Участие в работе методического объединения
Участие в работе методического объединения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_dinozavrov.docx | 27.34 КБ |
gmo_tehnologiya_storisek.docx | 24.16 КБ |
tehnologiya_storisek_prezentatsiya.pptx | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золушка»
Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей
«Путешествие в страну динозавров»
для детей подготовительной к школе группе
Подготовила: Нурудинова М. А.,
воспитатель
Когалым, 2022г.
Цель: создание условий для освоения детьми старшего дошкольного возраста игры в шахматы.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать у детей знания о шахматных фигурах, способах их передвижения по шахматной доске.
- Выработать навык решать простые шахматные задачи.
Развивающие:
- Упражнять в узнавании шахматных фигур по способу их передвижения по шахматной доске.
- Закрепить понятия «вилка», «шах» и «мат», «рокировка».
- Развивать ориентировку на плоскости шахматной доски.
- Активизировать мыслительную деятельность, логическое мышление, память, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки работы в коллективе, уверенность в своих силах.
-Поддерживать интерес к игре в шахматы.
- Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми.
Речевые:
- Активизация: пешка, ладья, ферзь, конь, король, шахматная доска, шах, мат.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Учебно-методический комплект: Основная образовательная программа МАДОУ «Золушка», разработанная на основе примерной ОПДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М. 2014. с учетом ФГОС ДО
Методы и приемы: Игровой – сюрпризный момент (письмо)
Практический – дидактические игры «Чьи следы?», «Кто быстрее соберет фигуры?», «Вилка», «Реши шахматную задачу».
Наглядный –демонстрационные шахматные доски, настенная магнитная доска, мультимедийная презентация
Словесный – постановка проблемы, обсуждение вопросов, активизация детей, указания воспитателя.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, посылка с изображением игры «Динозавры учат шахматам», письмо (с изображением малыша-динозаврика), лазерный луч, шкатулка с заданиями (украшена шахматными фигурами), настенная магнитная шахматная доска, демонстрационные шахматные доски, наборы шахматных фигур.
Предварительная работа:чтение отрывков из книги И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране», чтение сказок о происхождении шахматной игры, ознакомление с шахматной доской, шахматными фигурами, решение простейших шахматных комбинаций.
Планируемый результат:
-овладеть элементарными навыками шахматной игры;
-проявлять устойчивый познавательный интерес к шахматной игре;
-активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
-формировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку;
-овладеть навыками речевого общения.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I этап - организационный(эмоциональный настрой на предстоящую деятельность) | |
Педагог стимулирует любознательность детей, создает атмосферу заинтересованности. Воспитатель: Смотрите, ребята, какую необычную посылку принес почтальон к нам в группу. (На посылке изображение игры «Динозавры учат шахматам»). Вы узнали, из какой игры это картинка? Вам интересно узнать, что внутри? (В посылке письмо с изображением малыша-динозаврика из игры «Динозавры учат шахматам» и лазерный луч). Открывает конверт и читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы с удовольствием изучаете удивительную игру под названием – шахматы. И вам очень нравится шахматная школа, которая находится в стране Динозавров. В этой школе очень много динозавриков научились играть в шахматы, и, благодаря полученным знаниям, подросли. Я тоже мечтаю научиться шахматам и стать большим. Но для этого мне нужно выполнить несколько очень трудных для меня заданий. Задания находятся в шахматной шкатулке. Помогите мне, ребята. Чтобы попасть в нашу страну, вам нужно воспользоваться специальным ключом. Ключ в посылке. Я с нетерпением жду вас, ребята! Малыш-динозаврик» | Дети свободно играют. Отвлекаются от самостоятельной деятельности, подходят поближе к воспитателю. Дети высказывают предположения. Приходят к общему мнению: для того чтобы узнать, что находится в посылке, нужно открыть ее и посмотреть, что в ней находится. |
II этап – постановка проблемы | |
