руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы) и на слова «Свалился во сне» резко наклонитесь вперёд.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

     Педагоги выполняют упражнение. Затем проводится игра-импровизация «Насос и мяч».

     Участники встают парами: один - большой мяч, не наполненный воздухом, - стоит на полусогнутых ногах, расслабив мышцы рук и шеи; другой – насос – накачивает мяч, сопровождая движения звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается, выпрямляясь и напрягая мышцы. После того как мяч надут, насос выдёргивает из него воображаемый шланг. Из мяча выходит воздух со звуком «ш», тело расслабляется и возвращается в исходное положение. Затем игроки меняются ролями.

Старший воспитатель. Помните историю о двух людях, которым показали стакан с водой?

 Один сказал: «Он наполовину полон, и я благодарен за это». Другой сказал: «Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым».

     Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Чтобы с вами ни происходило, во  всём старайтесь находить положительные стороны. Речь идёт не о самообмане, а о том, чтобы в любой ситуации научиться видеть хорошее.

     Представьте, что на улице начался дождь, стало сыро и холодно. Попробуйте взглянуть на эту ситуацию с позитивной точки зрения.

Педагоги (поочерёдно). Дождь прибивает пыль – воздух становится чище. Дождь смывает грязь с улиц, наполняет водой канавки в саду – теперь её надолго хватит для полива. Когда идёт дождь, хорошо спится. После дождя растут грибы. Во время дождя лучше клюёт рыба.

Старший воспитатель. Большинство тревожных людей имеют заниженную самооценку, а при развитии адекватной самооценки тревожность снижается.

     Проводится игра «Солнышко».

     Каждый педагог рисует на листе бумаги большое солнце (своё Я) и прикрепляет его на спину. Все участники передвигаются по залу и записывают на лучах солнца товарищей их положительные качества. Затем каждый знакомится с надписями на лучах своего солнышка.

Старший воспитатель. Если вы почувствуете неуверенность в своих силах, тревожность, достаньте своё солнышко, вспомните, какими видят вас коллеги.

     Предлагаю придумать вредные советы для взрослых на тему «Как стать тревожным».

   Если хочешь слыть тревожным,

   Ты ругай себя почаще,

   Говори, что неудачник,

   Утром, вечером и днём.

   Говори, что ты бездарность,

   Бестолочь и неумеха.

   И тогда твоя тревога

   Будет издали видна.

Педагоги (поочерёдно).

Ходите, сутулясь, представляя, что у вас за плечами тяжёлая ноша.

Говорите тихим, дрожащим голосом.

Избегайте общения. Одиночество – это классно!

Не следует высказывать свою точку зрения, настаивать на своём.

Выбирайте мрачные цвета – они вас стройнят.

Не стремитесь преодолевать трудности, они сами пройдут.

Старший воспитатель.  А теперь упражнение на релаксацию «Водопад».

     Сядьте удобнее и закройте глаза, два-три раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы стоите у необычного водопада: вместо воды с высоты на вас льётся мягкий белый свет, который струится по голове, расслабляет мышцы лица, шеи. Белый свет течёт по спине, груди, животу, рукам, ногам. И вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. Вам легко и приятно.

     Удивительный водопад белого света обволакивает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, безмятежно и с каждым вдохом и выдохом всё больше расслабляетесь, наполняетесь светом, положительными эмоциями. Мысленно поблагодарите водопад света за эти приятные ощущения. Потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

     Наша встреча подошла к концу. Благодарим вас за внимание. Хотелось бы знать, какие вопросы, связанные с поведенческими реакциями дошкольников, вы хотели бы рассмотреть на следующей встрече.

     Педагоги делятся впечатлениями о семинаре-практикуме. Высказывают свои пожелания. В подарок получают опросники по выявлению тревожности детей.

     



Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  СЕМИНАР

«КАК  ПОДГОТОВИТЬ  И  ПРОВЕСТИ  РОДИТЕЛЬСКОЕ  СОБРАНИЕ»

Провела:                                                                                                                                                  старший воспитатель                                                                                                                                   Букина Н.А.                                                                                                                                                   ГБОУ МО СКНШДС №737                                                                                                                                        г. Видное                                                                                                                                             25.02.2015г.

