Физика для малышей
Как утверждают педагоги, детство – начало пути к будущим открытиям и свершениям. Несмотря на простоту опытов, но поняв основные физические принципы и законы, дети ощущают себя всемогущими волшебниками. Это прекрасно, ведь живой интерес к науке – залог успешной учебы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений
в старше й группе
Тема: «В поисках сюрприза»
Подготовил:
Нурудинова М.А.,
воспитатель
2023 год
Программное содержание:
- Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить несколько одинаковых цифр и обводить.
- Развивать логическое мышление.
- Закрепить умение рисовать по точкам, название геометрических фигур, дней недели, части суток.
- Воспитывать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность.
Материал:
На каждого ребенка листы бумаги с геометрическими фигурами (нарисованные точками); с обратной стороны - цифра; на другом листе нарисован овал; карандаши; мел; сюрприз – конфеты.
Методические приемы:
Сюрпризный момент; худ. слово; игровые приемы; рисование по точкам; индивидуальная работа; вопросы; использование музыки.
Ход занятия
Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите на гостей – улыбнулись. Посмотрите друг на друга – улыбнулись.
Молодцы! А сейчас внимательно послушайте меня.
Сегодня у нас необычное занятие. Я приготовила для вас сюрприз, но вы сможете его найти, если выполните все задания. А какие у нас будут задания нам подскажет наша волшебная карта. Они будут сложными, но интересными.
Вы готовы? Тогда удачи!
Проходите на свои места. Ребята, давайте посмотрим на нашу карту, первое задание нам предлагает календарь.
1 задание: Итак, давайте начнем с того, что вспомним какой сегодня день недели.
- А сколько дней в неделе? (семь).
- Назовите их по порядку.
Ребята, давайте поиграем в игру. Перед вами лежат цифры, я буду называть вам дни недели, а вы будете поднимать ту цифру, которая обозначает день недели.
Молодцы, правильно выполнили задание и за это мы получаем первую часть сюрприза. (хвост кота)
2 задание: Давайте обратим внимания на нашу карту, какое же второе задание?
(На карте изображен треугольник с ножками и ручками.)
- Ребята, посмотрите пожалуйста, на столе лежат листочки в клеточку, давайте положим перед собой, посмотрите внимательно на них, как вы думаете, что там изображено?
- А чтобы точно узнать давайте возьмем в руки карандаш соединим точки между собой (прямоугольник, треугольник, квадрат).
Закрепить название геометрических фигур.
- Молодцы, теперь положили карандаш. Спрашиваю, какая геометрическая фигура у тебя получилась. (Отвечают три человека.)
-Что у всех этих фигур одинакового (у них есть стороны, вершины и углы)
Воспитатель показывает демонстрационный треугольник. Показывает стороны, углы и вершины треугольника. (далее - квадрат и прямоугольник дети показывают самостоятельно). Молодцы.
3 задание: (следующее задание на карте изображено в виде двух цифр, которые держаться за ручки).
-А теперь давайте все встанем, подойдите ко мне. Встаньте в одну линию. Карта нам предлагает провести увлекательную математическую физкультминутку.
Воспитатель:
-Мальчики, сделайте три шага вперед (один, два, три считаем). Девочки сделали один шаг вправо и пять раз подняли ручки вверх. Мальчики сделали один шаг влево и 3 раз присели. Девочки делают два шага вперед и 4 раз подпрыгивают. А теперь дружно вытянули все вместе ручки вперед и сделали 10 хлопков, считаем.
Молодцы.
Теперь все вместе сделали один шаг назад и за спиной хлопаем в ладоши, но внимание, считаем от 10 до 1.
Молодцы!
Проходите садитесь на места. За это задание мы получаем 3 часть сюрприза (голова кота).
4 задание:
А теперь обратите внимание на нашу карту, у нас с вами осталось последнее задание. мы сейчас будем работать с карточками с двумя полосками. Перед вами лежат … и, и я думаю, что их поровну. Определите, сколько каких …., для этого вам нужно … выложить в верхней части карточки, а …. в нижней части?
Игорь, сколько? Арина, сколько ….?
Какое число больше, какое меньше?
Как сделать, чтобы было поровну?
Правильно, нужно убрать один предмет.
За это задание, мы с вами получаем последнюю часть сюрприза (шляпа с цветком)
Ребята, теперь вы знаете, какой сюрприз нас ждал. Посмотрите на доску, кто же у нас с вами получился (ответ - кот)
Играет музыка и заходит кот с корзинкой, в ней выпечка.
Кот – Ребята, какие вы молодцы. А что же вы делали сегодня на занятии? И за это я принес вам угощение. (выпечка)
Воспитатель:
-Мне понравилось, что вы сегодня хорошо работали, вы все старались и были очень активны. Молодцы. На этом наше занятие окончено. Кот Василий, раздавай свое угощение ребятам.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
в подготовительной группе
Викторина «Клуб юных знатоков»
Подготовил:
Нурудинова М.А.,
воспитатель
2021 год
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие», «Формирование элементарных математических представлений».
Возрастная группа подготовительная группа
Тема викторина «Клуб юных знатоков»
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Программные задачи:
-обобщить и систематизировать знания по ФЭМП в подготовительной к школе группе;
-развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, посредством включения разнообразных игровых заданий; пространственное ориентирование и ориентирование во времени; умение группировать предметы по признаку; продолжать формирование приемов логического мышления (сравнение, анализ, синтез);
-воспитывать математическую смекалку, сообразительность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Приемы: инструкция, вопросы, предметно-практические и умственные действия, контроль и оценка.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парами, групповая.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные, элементы проблемного обучения и личностно-ориентированного подхода.
Материал:
Пенал с цифрами; карточки с цифровыми домиками; счетные палочки; набор геометрических фигур; лист в клетку; карандаш; карточки с задачами; карточки с цифрами до 10; медали «Юный знаток»; игрушка Сова.
Учебно-методический комплект:
- «Математика для дошкольников 6 – 7 лет». Е.В Колесникова, Москва 2003г.
- «Математика в детском саду». В.П. Новикова, Москва 2015г.
- «Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа». И.А. Помораева, В.А. Позина, Москва2014г.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point.
Предварительная работа: решение задач на развитие логического мышления.
