Участие в работе методического объединения

Нурудинова Мадина Алиевна

Участие в работе методического объединения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золушка»

        

Технологическая карта                                                                                                    организации непосредственно образовательной деятельности                                                 с интеграцией образовательных областей

 «Путешествие в страну динозавров»

для детей подготовительной к школе группе

                                                                                             Подготовила: Нурудинова М. А.,

                                                                                                                            воспитатель

        Когалым, 2022г.


Цель: создание условий для освоения детьми старшего дошкольного возраста игры в шахматы.

Задачи:

Образовательные:

 -  Обобщить и систематизировать у детей знания о шахматных фигурах, способах их передвижения по шахматной доске.

 - Выработать навык решать простые шахматные задачи.

Развивающие:

- Упражнять в узнавании шахматных фигур  по способу их передвижения по шахматной доске.

 - Закрепить понятия «вилка»,  «шах» и «мат», «рокировка».

 - Развивать ориентировку на плоскости шахматной доски.

 - Активизировать мыслительную деятельность, логическое мышление, память, внимание.

Воспитательные:

 - Воспитывать навыки работы в коллективе, уверенность в своих силах.

 -Поддерживать интерес к игре в шахматы.

 - Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми.

Речевые:

- Активизация: пешка, ладья, ферзь, конь, король, шахматная доска, шах, мат.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Учебно-методический комплект: Основная образовательная программа МАДОУ «Золушка», разработанная на основе примерной ОПДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М. 2014. с учетом ФГОС ДО

 Методы и приемы:                                                                                                   Игровой – сюрпризный момент (письмо)

Практический – дидактические игры «Чьи следы?», «Кто быстрее соберет фигуры?», «Вилка», «Реши шахматную задачу».

Наглядный –демонстрационные шахматные доски, настенная магнитная доска, мультимедийная презентация

Словесный – постановка проблемы, обсуждение вопросов, активизация детей, указания воспитателя.                            

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, посылка с изображением игры «Динозавры учат шахматам», письмо (с изображением малыша-динозаврика), лазерный луч, шкатулка с заданиями (украшена шахматными фигурами), настенная магнитная шахматная доска, демонстрационные шахматные доски, наборы шахматных фигур.

Предварительная работа:чтение отрывков из книги И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране», чтение сказок о происхождении шахматной игры, ознакомление с шахматной доской, шахматными фигурами, решение простейших шахматных комбинаций.

Планируемый результат:

-овладеть элементарными навыками шахматной игры;

-проявлять устойчивый познавательный интерес к шахматной игре;

-активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

-формировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку;

-овладеть навыками речевого общения.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I этап - организационный(эмоциональный настрой на предстоящую деятельность)

Педагог стимулирует любознательность детей, создает атмосферу заинтересованности.

Воспитатель: Смотрите, ребята, какую необычную посылку принес почтальон к нам в группу. (На посылке изображение игры «Динозавры учат шахматам»). Вы узнали, из какой игры это картинка? Вам интересно узнать, что внутри?  (В посылке письмо с изображением малыша-динозаврика из игры «Динозавры учат шахматам» и лазерный луч).

Открывает конверт и читает письмо:

«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы с удовольствием изучаете удивительную игру под названием – шахматы. И вам очень нравится шахматная школа, которая находится в стране Динозавров. В этой школе очень много динозавриков научились играть в шахматы, и, благодаря полученным знаниям, подросли. Я тоже мечтаю научиться шахматам и стать большим. Но для этого мне нужно выполнить несколько очень трудных для меня заданий. Задания находятся в шахматной шкатулке. Помогите мне,  ребята. Чтобы попасть в нашу страну, вам нужно воспользоваться специальным ключом. Ключ в посылке. Я с нетерпением жду вас, ребята! Малыш-динозаврик»

Дети свободно играют.

 Отвлекаются от самостоятельной деятельности, подходят поближе к воспитателю.

Дети высказывают предположения.

Приходят к общему мнению: для того чтобы узнать, что находится в посылке, нужно открыть ее и посмотреть, что в ней находится.

II этап – постановка проблемы

Создание проблемной ситуации:

-Вот такое письмо, ребята. Что же нам делать?  (Нужно помочь динозаврику).

- Вы готовы совершить путешествие в страну Динозавров, чтобы помочь динозаврику стать учеником шахматной школы?