Цель: способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение родителей в жизнедеятельность  учреждения.

Задачи:                                                                                                                                                               - проанализировать систему подготовки и проведения родительских собраний;                                                                                                                                                                          - выявить характерные черты оптимальной организации родительского собрания;                                                                                                                                                                           - наметить пути и способы повышения качества подготовки и проведения родительских собраний.

Форма проведения: круглый стол.

Подготовка:  анализ планов работы воспитателей, посещение родительских собраний, анкетирование родителей, изучение научно-методической литературы по проблеме взаимодействия семьи и ДОУ в воспитании ребёнка, подготовка памяток по проведению родительских собраний для педагогов.

Оформление, оборудование, инвентарь: выставка книг по теме семинара, разработок родительских собраний, представленных педагогами ГБОУ, мультимедийное оборудование.

План семинара:

  1. Вступительное слово (заместитель директора).
  2. Информационно-теоретическая часть (старший воспитатель).
  3. Работа «круглого стола»:

- выступления воспитателей групп (из опыта работы проведения родительских собраний);

- работа с карточками;

     4. Ознакомление с выставкой, с памятками по проведению родительских собраний.

П А М Я Т К А

ПРАВИЛА  ПОВЕДЕНИЯ  ПЕДАГОГА  НА  РОДИТЕЛЬСКОМ  СОБРАНИИ

  1. Снимите собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

  1. Дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

  1. Убедите родителей в том, что у ГБОУ и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

  1. Постарайтесь понять родителей, правильно определите наиболее волнующие их проблемы,

  1. Словом и делом помогите родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формируйте у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других педагогов ГБОУ.

  1. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно.

  1. Важно, чтобы родители всех воспитанников: и благополучных и трудновоспитуемых, ушли с собрания с верой в своего ребёнка.

П А М Я Т К А

ДЕСЯТЬ  СЕКРЕТОВ  УСПЕШНОГО  ПРОВЕДЕНИЯ  РОДИТЕЛЬСКОГО  СОБРАНИЯ

  1. Выберите самый благоприятный день и час для проведения родительского собрания, постарайтесь, чтобы в это время не было запланировано других важных дел, интересных телепередач и т.п.
  2. Определите одну наиболее важную проблему и на основе её обсуждения постройте разговор с родителями.
  3. Расставьте столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
  4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они ещё недостаточно хорошо знают друг друга.
  5. Берегите время родителей. С этой целью установите регламент собрания и строго следите за его соблюдением.
  6. Используйте игровые элементы, групповые формы и способы организации взаимодействия и общения.
  7. Организуйте разговор за чашкой чая, что помогает сделать общение более непринуждённым и откровенным.
  8. Опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета.
  9. Стремитесь к тому, чтобы на собрании было принято конкретное решение.
  10. Придумайте вместе с родителями свои правила для участников собрания (например: не молчать; отвергая предложение (мнение), вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству).

ИНФОРМАЦИОННО – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

     Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребёнок переступил порог образовательного учреждения, педагоги и родители – это единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех воспитания.

     Большинство классиков педагогики, размышляя о развитии ребёнка, указывали на важность семейного воспитания. Например, Платон утверждал: «Мы считаем человека существом кротким. Да, если его свойства надлежавшим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, которое только рожает земля». Очевидны важность и необходимость взаимодействия семьи и школы в работе по обеспечению духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития детей.

     В соответствии с характером влияния родителей на процесс развития детей дома можно встретить следующие типы семей:

- семьи с благоприятной духовно-нравственной атмосферой и ответственным отношением к деятельности по воспитанию и развитию детей;

- семьи с ярко выраженной гиперопекой детей;

- благоприятно-неустойчивые семьи, в которых родители любят своих детей, но в семейном сообществе нет полного взаимопонимания;

- неблагоприятные для формирования личности ребёнка семьи, где духовно-нравственные ценности не являются значимыми;

- нейтральный тип семьи, в которой дети предоставлены сами себе;

- криминальный тип семьи.