Ход НОД
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
Психологический настрой, 1 минута. | Создание атмосферы психологической безопасности, эмоциональной поддержки. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность. | -Ребята, добрый день! Я очень рада Вас видеть! Какие Вы у меня красивые и взрослые! Проходите, пожалуйста, присаживайтесь. | Приветствие. | Психоэмоциональный настрой. | Психологическая готовность, дети настроены на общение. |
Вводно-организационный, 1-2 минуты. | Организация направленного внимания. | Организация образовательного пространства. | Занимают свои места. | Диалог | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания. |
Мотивационно -побудительный, 1-2 минуты. | Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах. | -Ребята, сегодня у нас в гостях Мудрая Сова. Если вы смотрите программу «Что? Где? Когда?», то знаете, что она является талисманом этой игры. И если она появилась у нас, то это не просто так. Оказывается, она давно за нами наблюдает, и вы ей очень понравились, так как очень серьезно относитесь к математике. Вот она и решила открыть у нас «Клуб юных знатоков»». Членом этого клуба может стать только тот, кто докажет, что он самый умный, сообразительный, достойный. Сегодня у нас будет проходить отборочный турнир в несколько этапов. Мудрая Сова приготовила нам интересные задания. А в конце турнира она будет вручать нам наградные медали «Юных знатоков». | Осознают и принимают поставленную задачу. | Создание проблемной ситуации. Придание личностной значимости предстоящей деятельность. | Внутренняя мотивация на деятельность. Ребенок проявляет интерес к предстоящей деятельности. |
Актуализация, 3 минуты. | Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. | 1 этап: «Разминка». В пустом стакане есть орехи? Снег идет летом? Суп едят вилкой? Понедельник после вторника? Дерево выше, чем куст? Кошка боится мышки? Морковка бывает синяя? Мама старше бабушки? Берлога медведя на дереве? -Юра, кто стоит справа от тебя, а слева? -Артем, что находится сзади и впереди тебя? -Молодцы! Все справились! | Участвуют в диалоге и отвечают на вопросы. | Словесный метод. Беседа, игры на развитие логического мышления. | Развитие логического мышления. |
Расширение имеющихся представлений, 5-8 минут. | Актуализация имеющихся знаний и представлений воспитанников по теме «Ориентировка в пространстве». | 2 этап: «Заяви о себе». Работа с демонстрационным материалом. Работа по презентации. Сосчитай количественным счетом до 20 – 1-й и 2-й ребенок. Сосчитай порядковым счетом до 20 – 3-й и 4-й ребенок. Сосчитай обратным счетом от 10 до 1– 5-й ребенок. Назови дни недели – 8-й ребенок. Назови времена года – 9-й ребенок. Назови месяцы года – 10-й ребенок. «Назови соседей» (предыдущее и последующее). Рассмотри картинки и скажи. Каким по счету стоит вертолет? Каким автобус? Грузовик? На каком месте стоит пароход? Воздушный шар? Выбери любую цифру, назови день недели, который ей соответствует. Сегодня среда, какой день недели будет завтра? Если сегодня суббота, какой день будет завтра? Ребята, какое сейчас время года? Сколько месяцев в году? Работа с циферблатом. Который час? Назовите героев, изображенных на картинке. Из каких они произведений? («Доктор Айболит», « Мойдодыр», «Приключения Незнайки и его друзей», «Приключения кота Леопольда» Кто из героев расположен в правом верхнем углу? 3 этап: «Геометрические фигуры». «Числовые домики» Работа с демонстрационным материалом. Назови геометрические фигуры? Какие фигуры относятся к многоугольникам? Сколько на картинке многоугольников? Работа по презентации. -Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Особенно мне понравилось, что вы помогали друг другу, подсказывали, спорили, но это были деловые споры. | Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении, Отвечают на вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (при необходимости, с помощью воспитателя). | Наглядный метод, показ образца, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Работа по презентации Microsoft Power Point. Групповая работа (фронтально). | Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность. |
Динамическая пауза, 1 минута. | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | Музыкальная пауза. «Человечки сундучные», «Волшебники двора». | Участвуют в игре, выполняют физические упражнения. Исполняют танец. | Игра, общение. | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. По- лучение нового игрового опыта. Развитие музыкальности и чувства ритма, творческих способностей, координации. |
Практическая работа, 5-10 минут. | Развитие произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики. Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений. Включение детей в самостоятельную деятельность. | Практическая работа. 1 этап: «Реши задачу». Работа с раздаточным материалом. -Ребята, у каждого из вас есть карточка с задачей. Вы ее внимательно рассмотрите, составьте задачу и решите ее. А проверять правильность решения вы будете друг и друга. Артем, расскажи условие своей задачи? Ранэль, задай вопрос к своей задаче? Варя, назови ответ своего решения. -Ребята, мне понравилось, что вы справедливо отнеслись к проверке задач и даже исправили неверное решение. Умницы! Ребята, решите еще несколько задачек. Кто знает ответ, поднимайте руку.
3. У мамы есть кто Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы? 4. Что едят крокодилы на Северном полюсе?
-Ребята, какие вы сообразительные! Вам любое испытание по плечу! 2 этап: «Заполни домик» -Мудрая Сова разложила на моем столе перевернутые «числовые домики». Чтобы было справедливо, Вы сами будете выбирать свой домик. 3 этап: «Нарисуй фигуру» -Возьмите лист в клетку и карандаш. Под мою диктовку Вы должны нарисовать фигуру. Будьте внимательны, не переспрашивайте, я буду повторять два раза. Начали: поставьте точку, от нее 1 клетка вправо, 1 вниз, 1 вправо,1 вниз,1 вправо, 1 вниз, 5 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх. Закончили. Какая фигура получилась? (лесенка) | Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом. Задают вопросы, помогают друг другу, распределяют действия в сотрудничестве. | Практический метод, инструкция. Выполнение практической работы. Групповые, парные, Индивидуальные формы организации деятельности. | Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взросло- го и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способа- ми взаимодействия с детьми и взрослыми. |
Рефлексивно- корригирующий, 3 минуты. | Формирование элементарных способов самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами. | Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок. | Самопроверка (возможно, с по- мощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок. | Фронтальная, индивидуальная работа. | Сформированность элементарных навыков самоконтроля. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности, умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
Заключительный этап. Рефлексия, 3 минуты | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки. | -Ребята, наконец, мы выполнили все задания Мудрой Совы. Давайте послушаем ее мнение. Сова: -Ребята, я не думала, что Вы так легко справитесь с заданиями. Я уверена, что вы все заслужили звание участника «Клуба знатоков». Поэтому я всем вручаю медали знатока. Спасибо большое! Ребята, Вы прошли все испытания и получили медали знатоков! Я поздравляю Вас и желаю побед и успехов в школе! Вы молодцы! | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д. | Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально-коллективная | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
в старше й группе
Тема: «Воздух вокруг нас»
Подготовил:
Нурудинова М.А.,
воспитатель
2023 год
Программное содержание
Цель: систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности.