- Ребята, посмотрите, в посылке вот такой ключ лежит! Вы знаете, как им пользоваться?

Эмоционально вовлекает детей в деятельность

Для того чтобы нам попасть в страну динозавров, нужно встать в круг лицом друг к другу, крепко взяться за руки, и направить луч на экран. Разрывать руки нельзя, иначе мы не попадем в страну. Итак, начинаем отсчет: 1. 2. 3 – в страну динозавров попади! (Появляется слайд на экране – крутящийся шар с динозаврами и звучит музыка).

Участвуют в решении проблемы:

Дети размышляют, осознают проблему, высказывают свои предложения.

Участвуют в диалоге.

Дети высказывают предположение, что это лазерный ключи для того чтобы им воспользоваться, нужно направить луч в цель.

Дети становятся в круг вместе с воспитателем, берут друг друга за руки, и начинают отсчет.

Эмоционально реагируют.

Фиксирует внимание детей.

 (Слайд: страна Динозавров)

- Смотрите, мы попали в страну Динозавров.

Где же наш малыш? (Появляется слайд – Учитель Динозавр и малыш динозаврик. Звучит голос динозавра - учителя).

Осознают ситуацию.

Подходят к экрану телевизора для просмотра слайдов и прослушивания Учителя.

III этап – практический, актуализация знаний

Вовлекает детей в практическую часть

-Ну что, ребята, поможем динозаврику? (Да)

А вот и шкатулка с заданиями.

(Воспитатель берет шахматную шкатулку. Там на черно-белых карточках задания).

Определяет целевую установку.

В: Сейчас нам очень пригодятся ваши знания о шахматной игре.

1 задание – Д/и «Чьи следы?» (на слайдах появляются «следы» разных шахматных фигур).

-Нам нужно по следам определить, какой шахматной фигуре они принадлежат, рассказать все, что мы знаем об этой фигуре и найти ее место на шахматной доске. (Появляются следы фигур: ферзя, слона, коня, пешки, короля и ладьи).

-Ну вот мы рассказали динозаврику обо всех шахматных фигурах.  Я думаю, он все запомнил.

-Приступим к выполнению второго задания.

2 задание – «Вилка» по подгруппам. Задания на карточках: Чтобы выполнить 2е задание, нам нужно разделиться на три команды.

-Ребята, прежде чем приступить к выполнению второго задания, давайте вспомним, что такое «вилка»? (Это когда одна фигура нападает сразу на две фигуры»)

-Какие фигуры могут сделать такой ход? (Все)

-А теперь немного отдохнем, чтобы набраться сил для решающего задания. Давайте превратимся в пешек.

Физкультминутка

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом            

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём.              

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

-Молодцы, ребята. Замечательные пешки из вас получились!

Д/и «Кто быстрее соберет фигуры?

-Давайте еще поиграем. Посмотрите, ребята, на столы. Что вы видите? (шахматные доски и фигуры в произвольном положении). Давайте поиграем в игру «Кто быстрее соберет фигуры в правильном порядке?». Но мы будем расставлять фигуры в определенном порядке, по моей команде:

  • Сначала расставляем легкие фигуры (кони и слоны);
  • Тяжелые фигуры (ладьи, ферзи);
  • Короли и пешки.

Дает установку на выполнение решающего задания из шахматной шкатулки.

-Ну что ж, ребята, давайте выполним последнее задание из шахматной шкатулки.

4 задание «Реши шахматную задачу» (задания выполняются на двух магнитных досках).

Задание состоит из трех пунктов:

  • Что такое шах? Поставь шах королю.
  • Что такое мат? Поставь мат королю.
  • Сделай рокировку.

Решают поставленные задачи

Внимательно слушают, эмоционально реагируют, проявляют интерес к происходящему.

Осознают цель.

Дети определяют, что это за фигура, находят ее место на доске и рассказывают о ней все, что знают.

Дети делятся на группы (3группы). Выбирается капитан команды. Каждой группе дается карточка с заданием. После выполнения задания капитан объясняет, какая фигура сделала «вилку» и на какие фигуры она напала.

Повторяют слова и выполняют движения в соответствии с текстом.

Делятся на пары, проходят за столы и по команде начинают активно собирать фигуры на шахматных досках.

Проявляют активность и внимание.

Размышляют, предлагают решение. Участвуют в выполнении заданий, отвечают на вопросы.