Создание проблемной ситуации: -Вот такое письмо, ребята. Что же нам делать? (Нужно помочь динозаврику). - Вы готовы совершить путешествие в страну Динозавров, чтобы помочь динозаврику стать учеником шахматной школы? - Ребята, посмотрите, в посылке вот такой ключ лежит! Вы знаете, как им пользоваться? Эмоционально вовлекает детей в деятельность Для того чтобы нам попасть в страну динозавров, нужно встать в круг лицом друг к другу, крепко взяться за руки, и направить луч на экран. Разрывать руки нельзя, иначе мы не попадем в страну. Итак, начинаем отсчет: 1. 2. 3 – в страну динозавров попади! (Появляется слайд на экране – крутящийся шар с динозаврами и звучит музыка). | Участвуют в решении проблемы: Дети размышляют, осознают проблему, высказывают свои предложения. Участвуют в диалоге. Дети высказывают предположение, что это лазерный ключи для того чтобы им воспользоваться, нужно направить луч в цель. Дети становятся в круг вместе с воспитателем, берут друг друга за руки, и начинают отсчет. Эмоционально реагируют. |
Фиксирует внимание детей. (Слайд: страна Динозавров) - Смотрите, мы попали в страну Динозавров. Где же наш малыш? (Появляется слайд – Учитель Динозавр и малыш динозаврик. Звучит голос динозавра - учителя). | Осознают ситуацию. Подходят к экрану телевизора для просмотра слайдов и прослушивания Учителя. |
III этап – практический, актуализация знаний | |
Вовлекает детей в практическую часть -Ну что, ребята, поможем динозаврику? (Да) А вот и шкатулка с заданиями. (Воспитатель берет шахматную шкатулку. Там на черно-белых карточках задания). Определяет целевую установку. В: Сейчас нам очень пригодятся ваши знания о шахматной игре. 1 задание – Д/и «Чьи следы?» (на слайдах появляются «следы» разных шахматных фигур). -Нам нужно по следам определить, какой шахматной фигуре они принадлежат, рассказать все, что мы знаем об этой фигуре и найти ее место на шахматной доске. (Появляются следы фигур: ферзя, слона, коня, пешки, короля и ладьи). -Ну вот мы рассказали динозаврику обо всех шахматных фигурах. Я думаю, он все запомнил. -Приступим к выполнению второго задания. 2 задание – «Вилка» по подгруппам. Задания на карточках: Чтобы выполнить 2е задание, нам нужно разделиться на три команды. -Ребята, прежде чем приступить к выполнению второго задания, давайте вспомним, что такое «вилка»? (Это когда одна фигура нападает сразу на две фигуры») -Какие фигуры могут сделать такой ход? (Все) -А теперь немного отдохнем, чтобы набраться сил для решающего задания. Давайте превратимся в пешек. Физкультминутка Ну- ка, пешки, поиграем. Головой мы повращаем Вправо – влево, а потом 3- 4, приседаем, Наши ножки разомнём. 1,2,3 – на месте шаг. Встали пешки дружно в ряд. -Молодцы, ребята. Замечательные пешки из вас получились! Д/и «Кто быстрее соберет фигуры? -Давайте еще поиграем. Посмотрите, ребята, на столы. Что вы видите? (шахматные доски и фигуры в произвольном положении). Давайте поиграем в игру «Кто быстрее соберет фигуры в правильном порядке?». Но мы будем расставлять фигуры в определенном порядке, по моей команде:
Дает установку на выполнение решающего задания из шахматной шкатулки. -Ну что ж, ребята, давайте выполним последнее задание из шахматной шкатулки. 4 задание «Реши шахматную задачу» (задания выполняются на двух магнитных досках). Задание состоит из трех пунктов:
| Решают поставленные задачи Внимательно слушают, эмоционально реагируют, проявляют интерес к происходящему. Осознают цель. Дети определяют, что это за фигура, находят ее место на доске и рассказывают о ней все, что знают. Дети делятся на группы (3группы). Выбирается капитан команды. Каждой группе дается карточка с заданием. После выполнения задания капитан объясняет, какая фигура сделала «вилку» и на какие фигуры она напала. Повторяют слова и выполняют движения в соответствии с текстом. Делятся на пары, проходят за столы и по команде начинают активно собирать фигуры на шахматных досках. Проявляют активность и внимание. Размышляют, предлагают решение. Участвуют в выполнении заданий, отвечают на вопросы. А)Дети дают определение понятию «шах». На магнитной шахматной доске решают шахматную задачу: поставь белому королю шах. В)Дают определение понятию «мат». На шахматной доске решают шахматную задачу: поставь черному королю мат. С). Объясняют, что такое рокировка и в каких случаях ее можно делать. |