Обучающие задачи: Способствовать познавательно-исследовательской деятельности через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предложения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
Развивающие задачи: развивать целостное восприятие, мыслительные процессы: внимание, мышление, память; мелкую моторику в процессе исследовательских действий.
Воспитательные задачи: воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации; воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Оборудование: вывеска «лаборатория», оборудование для проведения опытов (тазы с водой, полиэтиленовые мешки, трубочки для коктейля (по количеству детей), резиновые игрушки, бумага, палитра, спички, стаканы, свеча, банка, халаты для детей; мольберт для иллюстраций).
Словарная работа: лаборатория, научные работники, опыт, экологи
Предварительная работа: экспериментирование в группе; разучивание физкультурной минутки; обсуждение правил проведения в группе, во время эксперимента.
Методы и приемы:
1. Практические (Эксперименты, опыты)
2. Наглядные (Рассматривание картин)
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)
Ход образовательной деятельности
Организационный момент
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Вводная часть
- Сегодня я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Научная лаборатория». Дети, а вы знаете, что такое лаборатория?
- Правильно, это кабинет, где проводят различные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится различное оборудование, необходимое для проведения опытов.
-А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники лаборатории соблюдают ряд правил:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило №3. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.
Правило №4. Помнить, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)
Воспитатель: Сегодня нам предстоит очень трудная задача: исследовать неживой фактор природы. А какой вы узнаете, отгадав загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать.
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас!
Что это? (воздух)
И сегодня мы с вами постараемся узнать: что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям. Дети надевают белые халаты.
Основная часть
Опыт 1.
Воспитатель: Перед вами стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой). Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.
Воспитатель: Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).
-Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)
-Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)
-А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).
Вывод: Воздух занимает место
Воспитатель. Кто из вас, ребята, видит воздух вокруг нас? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.
- Как можно его обнаружить? (ответы)
Опыт 2. С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?
Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами?
-Что в них находится? (воздух)
-Вы его видите? (нет).
-А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный; воздух можно почувствовать кожей.
Воспитатель: Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? ( Ветер, насос, и т.д.)
Пальчиковая гимнастика
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок.
Опыт 3.
Воспитатель: Возьмите в руки резиновые игрушки. Надавите на них. Вы слышите воздух?
-А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).
Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.
Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы.
Опыт 4. Воздух в человеке
Воспитатель: На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку.
-Что происходит? (выходят пузырьки) Частички воздуха поднимаются на поверхность воды.
Отсюда вывод: Воздух есть внутри нас. Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность.
-Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
Динамическая пауза
Вы, наверное, устали
Ну, тогда все дружно встали
Мальчики потопали,
Девочки - похлопали.
Вместе дружно повертелись
За столы все тихо сели.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Опыт 5. Не дышу.
Воспитатель: Попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?
- При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья.
- За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
- А сейчас, сотрудники научной лаборатории, давайте подумаем и сделаем вывод: как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист.
1. Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними.
2. Поливать улицы, дорожки водой, чтобы было меньше пыли, не бросать мусор.
3. Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много вредной копоти.
4. На заводах есть специальные лаборатории, следящие за чистотой выхлопных газов, на трубы ставят фильтры, очистительные сооружения.
Опыт 6.
Воспитатель: А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы)
-Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. (Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха).
-Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, так как горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.
Воспитатель: Здоровье человека зависит и от того как мы дышим (Вдох через нос), и от того, чем мы дышим.
Опыт 7. Салют
-Ребята, так как воздух находится внутри нас, то с помощью воздуха можно рисовать (на столах палитры с разведенной гуашью).
–Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь подуйте на нее в трубочку, создавая салют.
- Какие красивые салюты у вас получились.
Заключительная часть
Воспитатель: А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны - поднимите зеленый кружок, если не согласны - красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон. Да.
Воздухом дышат люди и животные. Да.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух имеет свою форму. Нет.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
-Молодцы! На этом наша деятельность окончена. Всем спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие» (раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности») в средней группе
Тема: «Такие разные камешки»
Подготовил:
Нурудинова М.А.,
воспитатель
2022 год
Цель: расширение и углубление представлений детей о камнях в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о свойствах камня (прочный, твердый, тяжелый, не промокает) в процессе элементарных опытов;
- Углублять представления детей о пользе камня, его использовании (строительство – в сказке «Три поросенка», создание украшений, фигур, цветочных горшков);
- Закреплять правило безопасного поведения во время игр (не бросаться камням;
Развивающие:
1.Развивать внимание, познавательный интерес, умение сравнивать;
2. Развивать осязание путем прикосновения, поглаживания (камень – гладкий/неровный/шероховатый);
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание заниматься сообща;
- Воспитывать желание совершать добрые поступки (дарить подарки, быть благодарными за подарки)
Словарная работа:
Активизация: камень, твердый, крепкий, гладкий, неровный
Обогащение: шероховатый, прочный
Предварительная работа:
- Просмотр серии мультфильмов «Маша и медведь».
- Чтение сказки «Три поросенка» с обсуждением;
- Организация продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных материалов, в том числе, камешками;
- Беседы по теме «Подарки для близких людей», «Правила поведения во время игр»;
- Организация элементарных опытов в соответствии с возрастом детей.
Методы и приемы:
Наглядные:
- Рассматривание камешков;
Словесные:
- Художественное слово (загадка);
- Объяснение;
- Словесные указания;
- Рефлексия собственной деятельности.
Практические:
- Опыты;
- Продуктивная деятельность;
Методы повышения познавательной активности:
- Метод вопросов.
Методы повышения эмоциональной активности:
- Сюрпризный момент (приход Маши, вручение подарка);
Материалы и оборудование:
Кукла Маша, ширма, коробка с камешками, вата по количеству детей, стаканчики с водой, листочки бумаги, пластилин, карточки со свойствами
Ход НОД:
Дети играют в группе. В это время раздается музыка из м/ф «Маша и медведь».
В: Ребята, кто-то к нам идет.
Д: Это наверно Маша.
В: Присаживайтесь поскорее на ковер.
Из-за ширмы появляется Маша.