А)Дети дают определение понятию «шах». На магнитной шахматной доске решают шахматную задачу: поставь белому королю шах.

В)Дают определение понятию «мат». На шахматной доске решают шахматную задачу: поставь черному королю мат.

С). Объясняют, что такое рокировка и в каких случаях ее можно делать.

(Когда ребята справятся с последним заданием, появляется слайд –Динозавр – учитель с динозавриком. Динозавр подрос, благодаря знаниям, полученным от детей)

 -Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями. Благодаря вам наш динозаврик научился шахматам и подрос, и теперь может успешно учиться в шахматной школе.

-Ну, что, ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмем наш ключ и направим в цель. Возьмем друг друга за руки. Начинаем отсчет– 1, 2, 3 – в детский сад попади! (Появляется слайд – крутящийся шар с детьми. Звучит музыка).

Дети эмоционально реагируют.

Дети с воспитателем становятся в круг, берут друг друга за руки и начинают  отсчет.

IV этап – рефлексивный. Подведение итогов

Задает вопросы для обсуждения итогов деятельности

- Понравилось вам путешествие в страну Динозавров?

-Что больше всего понравилось?

-Ну что, ребята, хотите поиграть в шахматы? Тогда проходите за столы и начните играть в шахматы.

Выражают собственные мысли, анализируют

  Ответы детей

Дети по желанию проходят за столы и начинают играть в шахматы.



Предварительный просмотр:

            Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад «Золушка»

«Использование технологии «Сторисек» («Мешок историй») в работе с детьми дошкольного возраста»

                       Подготовила: Нурудинова М. А., воспитатель.

        г. Когалым, 2024г

«Использование технологии «Сторисек» («Мешок историй») в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).

Цель: повышение компетенции педагогов в освоении технологии речевого развития «Сторисек» («Мешок историй).

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня наш разговор пойдет о том, как и с помощью чего можно сформировать интерес к чтению у детей дошкольного возраста. Проблема снижения интереса к чтению – одна из самых серьезных и актуальных. К сожалению, прошло то время, когда мы с замиранием сердца бежали в библиотеку и погружались в этот волшебный мир книг. Гаджеты захватили мир, нашу жизнь и особенно жизнь наших детей. И сегодня перед воспитателями детских садов стоит сложная задача - напомнить родителям о том, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формирует его речь, языковую культуру и сеет в маленькую душу первые росточки нравственности.

Есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, его надо открывать, вырастить и воспитать» - писал С. Я. Маршак.

Читать умеют и могут научиться все, но не все, к сожалению, становятся читателями на всю жизнь. Научить читать проще, чем научить хотеть слушать. Существует много различных современных методов и очень мало таких, которые привлекли бы ребенка к внимательному прослушиванию. Я задумалась над этим вопросом, и решила использовать в своей деятельности с детьми – технологию «Сторисек» (мешок историй).

Что это же это за технология? В переводе с английского «Сторисек» - «Мешок историй». Метод был разработан в 1994 году в Великобритании. Основатель «Сторисек» - Нейл Гриффитс, доктор филологии, автор книг по обучению детей в дошкольном и школьном возрасте. Нейл Гриффитс считает, что сначала нужно решить вопрос «Как помочь ребенку стать читателем?», а потом уже «Как научить ребенка читать?».

Цели и задачи «Сторисека»:

-пополнение и расширение словарного запаса;

-- развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения художественного произведения;

-формирование разностороннего подхода к книге в рамках общеобразовательных целей и задач;

-стимулирование интереса к книге.

- развитие социальных навыков;

- прослушивание во время чтения взрослыми хороших книг;

- позитивная социализация дошкольников посредством привития интереса к совместной деятельности со сверстниками.

        Что из себя представляет мешок историй? Это настоящий полотняный мешок, который предварительно можно смастерить вместе с детьми (родителями), проведя мастер-класс, где возможны варианты по украшению мешка пуговицами, вышивкой, тканью и т.д. Мешок можно заменить чемоданом или красочной коробкой. Затем подбираются компоненты для комплекта: это художественная иллюстрированная детская книга, мягкие игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, маски, аудиокассета или компакт-диск, языковая игра. Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу. Игрушки помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного. Мягкие игрушки сторисека – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Научно-популярная книга соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами. Аудиокассета или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания. Языковые игры также связаны с содержанием художественной книги. Языковая игра не только развивает новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие. 