(Когда ребята справятся с последним заданием, появляется слайд –Динозавр – учитель с динозавриком. Динозавр подрос, благодаря знаниям, полученным от детей) -Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями. Благодаря вам наш динозаврик научился шахматам и подрос, и теперь может успешно учиться в шахматной школе. -Ну, что, ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмем наш ключ и направим в цель. Возьмем друг друга за руки. Начинаем отсчет– 1, 2, 3 – в детский сад попади! (Появляется слайд – крутящийся шар с детьми. Звучит музыка). | Дети эмоционально реагируют. Дети с воспитателем становятся в круг, берут друг друга за руки и начинают отсчет. |
IV этап – рефлексивный. Подведение итогов | |
Задает вопросы для обсуждения итогов деятельности - Понравилось вам путешествие в страну Динозавров? -Что больше всего понравилось? -Ну что, ребята, хотите поиграть в шахматы? Тогда проходите за столы и начните играть в шахматы. | Выражают собственные мысли, анализируют Ответы детей Дети по желанию проходят за столы и начинают играть в шахматы. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золушка»
«Использование технологии «Сторисек» («Мешок историй») в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила: Нурудинова М. А., воспитатель.
г. Когалым, 2024г
«Использование технологии «Сторисек» («Мешок историй») в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
Цель: повышение компетенции педагогов в освоении технологии речевого развития «Сторисек» («Мешок историй).
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня наш разговор пойдет о том, как и с помощью чего можно сформировать интерес к чтению у детей дошкольного возраста. Проблема снижения интереса к чтению – одна из самых серьезных и актуальных. К сожалению, прошло то время, когда мы с замиранием сердца бежали в библиотеку и погружались в этот волшебный мир книг. Гаджеты захватили мир, нашу жизнь и особенно жизнь наших детей. И сегодня перед воспитателями детских садов стоит сложная задача - напомнить родителям о том, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формирует его речь, языковую культуру и сеет в маленькую душу первые росточки нравственности.
Есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, его надо открывать, вырастить и воспитать» - писал С. Я. Маршак.
Читать умеют и могут научиться все, но не все, к сожалению, становятся читателями на всю жизнь. Научить читать проще, чем научить хотеть слушать. Существует много различных современных методов и очень мало таких, которые привлекли бы ребенка к внимательному прослушиванию. Я задумалась над этим вопросом, и решила использовать в своей деятельности с детьми – технологию «Сторисек» (мешок историй).
Что это же это за технология? В переводе с английского «Сторисек» - «Мешок историй». Метод был разработан в 1994 году в Великобритании. Основатель «Сторисек» - Нейл Гриффитс, доктор филологии, автор книг по обучению детей в дошкольном и школьном возрасте. Нейл Гриффитс считает, что сначала нужно решить вопрос «Как помочь ребенку стать читателем?», а потом уже «Как научить ребенка читать?».
Цели и задачи «Сторисека»:
-пополнение и расширение словарного запаса;
-- развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения художественного произведения;
-формирование разностороннего подхода к книге в рамках общеобразовательных целей и задач;
-стимулирование интереса к книге.
- развитие социальных навыков;
- прослушивание во время чтения взрослыми хороших книг;
- позитивная социализация дошкольников посредством привития интереса к совместной деятельности со сверстниками.
Что из себя представляет мешок историй? Это настоящий полотняный мешок, который предварительно можно смастерить вместе с детьми (родителями), проведя мастер-класс, где возможны варианты по украшению мешка пуговицами, вышивкой, тканью и т.д. Мешок можно заменить чемоданом или красочной коробкой. Затем подбираются компоненты для комплекта: это художественная иллюстрированная детская книга, мягкие игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, маски, аудиокассета или компакт-диск, языковая игра. Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу. Игрушки помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного. Мягкие игрушки сторисека – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Научно-популярная книга соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами. Аудиокассета или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания. Языковые игры также связаны с содержанием художественной книги. Языковая игра не только развивает новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие.