М: Какое добренькое утро!!! До чего ж я хороша (смотрится в зеркало)! А вот теперь можно и познакомиться! Я - Маша. Зовите меня просто Машей.
В: Здравствуй, Маша! (дети здороваются).
- Мы рады тебя видеть! Что тебя к нам привело?
М: Мне стало скучно у Мишки, не с кем в лесу поиграть, и я прибежала к вам. Я пришла не с пустыми руками – а с подарком! (показывает красивую коробочку).
В: Спасибо, Маша! Наши ребята любят подарки, правда?
Воспитатель открывает коробочку и видит камешки. Маша от души смеется.
М: Вот так и подарочки! Ха-ха-ха!
В: (вполне серьезно) Маша, ты зря смеешься! Камешки – очень полезные предметы. И нам с ребятами они пригодятся!
М: Да какая польза может быть от камней?
В: Как это какая? Вот посмотри, Маша, на мои сережки – они сделаны из красивого голубого камня. А еще из камня делают разные украшения, фигуры, горшки для цветов. Даже поросятам из сказки «Три поросенка» камешки пригодились! Расскажите, ребята, Маше.
Д: Три поросенка построили из камня домик и волк не смог их достать. Домик был очень крепкий.
М: Не верю я: у Мишки домик деревянный и тоже очень крепкий.
В: А из камня получается самый прочный дом, и мы тебе это докажем, правда, ребята?
Д: да.
В: Сегодня мы узнаем много нового о таких, казалось бы, обычных камешках. Ребята, проходите к столам. А ты, Маша, садись и смотри.
Воспитатель берет камешки Маши и просит взять их по одному в руки.
В: Сначала проверим, какой камень на ощупь? Возьмите в руки камень, какой он?
Д: Твёрдый, гладкий/ неровный (шероховатый)
В: Повторите «шероховатый» - «гладкий».
- Обозначим это свойство вот такой карточкой. (прикрепляет к доске).
ОПЫТ 1
В: Молодцы! Сейчас проверим их на прочность. Возьмите в одну руку вату, а в другую камень. Попробуйте сжать. Что произошло с ватой?
Д: Вата сжалась.
В: Что произошло с камнем?
Д: Ничего, остался такой же.
В: Почему?
Д: Камень крепкий, прочный.
В: Обозначим это свойство вот такой карточкой. (прикрепляет к доске).
- Повторите «прочный»
ОПЫТ 2
В: а сейчас проверим, какой камень – тяжелый или легкий. Подуйте сначала на вату, а потом на камень. Что произошло с ватой?
Д: Вата – улетает.
В: Как вы думаете, почему?
Д: Она лёгкая
В: А камень боится ветра?
Д: Нет, он остается на месте.
В: Почему?
Д: Камень тяжёлый.
В: Верно, камень тяжелее ваты.
В: Обозначим это свойство вот такой карточкой. (прикрепляет к доске).
ОПЫТ 3
- Сейчас будем проверять, боится ли камень воду. Возьмите ложечку, наберите ею воду из стаканчика и полейте поочередно на бумагу и камень. Что произошло с бумагой?
Д: Бумага намокла,
В: А что произошло с камнем?
Д: Ничего, камень не промокает. Вода стекает с камня.
В: Верно. Ребята, камень не промокает.
В: Обозначим это свойство вот такой карточкой. (прикрепляет к доске).
- Так что мы можем сказать о камне, ребята? (показывает на карточки на доске).
Д: Камень – твердый, прочный, тяжёлый, не промокает.
В: Молодцы, ребята, проходите на ковер.
Маша перемещается на ширму.
- Вот видишь, Маша, сколько мы знаем о камне. А еще нам о нем может рассказать Настя. Выходи Настя к ребятам.
Н: В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
В: Молодец, Настя.
М: Ребята, значит, вы на меня не обижаетесь за мой подарок?
В и дети: Конечно нет.
М: Спасибо! Тогда давайте играть!!!
Физминутка «Камешки»
Ножка, ножка, не ленись
Раз-согнись, два – согнись!
Раз, два, три, четыре, пять
Пришло время собирать
Камешки любые,
Шарики цветные.
В: Молодцы! Присаживайтесь на ковер.
- Ребята, но мы забыли сказать Маше что-то очень важное. Как вы думаете, что?
Дети рассуждают и приходят к выводу: Камень твердый, значит нельзя им бросаться.
В: Конечно. Маша, камень может быть опасен – нельзя им бросаться в кого-нибудь, это больно и неприятно.
М: Хорошо, я никогда ни в кого не буду бросаться камешками.
В: Друзья, Маша нам сделала подарок – не хотите ее отблагодарить? Как мы это можем сделать?
Дети приходят к выводу: Подарить поделки.
В: Проходите к столам. Камешки нам снова пригодятся. Чтобы Маша хорошо запомнила свойства камня, давайте сделаем для нее каменные домики.
Практическая (продуктивная) деятельность.
Воспитатель включает запись песни «Маша и медведь». Дети прикрепляют камешки по контуру (на пластилин) домика.
В: Молодцы, сложите ваши поделки в коробочку и присаживайтесь на ковер.
- Маша, вот от нас подарки – тебе и Мише.
М: Спасибо большое. Пойду обрадую Мишу. До свиданья!
В: Ребята, вы такие молодцы. Я думаю, что и Маша, и вы, сегодня многое узнали о камнях. Что именно?
Д: Что камень твердый, прочный, тяжелый, не промокает. А еще камень может быть гладким или неровным/шероховатым. Еще что камень может быть опасен – им нельзя бросаться.
В: Верно. В следующий раз, когда Маша снова к нам придет, мы еще что-нибудь ей интересного расскажем, правда, ребята? Ведь мы с вами столько всего знаем!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
«Особенности развития технических способностей
у детей 6-7 лет»
Консультация для воспитателей
Подготовил:
Нурудинова М.А.,
воспитатель
2024 год
Уже в раннем возрасте у детей проявляются первые способности – желание к разнообразным видам деятельности. Чем больше ребенок увлечен этим видом деятельности, тем больше возникает у него интереса продолжать действие, в этом процессе ребенка увлекает не столько результат, а сколько процесс деятельности. Поддержку и формирование способностей ребенка следует производить еще на ранних этапах его развития. Старший дошкольный возраст является наилучшей фазой развития способностей у детей. Этот возраст является очень важным в становлении таких способностей как познавательная, личностная и интеллектуальная.