Работа по внедрению метода «Сторисек» проводится в несколько этапов:

Этапы работы над созданием Сторисека.

Подготовительный этап.

  • Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек». 
  • Подготавливается мешок для комплекта материалов.
  • Подборка компонентов.
  • Разрабатываются литературные игры.
  • Разрабатываются «шпаргалки для взрослых».
  • Оформляется опись готового «Мешка историй».

Этап продвижения.

  • На этом этапе подготавливаются анонсы мероприятий по данной технологии.
  • Привлекаются родители и педагоги для вводной беседы.
  • Раздаются рекламные буклеты и листовки.
  • Используется электронная рассылка.

 

Основной этап.

  • Работа с художественным произведением (чтение, вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций).
  • Работа с научно-популярной книгой (предложите поделиться своими впечатлениями об иллюстрациях; вспомните понравившиеся факты, например, о животных; составьте список вопросов, на которые дети хотели бы узнать ответы).
  • Работа с аудиокнигой (коллективное прослушивание с одновременным рисованием, раскрашиванием).
  • Просмотр мультфильма
  • Работа с дидактическими и литературными играми
  • Разыгривание содержания книги при помощи разного вида театров.

Завершающий этап.

  • Сбор впечатления о  книге (произведении), уточняется запрос детей.
  • Мешок историй передается читателям на дом или в другие группы.
  • Инсценировка и театрализация.
  • Продуктивная деятельность: рисование, лепка.
  • Режиссерские игры.
  • Можно собрать книжку – малышку из рисунков детей, изготовить театр по сказке.
  • Коллаж по сказке.

А теперь предлагаю вам рассмотреть реализацию данной технологии на конкретном нашем примере. В январе мы решили создать мешок историй по сказке «Три поросенка» в обработке С. Михалкова. Подобрали книги - непосредственно сказку, энциклопедию про животных для малышей. Основное правило при подборе книги - она должны соответствовать возрасту детей, содержать качественные и красочные иллюстрации.

Обычный мешок мы превратили в красочную историю. Обшили его фетром. И в этом нам большую помощь оказали наши родители.

Далее подобрали остальные компоненты. (на слайде фото д/и, речевых игр, загадки. пословицы, поговорки, картинки для последовательного пересказа сказки, мнемотаблицы, разного вида театры). Создали картотеку игр, содержание которых соответствует сюжету сказки: пальчиковые игры, речевые, дидактические, подобрали загадки, пословицы, поговорки, а также физкультминутки. Составили мнемотаблицы для последовательного рассказывания. Создали шпаргалку для родителей, оформили опись Сторисека.

Давайте рассмотрим, как работает технология в средней группе. «Мешок историй» обязательно приносит какой-нибудь художественный персонаж. Мы выбрали Снеговичка. К детям на занятие по речевому развитию пришел Снеговичок, который принес с собой «мешок историй». Первым делом персонаж (воспитатель) должен познакомить детей с мешком. И рассказать, что благодаря ему мы отправляемся в волшебный мир сказок. Далее Снеговик (педагог) читает сказку, а после неё задает вопросы по сюжету и по персонажам сказки.

На следующий день или через день для закрепления знаний мы с детьми  снова встречаемся с «Мешком историй», в котором находится письмо с предложением поиграть с героями сказки на магнитной доске. Задание - собрать фрагмент из сказки. Предлагаем детям различные дидактические и речевые игры. (фотки на слайде).

Данные игры способствуют развитию речи, памяти, мышлению, двигательной активности, ориентировке в пространстве, координации движений.

На следующий день детям предлагается поучаствовать в театрализованной деятельности. К детям приходит персонаж и приносит с собой «Мешок историй», в нём находятся атрибуты театра. Ребятам предлагается стать героями сказки и разыграть её. (фотки на слайде)

Таким образом, дети запоминают содержание сказки, у них развиваются первичные навыки театральной деятельности, развивается связную речь, воспитывается чувство товарищества.

Заключительным нашим мероприятием стала деятельность по экспериментированию «Домик для поросят», где мы с ребятами сравнивали свойства различных материалов (камня, ваты и бумаги). Пришли к выводу, что лучше всего построить дом для поросят из камня.