Поэтому работа с родителями обязательно должна быть дифференцированной. Но возникают общие вопросы, которые нужно решить в условиях ГБОУ.

     Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями, их взрослыми членами. Важнейшей из них является родительское собрание.

     Анализ планов воспитательной деятельности, анкетирование родителей, посещение родительских собраний позволяют  констатировать регулярность и системность встреч педагогов и родителей, злободневность и сложность обсуждаемых проблем. Приятно и то, что на родительских собраниях не было случаев публичного осуждения родителей за неудачи детей. Для обсуждения таких вопросов используются индивидуальные беседы. В качестве основного недостатка в организации родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего является низкая активность родителей. Поэтому надо направить наши усилия на пополнение технологического арсенала социально-педагогической деятельности

КАРТОЧКА 1

Перечислить действия воспитателя по подготовке родительского собрания.

Алгоритм подготовительной деятельности воспитателя

  1. Выбор темы собрания;
  2. Определение его цели и задач;
  3. Изучение научно-методической литературы;
  4. Проведение диагностического микроисследования;
  5. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приёмов организации работы его участников;
  6. Приглашение родителей и других его участников;
  7. Составление решения собрания, рекомендаций (памяток) родителям;
  8. Оборудование и оформление места пр0ведения родительского собрания.

КАРТОЧКА 2

Перечислить методы и приёмы, используемые при проведении родительского собрания.

- именное приглашение;                                                                                                                                  - анкетирование, диагностика;                                                                                                               - разнообразные формы проведения собрания;                                                                                              - выпуск памяток, рекомендаций к собранию;                                                                                                    - выставка специальной литературы по теме собрания;                                                                               - активное применение информационных технологий;                                                                   - игры на сплочение коллектива.

РЕШЕНИЕ:

  1. Совершенствовать технологию работы педагогов по организации родительских собраний. Изучить имеющуюся литературу по теме.
  2. Сформировать информационно-методический банк форм и способов подготовки и проведения родительских собраний. (до 10.04.2015г.)



Предварительный просмотр:

ПРАКТИКУМ

для воспитателей

Тема: «Дидактические  игры  по  безопасности»

Цель: расширение практических приёмов работы воспитателя в процессе ознакомления дошкольников с правилами безопасности.

Ход работы:

  1. Вступительное слово  - старший воспитатель

    Игра – один из важнейших видов деятельности ребёнка, его самовыражение, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра – это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроте реакций. Игра – это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький).

     С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении основ безопасности жизнедеятельности особенно важным является приобретение воспитанниками в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального действия.

     Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр по безопасности для детей; создание условий, необходимых для более широкого внедрения д/и в учебно-воспитательный процесс обучения детей ПДД, ППБ, правилам поведения на природе, дома и т.д.

     Сегодня мы, уважаемые коллеги, познакомимся с интересными играми по безопасности жизнедеятельности, которые вы в дальнейшем можете использовать в своей работе.

  1. Игры по безопасности дорожного движения (выступления воспитателей).

  1. Игры по противопожарной безопасности (выступления воспитателей).

  1. Игры по правилам поведения в природе (дома, различных ЧС и пр.)

ИТОГ:

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя в разных жизненных ситуациях? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваши воспитанники владели навыками безопасного поведения, то не сводите процесс обучения к пустым и бесполезным фразам: «Будьте осторожны на дороге (с огнём, на улице и т.д.)». Она ничего не говорит ребёнку о том, чего нужно опасаться, где подстерегает опасность. Лучше использовать доступные игровые и практические ситуации. И учите не только детей, но и родителей. Надеюсь, после этой встречи, в ваших группах появятся новые интересные игры и игровые ситуации по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности.

Физкультминутки по ПДД

«По сигналу светофора»

     На полу разложены обручи красного, жёлтого и зелёного цвета. Ведущий загадывает загадки про сигналы светофора. Нужно быстро сориентироваться и встать в обруч нужного цвета.

- Какой цвет нам говорит: «Проходите, путь открыт»?