У старших дошкольников физическое развитие непосредственно связано с развитием интеллекта и познавательных способностей. Достаточный уровень физического развития ребенка становиться основой для его разностороннего развития. К семи годам у ребенка происходит активное социальное развитие, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное. Он активно начинает познавать окружающий его мир, явления, предметы, события. Развиваются память, мышление, речь и воображение. При организованной и целенаправленной работе педагога у дошкольников развиваются способности к самостоятельному анализу действий, выдвижении своих гипотез и умозаключений, совершенствуются навыки самоорганизации, развивается способность не только выдвинуть свою теорию, но и доказать ее.
В этом возрасте у дошкольника развиваются способности к познанию и активизируется память, ребенок способен воспринимать массу информации, которая в будущем ему поможет для полноценного освоения образовательных программ, его общего развития и полноценной социализации в обществе.
У детей 6-7 лет активно развивается мышление, динамично формируются мыслительная деятельность. От качества мыслительной деятельности дошкольника зависит усвоение и применение новых знаний. Освоение мыслительных действий у ребенка в старшем дошкольном возрасте происходит по принципу трансформации внешних эталонных действий. В зависимости от качества внешних воздействий, и как происходит трансформация мыслительные действия ребенка, они становятся наглядно-действенными, образными, наглядно-схематическими.
«Мышление, производимое при помощи действий со знаками, называется отвлеченным мышлением, иначе сказать логическим мышлением». У дошкольников формируется умение самостоятельно ставить познавательные задачи, принимать участие в экспериментах. Развиваются навыки решения более сложных задач, предполагающих применение знаний и умений, полученных ранее.
Развитие памяти, внимания и воображения в старшем дошкольном возрасте изменяется на произвольный и преднамеренный вид. У ребенка возникает интерес к интеллектуальному труду.
Именно творческая ситуация способствует развитию творческой деятельности детей, самостоятельному определению способов и форм решения поставленных проблем, развитию творческого мышления. Развитие творческого мышления у дошкольника помогает ему добиваться самостоятельно объективных и субъективных результатов. Творческое мышление, как и любой другое развитие, основывается на определенных законах и принципах. Мышлению свойственен технический характер, его развитие приводит к поиску новых решений поставленных проблем и задач, именно это качество отличает его от репродуктивного мышления, при котором свойственно решение только стандартных, однотипных задач. По мнению В.Н. Дружинина «творческое мышление – это мышление, связанное с преобразованием знаний, он считает основным признаком мышления: рассогласование основных целей и замыслов, в результате которого, рождается «побочный продукт», который является творческим результатом».
Основным признаком творческого мышления является спонтанность решения проблемы, оно зависит от личностных качеств индивида, уровня мыслительной деятельности ребенка. При создании педагогом проблемных ситуаций в образовательной и непосредственной деятельности дошкольников, уровень мыслительной деятельности у детей становиться выше. Выдвижение гипотез решений поставленных проблем детьми, помогает научиться им, предвосхищать результат. От уровня развития творческого мышления зависит количество выдвигаемых гипотез и способность ребенка в процессе мыслительной деятельности свести свои гипотезы с научно-достоверными фактами или создание своего индивидуально нового продукта деятельности.
Воспроизведению и разработке новых результатов деятельности способствует развития творчества у ребенка.
«Творчество является одним их сложнейших продуктивных деятельностей, имеет направление на открытие новых, сугубо индивидуальных продуктов». Оно выступает неотъемлемой частью полноценного развития ребенка, поэтому большое значение имеет развитие творческих способностей. В работах отечественных педагогов-психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.Н Поддькова отмечается, что развитие творческих способностей у ребенка начинает проявляться уже в дошкольном возрасте. В современном обществе становиться все более актуальной проблемой развития технического творчества у детей, формировании умений самостоятельно расширять кругозор своих знаний, развитие способностей поиска новых знаний и применении их в жизни, реализации собственных целей и задач.
«Закон «Об образовании в РФ», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» установили новые целевые ориентиры развития системы образования в РФ: создание механизма её устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».
В связи с этим возрастает потребность современного общества в неординарных творческих, креативных и высокоинтеллектуальных специалистах, а все эти качества возможно развить только при условии включения детей в инновационную деятельность, способствующую развитию у них технического творчества и развитию технических способностей.
По мнению таких ученых, как: Н.С. Лейтес описывает «способность – это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности»; К.С. Платонов рассматривал способности «как часть структуры личности, которая активизируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней»; Б.М. Теплов определяет способности, как «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или деятельностей»; по мнению Л.А. Вегнера «способности – это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и которые в ней проявляются».
Что же включает в себя понятие «технические способности». По мнению исследователей А.В. Дерягина и В.Ю. Шурыгина «технические способности – это взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга качества к пониманию вопросов, связанных с техникой, к изготовлению технических устройств, к техническому изобретательству. Это те способности, которые проявляются непосредственно в работе с техническими устройствами».
Технические способности - это наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющая видеть, как достоинства, так и недостатки, точность и живость пространственных представлений, комбинаторная способность (способность составлять из данных узлов, деталей новых комбинаций, сопоставлять свойства различных материалов), техническое мышление (способность понимать логику технических устройств).
Технические способности в дошкольном возрасте по мнению ученых И.Е. Емельяновой и Н.П. Елпановой – это «взаимосвязанные и не зависимые друг от друга личностные качества, проявляющиеся в основном в игровой, конструкторской и продуктивной видах деятельности детей».
«Технические способности можно рассматривать как личностные способности индивида, которые дают возможность достижения им оригинальных устройств и механизмов. Развитие технических способностей у дошкольников предполагает достаточный уровень развития мелкой моторики, сенсорного восприятия и физической подготовки ребенка». У ребенка к 6-7 годам формируется понимание назначения техники, ее полезных и вредных свойств, развивается умение обращаться с техникой (подключение, запуск, управление), способность сборки деталей, конструирования, проявляется техническое изобретательство, дошкольник способен сформулировать и выдвинуть гипотезу разрешения противоречий.
Развитие технических способностей у старших дошкольников непосредственно связаны с развитием инженерного и пространственного мышлений. Одним из способов развития у дошкольников технических способностей является конструирование, оно предполагает разработку модели, ее воспроизведение из разнообразных частей конструктора и элементов.
А.Р. Лурия считал, что конструктивная деятельность оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Утверждая, что, «упражнения в конструировании существенно влияют на развитие ребенка, радикально меняют характер конструктивной деятельности».