Работа по внедрению метода «Сторисек» проводится в несколько этапов:
Этапы работы над созданием Сторисека.
Подготовительный этап.
- Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».
- Подготавливается мешок для комплекта материалов.
- Подборка компонентов.
- Разрабатываются литературные игры.
- Разрабатываются «шпаргалки для взрослых».
- Оформляется опись готового «Мешка историй».
Этап продвижения.
- На этом этапе подготавливаются анонсы мероприятий по данной технологии.
- Привлекаются родители и педагоги для вводной беседы.
- Раздаются рекламные буклеты и листовки.
- Используется электронная рассылка.
Основной этап.
- Работа с художественным произведением (чтение, вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций).
- Работа с научно-популярной книгой (предложите поделиться своими впечатлениями об иллюстрациях; вспомните понравившиеся факты, например, о животных; составьте список вопросов, на которые дети хотели бы узнать ответы).
- Работа с аудиокнигой (коллективное прослушивание с одновременным рисованием, раскрашиванием).
- Просмотр мультфильма
- Работа с дидактическими и литературными играми
- Разыгривание содержания книги при помощи разного вида театров.
Завершающий этап.
- Сбор впечатления о книге (произведении), уточняется запрос детей.
- Мешок историй передается читателям на дом или в другие группы.
- Инсценировка и театрализация.
- Продуктивная деятельность: рисование, лепка.
- Режиссерские игры.
- Можно собрать книжку – малышку из рисунков детей, изготовить театр по сказке.
- Коллаж по сказке.
А теперь предлагаю вам рассмотреть реализацию данной технологии на конкретном нашем примере. В январе мы решили создать мешок историй по сказке «Три поросенка» в обработке С. Михалкова. Подобрали книги - непосредственно сказку, энциклопедию про животных для малышей. Основное правило при подборе книги - она должны соответствовать возрасту детей, содержать качественные и красочные иллюстрации.
Обычный мешок мы превратили в красочную историю. Обшили его фетром. И в этом нам большую помощь оказали наши родители.
Далее подобрали остальные компоненты. (на слайде фото д/и, речевых игр, загадки. пословицы, поговорки, картинки для последовательного пересказа сказки, мнемотаблицы, разного вида театры). Создали картотеку игр, содержание которых соответствует сюжету сказки: пальчиковые игры, речевые, дидактические, подобрали загадки, пословицы, поговорки, а также физкультминутки. Составили мнемотаблицы для последовательного рассказывания. Создали шпаргалку для родителей, оформили опись Сторисека.
Давайте рассмотрим, как работает технология в средней группе. «Мешок историй» обязательно приносит какой-нибудь художественный персонаж. Мы выбрали Снеговичка. К детям на занятие по речевому развитию пришел Снеговичок, который принес с собой «мешок историй». Первым делом персонаж (воспитатель) должен познакомить детей с мешком. И рассказать, что благодаря ему мы отправляемся в волшебный мир сказок. Далее Снеговик (педагог) читает сказку, а после неё задает вопросы по сюжету и по персонажам сказки.
На следующий день или через день для закрепления знаний мы с детьми снова встречаемся с «Мешком историй», в котором находится письмо с предложением поиграть с героями сказки на магнитной доске. Задание - собрать фрагмент из сказки. Предлагаем детям различные дидактические и речевые игры. (фотки на слайде).
Данные игры способствуют развитию речи, памяти, мышлению, двигательной активности, ориентировке в пространстве, координации движений.
На следующий день детям предлагается поучаствовать в театрализованной деятельности. К детям приходит персонаж и приносит с собой «Мешок историй», в нём находятся атрибуты театра. Ребятам предлагается стать героями сказки и разыграть её. (фотки на слайде)
Таким образом, дети запоминают содержание сказки, у них развиваются первичные навыки театральной деятельности, развивается связную речь, воспитывается чувство товарищества.
Заключительным нашим мероприятием стала деятельность по экспериментированию «Домик для поросят», где мы с ребятами сравнивали свойства различных материалов (камня, ваты и бумаги). Пришли к выводу, что лучше всего построить дом для поросят из камня.