 Перед выходными некоторым детям предлагается взять с «Мешка историй» книги, флэш-накопитель с аудио-сказкой или настольный театр для того, чтобы вместе с родителями закрепить раннее полученные знания.

Как вы видите, совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение нескольких дней. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей. Мешок историй можно передать в любую семью или группу ДОУ для чтения и изучения произведения.

    Знакомя детей с произведением по методу «Сторисек», мы затрагиваем все образовательные области согласно ФГОС ДО, а также родители привлекаются к участию в изготовлении и наполнении мешка истории, созданию коллажей по прочитанному произведению, созданию атрибутов для сказки. Совместно с родителями воспитанники могут оформить свои «домашние» мешки историй, принести их в детский сад, и с удовольствием познакомить друзей с любимыми произведениями и героями.

консультации, памятки, например,  «Как научить ребенка любить книгу»«Читайте детям сказки», которые помогают родителям осознать всю важность процесса по приобщению детей к книжной культуре.

Таким образом, анализ результатов деятельности по технологии Сторисек, привел к следующим положительным выводам:

- использование новой формы работы способствует возбуждению интереса детей к чтению художественной литературы;

- реализация в практической деятельности инновационной формы работы способствует повышению уровня педагогической компетенции;

- происходит расширение содержания взаимодействия с родителями воспитанников при создании творческого продукта.

А самое главное, работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов.

Спасибо всем внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология « Сторисек » (мешок историй) в работе с детьми дошкольного возраста Подготовила: Нурудинова М. А., воспитатель

Слайд 2

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В . А. Сухомлинский

Слайд 3

« Сторисек » - в переводе с английского «Мешок историй», был разработан в Великобритании в 1994 году. Основатель « Сторисека » англичанин Нейл Гриффитс . « Сторисек » - средство приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к чтению.

Слайд 4

Задачи « Сторисека »: 1. Пополнение и расширение словарного запаса. 2 . Развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения художественного произведения. 3. С тимулирование интереса к книге, р асширение кругозора. 4. Развитие социальных навыков. 5. Прослушивание во время чтения взрослыми «хороших» книг.

Слайд 5

Мешок историй+картинки

Слайд 6

Этапы работы над созданием Сторисека . Подготовительный этап. Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается « Сторисек ». Этап продвижения. На этом этапе подготавливается анонс мероприятий. анонс

Слайд 7

Критерии отбора книги: 1. книга, соответствующая возрасту детей; 2. качественные иллюстрации; 3.подготавливается мешок (чемодан) для комплекта материалов; 4.подбираются остальные компоненты для комплекта; 5. разрабатываются литературные игры; 6. разрабатываются «Шпаргалки для взрослых»; 7. красочно оформляется опись готового « сторисека ».

Слайд 8

Основной этап. 1.работа с художественным произведением (чтение, вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций). 2.работа с научно-популярной книгой (предложите поделиться своими впечатлениями об иллюстрациях; вспомните понравившиеся факты, например, о животных; составьте список вопросов, на которые дети хотели бы узнать ответы). 3.работа с аудиокнигой (коллективное прослушивание с одновременным рисованием, раскрашиванием ). 4.Просмотр мультфильма 5.Работа с дидактическими и литературными играми 6.Разыгривание содержания книги при помощи разного вида театров.

Слайд 9

Завершающий этап. Собираются впечатления о книге (произведении), уточняется запрос детей. Продолжается участие воспитанников в мастерской «В мире историй», изготовление творческих продуктов на основе художественного произведения ( закладки, рисование обложек, новых иллюстраций к книгам, представляя себя художниками – оформителями, изготовление масок и персонажей для настольного, теневого, пальчикового и т. д. театра по прочитанным произведениям. Кроме этого ребятам можно предложить придумать другой конец той или иной истории, оформить ее в виде книжки самоделки.

Слайд 10

Знакомя детей с произведением по методу « Сторисек », мы затрагиваем все образовательные области, а также родители привлекаются к участию в изготовлении и наполнении мешка истории, созданию коллажей по прочитанному произведению. В помощь родителям изготавливаются буклеты-шпаргалки, например, «Воспитание культуры чтения у дошкольника», «Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению», «Как научить ребенка любить книгу», «Читайте детям сказки», которые помогают родителям осознать всю важность процесса по приобщению детей к книжной культуре.

Слайд 11

Спасибо за внимание