Л.С. Выготский утверждал, что «Одновременно с игрой, конструирование выступает ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, оно, как и игровая деятельность, находится в тесной взаимосвязи с освоением ребенком окружающего мира предметов и явлений».
По мнению педагога Л.А. Парамоновой «Конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, можно отнести к техническому конструированию». У старших дошкольников, вовлеченных в конструирование, активизируется мыслительно-речевая деятельность, развиваются конструкторские и творческие способности, развивается техническое мышление и технические способности и воображение, тем самым уровень познавательной активности возрастает. Конструирование является не только доступным для детей видом деятельности, но и результативным средством всеобщего развития. В процессе конструирования формируются умения производить анализ своих действий, сравнение, самостоятельность в процессе поиска новых способов создания задуманной модели, эффективно развивается воображение, образное мышление, креативность. Использование в конструировании дошкольниками своих творческих навыков и умений, является высоким показателем поисковой и творческой активности.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие технических способностей следует начинать с дошкольного возраста, так как этот возраст является самым благотворным для их развития. «Создание условий для развития творческих способностей у детей в дошкольном учреждении способствует усвоению ими технических понятий. Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации является основным условием для развития и формирования технических способностей у дошкольников».
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
«Электронный конструктор «Эврики» как средство развития технических способностей у детей 6-7 лет»
Консультация для воспитателей
Подготовил:
Нурудинова М.А.,
воспитатель
2024 год
В возрасте 6-7 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Электронный конструктор «Эврики» – это игра, тесно соединяющая представления о физическом мире, удовольствие и практическую полезность. Собирая те или иные электрические цепи, дошкольник быстро усваивает большое количество знаний и практических навыков по электронным схемам и с удовольствием знакомиться с удивительным миром электроники.
При игре в этот конструктор, у дошкольников развивается познавательная деятельность, что раскрывает практическую значимость конструирования, формируются технические способности, возникает возможность для реализации новых технических идей и приобретение новых навыков и умений, расширяет кругозор интересов. Применение электронного конструктора «Эврики» в образовательной и непосредственной образовательной деятельности со старшими дошкольниками расширяет понимание о работе с электронными компонентами, сборкой электронных схем, о профессиях связанных с электротехническими работами; формирует положительную мотивацию к труду; способствует развитию технического мышления, развивает умение ребенка выдвигать свою гипотезу и обосновывать ее; воспитывает интерес к профессиям связанным с электроникой, формирует навыки бережного отношения к предметам, воспитывает умение работать в парах со сверстниками, уважительно относиться друг к другу.
Конструктор дает возможность детям путем проведения опытов понять принципы работы с электроникой, ее особенности и закономерности. Раскрывает начальные азы в познании физики, важность соблюдения ее законов, только при учете этих условий для дошкольника появляется возможность правильной сборке схем и их запуска.
«Эврики» поможет наглядно выяснить, почему лампочка светит, что приводит в действие вентилятор, за счет чего срабатывает охранная сигнализация, как запускается электродвигатель, что лежит в основе работы фонарика. В наборах много вертящихся, издающих звуки, светящихся элементов.
Этот конструктор имеет яркие детали, очень познавательный, детали конструктора безопасны в использовании, процесс создания простых приборов (будильник, сигнализация, вентилятор) очень увлекателен для дошкольников. Использование конструктора «Эврики» развивает у детей внимание, логику и усидчивость.
В набор конструктора входит: провода с соединительными клеймами, звукоизлучатель, сенсорная пластина, магнитоуправляемый контакт, динамик, музыкальная интегральная схема, электромотор.
Целесообразность применения конструктора в образовательной деятельности со старшими дошкольниками обусловлена развитием технических способностей дошкольников через его практическое использование. Методические разработки для работы с конструктором, включающие в себя задания на развитие наблюдательности, внимания, технического мышления, возможности разработки новых вариантов сборки схем способствуют для достижения наилучших результатов в развитии технических способностей у старших дошкольников.
Сборка схем происходит на специальной платформе с выступами для крепления деталей конструктора, с помощью специальных проводов с соединительными клеймами. Даже если ребенок при сборке делает ошибку, и схема не функционирует, то это дает тоже определенный опыт в освоении электроники, неудача при сборке дает возможность понять простые законы физики.
Выполняя сборку электросхем, дошкольник собирает разнообразные интересные устройства: лампу с изменяемой яркостью, светомузыкальный дверной звонок, музыкальный дверной звонок, управляемый водой, светодиод, включаемый звуком с выдержкой времени, сигналы полицейской машины со световым сопровождением.
Правильная сборка схемы дает возможность старшим дошкольникам расширять свои знания о правилах электротехники и принципах работы цифровой электроники.
Для наилучшего восприятия конструктора «Эврики» педагогом в работе со старшими дошкольниками применяются следующие методы и приемы, позволяющие дать детям первоначальные основы электроники и электротехники: словесный, наглядный, практический, игровой, работа со схемой, видео-метод.
В работе с конструктором педагог, применяя такие словесные методы как беседа и объяснение, способствует наилучшему усвоению детьми новой для них информации. В беседе у дошкольников расширяется кругозор, формируются умения получать новую информацию, более четко ее систематизировать и применять ее на практике.
При работе с «Эврикой» применение наглядных методов и приемов является неотъемлемой частью освоения дошкольниками конструктора, ознакомление с деталями и их практическим применением, знакомство с схемами и их сборкой. Применение наглядных методов способствует расширению у детей научного кругозора, развитию технического мышления.
В основной части действий с конструктором применяется практические методы и приемы. Изучив детали конструктора, образцы схем, описание их сборки, дошкольники приступают к непосредственной сборке приборов и устройств, использую на практике полученные ими раннее знания и умения. Этот вид работы используется ребенком и при самостоятельном, творческом изготовлении и придумывании своих интересных новых схем и соединений. Практические методы и приемы способствуют формированию трудовых умений, навыков самообразования и расширения кругозора и мировоззрения, помогают усвоить детьми новые знания, закрепить их в практической деятельности, расширить и совершенствовать усвоенные знания, стимулируют развитие технических способностей у старших дошкольников.
Применение игровых методов и приемов в процессе освоения старшими дошкольниками конструктора «Эврики», дают возможность более результативно и действенно реализовывать образовательные задачи в доступной игровой форме, что способствует наилучшему усвоению детьми новой информации.