Перед выходными некоторым детям предлагается взять с «Мешка историй» книги, флэш-накопитель с аудио-сказкой или настольный театр для того, чтобы вместе с родителями закрепить раннее полученные знания.
Как вы видите, совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение нескольких дней. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей. Мешок историй можно передать в любую семью или группу ДОУ для чтения и изучения произведения.
Знакомя детей с произведением по методу «Сторисек», мы затрагиваем все образовательные области согласно ФГОС ДО, а также родители привлекаются к участию в изготовлении и наполнении мешка истории, созданию коллажей по прочитанному произведению, созданию атрибутов для сказки. Совместно с родителями воспитанники могут оформить свои «домашние» мешки историй, принести их в детский сад, и с удовольствием познакомить друзей с любимыми произведениями и героями.
консультации, памятки, например, «Как научить ребенка любить книгу», «Читайте детям сказки», которые помогают родителям осознать всю важность процесса по приобщению детей к книжной культуре.
Таким образом, анализ результатов деятельности по технологии Сторисек, привел к следующим положительным выводам:
- использование новой формы работы способствует возбуждению интереса детей к чтению художественной литературы;
- реализация в практической деятельности инновационной формы работы способствует повышению уровня педагогической компетенции;
- происходит расширение содержания взаимодействия с родителями воспитанников при создании творческого продукта.
А самое главное, работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов.
Спасибо всем внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В . А. Сухомлинский
« Сторисек » - в переводе с английского «Мешок историй», был разработан в Великобритании в 1994 году. Основатель « Сторисека » англичанин Нейл Гриффитс . « Сторисек » - средство приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к чтению.
Задачи « Сторисека »: 1. Пополнение и расширение словарного запаса. 2 . Развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения художественного произведения. 3. С тимулирование интереса к книге, р асширение кругозора. 4. Развитие социальных навыков. 5. Прослушивание во время чтения взрослыми «хороших» книг.
Мешок историй+картинки
Этапы работы над созданием Сторисека . Подготовительный этап. Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается « Сторисек ». Этап продвижения. На этом этапе подготавливается анонс мероприятий. анонс
Критерии отбора книги: 1. книга, соответствующая возрасту детей; 2. качественные иллюстрации; 3.подготавливается мешок (чемодан) для комплекта материалов; 4.подбираются остальные компоненты для комплекта; 5. разрабатываются литературные игры; 6. разрабатываются «Шпаргалки для взрослых»; 7. красочно оформляется опись готового « сторисека ».
Основной этап. 1.работа с художественным произведением (чтение, вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций). 2.работа с научно-популярной книгой (предложите поделиться своими впечатлениями об иллюстрациях; вспомните понравившиеся факты, например, о животных; составьте список вопросов, на которые дети хотели бы узнать ответы). 3.работа с аудиокнигой (коллективное прослушивание с одновременным рисованием, раскрашиванием ). 4.Просмотр мультфильма 5.Работа с дидактическими и литературными играми 6.Разыгривание содержания книги при помощи разного вида театров.
Завершающий этап. Собираются впечатления о книге (произведении), уточняется запрос детей. Продолжается участие воспитанников в мастерской «В мире историй», изготовление творческих продуктов на основе художественного произведения ( закладки, рисование обложек, новых иллюстраций к книгам, представляя себя художниками – оформителями, изготовление масок и персонажей для настольного, теневого, пальчикового и т. д. театра по прочитанным произведениям. Кроме этого ребятам можно предложить придумать другой конец той или иной истории, оформить ее в виде книжки самоделки.
Знакомя детей с произведением по методу « Сторисек », мы затрагиваем все образовательные области, а также родители привлекаются к участию в изготовлении и наполнении мешка истории, созданию коллажей по прочитанному произведению. В помощь родителям изготавливаются буклеты-шпаргалки, например, «Воспитание культуры чтения у дошкольника», «Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению», «Как научить ребенка любить книгу», «Читайте детям сказки», которые помогают родителям осознать всю важность процесса по приобщению детей к книжной культуре.
Спасибо за внимание