- Посмотри-ка, кто такой нам велит: «Шагать постой!»?

- Я - сигналю: «Путь опасный! Стой и жди пока я …»

- Будь, малыш, всегда смышлёный и шагай на свет …

- Не спеши скорей бежать, предлагаю подождать        и т.д.

«Путаница» (по произведению Чуковского)

Тут бабочка прилетела, крылышками помахала        машут руками

Стало море потухать, и потухло                                  приседают

Вот обрадовались звери, засмеялись                           смеются 

                                        И запели                            открывают-закрывают рот

Ручками захлопали                                                        хлопают    

Ножками затопали                                                         топают

ИГРЫ  ПО  БЕЗОПАСНОСТИ  ДОРОЖНОГО  ДВИЖЕНИЯ

Разрезные картинки «Сложи и назови» (виды транспорта), «Составь знак» (дорожные знаки)

Материал: различные виды городского транспорта (основные дорожные знаки), наклеенные на картон и разрезанные на части.

Ход игры: Дети собирают из частей изображение транспорта (дорожного знака), называют его.

«Автолото»

Материал: карточки А4, разделённые на 8 частей, в которых изображения какого-либо транспортного средства; маленькие карточки с изображением тех же транспортных средств.

Ход игры: Ведущий загадывает загадку про транспортное средство. Тот, кто отгадает загадку, получает маленькую карточку с соответствующим транспортным средством и закрывает ею картинку на большой карточке. Тот, кто больше картинок закрыл – выиграл. (Для детей карточки с картинками и загадки меняются со временем).

«Баба Яга в городе»

Материал: изображение Бабы Яги в ступе на колёсиках; ватманский лист с наклеенными зданиями и серой полосой, изображающей  дорогу; небольшие дорожные знаки – карточки.

Ход игры: Ведущий берёт Бабу Ягу и начинает рассказ о том, что старушка мчится по улице и с ней происходят разные ситуации. Ставит изображение Бабы Яги на серую полосу дороги и продолжает. «Итак, мчится Баба Яга и вдруг»… (Ребёнок: «Захотелось ей пообедать. И на пути у неё появился знак (ставит знак «Пункт питания»), который указал место, где можно покушать.)

     Ведущий продолжает вместе с детьми придумывать разные ситуации, используя карточки с изображением дорожных знаков.



Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для  обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 начальная школа – детский сад № 737 Московской области

Юридический адрес: 142702, Московская область, Ленинский район, г. Видное-2, Петровский проезд, д.28

Фактический адрес: 117279, г. Москва, улица Генерала Антонова, д.6; тел./факс: 333-73-30; 333-22-52

        

ПРАКТИКУМ

«Изготовление пособий и игр для обучения детей безопасному поведению»

Провела:                                                                                                                                старший воспитатель                                                                                                                Букина Н.А.                                                                                                                        23.03.2016г.

г. Видное

 

  Почему так важно в современной жизни сформировать у ребёнка навыки безопасного поведения?

     Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к  глобальным проблемам человечества. Детей с дошкольного возраста мы должны готовить к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной. В школах с первого класса введён предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В дошкольных учреждениях всё больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения.

     Теме безопасности жизнедеятельности посвящены много книг и учебных пособий, такие как:

-Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по ОБД дошкольного возраста: книга для воспитателей/ К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская. М.: Просвещение, 2001

- Пособие «Твоя безопасность»/ К.Ю. Белая и др., М.: Просвещение, 2001

- Тематический словарь в картинках «Я и моя безопасность», К.Ю.Белая, Изд. «Школьная Пресса», 2010

- К.Ю.Белая, Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012;

- книги по БДД и ППБ

     Кроме текстового  и картинного материала для обучения дошкольников безопасности  необходимы разнообразный игровой материал и учебные пособия.

    Игры по безопасности имеются, особенно по правилам дорожного движения, остальные вопросы требуют  создания педагогами необходимых пособий и материалов.

    Дидактические игры могут создаваться педагогом с использованием старых книг, нарисованных ситуаций, предметных тематических карточек.