Используя на занятиях дидактические игры по безопасности работы с электроникой, «Найди лишнюю деталь в сборке», игры на соотнесение разных видов схем, в которых детям предлагаются картинки со схемами «Эврики» и схемами использующимся в физике, «Найди и подбери электронную схему для сборки заданного объекта», дидактические упражнения на развитие технической логики и технического мышления, участие детей в инженерных проектах «Что такое светодиод?», «Какие бывают лампочки?», «Батарейки – наши маленькие носители энергии», создание альбомов «Электрические приборы», «Как устроен фонарик?», педагог повышает уровень усвоения детьми начальных знаний законов физики, принципы работы с электронными компонентами, правил технической безопасности, нормы поведения при совместном техническом творчестве со сверстниками. Игровые методы и приемы способствуют более эффективному усвоению старшими дошкольниками максимального объема познавательных знаний, приобретению практических умений и навыков, развитию технических способностей при освоении новых схем, разработке новых и их качественной сборке.
Применение видео-методов в освоении дошкольниками конструктора «Знаток» помогает интегрировать занятия с информационными технологиями, просмотр детьми тематических мультипликационных и научных фильмов, дает возможность расширить информационный блок по работе с электронными компонентами, сборке схем, способов изменения алгоритма сборки и просмотр новых вариантов последовательности соединения деталей конструктора.
У дошкольников при просмотре тематических видеосюжетов расширяется информационный кругозор в плане технического развития, это дает возможность ребенку выдвигать свои гипотезы в построении схем, дать теоретическое обоснование своих предположений, что способствует развитию технического мышления и технических способностей у детей.
Применение интерактивного стола делает занятия с конструктором «Эврики» более интересными и познавательными, играя в игры-симуляторы дошкольникам предоставляется возможность самим выбрать схему, попробовать собрать ее, при этом импровизировать в ее сборке, при совершении ошибки программа сообщает об этом, предлагает варианты правильной сборки, давая возможность каждому ребенку проверить свои технические знания и способности.
Квалифицированная интеграция педагогом различных методов и приемов на занятиях с конструктором «Эврики» дает возможность старшим дошкольникам осваивать представления о многообразии электрических явлений в природе, овладеть исследовательскими умениями, приобрести навыки проведения опытов, умения описывать полученные результаты, формулировать свои выводы. В процессе работы с конструктором у детей развивается интерес к изучению электрических явлений, интеллектуальные и технические способности в процессе решения познавательных задач, формируются навыки технического творчества. Воспитывается интерес к профессиям, связанным с электроникой и профессиям, направленным на техническое творчество и изобретательность. Дошкольник приобретает способность к применению полученных представлений и решению практических задач в повседневной жизни, безопасное обращение с электрическими приборами. Приобщается к научным ценностям и достижениям современной техники.
При обобщении вышеизложенного, можно сделать вывод, что технические способности – это взаимосвязь индивидуальных и творческих способностей, которые дают возможность индивиду при создании определенных условий осваивать конструкторско-технологические знания, расширять познания мира техники, овладевать профессиями, связанными с технической направленностью и добиваться успехов в них. Технические способности – это те способности, которые проявляются непосредственно в работе с техническими устройствами.
Развитие технических способностей у детей старшего дошкольного возраста – это поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей ребенка, воображения, внимания, самостоятельности, познавательного интереса, его пространственного, инженерного и творческого мышления, конструктивных способностей, обеспечивающих базу индивидуальных способностей для создания конструкторских моделей, творческих идей в области освоения техники и механизмов.
Основываясь на анализе работ Л.С. Выготского можно сделать вывод, что расширить технический опыт ребенка возможно, применяя определенные педагогические методы и приемы, создавая для этого предметно-пространственную среду тем самым формировать достаточно прочные основы его технических способностей.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
«Физика и игра в одной упаковке»
Мастер-класс для педагогов
Подготовил:
Нурудинова М.А.,
воспитатель
2024 год
Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного игрового взаимодействия по освоению эффективного развивающего и универсального средства – песка.
Задачи:
- познакомить педагогов с игровыми приемами, которые активизируют познавательную деятельность;
- донести до педагогов важность использования методов игр с кинетическим песком в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;
- создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.
- Добрый день, коллеги! Все мы знаем, ребенку нужно играть! Игры, по мнению знаменитого Фрейда, способны оздоравливать и очищать неокрепшую детскую психику; они снимают стрессовые ситуации, которые являются причиной заболеваний нервной системы.
Учитывая то, что мир динамично меняется, развивается, появляются гаджеты, новая техника, и это, к сожалению, не всегда положительно влияет на развитие детей.
Я довольно долго искала средство, которое удовлетворило бы мои запросы как педагога (ведь я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями, запросы самых привередливых родителей.
На помощь мне пришла, как не странно – ФИЗИКА! А точнее Кинетика – это отдел механики, в который входит статика и динамика физического тела (или микрочастиц).
В песок, как правило, любят играть все дошкольники. На участке детского садика песочница – излюбленное место. Игры в обычной песочнице доступны далеко не всегда. Например, дома: Зима? Нет песка! Дождь? Песок грязный! Прогулка с мамой или бабушкой? «Не тронь песок, туда собаки бегают!» Бедные воспитатели в детском саду каждое утро в хорошую погоду вынуждены приходить на работу пораньше, чтобы пролить песочницу кипятком: так требует СанПиН, чтобы не было микробов. Да и в групповые столы с песком и водой не спасают для ежедневного удовлетворения детской игры (грязно и руки и вокруг).
А между тем игры с песком, как доказали психологи, положительно влияют на психическое развитие ребенка. Разработана даже особая методика, песочная арт-терапия (авторы: основателем являлся Карл Гюстав Юнг, Фрейд, Копытин И. А., направленная на снятие внутреннего напряжения.
Проблему решила кинетика. В песок добавили силиконовую составляющую, которая связала частички песка между собой и получился - Кинетический живой песок (песок, который движется). Все дети любят играть с песком и лепить из пластилина.
Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества.
Благодаря присутствию специального силиконового связующего, обволакивающего частицы и соединяющего их, кинетический песок обладает высокими показателями сыпучести и формируемости, характеризуется одновременно плотной и пористой консистенцией.
• мелкой координации и моторики пальцев;
• росту мыслительной активности ребенка,
• воспитанию таких качеств как усидчивость, способность концентрировать надолго свое внимание на одном и том же предмете, аккуратность в работе;
• активности воображения и фантазии;
• улучшению настроения даже неулыбчивого крохи.
Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения; Кинетический песок способствует:
• развитию тактильных ощущений маленьких первооткрывателей;
• оттачиванию
• Пока ребенок занят с песком, родители могут на время отвлечься и не беспокоиться о его безопасности.
У цветного кинетического песка всего один недостаток, пищевой краситель, который присутствует в нем – оставляет следы краски на руках, но они смываются теплой водой и мылом.
А со взрослыми детками подготовительной группы можно рассмотреть состав и окунуться в ФИЗИКУ! Развить интересные проекты! В нашем случае кинетический песок – это песок, вода, а замена полимера – крахмал.
Кинетический песок может принести немалую пользу и в подростковом возрасте, когда сложно выражать открыто свои чувства и делиться переживаниями.
Не менее полезен кинетический песок и для взрослых. Замечено, что игра с песком способствует расслаблению, снятию стресса, активизации мышления и воображения.
Даже непродолжительная разминка рук с кинетическим песком помогает отдохнуть морально, повышает работоспособность и возвращает энтузиазм к работе, дарит новые ощущения и положительные эмоции.
Итак, предлагаю поиграть и ощутить кинетический песок!
Для самых маленьких исследователей.
Игра «Наши ладошки».
В процессе игры дети знакомятся со свойствами песка. На кинетическом песке ребенок делает отпечатки своих ладошек, по показу взрослого или самостоятельно украшает их камешками, цветочками и т. п. (младший возраст)
Игра «Узоры на песке» (младший и средний возраст)
Содержание:
Можно рисовать узоры на ровной поверхности разными предметами. Так как на кинетическом песке получаются четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины и т. д.
рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радости, грусти, злости, страха, удивления.
Игра «Песочные прятки».
Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Содержание: «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок. После того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты можешь их найти в песке. (старший возраст)
Игра «Трафареты».
Цель: способствовать закреплению представлений о свойстве кинетического песка – сохранять форму отпечатка; пользоваться трафаретами; закреплять тему. (старший возраст)
Упражнение «Мое настроение».
Цель: содействовать развитию способности осознания и выражения своих чувств и эмоций.
Содержание: ребенок создает или рисует на песке свое настроение, при необходимости изменяя его.
Игра «Отпечатки».
Цель: способствовать развитию тактильного восприятия, классификации.
Содержание:
Отпечатки можно делать с помощью разнообразных предметов, формочек. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс. В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов.
Сюжетные игры: «Необитаемый остров», «Дом», «Морской мир» и др.
Цель: создание условий для развития навыков конструктивного общения, развитие воображения
Содержание: детям (индивидуально или в группе) предлагается построить разнообразные природные или рукотворные сообщества – это город, деревня, дом, лес, река, озеро, остров и др.
Игра «Строим вместе».
Цель: способствовать овладением умения сотрудничать, проигрывание различных жизненных ситуаций, снятие эмоциональной напряженности
Содержание: детям предлагается любая тема совместного творчества.
Игра «Необыкновенные следы».
Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности, воображения.
Содержание:
«идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«ползут змейки» - ребенок расслабленными (напряженными) пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых
«крокозябра» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы.
Каждый новый день дарит мне новые, порой неожиданные, радости и проблемы, новый интерес, новые идеи. Себя я отношу к числу людей, которые никак не могут расстаться с миром ежедневных открытий и откровений, атмосферой загадочной игры, чудесных перевоплощений. Сегодня я рада, что была возможность поделиться с коллегами интересной идеей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного игрового взаимодействия по освоению эффективного развивающего и универсального средства – песка . Задачи мастер - класса: познакомить педагогов с игровыми приемами, которые активизируют познавательную деятельность ; донести до педагогов важность использования методов игр с кинетическим песком в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей; создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.
«Кучка песка – вот лучшая игрушка» К.Д. Ушинский Ребенку нужно играть! Игры способны оздоравливать и очищать неокрепшую детскую психику; они снимают стрессовые ситуации, которые являются причиной заболеваний нервной системы. (З.Фрейд )
физика кинетика
« Фантазия — мать всех возможностей, - говорил Карл Густав Юнг, один из основоположников песочной арт-терапии, - в которой, подобно всяким противоположностям, и внутренний, и внешний миры соединены воедино ».
Кинетический песок удачно объединяет свойства песка и пластилина .
развитию тактильных ощущений маленьких первооткрывателей; оттачиванию мелкой координации и моторики пальцев; росту мыслительной активности ребенка, воспитанию таких качеств как усидчивость, способность концентрировать надолго свое внимание на одном и том же предмете, аккуратность в работе; активности воображения и фантазии; улучшению настроения даже неулыбчивого крохи. Кинетический песок способствует :
С детьми подготовительной группы можно рассмотреть состав и окунуться в ФИЗИКУ! Развить интересные проекты! В нашем случае кинетический песок – это песок, вода, а замена полимера – крахмал. Кинетический песок может принести немалую пользу и в подростковом возрасте, когда сложно выражать открыто свои чувства и делиться переживаниями.
Не менее полезен кинетический песок и для взрослых. Замечено, что игра с песком способствует расслаблению, снятию стресса, активизации мышления и воображения.
Игровые принадлежности Мелкие игрушки Камушки, природный материал Инструменты (стеки, скалка, молоточки, пластмассовые ножи, зубочистки и др.) Оригинальные формочки Детская посуда и пр.
И гра «Наши ладошки» Цель : продолжать способствовать закреплению представления о свойстве сохранять отпечатки; формирование нестандартного творческого мышления. УПРАЖНЕНИЕ «УЗОРЫ НА ПЕСКЕ» ЦЕЛЬ: способствовать развитию зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
Игра «Песочные прятки» Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. Содержание: игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. выбери понравившиеся тебе игрушки. ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок. после того как я скажу: «открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке .
Игра «Трафареты» Цель : способствовать закреплению представлений о свойстве кинетического песка – сохранять форму отпечатка и пользоваться трафаретами; закреплять тему.
Упражнение «Мое настроение» Цель: содействовать развитию способности осознания и выражения своих чувств и эмоций .
Игра «Отпечатки» Цель : способствовать развитию тактильного восприятия, классификация . ИГРА «СТРОИМ ВМЕСТЕ» ЦЕЛЬ: способствовать овладением умения сотрудничать, проигрывание различных жизненных ситуаций, снятие эмоциональной напряженности
Сюжетные игры: «Необитаемый остров», «Дом», «Морской мир» и др. ЦЕЛЬ: создание условий для развития навыков конструктивного общения, развитие воображения
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/12/20241227_162704.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/12/3_0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/12/7.jpg)