     Для изготовления пособий можно использовать различные материалы: ткань, бумагу различной текстуры, подручный и бросовый материал.

МАСТЕР – КЛАСС

старшего воспитателя Букиной Натальи Александровны

  1. Дидактические  игры по безопасности

 СОХРАНЕНИЕ  ЗДОРОВЬЯ

  1. «Мойдодыр»

Цель. Закрепление знаний детей о важности для здоровья гигиенических процедур.

Материал. Карточки с нарисованными ситуациями, когда необходимо тщательно мыть руки.

Ход игры. Ребёнок берёт карточку и поясняет. Почему в данном случае необходимо мыть руки с мылом.

  1. «Здоровье – в порядке»

Цель. Закрепление знаний детей о том, как заботиться о себе и  избегать случаев опасных для здоровья.

Материал. Нарисованные карточки с различными ситуациями: опасными для здоровья людей и приносящими пользу организму.

Ход игры. Дети поочерёдно берут карточку с ситуацией, рассказывают польза или вред это для организма и объясняют почему.

  1. «Что делать можно, что нельзя»

Цель. Закрепление знаний детей о том, что можно или нельзя делать в различных жизненных ситуациях.

Материал. Сюжетные картинки с различным поведением детей в одних и тех же жизненных ситуациях.

Ход игры. Дети находят парные картинки, выбирают правильное поведение в данной ситуации, объясняют свой выбор.

  1. «Полезно – вредно»

Цель. Подготовка детей к летнему сезону. Закрепление полезных для здоровья игр и развлечений на воде.

Материал. Нарисованные карточки с играми и развлечениями у воды и в воде.

Ход игры. Ребёнок выбирает карточку и объясняет правильно или неправильно ведут себя дети и почему.

  1. «Внимание! Опасность!»

Цель. Закрепление знаний детей об источниках возникновения опасности для организма: микробах и вирусах, каким путём они могут попасть в организм.

Материал. Карточки с нарисованными сюжетами, которые могут привести к заболеванию через попадание в организм микробов и вирусов.

Ход игры. Воспитатель показывает детям карточку, дети рассказывают, каким образом данная ситуация может привести к заболеванию.

БЕЗОПАСНОСТЬ  ДОРОЖНОГО  ДВИЖЕНИЯ

  1. «Собери светофор»

Цель. Закрепление знаний основных цветов, геометрических фигур,  о правильном расположении сигналов светофора.

Материал. Геометрические фигуры: серый прямоугольник, чёрный треугольник, красный, жёлтый и зелёный круг (на группу детей).

Ход игры. Дети собирают их геометрических фигур светофор, рассказывают о  сигналах светофора.

ПРАВИЛА  ПОВЕДЕНИЯ  В  ПРИРОДЕ

  1. «Что в корзину мы берём»

Цель. Научить детей отличать по внешним признакам дикорастущие ягоды от садовых; съедобные грибы от ядовитых.

Материал. Карточки с изображением лесных и садовых ягод, съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры. Ребёнок берёт карточку, показывает остальным детям и говорит берёт или не берёт ягоду (гриб) в свою корзинку, обязательно поясняя почему.

ВАРИАНТ. Карточки грибов подбирают парами: съедобный гриб и похожая на него поганка. Надо назвать отличительные признаки (по внешнему виду, окраске пластинок нижней части гриба, наличие «воротничка» и пр.)

ПОЖАРНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ

  1. Учебное пособие по ППБ «Противопожарный щит»

Цель. Закрепление знаний детей о предметах, находящихся на пожарном щите и их использовании при тушении пожара.

Материал. Картонный щит, обшитый красной тканью. Пожарные крюки, лопаты, топоры, сделанные из картона, обклеенные красной бумагой и фольгой. Ведёрки красного цвета от игры «Собери урожай». Раздвижная лестница от сломанной пожарной машины. Брандсбой и огнетушители, сделанные из бросового материала.

  1. Наглядное пособие «Теперь мы знаем все, друзья, что делать можно, что нельзя»

Цель. Закрепление знаний детей о причинах возникновения пожара.

Материал. Карточки с нарисованными пожароопасными ситуациями.